Научная статья на тему 'Основные критерии при решении задач экологически устойчивого развития региона'

Основные критерии при решении задач экологически устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
144
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / СРЕДА / ПРИРОДА / УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭКОНОМИКА / ЭКОЛОГИЯ / РАЗВИТИЕ / ТЕРРИТОРИЯ / ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Магомадова Элиза Саид-Хасановна, Мамадиев Алик Хожахметович

В современных условиях формирования и развития рыночных отношений во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в автомобильной отрасли, важным аспектом выступает разработка и внедрение научно обоснованных подходов к использованию, охране и оценке природно-ресурсного потенциала. Разработка методологии моделирования процесса экологизации устойчивого развития, например, автомобильной отрасли приобретает сегодня исключительно важное значение, поскольку показатели загрязнения окружающей природной среды автомобильным транспортом имеют очень высокие отрицательные значения. В этих условиях формирование макроэкономических показателей в развитии той или иной отрасли народного хозяйства должно осуществляться с обязательным учетом экологической составляющей конкретной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Магомадова Элиза Саид-Хасановна, Мамадиев Алик Хожахметович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные критерии при решении задач экологически устойчивого развития региона»

УДК 332.158.8

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Э.С.-Х. Магомадова*, А.Х. Мамадиев**

* Донской государственный технический университет

**Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова

В современных условиях формирования и развития рыночных отношений во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в автомобильной отрасли, важным аспектом выступает разработка и внедрение научно обоснованных подходов к использованию, охране и оценке природно-ресурсного потенциала. Разработка методологии моделирования процесса экологизации устойчивого развития, например, автомобильной отрасли приобретает сегодня исключительно важное значение, поскольку показатели загрязнения окружающей природной среды автомобильным транспортом имеют очень высокие отрицательные значения. В этих условиях формирование макроэкономических показателей в развитии той или иной отрасли народного хозяйства должно осуществляться с обязательным учетом экологической составляющей конкретной территории.

Ключевые слова: транспорт, среда, природа, устойчивость, экономика, экология, развитие, территория, отрасль.

In modern conditions of formation and development of the market relations in all branches of the national economy including in automobile branch development and deployment of scientifically based approaches to use, protection and assessment of nature-resource potential acts as important aspect. Development of methodology of modeling of process of greening of sustainable development, for example, of automobile branch gains today extremely important value as indicators of pollution of the surrounding environment by the motor transport have very high negative values. In these conditions of formation of macroeconomic indicators in development of this or that branch of the national economy it has to be carried out with the obligatory accounting of an ecological component of the concrete territory.

Key words: transport; wednesday; nature; stability; economy; ecology; development; territory; branch.

Актуальность исследования состояния природной среды, реализации природоохранных мероприятий в Ростовской области подтверждается степенью негативного воздействия последствий «неэкологичного» производства и неэффективным функционированием социо-эколого-экономического механизма природоохранной деятельности.

Анализ воздействия современного производственно-хозяйственного комплекса на окружающую природную среду, регулярно проводимый национальным и международными аналитическими центрами, служит обоснованием приоритетных направлений макроэкономической и региональной структурной политики с позиций устойчивого развития.

Экономические и экологические противоречия взаимодействия природы и общества возникают между субъектами экономики в результате природно-хозяйственной деятельности, использования природных и социальных ресурсов, воздействия результатов производства на окружающую среду, характеризуют несоответствия в структуре потребления, производства, в том числе условий окружающей природной среды.

В крупных городах удельный вес передвижных источников в общем объеме загрязнения атмосферного воздуха является предельно высоким. Так, например, в Санкт-Петербурге он составляет 70, в Москве более 90, в Ростове-на-Дону 94 %, при этом необходимо учесть, что на уровень этих показателей существенное влияние оказал ряд факторов: а) падение объемов промышленного производств; б) следствие мирового кризиса и др.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах России, в том числе и города Ростова-на-Дону, на сегодняшний день остается высоким. Загрязнение атмосферного воздуха, как и природной среды в целом, зависит не только от массы (объема) загрязняющих веществ, но и от степени их опасности, состава выбрасываемых веществ. В городах к числу наиболее приоритетных относятся выбросы углекислого газа, окислов углерода, вызывающих кислотные дожди, диоксида азота и диоксида серы, а также фенола, формальдегида, пыли и других загрязнителей.

Для нейтрализации вредных веществ применяются различные пыле- и газоулавливающие установки, что снижает ущерб, наносимый окружающей природной среде. Большое значение имеет показатель степени улавливания загрязняющих веществ. Если в промышленности с середины 90-х годов прошлого столетия его значение стабилизировалось на уровне 80 %, то в отдельных непромышленных отраслях ситуация крайне неблагоприятная. Показатель улавливания вредных веществ в сельскохозяйственном производстве составляет всего 0,7 %, а на транспорте и связи -4,1%.

Сложившиеся в настоящее время диспропорции регионального развития вызывают существенные социально-экологические проблемы, проблемы рационального использования природно-ресурсного потенциала.

Разрешение противоречий природы и общества структурно включает экономические и административные методы решения экологических проблем. Экологические, экономические и социальные потребности, а также экономические интересы субъектов экономики России различны. Они являются необходимым условием формирования экономического и экологического рынков, результатом создания мотиваций по охране окружающей среды предприятий-природопользователей в плане развития экотехнологий, экобизнеса, производства экотоваров, а также формирования этической составляющей парадигмы устойчивого развития.

Влияние различных отраслей и секторов экономики на окружающую природную среду неодинаково. Структурное загрязнение среды должно учитываться при обосновании макро- и региональной экологической политики, выборе ее приоритетных направлений с учетом воздействия отраслей экономики, в том числе и строительной отрасли, на важнейшие природные среды.

Общеизвестно, что важнейшим составляющим качества жизни человека является экологически чистая среда обитания как условие его здоровья и долголетия, нормальной работоспособности, что особенно важно для будущих поколений. Между тем, необходимо подчеркнуть, что производственно-хозяйственная деятельность людей ведет к все более опасному загрязнению окружающей природной среды. Особая роль в данном процессе принадлежит отрасли стройиндустрии.

В технико-экономическом отношении строительство существенно отличается от других отраслей народного хозяйства. Это объясняется особым характером продукции строительства, по-разному влияющей на качество окружающей природной среды, условиями вложения денежных средств, их освоения и возврата, методами организации строительного процесса, особенностями технологии строительного процесса и охраны окружающей природной среды.

Прежде всего, строительная продукция создается на определенном земельном участке и остается в течение всего срока строительства и эксплуатации, а перемещаются лишь орудия труда, предметы труда и непосредственно рабочая сила. Продолжительность

строительства любого объекта занимает от нескольких месяцев до нескольких лет, что в конечном итоге вызывает отвлечение капитала из оборота и его «омертвление» на длительный срок, а, следовательно, и более высокие риски для осуществления строительной деятельности и уменьшение капитальных вложений в экологические процессы.

Строительное производство и его продукция оказывают большое негативное воздействие на окружающую природную среду. На территории предприятий стройиндустрии и в районах строительства наблюдается высокий уровень загрязнения воздуха, воды, почвы. Это происходит на всех стадиях работы этой строительной отрасли. Значительную экологическую опасность представляет производство строительных материалов, изделий, конструкций.

Основными источниками загрязнения воздуха являются цементные, асбестоцементные, известковые, химоорганические производства, предприятия по производству кровельно-изоляционных материалов, керамзитовые заводы, карьеры по добыче нерудных строительных материалов.

Авторы считают, что должна быть приоритетная направленность категорий процессов стройкомплекса - экологические процессы, сопровождающие производственную деятельность организации, направленные на предотвращение, снижение и ликвидацию неблагоприятных экологических и связанных с ними социальных, экономических и ряда других последствий и сохранения оптимальных условий проживания населения.

Существенная дифференциация различных регионов по темпам развития и достигнутым результатам, методам решения задач обеспеченности ресурсами, удаленности от федерального центра ставит проблему новых исследований, учитывающих специфику конкретных регионов, на качественно иной уровень.

Современные черты социально-экономического развития субъектов Российской Федерации свидетельствуют, с одной стороны, о приобретении региональными экономиками новых качественных свойств и черт, а с другой - о формировании тормозящих эффектов в результате исчерпания факторов экономического роста, имевших место и действовавших в последние годы.

Регионы подошли к барьеру выбора того, как нужно и на основе каких механизмов следует формировать новую социально-экономическую политику. Несовпадение интересов административных властей и специалистов-экологов ведет к глобальным изменениям окружающей среды.

Совершенствование строительной деятельности регионов России замедляется из-за возникающих в последнее время проблем урбанизации, необходимости обеспечения социально-экологической безопасности населения.

Вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов регионов остаются на сегодняшний день актуальными.

Проблемам построения, определения, управления процессами посвящено много исследований российских ученых и практиков. Гораздо меньше сделано в этом плане по построению, определению, а также планированию экологических процессов, действующих в организациях строительного комплекса.

В настоящее время для удовлетворения потребностей общества в природных ресурсах, экологических благах и услугах требуются все возрастающие затраты на расширенное воспроизводство минерально- сырьевой базы и компенсацию отрицательных последствий, обусловленных деградацией экологических систем и загрязнением окружающей природной среды.

В связи с этим природные ресурсы и их территориальные сочетания, удовлетворяя многочисленные и многообразные потребности человека, имеют ценность, определение и учет которой являются обязательной и важной компонентой процесса принятия социально-экономических и политических решений.

При этом рациональное использование природно-ресурсного потенциала с учетом показателей экономической оценки каждого из ресурсов (земельных, водных и т.д) приобретает особое значение в каждой отрасли народного хозяйства, т.е. какой ресурс используется, например, в автомобильном транспорте, какова его социально-экономическая ценность и каким образом он может оказать влияние на повышение эффективности конкретного производства.

При исследовании процессов устойчивого развития установлены различные экономические показатели макроуровневого характера, качественная характеристика которых во многом определяется экологической составляющей природно-ресурсного потенциала, а также степенью учета экологических факторов при разработке и внедрении инновационных методов в улучшение качества окружающей природной среды и здоровья населения. И в этом смысле использование наукоемких, энергосберегающих и природозащитных технологий должно оказать положительное влияние на формирование и использование национального дохода на всех уровнях управления народным хозяйством страны.

Известно, что в условиях перехода к рыночным отношениям в корне меняется процедура моделирования устойчивого развития экономики, что имеет важное значение в общей системе социально-экономического развития всех отраслей народного хозяйства страны. Важнейшей составляющей в этом процессе выступает экологизация устойчивого развития, т.е. обязательный учет качества окружающей природной среды, что в конечном итоге, безусловно, должно оказать существенное влияние на уровень макроэкономической политики и выработки показателей эффективности природно-хозяйственной деятельности, как на уровне отраслей, так и, в частности, в области автомобильного транспорта.

Следовательно, разработка и внедрение инновационных подходов к моделированию процесса развития экологически устойчивой экономики, в том числе и в транспортной отрасли, выступают как один из главнейших факторов в решении народнохозяйственных задач, а также в создании благоприятных условий для формирования рациональных и эффективных мер по обеспечению качественного состояния окружающей природной среды, что в современных условиях является немаловажным аспектом природопользования. При этом для достижения высокого уровня экологически устойчивого развития природно-хозяйственного комплекса исключительно важное значение приобретает формирование и учет системообразующих факторов, т.е. создание моделей системного подхода к разработке критериев и показателей эффективности как самого процесса устойчивого развития, так и формирования экологически устойчивой окружающей природной среды, в полной мере обеспечивающей благоприятные условия для осуществления жизнедеятельности на всех уровнях социально-экономического развития страны.

Литература

1. Гузев, М. М. Экономические проблемы и механизм экологически устойчивого развития. - Волгоград : Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1997.

2. Магомадова, Х. А. Экономические и экологические аспекты эффективности природно-хозяйственной деятельности стройкомплекса региона (Ростовская область). -Ростов н/Д : Изд-во Рост. гос. строит. ун-та, 2006.

3. Чешев, А.С., Власенко, Т.В., Шевченко, О.Ю. Эколого-экономический механизм обеспечения эффективности использования городских территорий. - М. : Вузовская книга, 2012.

4. Чешев, А.С., Карпова, Н.В., Шевченко, О.Ю. Стратегия организационно-экономического обоснования природоохранной деятельности в городских условиях. -Ростов н/Д; Москва : Вузовская книга, 2014.

Literature

1. Guzev M. M. Economic problems and mechanism of ecologically sustainable development. — Volgograd: Publishing house the Volgograd state. un-that, 1997.

2. Magomadova H. A. Economic and ecological aspects of efficiency of nature economic activity of a building complex of the region (Rostov region). — Rostov N / fl: Growth publishing house. state. builds. un-that, 2006.

3. Cheshev A. S., Vlasenko T. V., Shevchenko O. Yu. Ekologo-ekonomichesky mechanism of ensuring efficiency of use of urban areas, M:, High school book, 2012.

4. Cheshev A. S., Karpova N. V., Shevchenko O. Yu. The strategy of an organizational economic case of nature protection activities in city conditions, Rostov N / fl-MocKBa, the High school book, 2014.

Элиза Саид-Хасановна Магомадова - аспирант кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Донского государственного технического университета.

Elisa Said-Hasanovna Magomadova - the graduate student of «Economy of Environmental Management and Inventory» department of the Don state technical university.

344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1 344000, Rostov-on-Don, Gagarin Square, 1 Тел.: +7(863) 295-03-32; e-mail: kafkadastra@yandex.ru

Алик Хожахметович Мамадиев - кандидат экономических наук, доцент Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М.Д. Миллионщикова.

Alik Hozhakhmetovich Mamadiyev - Candidate of Economic Sciences, the associate professor of the Grozny state oil technical university of the academician M. D. Millionshchikov.

364051, Чеченская Республика, г. Грозный, пл. Орджоникидзе, 100 364051, Chechen Republic, Grozny, Ordzhonikidze Square, 100 Тел.: 8 (8712) 22-21-70; e-mail: umoggni@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.