УДК 152.3 ББК Ю937
Т. И. Ежевская Основные направления и подходы к исследованию информационнопсихологической безопасности личности в отечественной науке
В статье рассматриваются основные направления и подходы исследования вопросов информационно-психологической безопасности в отечественной науке. Основной акцент делается на подходах в изучении информационно-психологической безопасности личности. Рассматривается ряд научных работ в области психологии, посвящённых исследованию различных аспектов раскрываемой проблемы. Автор обозначает основные вопросы, разрабатываемые психологами-исследователями в области информационно-психологической безопасности личности.
Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность личности, направления исследования, походы к изучению.
^ I. Yezhevskaya
The main directions and approaches to the study of information-psychological security of individual in domestic science
The article examines the main trends and approaches to the study of issue of information - psychological safety in domestic science. The emphasis is on approaches to the study of information - the psychological security of the individual. Addresses a number of publications in the field of psychology devoted to studying various aspects of the disclosure issue.
Key words: information-psychological security of the person, the direction of research, trips to the study. The author indicates the main issues developed by psychologists, researchers in the field of information-psychological security of the individual.
Исследованиеинформационно-пси-хологической безопасности личности складывается из разнообразия направлений и подходов, которые имеются в настоящее время в современной науке. И это не случайно, так как данная проблема является междисциплинарной. Одни исследователи делают акцент на интенсивности информационного воздействия на человека, другие на его содержательной стороне.
Изучение различных проблем информационно-психологической безопасности в нашей стране в историческом плане начались не очень давно. Первая
научно-практическая конференция по проблемам информационно-психологической безопасности была проведена лишь 21 ноября 1995 года Институтом психологии Российской академии наук, лабораторией психологии рефлексивных процессов. Она показала большую значимость этой проблематики, ее многогранность, сложность и, естественно, неразработанность. В рамках данной конференции были определены понятия и выделен субъектный подход в решении проблем информационно-психологической безопасности личности.
Вторая научно-практическая конференция по проблемам информационно-психологической безопасности состоялась в марте 1996 года и была посвящена обсуждению проблемы мани-пулятивных воздействий как ведущему фактору, оказывающему влияние на информационно-психологическую безопасность российского общества.
Рабочей группой комитета Государственной Думы по безопасности проекта федерального закона «Об информационно-психологической безопасности» были проведены конференции по информационно-психологической безопасности в гг. Москва и Санкт-Петербург (1996 и 1997 гг.), Уфа (1999 г.). Под руководством А. В. Брушлинского, В. Е. Лепского по данной проблеме были организованы круглые столы в различных научных, общественных и государственных организациях.
Широк спектр тематики, которая рассматривалась на различных конференциях. Обсуждение вопросов информационно-психологической безопасности избирательных кампаний прошла в институте психологии РАН (Москва, 1999 г.). 1 февраля 2000 года состоялась научно-практической конференция по проблеме «Об организации обеспечения информационно- психологической безопасности», которая проводилась под эгидой Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности в рамках 5-го Международного форума «Технологии безопасности». На конференции обсуждался законопроект, направленный на обеспечение прав лиц, находящихся на территории Российской Федерации, и защиту своего здоровья от негативного информационно-психологического воздействия и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества, государства в информационной сфере.
Различные аспекты изучения информационно-психологической безопасности рассматривались в рамках конференций и съездов Российского психологического общества. Регулярное проведение научных конференций до сегодняшнего дня в различных регионах страны с обсуждением вопросов в данной области знаний показывает актуальность и значимость разработки информационно-психологической безопасности личности, общества и государства.
Ученые и практические деятели в своих работах показывают важность решения проблемы информационнопсихологической безопасности личности, обостряют болевые точки психологической безопасности личности на современном этапе развития общества, показывают негативное влияние информации на человека и его последствия, затрагивают значимость внешних и внутренних ресурсов в решении вопросов обеспечения психологической безопасности.
Работы исследователей опираются на широкий спектр подходов. Так, основные подходы общей теории безопасности и ее методы широко используются для прогнозов развития опасных ситуаций, качественных и количественных оценок мер и систем безопасности сложных технических систем, обеспечения военной безопасности страны, решения проблем управления экономическими, социальными и экологическими системами, в разработке проблем устойчивого развития общества, процессов глобализации.
В рамках исследования информационно-психологической безопасности разрабатываются ряд проблем обеспечения экологической безопасности человека в связи с разными видами информационного воздействия, сохранения
его здоровья (Н. А. Агаджанян, И. Н. Полунин, И. Б. Ушаков, А. П. Барсенева, П. А. Ваганов, Н. И. Виноградова, В. А. Бодров, Н. А. Калиновская, Т. Б. Мельницкая, Д. И. Устимов, В. Д. Цыганков и др.), проблемы манипулирования сознанием и поведением человека (Ю. А. Ермаков, Е. А. Доценко, Г. В. Грачев, И. К. Мельник, С. Г. Кара-Мурза, В. Н. Панкратов и др.), психологические аспекты негативного воздействия информационно-электронных средств и СМИ (Е. А. Варталова, О. М. Грызунов, Я. Н. Засурский, Л. В. Матвеева, К. Е. Кузьмина, Э. В. Лидская, М. О. Мдивани, Ю. С. Рысини др.), коммуникации в компьютерных сетях и психологические исследования деятельности человека в Интернете (О. Н. Арестова, А. Е. Войс-кунский, О. В. Смыслова др.), медико-пси-холого-педагогические аспекты информационно-психологической безопасности человека в образовании (Е. Н. Дзятковская и др), представления студентов об информационно-психологической безопасности и пути их трансформации (Т. А. Басанова)
Остановимся подробнее на исследованиях различных аспектов обозначенного феномена в работах ряда авторов. Г. М. Зараковский, Г. Л. Смолян, С. Ю. Решетина, В. М. Розин, А. Е. Войскунский дали определение и проанализировали предметную область информационно-психологической безопасности как на уровне отдельного человека, так и на уровне социума. Данные авторы выделили некоторые основные характеристики информационно-психологического потенциала и основные факторы информационной среды, которые могут стать источниками информационно-психологической опасности личности и общества, определили типологию факторов риска и предложили подходы к построению системы информационно-психологической безопасности социальных объектов.
В. А. Бодров проанализировал данные о причинах, механизмах формирования и проявления информационного стресса, личностной подверженности непосредственному воздействию информационных факторов [1]. Он считает, что сущность и специфика развития информационного стресса обуславливается, главным образом, особенностями когнитивных процессов в его регуляции. Автор делает заключение, что проблема психологических ресурсов и функциональных резервов психики остается одной из основных в контексте изучения механизмов регуляции информационного стресса.
Рядом преподавателей факультета психологии МГУ выполнены эмпирические исследования мотивации пользователей Интернета, изучены психологические механизмы идентификации и самопрезентации у пользователей современных информационно-коммуникативных технологий, проанализированы имеющие представления о таком виде психопатологии, как зависимость от интернета или «интернет-аддикция».
В исследовании Н. А. Калиновской, Д. И. Устимова изучалась проблема информационного стресса. Авторы раскрывают психофизиологические аспекты взаимодействия человека с информацией, делают анализ понятия «информационная культура и определяют информационную культуру личности как интегральное качество личности, характеризующее целостное единство ценностных установок, способностей, знаний, умений и устойчивых навыков информационной деятельности и ориентации в современном информационном обществе [5]. В общем комплексе информационной культуры они выделяют следующие компоненты:
- мотивационно-личностный (совокупность ценностных ориентаций,
мотивированность взаимодействия человека с информацией, его информационные потребности и т. д.);
- когнитивно-личностный (совокупность знаний в области информационной деятельности, умения применять эти знания, целостная система представлений о собственных информационных потребностях и т. д.);
- деятельностно-личностный (устойчивые навыки осуществления информационной деятельности).
Проблемы информационного воздействия на сознание и психологической защиты исследовались в работах Г. В. Грачева констатировано, что понятие психологической защиты давно вышло за рамки традиционного понимания и рассматривается сегодня гораздо шире и многоаспектнее [2; 3]. Г. В. Грачев разработал теоретические и методические основы психологической защиты личности как основного способа обеспечения ее информационно-психологической безопасности. Он выявил связи и зависимости между понятиями информационно-психологической безопасности, социально-психологической и психологической самозащиты личности. На индивидуально-личностном уровне психологическая защита реализуется посредством формирования специфической регулятивной системы и комплекса защитных механизмов и алгоритмов поведения, которые и образуют индивидуальную психологическую защиту. В его работе центральным компонентом системы психологической защиты явилась психологическая самозащита. Данный автор исследовал в качестве основы формирования психологической самозащиты личности алгоритмы информационного взаимодействия и поведения человека, которые содержат следующие компоненты: общую установку, ориентировку в ситу-
ации, определение потенциала воздействия, выявление признаков угроз ИПБ личности, организацию защитного поведения. В качестве системообразующего компонента информационно-психологической безопасности у Г. В Грачёва выступает общая установка. Исследователь рассматривает личность как субъект жизнедеятельности и жизненного пути, как субъект деятельности, общения и самопознания.
Т. М. Краснянская считает, что потенциалом безопасности личности является способность контролировать свои внутренние параметры и параметры внешнего мира в русле реализации некоторого значимого целевого комплекса [5]. В случае подконтрольности системе необходимого комплекса факторов она находится в состоянии безопасности. Адекватная оценка соответствующих факторов позволяет системе приблизиться к определенному идеалу безопасности. Подобной же точки зрения придерживается и А. А. Тер-Акопов, который считает, что обеспечение безопасности человека зависит, кроме наличия своевременной психологической помощи, ещё и от уровня психологической подготовленности человека, его духовности, позволяющей сопоставлять полученную информацию с духовными ценностями [14].
В работе А. Н. Сухова фиксируется связь отсутствия безопасности и нежелательных трансформаций личности: возникновения страхов, фобий, акцентуаций, травмирования «Я», зажатости, аутичности, искажения самооценки, сужения круга общения [13]. Данный автор подтверждает точку зрения, что внутренние ресурсы и безопасность личности имеют прямую зависимость.
Решение вопроса информационнопсихологической безопасности учащихся через активизацию когнитивных про-
цессов предлагает и Н. А. Переломова. Данный автор в качестве составляющих элементов компетенции в области информационной безопасности учащихся выделяет следующие:
1) знания о позитивных и негативных эффектах информационного воздействия, знания о средствах, способах и методах работы с информацией и способах самоблокирования негативной информации; понимания возможности применения информационных технологий, их силы и слабости;
2) навыки аналитической работы с информацией, навыки самоблокирова-ния информации, оказывающей дестабилизирующее воздействие на сознание, закрепления общественно-значимых морально-этических норм;
3) способность к аналитическому мышлению, способность критического отношения к распространяемой информации и рекламе;
4) опыт работы с информацией;
5) саморазвитие навыка самоблоки-рования информации [10, с. 60].
Выделим ряд подходов изучения информационно-психологической безопасности в различных областях научного знания. В работах психологов, которые основываются на субъектном подходе, акцентируется внимание на активном, субъектном начале, возможности саморегуляции самим человеком своей информационно-психологической безопасности. Субъектный подход рассматривается и как совокупность сравнительных эталонных и реальных образов как результатов психологического отражения различных аспектов деятельности. При опоре на деятельностный подход психологическая безопасность трактуется как функциональная разноуровневая система.
Работы медико-психологического направления, чаще всего, опираются на
санологический и гигиенический подходы [4]. Гигиенический подход рассматривает проблему информационнопсихологической безопасности человека с точки зрения информационно-психологических угроз для индивида со стороны его окружения. Санологический
- с точки зрения индивидуальных качеств человека, позволяющих защититься или компенсировать негативные воздействия среды.
Исследователи Н. И. Калиновская, Д. И. Устимов рассматривают проблему информационного стресса человека с позиции ресурсного подхода, согласно которому стресс возникает в результате реальной или воображаемой потери части ресурсов человека [5]. Авторы раскрывают психофизиологические аспекты взаимодействия человека с информацией, делают анализ понятия «информационная культура» с позиций информационного и культурологического подходов. С позиций личностного подхода определяют информационную культуру личности как интегральное качество личности, характеризующее целостное единство ценностных установок, способностей, знаний, умений и устойчивых навыков информационной деятельности и ориентации в современном информационном обществе.
Характерной особенностью современного научного знания является его гуманитарно-экологическая направленность. В этой связи все чаще современные исследователи опираются в своих работах на экологопсихологический подход. Общим для всего континуума исследований в русле данного подхода является признание прочных взаимосвязей человека и окружающей его действительности, включая информационную. В качестве исходного основания для экопсихологических исследований выступают отношения в системе
«человек - окружающая среда (природная, социальная, информационная и др.)», а конечным результатом - психологическое благополучие человека. В рамках данного подхода изучаются факторы окружающей среды, которые имеют психологически атрибутивный характер. При этом информационная среда, как часть общей среды, характеризуется: 1) сопредставленностью различных свойств и отношений разной модальности; 2) различной объективной и субъективной значимостью этих свойств и отношений для человека как компонента системы «человек - окружающая среда».
В. И. Панов отмечает, что психика человека в экопсихологических исследованиях предстает в виде субъектнопорождающего качества системы «индивид - среда» как совместного субъекта развития. Следовательно, благополучие человека не всегда определяется особенностями среды, а той конкретной целостностью, в которую входит сама личность и ее окружение, имеющее психологически атрибутивный характер [8; 9]. В рамках экопсихологической проблематики в нашей стране проводили и проводят свои работы А. А. Абраменкова, Ю. Г. Абрамова, Н. Н. Авдеева, Т. В. Базылевич, О. М. Дерябина,
С. Д. Дерябо, И. Д. Зверев, В. А. Иванников, Г. А. Ковалев, Д. Н. Кавтарадзе, Е. С. Кульпин, Е. О. Лазебная, О. Б. Леонова, Б. Т. Лихачев, В. И. Панов, Ю. М. Плюснин, В. В. Рубцов, Н. М. Са-раева, В. О. Скребец, В. А. Ясвин и многие другие. Обеспечение психологического благополучия личности в контексте ее информационно-психологической безопасности по существу есть экопси-хологический подход к изучаемой нами проблеме.
Следует отметить, что проблема «человек-среда» приобретает в совре-
менных условиях совершенно новое содержание. В возникающем взаимодействии объективное и субъективное рассматриваются как два противостоящих друг другу, но в то же время взаимосвязанных и взаимообусловленных начала, образующих систему. Психологов все чаще интересует взаимодействие различных по природе явлений, множественность форм их протекания, психологические новообразования общесистемного (субъект-объектного) уровня, возникающие в результате взаимодействия внешнего и внутреннего, механизмы встраивания предметного и социокультурного миров во внутренний мир человека, возможные психологические последствия, вызванные вмешательством внешней реальности. В настоящее время многие исследования строятся на системном подходе.
В понятии «системный подход» акцент делается на исследовании субстанциональных частей и отношений между ними как внутри системы, так и в целом между системой и окружающей средой. Приоритетными в настоящее время становятся исследования не столько организации и функционирования целостных образований, сколько их порождения и развития. Человек, становясь частью целого, обретает свойства, возникающие при взаимодействии внутри данной системы. В норме взаимодействие внутреннего и внешнего, субъекта и объекта, а в целом и всех элементов системы, экологически ожидаемо и безопасно для личности. Основная причина взаимодействия внутреннего и внешнего - «соответствие, относительная тождественность взаимодействующих сторон» [4, с. 73], т. е. соответствие между актуальными состояниями человека, его внутренними ресурсами, потребностями и явлениями той части объективного мира, которая входит в целостную
систему. Но вместе с тем неблагоприятное влияние любого элемента системы ведет к ущемлению или деформации психологической реальности. Понимание и осмысление многомерности системных отношений «человек-среда» и многообразия отношений разнородных структурных подсистем целого, включающих отношения «информационная среда - психологическая безопасность личности», позволяет многоаспектно взглянуть на исследуемую проблему.
Проблема информационно-психологической безопасности личности сегодня изучается в русле многих направ-
лений и подходов, но необходимо отметить, что еще существует разобщенность понимания и разнородность подходов к исследованию различных сторон информационно-психологической безопасности личности, включая проблему ее обеспечения.
Несмотря на активность исследователей в разработке вопросов информационно-психологической безопасности личности, вопрос ее внутренней защищенности от негативного информационного влияния все еще остается не до конца разработанным.
Список литературы
1. Бодров В. А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов. М. : ПЕР СЭ, 2000. 352 с.
2. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояния и возможности психологической защиты. М. : РАГС, 1998. 125 с.
3. Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. Волгоград: Издатель, 2004. 335 с.
4. Дзятковская Е. Н.Стрессовая педагогика (8 лекций о безопасности, развитии и здоровье школьника) / Ангарский педагогический колледж, Ангарск, 2004. 148 с.
5. Калиновская Н. А., Устимов Д. И. Информационный стресс. Информационно-психологическая безопасность личности как качественная характеристика информационной культуры. Казань: База опыта и знаний «Атлас Аналитика», 2006. URL : zhumal.lib.ru/u/Ustimov_d_j/informacionnyjstressdos. shtml (дата обращения: 15.06. 2007).
6. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности : системный взгляд / под ред. Г. В. Залевского. Томск: Изд-во Томского университета, 1999. 153 с.
7. Краснянская Т. М. Безопасность человека: психологический аспект: учеб. пособие / под ред. А. В. Непомнящего. Ставрополь : ЗАО Пресса, 2005. 216 с.
8. Панов В. И. Проблемное поле эколого-психологических исследований / / 3-я Российская конференция по экологической психологии : материалы конф. / под общ. ред. В. И. Панова и А. В. Иващенко. М. : РУДН, 2005. С. 6-23.
9. Панов В. И. Экологическая психология : Опыт построения методологии. М. : Наука, 2004. 197 с.
10. Переломова. Н. А. Некоторые культурные и информационные проблемы глобализации: педагогический аспект / / Образование и глобализация: материалы Второй Байкальской междунар. конф. 27 июня - 2 июля 2006 г. Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. Ч. 1. С. 59-61.
11. Проблемы информационно-психологической безопасности : сб. статей и материалов конференции. Росс. Академия наук. Институт психологии / под ред. А. В. Брушлинского, В. М. Лепского. М. : ИПРАН, 1996. 98 с.
12. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). / Г. Л. Смолян, Г. М. Зараковский, В. М. Розин, А. Е. Войскунский. М. : Институт системного анализа РАН, 1997. С. 6-10.
13. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: учебное пособие для студентов высш. уч.заведений. М. : Академия, 2002. 256 с.
14. Тер-Акопов А. А. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). М.: МНЭПУ, 1998. 196 с.
УДК 152.3 ББК Ю 953
В. И. Екинцев Применение трансспективного анализа для исследования коммуникации человека
Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России » на 2009-2013 гг.
В статье рассматривается возможность применения трансспективного анализа к исследованию коммуникации человека. Представлен анализ развития постнеклассической методологии, возможности для использования трансспективного анализа в области прикладной, практической психологии и психологии общения.
Ключевые слова: трансспективный анализ, постнеклассическая методология, коммуникация человека.
V. I .Ekintsev
Application transspektivу analysis for the study of communication rights
The article discusses the possibility of transspektive analysis to the study of human communication. An analysis of postnonclassical methodology, opportunities to use transspektive analysis in the field of applied, practical psychology and psychology of communication.
Key words: transspektive analysis, postnonclassical methodology, communication rights.
В философии науки В. С. Степиным в 1989 г. была выявлена смена типов научной рациональности по линии: классицизм-неклассицизм-постнеклас-сицизм. Ключевым признаком этой типологии является коррелятивная связь «между типом системных объектов и соответствующими характеристиками познающего субъекта, который может осваивать объект» [11]. В. С. Степин отмечал, что каждый из типов рациональности в научном познании предполагает разный тип рефлексии и стратегии. Существенно то, что «каждый из этих уровней рефлексии и стратегий корре-
лятивен системным особенностям исследуемых объектов и выступает условием их эффективного освоения (простых систем как доминирующих объектов в классической науке, сложных саморегулирующихся систем - в неклассической, сложных саморазвивающихся - в пост-неклассической)» [11]. Сущность пост-неклассицизма состоит в концентрации на проблеме саморазвития, которая присуще открытым, самоорганизующимся системам.
Введенный В. Е. Клочко в 2005 г. в науку трансспективный анализ основан на постнеклассической методологии.