Абазов А. Х. Основные направления деятельности органов власти в Кабардинской АССР в марте 1944 — мае 1945 годов / А. Х. Абазов, Ф. С. Гериева // Научный диалог. — 2019. — № 9. — С. 231—245. — DOI: 10.24224/2227-1295-2019-9-231-245.
Abazov, A. Kh., Gerieva, F. S. (2019). Main Activities of the Authorities in the Kabardian ASSR in March 1944 — May 1945. Nauchnyi dialog, 9: 231-245. DOI: 10.24224/2227-1295-20199-231-245. (In Russ.).
t,--11 л
WEB OF <JC I E RI H J MWTL^'B,^
УДК 94(470.64)"1944/1945"
DOI: 10.24224/2227-1295-2019-9-231-245
основные направления деятельности органов власти в кабардинской Асср в марте 1944 — мае 1945 годов
© Абазов Алексей Хасанович (2019), orcid.org/0000-0003-4004-7009, SPIN 8002-5155, доктор исторических наук, старший научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований — филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр "Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук"» (Нальчик, Россия), [email protected]
© Гериева Фатимат Сагитовна (2019), orcid.org/0000-0002-7655-8751, SPIN 20867925, аспирант кафедры «Отечественная история и этнология» Научно-образовательного центра Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр "Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук"» (Нальчик, Россия), [email protected]
В статье исследуется деятельность органов государственной власти Кабардинской автономной советской социалистической республики на завершающем этапе Великой Отечественной войны. Это явление рассматривается на фоне депортации балкарцев в Среднюю Азию и Казахстан. Изучены номенклатуры должностей и постановления Кабардинского Обкома ВКП (б) в плане реструктуризации системы управления в республике. Установлено, что в числе актуализировавшихся проблем развития системы управления в этот период было усугубление кадрового кризиса, в котором к числу основных причин (участие в военных действиях, высокий уровень смертности как военного, так и гражданского населения) добавилась и депортация балкарского народа. Отмечается, что в числе основных направлений деятельности органов власти республики в рассматриваемый период представлены мероприятия, направленные на улучшение материально-бытового положения детей-сирот и детей фронтовиков, структурные преобразования в органах власти, уборку урожая и хлебосдачу в колхозах и совхозах, развертывание социалистического соревнования и т. п. Обращается внимание на то, что после депортации балкарцев основные конституционные функции органов власти по сравнению с предыдущим периодом существенных изменений не претерпели. Сделан вывод, что основные трансформации в системе власти республики в рассматриваемый период были связаны с преобразованием административно-территориальной структуры региона и изменением этнического состава руководящих кадров.
I Ключевые слова: Великая Отечественная война; органы власти; Кабардинская АССР;
номенклатура партийных органов; депортация; балкарцы.
1. Введение
История государственного строительства и управления в России имеет многовековой опыт, который характеризуется последовательным чередованием реформ и контрреформ, а также перестройкой на военный лад деятельности государственных учреждений в условиях различных вооруженных конфликтов. Поэтому исследование исторического опыта государственного управления России на разных этапах исторического процесса, изучение места и роли в них самих администраторов, обобщение форм и методов управления проживающим на его территории государства населением дает возможность глубже понять и осмыслить современные управленческие проблемы и дополнить теорию современной обновляющейся российской государственности.
В этом плане научный интерес представляет исследование истории развития российской государственности в такие переходные исторические периоды, как смена форм правления и государственно-политического режима, война и т. п. Процессы трансформации деятельности органов государственной власти страны и ее территориальных образований наглядно проявились в годы Великой Отечественной войны. С ее началом у властей возникла необходимость качественно изменить подходы к государственному управлению, его структуру, формы и методы взаимоотношения высших, центральных и местных органов. Это в полной мере относится и к Кабардино-Балкарской (с 1944 года — Кабардинской) автономной советской социалистической республике (далее — КБАССР, КАССР), органы государственной власти которой в годы Великой Отечественной войны подверглись существенной трансформации под влиянием эндогенных и экзогенных факторов (перестройка инфраструктуры республики на военный лад, оккупация немецко-румынскими войсками, постоккупационный период и депортация балкарцев на территорию Средней Азии и Казахстана).
Хронологические рамки исследования охватывают период Великой Отечественной войны с 8 марта 1944 по 9 мая 1945 года, что позволило определить особенности функционирования органов власти в Кабардинской АССР после депортации балкарцев. Географические рамки ограничены территорией, которую занимала КАССР после депортации балкарцев. Данная локализация дает возможность для проведения более глубокого анализа общественно-политических процессов на микроуровне, протекавших под влиянием внешних политических и миграционных факторов.
Исследование деятельности органов государственной власти в КАССР в период Великой Отечественной войны представляет собой как научно-теоретический, так и прикладной интерес. В теоретическом плане исследование проблемы дает возможность глубже понять особенности реструктуризации государственных органов в кризисных переходных ситуациях, проблемы милитаризации основных отраслей управления и хозяйства, механизмы формирования новых каналов социальной мобильности в условиях военного времени. В прикладном плане важно подробно изучить деятельность органов государственной власти в КАССР в годы Великой Отечественной войны, подходы государства к формированию номенклатуры партийных должностей, особенности формирования новых политических элит на разных ее этапах.
2. Степень разработанности проблемы
Историография участия КАССР в Великой Отечественной войне насчитывает большое количество работ [Аккиева и др., 2014; Безугольный и др., 2012; Бесланеев, 1995; Гречко, 1967; Гугова, 2015; Давыдов, 1961; Кринко, 2004; Линец, 2009; Опрышко, 1976; Татаров, 2017; Хакуашев, 1978]. Однако в обширной историографии Великой Отечественной войны наибольшее внимание исследователей привлекали проблемы, связанные с подготовкой и проведением боевых операций и оборонных мероприятий, деятельностью партийно-государственных органов и общественных организаций по укреплению обороноспособности страны и перестройкой экономики на военный лад. Деятельность органов государственной власти КАССР на разных этапах Великой Отечественной войны интересовала ученых лишь в контексте изучения смежных проблем, а самостоятельным предметом научного исследования данная проблематика до сих пор не становилась.
2. Основные этапы и особенности деятельности органов государственной власти КАССР в годы Великой Отечественной войны
Несмотря на все сложности военного времени, деятельность органов государственной власти Кабардино-Балкарии представляла собой перманентный процесс, включавший комплекс мероприятий по их реструктуризации, внедрению чрезвычайных органов и т. п. В рамках данной хронологии нами выделены 4 этапа: 1) с июня 1941 по август 1942 — деятельность государственного аппарата в условиях мобилизации ресурсов КБАССР на военные нужды; 2) с августа 1942 по январь 1943 — органы власти в пе-
риод оккупации республики фашистскими захватчиками; 3) с января 1943 по март 1944 — деятельность органов власти в условиях восстановления республики после оккупации; 4) с марта 1944 по май 1945 — деятельность органов власти КАССР после депортации балкарцев.
Накануне Великой Отечественной войны (ВОВ) система органов государственной власти была сформирована в соответствии с Конституцией КБАССР 1937 года, а структура областной, городской и районных партийных организаций — в соответствии с уставом ВКП (б) 1939 года [Устав ..., 1939]. В начале ВОВ в КБАССР функционировали органы государственной власти, которые были учреждены на основании принятой 24 июня 1937 года постановлением чрезвычайного X Кабардино-Балкарского съезда советов Конституции КБАССР 1937 года (далее — Конституция 1937 года). В республике функционировал преобразованный 5 декабря 1936 года областной комитет Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (далее — ВКП (б)). Областному комитету подчинялись районные. За время Великой Отечественной войны в Кабардино-Балкарии сменилось 2 секретаря обкома ВКП (б): Зубер Докшукович Кумехов (с декабря 1939 по 10 апреля 1944 года) и Николай Петрович Мазин (с 10 апреля 1944 по май 1949 года).
Высшим органом государственной власти в республике был Верховный Совет КБАССР, который являлся единственным законодательным органом государственной власти в данном регионе. Верховный Совет КБАССР формировал Правительство — Совет народных комиссаров КБАССР. СНК КБАССР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти союзной республики.
Высшим органом окружной партийной организации была окружная партийная конференция. Окружной комитет избирал бюро в составе не более 9 человек и 4 секретарей окружкома, в том числе первого секретаря, второго секретаря, секретаря по кадрам и секретаря по пропаганде. Секретари окружного комитета утверждались обкомом, крайкомом, ЦК компартии союзной республики. Окружной комитет был вправе организовывать учреждения партии в пределах округа и руководить их деятельностью. Городской и районные комитеты избирали бюро в составе 7—9 человек и трех секретарей горкома, райкома партии. Секретари городского и районного комитетов утверждались обкомом, крайкомом, ЦК компартии союзной республики. Местный уровень органов государственной власти формировали районные, городские, поселковые, сельские и станичные Советы депутатов трудящихся.
С самого начала ВОВ Обком, горком и райкомы партии, местные Советы депутатов трудящихся КБАССР перестроили свою работу на воен-
ный лад. Их оборонная деятельность усиливалась по мере продвижения фашистских войск вглубь Кавказа и оккупации территории КБАССР. Изменения в деятельности органов власти КБАССР продолжались и после ее освобождения от оккупации. С марта 1944 года к военно-политическим факторам трансформации органов власти республики добавился и миграционный (депортация балкарского народа на территорию Средней Азии и Казахстана 8 марта 1944 года). Депортация повлекла за собой существенные изменения в деятельности органов государственной власти (направленность на восстановление хозяйства после оккупации, решение кадрового кризиса и т. п.), что позволяет рассматривать особенности их деятельности в это время в качестве самостоятельной научной проблемы.
3. Некоторые особенности деятельности органов власти КАССР после депортации балкарцев
После депортации балкарского народа с исторической родины в республики Средней Азии и Казахстан 8 марта 1944 года начались структурные изменения в деятельности органов государственной власти КБАССР: изменились административно-территориальное устройство республики и этнический состав органов власти каждого уровня. С этого времени начался новый этап функционирования органов государственной власти республики в годы ВОВ. Напомним, что 5 марта 1944 года Гражданский комитет обороны (ГКО) СССР принял постановление о выселении балкарцев с территории КБАССР в Казахскую и Киргизскую ССР. С. И. Аккиева и Х.-М. А. Сабанчиев установили, что это «постановление было принято как дополнение к Постановлению ГКО от 31 января 1944 г., когда решился вопрос о выселении чеченцев и ингушей» [Аккиева и др., 2014, с. 181].
Далее рассмотрим характер принимаемых решений руководящими органами республики после депортации балкарцев в рамках настоящей исследования с целью определения специфики их деятельности на завершающем этапе ВОВ. Так, 15 марта 1944 года было принято постановление Совета народных комиссаров КБАССР и Бюро обкома ВКП (б) о мероприятиях по улучшению материально-бытового положения детей-сирот и детей фронтовиков в республике [Кабардино-Балкария в годы ..., 1975, с. 473]. Эти мероприятия предполагалось провести за счет увеличения государственного плана, для чего был сделан ряд распоряжений в адрес Наркомместпрома КБАССР, Управления Промкооперации по КБАССР и Управление Наркомлегпрома по КБАССР. Райкомы и горком ВКП (б) были обязаны: «а) распространить почин работников швейно-обувного комбината и обеспечить организованное проведение воскресника на всех
предприятиях Наркомлегпрома, Наркомместпрома и артерий промкооперации по изготовлению сверх плана детской одежды, белья, обуви, мебели, посуды в фонд помощи детям фронтовиков; б) обеспечить проведение воскресников и на остальных предприятиях, заработанные средства перечислить в фонд помощи детям-сиротам и детям фронтовиков; в) в период с 20 марта по 1 апреля с.г. провести по колхозам декадник по сбору продовольственных продуктов и кожсырья в фонд помощи детям-сиротам и детям фронтовиков» [Там же].
Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении балкарцев, проживающих в Кабардино-Балкарской АССР, и о переименовании Кабардино-Балкарской АССР в Кабардинскую АССР» от 8 апреля 1944 года регламентировал акт переименования КБАССР в Кабардинскую автономную советскую социалистическую республику (далее — КАССР); кроме того, указ стал основанием и для некоторых административных преобразований внутри самой республики [Административно-территориальные преобразования ..., 2000, с. 346—347; ГАРФ, ф. р-7523, оп. 4, д. 220, л. 62—63; Сабанчиев, 2008, с. 274; Хрестоматия ..., 2015, с. 219]. Одним из первых постановлений Обкома ВКП (б) в плане реструктуризации системы управления в республике было решение об объединении промышленно-транс-портного отдела с отделом по цветной металлургии и энергетике [ЦДНИ КБР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 838, л. 7].
После депортации балкарцев по-прежнему продолжалась работа по восстановлению городов и сел республики, пострадавших в период оккупации и освободительных боев, а также работа для удовлетворения нужд государства в условиях военного времени. Далее рассмотрим основные направления деятельности органов государственной власти КАССР с марта 1944 года по май 1945 на конкретных примерах. Так, 6—7 сентября 1944 года состоялся XIV Пленум обкома партии, на котором обсуждался ход уборки урожая и хлебосдачи в колхозах и совхозах республики [ЦДНИ КБР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 820, лл. 2—168]. И. В. Давыдов считает, что пленум отметил серьезные недостатки в работе ряда районов, отстававших на уборке урожая и хлебозаготовках [Давыдов, 1961, с. 150]. В решении пленума указывалось на необходимость максимального использования на уборке комбайнов, простых машин и ручного инвертора. Кроме того, на Пленуме решались вопросы о подборе, расстановке и воспитании кадров. Пленум обязал райкомы ВКП (б) обеспечить максимальное использование сельхозтехники в уборке урожая, досрочное выполнение плана хлебозаготовок и дополнительную сдачу сельхозпродуктов в фонд Советской армии; улучшить работу с кадрами, смелее выдвигать на руководя-
щие посты женщин, комсомольцев и инвалидов Великой Отечественной войны [Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны ..., 1975, с. 743].
Важное значение в данный период власть по-прежнему придавала работе по развитию животноводства. Заметное в этом плане событие состоялось осенью 1944 года, когда обком партии и Совет народных комиссаров КАССР провел республиканское совещание работников животноводства. По данным И. В. Давыдова, «участники совещания не только обменивались опытом работы, но и вскрыли причины отставания животноводства и обратились с призывом ко всем колхозникам и работникам совхозов республики быстрее ликвидировать последствия фашистской оккупации, выполнить план роста поголовья животных в каждом колхозе, повысить продуктивность скота» [Давыдов, 1961, с. 152].
В ноябре 1944 года на заседании ЦК ВКП (б) был заслушан доклад о работе Кабардиного обкома партии. Центральный комитет партии, отметив проделанную работу по восстановлению народного хозяйства республики, указал на ошибки и недостатки в работе обкома партии в руководстве ликвидацией последствий фашистской оккупации, в том числе и «имевшие место в хозяйственном и культурном строительстве республики» [Бербеков, 1958, с. 123—124]. Обсуждение решения ЦК ВКП (б) легло в основную повестку дня очередного XV Пленума Кабардинского ВКП (б), который состоялся 6—7 декабря 1944 года [ЦДНИ КБР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 821, лл. 1—116; ЦДНИ КБР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 822, лл. 117—228].
Пленум одобрил решение ЦК ВКП (б) и принял его как программу дальнейшей деятельности областной партийной организации по мобилизации всех сил на возрождение экономики и культуры республики, на всемерную помощь фронту для окончательного разгрома врага [Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны ..., 1975, с. 743]. Кроме того, «пленум обкома партии, в соответствии с указанием Центрального Комитета партии, наметил мероприятия по коренному улучшению работы всех партийных и советских организаций, а также хозяйственных органов» [Давыдов, 1961, с. 154]. По данным И. В. Давыдова, «одной из главных задач являлось организационно-хозяйственное укрепление колхозов, строгое соблюдение Устава сельско-хозяйственной артели и прежде всего наведение порядка землепользования, в организации и оплате труда, в охране социалистической собственности» [Там же]. Большое внимание уделялось государственному плану по развитию животноводческого сектора экономики республики. Основной задачей промышленной сферы было полное восстановление Баксанской ГЭС в 1945 году, а также расширение
пищевой, легкой, местной и кооперативной промышленности. Кроме того, «большие работы были намечены по восстановлению связи, дорожного хозяйства, автомобильного и железнодорожного транспорта, коммунального хозяйства» [Там же].
Райкомам партии и первичным партийным организациям были поставлены конкретные задачи в направлении «партийно-политической работы на решительную борьбу с буржуазно-националистической и мелкобуржуазной идеологией, на разоблачение лживой фашистской пропаганды и на преодоление отсталых настроений у части трудящихся» [Там же, с. 155].
Основные решения руководящих государственных органов после депортации балкарцев были направлены на улучшение материально-бытового положения детей-сирот и детей фронтовиков, структурные преобразования в аппарате власти, уборку урожая и хлебосдачу в колхозах и совхозах, развертывание социалистического соревнования и т. п.
4. Кадровый вопрос и пути его решения
Определенное внимание в деятельности органов власти уделялось и решению кадровых вопросов. По состоянию на 1 апреля 1944 года в номенклатуру ЦК и обкома ВКП (б) входило 1038 должностей. На тот момент 953 были укомплектованы кадрами, из них 577 человек утверждены в должностях. Недокомплектованность составляла 85 единиц [ЦДНИ КБР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 815, л. 5]. По сектору партийных кадров из 315 должностей были укомплектованы 250, из них 192 утверждены, 65 — недоком-плектованы; по сектору советских кадров из 244 должностей укомплектованы 234, из 103 утверждены, 10 — недокомплектованы; по сектору промышленных кадров из 104 должностей укомплектованы все 104, при этом 68 из них утверждены в должностях; по сельскохозяйственному сектору из 222 должностей укомплектованы 220, из них 101 утверждены в должностях, 2 — недокомплектованы; по сектору Народного комиссариата внутренних дел, Народного комиссариата государственной безопасности и Народного комиссариата юстиции из 153 должностей 145 укомплектованы, из них 113 утверждены в должностях, 8 — недокомплектованы [ЦДНИ КБР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 815, лл. 5]. Примечательно, что на основе анализа списков номенклатурных работников, отстраненных от должностей, помимо традиционных оснований (в связи с переходном на новую работу, поступлением на учебу и т. п.), на данном этапе развития органов государственной власти была добавлена новая позиция — «освобожден от должности в связи со спецпереселением балкарской национальности» [ЦДНИ КБР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 815, л. 31].
10 апреля 1944 года состоялся очередной Пленум Кабардинского обкома ВКП (б). На повестке дня было рассмотрение решения политбюро ЦК ВКП (б) от 13 марта 1944 года об укреплении партийного руководства республикой [ЦДНИ КБР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 819, лл. 1—41]. На данном этапе состоялось и назначение на должность нового первого секретаря республиканского обкома ВКП (б). С апреля 1944 по май 1949 года должность первого секретаря Кабардинского обкома партии занимал Николай Петрович Мазин. Его предшественник З. Д. Кумехов был назначен на должность председателя Совнаркома КАССР и проработал в ней до сентября 1944 года. Председателем президиума Верховного Совета КАССР стал бывший комиссар кабардино-балкарского партизанского отряда Ч. К. Ку-даев [Кабардино-Балкария: Тыл и фронт ..., 2005, с. 151].
Анализ динамики кадрового состава органов государственной власти показывает, что по состоянию на 5 июня 1944 года в КАССР насчитывалось 1113 номенклатурных должностей Обкома ВКП (б), из них 161 — ЦК ВКП (б). А по факту были укомплектованы 946, из них 154 — по номенклатуре ЦК ВКП (б). Недоукомплектованы должности 18 заведующих отделами райкомов, 3 инструкторов, 9 заведующих парткабинетами, 1 лектора [ЦДНИ КБР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 815, л. 48] и т. п. Причем на тот период номенклатурные должности Обкома ВКП (б) были укомплектованы следующим образом:
— прибывших из рабоче-крестьянской красной армии и партизанских отрядов — 288 человек;
— вернувшихся из эвакуации — 529;
— оставшихся на оккупированной территории — 129 [ЦДНИ КБР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 815, л. 48].
По этническому составу номенклатурные должности распределялись следующим образом: 420 кабардинцев, 401 русский и 125 представителей других национальностей [ЦДНИ КБР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 815, л. 48].
Особое внимание уделялось выдвижению на руководящую работу женщин и молодежи. Всего по состоянию на 5 июня 1944 года на партийную работу в райкомы, горкомы и Обком ВКП (б) было выдвинуто 67 женщин, на советскую работу — 58, хозяйственную — 11 [ЦДНИ КБР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 815, л. 48].
Основным недостатком подготовки номенклатурных работников в это время называлось «отсутствие специалистов всех видов из коренных национальностей», в частности, указывалось, что «республика почти не имеет из кабардинцев агрономов, ветврачей, инженеров и других» [ЦДНИ КБР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 815, л. 51]. Основная причина сложившейся ситуации
заключалась в том, что «соответствующие наркоматы, а также партийные организации не занимались вопросом подготовки национальных кадров, ученики старших классов после окончания сельской школы оставались в селах на различной технической работе и не стремились учиться в высших учебных заведениях, а руководящие организации этому вопросу не придавали существенного значения» [Там же]. Другая немаловажная проблема в работе отдела кадров Обкома ВКП (б) и райкомов была связана с большой текучестью кадров, вызванной объективными причинами.
По мере необходимости менялась и сама структура управления: в номенклатуре должностей появлялись новые позиции и ликвидировались старые, не соответствующие духу времени. Например, 14 июля 1944 года по распоряжению ЦК ВКП (б) в ее номенклатуру были добавлены должности директора партийных курсов при обкоме партии, уполномоченного госплана при СНК СССР по республике, заведующего бюро по учету и распределению рабочей силы при Совнаркоме республики, директора, главного инженера — заместителя директора Баксанской ГЭС наркомата электростанций [ЦДНИ КБР, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 815, л. 6]. Из этого же списка были исключены должности начальника статистического управления, начальника управления промышленности стройматериалов, корреспондента ТАСС и редактора газеты «Социалистическая Кабардино-Балкария» (на балкарском языке) [Там же].
5 октября 1944 года на основании постановления Кабардинского обкома ВКП (б) в его номенклатуру была введена должность директора средней школы [ЦДНИ КБР, ф. 1, оп. 1, д. 887, л. 12].
В начале 1945 года в номенклатуру Обкома ВКП (б) были дополнительно введены следующие должности: секретаря парторганизации колхоза, председателя колхоза, секретаря парторганизации Верховного совета, прокуратуры, Верховного суда, госиздательства и редакции газеты «Кабардинская правда», уполнакомзага, пединститута, управления по делам искусств, Кабсоюза, горисполкома, швейной фабрики, стройтреста, желдор-строя, промкооперации, автоуправления, а также комсорга ЦК ВЛКСМ Пединститута, директора фельдшерско-акушерской школы, театра, горболь-ницы, горполиклиники, пчелосовхоза наркомпищепрома, нальчикского горпищекомбината, нальчикского горпромкомбината, треста «Водосвет», фабрики «Чинар», главного инженера Маслозавода № 1, Стройстреста, Мясокомбината, Кондитерской фабрики, Молкомбината № 9 [ЦДНИ КБР, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 1234, л. 3].
С повестки дня высшего партийного органа республики в этот период не снимались вопросы качества деятельности и принципов комплек-
тования кадрами органов исполнительной власти. Например, 14 апреля 1945 года состоялось заседание бюро Кабардинского обкома партии, на котором в числе прочих рассматривался и вопрос о состоянии работы органов милиции НКВД КАССР [УЦДНИ АС КБР, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 1048, л. 9]. Данный документ имеет большое значение для нашего исследования, так как постановление бюро обкома по этому сектору отражает основные направления кадровой политики республики того времени, иллюстрирует механизмы формирования новых социальных лифтов для населения региона и т. п. В частности, в протоколе заседания бюро в качестве положительного момента отмечалось, что «партийная прослойка среди работников милиции повысилась и составляет 31,3 %» [Там же]. При этом отрицательно оценивалось то, что «органы милиции НКВД Кабардинской АССР неудовлетворительно перестраивают свою работу в соответствии с указанием ЦК ВКП (б) и решением XV пленума Обкома ВКП (б) о необходимости быстрейшей ликвидации последствий немецко-фашистской оккупации в Кабардинской АССР» [Там же]. Также указывалось на недостаточную работу по специальной подготовке начальствующего и рядового состава милиции [Там же, л. 51]. Среди недостатков в кадровой деятельности НКВД КАССР отмечалось и то, что отдел кадров ведомства «не занимается систематическим выдвижением по службе лучших товарищей, а также не имеет списка резерва для выдвижения», к тому же «подбор и расстановка милицейских кадров иногда производится без учета деловых и политических качеств работников, а смена и переводы без достаточных основания и согласования с руководством Управления милиции» [Там же, л. 51 об.]. Наркому внутренних дел и его заместителю по кадрам было предложено полностью укомплектовать руководящий состав Управления милиции, при этом предлагалось «смелее выдвигать на руководящую работу молодые кадры, особенно из коренной национальности, оказывая им повседневную практическую помощь» [Там же, л. 52]. Как видно, основные направления кадровой работы на завершающем этапе ВОВ выражались в том, чтобы привлекать на руководящие должности молодые кадры, преимущественно из числа представителей местного населения республики, а также чаще назначать на руководящие должности женщин.
5. Заключение
После депортации балкарского народа с исторической родины в республики Средней Азии и Казахстан начался новый этап функционирования органов государственной власти КАССР в годы войны, на котором явно обозначились структурные трансформации в системе власти: изменились
административно-территориальное устройство республики и этнический состав органов власти каждого уровня.
В числе сложностей, с которыми столкнулось развитие системы управления регионом после депортации балкарцев, можно выделить усугубление кадрового кризиса, к числу причин появления которого, помимо участия населения в военных действиях, высокого уровня смертности как военных, так и гражданских, добавилось и исключение из номенклатуры партийных должностей представителей балкарского народа. Однако на фоне этих проблем с еще большей эффективностью стали функционировать сложившиеся на начальном этапе войны каналы социальной мобильности: масштабное вовлечение в деятельность органов власти представителей местного населения, назначение на руководящие должности женщин, трудоустройство ветеранов военных действий.
В это время деятельность властных структур в первую очередь была направлена на восстановление разрушенных во время оккупации хозяйства и инфраструктуры республики, на структурные преобразования в органах власти, улучшение материально-бытового положения детей-сирот и детей фронтовиков, уборку урожая и хлебосдачу в колхозах и совхозах, развертывание социалистического соревнования и т. п. При этом основные обозначенные в Конституции республики 1937 года направления деятельности органов государственной власти не претерпели особых изменений.
источники и ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
1. Устав Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (1939 г.) : Восемнадцатый съезд ВКП(б) ; Изменения в Уставе ВКП (б) : резолюция съезда [Электронный ресурс] // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — Москва : [б. и.], 1985. — Т. 7. 1938—1945. — Режим доступа : http://www.opentextnn.ru/ history/rushist/sovigu/libraries/ustavkpss/?id=6922.
2. ЦДНИ КБР — Центр документации новейшей истории Кабардино-Балкарской республики (Фонд 1 «Кабардино-Балкарский областной комитет ВКП (б), гор. Нальчик», Фонд 2 — «Нальчикский горском КПСС»).
Литература
1. Административно-территориальные преобразования в Кабардино-Балкарии : история и современность. — Нальчик : Эль-Фа, 2000. — 729 с.
2. Аккиева С. И. Балкарский народ в годы войны и депортации (1941—1957 гг.) / С. И. Аккиева, Х.-М. А. Сабанчиев // К 70-летию насильственного выселения балкарского народа. — Нальчик : Эльбрус, 2014. — 320 с.
3. Безугольный А. Ю. Горцы Северного Кавказа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг : проблемы истории, историографии и источниковедения / А. Ю. Безугольный, Н. Ф. Бугай, Е. Ф. Кринко. — Москва : Центрполиграф, 2012. — 479 с.
4. Бербеков Х. М. Очерки истории советской Кабардино-Балкарии. / Х. М. Бербе-ков. — Москва : Государственное издательство политической литературы, 1958. — 160 с.
5. Бесланеев В. С. Малокабардинцы на фронтах Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. / В. С. Бесланеев. — Нальчик : Эль-Фа, 1995. — 456 с.
6. Гречко А. А. Битва за Кавказ / А. А. Гречко. — Москва : Военное издательство, 1967. — 424 с.
7. Гугова М. Х. Женщины Кабардино-Балкарии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. / М. Х. Гугова. — Нальчик : Издательский отдел КБИГИ, 2015. — 94 с.
8. Давыдов И. В. Партийная организация Кабардино-Балкарии в годы Великой Отечественной войны / И. В. Давыдов. — Нальчик : Кабардино-Балкарской книжное издательство, 1961. — 172 с.
9. Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) / составители : Д. В. Шабаев, Л. Б. Татарокова, Р. А. Ташилова ; ответственный редактор М. Х. Шекихачев. — Нальчик : Эльбрус, 1975. — 798 с.
10. Кабардино-Балкария : Тыл и фронт 1941—1945 (к 60-летию Великой Победы) / составители : Х. М. Думанов, В. Х. Кажаров, А. И. Тетуев, О. Л. Опрышко. — Нальчик : Эль-Фа, 2005. — 340 с.
11. Кринко Е. Ф. Северо-Западный Кавказ в годы Великой Отечественной войны : проблемы историографии и источниковедения / Е. Ф. Кринко. — Москва : Союз, 2004. — 311 с.
12. Линец С. И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации : состояние и особенности развития (июль 1942 — октябрь 1943 гг.) / С. И. Ли-нец. — Пятигорск : Пятигорский лингвистический университет, 2009. — 491 с.
13. Опрышко О. Л. Заоблачный фронт Приэльбрусья / О. Л. Опрышко. — Москва : Воениздат, 1976. — 150 с.
14. Сабанчиев Х.-М. А. Балкарцы : выселение и возвращение / Х.-М. А. Сабанчи-ев. — Нальчик : Эльбрус, 2008. — 440 с.
15. Татаров А. А. Горские народы и «северокавказский эксперимент» Германии в 1942—1944 гг. : на материалах Кабардино-Балкарии : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / А. А. Татаров. — Нальчик : КБГУ 2017. — 208 с.
16. Хакуашев Е. Т. Кабардино-Балкарская АССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945) / Е. Т. Хакуашев. — Нальчик : Эльбрус, 1978. — 320 с.
17. Хрестоматия по истории государства и права Кабардино-Балкарской Республики (конец XVIII — начало XXI в.). — Нальчик : Кабардино-Балкарский государственный университет, 2015. — 268 с.
Main Activities of the Authorities in the Kabardian ASSR in March 1944 — May 1945
© Aleksey Kh. Abazov (2019), orcid.org/0000-0003-4004-7009, SPIN 8002-5155, Doctor in History, Senior Researcher, Institute of Humanitarian Studies of the Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (Nalchik, Russia), [email protected].
© Fatimat S. Gerieva (2019), orcid.org/0000-0002-7655-8751, SPIN 2086-7925, postgraduate student of the department "National history and ethnology" of the Scientific Educational Center, Federal State Budgetary Scientific Establishment "Federal Scientific Center" of the Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (Nalchik, Russia), [email protected].
The article examines the activities of state authorities of the Kabardian autonomous Soviet socialist republic at the final stage of the Great Patriotic War. This phenomenon is considered against the background of the deportation of Balkarians to Central Asia and Kazakhstan. The nomenclature of positions and resolutions of the Kabardian Regional Committee of the All-Union Communist Party (Bolsheviks) were studied in terms of restructuring the management system in the republic. It was established that among the actualized problems of development of the management system during this period was the aggravation of the personnel crisis, in which the deportation of the Balkar people was added to the number of main causes (participation in military actions, high death rates of both military and civilians). It is noted that among the main areas of activity of the republic authorities in the period under review are actions aimed at improving the material and living situation of orphans and children of front-line soldiers, structural changes in government, harvesting and bread-making on collective and state farms, launching socialist competition and etc. Attention is drawn to the fact that after the deportation of Balkarians, the main constitutional functions of the authorities as compared with the previous period did not undergo significant changes. It was concluded that the main transformations in the system of power of the republic in the period under review were associated with the transformation of the administrative and territorial structure of the region and the change in the ethnic composition of leading staff.
Key words: Great Patriotic War; authorities; Kabardian ASSR; nomenclature of party organs; deportation; Balkars.
Material resources
TsDNI KBR — Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Kabardino-Balkarskoy respubliki (Fond 1 «Kabardino-Balkarskiy oblastnoy komitet VKP (b), gor. Nalchik», Fond 2 — «Nalchikskiy gorskom KPSS»). (In Russ.). Ustav Vsesoyuznoy kommunisticheskoy partii (bolshevikov) 1939 g.: Vosemnadtsatyy syezd VKP (b); Izmeneniya v Ustave VKP (b): rezolyutsiya syezda. (1985). In: KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh syezdov, konferentsiy i plenumov TsK, 7 (1938— 1945). Moskva: [b. i.]. Available at: http://www.opentextnn.ru/history/rushist/ sovigu/libraries/ustavkpss/?id=6922. (In Russ.).
References
Administrativno-territorialnyye preobrazovaniya v Kabardino-Balkarii: istoriya i sovremen-
nost'. (2000). Nalchik: El-Fa. (In Russ.). Akkiyeva, S. I., Sabanchiyev, Kh.-M. A. (2014). Balkarskiy narod v gody voyny i depor-tatsii (1941—1957 gg.). In: K 70-letiyu nasilstvennogo vyseleniya balkarskogo naroda. Nalchik: Elbrus. (In Russ.). Bezugolnyy, A. Yu., Bugay, N. F., Krinko, E. F. (2012). Gortsy Severnogo Kavkaza v Velikoy Otechestvennoy voyne 1941—1945 gg: problemy istorii, istoriografii i istoch-nikovedeniya. Moskva: Tsentrpoligraf. (In Russ.). Berbekov, Kh. M. (1958). Ocherki istorii sovetskoy Kabardino-Balkarii. Moskva: Gosudarst-vennoye izdatelstvo politicheskoy literatury. (In Russ.).
Beslaneyev, V. S. (1995). Malokabardintsy na frontakh Velikoy Otechestvennoy voyny 1941— 1945 godov. Nalchik: El-Fa. (In Russ.).
Davydov, I. V. (1961). Partiynaya organizatsiyaKabardino-Balkarii v gody Velikoy Otechestvennoy voyny. Nalchik: Kabardino-Balkarskoy knizhnoye izdatelstvo. (In Russ.).
Dumanov, Kh. M, Kazharov, V. Kh., Tetuyev, A. I, Opryshko, O. L. (sosts.) (2005). Kabardino-Balkariya: Tyl i front 1941—1945 (k 60-letiyu Velikoy Pobedy). Nalchik: El-Fa. (In Russ.).
Grechko, A. A. (1967). Bitva zaKavkaz. Moskva: Voennoye izdatelstvo. (In Russ.).
Gugova, M. Kh. (2015). Zhenshchiny Kabardino-Balkarii v gody Velikoy Otechestvennoy voyny 1941—1945 gg. Nalchik: Izdatelskiy otdel KBIGI. (In Russ.).
Khakuashev, E. T. (1978). Kabardino-Balkarskaya ASSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941—1945). Nalchik: Elbrus. (In Russ.).
Khrestomatiya po istorii gosudarstva i prava Kabardino-Balkarskoy Respubliki (konets XVIII — nachaloXXI v.). (2015). Nalchik: Kabardino-Balkarskiy gosudarstven-nyy universitet. (In Russ.).
Krinko, E. F. (2004). Severo-Zapadnyy Kavkaz v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: prob-lemy istoriografii i istochnikovedeniya. Moskva: Soyuz. (In Russ.).
Linets, S. I. (2009). Severnyy Kavkaz nakanune i v period nemetsko-fashistskoy okkupatsii: sostoyaniye i osobennosti razvitiya (iyul' 1942 — oktyabr' 1943 gg.). Pyatigorsk: Pyatigorskiy lingvisticheskiy universitet. (In Russ.).
Opryshko, O. L. (1976). Zaoblachnyy frontPrielbrusya. Moskva: Voyenizdat. (In Russ.).
Sabanchiyev, Kh.-M. A. (2008). Balkartsy: vyseleniye i vozvrashcheniye. Nalchik: Elbrus. (In Russ.).
Shabayev, D. V, Tatarokova, L. B, Tashilova, R. A. (eds.) (1975). Kabardino-Balkariya v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941—1945 gg). Nalchik: Elbrus. (In Russ.).
Tatarov, A. A. (2017). Gorskiye narody i «severokavkazskiy eksperiment» Germanii v 1942— 1944 gg: na materialakh Kabardino-Balkarii: dissertatsiya... kandidata is-toricheskikh nauk. Nalchik: KBGU. (In Russ.).