Научная статья на тему 'Основные методы исследования конъюнктуры финансового рынка'

Основные методы исследования конъюнктуры финансового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2277
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MARKET / КОНЪЮНКТУРА РЫНКА / MARKET SITUATION / СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ РИСКИ / SYSTEMATIC RISKS / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / TECHNICAL ANALYSIS / ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / GRAPHICAL ANALYSIS / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / FUNDAMENTAL ANALYSIS / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / FACTORIAL ANALYSIS / МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА / METHODS OF CARRYING OUT ANALYSIS / КОЭФФИЦИЕНТЫ / COEFFICIENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полтева Татьяна Владимировна, Коваленко Оксана Григорьевна

Как известно, деятельность любой организации подвержена влиянию различных рисков, важнейшими из которых выступают систематические риски. Систематические риски в своём большинстве связаны с функционированием финансового рынка и состоянием его конъюнктуры. Финансовый рынок это рынок, где объектом покупки-продажи выступают различные финансовые инструменты и финансовые услуги. Изучение конъюнктуры финансового рынка выступает важнейшим аспектом деятельности любого предприятия. В связи с этим в представленной статье подробно рассматриваются основные методы исследования конъюнктуры финансового рынка. Так, ключевыми методами исследования финансового рынка выступают технический анализ и фундаментальный анализ. В статье подробно рассмотрены основные постулаты технического анализа и методология его проведения. Отдельное внимание уделено графическому анализу, также рассматриваются и численные методы проведения технического анализа. Выявлены задачи, решаемые с помощью технического анализа. Также в статье рассматриваются ключевые аспекты проведения фундаментального анализа. Рассмотрены основные направления исследования при проведении фундаментального анализа, выделены анализируемые факторы, а также описаны основные методы прогнозирования конъюнктуры финансового рынка с помощью фундаментального анализа. В заключение отмечена важность использования методического аппарата технического и фундаментального анализа в управлении рисками предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полтева Татьяна Владимировна, Коваленко Оксана Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN METHODS OF THE RESEARCH OF THE ENVIRONMENT OF THE FINANCIAL MARKET

It is known that activities of any organization are subject to influence of various risks, as the most important of which systematic risks act. Systematic risks in the majority are connected with functioning of the financial market and a condition of its environment. The financial market is the market where various financial instruments and financial services act as subject to purchase sale. Studying of an environment of the financial market acts as the most important aspect of activities of any entity. With respect thereto in the provided article the main methods of a research of an environment of the financial market in detail are considered. So, the technical analysis and the fundamental analysis act as key methods of a research of the financial market. In article the main postulates of the technical analysis and methodology of its carrying out are in detail considered. Special attention is paid to the graphical analysis, also numerical methods of carrying out the technical analysis are considered. The tasks solved by means of the technical analysis are revealed. Also in article key aspects of carrying out the fundamental analysis are considered. The main directions of a research when carrying out the fundamental analysis are considered, the analyzed factors are allocated, and also the main forecasting methods of an environment of the financial market by means of the fundamental analysis are described. Importance of use of the methodical device of the technical and fundamental analysis in enterprise risk management is in conclusion noted.

Текст научной работы на тему «Основные методы исследования конъюнктуры финансового рынка»

УДК 336

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

© 2016

Полтева Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Коваленко Оксана Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»

Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: kovalenkoog@yandex.ru)

Аннотация. Как известно, деятельность любой организации подвержена влиянию различных рисков, важнейшими из которых выступают систематические риски. Систематические риски в своём большинстве связаны с функционированием финансового рынка и состоянием его конъюнктуры. Финансовый рынок - это рынок, где объектом покупки-продажи выступают различные финансовые инструменты и финансовые услуги. Изучение конъюнктуры финансового рынка выступает важнейшим аспектом деятельности любого предприятия. В связи с этим в представленной статье подробно рассматриваются основные методы исследования конъюнктуры финансового рынка. Так, ключевыми методами исследования финансового рынка выступают технический анализ и фундаментальный анализ. В статье подробно рассмотрены основные постулаты технического анализа и методология его проведения. Отдельное внимание уделено графическому анализу, также рассматриваются и численные методы проведения технического анализа. Выявлены задачи, решаемые с помощью технического анализа. Также в статье рассматриваются ключевые аспекты проведения фундаментального анализа. Рассмотрены основные направления исследования при проведении фундаментального анализа, выделены анализируемые факторы, а также описаны основные методы прогнозирования конъюнктуры финансового рынка с помощью фундаментального анализа. В заключение отмечена важность использования методического аппарата технического и фундаментального анализа в управлении рисками предприятия.

Ключевые слова: финансовый рынок, конъюнктура рынка, систематические риски, анализ, технический анализ, графический анализ, фундаментальный анализ, факторный анализ, методы проведения анализа, коэффициенты.

MAIN METHODS OF THE RESEARCH OF THE ENVIRONMENT OF THE FINANCIAL MARKET

© 2016

Polteva Tatiana Vladimirovna, assistant professor of the chair «Finance and Credit» Kovalenko Oksana Grigoryevna, candidate of economical science, associate professor of the chair «Finance and Credit» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belarusian, 14, e-mail: kovalenkoog@yandex.ru)

Abstract. It is known that activities of any organization are subject to influence of various risks, as the most important of which systematic risks act. Systematic risks in the majority are connected with functioning of the financial market and a condition of its environment. The financial market is the market where various financial instruments and financial services act as subject to purchase sale. Studying of an environment of the financial market acts as the most important aspect of activities of any entity. With respect thereto in the provided article the main methods of a research of an environment of the financial market in detail are considered. So, the technical analysis and the fundamental analysis act as key methods of a research of the financial market. In article the main postulates of the technical analysis and methodology of its carrying out are in detail considered. Special attention is paid to the graphical analysis, also numerical methods of carrying out the technical analysis are considered. The tasks solved by means of the technical analysis are revealed. Also in article key aspects of carrying out the fundamental analysis are considered. The main directions of a research when carrying out the fundamental analysis are considered, the analyzed factors are allocated, and also the main forecasting methods of an environment of the financial market by means of the fundamental analysis are described. Importance of use of the methodical device of the technical and fundamental analysis in enterprise risk management is in conclusion noted.

Keywords: financial market, market situation, systematic risks, analysis, technical analysis, graphical analysis, fundamental analysis, factorial analysis, methods of carrying out analysis, coefficients.

Сегодня деятельность любого предприятия сопряжена с рисками, которые охватывают различные аспекты деятельности предприятия. Так, предприятия сталкиваются как с систематическими, так и несистематическими рисками. Систематические риски любого предприятия преимущественно связаны с функционированием финансового рынка и состоянием его конъюнктуры. В связи с этим рассмотрим в данной статье основные методы исследования конъюнктуры финансового рынка.

Итак, в связи с изменчивостью финансового рынка риск-менеджерам необходимо регулярно изучать состояние его конъюнктуры, которое охватывает следующие три этапа:

- Первый этап - это текущее наблюдение за состоянием финансового рынка. Здесь речь идёт о тех сегментах, в которых предприятие осуществляет свою финансовую деятельность. Данное наблюдение требует формирования определённой системы показателей, которые будут характеризовать финансовый рынок, например, спрос, предложение, цены, конкуренцию и так далее. На этом же этапе проводят мониторинг данных показателей.

- Второй этап - анализ текущей конъюнктуры финансового рынка, а также выявление современных тенденций её развития. Данный анализ осуществляется в два этапа. На первом этапе рассчитывается система аналитических показателей, которые характеризуют конъ-Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)

юнктуру финансового рынка. На втором этапе анализа выявляются предпосылки к изменению конъюнктуры рынка.

- Третий этап - это прогнозирование конъюнктуры рынка для выбора ключевых направлений стратегии финансовой деятельности, а также формирования инвестиционного портфеля. Такой прогноз, в свою очередь, включает в себя:

а) выбор периода прогнозирования; так, различают краткосрочный прогноз, то есть до одного месяца, среднесрочный прогноз, то есть на несколько предстоящих месяцев, и долгосрочный прогноз, то есть до двух лет;

б) определение глубины прогнозных расчетов, которая зависит от целей финансовой деятельности предприятия;

в) выбор методов прогнозирования и осуществления прогнозных расчетов; так, прогнозирование конъюнктуры финансового рынка осуществляется техническим и фундаментальным методами [1].

Как отмечает Карасев А.П.: «Фундаментальный анализ стоимости акций основывается на показателях деятельности предприятия. Он более эффективен в долгосрочном периоде (год и более). Технический анализ предполагает, что цена акции отражает все факторы, влияющие на нее. Технический анализ заключается в поиске и анализе похожих графических фигур измене-

ния цены и более эффективен в краткосрочном периоде (около месяца)» [2]. Итак, рассмотрим методы проведения технического и фундаментального анализа более подробно.

Среди методов исследования конъюнктуры финансового рынка большое распространение в риск-менеджменте получил технический анализ.

Ключевые принципы технического анализа были разработаны для фондового рынка, однако они могут быть использованы и при анализе конъюнктуры иных сегментов финансового рынка.

Принципы технического анализа основаны на том, что в динамике отдельных элементов рынка можно выделить некоторые закономерности, которые с большой вероятностью могут проявиться и в будущем.

Существует три постулата технического анализа.

Первый постулат - рынок учитывает все.

Это утверждение является главным для технического анализа. То есть технический аналитик считает, что те причины, которые могут повлиять на цену финансового инструмента, обязательно отразятся в этой цене.

Второй постулат технического анализа - движение цен подчинено тенденциям.

Тренд, или тенденция, — это направление движения рынка. Динамика финансового рынка представляет собой обычно череду волн: то подъем, то падение [3-9]. По прямой финансовый рынок обычно не движется.

Если каждый последующий пик и спад выше, чем предыдущий, то в этом случае можно говорить в восходящей тенденции; если ниже - перед нами тенденция нисходящая. Если же пики и спады находятся на одном уровне, то здесь тенденция горизонтальная. Основные законы движения: «Действующий тренд с большей вероятностью продлится, чем изменит направление» и «Тренд будет двигаться в одном и том же направлении, пока не ослабнет».

Третий постулат - история повторяется.

Технический анализ связан с изучением психологии человека, которая с годами не меняется. Если бы не было этого постулата, то, вероятно, не было бы и технического анализа. Его смысл состоит в том, что в похожих ситуациях участники рынка принимают примерно одинаковые решения. Это дает возможность прогнозировать рынок на основе предполагаемой повторной реакции на различные ситуации.

Методы технического анализа делятся на ряд категорий, основными из которых являются графические и численные методы.

Графический анализ — один из методов технического анализа, который основывается на визуальном анализе графиков цен с помощью линий тренда, ценовых моделей, уровней поддержки и сопротивления и других инструментов.

Ключевой аспект графического анализа заключается в том, что каждый риск-менеджер независимо от того, на каком рынке происходят торговые операции, будь то фондовый, валютный или другой рынок, должен проводить анализ самостоятельно. Многие успешные риск-менеджеры считают графический анализ исключительно ценным инструментом.

Вот некоторые выгоды использования графического анализа:

- графики дают сжатую историю цен;

- графики наглядно демонстрируют волатильность, то есть изменчивость рынка, что является важнейшим аспектом при оценке риска;

- графический анализ выступает полезным инструментом и для фундаментального аналитика;

- графический анализ может быть использован для определения момента открытия и закрытия позиций;

- он помогает устанавливать продуманные и реалистичные защитные остановки.

Базой аналитического аппарата графического технического анализа выступают графики динамики уровня

цен и объемов продаж финансовых инструментов. Он основан на анализе графиков, где отражаются изменения цены за определенный промежуток времени. Различают такие временные интервалы, как месячная группировка данных, недельная, дневная, часовая, получасовая, пятнадцатиминутная, пятиминутная.

Различают следующие типы графиков:

- Линейный - самый простой, но менее информативный.

- Бары — для каждого периода группировки определяются четыре цены: наивысшая; низшая; закрытия; открытия; это отображается в виде столбцового графика.

- Японские свечи — данный график аналогичен барам, так же здесь наблюдается четыре цены за каждый период, но он является более наглядным. Если цена открытия ниже цены закрытия, тело свечи белое, если наоборот — темная.

- Также различают фигурные графики, где горизонтальная ось отсутствует, а сетка координат фиксирует изменение показателя.

В процессе графического изучения динамики показателей методами технического анализа решаются следующие задачи:

1. Определение характера тенденций изучаемого показателя. Так, различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные тенденции изменения анализируемого показателя.

2. Определение точек перелома тенденции, то есть максимальных или минимальных значений показателя, после которых тренд изменит своё направление. Точкам разрыва присущи признаки: минимальная цена на сегодняшний день превышает вчерашнюю максимальную цену — сигнал для покупки; максимальная цена на сегодняшний день ниже, чем ее вчерашняя минимальная цена — сигнал для продажи.

Также графический анализ часто проводят на базе фигур. Фигура разворота тренда представляет собой конфигурацию графика, которая характеризует изменение направления линии тренда на противоположное. Примером фигур разворота тренда являются «голова и плечи», «двойное дно», «блюдце». Фигура подтверждения тренда представляет собой конфигурацию графика, которая указывает на то, что изменение направления тренда маловероятно. Примером фигур подтверждения тренда являются «прямоугольники», «флажки», «треугольники», «вымпелы».

3. Определение уровней поддержки и сопротивления наблюдаемого показателя. Линия, которую цена не может пробить вверх, называется линией сопротивления, а линия, которую цена не может пробить вниз, называется линией поддержки. Место, в котором происходят колебания курса, принято называть коридором, или каналом. Нижняя граница канала образует уровень поддержки, а верхняя — уровень сопротивления. Канал, образующийся при проведении параллельных линий, выступает оптимальным диапазоном торговых изменений.

4. Определение частоты и характера разрывов наблюдаемого показателя. Разрыв характеризует важнейшие различия между конечным уровнем наблюдаемого показателя в конце предшествующего периода наблюдения и его начальным уровнем в последующем периоде наблюдения. Обычно разрыв выступает в качестве сигнала смены тенденции.

При техническом анализе исследование графиков осуществляется еще и с помощью численных методов, то есть различных индикаторов и осцилляторов.

Теория скользящей средней выступает одной из ключевых в системе прогнозного аппарата теханализа. Она позволяет дополнить графические методы соответствующими математическими расчетами.

Рассмотрим, что представляет собой индикатор «скользящая средняя». Итак, скользящая средняя — это средняя цена финансового инструмента за несколько предыдущих периодов. Периоды могут быть различны-

ми. Использование скользящей средней нивелирует краткосрочные колебания, которые мешают рассмотреть основной тренд.

Эффективное решение задач технического анализа требует использования качественных и адекватных программных продуктов.

В целом необходимо отметить, что, несмотря на простоту и универсальность использования технического анализа, он не позволяет получить достаточно достоверные прогнозные данные. Особенно в случае нестабильного экономического развития и меняющейся финансовой среды. Поэтому прогнозные результаты проведённого технического анализа должны быть уточнены.

Среди методов исследования конъюнктуры финансового рынка надежный методический аппарат присущ фундаментальному анализу, однако его сложность и высокая стоимость ограничивают сферу его применения.

Основными направлениями исследования при проведении фундаментального анализа выступают:

- Анализ и прогнозирование конъюнктуры финансового рынка в целом и его сегментов.

- Анализ и оценка перспектив развития отдельных отраслей экономики, регионов страны, участников финансового рынка.

- Анализ инвестиционных качеств отдельных финансовых инструментов и прогнозирование цен на них.

Фундаментальный анализ основан на исследовании факторов, которые влияют на динамику изучаемых показателей. При этом все факторы можно разделить на следующие основные группы:

1. Макроэкономические факторы. Ключевыми из этой группы факторов выступают: динамика валового внутреннего продукта и национального дохода; уровень доходов населения; темп инфляции; размер ключевой ставки и так далее.

2. Отраслевые факторы. К данным факторам можно отнести: уровень государственной поддержки отрасли; динамику отраслевого объема продукции; уровень риска в отрасли и так далее.

3. Региональные факторы. Здесь можно выделить: удельный вес региона в национальном доходе и валовом внутреннем продукте; соотношение доходов и расходов регионального бюджета; уровень доходов населения региона; наличие бирж и так далее.

4. Внутрирыночные факторы. Здесь выделяют: объем спроса и предложения на финансовом рынке; динамику объема сделок на рынке; динамику уровня цен на финансовые инструменты и так далее.

5. Микроэкономические факторы. Ключевыми являются: темпы развития определённых хозяйствующих субъектов; динамика прироста их активов и собственного капитала; уровень кредитоспособности и платежеспособности покупателей и эмитентов и так далее.

6. Конкретные факторы, которые определяют характер обращения отдельных финансовых инструментов. Сюда можно отнести: ликвидность, объемы сделок, волатильность инструментов и так далее.

В процессе прогнозирования конъюнктуры рынка используются следующие методы:

1. Метод прогнозирования «сверху-вниз». Здесь прогнозные расчёты осуществляются от общего к частному. Сначала оцениваются параметры общеэкономического развития страны. Затем прогнозируются параметры отдельных элементов рынка. Далее осуществляется прогноз конъюнктуры сегментов рынка. В завершении определяются параметры обращения отдельных инструментов. Базой для каждого последующего этапа прогнозирования выступают результаты расчетов на предшествующей стадии.

2. Метод прогнозирования «снизу-вверх». Он предусматривает прогнозные расчеты в обратной последовательности. Количество уровней прогнозирования определяет аналитик в зависимости от стоящих задач.

3. Вероятностный метод прогнозирования. Здесь

прогнозирование носит многовариантныи характер в диапазоне от оптимистического до пессимистического значении отдельных показателей. Диапазон колебании создает надежную информационную базу для оценки финансовых рисков.

4. Метод эконометрического моделирования. Сначала исследуется влияние отдельных факторов на показатель. Затем отбираются факторы, по которым строится многофакторная модель. Далее плановые значения факторов подставляют в модель и получают прогноз.

5. Метод моделирования финансовых коэффициентов. Он позволяет оценить рентабельность, финансовую устоичивость, платежеспособность, деловую активность предприятия [10-16]. Также данный метод используется для прогнозирования показателей, характеризующих финансовые активы.

6. Метод объектно-ориентированного моделирования. Он основан на использовании электронных таблиц. Построив соответствующую модель, можно, подставляя исходные данные, получать искомые результаты прогноза. Метод позволяет проводить многовариантные прогнозные расчеты [1].

Таким образом, использование методического аппарата фундаментального и технического анализа помогает прогнозировать состояние конъюнктуры финансового рынка в процессе оценки и управления финансовыми рисками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бланк И.А. Управление финансовыми рисками. -К.: Ника-Центр, 2005. - 600 с.

2. Карасев А. П. Влияние корпоративных событий на российский фондовый рынок // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 3916-3920. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55048.htm.

3. Лихтарова О.В. Проблемы и перспективы развития международного финансового рынка в условиях финансовой глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 55-58.

4. Ващенко И.Ю. Определение точки экономического краха при наблюдении за макроэкномических показателями во взаимосвязи с финансовыми рынками // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 53-56.

5. Гришова И.Ю. Финансовое обеспечение перерабатывающих предприятий в контексте формирования финансовых потоков // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 22-25.

6. Коваленко О.Г., Колачева Н.В. Теоретические основы финансового менеджмента // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 25-29.

7. Лысов И.А., Колачева Н.В. Методология управления финансовыми результатами предприятия // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 54-59.

8. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Оценка финансовых результатов предприятий автомобильной промышленности // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 42-46.

9. Совалева Н.А. Управление финансовой устойчивостью хозяйствующего субъекта // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 88-90.

10. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Система анализа деятельности предприятия с учетом влияния циклично-сти//Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 34-36.

11. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Оценка рентабельности предприятий автомобильной промышленности // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 36-41.

12. Тимофеева К.А., Павлова Ю.А. Пути повышения рентабельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 98-102.

13. Великая Е.Г., Чурко В.В. Индикаторы оценки эффективности организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 57-61.

14. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Оценка финансовых результатов предприятий автомобильной промыш-

ленности // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 42-46.

15. Фатхуллина А.А. Деловая активность как многоуровневая категория // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 166-172.

16. Григорян Е.С. Деловая репутация как фактор устойчивого развития предприятия // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 251-256.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.