Научная статья на тему 'Природопользование как инструмент управления городскими территориями'

Природопользование как инструмент управления городскими территориями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТ / ГОРОД / ТЕРРИТОРИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харипова Зура Расуевна, Магомадова Элиза Саид-Хасановна, Мамадиев Алик Хожахметович

В данной статье авторами предложены концептуальные подходы по формированию рационального природопользования как инструмента управления городскими территориями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харипова Зура Расуевна, Магомадова Элиза Саид-Хасановна, Мамадиев Алик Хожахметович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природопользование как инструмент управления городскими территориями»

УДК 332.451

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМИ ТЕРРИТОРИЯМИ

З.Р. Харипова*, Э.С-Х. Магомадова*, А.Х. Мамадиев**

*Ростовский государственный строительный университет **Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика

М.Д. Миллионщикова

В данной статье авторами предложены концептуальные подходы по формированию рационального природопользования как инструмента управления городскими территориями.

Ключевые слова: природопользование; инструмент; город; территория; управление.

In this article authors offered conceptual approaches on formation of rational environmental management as instrument of management of urban areas.

Key words: environmental management; tool; city; territory; management.

Предлагаемая модель функционирования городского природопользования основана на положении о том, что экологическое качество городской среды - это экономический ресурс, повышающий привлекательность территории и требующий стимулирующего подхода со стороны органов городского управления.

Система процессного управления городским природопользованием способствует переходу на устойчивый путь развития городской территории и направлена на формирование рынка экологических услуг. При этом механизм ее формирования включает следующие этапы;

• разработка сценария устойчивого развития городской территории;

• совершенствование организационной структуры управления путем оптимизации действующей структуры природопользования;

• выбор системы индикаторов, адекватно отражающей современные тенденции изменения социо-эколого-экономических процессов;

• разработка экономических мер по реализации предложенной стратегии;

• оценка эффективности системы управления природопользованием на городской территории.

Структура предлагаемой системы представлена на рисунке 1.

ISSN 2413-1474

Экономика и экология территориальных образований. №4, 2015

Региональные органы управления

Комитет по экологии Администрации города Грозного

• нормотворчество

• научно-техническое обеспечение процесса

• мониторинг состояния окружающей среды

• анализ системы городского природопользования

• экологическая экспертиза проектов

• проведение природоохранных работ на конкурсной основе

• штрафы за нарушение экологических нормативов

природопользования • экологическое образование

1 1

Стимулирование экологических мероприятий

• поощрение экологических инноваций

• льготное кредитование

мониторинг состояния окружающей среды • анализ

1 • прогнозирование состояния окружающей I среды 1 • оценка реализации \ целевых программ 1 1 1

1 • Генеральный план развития города • целевые программы 1

1 .

Фонд устойчивого развития

• разработка моделей городского развития

• реализация целевых программ

Рисунок 1 - Концептуальная модель функционирования механизма городского природопользования

В целях содействия устойчивому развитию города предлагается создание Фонда устойчивого развития г. Грозного. Отметим, что местные фонды устойчивого развития широко распространены в Великобритании и Германии. Такие фонды поддерживают проекты по строительству экологического, энергосберегающего жилья, развитию альтернативных источников энергии и т. п.

Предлагаемый Фонд устойчивого развития должен быть создан для поощрения проектов в области устойчивого развития, которые помогают улучшить качество жизни для нынешнего и будущих поколений. Фонд будет поддерживать инициативы, которые, будучи экономически обоснованными, нацелены на улучшение социальных, культурных и экологических аспектов жизни региона в целом.

В этой связи отметим, что Фонд содействия устойчивому развитию территорий и местных сообществ создан на уровне Российской Федерации в 2005 году и представляет собой независимое, неправительственное и некоммерческое учреждение, созданное с целью содействия устойчивому развитию территорий и местных сообществ через реализацию конкретных проектов по решению экологических, социальных и экономических проблем.

С целью реализации своей миссии Фонд осуществляет различные виды деятельности, к которым относятся:

1) организация грантовых конкурсов, а также разработка и поддержка программ и проектов устойчивого развития территорий.

2) сбор, хранение, анализ и распространение информации о состоянии экосистем, эффективных проектах, методиках и практиках по устойчивому развитию.

3) подготовка аналитических обзоров и прогнозов в области охраны природного наследия, биологического разнообразия и рационального использования природных ресурсов и лучшего опыта и практик развития муниципальных образований.

Фонд реализует проекты и программы при поддержке российских и иностранных доноров по следующим направлениям:

1) Окружающая среда и здоровье населения.

2) Защита окружающей среды и рациональное природопользование.

3) Поддержка гражданских инициатив.

4) Энергосбережение и ресурсосбережение.

5) Образование, просвещение и работа с молодежью.

Через фонд прошло множество проектов, направленных на реализацию идеи устойчивого развития, в том числе через внедрение апробированных технологий. Но, несмотря на то, что программы Фонда адресованы к реализации на муниципальном уровне, где, в конечном счете, сосредоточены основные экологические, экономические и социальные проблемы, они направлены на реализацию задач, имеющих общенациональное значение.

Как показывает международный опыт, конкретные гранты становятся более доступны для реализации именно через деятельность местных фондов устойчивого развития. Ориентируясь на имеющийся опыт работы Фонда содействия устойчивому развитию территорий и местных сообществ, а также лучшие практики зарубежных стран по деятельности местных фондов устойчивого развития, которые успешно функционируют наряду с общегосударственными, представляется целесообразным создать Фонд устойчивого развития г. Грозного.

При этом важнейшими критериями для принятия проекта к реализации должны стать его целевые установки на:

1) сохранение окружающей природной среды;

2) защиту и увеличение биологического разнообразия;

3) повторное использование природных ресурсов, переработку отходов;

4) использование альтернативных источников энергии;

5) минимизирование загрязнения почвы, воздуха и воды.

Важнейшим условием функционирования предлагаемого механизма городского природопользования является активное участие в нем высших учебных заведений г. Грозного.

В этой связи отметим, что в высших учебных заведениях столицы Чеченской Республики осуществляются учебные программы по подготовке экологов различного профиля, педагогов, владеющих методикой экологического образования и воспитания.

Современная экологическая ситуация определяет острую необходимость формирования экологического мышления, «экологизации» всех сфер жизнедеятельности. Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. Экологическое образование интегрирует в себе те экологические и практические положения, которые направлены на достижение основной цели - формирование экологической культуры личности. Основная цель экологического образования в грозненских ВУЗах заключается в формировании экологического мировоззрения на базе культурных и духовных ценностей нашего народа.

В Чеченском государственном университете ведется подготовка специалистов-геоэкологов на базе кафедры рационального природопользования и геоэкологии факультета географии и геоэкологии. Ежегодный набор составляет 50 человек. Подготовка специалистов ведется по очной и заочной формам обучения.

Учебно-методическое обеспечение образовательной программы по специальности «геоэкология» осуществляется кафедрой рационального природопользования и геоэкологии. Кафедра является выпускающей, укомплектована преподавателями и сотрудниками с базовым географическим образованием, имеющими научными специальностями, по которым были защищены диссертации на соискание ученых степеней. Выпускающая кафедра располагает необходимыми нормативно-правовыми документами по организации учебного процесса, которые соответствуют ГОС. Взаимодействие структурных подразделений в ходе реализации соответствующих основных образовательных программ обеспечивает достаточно эффективное качество подготовки специалистов по указанной специальности. Подготовка студентов осуществляется по специальным учебным планам и профессиональным образовательным программам.

Основная образовательная программа специальности формируется из дисциплин федерального, национально-регионального компонентов, общепрофессиональных дисциплин, специальных дисциплин, дисциплин по выбору студентов и факультативных дисциплин.

При этом, несмотря на востребованность геоэкологов, проблема трудоустройства выпускников факультета стоит довольно остро, что связано с рядом объективных и субъективных причин. Однако с ростом числа функционирующих учреждений и предприятий в республике возможности трудоустройства выпускников увеличиваются. Выпускники факультета трудятся в министерствах образования и науки, экономики, труда и социального развития, транспорта, МЧС, структурных подразделениях этих ведомств, а также в природоохранных органах, школах и ВУЗах города.

Путем налаживания творческих и научных связей вузами Варшавы (Варшавский аграрный университет, Варшавский политехнический университет), кафедра получила в виде гуманитарной помощи экологическую лабораторию, которая позволяет проводить качественные практические и лабораторные занятия.

На кафедре действует кружок «Геоэколог», где преподаватели совместно со студентами обсуждают вопросы, связанные с сохранением природно-ресурсного потенциала, биоразнообразия, а также обсуждают проблемы, возникающие в результате взаимодействия общества и природы.

Преподаватели кафедры часто выступают по телевидению, радио, в печати, освещая экологические проблемы, подчеркивая необходимость сохранения среды обитания человека

и животных, организовывают конференции и круглые столы по злободневным экологическим проблемам.

Кафедра «Экология и природопользование» Грозненского государственного нефтяного института (ГГНИ) основана в 1996 году, что было обусловлено появлением новой специальности «Экономика и управление на предприятии (в природопользовании)», по которой в настоящее время ежегодно выпускается 10-15 специалистов. В 2000 году на этой кафедре открылось обучение по специальности «Природопользование».

Кафедра активно занимается научной работой, выполняет хоздоговорные работы по заказам Комитета Правительства Чеченской Республики по экологии и ОАО «Грознефтегаз». Сотрудники кафедры стали лауреатами государственной премии в области экологии и заняли призовые места в первом республиканском конкурсе молодежных программ и проектов «Научно-техническая творческая молодежь Чеченской Республики». Ими подготовлен к изданию «Геоэкологический атлас Чеченской Республики». Ведутся работы по дальнейшему исследованию геоэкологических проблем республики.

Образовательной деятельностью в сфере экологии в Чеченском государственном педагогическом институте (ЧГПИ) занимается кафедра экологии и безопасности жизнедеятельности в составе кафедры 11 преподавателей (из них - 2 доктора наук и 5 кандидатов наук).

Научными направлениями кафедры экологии являются следующие основные проблемы:

• природно-антропогенные факторы развития горно-лесных ландшафтов СевероВосточного Кавказа;

• экологическая оценка состояния окружающей среды города Грозного;

• влияние разных типов загрязнения почв на почвенную фауну.

Участие профессорско-преподавательского состава в научных исследованиях обеспечивает актуализацию содержания преподаваемых дисциплин, вовлечение студентов в научные исследования, реализацию принципа обучения через исследования, что является одним из важнейших факторов качества образования.

В целях обеспечения высокого качества образования введена бально-рейтинговая система оценки знаний студентов. Эксперимент показал, что в условиях практически непрерывной текущей аттестации повышается ритмичность работы студентов в течение учебного семестра, а на этой основе растет качество их знаний.

На кафедре налажены связи с Астраханским государственным университетом, совместно с кафедрой природопользования и землеобустройства которого изданы учебник «Безопасность жизнедеятельности (региональный компонент)» и учебное пособие «Экологическая токсикология».

Республиканский эколого-биологический центр Министерства образования и науки Чеченской Республики в системе дополнительного образования осуществляет экологическое образование и воспитание детей школьного возраста. В этой связи педагогический коллектив Республиканского эколого-биологического центра ставит перед собой следующие задачи:

• способствовать успешной координации работы районных эколого-биологических станций;

• качественно повышать уровень кружковой работы;

• всемерно развивать исследовательскую и опытническую работу;

• принимать активное участие во всероссийских массовых мероприятиях.

Решая поставленные задачи, коллектив Республиканского эколого-биологического

центра проводит трудовые экологические акции «Заповедник», «Посади дерево», «Первоцветы», «Муравейник», «Кормушка», «Чистый родник», «Птичья кладовая». Все мероприятия проводятся во взаимодействии с комитетом Правительства Чеченской

Республики по экологии, Чеченским государственным университетом, Министерством лесного хозяйства Чеченской Республики.

Главным направлением в работе Республиканского эколого-биологического центра является образовательная деятельность, способствующая формированию экологических знаний, умений, а также воспитанию экологической культуры у подрастающего поколения. В Республиканском эколого-биологическом центре функционируют 122 кружка, в том числе «Зелёный дом», «Цветы на окне», «Веселая грядка», «Пчелка», «Друзья природы», «Мир растений», «Окно в природу», «Природа и фантазия», «Зеленая планета», в которых занимаются 1260 детей. Базовыми для проведения занятий в кружках являются общеобразовательные школы города Грозный.

Среди традиционно проводимых центром мероприятий можно отметить следующие:

• «День открытых дверей» познавательно-развлекательного содержания;

• «Зеленый друг в опасности», посвященное Дню леса;

• «Сохраним нашу землю», по итогам месячника экологии;

• «Как прекрасен этот мир», посвященное Дню биологического разнообразия.

Республиканский эколого-биологический центр работает в тесном контакте с

комитетом Правительства Чеченской Республики по экологии и Министерством лесного хозяйства Чеченской Республики, с которыми регулярно проводятся совместные мероприятия.

Отмеченные выше направления деятельности, наряду с институциональными изменениями в сфере регулирования городского природопользования, являются важнейшими инструментами формирования принципиально нового подхода к организации системы взаимодействия муниципальной социо-экономической системы с окружающей природной средой и формируют концептуальные основы становления системы социо-эколого-экономического типа, функционирующей в рамках основных постулатов концепции устойчивого развития.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Чешев А.С., Карпова Н.В. Основы городского природопользования, М:, «Вузовская книга», 2011.

2. Харипова З.Р. Социально-экономические принципы использования и улучшения окружающей природной среды в городских условиях. г. Новочеркасск, журнал Вестник ЮРГТУ № 5, 2015.

3. Чапек В.Н. Экономика природопользования. Г. Ростов-на-Дону, РГЭУ (РИНХ),

2003.

Зура Расуевна Харипова - аспирант кафедры Экономика природопользования и кадастра Ростовского государственного строительного университета.

Zura Rasuyevna Haripova - the graduate student of the Economy of Environmental Management and Inventory of the Rostov State University of Civil Engineering.

Элиза Саид-Хасановна Магомадова - аспирант кафедры Экономика природопользования и кадастра Ростовского государственного строительного университета.

Elisa Said-Hasanovna Magomadova - the graduate student of the Economy of Environmental Management and Inventory of the Rostov State University of Civil Engineering.

344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162

344022, Rostov-on-Don, Sotsialisticheskaya St., 162 Тел.: +7(863) 295-03-32; e-mail: kafkadastra@yandex .ru

Алик Хожахметович Мамадиев - кандидат экономических наук, доцент Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М.Д. Миллионщикова.

Alik Hozhakhmetovich Mamadiyev - Candidate of Economic Sciences, the associate professor of the Grozny state oil technical university of the academician M. D. Millionshchikov.

364051, Чеченская Республика, г. Грозный, пл. Орджоникидзе, д. 100 364051, Chechen Republic, Grozny, Ordzhonikidze Square, 100 Тел.: 8 (8712) 22-21-70; e-mail: umoggni@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.