Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДОУСТРОЙСТВА В РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДОУСТРОЙСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1069
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРБИТРАЖНОЕ СУДОУСТРОЙСТВО / РЕФОРМА / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / ПРАВИЛА / АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС / АРБИТРАЖНЫЙ СУД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шхачев Зураб Муратович

В статье рассматриваются история создания арбитражного судоустройства, становление первых правил рассмотрения хозяйственных споров, рассмотрено понятие «арбитражный суд». Рассмотрен переход к коммерческому расчету и имущественной самостоятельности взаимоотношения между предприятиями на договорных началах. Включение Правила рассмотрения хозяйственных споров 1976 года в Арбитражный процессуальный кодекс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN HISTORICAL STAGES OF THE FORMATION OF ARBITRATION JUDICIAL SYSTEMS IN RUSSIA

The article examines the history of the creation of the arbitration court system, the formation of the first rules for the consideration of economic disputes, the concept of "arbitration court" is considered. The transition to commercial settlement and property independence of the relationship between enterprises on a contractual basis is considered. Inclusion of the Rules for the Consideration of Economic Disputes of 1976 in the Arbitration Procedural Code.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДОУСТРОЙСТВА В РОССИИ»

Основные исторические этапы становления арбитражного судоустройства в России The main historical stages of the formation of arbitration judicial systems in Russia

Шхачев Зураб Муратович

Студент 2 курса

ФГБОУВО «Российский государственный социальный университет» 629831, Россия, г. Губкинский, мкр.12, д.31, кв.19 e-mail: cherkezz72@rambler.ru

Shkhachev Zurab Muratovich

2st year student F GBOUVO "Russian State Social University" 629831, Russia, Gubkinsky, microdistrict 12, 31, apt. 19 e-mail: cherkezz72@rambler.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются история создания арбитражного судоустройства, становление первых правил рассмотрения хозяйственных споров, рассмотрено понятие «арбитражный суд». Рассмотрен переход к коммерческому расчету и имущественной самостоятельности взаимоотношения между предприятиями на договорных началах. Включение Правила рассмотрения хозяйственных споров 1976 года в Арбитражный процессуальный кодекс.

Annotation.

The article examines the history of the creation of the arbitration court system, the formation of the first rules for the consideration of economic disputes, the concept of "arbitration court" is considered. The transition to commercial settlement and property independence of the relationship between enterprises on a contractual basis is considered. Inclusion of the Rules for the Consideration of Economic Disputes of 1976 in the Arbitration Procedural Code.

Ключевые слова: Арбитражное судоустройство, реформа, доказательства, правила, арбитражный процессуальный кодекс, арбитражный суд.

Key words: Arbitration court system, reform, evidence, rules, arbitration Procedural Code, arbitration court.

В древний период времени, процесс разрешения спорных ситуаций торгового и другого хозяйственного характера, упорядочивался по мере формирования и становления комплекса учреждений судебного типа. Особенности и характеристики этих учреждений устанавливались согласно историческим условиям, а также государственным обычаям в развитии систем права того или иного государства. Имеются сведения о коммерческих судебных учреждениях римской эпохи. Впоследствии осуществилось формирование данных учреждений в Италии, где они были созданы как торговые суда. Во Франции аналогичные учреждения также были сформированы, местом их нахождения были города, в которых часто проводились разного рода ярмарки. Некоторое время спустя подобные учреждения были созданы практически по всему миру.

Арбитражная судебная система России прошла достаточно длительный путь создания и реформирования, включающий в себя 3 периода:

- появление первых торговых судов в Древней Руси, а впоследствии и в Средневековье (XII - XIX вв.);

- дореволюционный период (1832-1917 гг.);

- советский период (1917-1992 гг.).

В грамоте Всеволода Мстиславича, датируемой 1135 г, имеется упоминание о создании особого судебного учреждения, осуществляющего правосудие в отношении купцов. Данное учреждение по своей сути является первым торговым судом. В качестве судей в судопроизводстве принимало участие 1005 старейшин, которые были выбраны из всего сословия. Сама по себе процедура судебного разбирательства и вынесения решения подчинялась юридической логике, поэтому была лишена особой сложности и не пересекалась с другими отраслями жизнедеятельности. В качестве документов, регламентирующих осуществление судопроизводства,

использовались следующие грамоты, содержание которых непосредственно относилось к трудовым судам: Уставной грамотой Белозерского 1488 г., Уставной грамотой князя Александра, данной Смоленским землям в 1505 г., и др., включало представление в суд лиц, выступающих в качестве свидетелей. В 1667 году царь Алексей Михайлович предпринял очередную попытку образования «купеческого» двора. Царь распорядился осуществить выдачу дел купцов в одном пристойном приказе, «дабы волокитою по разным приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать».

На начальной стадии своего становления отечественные суды торгового характера регулярной формой судебного производства не обладали. Иными словами, подчиненность торговых судов корректировалась, так как в разный период времени они находились под юрисдикцией таможни, ратуши, надворья и т.д.

Второй период становления торговых судов берет свое начало с момента формирования Указа в 1832 году, согласно которому на территории нашего государства было осуществлено учреждение судебных органов коммерческого характера. Данные учреждения осуществляли свою деятельность вплоть до 1917 года.

Структура Устава судебного производства, который являлся основным регламентом для судебных учреждений коммерческого плана, включала в себя 16 глав, содержимое которых состояло из 470 статей. Кроме того, был и дополнительный регламент, называемый Временными правилами, содержимое которого состояло из 28 статей.

Важно обратить внимание на то, что основным документом, который регламентировал судопроизводство коммерческого плана, до проведения судебной реформы 1864 года, являлся «Устав судопроизводстве по делам торговым». Данные учреждения занимались рассмотрением дел, предметом спора в которых являлись торговые соглашения и их содержание, а также операции по векселям и иным документам торгового характера. Кроме того, по правилам подсудности здесь рассматривались и споры по поводу несостоятельности. Существовал ряд исключений, при наличии которых дело не могло рассматриваться в торговом суде - такими исключениями являлись совершение сделки, стоимость которой составляла менее 150 серебряных рублей, а также покупка товаров путем наличного расчета и покупка на ярмарках. Кроме того, действовал территориальный принцип подсудности, в соответствии с которым соответствующее учреждение рассматривало споры, имевшие место только в пределах той территории, на которой оно располагалось.

При рассмотрения дел в судебных учреждениях коммерческого характера обязательным являлось участие поверенных - их роль выполняли, как правило, кассиры либо управляющие тех организационно -правовых форм, от которых действовали истец либо ответчик.

Процесс обращения в судебное учреждение коммерческого характера начинался с подачи прошения, адресованного лицу, выступающему в качестве председателя судебного учреждения, который в свою очередь осуществлял перенаправление данного прошения в то или иное отделение. Дело заводилось только в том случае, если поданное прошение в полной мере соответствовало всем требованиям действующего законодательства. Начинается процесс с того момента, как стороны дела получили соответствующие повестки. До того момента, пока не началось судебное разбирательство, осуществляется так называемая словесная «расправа», иными словами, после того как лицо, выступающее в качестве ответчика, явилось в суд, у него были права относительно выражения своего мнения по поводу отводов кому-либо из сторон судебного заселения. Если никаких отводов не поступало, начиналось непосредственно рассмотрение спора. Сама процедура рассмотрения обязательно подразумевала письменное оформление хода судебного заседания - все действия сторон заносились протокол, за соблюдение правил ведения которого отвечал протоколист. Должность секретаря в судебном заседании также предусматривалась, при этом секретарь являлся, своего рода, контролирующей стороной, отвечающей за проверку правильности ведения протокола.

Отдельное внимание уделялось судебным доказательствам, в качестве которых выступали непосредственно признание виновной стороны, а также документальные подтверждения и свидетельские показания. Существовал также круг и иных объектов, которые могли быть приняты в качестве доказательной базы.

После окончания основной стадии судебного разбирательства следовал процесс принятия решения. Для этого дело вместе с доказательной базой передавалось в специальную канцелярию, основная задача которой и заключалась в составлении записки, в рамках которой отражается весь спектр сведений, а также законодательство, способствующее разрешению возникшей спорной ситуации. По своей сути, данная записка и являлась судебным решением по делу. Сторонам, которые лично присутствовали сразу же, а сторонам, которые не присутствовали определение суда было передано через органы полиции.

Следующий этап развития арбитражного судопроизводства осуществлялся уже в рамках существования советского государства. В рамках Декрета о суде № 2 от 7 марта 1918 года исходя из положений ст. 15 имелся было запрещено рассматривать в судебных учреждениях споры, хотя бы одной из сторон которых являлось казенное учреждение. Для рассмотрения подобного рода ситуаций были созданы специальные учреждения по типу судебных, разбирательство в которых проводилось по отдельным правилам. В 1921 году была проведена реформа для организаций коммерческого назначения. Если до ее реализации в стране осуществлялась политика военного коммунизма, то теперь в качестве базы для хозяйственной деятельности рассматривались отношения договорного характера, составляющая которых и являлась предметом арбитражного судопроизводства.

В апреле 1922 года Президиум Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) вынес Постановление, исходя из положений которого, в стране проводилось создание судебных органах при ВСНХ. Данные органы, исходя из современного понимания, являлись прототипами арбитражных судов, а на тот момент выступали в качестве замены судебным учреждениям ведомственного характера. При этом, первое время подобные органы не имели в своей деятельности законодательного урегулирования, их законодательное оформление, а также формирование Положения об арбитражной комиссии ВСНХ СССР было реализовано только в 1926 году.

В целом весь процесс судебного разбирательства подчинялся правилам судопроизводства, действовавшим на тот момент на территориях соответствующих республик, входивших в состав СССР. Что касается основных моментов, то состав лиц, участвующих в заседании, включал в себя двух арбитров. Один из них обязательно должен был иметь опыт в юриспруденции, поскольку рассматривал споры с точки зрения соответствия законодательству, а для второго было характерно ведение управленческой и хозяйственной деятельности, в аспекте которой также рассматривался спор. Таким образом, сам процесс рассмотрения носил состязательный характер и, более того, включал в себя элементы как судопроизводства, так и управленческого характера.

После вынесения постановлений ЦИК и СНК СССР от 13 декабря 1929 года и 4 марта 1931 года были ликвидированы ранее функционировавшие учреждения ведомственного и государственного плана, рассматривающего соответствующие хозяйственные споры. Теперь в действие были введены новые правила подсудности, исходя из которых, если возникший хозяйственный спор касался субъектов, находящихся в границах одного ведомства, его следовало адресовать в судебные учреждения общего плана. Если же субъекты относились к разным ведомствам, то спор надлежало передать в вышестоящий судебный орган.

Но стоит отметить, что судебные учреждения общего типа были не способны решить данную задачу по той причине, что не имели достаточного объема знаний, касающихся специфических черт спорных ситуаций хозяйственного типа, а также по причине отсутствия возможности максимально быстро осуществлять разрешение требований, указанных в иске.

Через 16 дней после того, как арбитражная система была ликвидирована, государство вновь к ней вернулось, но при этом сама система была несколько изменена.

В 1934 году был утвержден перечень Правил, касаемых рассмотрения, а также разрешения спорных ситуаций имущественного характера.

Эти Правила касались напрямую органов Госарбитража. Основные положительные черты данных Правил выражались в том, что они отражали ряд норм процессуального характера, которые устанавливали порядок инициации судопроизводства, подготовки материалов искового характера к процессу слушания и разрешения спорной ситуации.

Данные правила именуются как первые Правила, которые выступают в качестве истоков для становления современной системы органов арбитража.

Впоследствии в уже действовавшие правила был внесен ряд изменений - это произошло в 1963 и 1976 гг., а в 1980 году было закреплено из официальное универсальное действие. После этого действие данных правил распространялось на все учреждения ведомственного и государственного характера, вне зависимости от предмета их деятельности. Кроме того, в саму процедуру был внесен ряд изменений процессуального характера

- к примеру, появление таких институтов, как оставление иска без рассмотрения и без движения, приостановление производства и т.д.

Довольно высокий интерес вызывают Правила рассмотрения спорных ситуаций хозяйственного характера арбитражами государственного характера, которые были утверждены Постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР № 136 от 30 декабря 1976 года. По своей сути. Ряд положений данных правил дублировал функционирующие ранее нормы арбитражного судопроизводства. В частности, не рассматривались споры, если стоимость иска составляла менее 150 рублей. Кроме того, после вынесения решения, если итоговая присужденная сумма составляла менее 3000 рублей, данное решение нельзя было обжаловать. Помимо этого, ряд правил касался и сроков рассмотрения дел, которые были определены официально как наименьшие. Также важным моментом является и форма выносимого процессуального решения

- так, все решения выносились в виде приказов либо постановлений.

Арбитраж в СССР и РСФСР имел смешанную правовую природу, осуществлял одновременно и судебные, и управленческие (административные) функции.

К началу 90-х годов прошлого века в стране назрела острая необходимость реформирования всего арбитражного судопроизводства. Поскольку ведущей формой собственности на все ресурсы была государственная, а в само государство хлынул поток иностранных инвестиций, необходимо было и соответствующее рассмотрение спорных ситуаций, исходя из которого ведомственные и государственные арбитражные комиссии больше не могли справляться со своими задачами. В связи с этим было принято решение о создании ведомственного и государственного арбитража, уже получивших, по своей сути. Процессуальную форму современных арбитражных судов.

Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», введенный в действие с 1 октября 1991 г.

Сам термин «арбитражный суд» нельзя назвать удачным, поскольку в переводе слово «арбитраж» означает «судебный». Изначально предпринимались попытки назвать данную форму судебных учреждений иначе, однако в конечном итоге они так и были названы арбитражными судами..

В 1992 году был принят первый в истории России Арбитражный процессуальный кодекс (Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации). Его принятие является точкой начала функционирования современного арбитражного судопроизводства и появления арбитражных судов как учреждений

соответствующего типа. Государственный и ведомственный арбитраж с этого момента прекратили свое существование.

В 1995 году был принят новый АПК РФ, основанием для которого была необходимость преобразования не совсем на тот момент удачной модели арбитражных судов в третейское судопроизводство. Однако в дальнейшем и эта форма оказалась для России неудачной, поэтому в 2002 году был разработан новый АПК РФ, в котором было достаточно большое количество изменений, в сравнении с ранее действовавшими редакциями. Эти изменения особенно коснулись надзорного органа. Вышеуказанные и многие другие новшества в АПК РФ 2002 г. позволяют надеяться, что арбитражное процессуальное законодательство на данном этапе развития экономики страны отвечает потребностям гражданского оборота и будет устойчивым в течение длительного времени.

Список используемой литературы:

1. Об арбитражных судах в Российской Федерации: федер. конст. закон: [от 28.04.1995 N 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. N 18. ст. 1589.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: [от 24.07.2002 N 95-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) //Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. ст. 3012.

3. Арбитражный процесс: учебник для бакалавров/ А. А. Власов. - М.: Изд- во Юрайт, 2012. 340 с.

4. Фурсов Д. Из истории арбитражного судоустройства и судопроизводства // Вестник ВАС РФ. 1996. № 1. С. 105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.