Научная статья на тему 'Основные компоненты подготовки педагогических кадров в области изучения коммуникационных технологий'

Основные компоненты подготовки педагогических кадров в области изучения коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / BACHELOR / COMMUNICATION TECHNOLOGY / COMPETENCE-BASED APPROACH / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мостяева Ирина Владимировна

Рассматриваются проблемы подготовки студентов, обучающихся по программам бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование», в области использования ИКТ в профессиональной деятельности. Выделены основные составляющие коммуникационной компетентности содержания подготовки педагогических кадров. Раскрыты основные компоненты подготовки педагогических кадров в области изучения коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мостяева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTS OF PEDAGOGICAL STAFF’ TRAINING IN THE FIELD OF COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article discusses the problems of undergraduate students’ preparation in the use of ICT in their professional activities. The author highlights the main features of the future teachers’ communication competence and describes the main components of teacher training in the field of communication technologies.

Текст научной работы на тему «Основные компоненты подготовки педагогических кадров в области изучения коммуникационных технологий»

УДК 378.6:33 ББК Ч448.02

ГСНТИ 14.85.01

Код ВАК 13.00.02

Мостяева Ирина Владимировна,

ассистент, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина; 390000, г. Рязань, ул. Свободы, 46; e-mail: i.mostyaeva @rsu.edu.ru.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бакалавр; коммуникационные технологии; профессиональная подготовка; компетентностный подход.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются проблемы подготовки студентов, обучающихся по программам бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование», в области использования ИКТ в профессиональной деятельности. Выделены основные составляющие коммуникационной компетентности содержания подготовки педагогических кадров. Раскрыты основные компоненты подготовки педагогических кадров в области изучения коммуникационных технологий.

Mostyaeva Irina Vladimirovna,

Assistant, Ryazan State University named after S. A. Esenin, Ryazan, Russia.

COMPONENTS OF PEDAGOGICAL STAFF’ TRAINING IN THE FIELD OF COMMUNICATION TECHNOLOGIES

KEY WORDS: bachelor; communication technology; competence-based approach; professional training.

ABSTRACT. The article discusses the problems of undergraduate students’ preparation in the use of ICT in their professional activities. The author highlights the main features of the future teachers’ communication competence and describes the main components of teacher training in the field of communication technologies.

Р

азвитие средств вычислительном техники и их внедрение в сферу образования привело к появлению новых форм организации учебного процесса. Сфера информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) развивается быстрыми темпами, и новые технологии быстро находят потенциальных пользователей, особенно среди молодежной аудитории (учащиеся средних и старших классов школ, студенты колледжей, вузов и т. д.). Во время обучения учащиеся и студенты осуществляют разнообразные виды деятельности с использованием средств коммуникации и мобильных устройств, связанной с трансляцией различной информации (текстовой, графической, числовой, видео, логической, звуковой).

Вопросам определения основных компонентов содержания подготовки педагогических кадров, их готовности к использованию средств ИКТ в образовательном процессе посвящены работы многих отечественных исследователей (С. А. Бешенков, Г. А. Бордовский, Ю. С. Брановский, Я. А. Ва-граменко, Н. В. Герова, С. А. Жданов, В. Л. Жданов, А. А. Кузнецов, Т. А. Лавина, М. В. Лапенок, В. Л. Матросов, И. В. Роберт и др.). Анализ работ вышеупомянутых авторов позволил выделить следующие проблемы подготовки студентов, обучающихся по программам бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование», в области использования ИКТ в профессиональной деятельности:

- изменение структуры образовательного процесса в соответствии с переходом на уровневое обучение;

- уменьшение количества аудиторных часов и увеличение объема самостоятельной работы студентов, что ведет к снижению качества обучения;

- отсутствие мотивации к реализации авторских методик преподавания с использованием ИКТ, а также средств дистанционного обучения.

Использование коммуникационных технологий в обучении предоставляет субъектам образовательного процесса возможность общения. В. А. Сластенин отмечает, что общение в педагогической деятельности - это средство решения учебных задач, социально-психологическое обеспечение образовательного процесса, способ организации взаимоотношений педагога и студента, обусловливающих успешность обучения и воспитания [9]. Кроме того, целесообразное использование средств ИКТ, в том числе и коммуникационных технологий, в образовательном процессе обеспечивает новое качество профессиональной деятельности педагога и создает условия для развития самостоятельности и самообразования обучающихся в области приобретения новых знаний и навыков. Для реализации использования дидактических возможностей средств ИКТ ведущую роль играет профессиональная компетентность педагога, которая представляет собой качественную характеристи-

Работа выполнена в рамках базовой части государственного задания, код проекта 1317. © Мостяева И. В., 2014

ку личности специалиста и включает систему научно-теоретических знаний в предметной и смежных областях (психология, педагогика, информатика и др.).

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) основной целью обучения студентов, занимающихся по программам бакалавриата и магистратуры по направлению «Педагогическое образование», является подготовка высококвалифицированного и компетентного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и готового к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию в профессии. В настоящее время подготовка кадров для сферы образования осуществляется по ФГОС ВПО, в основу которого положен компе-тентностный подход, предполагающий формирование набора компетенций у выпускников вуза. В то же время осуществляется переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты и системы основного общего образования, в основу которых положен системно-деятельностный подход, направленный на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, а также на становление личностных характеристик выпускников школы.

В современной педагогической науке существует достаточно большое количество научных исследований, в которых представлены классификации компетентностей педагога (В. Н. Введенский, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, Г. С. Сухобская и др.). Так, В. Н. Введенский к ключевым компетенциям относит коммуникативные, информационные, регулятивные и операциональные и определяет их как базовый уровень для всех педагогов [3]. И. А. Зимняя выделяет три группы компетенций, относящихся: к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения; социальному взаимодействию человека и социальной сферы; деятельности человека. Н. В. Кузьмина классифицирует виды компетентности следующим образом: специальная и профессиональная компетентность в предметной области, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая и аутопсихологическая. Г. С. Сухобская определяет компетентность как систему знаний и умений педагога, которая возникает при решении профессионально-педагогических задач на практике. Таким обра-

зом, понятийное содержание определений компетенции и компетентности в научнопедагогической литературе представлено очень широко. Согласимся с мнением В. И. Байденко о том, что в целом компе-тентностный подход объединяет интеллектуально-информационную и практическую составляющие образования, чем обеспечивается в дальнейшем применение полученных знаний обучающимися в практической деятельности [2].

С внедрением средств ИКТ в образовательный процесс постепенно изменяются не только цели обучения, но и функции педагога. Педагог современной школы становится организатором познавательной и самостоятельной деятельности учащихся в образовательной информационной среде, в которой представлена разнообразная информация: текстовая, табличная, графическая, аудио и видео. Основной целью педагогической деятельности будущего учителя является создание необходимых условий для раскрытия личности каждого обучаемого с использованием разнообразных форм и методов обучения, а также средств ИКТ. Если считать профессиональную компетентность педагога ключевой, то можно утверждать, что овладение коммуникационными технологиями, понимание их целесообразного и безопасного применения в учебном процессе, способность к критическому анализу информации, представленной в глобальной сети Интернет и электронных образовательных ресурсах, позволит повысить качество образования в предметной области и мотивацию к обучению как у студентов вузов, так и у школьников.

Анализ научно-педагогических исследований показал, что существуют различные подходы к классификации компонентов, составляющих профессиональную компетенцию учителя. Выделим основные составляющие информационной компетентности содержания подготовки студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»: пользовательская, организаторская, коммуникационная и технологическая компетентности.

Пользовательская компетентность представляет собой качество действий педагогического работника, обеспечивающее работу с различными средствами ИКТ и информационными ресурсами на уровне уверенного пользователя; поиск, анализ и структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; целесообразное использование компьютерных и мультимедийных технологий.

Организаторская компетентность предполагает умение организовать учеб-

ную, внеучебную и самостоятельную деятельность обучающихся на базе ИКТ; использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе независимо от профиля подготовки; ведение школьной документации на электронных носителях; умение планировать педагогическую деятельность с использованием средств ИКТ.

Коммуникационная компетентность предполагает эффективную организацию прямой и обратной связи с субъектами образовательного процесса (обучающимися, родителями, коллегами по работе, администрацией учебного заведения, органов управления образованием и т. д.) по различным организационным и методическим вопросам с использованием коммуникационных технологий, умение организовывать совместную деятельность для достижения определенных профессионально значимых целей, умение публично представлять результаты деятельности с помощью современных форм и средств, организацию учебной деятельности средствами дистанционного обучения.

Технологическая компетентность предполагает квалифицированную работу с различными видами коммуникационных технологий и программным обеспечением, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач; умение организовывать телеконференции; владение основами использования сетевых, мобильных и дистанционных технологий при организации образовательного процесса.

Информационная подготовка студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», складывается не только во время обучения в университете, но и при организации самостоятельной работы, посещении различных курсов дополнительного образования, практическом использовании средств ИКТ в повседневной жизни.

Анализ структуры педагогической деятельности был проведен Н. В. Кузьминой. В структуре педагогических умений автор выделяет конструктивный, проектировочный, когнитивный, организаторский, коммуникативный компоненты [9]. Согласно определению О. А. Абдуллиной, под педагогическим умением понимается «владение способами и приемами обучения и воспитания, основанное на сознательном использовании психолого-педагогических и методических знаний» [1].

В ФГОС ВПО каждый учебный цикл имеет базовую часть и вариативную. Вариативная часть позволяет расширить знания,

умения, навыки и компетенции студентов, определяемые содержанием обязательных дисциплин, с целью осуществления успешной профессиональной деятельности или дальнейшего продолжения профессионального образования в магистратуре. Содержание и структура подготовки студентов в вузе определяются учебными планами, программами, учебниками и учебными пособиями.

В своих исследованиях М. В. Лапенок отмечает, что организация учебного процесса на базе средств дистанционного обучения позволяет обучающимся осваивать содержание учебных дисциплин, изучать дополнительные разделы предметных областей и осуществлять исследовательскую деятельность во внеурочное время [6]. Уточним, что средства коммуникационных технологий предоставляют субъектам образовательного процесса возможность осуществления как учебной деятельности и учебного взаимодействия, так и личностного общения.

Опираясь на исследования деятельностного подхода в образовании (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Леонтьев и др.), выделим основные компоненты подготовки педагогических кадров в области изучения коммуникационных технологий:

- знания, полученные во время освоения базовой части «Математического и естественно-научного цикла», в которой предусмотрено изучение обязательных дисциплин «Информационные технологии» и «Основы математической обработки информации»;

- знания, полученные во время освоения вариативной части «Математического и естественно-научного цикла», в которой предусмотрено изучение дисциплин по выбору «Коммуникационные технологии», «Методика использования коммуникационных технологий в обучении»;

- знания, полученные во время прохождения учебной и производственной практик с обязательным использованием средств ИКТ;

- знания, полученные при организации самостоятельной работы, приобретения новых знаний, усвоения стиля общения и поведения с использованием коммуникационных технологий.

Рассматривая вопросы непрерывной информационной подготовки студентов гуманитарных профилей, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», Н. В. Герова отмечает, что многим выпускникам вузов будут нужны навыки работы с компьютерами, использования различных средств ИКТ. Поэтому необходима систематизация всего учебного материала, новая прикладная ориентация кур-

сов информатики для высшего гуманитарного образования, нужны новые методы, средства и формы обучения информатике [2]. В связи с этим введение в учебный процесс дисциплины по выбору «Коммуникационные технологии» позволит студентам освоить современные технические средства коммуникации (планшеты, смартфоны, нетбуки, устройства мобильной связи и др.), приобрести навыки осуществления самостоятельной деятельности с помощью коммуникационных технологий и т. д. Формирование коммуникационной компетенции у будущего педагога, независимо от профиля подготовки, может быть реализовано по следующим направлениям.

• Средства коммуникационных технологий являются объектом изучения, при этом студенты получают знания о возможностях устройств коммуникации, программном обеспечении и навыки работы.

• Коммуникационные технологии являются средством обучения, при этом студенты получают доступ к электронным образовательным ресурсам, дистанционным технологиям обучения.

• Использование коммуникационных технологий при организации учебно-

воспитательного процесса. При этом студенты приобретают навыки административной работы руководителя современной школы, например создания различных баз данных с разделенным доступом к информации для обучающегося, родителей и педагогического состава.

• Использование коммуникационных технологий для организации контроля и самоконтроля знаний у обучающихся.

• Использование коммуникационных технологий для организации творческой деятельности учащихся и др.

В заключение отметим, что развитие средств коммуникационных технологий как самостоятельного направления ИКТ и дидактические возможности их использования преподавателями в образовательном процессе обусловливают поиск новых методов, форм и средств обучения на базе данных средств. Совершенствование содержания информационной подготовки педагогических кадров в области использования коммуникационных технологий в образовательном процессе обеспечит инициативных и творческих учителей новыми инструментами осуществления инновационной профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : для пед. спец. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1990.

2. Андреев В. В., Герова Н. В., Москвитина А. А., Роговая О. М. Информатика и ИКТ для гуманитарных педагогических специальностей: бакалавриат, магистратура, специалитет. Рязань : РГУ им. С. А. Есенина, 2010.

3. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования : метод. пособие. М.,2005.

4. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10 (7).

5. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

6. Лапенок М. В. Подготовка педагогов к реализации дистанционного обучения школьников // Педагогическая информатика. - 2011. № 1.

Статью рекомендует канд. техн. наук, доц. М. В. Лапенок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.