Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митаева А.С., Рафиков Р.И.

В статье изучены основные задачи инвестиционной политики, реализуемой на территории Российской Федерации. Отдельно дана характеристика понятий инвестиционная активность, инвестиционная привлекательность. Отражена сущность инвестиционного потенциала регионов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF THE STATE INVESTMENT POLICY

In article the main objectives of the investment policy realized in the territory of the Russian Federation are described. The characteristic is separately given to concepts investment activity. The essence of investment potential of regions of the Russian Federation is reflected.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ»

можно говорить о том, что плата за занимаемую площадь возросла, а значит, налоговая нагрузка на малый бизнес стала довольно ощутимой.

Учтем и то, что ставка налога на имущество организаций постепенно будет расти, и к 2019 году составит уже 2,2%. Соответственно, даже при том размере кадастровой стоимости, который действует сегодня, размер земельного налога увеличится более чем в два раза.

Использованные источники: 1.НК РФ. Части первая и вторая. - Официальный текст. - М.: «Проспект», (ред. От 28.12.2016г.) - 839 с.

2.Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2014 N 305-КГ14-3662 по делу N А40-98472/13 Требование: О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу о признании

З.Смолина, О. Встретились, поговорили: урегулирование налоговых споров во внесудебном порядке / О. Смолина // Консультант. - 2013.- С. 31 - 37. 4.Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 - 2018 гг. : приказ ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7-9/78@ [Электронный ресурс].

УДК 338.22

Митаева А.С. студент

4 курс, факультет «Экономико-математический»

Нефтекамский филиал БашГУ Россия,г.Нефтекамск Рафиков Р.И. старший преподаватель Нефтекамский филиал БашГУ Россия, г. Нефтекамск ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Аннотация: В статье изучены основные задачи инвестиционной политики, реализуемой на территории Российской Федерации. Отдельно дана характеристика понятий инвестиционная активность, инвестиционная привлекательность. Отражена сущность инвестиционного потенциала регионов Российской Федерации.

Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционная активность, инвестиционный потенциал.

Mitaeva A.S. student

4 course, faculty «Economic-mathematical» Neftekamsk branch of Bashkir state University

Russia, Neftekamsk Rafikov R.I.

Senior teacher

Neftekamsk branch of the Bashkir state university

Russia, Neftekamsk MAIN DIRECTIONS OF THE STATE INVESTMENT POLICY

Abstract: In article the main objectives of the investment policy realized in the territory of the Russian Federation are described. The characteristic is separately given to concepts investment activity. The essence of investment potential of regions of the Russian Federation is reflected.

Keywords: investment policy, investment activity, investment potential.

От инвестиционного процесса зависит состояние многих социально-экономических задач, взаимосвязанных с обеспечением экономического роста, показателями жизненного уровня и макроэкономической стабильности. Основной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитие экономики и социальной среды.

Инвестиционная политика ориентирована1:

1) на повышение эффективности инвестиционной политики;

2) на выбор приоритетных направлений;

3) на определение эффективных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структурной принадлежности:

- отраслевой,

- воспроизводственной,

- технологической,

- территориальной и др.

В современных словарях экономических терминов можно найти несколько схожих определений инвестиционной политики. Если говорить в целом, то под данным понятием подразумевается целая система целей и мероприятий, посредством которых осуществляется обеспечение нужного уровня и структуры капитальных вложений, которые инвестируются в экономику государства и в ее отдельные отрасли и сферы по отдельности.

Необходимо отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика разные понятия. Инвестиционная политика может иметь вектор «невмешательства», тогда когда понятие

'Алексеев А.А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. -Люберцы: Юрайт, 2015. - С.96.__

«государственное регулирование инвестиционной деятельности» свидетельствует о государственных мерах, предпринятых в этой сфере деятельности. Государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит компоненты, которые не относятся к инвестиционной политики.

Инвестиционную активность государство регулирует через законодательные нормативно-правовые акты, посредством государственного планирования, систему программирования, через государственные субсидии, льготы, кредитование. Для государственного регулирования особенно актуально найти баланс между рыночной свободы и деятельностью государства.

До недавнего времени политика в области инвестиций осуществлялась на федеральном уровне, который принимал решение о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиционных средств. Финансовые кризисы доказали малоэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещалось на региональный уровень, при котором лучше отражены текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.

Инвестиционная политика страны зависит от сущности и специфики инвестиционного процесса, т.е. деятельности участников воспроизводственного процесса по наращиванию ВВП. В результате инвестиционной деятельности осуществляются практические действия по реализации видов инвестиций:

- долгосрочных и краткосрочных;

- реальных и финансовых;

- государственных и иностранных.

Различают следующие меры реализации инвестиционной политики могут быть :

- стимулирующая денежно-кредитная политика, политика снижении ставки банковского процента, при котором возрастает инвестиционная активность;

- проведение институциональных преобразований (например, судебная реформа), направленных на снижение транзакционных издержек у субъектов рыночных отношений;

- развитие конкуренции путем поддержания малого и среднего бизнеса

" 2

и контроль за деятельностью существующих монополий 2.

В современной инвестиционной политике государства занимает проблема распределения государственных средств в связи с реализацией программы модернизации экономики страны. Необходимо учитывать, что помимо задач модернизации приходится решать и многочисленные текущие задачи. В условиях рыночной экономики ресурсное обеспечение процессов модернизации невозможно без привлечения частных капиталов. Таким

2 Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров. - М.: Дашков ИК, 2016. - С .220.

"Экономика и социум" №3(34) 2017 www.iupr.ru

образом, одной из задач государства становится формирование комплекса мер, стимулирующих предпринимательскую инвестиционную активность.

Одним из условий финансовой стабильности регионов России является активизация инвестиционной деятельности, направленная на привлечение финансовых и материальных ресурсов как резидентов, так и нерезидентов, а также их рациональное использование в наиболее приоритетных отраслях отечественной экономики. Объем поступающих в экономику региона инвестиций - один из критериев эффективности его функционирования. Вместе с тем существует значительный разрыв между достигнутым уровнем инвестиций в экономику российских регионов и уровнем, необходимым для обеспечения их устойчивого развития.

Создание благоприятных условий для развития бизнес-проектов, повышение конкурентоспособности региона является одной из главных задач региональной экономической политики. При анализе эффективности региональной экономики должен быть применен комплексный подход. При характеристике эффективности функционирования региональной экономики следует особо выделить показатель инвестиционной привлекательности. Изменение данных показателей и положительные тенденции развития региональной экономики в целом, напрямую зависят от уровня инвестиционной привлекательности, является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, следовательно, и эффективного социально-экономического развития экономики.

Инвестиционная привлекательность региона представляет собой объективные предпосылки для инвестирования и количественно выражается в размере капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион исходя из присущих ему инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков. Уровень инвестиционной привлекательности представляет при этом как интегральный коэффициент, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. В свою очередь инвестиционный потенциал и риск - это агрегированное представление всей совокупности факторов. Присутствие региональных инвестиционных рисков свидетельствуют о недостаточном использовании инвестиционного потенциала территории.

Оценка уровней привлекательности региона включает в себя основные позиции:

1 Инвестиционная привлекательность определенных объектов инвестирования. В этом случае проводится анализ экономическое состояние отраслей, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности.

2 Инвестиционную привлекательность региона для потенциальных инвесторов. Здесь анализируется существующая нормативно-законодательная база, правовые аспекты, политическая ситуация, степень защиты прав инвесторов, уровень налогообложения и т.д.

Оценка уровня благоприятности инвестиционной привлекательности регионов как одного из компонентов инвестиционного климата в Российской федерации представляет достаточно большой практический интерес. Не так уже давно инвесторы учитывали одним из наиболее привлекательных условий инвестирования производственный, потребительский, трудовой и инфраструктурный потенциал регионов.

В настоящее время основное место в инвестиционном потенциале российских регионов занимает трудовой потенциал. Дефицит квалифицированных сотрудников - от рабочих до ведущих менеджеров - во время кризиса со всем не сократился. Более того, на сегодняшний день топ-менеджеры фирм все чаще обнаруживают в кадровой работе одно из основных проблем для развития бизнеса.

Неудивительно, что регионы, способные обеспечить инвестора персоналом надлежащего уровня, опережают других в конкурентной борьбе за привлечение финансовых вложений. В последнее время увеличилось значение также инфраструктурного потенциала, существенно воздействующего на расходы изготовления в российских условиях. Так что в данный момент в значительной степени ориентируется на доступность ранее существующей инфраструктуры при определении площадки для бизнес-инвестиций. Большую значимость приобретает экономические возможности, что в данный период представляется вполне естественным.

Для инвесторов в настоящее время большими угрозами являются криминальные, управленческие и социальные риски. Инвестор в современных условиях старается сохранить бизнес путем оптимизации и реструктуризации. Коммерческие структуры, образованные региональными чиновниками, менеджмент которых укомплектован преимущественно по родственному принципу, часто оказываются негибкими и нежизнеспособными при ухудшении внешних факторов 3.

Законодательный риск потерял топовые позиции в глазах инвесторов из-за ограничения федеральной властью возможностей введения новых законодательных норм. В таких ситуациях некоторые субъекты федерации даже пошли на отмену собственных региональных законов об инвестиционной деятельности, считая, что все нормы уже прописаны в федеральном законе. Значимость социального риска увеличился в связи с сокращением в большинстве регионов рабочих мест, уменьшением уровнем доходов жителей, а в ряде регионов еще и из-за низкого уровня жилищно-коммунальных услуг. Инвестиционный риск отмечает возможность потери как самих инвестиций, так и дохода от них.

Таким образом, государственная инвестиционная политика является сложным процессом, результат которого зависит от большого количества

3 Левченко Н.А. Инвестиционная привлекательность и инвестиционные риски регионов Российской Федерации // Современные тенденции регионального развития: материалы междунар. науч.-практ. Конф; Науч.-иссл. центр Экономики, математики и менеджмента. Новочеркасск. - 2014.-С.90-98._

факторов. Основные направления инвестиционной политики определяются Министерством экономического развития страны, так же, как и общие положения. Субъекты федерации также могут вносить свои дополнения и уточнения. Но при этом необходимо наличие некоторых факторов, среди которых основное место занимают транспортная доступность, подготовительные объекты для инвестирования, квалифицированные трудовые ресурсы, преференции и доступная информативная поддержка. Все это должно обеспечивать и контролировать то, что выделенные инвестиционные ресурсы будут использоваться по назначению.

Использованные источники

1.Алексеев, А.А. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Алексеев. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 247 с.

2.Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / Ю.М. Беляев. - М.: Дашков и К, 2016. - 220 с.

3.Левченко, Н.А. Инвестиционная привлекательность и инвестиционные риски регионов Российской Федерации // Современные тенденции регионального развития: материалы международной. научо-практической. конференции - Новочеркасск: Науч.-иссл. центр Экономики, математики и менеджмента, 2014. - С.90-98.

4.Янгиров, А.В., Уразаев, Р.А., Рафиков, Р.И. Конкурентные преимущества и потенциал развития Республики Башкортостан: проблемы и диспропорции // Современный стиль управления: сборник научных статей / отв.ред. Е.А.Ильина. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2016. - С. 193-200.

5.Янгиров, А.В., Юсупов, К.Н., Ахунов, Р.Р., Уразаев, Р.А., Рафиков, Р.И., Якупова, С.В. Проблемы развития регионов Приволжского федерального округа: государственная собственность, диспропорции, накопление капитала / ответственный редактор: А.В. Янгиров. - Уфа: БашГУ, 2013. - 68 с.

Митюкова В. С.

Ульяновский Государственный Технический Университет

Россия, Ульяновск

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ Ключевые слова: инновационный процесс, научно- технологическая база, конкурентоспособность, инновационно активное предприятие.

В обеспечении динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям и их внедрению в процессе инновационной деятельности. Инновационная деятельность предполагает непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Все это требует реформирования всех сфер общественной жизни и экономической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.