Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2619
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / КОДИФИКАЦИЯ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бушуева Анастасия Владимировна

Рассматривается проблема определения основных категорий права социального обеспечения, приведены различные подходы к определению данных понятий, а также поднимается проблема отсутствия легального определения данных категорий. Рассмотрена тема кодификации права социального обеспечения как один из путей решения проблемы систематизации данной отрасли и легального определения вышеназванных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

УДК 343

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

А. В. Бушуева

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия anastasiya.bushueva.2018@mail.ru

Аннотация. Рассматривается проблема определения основных категорий права социального обеспечения, приведены различные подходы к определению данных понятий, а также поднимается проблема отсутствия легального определения данных категорий. Рассмотрена тема кодификации права социального обеспечения как один из путей решения проблемы систематизации данной отрасли и легального определения вышеназванных понятий.

Ключевые слова: социальная политика, социальная защита, социальное обеспечение, социальное страхование, кодификация права социального обеспечения

Для цитирования: Бушуева А. В. Основные категории права социального обеспечения // Вестник Пензенского государственного университета. 2021. № 3. С. 63-68.

Право социального обеспечения строится на следующих системообразующих понятиях - это социальная политика, социальная защита, социальное обеспечение и социальное страхование1. Большинство из вышеназванных понятий не имеет легального определения, что существенно тормозит развитие права социального обеспечения как науки, а также вносит некоторые неясности в правовое регулирование системы социального обеспечения.

По мнению многих ученых, данная проблема потеряла бы свою остроту с принятием единого кодифицированного акта в области права социального обеспечения, так как, во-первых, закрепились бы основные понятия данной отрасли права, во-вторых, была бы структурирована общая часть науки социального обеспечения. Также подчеркнем, что наличие несформированной общей части отрасли права является значительным затруднением и для развития особенной части.

Однако, несмотря на то, что неоднократно ученые высказывались о необходимости кодификации норм права социального обеспечения, а также разрабатывались проекты в данной сфере (например, был разработан проект Пенсионного кодекса Российской Федерации), на практике данная проблема до сих пор не разрешена.

Далее рассмотрим определение вышеназванных понятий, их основные признаки и взаимоотношение.

Самое первое и самое широкое по смыслу понятие, с которым необходимо разобраться, - это социальная политика.

Под социальной политикой следует понимать целенаправленное воздействие государства, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций на существующую систему общественных отношений с целью улучшения условий труда и быта населения [1, с. 19].

© Бушуева А. В., 2021

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993; с изм. и доп., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

Социальная политика является составной частью государственной политики в целом1. На сегодняшний день основные мероприятия в области социальной политики строятся на положениях, определенных в Указе Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

В соответствии с данным указом определены следующие цели развития Российской Федерации на период до 2030 г.:

1) сохранение населения, здоровье и благополучие людей:

- обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации;

- повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;

- снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 г.;

- увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 %;

2) возможности для самореализации и развития талантов:

- вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;

- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;

- создания эффективной системы высшего образования;

3) комфортная и безопасная среда для жизни:

- улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год;

- улучшение качества городской среды в полтора раза;

- обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях;

4) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство:

- обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;

- обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции;

- увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек;

5) цифровая трансформация:

- достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

- увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 %.

В целях выполнения данного указа на Правительство Российской Федерации были возложены следующие обязанности:

1) разработать и скорректировать национальные проекты, направленные на достижение вышеуказанных целей и целевых показателей;

2) разработать план по достижению национальных целей развития Российской Федерации;

3) ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период учитывать бюджетные ассигнования на реализацию национальных целей2.

1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018 (ред. от 21.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.

2 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 30. Ст. 4884. С. 1-3.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. содержатся основные направления предоставления социальной защиты населению, однако самого понятия «социальная защита» в ней не содержится. Иного нормативно-правового акта, содержащего данное понятие, так же нет, как нет и кодифицированного акта в данной отрасли права, что разрешило бы проблему с легальным определением данного понятия.

Более того, еще одной немаловажной проблемой является факт того, что нормы права социального обеспечения содержатся в огромном массиве нормативно-правовых актов разного уровня, в которых порой сам термин «социальная защита» имеет разную смысловую нагрузку, в связи с чем возникают проблемы в определении круга общественных отношений, относящихся к данному определению.

Для определения круга общественных отношений, регулируемых термином «социальная защита», обратимся к истокам данного понятия.

В соответствии с толковым словарем русского языка С. И. Ожегова под защитой понимают:

1) действия, направленные на охрану, ограждение от посягательств, от враждебных действия, от опасности;

2) предохранить, обезопасить от чего-нибудь [2, с. 228].

Также понятие «социальная защита» будет зависеть от того, какой методологический подход был использован и какая сфера общественной жизни будет подчеркнута в данном определении. Например, в переходный период (для экономики или общественно-политического строя) законодатель чаще использует социально-политический или экономический подходы, которые позволяют отразить проблемы общества в данное время. Рассмотрим данные подходы.

Подчеркивая экономический аспект, обычно делается упор на создание государственными органами системы решений, экономических, правовых и социальных гарантий для реализации гражданами своих социальных прав. Под социальными правами в данном аспекте, прежде всего, понимаются права граждан на труд, получение дохода за трудовую деятельность, обеспечение условий работы и отдыха, достойного уровня и качества жизни.

Согласно социально-политическому подходу социальная защита населения представляет собой совокупность социально-экономических отношений, содержащую комплекс социальных гарантий, законодательно закрепленных прав. В данном случае под социальными правами понимаются права трудоспособных граждан на создание государством условий для повышения благосостояния граждан за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства. Для нетрудоспособного и уязвимых слоев населения предполагается обеспечение государственной материальной поддержки, которая включает в себя пособия, стипендии и иные выплаты, предоставление различных налоговых льгот.

Следующий подход - юридический, также именуемый как правовой. В данном случае социальная защита представляет собой комплекс мер по поддержки социально уязвимых слоев населения, оказавшихся в трудном материальном положении по не зависящим от них обстоятельствам, а также меры по охране природный среды, проведение мероприятий по смягчению негативных последствий экономических реформ, путем установления социальных стандартов в области трудовых правоотношений и гарантии иных мер социальной защиты населения.

Также хотелось бы отметить точку зрения ученых, которые считают социальную защиту населения одним из базовых элементов социального государства.

Как отмечалось выше, на сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует легальное понятие социальной защиты населения, в связи с чем предлагаем обратиться к доктринальным источникам.

Сразу же хотелось бы отметить, что в науке права социального обеспечения также не сложилось единого понятия термина «социальная защита», и каждый трактует его по-разному. Ниже приведем точки зрения наиболее авторитетных ученых данной отрасли.

Трактуя данное понятие, исследователи разделились на два лагеря:

1) те, кто придерживаются подхода толковать данное понятие в широком смысле;

2) приверженцы узкого подхода.

Приведем точки зрения ученых первой группы.

Позиция специалистов Международной программы улучшения условий труда и производственной среды (ПИАКТ): «мероприятия, охватывающие фактически всю сферу жизнедеятельности человека в процессе труда» [3, с. 181].

Мнение В. Д. Роика: в широком смысле - «это комплекс мер по защите работников от социальных рисков... охватывает всю сферу жизнедеятельности работников», в узком смысле - «отдельные составляющие этой сферы» [3, с. 181].

В. И. Щербаков: «многогранная система взаимосвязанных со всеми законодательными и исполнительными решениями разных уровней экономических, правовых и социальных гарантий того, что будут соблюдены важнейшие социальные права каждого члена общества» [3, с. 182].

Как мы видим, проблема данного подхода состоит в том, что, по сути, в данных определениях сливаются понятия «социальная защита» и «социальная политика».

Что касается представителей второго подхода, то здесь хотелось бы выделить точку зрения доктора наук, профессора Ш. В. Шайхатдинова, который сразу же акцентирует внимание на различии терминов «социальная политика» и «социальная защита», причем последняя выступает практической деятельностью по реализации первой. Так, по его мнению, под социальной защитой понимается система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. Социальная защита, в свою очередь, состоит из элементов, в которые входят деятельность государства, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций по созданию благоприятной окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, обеспечению занятости населения, охране труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных и других нуждающихся в социальной защите граждан [1, с. 20].

Таким образом, анализируя вышеназванные определения, мы видим, что авторы дают разные определения понятия «социальная защита», однако во всех понятиях отражена главная цель социальной защиты - оказание помощи населению в решении социальных проблем. Помимо этого, хотелось бы подчеркнуть, что социальная защита носит комплексный характер, поэтому регулирование данных отношений является также предметом конституционного, трудового, семейного, жилищного, гражданского, земельного, экологического права.

Термин «социальное обеспечение» также не имеет легального толкования. Данная категория является многоаспектной, и мы можем выделить, как минимум, три группы общественных отношений, входящих в нее:

1. Общественные отношения, направленные на формирование источников финансирования социального обеспечения.

Субъекты: уполномоченные государственные органы, организации, работодатели, граждане, уплачивающие страховые взносы.

Данная группа отношений регулируется нормами финансового права.

2. Организационные отношения по управлению системой социального обеспечения.

Субъекты: уполномоченные органы и организации.

Правовое регулирование этих отношений осуществляется нормами административного права.

3. Общественные отношения по предоставлению гражданам социального обеспечения, т.е. выплате пособий и иной материальной помощи.

Субъекты: уполномоченные органы и категории граждан, которые имеют право на получение материальной помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Эта группа общественных отношений регулируется нормами права социального обеспечения.

Далее рассмотрим определения данного термина исследователями.

Р. И. Иванова под социальным обеспечением понимает форму распределения, гарантирующую гражданам нормальный уровень жизненного и культурного стандарта сверх вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности и кормильца [3, с. 182].

По мнению Ш. В. Шайхатдинова, социальное обеспечение - это «система защиты граждан от наступления жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода либо повышенные расходы, малообеспеченность».

Также стоит отметить, что Ш. В. Шайхатдинов рассматривал социальное обеспечение, прежде всего, как систему со сложной структурой, содержание которой может изменяться в зависимости от того, что берется за ее основу. Так, в системе социального обеспечения, по мнению автора, необходимо выделять структуру по общественным отношениям и структуру непосредственно системы социального обеспечения. Что касается первой структуры, то социальное обеспечение определяется как система связанных между собой общественных отношений: экономических, социальных, политических и правовых.

Структура системы социального обеспечения, в свою очередь, состоит из государственной и негосударственной части и подсистемы финансирования, управления, субъектов и видов обеспечения и правовой подсистемы. В ходе взаимодействия данных подсистем достигается главная цель социального обеспечения - реализация гражданами права на социальное обеспечение [1, с. 20-21].

Хотелось бы отметить точку зрения Э. Г. Тучковой, в соответствии с которой социальное обеспечение, как системное явление, необходимо рассматривать как экономическую категорию, которая в соответствии с политикой перераспределения доходов населения реализуется государством через правовой механизм, закрепляющий основные процедурные моменты данного перераспределения.

Также Э. Г. Тучковой были выделены основные признаки социального обеспечения:

1) государственный характер организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта;

2) законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления конкретных видов обеспечения;

3) закрепление круга лиц, подлежащих обеспечению;

4) нормирование государством минимального социального стандарта обеспечения [4, с. 9-10; 5, 6].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что социальное обеспечение является частью социальной защиты, имеет сложный многоаспектный характер и, в первую очередь, представляет собой материальную, экономическую категорию.

Следующее определение - это обязательное социальное страхование. В отличие от всех вышеперечисленных понятий, термин «обязательное социальное страхование» содержится в Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования в Российской Федерации», т.е. имеет легальное определение. Под обязательным социальным страхованием понимают часть государственной системы социальной защиты

населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам1.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, чтобы разобраться в структуре права социального обеспечения, необходимо определить взаимосвязь базовых понятий данной отрасли. Самым широким по смысловой нагрузке является понятие «социальная политика», которое включает в себя социальную защиту, одним из блоков которой является социальное обеспечение. Одной из форм последней выступает социальное страхование.

Во-вторых, как мы уже отмечали, большинство из вышеназванных понятий не имеют легального определения. Также в праве социального обеспечения существует проблема, которая связана с тем, что правовых норм, регулирующих социальное обеспечение, огромное множество, при этом нормы права социального обеспечения содержатся как в законах, так и в подзаконных актах. Еще одна проблема - бессистемность изменений норм данной отрасли права. Остроту данной проблемы способна снизить систематизация норм права социального обеспечения в виде кодификации данных норм [7, 8]. Так как нормы права социального обеспечения охватывают достаточно массивный круг общественных отношений, то мы предлагаем в качестве положительного примера рассмотреть опыт Германии, а конкретнее - Социальный кодекс Германии, состоящий из разделов, регламентирующих отдельные виды социального обеспечения.

В-третьих, несмотря на то, что ученые дают различные понятия вышеозначенным терминам, все же большинство из них совпадает во мнениях относительно ключевых позиций данных определений и их целей.

Список литературы

1. Григорьев И. В., Шайхатдинов Ш. В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. 428 с.

2. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. М. : Рус. яз., 1991. 917 с.

3. Олимских Н. Н. Социальная защита населения // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Экономика. 2007. № 2. С. 179-186.

4. Право социального обеспечения России : учебник для бакалавров / отв. ред. Э. Г. Тучкова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2017. 480 с.

5. Тучкова Э. Г. Основные этапы становления систем социального обеспечения. Понятие социального обеспечения и его место в общей системе социальной защиты населения // Проблемы общей части права социального обеспечения : монография. М. : Проспект, 2017. 416 с.

6. Галаганов В. П. Право социального обеспечения : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 8-е изд., стер. М. : Академия, 2014. 448 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кобзева С. И. К вопросу о кодификации законодательства о социальном обеспечении // Вестник Университета им. О. Е. Кутафина. 2019. № 11. С. 117-122.

8. Александрова А. В. Основные категории права социального обеспечения // Язык. Право. Общество : сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. Пенза : Изд-во ПГУ, 2018. С. 170-173.

Информация об авторе Бушуева Анастасия Владимировна, студентка, Пензенский государственный университет.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

1 Об основах обязательного социального страхования : федер. закон № 165-ФЗ от 16.07.1999 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3689.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.