Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СФЕРЕ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА И ИХ ЗАКРЕПЛЕНИЕ В ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТАХ И ДОКУМЕНТАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СФЕРЕ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА И ИХ ЗАКРЕПЛЕНИЕ В ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТАХ И ДОКУМЕНТАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС РФ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РФ / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ РФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карташова Наталья Александровна, Грушинец Владимир Анатольевич

Авторы статьи рассматривают основные приоритетные направления государственной политики сфере развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации и их закрепление в программных документах и документах стратегического планирования на федеральном уровне. Рассмотрены цели, задачи, целевые показатели развития рыбохозяйственного комплекса РФ, а также механизмы их достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карташова Наталья Александровна, Грушинец Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF THE STATE POLICY IN THE DEVELOPMENT OF THE FISHING COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION AND FAR EASTERN REGION AND THEIR CONFIGURATION IN PROGRAM DOCUMENTS AND DOCUMENTS OF STRATEGIC PLANNING OF THE FEDERAL LEVEL

The authors of the article consider the main priority areas of state policy in the development of the fishery complex of the Russian Federation and their consolidation in program documents and regulatory assessment documents at the federal level. Goals, objectives, targets for the development of the fishery complex of the Russian Federation, as well as the mechanisms for their achievement are excluded.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СФЕРЕ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА И ИХ ЗАКРЕПЛЕНИЕ В ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТАХ И ДОКУМЕНТАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ»

Научная статья Original article УДК 338.26

DOI 10.55186/25876740_2023_7_3_20

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СФЕРЕ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА И ИХ ЗАКРЕПЛЕНИЕ В ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТАХ И ДОКУМЕНТАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ MAIN DIRECTIONS OF THE STATE POLICY IN THE DEVELOPMENT OF THE FISHING COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION AND FAR

EASTERN REGION AND THEIR CONFIGURATION IN PROGRAM DOCUMENTS AND DOCUMENTS OF STRATEGIC PLANNING OF THE

FEDERAL LEVEL

Карташова Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры экономики, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет», Email: nakartashova@mail.ru

Грушинец Владимир Анатольевич, магистрант направления подготовки «Экономика» профиль «Экономика предпринимательства», ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет», главный специалист Магаданский филиал ФГБНУ «ВНИРО», E-mail: grushinec82@mail.ru.

Kartashova Natalya Alexandrovna, Senior Lecturer, Department of Economics, FGBOU VO «North-Eastern State University», E-mail: nakartashova@mail.ru Grushinets Vladimir Anatolievich, master student of the direction of preparation «Economics» profile «Economics of Entrepreneurship», FGBOU VO «North-Eastern State University», Chief Specialist, Magadan Branch of FGBNU VNIRO, E-mail: grushinec82 @mail .ru.

Аннотация. Авторы статьи рассматривают основные приоритетные направления государственной политики сфере развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации и их закрепление в программных документах и документах стратегического планирования на федеральном уровне. Рассмотрены цели, задачи, целевые показатели развития рыбохозяйственного комплекса РФ, а также механизмы их достижения.

Abstract. The authors of the article consider the main priority areas of state policy in the development of the fishery complex of the Russian Federation and their consolidation in program documents and regulatory assessment documents at the federal level. Goals, objectives, targets for the development of the fishery complex of the Russian Federation, as well as the mechanisms for their achievement are excluded.

Ключевые слова: рыбохозяйственный комплекс РФ, стратегия развития рыбохозяйственного комплекса РФ, целевые показатели развития рыбной отрасли РФ.

Keywords: fishery complex of the Russian Federation, strategy for the development of the fishery complex of the Russian Federation, target indicators for the development of the fishing industry of the Russian Federation

Рыбохозяйственная отрасль является одной из важнейших отраслей экономики нашей страны. Предприятия отрасли обеспечивают решение вопросов продовольственной безопасности. Предприятия рыбохозяйственного комплекса обеспечивают поступление налогов, сборов и платежей в бюджетную систему

Российской Федерации на сумму 1,2-1,3 млрд. руб. ежегодно [1]. В отрасли решаются вопросы эффективного использования и восполнения водно-биологических ресурсов.

В целях определения перспектив развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации были проанализированы программные документы и документы стратегического планирования федерального уровня, определяющие основные направления развития отрасли «Рыболовство» и ее целевые показатели, которые должны быть достигнуты.

Для целей определения основных направлении развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 314 была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации» (с изменениями от 22 июня 2022 года) [2].

В сфере развития рыбохозяйственного комплекса Программой определены основные приоритетные направления государственной политики, которые представлены на рисунке 1.

В качестве основных проблем, которые сдерживают развитие рыбохозяйственного комплекса, в программе определены:

- низкий уровень эффективности и производительности основных производственных фондов в отрасли из-за высокого уровня износа;

- отсутствие в достаточном объеме мощностей по хранению рыбной продукции с необходимыми температурными режимами;

- низкий уровень оснащения научно-исследовательских судов специализированными научными и промысловыми системами, что затрудняет проведение исследований в труднодоступных и удаленных районах Мирового океана, в том числе в арктических и антарктических водах.

В качестве инструментов обновления и модернизации рыбопромыслового флота и строительства современных рыбоперерабатывающих заводов программа предусматривает механизм государственной поддержки привлечения инвестиций в отрасль в виде инвестиционных квот [2].

модернизация рыбоперерабатывающего сектора и стимулирование производства рыбной продукции глубокой степени переработки

( > формирование и реализация механизма долгосрочного и эффективного управления водными биологическими ресурсами, развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов V >

С N обеспечение ускоренного развития товарной аквакультуры (рыбоводства), в том числе марикультуры

( > приведение стандартов качества рыбной продукции в соответствие со стандартами, применяемыми в международной практике

( \ обеспечение системы мониторинга качества и безопасности водных биологических ресурсов, среды их обитания, продуктов их переработки, ведения технологических процессов рыболовства и рыбоводства

( N наращивание экспорта конкурентоспособной рыбной продукции с

высокой добавленной стоимостью

г развитие биржевой торговли рыбной и иной продукцией из водных \

биологических ресурсов

г \ активизация международного сотрудничества Российской Федерации в

области рыболовства

Г \ развитие инновационного потенциала рыбного хозяйства

Рисунок 1. Основные приоритетные направления государственной политики сфере развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации [2]

На момент утверждения Программы заключено 79 договоров на закрепление инвестиционных квот за объектами нового строительства с общим объемом привлекаемых инвестиций порядка 213,3 млрд. руб., из которых 55 договоров заключены на предоставление квот под строительство рыбопромысловых судов (30 -для Дальневосточного и 25 - для Северного рыбохозяйственных бассейнов) с объемом инвестиций около 187,7 млрд. руб. и 24 договора по строительству рыбоперерабатывающих заводов (13 - на Дальнем Востоке и 11 - на Севере) стоимостью около 25,6 млрд. руб. Суда строятся на территории Российской Федерации и в основном должны быть оснащены новым перерабатывающим оборудованием, выпускающим продукцию с высокой степенью переработки [2].

Также, в рамках реализации Программы, начиная с 2022 года осуществляется предоставление топливной субсидии из федерального бюджета в целях возмещения части прямых понесенных затрат на приобретение судового топлива организациям рыбохозяйственного комплекса, осуществляющим добычу (вылов) водных биологических ресурсов в удаленных районах промысла, в рамках которой предусматривается компенсация 30 процентов затрат стоимости судового топлива при условии осуществления рыболовства в удаленных районах промысла [3]. В результате реализации программы предоставления субсидий ожидается увеличение объема реализации водных биологических ресурсов рыбохозяйственными организациями в удаленных районах промысла в сумме, не менее чем в 10 раз превышающей сумму субсидии к концу 2030 года.

Для решения задачи повышения эффективности проведения научно-исследовательских работ с целью определения запасов водно-биологических ресурсов Программой предусмотрено строительство к 2030 году 10 научноисследовательских судов. В настоящее время заключен контракт на выполнение работ по строительству 2 средне-тоннажных научно-исследовательских судов на сумму 5892 млн. рублей. Плановый срок ввода в эксплуатацию судов - 2023 год.

Также программой предусмотрено предоставление субсидий из федерального

бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на

уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие аквакультуры (рыбоводство) и товарного осетроводства. За счет этого мероприятия ожидвается прирост объема товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), в размере не менее 1370,7 тонны до конца 2025 года [2].

С учетом экономических и внешнеполитических изменений, необходимости актуализации показателей и инструментов при определении направлений развития рыбохозяйственного комплекса, в 2019 году распоряжением Правительства Российской Федерации 26 ноября 2019 г. № 2798-р утверждена «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года» [4].

Основной целью развития рыбохозяйственного комплекса РФ, которая определена в Стратегии, является обеспечение опережающего экономического роста и достижения лидирующих позиций на мировых рынках рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов при условии обеспечения национальной продовольственной безопасности, увеличения совокупного вклада рыбохозяйственного комплекса в валовой внутренний продукт Российской Федерации, развития человеческого капитала и минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Для достижения поставленной цели, в рыбохозяйственном комплексе РФ должны быть решены задачи, представленные на рисунке 2.

с ^ увеличение суммарного объема частных инвестиций до 613 млрд.

рублей V

Г кувеличение валовой добавленной стоимости за счет развития производства продукции глубокой переработки до 418 млрд. рублей

обеспечение продовольственной безопасности в части достижения среднедушевого потребления рыбопродуктов в домашних хозяйствах Российской Федерации в объеме не менее 22 кг в год

поддержание удельного веса отечественной рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов в общем объеме ее товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего

^ рынка на уровне не менее 85 % ^

г увеличение общего количества рабочих мест в рыбохозяйственном комплексе на 24,5 тыс. л

рост производительности труда в 1,4 раза к 2030 году по сравнению

с 2018 годом

укрепление лидерства на мировых рынках рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов не менее 25 % доли рынка Евросоюза в сегменте продукции из минтая и атлантической трески, и не менее 10 % доли рынка стран АТР в

сегменте продукции из лососевых видов рыб

разработка и внедрение национальной системы экологической сертификации добытых (выловленных) водных биологических

ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции

увеличение до 3 млн. тонн в год объемов грузообработки отечественной рыбной и иной продукции из водных биологических

ресурсов через российские морские порты

увеличение до 80 % доли обслуживания отечественных судов ■

рыбопромыслового флота в российских портах

Рисунок 2. Целевые показатели достижения основных задач развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2030 года в соответствии со «Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации» [4]

Одно из ключевых ролей в развитии рыбохозяйственного комплекса РФ

International agricultural journal 3/2023

отводится Дальневосточному федеральному округу, к которому относится Магаданская область. Основными направлениями развития рыбной отрасли этого региона является повышение экономической эффективности освоения промысловых видов водно-биологических ресурсов, к которым в Магаданской области относятся минтай, сельдь, крабы, тихоокеанские лососи, креветки. В прибрежной зоне добывается навага, корюшки, морские окуни, морские ежи и проч.

Также важное место в развитии рыбохозяйственного комплекса Дальнего востока отдается развитию сектора аквакультуры, реализация крупных инвестиционных проектов в этом направлении, на финансирование которых в период до 2030 года планируется направить до 410 млрд. руб., способна увеличить вклад рыбохозяйственого комплекса этого региона в валовый региональный продукт на 105 млрд. руб., и создать дополнительно 17 400 новых рабочих мест для жителей региона

[4].

Также на Дальнем Востоке Стратегией предусмотрено создание рыбопромышленного кластера с рядом региональных отделений, который призван обеспечить координацию участников кластера в проектах по глубокой переработке водно-биологических ресурсов с высокой степень. Добавленной стоимости с учетом специфики и специализации каждого региона.

В таблице 1 приведены индикаторы достижения целей «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года» по направлениям: эконмическое развитие, продовольственная безопасность и технологическое перевооружение и рост производительности [4].

Таблица 1. Целевые показатели стратегического развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на

период до 2030 года

Индикатор Значение индикаторов по годам

2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2030

Экономическое развитие

Валовая добавленная стоимость по направлению «рыболовство, рыбоводство и рыбопереработка», млрд. руб. 253 281 313 337 341 349 358 418

Рост долгосрочных финансовых вложений (нарастающим итогом), млрд. руб. 247 330 372 422 453 480 517 613

Оборот организаций по виду деятельности «Рыболовство», «Рыбоводство», млрд. руб. 560 563 594 629 666 706 750 888

Объем добычи водных биологических ресурсов, тыс. тонн 5087 5194 5201 5208 5215 5322 5329 5396

Объем производства продукции, включая аквакультуру, тыс. тонн 244 272 351 449 472 501 598 618

Повышение привлекательности культуры, в том числе создание качественного контента

Потребление рыбы и рыбопродуктов в домашних хозяйствах Российской, кг. в год 21,5 21,8 22 22,2 22,4 22,7 23,1 24,5

В том числе в Дальневосточном федеральном округе, кг. в год 27,7 28 28,3 28,5 28,8 29,2 29,7 31,6

Удельный вес отечественной рыбной продукции в общем объеме ее товарных ресурсов, процентов 82 82,3 82,8 83 83,6 84 84,5 85

Технологическое перевооружение и рост производительности

Доля новых судов, построенных на территории РФ, в общей структуре промыслового флота, процентов 15 25 30 40 55 60 60 80

Среднегодовая численность занятых в экономической деятельности «Рыболовство», «Рыбоводство», тыс. чел. 145 147 148 150 152 153 155 160

Доля продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме произведенной рыбной продукции, процентов 35 38 40 43 47 50 54 65

Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность в общем числе обследованных организаций, 10 11 12 13 14 15 16 20

процентов

Темп роста производительности на предприятиях по виду деятельности «Рыболовство», «Рыбоводство», процентов к 100 100,1 104,3 104,6 104,6 150,3 104,6 103

предыдущему году

Немаловажное значение для развития рыбохозяйственного комплекса РФ имеет утвержденная 30 января 2020 г. указом Президента Российской Федерации № 20 «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» [5], которая отдает определяющую роль в обеспечении продовольственной независимости Российской Федерации таким отраслям, как сельское хозяйство, рыбное хозяйство и пищевая промышленность, поскольку они являются основными источниками пищевых продуктов. Более того, Магаданская область относится к северным регионам нашей страны с суровыми климатическими условиями, поэтому относится к регионам рискованного земледелия, таким образом, основные задачи по обеспечению продовольственной безопасности региона лежат на рыбной отрасли.

В качестве основных национальных интересов Российской Федерации в сфере обеспечение продовольственной безопасности, помимо других, отнесены:

- устойчивое развитие и модернизация сельского и рыбного хозяйства и инфраструктуры внутреннего рынка;

- развитие аквакультуры (рыбоводства), развитие производства комбикормов, кормовых добавок для животных, в том числе за счет внедрения конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки.

В качестве одного из целевых показателей реализации Доктрины продовольственной безопасности является доведения продовольственной независимости Российской Федерации в отношении рыбы и рыбопродуктов до уровня не менее 85 % [5].

В качестве основных рисков, которые могут сделать невозможным достижение указанных целевых показателей, в Доктрине выделены низкий уровень инвестиционной активности в сельском и рыбном хозяйстве и наличие дисбаланса во внешней торговле, определяемое несбалансированной внешнеторговой политикой недружественных государств, преодоление которых требует мер государственного регулирования.

Также основные ориентиры развития рыбной отрасли в «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 год», которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р [6].

В Стратегии, в частности указывается, что одним их конкурентных преимуществ Дальнего Востока и Байкальского региона, к которым относится Магаданская область, является наличие водных биологических ресурсов, а все субъекты РФ, расположенные на территории Дальнего Востока и Байкальского региона (за исключением не имеющих доступа к океану), являются опорой развития рыбохозяйственного комплекса России. Эти территории обладают высоким потенциалом освоения биологических ресурсов моря, поскольку имеют выход к морям Тихого и Северного Ледовитого океанов и значительную протяженность береговой линии.

В этом программном документе основные направления развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока связываются с обеспечением условий для его функционирования, сохранением и увеличением количества рабочих мест в рыбной отрасли за счет поддержания комфортных условии проживания населения в прибрежных регионах.

В Стратегии определены основные меры экономической поддержки рыбной отрасли, которые представлены на рисунке 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку большая часть рыбы и морепродуктов региона (до 85 %) перерабатываются на рыбодобывающих судах, то важным направлением развития рыбохозяйственного комплекса является необходимость технического перевооружения и модернизация производственных мощностей рыбоперерабатывающих предприятий с целью увеличения доли береговой переработки рыбы из полуфабрикатов, которые производятся на плавбазах.

с-\

возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам,

привлекаемым на строительство и модернизацию судов рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих производств

корректировка ставок вывозных и ввозных таможенных пошлин

С N возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей за суда рыбопромыслового флота, получаемые от российских лизинговых

организаций

( N снижение транспортных расходов по доставке водных биологических ресурсов и продуктов их переработки по

территории Российской Федерации

Рисунок 3. Основные меры экономической поддержки рыбной отрасли Дальневосточного региона в соответствии со «Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкальского региона»

Немаловажным условием развития рыбной отрасли Дальневосточного региона также является создание необходимых инфраструктурных условий, поскольку большинство регионов характеризуется большой площадь с низкой плотностью населения и неразвитой транспортной инфраструктурой.

Поэтому для эффективного развития отрасли и максимального использования ее потенциала в Стратегии указывается на необходимость обеспечить [6]:

- современное транспортно-коммуникационное обслуживание предприятий рыбохозяйственного комплекса,

- развитие морских терминалов для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота,

- восстановление взлетно-посадочных полос для малой авиации

- реконструкция портовых сооружений рыбных терминалов морских портов, совершенствование портовой инфраструктуры

- создание особых экономических зон на территории Дальнего Востока для создания условий для ввоза всей выловленной рыбы на таможенную территорию Российской Федерации.

На территории Магаданской области (ее прибрежных районах) в «Стратегии развития Дальнего Востока и Забайкальского региона на период до 2025 года» предусмотрено также развитие морского зверобойного промысла с последующим производством продукции глубокой переработки (фармакологической, косметологической, мясной, кожевенной и другой продукции) а также создание центра биотехнологий с целью производства нелекарственных оздоровительных средств из биологических ресурсов Охотского моря.

Таким образом, можно сделать вывод, что на федеральном уровне вопросы реализации государственной политики в области развития рыбохозяйственного комплекса определены в целом ряде программных документов и документов стратегического планирования, которые определяют основные приоритеты, цели, задачи, а также целевые показатели развития отрасли, создают действенные инструменты для создания эффективных инструментов для реализации поставленных целей, а также являются базой для разработки региональных приоритетов в области развития рыбной отрасли.

Список источников

1. Об утверждении государственной программы Магаданской области «Развитие рыбохозяйственного комплекса Магаданской области» : постановление Правительства Магаданской области от 16 февраля 2022 г. № 112-пп : сайт / Правительство Магаданской области. - URL: https://www.49gov.ru/documents/one/index.php?id=41665 (дата обращения 15.05.2023

г.).

2. Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации» : постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 314 (с изменениями от 22 июня 2022 года) : сайт / Электронный фонд правовых и нормативно -технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/499091766#656010 (дата обращения 15.05.2023 г.).

3. Об утверждении «Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям рыбохозяйственного комплекса, осуществляющим добычу (вылов) водных биологических ресурсов в удаленных районах промысла, в целях возмещения части прямых понесенных затрат на приобретение судового топлива» : постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2021 г. № 1023 : сайт / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: дата обращения 15.05.2023 г.).

4. Об утверждении «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года» : распоряжение Правительства Российской Федерации 26 ноября 2019 г. № 2798-р : сайт / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/563879849 дата обращения 15.05.2023 г.).

5. Об утверждении «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» : указ Президента Российской Федерации 30 января 2020 г. № 20 : сайт / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. -URL: https://docs.cntd.ru/document/564161398?marker=64U0IK. дата обращения 15.05.2023 г.).

6. Об утверждении «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 год» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р : сайт / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов.- URL: https://docs.cntd.ru/document/902195483 дата обращения 15.05.2023 г.).

International agricultural journal 3/2023

References

1. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy' Magadanskoj oblasti «Razvitie ry'boxozyajstvennogo kompleksa Magadanskoj oblasti» : postanovlenie Pravitel'stva Magadanskoj oblasti ot 16 fevralya 2022 g. № 112-pp : sajt / Pravitel'stvo Magadanskoj oblasti. - URL: https://www.49gov.ru/documents/one/index.php?id=41665 (data obrashheniya 15.05.2023 g.).

2. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy' Rossijskoj Federacii «Razvitie ry'boxozyajstvennogo kompleksa Rossijskoj Federacii» : postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelya 2014 goda № 314 (s izmeneniyami ot 22 iyunya 2022 goda) : sajt / E'lektronny'j fond pravovyx i normativno-texnicheskix dokumentov. -URL: https://docs.cntd.ru/document/499091766#656010 (data obrashheniya 15.05.2023 g.).

3. Ob utverzhdenii «Pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta organizaciyam ry'boxozyajstvennogo kompleksa, osushhestvlyayushhim doby'chu (vy'lov) vodny'x biologicheskix resursov v udalenny'x rajonax promy'sla, v celyax vozmeshheniya chasti pryamy'x ponesenny'x zatrat na priobretenie sudovogo topliva» : postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26 iyunya 2021 g. № 1023 : sajt / E'lektronny'j fond pravovyx i normativno-texnicheskix dokumentov. - URL: data obrashheniya 15.05.2023 g.).

4. Ob utverzhdenii «Strategii razvitiya ry'boxozyajstvennogo kompleksa Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii 26 noyabrya 2019 g. № 2798-r : sajt / E'lektronny'j fond pravovyx i normativno-texnicheskix dokumentov. - URL: https://docs.cntd.ru/document/563879849 data obrashheniya 15.05.2023 g.).

5. Ob utverzhdenii «Doktriny' prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii 30 yanvarya 2020 g. № 20 : sajt / E'lektronny'j fond pravovyx i normativno-texnicheskix dokumentov. - URL: https://docs.cntd.ru/document/564161398?marker=64U0IK. data obrashheniya 15.05.2023 g.).

6. Ob utverzhdenii «Strategii social'no-e'konomicheskogo razvitiya Dal'nego

Vostoka i BajkaFskogo regiona na period do 2025 god» : rasporyazhenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 28 dekabrya 2009 goda № 2094-r : sajt / E'lektronny'j fond pravovyx i normativno-texnicheskix dokumentov.- URL:

https://docs.cntd.ru/document/902195483data obrashheniya 15.05.2023 g.).

© Карташова Н.А., Грушинец В.А., 2023.Московский экономический журнал, 2023, № 3, 754-770

Для цитирования: Карташова Н.А., Грушинец В.А. Основные направления государственной политики сфере развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации и Дальневосточного региона и их закрепление в программных документах и документах стратегического планирования федерального уровня // Московский экономический журнал. 2023. № 3, 754-770

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.