Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ОСНОВНЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
270
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОЛОНТЕРЫ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / COMMUNICATION PRACTICES / COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PUBLIC ORGANIZATIONS / VOLUNTEERS / INTERNET TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Говорухина Г.В.

В статье автор описывает коммуникационные практики, чаще всего используемые общественными организациями в России. Он рассматривает коммуникативную деятельность такого типа общественных организаций как добровольческие (волонтерские) организации. При этом автор подчеркивает, что в настоящее время актуализируется необходимость включения молодежи в волонтерскую деятельность. Для подтверждения этому он использует результаты социологического исследования, проведенного при его участии. Среди основных форм коммуникаций общественных организаций в сети Интернет автор выделяет асинхронную коммуникацию, считая, что для нее характерна, прежде всего, креативность, присущая волонтерским организациям и реализуемая в конкретной социальной ситуации, что автор подтверждает анализом использования коммуникационных практик различными волонтерскими организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY COMMUNICATION PRACTICES OF PUBLIC ORGANIZATIONS

In the article, the author describes the communication practices most often used by public organizations in Russia. The author consider the communicative activity of this type of public organization as voluntary (volunteer) organization. At the same time, the author emphasizes that the need to include young people in volunteer activities is currently being updated. To confirm this, the author uses the results of a specific sociological study conducted with his participation. Among the main forms of communication of public organizations on the Internet, the author distinguishes asynchronous communication, believing that it is characterized, first of all, by the creativity inherent in volunteer organizations and implemented in a specific social situation, which the author confirms by analyzing the use of communication practices by various volunteer organizations.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

14. Goldhaber G.M. "Network newsman: who's got the most charisma?", TV guide, 1981, 12, p. 137.

15. Kelman H. "Processes of opinion change", Publ. Opin. Quart., 1961, 2, pp. 51-60.

N.G.Voskresenskaya, Y.A.Seliverstova

National Research Nizhny Novgorod State University named after Lobachevsky

IMAGE OF THE COMMUNICATOR IN THE MODERN MEDIA SPACE

Intensive development and widespread distribution of new media presents new requirements for building the image of the communicator. As the audience becomes more independent in choosing reliable sources of information, and the number of these sources is steadily increasing, the task of attracting attention to the communicator takes on a special role. As a result, the image of the "mystical personality" and shocking more and more often become conditions of popularity and success not only in show business, but also in politics.

Key words: antihero, hero, mystical personality, image of a communicator, new media, media space, shocking.

Г.В. Говорухина

Алтайский государственный университет govorgv@gmail.com

ОСНОВНЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

В статье автор описывает коммуникационные практики, чаще всего используемые общественными организациями в России. Он рассматривает коммуникативную деятельность такого типа общественных организаций как добровольческие (волонтерские) организации. При этом автор подчеркивает, что в настоящее время актуализируется необходимость включения молодежи в волонтерскую деятельность. Для подтверждения этому он использует результаты социологическо-

го исследования, проведенного при его участии. Среди основных форм коммуникаций общественных организаций в сети Интернет автор выделяет асинхронную коммуникацию, считая, что для нее характерна, прежде всего, креативность, присущая волонтерским организациям и реализуемая в конкретной социальной ситуации, что автор подтверждает анализом использования коммуникационных практик различными волонтерскими организациями.

Ключевые слова: коммуникационные практики, коммуникативные технологии, общественные организации, волонтеры, интернет-технологии.

Общественные организации являются каналом связи между обществом и государством [10]. В конце 1990-х гг. в органах исполнительной власти практически всех субъектов Российской Федерации были созданы соответствующие организационные структуры по взаимодействию с общественными объединениями. Во многих регионах России были разработаны нормативно-правовые основы регулирования взаимодействия органов исполнительной власти и общественных организаций. Следует отметить, что принятие региональных законов часто стимулировало принятие федеральных законов РФ, в частности, таких, как «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», «О некоммерческих организациях» и др. Сегодня в этих законах описаны формы взаимодействия НКО и государства.

К общественным организациям относятся добровольческие (волонтерские) организации [8]. Особый статус добровольческих организаций обусловливает и специфику их коммуникационных практик. Так, в Федеральном законе № 1Э5-ФЗ описан алгоритм формирования и функционирования коммуникационных практик добровольческих организаций. Эта процедура включает в себя ^-инфраструктуру и требования к предоставлению информации в органы власти. Выполнение этих требований способствует, с одной стороны, расширению информационного пространства, в которое включены и добровольческие (волонтерские) организации, а с другой стороны, позволяет представителям разных групп населения включиться в деятельность таких организаций. К сожалению, в настоящее время многие люди, в том

числе и молодежь, не знают, каким образом они могут присоединиться к волонтерской деятельности.

В 2018 году в г. Барнауле при участии автора были опрошены студенты и абитуриенты образовательных организаций высшего образования в количестве 339 человек. В плане их готовности включиться в волонтерскую деятельность по оказанию помощи нуждающимся были получены следующие распределения:

• да, я внутренне готов, но не знаю, как начать — 22,2%;

• я бы принял участие в ней, если бы меня поддержали друзья — 14,8%;

• я бы принял участие в такой деятельности, но только в составе какой-либо организации — 25,9%;

• не задумывался — 32,6%;

• это не мое дело — 7,1%;

• другое — 17,4%.

Большинство ответивших на вопросы по стимулированию волон-терства считает такими условиями не одно, а несколько, в следующем порядке предпочтений:

• ощутимость результатов своей деятельности — 90%;

• стремление изменить жизнь людям — 71,9%;

• установление новых контактов — 49,1%;

• благодарность тех, кому помогаю — 39%;

• наличие тесного круга единомышленников — 34%;

• общественная известность, популярность — 17,6%.

Ответы на вопрос о форме готовности отвечающих самим принять участие в благотворительной общественной деятельности в большинстве случаев (87,4%) связаны с их готовностью время от времени участвовать в акциях добровольцев. Профессиональным работникам одной из добровольческих служб хотят стать 7,6%, не знают о своих намерениях 6%.

По источникам информации о добровольческой помощи респонденты, осведомленные о наличии волонтерства на Алтае, распределились так:

• из средств массовой информации — 59,8%;

• от преподавателей — 17,2%;

• от товарищей, коллег по работе, учебе — 4,9%;

• случайно — 4,8%;

• от родителей — 7,1%;

• из других источников — 11,3%.

Очевидно, что основную нагрузку по информированию населения Алтайского края, по крайней мере, молодежи, о добровольческом движении в оказании помощи нуждающимся несут СМИ.

В настоящее время информационное пространство современного общества включает в себя разные средства формирования, передачи и сохранения информации. Так, можно выделить веб-сайты, социальные сети, социальные медиа (SMM), блоги, поисковую оптимизацию, рассылки (e-mail, SMS), push-уведомления, мобильные приложения и др. Эти средства находят свое применение в digital-каналах коммуникации, которые обеспечивают нахождение наиболее релевантных точек контакта с целевой аудиторией: устройства, предоставляющие доступ к Интернету; локальные сети организаций; Интернет вещей и носимая электроника (фитнес-браслеты, умные часы и пр.).

Для общественных организаций коммуникативной средой сегодня является Интернет. Из четырех форм коммуникации в сети Интернет, описанных петербургскими исследователями, для общественных организаций характерна четвертая форма — асинхронная коммуникация, «где пользователь обычно пытается разыскать сайт для получения определенной информации; здесь можно встретить коммуникацию «многие и один», «один на один», «один и многие» (веб-сайты, блоги)» [6, с. 12]. Примером использования асинхронной коммуникации может служить координация деятельности волонтеров в России в условиях коронавирусной пандемии. Так, волонтеры благотворительной организации «Добродомик» в Новосибирской области решили относить пенсионерам горячие обеды на дом [5].

Возникшая ситуация наглядно раскрывает такую особенность коммуникативных технологий для общественных организаций, как креативность, то есть у каждой организации формируется собственный стиль использования коммуникативных технологий в конкретных ситуациях, когда коммуникационные практики могут быть выстроены с учетом новых алгоритмов организации информации.

Контент-анализ сайтов ряда российских волонтерских организаций позволил выделить наиболее популярные коммуникационные практики, характерные для таких организаций.

Так, Ассоциация волонтерских центров (АВЦ), которая действует в 83 регионах России и охватывает более 1 млн волонтеров, использует цифровые технологии: создала и развивает экосистему волонтерских ^-сервисов на базе единой информационной системы «Добровольцы России» [1].

Поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт», который действует в 53 регионах России, в том числе и в Алтайском крае, использует такие коммуникационные интернет-технологии: «горячая линия», регистрация на сайте, общение на форуме, бесплатная смс-рассылка о поисках пропавших людей, флешмоб в социальных сетях «Давай не скажем маме», размещение информации на сайте или в блоге. Основные алгоритмы информационного поиска: обзвон, автономные задачи, распространение ориентировок [7]. В Алтайском крае волонтеры «Лиза-Алерт» расклеивают листовки с информацией о пропавших в людных местах, распространяют сведения в сети Интернет и СМИ. Обратиться к волонтерам можно через социальную сеть или позвонить по бесплатному федеральному номеру.

В деятельности ассоциации некоммерческих организаций «Союз волонтерских организаций и движений», которая работает в 20 регионах России и организует более 7000 постоянных волонтеров, используются такие коммуникационные технологии, как сайт, создание методической базы, специальные мероприятия. Например, через сайт проекта «Центр поддержки добровольческих инициатив СОНКО» осуществляется взаимодействие волонтеров друг с другом [9].

Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы» одной из коммуникативных задач определило проведение исторических квестов, разработанных высококвалифицированными историками [4].

АКБОФ «Алтайский центр развития добровольчества» является координирующим центром развития добровольчества в Алтайском крае. Центр взаимодействует с образовательными учреждениями и СО НКО, органами власти, обучает добровольцев [3]. Центр активно работает с волонтерскими объединениями страны, развивает сеть представительств в муниципальных образованиях Алтайского края, выстраивает сотрудничество с образовательными организациями региона, выступает организатором ключевых региональных мероприятий в области добровольчества [2].

В регионах России студенты являются активными участниками волонтерских движений. Так, почти в каждом вузе Барнаула есть свой штаб активистов. Например, в Алтайском государственном техническом университете это «Волонтерский центр инициатив», волонтеры которого принимают участие в значимых мероприятиях города и края (например, Международный управленческий форум АТР), занимаются пропагандой здорового образа жизни, стараются привить чувство патриотизма и на личном примере показывают, что стать донором просто.

Волонтерский центр Алтайского государственного университета «Свой» ориентирован на решение таких коммуникационных задач, как продвижение и популяризация волонтерских ценностей, добровольчества, привлечение волонтеров, организация и проведение социально значимых мероприятий, например, «Поделись теплом» (сбор вещей совместно с социальными службами), «Сигарету на конфету» (акция по пропаганде отказа от курения), «Бумага на благо» (сбор макулатуры), «Вахта памяти» (патриотическая акция, посвященная победе в ВОВ), «Школа актива» (образовательное выездное мероприятие для волонтеров). В 2018 году Волонтерский центр выступил организатором регионального этапа всероссийского конкурса «Доброволец года» и провел десятки социальных акций.

Сегодня перед российским обществом встала актуальная политическая задача, решение которой должно обеспечить передачу новому поколению всего многообразия российской культуры, что делает необходимым обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям. Важность этого подтверждается решением президента России В.В. Путина о регулярном проведении онлайн-исследований особенностей поведения молодежи, что будет способствовать получению органами государственной власти данных о влиянии информационной среды на формирование взглядов молодых людей.

Все это, в свою очередь, обусловливает необходимость исследования коммуникационных практик, в том числе и добровольческих организаций, деятельность которых, несомненно, влияет на духовно-нравственное развитие молодежи. В связи с этим необходимо в формирующуюся концепцию цифровизации, которая активно реализуется

в информационном пространстве России с 2018 года, включить социокультурную составляющую.

Таким образом, в настоящее время формируется новый тип коммуникативного взаимодействия общественных организаций с другими социальными субъектами путем использования различных информационно-коммуникационных средств и с учетом возникающих социальных ситуаций.

Литература

1. АВЦ: Ассоциация волонтерских центров : Официальный сайт. URL: httpsV/авц.рф/ (дата обращения: 1.05.2020).

2. Алтайский ресурсный центр добровольчества внесли в федеральный реестр Ассоциации волонтерских центров // Официальный сайт Алтайского края. 21.10.2019. URL: https://www.altairegion22.ru/region_news/altaiskii-resursnyi-tsentr-dobrovolchestva-vnesli-v-federalnyi-reestr-assotsiatsii-volonterskih-tsentrov_813982.html (дата обращения: 1.05.2020).

3. Алтайский центр развития добровольчества // Добро.ру. URL: https://цобровольцыроссии.рф/orgaшzatюns/359/mfo (дата обращения: 1.05.2020).

4. Волонтеры Победы: Всероссийское общественное движение : Официальный сайт. URL: https://волонтëрыпобеды.рф/ (дата обращения: 1.05.2020).

5. «Добродомик» доставит продукты пенсионерам во время карантина // RuNews24. 24.03.2020. URL: https://runews24.ru/novosibirsk/24/03/2020/deb7b38e0d56b8e8e673i34cb9eb799f (дата обращения: 1.05.2020).

6. Интернет-технологии в связях с общественностью : учебное пособие / И. А. Быков, Д. А. Мажоров, П. А. Слуцкий, О. Г. Филатова. СПб. : Роза мира, 2010. 275 с.

7. Поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт»: Официальный сайт. URL: https://lizaalert.org/ (дата обращения: 1.05.2020).

8. Попова Н. В. Волонтерская деятельность в современной России: история, тенденции и перспективы развития : монография / Н. В. Попова, М. Б. Лига. Чита : Забайкальский гос. ун-т, 2019. 230 с.

9. Союз волонтерских организаций и движений : официальный сайт. URL: http://volontery.ru/ (дата обращения: 1.05.2020).

10.Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России : учебник / А. С. Автономов, Т. И. Виноградова, М. Ф. Замятина, Н. Л. Хананашвили. М. : Фонд НАН, 2003. 416 с.

G.V. Govorukhina

Altai State University

KEY COMMUNICATION PRACTICES OF PUBLIC ORGANIZATIONS

In the article, the author describes the communication practices most often used by public organizations in Russia. The author consider the communicative activity of this type of public organization as voluntary (volunteer) organization. At the same time, the author emphasizes that the need to include young people in volunteer activities is currently being updated. To confirm this, the author uses the results of a specific sociological study conducted with his participation. Among the main forms of communication of public organizations on the Internet, the author distinguishes asynchronous communication, believing that it is characterized, first of all, by the creativity inherent in volunteer organizations and implemented in a specific social situation, which the author confirms by analyzing the use of communication practices by various volunteer organizations.

Key words: communication practices, communication technologies, public organizations, volunteers, Internet technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.