Научная статья на тему 'Основные компоненты творчества танцовщика по созданию художественного образа'

Основные компоненты творчества танцовщика по созданию художественного образа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
251
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ТАНЦЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / СИНТЕЗ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВКУСОВ / ЦЕННОСТИ / ANALYSIS / ARTISTIC IMAGE OF DANCE / CREATIVE PROCESS / CHOREOGRAPHIC TEXT / VISUAL EXPRESSIVENESS / SYNTHESIS / AESTHETIC TASTE BUILDING / VALUES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Е. Н.

Статья посвящена специфике художественного образа в танце. Автор выявляет связи и зависимости как важнейший фактор единства объективного и субъективного в образе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC COMPONENTS OF A DANCER'S CREATIVITY IN ARTISTIC IMAGE CREATION

The article is devoted to specific choreographic representation of reality by creating an artistic image of the dance. Special attention is paid to relationships and dependencies of objective and subjective in character creation viewed as the major factor of their unity.

Текст научной работы на тему «Основные компоненты творчества танцовщика по созданию художественного образа»

===================ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ==================

УДК 792.8

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСТВА ТАНЦОВЩИКА ПО СОЗДАНИЮ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

© 2011 Е.Н.Попова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 02.03.2011

Статья посвящена специфике художественного образа в танце. Автор выявляет связи и зависимости как важнейший фактор единства объективного и субъективного в образе.

Ключевые слова: Анализ, художественный образ в танце, творческий процесс, хореографический текст, выразительность и изобразительность, синтез, формирование эстетических вкусов, ценности.

Задача каждого балетмейстера заключается в умении направить танцовщика на освоение стиля, раскрытия образности хореографического произведения. Он создает, лепит, осуществляет свой замысел, опираясь на индивидуальные способности исполнителя, на его профессиональные качества. По высказыванию М.Лиепы «Успех в немалой степени зависит от того, насколько профессионально подготовлен ты, исполнитель, к тому, чтобы понять «скульптора-постанов-щика»1. Искусство танцовщика должно проявляться в его творческой индивидуальности, но никак не в заученном подражании своим учителям. Как пишет М.Ильичева: «Самое драгоценное проявление индивидуальности нельзя не перенять, ни повторить...»2.

Подойдя к изучению предметного аспекта системы формирования художественного образа, следует отметить основные компоненты творчества танцовщика: 1) созданный им пластический объект, несущий художественную информацию; 2) техника танца, мимики, жеста, составляющих искусственные движения человеческого тела; 3) определенную систему знаков, передающих художественную информацию балетного спектакля и выполняющих коммуникативную роль. Для исполнителя народно-сценического (характерного) танца важна ценностно-ориентированная деятельность, дающая ему объективно-субъективную информацию о ценностях, значимости хореографического искусства.

Как отмечает Рикерт, что мир ценностей, обладая самостоятельностью, находится во взаимо-

Попова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры хореографии. E-mail: gyranovski@mail. ru

1 Лиепа М.Э.Вчера и сегодня в балете. - М.: 1982. -С.74.

2 ИльичеваМ. Аскольд Макаров. - Л.: 1984. - С.120.

действии с субъектом: «Ценность также может быть связана с актом субъекта таким образом, что этот акт становится сам ценностью»3. Таким образом, в творчестве танцовщика, как в других видах творчества, происходит слияние воедино видов деятельности: преобразовательной, или конструктивной, воссоздающей пластический объект искусства (К); коммуникативной, придающей художественной ткани знаковый характер (З); познавательной (П) и ценностно-ориентированной (О).

Поясним это схемой, рис. 1. Точкой М (по М.С.Кагану) Каган обозначает особую моделирующую подсистему, которая выполняет роль внутренней формы и обеспечивает «слияние в создаваемых художником образных моделях жизни духовной и материальной их сторон.»4. Создаваемая творчеством танцовщика образная модель - это тип, характер воплощаемого персонажа. Причем в творчестве танцовщика эти виды деятельности носят удвоенный характер. С одной стороны, субъектами активности выступает балетмейстеры, педагоги, с другой - сами артисты, их совместными усилиями преобразуется тело танцовщика, его физический и психический аппарат, которые становятся основой создания художественных образов.

Все виды деятельности, сливаясь воедино в художественном творчестве, предстают как подсистемы некоего системного художественного целого. Схематически это можно было бы изобразить так:

3 Рикерт Г. Природа и культура // Культурология ХХ век. Антология. - М.: 1994. - С.52.

4 Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. - М.: 1974. - С.5.

Рис. 1. Образная модель художественно-творческой деятельности

Познавательная (п) и оценочная (о) подсистемы художественной деятельности, представляющие в ее структуре познавательный и ценно-стно-ориентационный виды человеческой деятельности, как бы «спускаются» из сферы духовной надстройки, приобретая здесь основополагающее, базисное значение, поскольку именно они порождают духовное содержание искусства. Напротив, преобразовательная и коммуникативная деятельности, предстающие в художественном творчестве в форме конструирования самого «тела» произведения искусства (к) и придания художественной ткани знакового характера (з), приобретают вторичное значение, ибо эти компоненты структуры искусства призваны обеспечить воплощение его содержания и его передачу зрителям5. Схема помогает понять разноречивость толкований сущности искусства, как художественного феномена. В зависимости от того, с какого угла, так сказать, теоретически смотрели на искусство. Одни из них могли видеть в искусстве форму познания действительности, другие - форму утверждения ценностей, третьи - способ формообразования, четвертые - особого рода язык. Известно, что художественный образ заключает в себе и познавательную информацию, и информацию оценочную6.

Художественный образ - это не «сочетание и сосуществование» познания и оценки, а их органическое единение, более «плотное» даже, чем сочетание атомов кислорода и водорода в молекуле воды; поэтому познание как таковое и оценка как таковая «отличаются... от искусства еще больше, чем кислород и водород от воды». Искусство может быть формой ценностного сознания, не являясь отраслью идеологии, именно потому, что искусство есть нечто третье - художественное освоение мира7.

При рассмотрении того, как соединяются в искусстве познание действительности и ее идеальное преобразование (осуществляемое силой воображения), снова оказывается, что здесь име-

ет место не конгломеративное сочетание данных начал, а необходимое во всех случаях и органическое слияние отражения и преображения реальности, ее познания и созидания новой «реальности». Органичность слияния обоих видов деятельности приводит к тому, что они как бы совпадают, становятся друг от друга неотъемлемыми. Искусство можно назвать плодом деятельности художественного мышления и продуктом художественного воображения8.

В искусстве происходит «столкновение» противоположностей, но рождающееся при этом целое становится существенно отличным от слившихся в нем его компонентов. Художественность - специфическое свойство искусства, которое не сводимо ни к содержащейся в нем познавательной информации (известны произведения, обладающие высокой художественностью при низкой познавательной ценности или, напротив, малой степенью художественности при высокой познавательной емкости), ни к заключенной в нем системе оценок. Художественность рассматривается как целое.

Зритель непосредственно ощущает художественную силу «Половецких плясок», воспринимая хореографическое произведение во взаимопроникающем единстве познавательных, идейных и языковых качеств хореографии. И только через некоторое время (после восприятия) мы можем проанализировать это впечатление и рассматривать его аспекты, выявляя замеченные достоинства и недостатки, присущие отдельным сторонам этого произведения.

Образность хореографического искусства есть продукт художественного творчества как вида деятельности. Лежащие в основе искусства (художественная деятельность) художественно-образное мышление и художественно-творческая «одаренность суть органические и врожденные способности человека. Вместе с тем, эта изначально данная художественно-творческая сила вбирает в себя плоды развития всех других сторон культуры»9.

Каган М.С. Человеческая деятельность..... - С.5, 15.

6 Там же. - С.72.

7 Полиевский П. Теория литературы. Основные про-

блемы в историческом освещении. // Образ, метод,

характер. - М.: 1972. - С.91.

' Там же. - С.100.

'Каган М.С. Человеческая деятельность.. - С.126.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №2(4), 2011

Искусство допускает весьма широкое варьирование отношений между познавательными, оценочными и другими устремлениями, прида-

вая доминирующее значение то одной стороне художественного освоения мира, то другой.

BASIC COMPONENTS OF A DANCER'S CREATIVITY IN ARTISTIC IMAGE CREATION

© 2011 E.N.Popova

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article is devoted to specific choreographic representation of reality by creating an artistic image of the dance. Special attention is paid to relationships and dependencies of objective and subjective in character creation viewed as the major factor of their unity.

Key words: analysis, artistic image of dance, creative process, choreographic text, visual expressiveness, synthesis, aesthetic taste building, values.

Elena Nikolayevna Popova, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Choreography Department. E-mail: gyranovski@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.