ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
взрослых, тогда как количество удаленных зубов у подростков в среднем было 4,10, а у пациентов группы взрослых оно возросло и отмечалось на уровне 7,50. Самый низкий удельный вес в структуре КПУ у критерия П (пломбированные зубы), самый высокий - у критерия К (кариес).
При проведении сравнительной оценки с показателями, полученными у молодежи, свободной от наркотической зависимости, установлено, что данные пациентов с наркотической зависимостью отличаются от значения КПУ здоровых представителей молодежи (см. табл. 5).
Уровень интенсивности кариеса у наркозависимых пациентов в соответствии с критериями ВОЗ можно оценить как очень высокий, а соотношение кариозных зубов к запломбированным - как крайне неблагоприятное.
Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:
1. У пациентов с наркотической зависимостью проявления основных стоматологических заболеваний, классифицированных в МКБ-10 (С), выявляются в 2 раза и более чаще, чем у молодежи, свободной от наркотической зависимости.
2. Установлено чрезвычайно высокое значение индекса КПУ для пациентов 1-й (подростковой) группы - 12,35 ± 2,51, для 2-й (взрослой) группы - 21,74 ± 3,14. Значение критерия П отмечено на уровне всего 2,12 у подростков и 3,42 у взрослых, тогда как количество удаленных зубов у подростков в среднем было 4,10, а у взрослых пациентов оно возросло и составило 7,50. Самый низкий удельный вес в структуре КПУ у критерия П, самый высокий - у критерия К.
3. Полученные в результате опроса данные позволяют установить, что, несмотря на высокую распространенность стоматологических заболеваний, наркозависимые пациенты необоснованно оптимистично оценивают состояние своей полости рта и зубов и не воспринимают адекватно происходящие патологические изменения.
Полученные результаты не позволяют говорить о наличии специфических поражений полости рта для пациентов с наркотической зависимостью, однако можно предполагать, что такие пациенты практически не жалуются
на боль, характерную для пульпита. Не обнаружено нами и особенностей течения кариеса в зависимости от вида принимаемого наркотического вещества. Практически все наркозависимые пациенты имеют множественный при-шеечный кариес, который не сопровождается болевым синдромом. Учитывая катастрофически высокий уровень распространенности стоматологических заболеваний у пациентов с наркотической зависимостью, считаем необходимым организацию стоматологических кабинетов в учреждениях, где проходят лечение и реабилитацию такие больные.
ЛИТЕРАТУРА
1. Blanksma C.J., Brand H.S. Effects of cocaine use on oral health and implications for dental treatment. Ned. T. Tandheelk. 2004; 111: 486-9. [PubMed: 15646684].
2. Cho C.M., Hirsch R., Johnstone S. General and oral health implications of cannabis use. Austral. Dent. J. 2005; 50: 70-4. [PubMed: 16050084].
3. BrandH.S., Gonggrijp S., Blanksma C.J. Cocaine and oral health. Br. Dent. J. 2008; 204: 365-9. [PubMed: 18408681].
4. Проценко А.С. Состояние стоматологического здоровья студенческой молодежи Москвы и пути его улучшения: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М.; 2010.
REFERENCES
1. Blanksma C.J., Brand H.S. Effects of cocaine use on oral health and implications for dental treatment. Ned. T. Tandheelk. 2004; 111: 486-9. [PubMed: 15646684].
2. Cho C.M., Hirsch R., Johnstone S. General and oral health implications of cannabis use. Austral. Dent. J. 2005; 50: 70-4. [PubMed: 16050084].
3. Brand H.S., Gonggrijp S., Blanksma C.J. Cocaine and oral health. Br. Dent. J. 2008; 204: 365-9. [PubMed: 18408681].
4. ProtsenkoA.S. The state of dental health students of Moscow and the ways of its improvement. Cand. Med. Sci. Dis. M.; 2010.
Поступила 29.04.13
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 616.31-057.875-08:614.2
А.А. Эрк1, О.В. Сагина2, Г.М. Бостанджян3
основные направления дальнейшего совершенствования
стоматологической помощи школьникам
ТУЗ «Тульская областная стоматологическая поликлиника» Филиал № 1, 301248, г. Щекино, тел. 8-910-94932-65; 2ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» РАМН, 105084, г. Москва; 3ГБУЗ «Городская поликлиника № 19», 125319, г. Москва
В статье представлены основные направления дальнейшего совершенствования организации стоматологической помощи школьникам с целью улучшения состояния полости рта и зубов.
Ключевые слова: стоматологическая помощь, плановая санация, школьный стоматологический кабинет A.A. Erk1, O.V. Sagina2, G.M. Bostandgan3
THE MAIN DIRECTIONS OF FURTHER IMPROVEMENT OF SCHOOLCHILDREN'S DENTAL CARE '"Tula regional stomatological polyclinic", Branch N 1, 301248, Schekino, Russia, tel. 8-910-949-32-65; 2"National Institute of Public Health" Russian Medical Academy of Sciences, 10564 Moscow; 3"City polyclinic N 19", 125319, Moscow, Russia The article presents the main directions offurther improvement of the organization of the dental help to pupils to improve the condition of oral cavity and teeth.
Key words: dental care, planned bailout, the school stomatological office
Эрк Алексей Алоисович (Erk Alexey Aloisovich), тел. 8-910-949-32-65; Сагина Ольга Владимировна (Sagina Ol'ga Vladimirovna), тел. 8-495-514-69-27; Бостанджян Герасим Марленович (Bostandgan Gerasim Marlenovich), тел. 8-925-09-08-07
РОССИЙСКИЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, №3, 2013
Сложившаяся в нашей стране ситуация в конце девяностых-начале двухтысячных годов привела к фактически полному исчезновению школьной стоматологии как первичного звена по оказанию лечебно-профилактической стоматологической помощи детям школьного возраста. Безусловно, имеет место такая проблема, как недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, отсутствие соответствующей законодательной базы. С переходом на рыночные отношения детская стоматология, полностью зависящая от государственного обеспечения, оказалась в сложном положении. В наиболее трудной ситуации оказалась школьная стоматология, большинство вопросов которой стали решаться на территориальном уровне. На протяжении десятков лет существуют достаточно высокие показатели распространенности и интенсивности кариеса зубов, заболеваний тканей пародонта у населения нашей страны, в том числе у детей школьного возраста. Работу стоматологических кабинетов в школе значительно усложняет и существующий уровень организации работы школьного врача-стоматолога (миграция из школы в школу, оценка качества работы каждого предыдущего стоматолога и т. д.) и недостаточное оснащение многих стоматологических кабинетов. Следствием этого в настоящее время явилось снижение стоматологической культуры детей и их родителей, ухудшение состояния полости рта и зубов. В связи с этим актуальным является вопрос возрождения школьной стоматологии на уровне государственных и региональных программ с обязательной заинтересованностью школьных образовательных учреждений.
Оценивая экологическую ситуацию в Туле и Тульской области, необходимо отметить, что развитая промышленная инфраструктура оказывает пагубное влияние на здоровье населения, в том числе и стоматологическое. Причем 16 районов области относятся к так называемой чернобыльской зоне. Серьезной причиной, несмотря на обилие полезной и доступной информации, также является сохраняющееся безответственное отношение значительной части населения к своему здоровью и здоровью детей - несоблюдение элементарных правил гигиены полости рта и несвоевременное обращение за стоматологической помощью.
Результативность профилактических программ возможна при полноценном функционировании всех звеньев предоставления профилактической помощи детям, начиная с антенатального периода развития, младенческого, дошкольного, школьного возраста и продолжая во взрослой жизни. Одним из наиболее весомых звеньев этой цепи является школьная стоматология, когда ребенок в течение 9-11 лет может получать комплексную профилактическую помощь. Проведенное нами анкетирование школьников и их родителей, а также врачей-стоматологов, оказывающих помощь детям, подтверждает низкий уровень знаний у пациентов, так как превалирует обращаемость в поликлинику при осложненных формах кариеса, а не за профилактическими и гигиеническими услугами, которые врач не может предоставить в полном объеме из-за загруженности лечебной работой.
В настоящее время в нашей стране разрабатываются пути совершенствования стоматологической службы, изыскиваются новые формы управления стоматологической помощью, предлагаются новые подходы к организации школьной стоматологии. Между тем накоплен значительный международный опыт по организации охраны здоровья школьников в различных странах мира, который требует обобщения и оценки для возможного применения в России.
В настоящее время в Туле и Тульской области внедрена программа профилактики стоматологических заболеваний для детей школьного возраста. В рамках данной программы на базе школьных стоматологических кабинетов осуществляется комплекс стоматологических мероприятий по профилактике кариеса зубов школьникам с применением фто-ридсодержащих препаратов.
Организованные стационарные школьные стоматологические кабинеты являются первичным стоматологическим звеном, гарантирующим необходимый профилактический и первичный лечебный уровень стоматологической помощи для детей и подростков школьного возраста в пределах первичной медико-санитарной помощи.
Преимущества развития школьной стоматологии:
- длительная индивидуализированная диспансеризация детей с 6 до 18 лет;
- профилактика стоматологических заболеваний у школьников на групповом и индивидуальном уровнях;
- доступность для детей школьного возраста профилактики и лечения стоматологических заболеваний;
- взаимодействие врача-стоматолога с основными агентами социализации детей, обеспечивающее помощь педагогического персонала и родителей в реализации лечебно-профилактических программ;
- высокая медицинская, социальная и экономическая эффективность школьной стоматологии.
Анализ работы врачей-стоматологов за последние три года позволил констатировать динамику улучшения показателей, полученных нами в результате эпидемиологического обследования школьников, что, несомненно, связано с непрерывной и последовательной работой в школьных организованных коллективах.
Таким образом, основными направлениями преодоления кризиса школьной стоматологии являются: возрождение школьных стоматологических кабинетов, улучшение их материально-технического обеспечения, комплектация средним и младшим медицинским персоналом, в том числе гигиенистами стоматологическими, расширение сферы действия ОМС на высокотехнологичную стоматологическую помощь школьникам, повышение престижности работы детских врачей-стоматологов путем включения школьной стоматологии в национальную программу "Здоровье".
ЛИТЕРАТУРА
1. Барабанова Л.Е. Индивидуальные программы профилактики кариеса в школьной стоматологической практике. В кн.: Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции. Труды XI Съезда СтАР и VIII Съезда стоматологов России. М.; 2006: 15-8.
2. Коломыткина О.В. Преодоление кризиса школьной стоматологии как медико-социальная задача: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Волгоград; 2008.
3. Максимовская Л.Н. Роль и место школьной стоматологии в профилактике и лечении основных стоматологических заболеваний. В кн.: Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции. Труды XI Съезда СтАР и VIII Съезда стоматологов России. М.; 2006: 37-8.
4. Хощевская И.А. Организация и принципы работы школьного стоматологического кабинета в современных условиях: Авто-реф. рис. ... канд. мед. наук. М.; 2009.
REFERENCES
1. Barabanova L.Ye. Individual programs for the prevention of dental caries in the school dental practice. In: Proceedings of XVI Russian scientific-practical conference. Proceedings of XI Congress of Dental Association of Russia and VIII Congress of Dentists of Russia. M.; 2006: 15-8.
2. Kolomytkina O.V. Overcoming the crisis of the school dentistry as medico-social problem: Cand. Med. Sci. Diss. Volgograd; 2008.
3. Maximovskaya L.N. The role and place of the school dentistry in the prevention and treatment of main dental diseases. In: Proceedings of XVI Russian scientific-practical conference. Proceedings of XI Congress of Dental Association of Russia and VIII Congress of Dentists of Russia. M.; 2006: 37-8.
4. Khoshchevskaya I.A. Organizaation and principles of work of school dental cabinet in modern conditions: Cand. Med. Sci. Diss. M.; 2009.
Поступила 02.02.13