УДК
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
А.В. Антюхов, Н.В. Фомин
В статье дана характеристика основных направлений государственной политики в профессиональном образовании. Рассматриваются вопросы модернизации высшей школы в контексте Болонских реформ и пути их решения
Ключевые слова: стратегическое развитие, модернизация системы образования, профессиональное образование, конкурентоспособность, инновационный вуз, Болонский процесс, ФГОС ВПО.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1], утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования.
При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года стратегические цели образования также тесно увязаны с проблемами
развития российского общества [2].
В соответствии с доктриной государство в сфере образования обязано обеспечить:
-реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;
-сохранение и развитие единого образовательного пространства России; -формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
-всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов;
-воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;
-создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финансирования;
-нормативное финансирование образовательных учреждений, обеспечивающее развитие материально-технической базы образования, повышение социального статуса обучающихся и работников;
-стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;
-привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;
-эффективные пути и средства расходования бюджетных средств в области образования;
-доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, учебной и научной литературе;
-высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;
-правовые условия функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;
-законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот работников образования и обучающихся;
-государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;
-реализацию условий для получения качественного образования детьми-сиротами, детьми-инвалидами и детьми из семей с низкими доходами;
-развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;
-интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций, с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;
-поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;
-интеграцию российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций.
В новом ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сформулированы основные принципы государственной политики в сфере образования:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья
человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении
образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Поэтапная реализация государственной политики в сфере профессионального образования нашла свое отражение в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 года» [3].
В частности, будет существенным образом обновлена сеть вузов, которые становятся основой для новой эффективной высшей школы России. К настоящему моменту одобрены программы развития 29 национальных исследовательских университетов и 8 федеральных университетов, а также двух крупнейших университетов страны - МГУ имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет.
Предполагается скорректировать типологию и структуру вузовской сети в целом с оптимизацией количества филиалов вузов в сторону их сокращения -до нескольких десятков вузовских филиалов в год. Возможно также сокращение общего числа вузов при условии увеличения численности студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах.
Государством предусмотрены меры по изменению сети образовательных учреждений на всех уровнях системы образования, развитию межвузовской кооперации, обмену ресурсами, повышению академической мобильности студентов и преподавателей как в Российской Федерации, так и за рубежом.
Это позволит в полной мере реализовать такие важные изменения последних лет, как:
-переход на многоуровневое высшее образование и новые образовательные стандарты;
-развитие академической мобильности студентов и преподавателей;
-расширение спектра оказываемых вузами услуг дополнительного образования.
Таким образом, стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Для достижения этой цели необходимо решить такие задачи, как:
-обеспечение инновационного характера базового образования; -модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
-создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
-формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
Очевидно, что приоритеты образовательной политики развития высшей школы необходимо направить на создание такой модели образования, которая способна защитить человека от отрицательных последствий экономических реформ, повысить престиж отечественного высшего образования, создать условия для конкурентоспособности вузов не только на отечественном, но и на международном рынке образовательных услуг.
В статье «Университет будущего: ставка на содержание» подчеркивается [4], что должны появится университеты нового типа («проблемно-ориентированные» или «инновационные» университеты) для подготовки людей и команд, способных проектировать новые виды деятельности и обеспечивать трансформацию уже существующих корпораций, отраслей и территорий в соответствии с вызовами времени. Спрос на таких профессионалов растет во всем мире в связи с усилением глобальной конкуренции, появлением новых технологий, геополитической неопределенностью (локальные военные конфликты, финансовые и
экономические кризисы). У России есть все основания для того, чтобы включиться в мировое лидерство в подготовке таких людей, которые будут способны:
-мыслить за пределами существующих общепринятых представлений;
-решать задачи, до сих пор не имевшие решения;
-действовать практично, беря на себя ответственность за проект и команду в ситуации неопределенности, ограниченности ресурсов и персонального риска;
-доказывать свою эффективность реальными достижениями и результатами.
Это позволит России вновь встроиться в международную повестку развития высшего образования и претендовать на ведущую роль в глобальном образовательном пространстве в перспективе следующих 10-30 лет. Потребуются серьезные изменения в содержании образования, суть которых состоит в выходе за пределы трансляции предметно-ориентированного знания.
В комплексе этих задач особо выделяются по своему значению переход на новую систему высшего образования и внедрение ФГОС ВПО с учетом современных квалификационных требований. По сути, речь идет о новом содержании и новой структуре подготовки кадров, о вхождении российской школы в европейское, а значит, и в мировое образовательное пространство.
В соответствии со стратегической целью государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, целями и задачами развития Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского являются достижение и укрепление позиций в группе лидеров российского высшего профессионального образования и его становление как инновационного университета исследовательского типа международного уровня, отвечающего всем критериям ведущего университета, одного из передовых центров образования, науки, культуры, здоровьесберегающих и
высоких технологий Брянской области и Центрального федерального округа, занимающего лидирующие и ведущие позиции по следующим основным направлениям:
• в удовлетворении потребностей развивающейся инновационной экономики области и округа в кадрах, конкурентоспособных на глобальном рынке знаний и технологий, а также в обеспечении научных, технических и технологических решений комплексных задач территориального развития и реализации крупных программ социально-экономического развития региона;
• в реализации высококачественных инновационных образовательных программ в сфере высшего, последипломного, послевузовского и дополнительного профессионального образования;
• в выполнении на высоком уровне фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок по широкому спектру наук, а также доведении результатов интеллектуальной деятельности до практического применения на основе интеграции науки, образования и производства;
• в области инновационных технологий путем развития интеллектуальной и материально-технической базы, включая ресурсный потенциал инновационных структур как университета, так и предприятий-партнеров (технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, малые предприятия, бизнес-школы и др.);
• в создании развитой образовательной, научной, инновационной и здоровьесберегающей инфраструктуры вуза, совместных структур с ведущими научными центрами, научно-исследовательскими институтами, предприятиями и организациями в России и за рубежом;
• в области информационных и телекоммуникационных технологий, в совершенствовании интеллектуальных программно - информационных средств поддержки всех основных процессов деятельности университета;
• в сфере открытого образования с системой дистанционного доступа к своим ресурсам посредством образовательных порталов и систем
видеоконференцсвязи;
• в сфере менеджмента качества путем создания высокоэффективной системы управления конкурентоспособностью университета, ориентированной на максимально полное удовлетворение всех групп потребителей, рациональное использование всех ресурсов и непрерывное совершенствование всех процессов интеграции университета в региональное, международное профессиональное сообщество;
• в установлении надежного и долговременного стратегического партнерства с органами государственной власти Брянской области и местного самоуправления, крупными предприятиями, организациями и фирмами, структурами гражданского общества в решении социально-экономических проблем региона;
• в сотрудничестве с региональными образовательными учреждениями общего среднего, среднего профессионального, высшего, послевузовского и дополнительного образования с целью реализации принципа непрерывного образования;
• в сотрудничестве с ведущими российскими и зарубежными образовательными и научно-исследовательскими учреждениями с целью гармоничной интеграции университета в российское и мировое образовательное, научное и культурное пространство;
• в создании завершенного архитектурного и градостроительного облика современного университета, включающего учебные корпуса, общежития, спортивные и культурные сооружения и т.п., для эффективной реализации всех основных процессов деятельности.
Следует подчеркнуть, что стратегические приоритеты развития университета определяются рядом устойчивых тенденций в мировом развитии, изменением социально-экономического базиса страны, а также становлением новой смысловой характеристики высшего образования, сформулированной в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
В этом контексте, важнейшими приоритетами, определяющими
академическую политику, является качество и инновационность. Стратегическая линия БГУ направлена на развитие классического университетского образования, опирающегося на взаимодействие образования, фундаментальных и прикладных научных исследований, внедрение в учебный процесс инновационных технологий и имеющего, в конечном итоге, своей целью воспитание творчески мыслящих, образованных, культурных, профессионально мобильных специалистов, соответствующих требованиям профессиональной деятельности и рынка труда с позиций инновационного развития экономики и науки России.
Отвечая вызовам времени, университет воспринимает меняющиеся условия макросреды как руководство к действию. Так, тенденции международной интеграции, перехода к уровневому высшему образованию, приоритеты инновационного развития всех сфер социально-экономического развития России, обусловили существенное обновление качества подготовки кадров, которое проявилось в том, что в университете:
- более 10 образовательных программ признаны лучшими образовательными программами инновационной России;
- образовательные программы УГС «Экономика и управление» аккредитованы по качеству и гарантиям качества Агентством по общественному контролю качества образования и развития карьеры;
- достигнуты высокие показатели успеваемости студентов;
- стабилен процент выпускников, получающих диплом с отличием;
- сохраняется высокий конкурс среди абитуриентов при поступлении в университет;
- выпускаются специалисты, востребованные на рынке труда;
- ежегодно ряд студентов становятся стипендиатами Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Ученого совета университета и др.
Учитывая текущее состояние и целевые приоритеты развития, в социально-экономическом пространстве региона Брянский государственный
университет уверенно позиционирует себя как современный научно-образовательный и культурный центр, транслирующий традиции классического университетского образования, ориентированный, прежде всего, на подготовку высококвалифицированных кадров для регионального рынка труда.
The main orientations of state policy in vocation education are described. The main questions of modernization of higher school in the contex of the Bologna reforms are analyzed as well as ways for their realization defined.
The key words: university management, modernization of the education system, vocation education, competitive ability, innovative higher school, Bologna process, Federal State Educational Standards of Higher Professional Education.
Список литературы
1. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] URL: http:rosnation.ru/index.php.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://sinncom.ru/content/reforma/.
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс] URL: http//www.eurekanet.ru/res_ru/.
4. Волков А.Е., Ливанов Д.В. Университет будущего: ставка на новое содержание. [Электронный ресурс] URL: vedomosti.ru (03/09/2012 г., 165).
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http//www.mon.gov.ru.
Об авторах
Антюхов А.В. - доктор филологических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, bgu-bryansk@bk. ru
Фомин Н.В., кандидат педагогических наук, профессор Брянского
государственного университета имени академика И.Г. Петровского, agreement-bgu@yandex. ru
The main orientations of state policy in vocation education and the ways of their realization.
Fomin A.V. Antyhov A.V.