МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИЯ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
УДК 327(569.4)+327(478)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДВУСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ И МОЛДАВИИ
© 2012 г. Е.А. Якимова, Р.Г. Аветисян
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 22.06.2012
Рассматриваются основные направления внешней политики Государства Израиль в отношении Молдавии. Анализируются особенности развития политических и экономических связей, основные сферы сотрудничества и перспективы дальнейшего взаимодействия.
Ключевые слова: Государство Израиль, Молдавия, двусторонние отношения, политическое и экономическое сотрудничество, сельское хозяйство.
Отношения евреев и молдаван начали формироваться еще в XIV веке, когда на территории нынешней Молдавии появились первые еврейские поселения. С тех пор в отношениях между двумя народами были разные этапы. Один из значимых моментов имел место в 1903 году, когда усилившиеся антисемитские настроения в обществе переросли в погромы в Кишиневе и ряде других городов [1].
Израиль признал независимость Молдавии в декабре 1991 года, а в июне 1992 года между двумя странами были установлены дипломатические отношения. Посольство Молдавии в Тель-Авиве открылось в январе 1995 года. Ранее посольство Израиля в Киеве было также аккредитовано и в Кишиневе, однако с 2009 года МИД Израиля назначил посла-нерезидента в Молдавию, который базируется в Иерусалиме. В Кишиневе действует культурный центр под эгидой организации «Натив», который предоставляет также и консульские услуги под наблюдением консульского отдела посольства Израиля в Киеве [2].
На современном этапе израильско-молдавские отношения вошли в новую фазу, началом которой в 2000 году стал официальный визит в Израиль делегации парламента Молдавии во главе со спикером Д. Дьяковым. В ходе визита не было подписано никаких соглашений и договоров, но обе стороны остались удовлетво-
рены двусторонними контактами. В феврале 2003 года в Израиль с визитом прибыла делегация еврейских бизнесменов из Молдавии и Украины. Целью визита была оценка возможности расширения деловых контактов этих стран с Израилем. Членов делегации принял глава израильского правительства А. Шарон. Бизнесмены также встретились с министрами, депутатами кнессета и общественными деятелями. В том же году прошел официальный двухдневный визит президента Израиля М. Кацава в Кишинев в рамках памятных мероприятий по случаю столетия Кишиневского погрома. В своем выступлении перед депутатами молдавского парламента М. Кацав отметил, что, по его мнению, «антисемитизм не только не пошел на убыль, но и обрел второе дыхание, особенно в Западной Европе». Однако в ходе визита в большей степени обсуждались вопросы экономического характера. Так, министр транспорта Израиля заявил: «Казалось бы естественным, чтобы у Израиля были прочные экономические отношения со странами СНГ. Но все прошедшие годы отношение к этим странам было необъективным. Между нашими странами существует интенсивный человеческий обмен. Это нужно подкрепить экономическим сотрудничеством». В ходе июльского визита в 2003 году в Кишиневе 50 крупных израильских бизнесменов приняли участие в форуме деловых людей. Высту-
пая на нем, молдавский президент В.Н. Воронин заявил, что его страна заинтересована в масштабных проектах, особенно в коммуникационной и дорожной сферах, аграрном секторе, производстве экологически чистой продукции. По его словам, молдавский закон об иностранных инвестициях исключительно благоприятен для западных бизнесменов и признан многими экспертами одним из лучших в СНГ [1].
Итогом визита президента Израиля в Молдавию стало подписание соглашения о сотрудничестве молдавской торгово-промышленной палаты и Федерации торговых палат Израиля [1]. Также были подписаны два межправительственных соглашения: о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков [3] и о совместной деятельности в области планирования и строительства путей сообщения [4].
Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков было одобрено правительством Молдавии. В этот документ включено двустороннее соглашение между правоохранительными органами Молдавии и Израиля, которое предусматривает постоянный обмен оперативной информацией и координацию усилий по предотвращению незаконного оборота наркотиков. Молдавия, по оценкам зарубежных экспертов, считается одним из новых, но «перспективных коридоров» по переправке наркотиков на Запад из стран Ближнего Востока. Кроме того, молдавские правоохранители намерены создать с израильской стороной единый фронт борьбы против торговцев живым товаром. По данным пресс-службы МВД Молдавии, в стране действует хорошо отлаженная система незаконной поставки в еврейское государство дешевой рабочей силы и девушек для занятий проституцией. За последнее время по этому поводу было возбуждено несколько уголовных дел. Активная роль в противодействии международной преступности будет отведена также министерствам иностранных дел государств - участников настоящего соглашения [1].
На сегодняшний день договорно-правовая база молдавско-израильских отношений включает около 20 различных соглашений, меморандумов и конвенций. Несмотря на большое количество уже заключенных соглашений, необходимость в ведении переговоров и подписании новых соглашений все еще остаётся актуальной для более эффективной координации действий и более прагматичного сотрудничества во всех областях, представляющих обоюдный интерес, особенно в торгово-экономической [5].
Молдавско-израильские отношения развиваются по многим направлениям, но особое внимание следует уделить межпарламентскому
сотрудничеству, которое стало важным аспектом молдавско-израильских отношений. Парламентская группа дружбы создана с целью продвижения сотрудничества между законодательными собраниями обеих стран. Этот диалог развивается в рамках межпарламентских связей на основе Закона о дружбе между Республикой Молдова и Израилем. Ежегодно проводятся заседания Группы межпарламентской дружбы между данными государствами, в состав которой входят 26 депутатов. Одним из главных событий межпарламентского сотрудничества, заслуживающих особого внимания, стал официальный визит в Израиль Председателя Парламента Республики Молдавия М.И. Лупу, состоявшийся в ноябре 2007 года.
Текущий политический диалог охарактеризован тем фактом, что Республика Молдавия и Государство Израиль разделяют общие позиции по отношению к различным глобальным вопросам. Речь идет прежде всего о проблемах безопасности, борьбе с терроризмом, сепаратизмом и антисемитизмом, которые несут вызовы и угрозы международной стабильности и миру. Следует отметить, что политический диалог также подкреплен сотрудничеством в рамках ведущих международных организаций, особенно Организации Объединенных Наций [6].
С 1 сентября 2011 года Израиль прекратил взимать плату с граждан Молдавии за оформление виз. В ходе официального трехдневного визита министра иностранных дел еврейского государства А. Либермана (уроженца Кишинева) на историческую родину этот шаг был объявлен «промежуточным», а конечной целью названо установление безвизового режима между двумя странами [7].
Конструктивный характер молдавско-израильского межгосударственного диалога был отмечен на встрече А. Либермана с и.о. президента М.И. Лупу, премьер-министром В.В. Фи-латом, министром иностранных дел Ю. Лянкэ. «Для нас важна как материальная помощь, так и сигналы о моральной поддержке, которые Израиль передает, сотрудничая с нашей страной в различных сферах», - заявил глава молдавского правительства. Он высказался за освоение имеющегося потенциала в торгово-экономической и инвестиционной области, отметив, что за последнее время Молдавия добилась заметного прогресса в сфере экономики и инвестиций, а также в плане евроинтеграции [7].
В мае 2012 года с официальным визитом в Израиль прибыл премьер-министр Молдавии В.В. Филат. Программа визита была весьма обширной. В.В. Филат провел встречи с президентом Израиля Ш. Пересом, министром ино-
странных дел А. Либерманом, с молдавской диаспорой, а также принял участие в молдавско-израильском экономическом форуме, на который съехались более 60 представителей молдавского бизнеса, и посетил выставку «Аг-ритек». Предметом обсуждений стали политические проблемы, перспективы торгово-экономического сотрудничества, привлечение инвестиций в национальную экономику, проблемы безопасности.
Также глава правительства Молдавии посетил, в частности, музей памяти жертв Холокоста Яд Ва-Шем и, по традиции, возложил траурный венок к памятнику жертвам нацизма [8].
С 2000 года активизировались молдавско-израильские торгово-экономические контакты, Молдавия стала поставлять в Израиль винную продукцию. В целом, у Израиля есть свои интересы в Молдавии, прежде всего в развитии совместных проектов в агропромышленном секторе. Из-за скудности своих земель Израиль реализует в Молдавии крупные проекты в области АПК для дальнейшего продвижения производимых товаров как на европейском, так и на внутреннем рынке сельского хозяйства. Кроме того, по мнению Тель-Авива, Молдавия может стать хорошим рынком сбыта для израильской агропромышленной техники [9, с. 156-157].
На заседании межведомственной молдавско-израильской комиссии по сотрудничеству в области сельскохозяйственного производства, созданной в 2003 году с участием министра сельского хозяйства, одного из лидеров правящей партии «Ликуд» И. Каца, состоялось обсуждение перспектив совместной долгосрочной программы «Молдавия: экологический продукт». По оценкам специалистов, переработка урожая, в том числе замораживание продуктов, - одно из самых перспективных направлений возможной кооперации двух стран. «Традиционно сельскохозяйственная Молдавия ныне остро нуждается в соответствующих передовых израильских технологиях, - подчеркнул президент Молдавско-израильского центра внешнеэкономических связей М. Шор. - Может считаться уникальным и израильский опыт по выращиванию экологически чистой продукции, которую охотно купят потом у молдаван и в Европе, и в самом Израиле...».
Израильские бизнесмены активно исследуют и осваивают сельскохозяйственный рынок Молдавии. Есть совместные предприятия, правда, пока с небольшим уставным капиталом и оборотом. После того как президент Молдавии В.Н. Воронин в 2004 году поддержал второй большой молдавско-израильский бизнес-форум в Кишиневе, на котором присутствовали
100 бизнесменов из Израиля, процесс пошел гораздо активнее. Не случайно программа пребывания израильской делегации оказалась чрезвычайно насыщенной - были предусмотрены поездки по республике, в том числе посещение фермерских хозяйств, встречи с молдавским премьер-министром В.П. Тарлевым и его заместителем, с министром сельского хозяйства и пищевой промышленности Д. Тодорогло, молдавскими предпринимателями. И, конечно, с представителями еврейской общественности республики [1].
Интересные проекты были реализованы в сфере виноделия. С 2000 года Молдавия стала единственной страной СНГ, поставляющей в Израиль кошерное вино.
Молдавия предложила Израилю реализовать ряд конкретных взаимовыгодных проектов. В частности, в ходе встречи с чрезвычайным и полномочным послом Израиля в Молдавии
Н. Бен-Ами в декабре 2003 года президент Молдавии В.Н. Воронин предложил сотрудничество в совместном производстве экологически чистых продуктов и возможном привлечении для этого иностранных инвестиций. Кроме того, глава молдавского государства предложил совместными усилиями построить на территории Молдавии современную автомобильную трассу, которая соединила бы страну с европейской сетью автомобильных дорог. Тем более что во время визита в Молдавию израильские бизнесмены проявили интерес к проекту строительства нефтяного терминала в Джурджулеш-тах и к проекту строительства автотрасс [1].
Данная тема получила свое развитие в ходе неофициального визита министра транспорта Израиля А. Либермана в Молдавию в ноябре 2003 года В ходе встречи с А. Либерманом глава Молдавии высказался за создание смешанной межправительственной израильско-молдавской комиссии для активизации многопланового молдавско-израильского сотрудничества, особенно в торгово-экономической сфере. А. Либерман, в свою очередь, высказался в том смысле, что израильская сторона заинтересована возможностью участия в строительстве Джурджулештского нефтеналивного терминала на юге Молдавии, поскольку терминал сможет стать транспортным узлом перекачки нефтепродуктов из Ирака, Ирана и стран Прикаспия, занимающихся экспортом нефти и нефтепродуктов. Молдавская сторона заинтересована в привлечении иностранных капиталов, так как, согласно условиям Европейского банка реконструкции и развития, она обязалась наладить прохождение через терминал в Джурджулештах не менее 1 млн тонн нефтепродуктов в год. Это
позволит республике не только обеспечивать внутренние потребности в дешевых энергоносителях и топливе, но и получать немалые прибыли за транзит [1].
Объем товарооборота между Израилем и Молдавией относительно невелик: в 2009 году, по разным подсчетам, израильский экспорт в Молдавию составил от 8 до 13.5 миллиона долларов, а импорт из Молдавии - от 1.9 до 4.35 миллиона. Израиль экспортирует в Молдавию продукцию машиностроения, электроприборы, обработанные кожаные изделия, дерево, химикалии, изделия из пластика, медицинское и оптическое оборудование. Израиль закупает в Молдавии пищевые товары, алкоголь, табак, механические изделия и химикалии [2].
Согласно данным всесоюзной переписи населения 1989 года, в Молдавии проживали 65 900 евреев. Резкое ухудшение экономического положения населения Молдавии, рост антисемитизма в республике, последовавший за распадом Советского Союза в 1991 году, приднестровская война 1992 года привели к массовому выезду еврейского населения из Молдавии в Израиль, США, Германию и другие страны [10].
По различным источникам, от 80 до 100 тысяч евреев из Молдавии репатриировались в Израиль. Израильтяне, выходцы из Молдавии, высоко ценятся в Израиле как высококвалифицированные профессионалы. Они трудятся в разнообразных сферах экономики Израиля, в общественном секторе и искусстве. Некоторые из них достигли впечатляющих результатов, и сегодня они широко известны как в Израиле, так и за границей [11].
В Молдавии функционируют различные еврейские организации. В 1997 году Республиканское общество еврейской культуры было преобразовано в Ассоциацию еврейских организаций и общин Республики Молдова (АЕОО РМ), в неё входят общины десяти городов: Бельцы, Бендеры, Дубоссары, Кагул, Кишинев, Комрат, Оргеев, Рыбница, Сороки, Тирасполь, в которых проживает подавляющее большинство еврейского населения Молдавии. Развивается система еврейского просвещения. В Кишиневе функционируют две дневные школы, в которых обучаются более пятисот человек, еврейский педагогический колледж, детский сад. С 1991 года в Кишиневе работает еврейская библиотека имени И. Мангера. В остальных еврейских общинах функционируют воскресные школы. В Молдавии издаются: ежемесячник «Наш голос», с марта 1990 года орган АЕОО РМ; газета «Истоки жизни» (издается при поддержке организации Хабад-Любавич в Молдавии). Действуют филиалы международных еврейских орга-
низаций: Еврейского агентства, Джойнта, которые оказывают финансовую помощь системе благотворительных центров «Хесед Иегуда», функционирующих во всех еврейских общинах. В Молдавии восстанавливаются синагоги. В восстановлении религиозной жизни большую роль играет движение хасидов Хабада [10].
К сожалению, в республике по сей день действуют группы оппозиционно настроенных по-литиков-националистов, отрицающих Холокост; во многих школах до сих пор преподавание ведется по учебникам, выпущенным в начале 1990-х годов, в которых замалчивается Холокост. В мае 2007 года Министерством образования было принято решение о преподавании в школах курса «Толерантность - уроки Холокоста», а в январе 2008 года вице-премьер правительства Молдавии В. Степанюк официально заявил о подготовке новых учебников, в которых больше внимания будет уделяться преступлениям нацистов в годы Второй мировой войны. Впрочем, ситуация в этом плане продолжает оставаться напряженной, поскольку весной 2008 году Европейская комиссия против расизма и нетерпимости рекомендовала Молдавии пересмотреть содержание учебников истории и удалить информацию, дискриминирующую нацменьшинства на территории страны.
Можно говорить и о проявлениях антисемитизма. Основными носителями антисемитских настроений в Молдавии являются сторонники правых партий, выступающих с позиций юнионизма (объединения с Румынией) и пытающихся реабилитировать румынского диктатора и союзника Гитлера Й. Антонеску [12].
Следует отметить, что, несмотря на достаточно отдаленное геополитическое расположение Молдавии и Израиля, можно однозначно констатировать, что им удалось построить устойчивые политические отношения, которые способствуют развитию торгово-экономических и культурных связей. Развитие дипломатических, политических, экономических и иных типов отношений заложили основы взаимовыгодного сотрудничества, базирующегося на доверии, взаимной поддержке и дружбе. Двусторонние молдавско-израильские отношения носят конструктивный, прагматичный характер. Залогом их успешного продвижения и последующего активного развития являются укрепление кооперации в различных, представляющих взаимный интерес областях. Вместе с тем расширение нормативной базы между двумя государствами должно в полной мере активизировать развитие сотрудничества между ними, потенциал для этого более чем достаточный [6].
Нынешний же уровень двусторонних отношений отражает позиции этих государств в со-
временной системе международных отношений. Молдавия не относится к основным внешнеполитическим приоритетам Израиля и может рассматриваться лишь как торгово-экономический партнер. Несмотря на наличие ряда перспективных проектов в различных сферах (в основном в АПК), израильских бизнесменов и потенциальных инвесторов отпугивает политическая нестабильность Молдавии, нерешенный конфликт с Приднестровьем и набирающая силу идея объединения с соседней Румынией.
Тем не менее в последние несколько лет наблюдается положительная динамика в развитии израильско-молдавских отношениях. Во многом это связано с личностью действующего министра иностранных дел Израиля А. Либермана, родившегося в столице Молдавской ССР. В будущем этот факт может стать фундаментом для дальнейшего диалога. Однако возможности и потенциал Молдавии не позволят ей стать приоритетным направлением внешней политики Израиля на постсоветском пространстве.
Список литературы
1. Новиков А.И. Отношения Израиля со странами бывшего СССР // Институт Ближнего Востока. Официальный сайт. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/ 2005/25-01-05.htm (дата обращения: 14.06.2012).
2. Молдова и Израиль - общие сведения // Ми-
нистерство иностранных дел Государства Израиль. Официальный сайт. URL: http://www.mfa.gov.il/
MFARUS/BilateralRelations/IsraelFsU/Moldova/Moldova _Intro.htm (дата обращения: 14.06.2012).
3. Agreement on cooperation in combating illicit
trafficking and abuse of narcotic, drugs, psychotropic substances and other serious crimes between the Government of The State of Israel and the Government of The Republic of Moldova // Министерство иностранных дел Государства Израиль. Официальный сайт. URL: http://www.mfa.gov.il/MFA7T emplates/Amanot.
aspx?NRMODE=Published&NRNODEGUID=%7bD5C A80CE-6466-470F-A112-6441E0C84D6F%7d&NR ORI-
GINALURL=%2fmfarus%2fbilateralrelations%2 ftreaties%2fisrael%252Gbilateral%252Gagreements%2f& NRCACHEHINT=Guest (дата обращения: 14.G6.2G12).
4. Agreement on technical cooperation in road construction sector crimes between the Government of The State of Israel and the Government of The Republic of Moldova // Министерство иностранных дел Г осудар-ства Израиль. Официальный сайт. URL: http://www. mfa.gov.il/MFA/T emplates/Amanot.aspx?NRMODE=P ublished&NRNODEGUID=%7bD5CA8GCE-6466-47GF-A112-6441EGC84D6F%7d&NRORIGINALURL= %2fmfarus%2fbilateralrelations%2ftreaties%2fisrael%2 52Gbilateral%252Gagreements%2f&NRCACHEHINT= Guest (дата обращения: 14.G6.2G12).
5. Двусторонние соглашения между Молдовой и Израилем // Посольство Республики Молдова в Государстве Израиль. Официальный сайт. URL: http://www.israel.mfa.md/bilateral-agreements-ru/ (дата обращения: 14.G6.2G12).
6. Харуца А. Двусторонние отношения Респуб-
лики Молдова и Государства Израиль: состояние и перспективы развития. URL: http://iisd.md/wp-
content/ uploads/2G1G/G6/rev_di_2GG9-2.pdf (дата обращения: 14.G6.2G12).
7. Ивашкина И. Шаг домой. URL: http://www. kommersant.md/node/4532 (дата обращения: 16.G6.2G12).
8. Израиль станет еще ближе. URL: http://www. km.press.md/politica/5491-2G12-G5-17-2G-47-G6.html (дата обращения: 16.G6.2G12).
9. Рыжов И.В. Внешняя политика Государства
Израиль: основные направления и приоритеты
(1948-2GGG гг.). Монография. Нижний Новгород: ИСИ ННГУ; Вектор ТиС, 2GG8. 282 с.
1G. Молдавия // Электронная еврейская энциклопедия. URL: http://www.eleven.co.il/article/12816 (дата обращения: 16.G6.2G12).
11. Выходцы из Молдовы в Израиле // Посольство Республики Молдова в Государстве Израиль. Официальный сайт. URL: http://www.israel.mfa.md/ descendants-md-is-ru/ (дата обращения: 16.G6.2G12).
12. Еврейская община Молдовы: история и современность // Евроазиатский еврейский конгресс. Официальный сайт. URL: http://video.eajc.org/page18/ news158G3.html (дата обращения: 16.G6.2G12).
MAIN DIRECTIONS OF BILATERAL COOPERATION BETWEEN THE STATE OF ISRAEL AND MOLDOVA
E.A. Yakimova, R. G. Avetisayn
The authors consider main directions of Israel’s foreign policy in regard to Moldova. The article focuses on the features of the development of political and economic ties, the main areas of cooperation and prospects for further interaction..
Keywords: the State of Israel, Moldova, bilateral relations, political and economic cooperation, agriculture.