Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИПЛОМАТИИ ФРГ В ОТНОШЕНИИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИПЛОМАТИИ ФРГ В ОТНОШЕНИИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
37
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Ключевые слова
ГЕРМАНО-АРМЯНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРИОРИТЕТЫ / ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / "КАВКАЗСКАЯ ИНИЦИАТИВА" / РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ / ЗАКАВКАЗЬЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Корнилов А.А., Корнилова К.А.

The article does research on the guidelines of the German diplomacy in the territory of Armenia such as political dialogue, economic cooperation, “assistance to development”, cultural diplomacy. Long-term interest of Germany to preserve and maintain its constant influence in the Republic of Armenia is stressed by the authors. Structural and functional aspects of the German institutions activities in Armenia are studied. Substance and trend of the different contemporary Germany’s projects are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDELINES OF THE GERMAN DIPLOMACY ACTIVITIES IN RELATION TO THE REPUBLIC OF ARMENIA

The article does research on the guidelines of the German diplomacy in the territory of Armenia such as political dialogue, economic cooperation, “assistance to development”, cultural diplomacy. Long-term interest of Germany to preserve and maintain its constant influence in the Republic of Armenia is stressed by the authors. Structural and functional aspects of the German institutions activities in Armenia are studied. Substance and trend of the different contemporary Germany’s projects are revealed.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИПЛОМАТИИ ФРГ В ОТНОШЕНИИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ»

Основные направления деятельности дипломатии ФРГ в отношении Республики Армения

Корнилов А.А., Корнилова К.А.

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.

Лобачевского (Россия, Нижний Новгород), e-mail: kornilov@imomi.unn.ru, ksenya.kornilova@inbox. ru

Ключевые слова: германо-армянские отношения, приоритеты, дипломатическая деятельность, политический диалог, экономические связи, «помощь развитию», «Кавказская Инициатива», Республика Армения, Закавказье

^tptfmhpmjp 2,rnUpm^hsnLp]rnU qplmhmqpsnLpjmh hpJhmlmh

пщцт.р]т.ииЬр£ 2m]musmhp 2,mUpm^hsni.p]mU U^msJmJp

4nphppil и. и., ЧпрЬрпШ и.

Ь.Р. Lnpm^liuljnL шЬфиЬ bpdhp bnilqnpnijp mqqmjph htmmqnmmljmh щЪтшЦшЬ

ЬшйшрашршЬ/ПппьишитшЬ, bpdhp bnlqnpnq/, e-mail: kornilov@imomi. unn.ru, ksenya.kornilova@inbox. ru

Udфnфш_d: Znilm&nLj phhmpllnLj th Zmjmurnmhp rnmpmbpntd iplmhmqprnnLpjmh ш]ищрир

mnmghmhtppmjph nLqqnLpjnLhhtp^, ph^pupp th pmqmpm^mh tpl^nunLpjnth^, rnhrntumlmh hmJm-qnpbmlgnLpjnth^, «qmpqmgJmh oqhnLpjnLhp», ^m^ntpmjph iplmhmqprnnLpjnLh^: Chiq&lnLd t ^tpdmhpmjp tplmpmdmd^tm htrnmppppnLpjnLh^ Zmjmurnmhp ZшhpшщtmnLp]nLhnLd ^mjnth mqitgnL-pjmh щшhщшhйшh ItpmptpjmL HLunLdhmupplmb th ZZ-ntJ qtpJmhmlmh hmurnmrnnLpjnLhhtpp qnp&nLhtnLpjmh ImnnLglm&pmjph-^nLhlgpnhmL шuщtlmhtp£, pmgmhmjrnlmb th dmdmhm^mlpg ^tpdmhpmjp iplmhmqpsnLpjmh rnmpptp hm^mq&tpp pnlmhimlnLpjnLhh rn. nLqqlm&nLpjnLh^: 4^nnpn2 pmntp hmj-qtpJmhmlmh hmpmptpnLpjnLhhtp, mnmghmhtppnLpjnLhhtp, iplmhmqprnmlmh qnpbnLhtnLpjnLh, pmqmpm^mh tpl^nunLpjnth, rnhrntumlmh lшщtp, «qmpqmgJmh oqhnLpjnLh», «4nllmujmh "bm^m&tnhnLpjnLh», Zmjmurnmhp ZшhpшщtшnLp]nLh, Uhqp^nllmu

Guidelines of the German Diplomacy Activities in Relation to the Republic of Armenia

Kornilov A. A., Kornilova K. A. National Research Lobachevsky University of Nizhni Novgorod (Russia, Nizhni Novgorod)

kornilov@imomi.unn.ru ksenya.kornilova@inbox. ru

Abstract: The article does research on the guidelines of the German diplomacy in the territory of Armenia such as political dialogue, economic cooperation, "assistance to development", cultural diplomacy. Long-term interest of Germany to preserve and maintain its constant influence in the Republic of Armenia is stressed by the authors. Structural and functional aspects of the German institutions activities in Armenia are studied. Substance and trend of the different contemporary Germany's projects are revealed.

Keywords: German-Armenian relations, priorities, diplomatic activities, political dialogue, economic ties, "assistance to development", the "Caucasus Initiative", Republic of Armenia, Transcaucasia.

Парламентские выборы в Германии 24 сентября 2017 г. вновь вызвали оживленные дискуссии политиков и экспертов о будущем внешней политики ФРГ. Особый интерес представляет

региональная политика правительства А. Мер-кель, в частности в регионе Южного Кавказа. В свою очередь, существенным элементом закавказской политики ФРГ остается ее дипломати-

ческая активность, которая в период предыдущей правительственной каденции (2013-2017 гг.) привлекала значительное внимание специалистов-международников и регионоведов.

Региональная политика ФРГ как таковая в рассматриваемый период выполняла следующие дипломатические задачи: развитие трансатлантических отношений, влияние на страны Ближнего Востока и Магриба, на ситуацию в Афганистане, Азии, Африке и Латинской Америке1.

Следует подчеркнуть, что до сих пор регион Южного Кавказа и тем более Республика Армения не упоминаются в концептуальных документах Министерства иностранных дел ФРГ как важнейший региональный приоритет работы внешнеполитического ведомства. Тем не менее, дипломатическая активность Германии в регионе в последние пять лет остается стабильно высокой. Наше внимание привлекла разноплановая деятельность 2-ого Политического управления МИД, которое непосредственно отвечает за развитие отношений с Арменией. Это подразделение также ответственно за проработку и решение широкого круга вопросов отношений Германии с ЕС, странами Северной Америки, Закавказья и Центральной Азии2.

Работу управления отличает высокий профессионализм, который проявляется, в первую очередь, в том, какие кадры работают в данном подразделении. Так, директором управления является карьерный дипломат с большим стажем работы Андреас Михаэлис. После окончания школы в Ганновере, военной службы и учебы в университете в Ганновере и Оксфорде, в 1989 г. он поступил на дипломатическую службу (Der Auswärtige Dienst). В период с 2002 по 2006 год А. Михаэлис был послом в Сингапуре. С 2006 по 2007 год он служил в Берлине как консультант МИД по политическим вопросам в Азии и Тихоокеанском регионе, а с 2007 по 2011 год -Комиссаром МИД по вопросам ближневосточной политики и стран Магриба. У этого дипломата есть за плечами и опыт работы в регионе Ближнего Востока: А. Михаэлис был послом ФРГ в Израиле в 2011-2015 гг.3, а, значит, занимался сложными вопросами затяжного палестино-израильского конфликта.

1 Regional focuses/ Auswärtige Amt// Режим доступа: http://www.auswaertiges-

amt.de/EN/Aussenpolitik/RegionaleSchwerpunkte/uebersicht_n ode.html (Дата обращения: 29/10/2017)

2 Political Directorate-General 2/ Auswärtige Amt// Режим доступа: http://www.auswaertiges-amt.de/EN/AAmt/Abteilungen/2_node.html (Дата обращения:30.09.2017)

3 Enrico Brandt, Christian F. Buck (Hrsg.) Auswärtiges Amt:

Diplomatie als Beruf Springer-Verlag, 2013. S.399.

Наряду с этим управлением в структуре МИД действует координатор по межгосударственному сотрудничеству с Россией, странами Центральной Азии и странами Восточного партнерства. Эту важную для решения дипломатических задач должность занимает Гернот Эрлер, который одновременно является одним из руководителей партии СДПГ. От партии социал-демократов он избирался в германский Бундестаг 8 раз подряд (1987, 1990, 1994, 1998, 2002, 2005, 2009, 2013 годы), что свидетельствует о его выдающихся качествах политика федерального уровня. В период с 1994 по 1998г. Г. Эрлер был председателем подкомитета по вопросам разоружения и контроля над вооружениями в комитете бундестага по вопросам обороны. С 1998 г. он оказывал прямое влияние на внешнюю политику и политику безопасности, поскольку до декабря 2013 г. выполнял функции заместителя председателя парламентской группы СДПГ. Известно также, что Г. Эрлер участвовал в разработке и реализации Стратегии ЕС в Центральной Азии 2007 года, в решении текущих конфликтов от Кавказа до Бирмы и в нескольких миссиях по решению проблем в Африке (Конго, Судан, Кения)4. Все вышеперечисленные факты говорят о том, что Г. Эрлер приобрел значительный опыт в обсуждении, анализе и решении сложных и запутанных международных конфликтов, которых хватает в избытке на огромном пространстве бывшего СССР, в том числе на периферии международных интересов Армении.

Центральный аппарат МИД в Берлине взаимодействует с Посольством в Ереване и другими германскими учреждениями, действующими в Армении и в регионе Закавказья в целом. Результатом взаимодействия стало позитивное развитие германо-армянских отношений, которые показывают следующие приоритетные направления. Укажем, прежде всего, на интенсивный политический диалог. Германия поддерживает усилия Армении по сближению с Европейским Союзом через формат Восточного Партнерства и с блоком НАТО: продолжает выполняться Индивидуальный План взаимодействия Республики Армения и НАТО, контингент ВС Армении служит и тесно сотрудничает с подразделениями бундесвера в Афганистане. В рамках политичес-

4 Gernot Erler. Über Mich/ Bundestagabgeordneter// Режим доступа: http://www.gernot-

erler.de/cms/front_content.php?idcat=2 (Дата обращения: 30.09.2017); Der Koordinator für die zwischengesellschaftliche Zusammenarbeit mit Russland, Zentralasien und den Ländern der Östlichen Partnerschaft/ Auswärtige Amt// Режим доступа: http://www.auswaertiges-amt.de/DE/AAmt/Koordinatoren/D-RUS-Koordinator/KO-RUS-Aufgaben_node.html (Дата обращения: 30.09.2017)

кого диалога Германия поддерживает деятельность Минской группы ОБСЕ по поиску путей урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Напомним, что германская дипломатия в свое время приложила конкретные усилия по сближению позиций Республики Армения и Турции и подписанию Цюрихских протоколов о нормализации отношений 2009 года5.

Все вышеназванные аспекты политического диалога сопровождаются регулярными визитами официальных лиц Германии в Республику Армения и переговорами политических лидеров Армении в Берлине на высоком и самом высоком уровнях.

Выдающимся событием в политических отношениях двух государств и народов стало официальное признание германским бундестагом факта Геноцида армян 1915 года6. Решение бундестага 2 июня 2016 г. имеет долгосрочные последствия, поскольку создает прецедент и подает пример тем странам ЕС, которые ориентируются в своем внешнеполитическом курсе на политику ФРГ. Решение бундестага о признании положительным образом повлияло на атмосферу двустороннего диалога, но при этом привело к дипломатическим осложнениям в отношениях ФРГ с Турецкой Республикой.

Вторым важным направлением работы германской дипломатии выступают экономические связи Германии с Арменией. Результатом усилий дипломатов стал тот факт, что Германия является основным торговым партнером Армении среди стран Евросоюза. Вслед за Россией и Китаем она занимает третье место в списке экспортеров продукции в Армению. Как импортер армянских товаров ФРГ находится на пятом месте в мире после России, Болгарии, Грузии и Канады. Правда, в абсолютных цифрах германо-армянский товарооборот остается весьма скромным. Так, в 2016 г. экспорт Армении в ФРГ составил 139 млн. долл. по сравнению с показателем 145 млн. долл. в 2015 г. В свою очередь, германский экспорт в РА в 2015 г. равнялся 186 млн. долл., что на 10% ниже показателя 2015 г.7

5 Armenia/ Auswärtige Amt// Режим доступа: http://www.auswaertiges-

amt.de/EN/Aussenpolitik/Laender/Laenderinfos/01-Laender/Armenia.html?nnm=479780#doc487466bodyText1 (Дата обращения: 01.10.2017)

6 Antrag zum Völkermord an Armeniern beschlossen/ Deutscher Bundestag// Режим доступа: https://www.bundestag.de/dokumente/textarchiv/2016/kw22-de-armenier/423826 (Дата обращения: 12.10.2017)

7 Armenien. Beziehungen zu Deutschland/ Auswärtige Amt// Режим доступа: http://www.auswaertiges-

amt.de/DE/Aussenpolitik/Laender/Laenderinfos/Armenien/Bilat

eral_node.html (Дата обращения: 03.10.2017)

Одним из направлений внешней политики современной ФРГ традиционно является комплекс мер финансовой и технической помощи зарубежным странам, которые обозначаются устоявшимся термином «помощь развитию» или «сотрудничество в области развития» (Entwicklungszusammenarbeit). Германия опережает ведущие страны мира по размеру помощи Армении, причем, объем помощи исчисляется миллионами евро в год. Начиная с 2010 года, сотрудничество ФРГ с Арменией в сфере развития осуществляется исключительно через программы так называемой Кавказской Инициативы федерального правительства (Der KaukasusInitiative der Bundesregierung)8.

Данное обстоятельство указывает на особую активность дипломатических представителей ФРГ в Ереване, считающих приоритетом реализацию названной инициативы.

Проект «Кавказская Инициатива» - интересный проект для изучения международниками и специалистами по региону Южного Кавказа. Данный германский проект адресован трем государствам Южного Кавказа (Армения, Азербайджан и Грузия) и обозначает следующие долгосрочные как экономические, так и сугубо политические, области деятельности, в которых Германия оказывает помощь и поддержку: ♦♦♦ устойчивое экономическое развитие, ♦♦♦ энергетика, ♦♦ окружающая среда, ♦ развитие демократии, ♦♦ верховенство закона, ♦♦ усиление местного самоуправления. Непосредственно на территории Армении помощь ФРГ адресована предприятиям малого и среднего бизнеса, развитию финансового сектора экономики, улучшению системы энергоснабжения страны, развитию источников возобновляемой энергии, созданию зон охраны природы. МИД Германии отрыто заявляет, что «Кавказская Инициатива» направлена также на продвижение демократии, на создание функционирующей, независимой законодательной и судебной власти, поддержку институтов гражданского общества, участие населения в принятии политических решений, в т.ч. на местном уровне9. Безусловно, такое намерение имеет политическое содержание и призвано содействовать укреплении позиций ФРГ в политическом процессе Армении и в долгосрочном плане уси-

8 Ibid.

9 Armenia/ Auswärtige Amt// Режим доступа: http://www.auswaertiges-

amt.de/EN/Aussenpolitik/Laender/Laenderinfos/01-Laender/Armenia.html?nnm=479780#doc487466bodyText1 (Дата обращения: 01.10.2017)

лить роль Германии в процессе формирования внешней политики Еревана.

Германское посольство в Ереване отвечает также за реализацию т.н. микропроектов. Этот вид деятельности позволяет предоставлять адресную и заметную по объему помощь дошкольным учреждениям, лицам с ограниченными возможностями, предлагают дополнительное профессиональное образование и укрепляют возможности учреждений здравоохранения Республики Армения10. Важность микропроектов постоянно подчеркивает и германский Посол в Ереване, опытный дипломат-востоковед Матиас Кислер11. Посол Кислер служил в самых «горячих» странах Ближнего и Среднего Востока, в посольствах и иных представительствах ФРГ в Пакистане, Йемене, Египте, Ираке, Южном Судане, он также принимал дипломатические решения в ливийском Триполи и Приштине12.

Традиционным направлением работы германской дипломатии остается сфера культуры и образования. Культура играет очень важную роль в германо-армянских отношениях, поскольку сознание армянского народа имеет глубокие исторические корни, уходящие в древность. Германские дипломаты учитывают высокий культурно-образовательный уровень армян и продвигают изучение немецкого языка и культуры в Армении. Программы изучения немецкого языка предлагаются и осуществляются при помощи Посольства ФРГ как на уровне средней школы, так и университета. Для повышения эффективности культурной дипломатии в Ереване функционируют представительства Германской службы академических обменов (DAAD) и Центральное Агентство зарубежных школ (ZfA). С 2012 года в Ереване действует Центр немецкого языка, где размещен читальный зал и открыт офис консультанта из Института Гёте (признанного инструмента политики «мягкой силы» ФРГ). Институт Гёте не имеет представительства в

10 Entwicklungspolitische Zusammenarbeit/ Botschaft der Bundesrepublik Deutschland Eriwan// Режим доступа: http://www.eriwan.diplo.de/Vertretung/eriwan/de/03-themen/entwicklungszusammenarbeit/0-entwicklungszusammenarbeit.html (Дата обращения: 17.10.2017)

11 Reden des Botschafters. Botschaft der Bundesrepublik Deutschland Eriwan// Режим доступа: http://www.eriwan.diplo.de/Vertretung/eriwan/de/06-presse-

oeffentlichkeitsarbeit/Interviews_und_Reden/_Reden_Inter

views.html (Дата обращения: 17.10.2017)

12 Lebenslauf des Botschafters. Botschafter Matthias Kiesler/ Botschaft der Bundesrepublik Deutschland Eriwan// Режим доступа:

http://www.eriwan.diplo.de/Vertretung/eriwan/de/01_Botschaf

t/Botschafter/Botschafter_Lebenslauf.html (Дата обращения:

11.12.2017)

Ереване, но имеет таковое в Тбилиси. В Ереване же работает консультант от Института, который в сотрудничестве с германским посольством, с Институтом Гёте в Грузии, устраивает музыкальные, литературные и другие события для армянской интеллигенции и других армян, интересующихся немецким языком и культурой13.

Таким образом, германская дипломатия активно и весьма профессионально развивает отношения с Арменией. Решая сложные, многопрофильные задачи по реализации государственных интересов в регионе Закавказья, дипломатия ФРГ использует возможности проекта «Кавказская Инициатива». Признавая важность и полезность вышеперечисленных мер дипломатии, мы должны констатировать, что они являются составной частью целенаправленной политики ФРГ по усилению влияния на территории Армении и всего региона Закавказья. Великие державы -США, Россия, Франция, в последние годы КНР -проводят подобную политику, конкурируют между собой, перенимают друг у друга определенные методы влияния, доказавшие высокую эффективность. Современная Германия, конечно, не является исключением и, необходимо подчеркнуть, проводит мероприятия не только в рамках Общей внешней и оборонной политики Европейского Союза, но и реализует собственные национальные интересы на территории Армении. Борьба за влияние в странах Южного Кавказа отражает растущую конкуренцию ведущих государств мира, транснациональных корпораций и иных негосударственных акторов за рынки сбыта, устойчивое геополитическое влияние, комфортные пути транспортировки энергоресурсов, конструирование новых идентичнос-тей регионального сознания, формирование контуров региональной безопасности, отвечающим реалиям возникающей многополярности.

Анализ изученных источников и литературы показывает определенные диспропорции в политических, экономических и культурных связях Германии и Армении в пользу первой. Такое положение дел находит разумное объяснение в известном неравенстве потенциалов и ресурсов, которыми обладают две страны. В то же время

Amt// Режим доступа:

13 Armenia/ Auswärtige http://www.auswaertiges-

amt.de/EN/Aussenpolitik/Laender/Laenderinfos/01-Laender/Armenia.html?nnm=479780#doc487466bodyText1 (Дата обращения: 01.10.2017); Learning German in Armenia/ DAAD Armenia// Режим доступа:

https://www.daad.am/en/study-research-in-germany/learning-german/learning-german-in-armenia/ (Дата обращения: 04.10.2017)

наличие такого дисбаланса не исключает, а, напротив, подчёркивает необходимость наращивания Арменией своих возможностей влияния на двусторонние отношения с ФРГ. Такие возможности включают не только мозаику дипломатических мероприятий МИД Армении, но и динамичное использование политико-экономического потенциала армянской диаспоры в Германии и в странах ЕС в целом. Принятая в Армении стратегия национальной безопасности 2007 г., предполагающая реализацию принципов «комплементаризма» и сбалансированности, нацеливает на активные действия, а не на политику «жди и смотри». Поскольку в шкалу долгосрочных интересов Армении входит:

1) служить надежным политическим мостом между Россией и ЕС, между Россией и США (генерал-лейтенант Гайк Котанждян: Армения способна стать взаимоприемлемой платформой по налаживанию диалога между Россией и США);

2) развиваться как один из региональных центров влияния (Эдвард Джереджян: Для Армении очень важно капитализировать свою идентичность небольшой страны с ограниченными природными ресурсами и очень умным населением, и использовать возможность стать региональным центром, будь то в сфере высоких технологий или торговли и финансов»), тогда эти принципы вполне возможно реализовать и на треке двусторонних и принципиально важных отношений Армении с ведущим членом Евро-солюза - с Германией периода формирования там новой правительственной коалиции.

Список литературы

1. Белов В. Признание Бундестагом геноцида армян — на углях истории. 6 июня 2016 г./ Российский совет по международным делам// Режим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/priznanie-bundestagom-genotsida-armyan-na-uglyakh-istorii/?sphrase_id=3433331 (Дата обращения: 07.12.2017 г.)

2. Внешняя политика Республики Армения. Проблемы и вызовы: Научно-практическая конференция, посвященная 22-летию независимости РА (17 октября 2013 г.)/ ЕГУ; Гл. ред.: Г. Петросян. -Ер.: Изд-во ЕГУ, 2014. [Vneshnyaya politika Respubliki Armeniya. Problemy i vyzovy: Nauchno-prakticheskaya konferentsiya, posvyaschennaya 22-letniyu nezavisimosti RA (17 oktyabrya 2013 g.)/ YeGU; Gl. Red.: G. Petrosyan. - Yer.: Izd-vo YeGU, 2014] [in Russian]

3. Германия на перекрестках истории. Проблемы внутренней и внешней политики в контексте трансформаций международных отношений. Выпуск 8. Сборник статей. / Под общ. ред. А. А. Слинько. Отв. ред. С.И. Дмитриева. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2017. [Germanya na perekrestkakh isnorii. Problemy vnutrennei I vneshnei politiki v kotekste transformatsii mezhdunarodnykh otnoshenii. Vypusk 8. Sbornik statey/ Pod obsch. red. A.A. Slin'ko. Otv. Red. S.I. Dmitriyeva. - Voronezh: Voronezhskiy universitet, 2017] [in Russian]

4. Павлов Н. В. Внешняя политика Германии в постбиполярном мире. - М.: Наука, 2005. [Pavlov N.V. Vneshnyaya politika Germanii v postbipolyarnom miri. - M.: Nauka, 2005] [in Russian]

5. Проблемы национальной безопасности в условиях глобализации и интеграционных процессов (междисциплинарные аспекты) / Материалы международной научной конференции. - Ер., Изд-во РАУ, 2015. [Problemy natsional'noy bezopasnosti v usloviyakh globalizatsii i integratsionnykh protsessov (mezhdistsiplinarnii aspekty)/ Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. - Yer., Izd-vo RAU, 2015] [in Russian]

6. Рустамова Л. Р. «Мягкая сила» во внешней политике современной Германии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. - Москва: МГИМО(У) МИД России, 2016. [Rustamova L.R. "Myagkaya sila" vo vneshney politike sovremennoy Germanii. Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata politicheskikh nauk. -Moskva: MGIMO(U) MID Rossii, 2016]. [in Russian] Режим доступа: https://mgimo.ru/science/diss/rustamova-lr.php (Дата обращения: 08.12.2017)

7. Armenia's Foreign and Domestic Politics: Development Trends. - Mikko Palonkorpi and Alexander Isnadaryan (Eds.). - Yerevan: Caucasus Institute and Aleksanteri Innstitute, 2013. (на англ. яз.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.