Научная статья на тему 'Основные направления диссертационных исследований по проблемам теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, адаптивной и оздоровительной физической культуры за 2002 2003 гг'

Основные направления диссертационных исследований по проблемам теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, адаптивной и оздоровительной физической культуры за 2002 2003 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загузов Н. И., Загузова Е. Н.

In the paper, the history of theses as complete scientific-research and qualification works is described. It also concerns the dynamics in thematics and topics of Ph.D. and D.Sc. theses in sport sciences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загузов Н. И., Загузова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления диссертационных исследований по проблемам теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, адаптивной и оздоровительной физической культуры за 2002 2003 гг»

ВЕСТИ ВАК МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, АДАПТИВНОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗА 2002 - 2003 гг.

Н.И. ЗАГУЗОВ, д.п.н., проф., Е.Н. ЗАГУЗОВА, 'Минобразование России

Аннотация

В статье рассмотрена история диссертаций как самостоятельных научно-исследовательских и квалификационных работ. Исследуются динамика, тенденции в тематике и направленности кандидатских и докторских диссертаций по специальности 13.00.04.

Abstract

In the paper, the history of theses as complete scientific-research and qualification works is described. It also concerns the dynamics in thematics and topics of Ph.D. and D.Sc. theses in sport sciences.

В настоящее время все большее число специалистов различных отраслей народного хозяйства стремятся подготовить и защитить диссертации по различным отраслям науки. Особым интересом у научной общественности пользуются педагогические и психологические специальности.

Диссертация в России стала не только квалификационной и научно-исследовательской работой, но и важным источником, содержащим информацию по определенной проблеме в конкретной области научного знания.

История становления и развития диссертационных исследований как квалификационных научных работ берет свое начало с 1130 года. Именно тогда за докторскую диссертацию была впервые присуждена ученая степень доктора права.

В XII - XVI вв. диссертации выполнялись в рукописном виде. В качестве публичной защиты диссертации использовалась устная дискуссия, в ходе которой соискатель ученой степени должен был подтвердить квалификацию доктора наук. Соискатель ученой степени готовил специальные плакаты, на которых кратко излагались вопросы для дискуссии.

В XVI в. появились и печатные диссертации. В это время определился более четкий статус диссертации как квалификационной научной работы. Университетские уставы XVI в. содержали требования о самостоятельной подготовке письменных научных трудов. Соискатель ученой степени должен был опубликовать научную статью и разослать ее всем заинтересованным ученым. Все расходы по изданию нес автор диссертации.

Термин «диссертация» в России впервые встречается в трудах М.В. Ломоносова и документах Российской академии наук. Сущность этого термина аналогична сегодняшнему пониманию: это научное сочинение, рассуждение о той или иной науке.

Чтобы расширить доступ к диссертациям, 3 февраля 1761 г. М.В. Ломоносов написал «Представление в Канцелярию Академии наук об ускоренном выпуске “Комментариев” Академии и о печатании всех диссертаций в русском переводе». Чтобы не было замечаний об отсутствии у соискателя научных трудов, в этом документе отмечалась необходимость «1) диссертации академические издавать на всякую треть по частям, а по прошествии года, сочинив общее предисловие и титул, собирать в один том; 2) сокращения диссертаций дол-

жен сочинить сам автор, ибо он свое сочинение лучше, нежели кто другой, разумеет и не сделает остановки печатанью, не имея нужды требовать от других помощи; 3) все диссертации переводить на российский язык и на оном печатать». Это представление послужило основой для публикации текстов защищенных диссертаций.

В то время диссертация еще не имела статуса квалификационной научной работы, а рассматривалась как сочинение, которое было необходимо для продолжения испытаний и служило дополнительным доказательством в познаниях для получения ученой степени (Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи XVIII в. - 1917 г. -М.:ИРИ РАН, 1994. - С. 131). Для получения любой ученой степени устанавливались устные и письменные экзамены, после чего соискатель должен был публично защищать диссертацию на заседании факультета. При защите выступал только один оппонент, но с 1804 г. количество оппонентов увеличилось до трех.

Вопрос о сущности и качестве диссертаций постоянно обсуждался в научных кругах, шел поиск новых оптимальных форм подготовки диссертаций, что подтверждают выступления М.П. Погодина в журнале Министерства народного просвещения. Он писал: «Нынешняя диссертация... лучше прежних, хотя были отличные и прежде. Но понятие о диссертации... у нас почти потерялось. Пишут огромные сочинения, описывают целые эпохи - разве это диссертация. Диссертация, дополнение экзамена, должна служить только доказательством годичного прилежного занятия по окончании курса. Следовательно, нечего ожидать и требовать от нее чего-либо нового, что вошло бы в историю науки... » (Иванов А.Е. - Там же. - С. 131).

В этот период диссертации к защите представлялись в печатном виде. Кроме того, требовалось приложение к диссертации тезисов объемом не более четырех страниц, в которых отражались основные направления диссертационного исследования. Все публикации осуществлялись за счет автора.

Со второй половины XIX в. диссертации стали публиковать в ученых записках, известиях университетов и специальных журналах. Необходимое количество оттисков представлялось ученому совету факультета при подготовке к защите диссертации.

Как утверждает А.Е. Иванов, понятие «диссертация» прочно вошло в жизнь российской науки только с 1864 г., с введения «Положения об ученых степенях», и с этого момента она получает статус квалификационной научной работы; ее защита стала одним из важных компонентов в подготовке магистров и докторов наук. В то время диссертация оформлялась только в виде рукописи.

В таком виде диссертация просуществовала до 1917 г., когда решением Совета народных комиссаров ученые степени в России были упразднены.

Только с 1934 г. начался новый этап в развитии диссертационных исследований. Диссертация вновь

стала важным компонентом в подготовке специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук). В первоначальном виде она также представляла собой рукопись, выполненную на пишущей машинке, в которой осуществлялось рассуждение по определенным научным направлениям. Впоследствии диссертация приобрела еще два вида: вид научного доклада и вид монографии.

В настоящее время, согласно Положению о порядке присуждения ученых степеней, установлены три вида диссертационных работ: диссертация в виде рукописи, диссертация в виде научного доклада, диссертация в виде монографии.

Степень соответствия диссертации в виде рукописи квалификационным требованиям определена нормативными документами ВАК России, по структуре она также отвечает всем требованиям, предъявляемым к диссертации (наличие методологического аппарата исследования, положений, выносимых на защиту, логичность построения текста диссертации, четкие выводы и рекомендации, основанные на результатах теоретического и эмпирического исследования, библиографический указатель).

Анализ диссертаций в виде научного доклада показывает, что по своей структуре такая диссертация похожа на классическую, т.е. она имеет четко определенный методологический аппарат, основные результаты исследования автора изложены в разделах со ссылками на ранее опубликованные и уже известные научные работы, приведена библиография, указаны собственные публикации автора и т.д. В настоящее время защита диссертаций в виде научного доклада допускается только с разрешения Высшей аттестационной комиссии. Для того чтобы получить такое разрешение, необходимо представить в Высшую аттестационную комиссию ходатайство диссертационного совета и список публикаций автора по теме диссертационного исследования.

По ГОСТ 7.60-90 монография - это «научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам». Следовательно, монография - это научный труд, который по своему жанру вполне соответствует диссертации, имеет свое специфическое название, и поэтому название «диссертация в виде монографии» вряд ли имеет смысл. В монографии обычно отсутствуют методологические характеристики научного исследования, т.е. не указываются объект и предмет, цели и задачи, теоретическая и практическая значимость исследования и не формулируются положения, выносимые на защиту. С другой стороны, монография отвечает критериям, связанным с внутренним единством, логическим изложением, наличием библиографии. Таким образом, по своему жанру монография может соответствовать квалификационной диссертационной научной работе. При этом целесообразно представить к защите на соискание ученой степени

(ШИ

кандидата или доктора наук саму исходную монографию, в которой отражены результаты научных разработок соискателя, а не переименованную в диссертацию монографию. Согласно Положению о порядке присуждения ученых степеней соискатель имеет право представлять к защите диссертацию в виде опубликованной монографии.

Несмотря на важность научных исследований, отражаемых в диссертациях во все времена, велись и ведутся научные и околонаучные споры о том, нужна ли диссертация в современных условиях и что она дает для развития науки и практики. Особенно много споров о наметившейся тенденции увеличения количества диссертаций по гуманитарным и общественным наукам. Следует отметить, что в 2003 г. по сравнению с 2002 г. количество докторских диссертаций сократилось как по педагогическим специальностям в целом с 259 до 244 диссертаций, так и по проблемам физической культуры и спорта с 30 в 2002 г. до 28 в 2003 г. Количество кандидатских диссертаций, к сожалению, растет.

Анализ количественных показателей защит диссертаций по проблемам физической культуры и спорта показывает, что ведущими центрами в подготовке научных и научно-педагогических кадров в области проблем физической культуры и спорта в 2002-2003 гг. остались Москва (2002 г. - 37%, 2003 г. - 37,6% - кандидатские диссертации; 30% - 2002 г., 35,7% - 2003 г. - докторские диссертации), Санкт-Петербург (2002 г. - 18%, 2003 г. - 16% - кандидатские диссертации), Смоленск, Краснодар и Майкоп (2003 г. - 6,3% и 3,4%, 5,4% соответственно по кандидатским диссертациям).

По данным ВАК Минобразования России, наибольшей популярностью среди московских научно-исследовательских и учебных учреждений в подготовке научных и научно-педагогических кадров в области физкультуры и спорта пользуются РГАФК (2002 г. -11,3%, 2003 г. - 5,8%), ВНИИФК (2002 г. - 9%, 2003 г. -10,2%) и МГАФК (2002 г. - 6%, 2003 г. - 7%).

Распределение защищенных кандидатских диссертационных работ по научно-исследовательским институтам и учебным заведениям за 2002-2003 гг. можно проследить на рис. 1.

Распределение защит докторских диссертаций по научно-исследовательским институтам и учебным заведениям показано на рис. 2.

По сравнению с 2002 г. в 2003 г. весомое значение в подготовке соискателей ученой степени кандидата наук приобрели города Майкоп, Хабаровск, Красноярск, Омск, Тюмень и Улан-Удэ.

Анализ состава соискателей ученой степени кандидата наук показал, что в 2002 г. женщины составили 36,3% от общего числа соискателей, а в 2003 г. - 43,4%.

Изучение проблем физической культуры и спорта женщинами в сравнении с предыдущим годом значительно возросло. Однако рассмотрение этих проблем мужчинами остается на сегодняшний день приоритетным.

Кроме того, следует отметить, что кандидатские диссертации по проблемам физического воспитания защищались на стыке педагогических, психологических и биологических наук.

В диссертационных советах Российской Федерации защищались граждане иностранных государств:

Рис. 1

Рис. 2

Польши, Ирака, Ирана, Греции, Монголии, Кореи и Китайской Народной Республики, а также граждане ближнего зарубежья: Таджикистана, Белорусии, Украины и Молдовы. Таким образом, российские научные школы и направления по спортивной проблематике пользуются интересом иностранных специалистов и признаны в различных странах мира.

Анализ тематики докторских и кандидатских диссертаций позволил сделать вывод, что довольно часто встречаются некорректные названия диссертаций: названия, в которых не содержится проблема исследования; названия описательного характера; названия, в которых содержится много понятий, не имеющих отношения к проблеме диссертационного исследования.

Чтобы избежать дублирования названий докторских диссертаций и проблематики исследований, оказать помощь соискателям ученых степеней доктора наук и их научным руководителям и консультантам, предлагается тематика докторских диссертаций, защищенных и утвержденных Высшей аттестационной комиссией в 2002-2003 гг.

Докторские диссертации - 2002 г.

1. Баландин Валерий Александрович. 1958. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе. 13.00.04. Науч. конс.: д.б.н., проф. В.К. Бальсевич; д.п.н., проф.

В.В. Костюков. - Краснодар: КГАФК, 2001.

2. Бутин Игорь Михайлович. 1932. Теория и методика преподавания лыжного спорта в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре. 13.00.04. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

3. Григорьев Валерий Иванович. 1955. Социокультурная интеграция содержания неспециального физкуль-

турного образования студентов вузов. 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. Ю.М. Николаев. - СПб.: СПбГАФК им.П.Ф. Лесгафта, 2002.

4. Губарева Татьяна Ивановна. 1953. Гуманистически ориентированная педагогическая технология культурно-спортивной работы с инвалидами. 13.00.04. На-уч.конс. д.ф.н., проф. В.И. Столяров. - М.: РГАФК, 2001.

5. Иванков Чингис Тагирович. 1939. Технология совершенствования технико-тактического мастерства юных спортсменов на основе модульно-ситуационной организации соревновательной деятельности в спортивной борьбе. 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф.

О.П. Юшков. - М.: ВНИИФК, 2001.

6. Козырева Ольга Владимировна. 1959. Спортивное воспитание детей дошкольного возраста в системе их гуманистического воспитания. 13.00.04. Науч. конс. д.ф.н., проф. В.И. Столяров. - М.: РГАФК, 2002.

7. Конеева Елена Владимировна. 1964. Формирование педагогической позиции специалиста по физической культуре в процессе вузовской подготовки. 13.00.08. Науч. конс. д.п.н., проф. М.В. Прохорова. - М.: МПГУ, 2002.

8. Лосин Борис Ефимович. 1956. Педагогическая эффективность повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту. 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. М.В. Прохорова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001.

9. Лукьяненко Виктор Павлович. 1946. Теоретикометодологическое обоснование содержания общего среднего образования в области физической культуры.

13.00.04.,13.00.01. Науч. конс.: д.б.н., проф. В.Н. Ку-рысь, д.п.н., проф. Ю.Т. Черкесов. - Майкоп: АГУ, 2002.

10. Мандриков Виктор Борисович. 1946. Методология профилирования физического воспитания студентов

в медицинских вузах. В виде научного доклада.

13.00.04. - Краснодар: КГАФК, 2002.

11. Мансуров Исмаил Ибрагимович. 1936. Физическая культура полиэтнического общества (на примере Северного Кавказа). 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф.

Н.И. Пономарев. - Майкоп: АГУ, 2001.

12. Матыцин Олег Васильевич. 1964. Система формирования специальной подготовленности юных спортсменов на этапах многолетней подготовки в индивидуальных игровых видах спорта (на материале настольного тенниса). 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф.

B.В. Кузин. - Челябинск: УГАФК, 2002.

13. Николаев Сергей Валентинович. 1964. Педагогические основы социализации военнослужащих в процессе физкультурно-спортивной деятельности. 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. В.А. Щеголев. - СПб.: ВИФК, 2002.

14. Попков Виталий Николаевич. 1936. Отбор и контроль в юношеском велосипедном спорте с использованием морфофункциональных характеристик. 13.00.04. Науч. конс. д.б.н., проф. В.К. Бальсевич. - Омск: СГАФК, 2001.

15. Потапов Виктор Николаевич. 1947. Формирование индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации (на примере биатлонистов).

13.00.04. Науч. конс.: д.п.н., проф. Т.В. Бондарчук, д.б.н., проф. А.П. Исаев. - Тюмень: ТГУ, 2002.

16. Рапопорт Леонид Аронович. 1959. Педагогическое управление развитием студенческого спорта в университетах России. 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф.

C.А. Днепров. - Екатеринбург: УГПУ, 2002.

17. Салов Владимир Юрьевич. 1951. Теоретические и методологические основы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи средствами физической культуры. 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. Г.П. Виноградов. - СПб.: СПбГАФК им.П.Ф. Лесгаф-та, 2001.

18. Сековец Людмила Сергеевна. 1950. Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с монокулярным зрением. 13.00.03. Науч. конс. д.пх.н., проф. Л.И. Плаксина. - М.: ИКП РАО, 2002.

19. Скобликова Татьяна Владимировна. 1962. Становление физической культуры студентов в педагогическом вузе. 13.00.08. Науч. конс. д.п.н., проф. М.В. Прохорова. - Курск: КГПУ, 2001.

20. Собянин Федор Иванович. 1960. Профессиональная подготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода. Науч. конс. д.п.н., проф. В.М. Выдрин. 13.00.04. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002.

21. Солодянников Владимир Андриянович. 1953. Технологическая концепция формирования профессионально-педагогических умений специалиста по спортивной гимнастике. 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. Р.Г. Терехина. - СПб.: СПбГАФК им.П.Ф. Лесгаф-та, 2002.

22. Соха Тереса. 1949. Гр. Польши. Методология совершенствования педагогических систем спортивной подготовки женщин в аспекте полового диморфизма.

13.00.04. Науч. конс. д.б.н., проф. В.К. Бальсевич. -СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002.

23. Суханов Александр Иванович. 1945. Теория и практика управления физическим состоянием человека на основе комплексных физкультурно-оздоровительных коррекций. 13.00.04. Науч. конс. д.мед.н., проф. В.Н. Голубев. - СПб.: ВИФК, 2002.

24. Тоноян Хорен Аветисович. 1958. Технология повышения эффективности подготовки специалистов по физической культуре для общеобразовательных школ с углубленным изучением видов единоборств. 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. С.В. Малиновский. - М.: ВНИИФК, 2002.

25. Федотова Елена Викторовна. 1966. Структура и динамика соревновательной деятельности и подготовленности спортсменок на этапах многолетней подготовки в командных игровых видах спорта. 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. В.П. Филин. - М.: РГАФК, 2002.

26. Филиппова Светлана Октавьевна. 1962. Физическая культура в системе образования дошкольников.

13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. А.А. Нестеров. -СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

27. Худяков Виктор Никитович. 1938. Формирование физической культуры учащихся начального профессионального образования. 13.00.01. Науч. конс. д.п.н., проф. Н.А. Томин. - Магнитогорск: МГУ, 2001.

28. Чурсинов Вячеслав Евстафьевич. 1950. Научно-теоретические и методические возможности адаптивного управления взаимодействием спортсмена с внешней предметной средой. 01.02.08 и 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. Я.К. Коблев. - Майкоп: АГУ, 2001.

29. Шалманов Анатолий Александрович. 1947. Методологические основы изучения двигательных действий в спортивной биомеханике. 01.02.08. - М.: РГАФК, 2002.

30. Ягела Ярослав. 1954. Гр. Польши. Раскрытие сущности трансакционного анализа в теории педагогики и методике физического воспитания. 13.00.04. - М.: ВНИИФК, 2001.

Докторские диссертации - 2003 г.

1. Баранцев Сергей Анатольевич. 1954. Кинематическая структура основных естественных локомоций детей и подростков: закономерности формирования и технология совершенствования. 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. А.М. Шлемин. - М.: Институт возрастной физиологии РАО, 2002.

2. Бурухин Сергей Федорович. 1956. Профессиональная подготовка учителей физической культуры к преподаванию гимнастики в школе. 13.00.08 и 13.00.04. -Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002.

3. Быков Василий Александрович. 1941. Инновационная система ускоренного обучения плаванию, спортив-

ной тренировки и оздоровления студенток высших учебных заведений физической культуры. 13.00.04. - М.: ВНИИФК, 2003.

4. Дмитриев Владимир Сергеевич. 1938. Адаптивная физическая реабилитация: структура и содержание.

13.00.04. - М.: ВНИИФК, 2003.

5. Драндров Герольд Леонидович. 1949. Формирование готовности студентов факультетов физической культуры к творческому обучению двигательным действиям. 13.00.08 и 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. Г.Д. Бабушкин. - Омск: Сиб. ГАФК, 2002.

6. Драчев Сергей Станиславович. 1962. Педагогическая система профессионального совершенствования субъектов управления общественными физкультурноспортивными объединениями и организациями. 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. В.А. Щеголев. - СПб.: ВИФК, 2002.

7. Камалетдинов Владимир Гильмухаметович. 1940. Развитие культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью (педагогические аспекты). 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. Г.Н. Сериков. - Челябинск: УГАФК, 2002.

8. Кряжев Валерий Дмитриевич. 1947. Методология развития сохранения и восстановления двигательных возможностей человека в спортивной тренировке и оздоровительной физической культуре. 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. И.П. Ратов. - М.: ВНИИФК, 2003.

9. Кузнецов Александр Семенович. 1955. Организационно-методические основы многолетней технико-тактической подготовки борцов греко-римского стиля.

13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. Ю.А. Шулика. -Краснодар: КГАФК, 2002.

10. Курамшин Юрий Федорович. 1947. Акмеология спортивных достижений: теоретические и прикладные аспекты. 13.00.04. Науч. конс. д.пх.н., проф. И.П. Волков. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Левицкий Алексей Григорьевич. 1953. Управление процессом подготовки дзюдоистов с учетом уровня индивидуальной готовности к соревновательной деятельности. 13.00.04. Науч. конс. д.б.н., проф. В.Г. Стрелец. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003.

12. Левченко Виктор Григорьевич. 1951. Теория и технология подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта к реализации регионально-национального компонента. 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. К.Д. Чермит. - Майкоп: АГУ, 2002.

13. Липовка Владимир Петрович. 1948. Подготовка военнослужащих спецподразделений к ведению боевых действий на поверхности воды и под водой. 13.00.04. Науч. конс.: д.п.н., проф. О.В. Новоселов; д.м.н., проф. А.И. Дмитрук. - СПб.: ВИФК, 2003.

14. Магомедов Руслан Русланович. 1959. Педагогическая система многолетней подготовки спортсменов в горном туризме. 13.00.04. Науч. конс.: д.п.н., проф. Я.К. Коблев; д.б.н., проф. В.Н. Курысь. - Майкоп: АГУ, 2002.

15. Макеева Вера Степановна. 1951. Профессионально-личностное развитие будущего учителя в процессе физического воспитания. 13.00.08. Науч. конс. д.п.н., проф. М.Я. Виленский. - М.: ВНИИФК, 2002.

16. Назаренко Людмила Дмитриевна. 1939. Стимулируемое развитие базовых двигательных координаций у школьников разного возраста. 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. Л.И. Лубышева. - М.: ВНИИФК, 2003.

17. Нарскин Геннадий Иванович. 1952. Система профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и школьного возраста средствами физического воспитания. 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. А.И. Полунин. - М.: ВНИИФК, 2003.

18. Полозов Андрей Анатольевич. 1963. Информационная модель управления соревновательной деятельностью. 13.00.04. Науч. конс. д.б.н., проф. А.П. Исаев. - Омск: Сиб.ГУФК, 2003.

19. Пономарев Василий Викторович. 1959. Педагогические технологии физкультурного образования школьников Крайнего Севера. 13.00.04. Науч. конс.: д.п.н., проф. И.И. Сулейманов; д.п.н., проф. В.В. Ким. -Тюмень: ТГУ, 2002.

20. Сидоркевич Игорь Михайлович. 1963. Социально-ориентированное управление физкультурно-спортивными организациями общественно-государственного объединения «Динамо». 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. В.А. Щеголев. - СПб.: ВИФК, 2003.

21. Сидоров Леонид Константинович. 1948. Формирование и реализация двигательной потребности в системе непрерывного физкультурного образования.

13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. А.И. Завьялов. -Улан-Удэ: БГУ, 2002.

22. Сомкин Алексей Альбертович. 1959. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных гимнастов в спортивной аэробике. 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. Р.Н. Тере-хина. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003.

23. Спирин Валентин Константинович. 1955. Теоретико-методические аспекты индивидуальной направленности занятий оздоровительной физической культуры школьников. 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. В.Г. Никитушкин. - М.: ВНИИФК, 2003.

24. Становов Вячеслав Валентинович. 1952. Физическая культура как фактор социальной адаптации учащейся молодежи. 13.00.01 и 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. М.Я. Виленский. - М.: МПГУ, 2002.

25. Фадеев Виталий Юрьевич. 1957. Педагогические основы физической культуры специалистов флота в профессиональной подготовке во ВМУЗ. 13.00.08 и 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. Ю.Ф. Волынец. - СПб.: Военно-морской институт радиоэлектроники, 2002.

26. Щедрин Юрий Николаевич. 1954. Развитие лидерских качеств у курсантов военно-учебных заведений в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. В.А. Щеголев. -СПб.: ВИФК, 2003.

(ШИ

27. Якимович Виктор Степанович. 1960. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи на основе личностно-ориентированного образования. 13.00.04. Науч. конс. д.п.н., проф. Л.И. Лубышева. -M.: ВНИИФК, 2002.

28. Яруллин Радик Хамитовивич. 1946. Педагогические детерминанты эффективности образования школьников по физической культуре. 13.00.01 и

13.00.04. - Казань: КГПУ, 2003.

К СВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ

Научно-методический журнал «Вестник спортивной науки» можно заказать или приобрести по адресу:

105064, Москва, ул. Казакова, 18, издательство «Советский спорт».

Тел. (095) 267-94-35, 267-95-90 e-mail:[email protected]

или

105005, Москва, Елизаветинский пер., 10, ВНИИФК, Центр развития и информационно-аналитического обеспечения спорта, 4 этаж, ком. 402, 403;

Тел. (095) 261-58-19, 261-96-73

К СВЕДЕНИЮ АВТОРОВ

Решением Президиума Высшей аттестационной комиссии Mинистрества образования Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. журнал «Вестник спортивной науки» включен в Перечень ведущих научных журналов и изданий общественногуманитарного профиля, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.

Mатериалы для публикации в «Вестнике спортивной науки» представляются в печатном виде (1 экземпляр, через 1,5 интервала; поля слева 3 см, справа, сверху и снизу 2 см) и в электронном виде (формат World for Windows) на диске по адресу: 105005, Mосква, Елизаветинский пер., 10, ВНИИФК, Центр развития и информационно-аналитического обеспечения спорта.

Тел. (095) 261-21-64, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.