Научная статья на тему 'Основные концептуальные задачи деятельности субъектов инновационной инфраструктуры'

Основные концептуальные задачи деятельности субъектов инновационной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демидов Леонид, Коробко Ирина

Статья рассматривает условия функционирования инновационных объектов инфраструктуры и их задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic conceptual tasks of the activity of innovative infrastructure entities

The article deals with the conditions of functioning of innovative infrastructure entities and their tasks.

Текст научной работы на тему «Основные концептуальные задачи деятельности субъектов инновационной инфраструктуры»

ИНФРАСТРУКТУРА

основные концептуальные задачи деятельности субъектов инновационной инфраструктуры

Леонид Демидов,

первый заместитель председателя ГКНТ

Принципы создания и функционирования отечественных инновационных предприятий и структур, их цели и задачи определены Законом Республики Беларусь от 10.08. 2012 г. №425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 03.01. 2007 г. №1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры».

Согласно ст. 25 закона, к ним относятся: научно-технологические парки, центры трансфера технологий и венчурные организации. Под технопарком понимается структура, способствующая развитию предпринимательства в научно-технической сфере путем создания благоприятных условий, включающих материально-техническую и информационную базу. Технопарки могут по усмотрению учредителей создаваться в любой не запрещенной законодательством организационно-правовой форме, коммерческой или некоммерческой. При этом одной из их основных задач является обеспечение инновационного процесса, начиная от поиска, разработки новшества и заканчивая выпуском образца товарного продукта и последующей реализацией.

Ирина Коробко,

начальник управления инновационной деятельности и инновационного развития регионов ГКНТ

Нужно отметить, что в своей деятельности технопарки сотрудничают с высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими центрами и другими ведущими научными организациями.

Структура научно-технического парка определяется исходя из основных направлений и специфики его деятельности и может включать обеспечивающие выполнение первостепенных задач подразделения и службы, в том числе юридические, информационные, инжиниринговые, маркетинговые, рекламно-издательские и др. Источники финансирования могут быть любые, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь. Порядок регистрации субъектов хозяйствования в качестве научно-технологических парков определен Положением, утвержденным упомянутым указом.

Предметом деятельности технопарка является комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований в производство и доведение их до потребителя на коммерческой основе. К главным задачам и направлениям относятся: - участие в формировании системы поддержки малых инновационных предприятий;

■ активизация научно-технического потенциала региона путем привлечения специалистов, научных организаций, промышленных предприятий,

■ организация сотрудничества с местными органами управления;

■ организация предпринимательской деятельности в научно-технической сфере с участием профессорско-преподавательского состава, экспертов, студентов высших учебных заведений;

■ участие в разработке и реализации государственных, отраслевых, региональных и международных научно-технических программ и проектов, выполнение НИОКР, выпуск наукоемкой и высокотехнологичной продукции;

■ содействие заключению международных контрактов, способствующих выходу инновационных товаров на внешний рынок, привлечению иностранных инвестиций и технологий;

■ подбор зарубежных партнеров, выбор оптимальных вариантов сотрудничества, создание предприятий с иностранными инвестициями;

■ участие в международных программах и выставках, выполнение посреднических и представительских услуг;

■ формирование дополнительных рабочих мест;

■ поддержка создания малых инновационных предприятий, оказание им научно-технических (консалтинговых, инжиниринговых, лизинговых), юридических и других услуг, предоставление лабораторных и экспериментально-производственных площадей, оборудования для выполнения НИОКР,

№12(118) Декабрь 2012 АУКА И ИННОВАЦИИ 33

ИННОВАЦИИ

офисных, демонстрационных и конфе-ренц-помещений;

■ отбор инновационных проектов, анализ коммерческого риска инновационных предложений, маркетинг соответствующих продуктов, поиск партнеров и источников финансирования.

Центры трансфера технологий - организации, содействующие реализации инноваций, которые могут создаваться в любой не запрещенной законодательством организационно-правовой форме, на коммерческой или некоммерческой основе. Центры участвуют в разработке и реализации государственных, отраслевых, региональных научно-технических программ и инновационных проектов, а также могут выполнять научно-исследовательские и иные работы. Кроме того, организации в соответствии с их учредительными документами вправе помимо трансфера технологий осуществлять иную деятельностью и иметь необходимые для этого структурные подразделения.

К основным направлениям работы центра трансфера технологий относятся:

■ доведение инноваций до конечного потребителя, в том числе путем ускорения процесса их освоения в производстве;

■ информационное обеспечение инновационной деятельности;

■ оказание инженерно-консультационных услуг, выполнение работ аналити-ческо-расчетного характера, подготовка технико-экономического обоснования инновационных проектов.

Источники финансирования центров трансфера технологий - доходы от собственной деятельности, бюджетные средства, выделяемые для выполнения инновационных проектов и программ, а также другие источники, не запрещенные законодательством.

По данным ГКНТ, в республике статус субъектов инновационной инфраструктуры присвоен 16 юридическим лицам (11 научно-технологических парков и 5 центров трансфера технологий). Резидентами технопарков являются около 60 организаций различной формы собственности, осуществляющих свою деятельность в сфере нанотехнологий, биотехнологий, медицины, ветеринарии, энергосбере-

жения, занимающихся разработкой и изготовлением уникальных научно-исследовательских приборов и оборудования, которые экспортируются в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Сегодня юридические лица, обладающие статусом субъекта инновационной инфраструктуры, помимо преференций, получаемых на общих условиях, имеют право на ряд льгот:

■ уплату налога на прибыль по ставке 10% (за исключением венчурных фондов);

■ применение понижающего коэффициента (0,5) при аренде площадей (кроме венчурных организаций);

■ до 1 января 2016 г. здания и сооружения, а также земельные участки научно-технологических парков, центров трансфера технологий освобождаются от налога на недвижимость и земельного налога;

■ организациям, чьи проекты реализуются в рамках Государственной программы инновационного развития, предоставляется возможность финансировать за счет средств республиканского бюджета организацию деятельности и совершенствование материально-технической базы, включая капитальные расходы.

В то же время правовое поле, в котором осуществляют свою деятельность субъекты инновационной инфраструктуры и их резиденты, может быть улучшено путем совершенствования законодательства. Так, в связи с принятием упомянутого Закона и с учетом предложений субъектов инновационной инфраструктуры ГКНТ разработан проект Указа Президента «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. №1», которым предусматривается:

■ усовершенствование порядка использования государственного имущества путем передачи его на льготных условиях технопаркам;

■ предоставление права вхождения в состав учредителей технопарков заинтересованных органов госуправления;

■ привлечение иностранных инвесторов к созданию субъектов хозяйствования - резидентов технопарков путем налоговых и неналоговых преференций. ■

Таблица. Субъекты инновационной инфраструктуры Республики Беларусь

Действующие субъекты инновационной инфраструктуры, 2012 г. Дата регистрации Срок действия регистрации

Технопарки

РИУП «Технопарк БНТУ «Политехник» 29 декабря 2010 г. 29 декабря 2013 г.

БОКУП «Центр внедрения научно-технических разработок» 1 июля 2011 г. 1 июля 2014 г.

РИУП «Научно-технологический парк Витебского государственного технологического университета» 23 сентября 2010 г. 24 сентября 2013 г.

РИУП «Научно-технологический парк Полоцкого государственного университета» 23 сентября 2010 г. 24 сентября 2013 г.

КУП «Гомельский научно-технологический парк» 5 октября 2010 г. 6 октября 2013 г.

КПТУП «Минский областной технопарк» 29 декабря 2010 г. 29 декабря 2013 г.

ЗАО «Технологический парк Могилев» 24 марта 2011 г. 25 марта 2014 г.

ООО «Технопарк Полесье» 23 декабря 2011 г. 23 декабря 2014 г.

ООО «Минский городской технопарк» 23 декабря 2011 г. 23 декабря 2014 г.

Коммунальное производственное унитарное предприятие «Научно-технологический парк Гродно» 4 июня 2012 г. 1 июня 2015 г.

Закрытое акционерное общество «Брестский научно-технологический парк» 4 июня 2012 г. 1 июня 2015 г.

Центры трансфера технологий

ОДО «Витебский бизнес-центр» 23 сентября 2010 г. 24 сентября 2013 г.

РУП «Центр научно-технической и деловой информации» (г. Гомель) 23 сентября 2010 г. 24 сентября 2013 г.

РУП «Международный инновационный экологический парк «Волма» 29 октября 2010 г. 30 октября 2013 г.

РНУП «Институт нефти и химии» 29 октября 2010 г. 30 октября 2013 г.

Государственное предприятие «Агентство развития и содействия инвестициям» 23 декабря 2011 г. 23 декабря 2014 г.

34 НАУКА И ИННОВАЦИИ №12(118) Декабрь 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.