Научная статья на тему 'Основные направления государственно-конфессионального сотрудничества в современной России'

Основные направления государственно-конфессионального сотрудничества в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
438
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКУЛЯРНОЕ ОБЩЕСТВО / ПОСТСЕКУЛЯРНАЯ ЭПОХА / ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЕ ИНСТИТУТЫ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЯ ПОЛИТИКА / SECULAR SOCIETY / POST-SECULAR ERA / POLY-CONFESSIONALISM / SOCIAL PARTNERSHIP / RELIGIOUS INSTITUTIONS / REHABILITATION / SOCIOLOGICAL SURVEYS / SOCIAL PROTECTION OF POPULATION / STATE-CONFESSIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жане Саниет Рамазановна

В данной статье рассматриваются особенности взаимодействия общества и религии, социологические данные о роли религии в мире и в России, основные направления государственно-конфессионального сотрудничества в условиях модернизации российского общества. В России сегодня необходима новая парадигма государственно-конфессиональной политики, ориентированная на совершенствование и закрепление в федеральном и региональном законодательствах конституционных норм и принципов, регламентирующих взаимодействие и социальное партнерство между государством и религиозными институтами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF STATE-CONFESSIONAL COOPERATION IN MODERN RUSSIA

This article examines the features of the interaction of a society and religion, sociological data on the role of religion in the world and in Russia, main directions of state-confessional cooperation in the context of the Russian society modernization. Today Russia needs a new paradigm of state-confessional policy, oriented at improving and consolidating constitutional norms and principles in federal and regional laws regulating interaction and social partnership between the state and religious institutions.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственно-конфессионального сотрудничества в современной России»

ISSN 2078-1024

ВЕСТНИК МГТУ, 2/2017

УДК 316.74:2 ББК 60.55 Ж - 29

Жане Саниет Рамазановна, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономических, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин филиала ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» в поселке Яблоновском, e-mail: zhane-saniet@mail.ru.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (рецензирована)

В данной статье рассматриваются особенности взаимодействия общества и религии, социологические данные о роли религии в мире и в России, основные направления государственно-конфессионального сотрудничества в условиях модернизации российского общества. В России сегодня необходима новая парадигма государственно-конфессиональной политики, ориентированная на совершенствование и закрепление в федеральном и региональном законодательствах конституционных норм и принципов, регламентирующих взаимодействие и социальное партнерство между государством и религиозными институтами.

Ключевые слова: секулярное общество, постсекулярная эпоха, поликонфессиональность, социальное партнерство, религиозные институты, реабилитация, социологические опросы, социальная защита населения, государственно-конфессиональноя политика.

Zhanet Saniet Ramazanovna, Candidate of History, an associate professor of the Department of Economics, Humanities and Natural Science Disciplines of the branch of FSBEI HE "Maikop State Technological University" in the village of Yablonovsky, e-mail: zhane-saniet@mail.ru.

MAIN DIRECTIONS OF STATE-CONFESSIONAL COOPERATION IN MODERN RUSSIA

(Reviewed)

This article examines the features of the interaction of a society and religion, sociological data on the role of religion in the world and in Russia, main directions of state-confessional cooperation in the context of the Russian society modernization. Today Russia needs a new paradigm of state-confessional policy, oriented at improving and consolidating constitutional norms and principles in federal and regional laws regulating interaction and social partnership between the state and religious institutions.

Key words: secular society, post-secular era, poly-confessionalism, social partnership, religious institutions, rehabilitation, sociological surveys, social protection of population, state-confessional policy.

В мировой истории на разных этапах развития человечества, религиозные концепции и институты, занимали одну из важнейших составляющих социокультурных, политических и экономических процессов. Взаимодействие общества и религии прошли длительную эволюцию от тотального господства в эпоху средневековья, секуляризации церкви и становления светского, рационального знания в Новое время, до политики «воинствующего атеизма» в советской России [10].

Социологи и религиоведы отмечают, что конец XX века характеризуется переходом от секулярного общества (от лат. saecularis - светский, процесс сокращения влияния религии в

ISSN 2078-1024_ВЕСТНИК МГТУ, 2/2017

государстве) к постсекулярной эпохе, основным содержанием которой стало «возрождение» религий [8].

В начале XXI века религия продолжает оказывать огромное воздействие на общество, культуру, духовность, формирование менталитета различных социально-демографических и религиозно-этнических групп. В данном контексте интерес представляет изучение влияния религиозных идеологий, особенно ислама, получившее название «мусульманского ренессанса», на общественно-политические, экономические, военные и международные мировые процессы [5].

На современном этапе модернизации российского общества, когда идет становление гражданского, правового, демократического государства, закладываются основы рыночных отношений, интерес к религии в очередной раз возрастает. В этих переходных условиях, в процессе поиска выходов из общественного кризиса, в том числе духовного, важное значение приобретает проблема взаимодействий между различными социальными группами, которые придерживаются противоположных мировоззренческих, религиозных, политических, ценностных ориентаций.

В России, на фоне сложившегося идеологического вакуума постсоветского пространства, общественные деятели обращают свое внимание на духовный потенциал религии, имеющий многовековой исторический опыт консолидации и обновления общества.

Мировая практика показывает, что общественно-конфессиональные связи должны формироваться как социальное сотрудничество и консенсус в обществе между религиозными субъектами. Властным структурам необходимо выполнять роль не только посредника, но и гаранта законности, баланса интересов личности, общества и государства.

Международной Ассоциацией независимых исследовательских агентств GallupInternationalWIN, в ходе исследования, которое проводилось в 2014 г., среди 70 тыс. респондентов в 65 странах мира, изучался вопрос о значении религии в жизни мирового сообщества. 59% опрошенных отметили, что религия оказывает прогрессивное влияние на социум, а 22% -высказали негативные оценки религии.

В тоже время население Западной Европы в ходе этого же соцопроса продемонстрировали более низкий уровень положительных характеристик роли религии. Самое большое количество позитивных оценок выявлено в странах Азии и Восточной Европы, что свидетельствует об их высоком уровне религиозности и большем влиянии религиозных институтов [2].

В России аналогичное исследование провел холдинг Ромир, который является эксклюзивным представителем GallupInternationalWIN. Здесь были получены следующие результаты: 49% россиян считают, что религия положительно влияет на общество, 28% - придерживаются, наоборот, отрицательного мнения, 18% - отметили, что религия не оказывает заметного влияния на государство, а 5% затруднились дать ответ [2].

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в январе 2010 г. провел опрос в 42 регионах России на предмет выявления религиозной принадлежности граждан. 75% респондентов считают себя сторонниками православия, 5% - являются мусульманами, около 1% -относят себя к последователям католицизма, протестантизма, иудаизма и буддизма. Неверующими себя считают 8 % опрошенных [3].

В 2015 г. ВЦИОМ провел широкомасштабное социологическое исследование в 46 регионах России, главной целью которого стало изучение изменения отношения россиян к религии за прошедшие 25 лет. Согласно полученным результатам, в 1990 г. положительно оценивали влияние религии на общества и в своей повседневной жизни 23% опрошенных, а в 2015 г. их стало почти в 2 раза больше - 55% [4].

Таким образом, результаты социологических опросов подтверждают возросшее влияние религий не только в международной политике и культуре, но и в России, которая сегодня является

ISSN 2078-1024_ВЕСТНИК МГТУ, 2/2017

одним из крупнейших поликонфессиональных государств мира. Социологические исследования прогнозируют увеличение числа религиозных конфессий, их роли в идеологической и социально-политической жизни нашей страны [6, с. 3-5].

В целом, своеобразие государственно-религиозных взаимодействий в РФ выражается в следующих характеристиках. Вместо критического отношения к религиозным структурам, формируется новый подход к религии, как важному общественному институту, вносящему существенный вклад в формирование нравственности, духовности и культуры.

Важным показателем трансформации взаимодействий государства и религии стало новое правовое решение религиозного вопроса. Положения Конституции РФ, Федеральные законы «О свободе вероисповеданий» (1990), «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997), ряд других законодательных актов, имеющих отношение к данной области, вывели эти взаимосвязи на уровень международных правовых норм и соответствуют обязательствам, принятым нашей страной в связи с подписанием ряда международно-правовых документов, начиная с «Всеобщей декларации прав человека» (1948) [1].

В России для эффективного сотрудничества религии и государства, созданы специальные государственные структуры, такие как: Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве и Президенте Российской Федерации и др. Также государством были приняты ряд важных законодательных инициатив с целью исправления злоупотреблений прошлых лет в отношении реабилитации религиозных организаций, духовенства и верующих [6, с. 60].

Таким образом, сегодня в России, для реализации стратегических задач реформирования и развития общества, основой социального партнерства государства и религии должны стать следующие направления:

Во-первых, использование влияния и потенциала различных конфессий как важнейшей консолидирующей силы, способствующей духовно-нравственному оздоровлению общества;

Во-вторых, активизация деятельности государства по сохранению и восстановлению объектов культурного наследия народов Российской Федерации, связанных с историей религиозных организаций;

В-третьих, необходимо широкое сотрудничество государства и религиозных институтов в сфере социальной деятельности, должны быть разработаны полномасштабные совместные проекты, в которых нашли бы отражение основные направления их сотрудничества [7, с.4-8].

В-четвертых, религия выполняет важную общественную функцию - социального контроля, направляет человека руководствоваться в своих действиях общепринятыми гуманистическими ценностями. Поэтому, повышается актуальность содействия религиозных организаций в разрешении религиозных, этнических и других социальных конфликтов;

В-пятых, социально-экономические реформы современного российского общества, обострили проблему социальной защиты населения, новых механизмов взаимодействия с социально незащищенным гражданам, консультативной и материальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам, распределение гуманитарной помощи среди нуждающихся, оказание помощи жертвам стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и т.д. В таких социальных проектах религиозные институты и духовные лидеры разных конфессий могут оказать содействие в поисках сотрудничества и должны быть задействованы государством;

В-шестых, религиозные институты стали активными субъектами социальной структуры современного российского общества, участником решения многих социальных проблем, в частности, благотворительности, работы с трудными подростками, детьми, оставшимися без попечения родителей, сотрудничества в области профилактики правонарушений, попечения лиц,

ISSN 2078-1024_ВЕСТНИК МГТУ, 2/2017

находящихся в местах лишения свободы; помощь престарелым и инвалидам; помощь малообеспеченным, программы по созданию рабочих мест, антиалкогольные и антинаркотические программы; детские программы по созданию приютов, детских домов, реабилитации детей -инвалидов, поддержка института семьи, материнства и детства, улучшение демографической ситуации в РФ и т.д.

Таким образом, в условиях мировой глобализации и конкурентной экономики в постиндустриальном информационном обществе как никогда возрастает роль человеческого фактора в обществе. Инновационная социо-культурная, религиозная политика будут способствовать увеличению внутреннего потенциала развития государства, при условии кооперации, продуманной социальной политики, налаживании социального диалога и социального партнерства государства, общества и религии [9].

Эффективность консенсуса властных структур и религиозных институтов зависят от соблюдения конституционных прав личности на свободу совести и вероисповедания, принципа равенства всех религиозных объединений перед законом и предусматривают для религиозных организаций - социальных партнеров, разнообразных приоритетов и льгот в деятельности, направленной на конструктивное решение социально значимых задач в интересах человека, общества и государства в целом.

России сегодня необходима новая парадигма конфессиональной политики, ориентированная на совершенствование и конкретизацию в федеративном и региональном законодательствах конституционных норм и принципов, регламентирующих взаимодействие между государством и религиозными институтами. Такая модель должна установить правовые принципы сотрудничества власти и религии, и, тем самым, с одной стороны, контролировать влияния религии на социально-политические и экономические процессы, и с другой, регулировать вмешательство государства в религиозные дела.

Литература:

1. www.Consultant.ru.

2. info@romir.ru

3. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=13365

4. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115329

5. Жане С.Р. Турецкие миссионеры на Северо-Западном Кавказе в 20-е годы XIX века // Вестник науки и образования. 2016. № 10. С. 15-21; Жане С.Р. К вопросу о начале распространения ислама у адыгов Северо-Западного Кавказа // LVI Международная научно-практическая конференция. Москва, 2016. С. 25-31; Жане С.Р. Деятельность мусульманских миссионеров на СевероЗападном Кавказе в 20-60-х годах XIX века: дис. ... на соиск. уч. степ. канд. истор. наук. Майкоп, 2000 232 с.; Жане С.Р., Цикуниб С.М. Учебно-методическое пособие «История». Краснодар, 2015. 80 с.

6. Зеленков М.Ю. Государственно-религиозные отношения: правовой аспект: учебное пособие. Москва: Юрид. ин-т МИИТа, 2004. 157 с.

7. Социальное служение религиозных объединений и его общественная государственная поддержка: Круглый стол в Российском общественно-политическом центре (22 июня 1995 г.) // Религия, церковь в России и за рубежом. 1995. № 6.

8. Хабермас Ю. Против «воинствующего атеизма». «Постсекулярное» общество - что это такое? [Электронный ресурс]: доклад, прочитанный на семинарах международной ассоциации «Восстановление: диалоги цивилизаций» (Reset: Dialogueson Civilizations) (г. Стамбул (2-6 июня 2008 г.). URL: http://www.russ.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschego-ateizma.

ISSN 2078-1024

ВЕСТНИК МГТУ, 2/2017

9. Хагур Ф.Р. Труд и его социальные аспекты в контексте научного знания // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. № 4(16). С. 177-182.

10. Чирг А.Ю., Женетль Н.Х. Краткий курс истории Адыгеи (XVII-XIX вв.). Майкоп, 2016. 164 с.

Literature:

1. www.Consultant.ru.

2. info@romir.ru

3. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=13365

4. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115329

5. Zhane S.R. Turkish missionaries in the North-Western Caucasus in the 1820s // Bulletin of Science and Education. 2016. No. 10. P. 15-21. Zhane S.R. On the issue of the beginning of the spread of Islam among the Adyghs of the North-West Caucasus// LVI International Scientific and Practical Conference. Moscow. 2016. P. 25-31. Zhane S.R. Activities of Muslim missionaries in the North-Western

Caucasus in the 1820-60s: abstr. diss.....Candidate of History. Maikop, 2000; 232 p.; Zhane S.R., Tsikunib

S.M. History: a resource book. Krasnodar, 2015. 80 p.

6. Zelenkov M.Yu. State-religious relations: legal aspect: a textbook. M.: MIIT Law Institute, 2004.

157 p.

7. Social service of religious associations and its public state support: Round table in the Russian socio-political center (June, 22, 1995) // Religion, church in Russia and abroad. 1995. № 6.

8. Habermas Yu. Against "militant atheism". "Post-secular" society - what is it? [Electronic resource]: A report read at the seminars of the International Association "Restoration: Dialogues of Civilizations" (Reset: Dialogueson Civilizations) (Istanbul (June, 2-6 2008). URL: http://www.russ.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschego-ateizma.

9. Khagur F.R. Labor and its social aspects in the context of scientific knowledge // Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. 2013. No. 4 (16). P. 177-182.

10. Chigr A.Yu., Zhenetl N.Kh. A short course of the history of Adygeya (XVII - XIX centuries). Maikop, 2016. P.164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.