Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МЕРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ОСНОВНЫЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МЕРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
Информационная безопасность / Кибербезопасность / Информационные технологии / СНГ / ОДКБ / ШОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимов Ботуржон Хамидович, Каюмов Джахонгир Зафарович

Данная статья описывает основные инструменты и меры, используемые правительствами постсоветских стран для обеспечения информационной безопасности и защиты конфиденциальных данных от киберугроз. В статье описываются такие меры, как разработка стратегий и политик информационной безопасности, создание специальных агентств по кибербезопасности, введение регулирования и законодательства в области информационной безопасности, международное сотрудничество, инвестирование в подготовку кадров и защиту критической информационной инфраструктуры. Автор статьи также подчеркивает важность этих мер для обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности чувствительных данных и критической инфраструктуры в постсоветском регионе. Статья описывает основные инструменты и меры информационной безопасности, применяемые в странах постсоветского региона. К числу основных мероприятий, предпринимаемых правительствами, относятся разработка стратегий и политик информационной безопасности, создание центров кибербезопасности, введение законодательных норм и международное сотрудничество. Также в статье описываются инициативы по повышению квалификации населения в области информационной безопасности, а также меры по защите критической информационной инфраструктуры. Описанные меры и инструменты помогают обеспечить конфиденциальность, целостность и доступность чувствительных данных и критической инфраструктуры в постсоветском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МЕРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Impact Factor: SJIF 2020 - 5.497 ПОЛИТОЛОГИЯ

2021 - 5.81

ПОЛИТОЛОГИЯ POLITICAL SCIENCES

ОСНОВНЫЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МЕРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

АЛИМОВ БОТУРЖОН ХАМИДОВИЧ

к.и.н, доцент кафедры МОМПиД ИМО Казанский (Приволжский) федеральный университет

Казань, Россия

КАЮМОВ ДЖАХОНГИР ЗАФАРОВИЧ

Казанский (Приволжский) федеральный университет Казань, Россия

Аннотация. Данная статья описывает основные инструменты и меры, используемые правительствами постсоветских стран для обеспечения информационной безопасности и защиты конфиденциальных данных от киберугроз. В статье описываются такие меры, как разработка стратегий и политик информационной безопасности, создание специальных агентств по кибербезопасности, введение регулирования и законодательства в области информационной безопасности, международное сотрудничество, инвестирование в подготовку кадров и защиту критической информационной инфраструктуры. Автор статьи также подчеркивает важность этих мер для обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности чувствительных данных и критической инфраструктуры в постсоветском регионе.

Статья описывает основные инструменты и меры информационной безопасности, применяемые в странах постсоветского региона. К числу основных мероприятий, предпринимаемых правительствами, относятся разработка стратегий и политик информационной безопасности, создание центров кибербезопасности, введение законодательных норм и международное сотрудничество. Также в статье описываются инициативы по повышению квалификации населения в области информационной безопасности, а также меры по защите критической информационной инфраструктуры. Описанные меры и инструменты помогают обеспечить конфиденциальность, целостность и доступность чувствительных данных и критической инфраструктуры в постсоветском регионе.

Ключевые слова: Информационная безопасность, Кибербезопасность, Информационные технологии, СНГ, ОДКБ, ШОС

THE MAIN USED TOOLS AND MEASURES OF INFORMATION SECURITY IN THE

POST-SOVIET REGION

ALIMOV BOTURJON HAMIDOVICH

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

KAYUMOV JAHONGIR ZAFAROVICH

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

Abstract. This article describes the main tools and measures used by the governments of the postSoviet countries to ensure information security and protect confidential data from cyber threats. The article describes measures such as the development of information security strategies and policies, the creation of dedicated cybersecurity agencies, the introduction of information security regulation and legislation, international cooperation, investment in training and the protection of critical information

ПОЛИТОЛОГИЯ

POLITICAL SCIENCES

infrastructure. The author of the article also emphasizes the importance of these measures to ensure the confidentiality, integrity and availability of sensitive data and critical infrastructure in the post-Soviet region.

The article describes the main tools and measures of information security used in the countries of the post-Soviet region. Key activities undertaken by governments include the development of information security strategies andpolicies, the establishment of cybersecurity centres, the introduction of legislation and international cooperation. The article also describes initiatives to improve the skills of the population in the field of information security, as well as measures to protect critical information infrastructure. The described measures and tools help to ensure the confidentiality, integrity and availability of sensitive data and critical infrastructure in the post-Soviet region.

Keywords: Information security, Cyber security, Information technologies, CIS, CSTO, SCO,

Информационная безопасность стала все более важной проблемой в постсоветском пространстве за последние несколько десятилетий. С появлением цифровой эпохи и распространения использования интернета стало необходимо для правительств и организаций внедрять инструменты и меры для защиты своей конфиденциальной информации от кибератак и нарушений. В этой статье мы рассмотрим некоторые из основных инструментов и мер, используемых для обеспечения информационной безопасности в постсоветском регионе. Одним из основных инструментов, используемых для обеспечения информационной безопасности в постсоветском регионе, является шифрование. Шифрование - это процесс преобразования данных в закодированный формат, который может быть расшифрован только авторизованными лицами или системами с соответствующим ключом дешифровки. Шифрование обычно используется для защиты конфиденциальных данных во время передачи или в хранении, таких как финансовые транзакции, личная информация и конфиденциальные документы правительства. Самыми распространенными алгоритмами шифрования в постсоветском регионе являются AES (Advanced Encryption Standard), RSA (Rivest-Shamir-Adleman) и SHA (Secure Hash Algorithm). Другим ключевым инструментом для обеспечения информационной безопасности в постсоветском регионе являются брандмауэры. Брандмауэр — это программное или аппаратное средство, которое предназначено для защиты сети путем контроля входящего и исходящего трафика. Брандмауэры могут блокировать несанкционированный доступ к сети и предотвращать вход или выход вредоносного программного обеспечения из сети. В постсоветском регионе брандмауэры широко используются в правительственных агентствах, финансовых учреждениях и других организациях для защиты их конфиденциальных данных от кибератак и других угроз.

Другой важный инструмент для обеспечения информационной безопасности в постсоветском регионе — это бэкапы данных. Бэкапы представляют собой копии важных данных, которые могут быть использованы для восстановления информации в случае ее потери или уничтожения. Бэкапы могут храниться на локальных серверах или в облачных хранилищах, в зависимости от потребностей и возможностей организации. Важно отметить, что бэкапы должны регулярно создаваться и проверяться на соответствие требованиям организации [6].

Еще один важный аспект информационной безопасности в постсоветском регионе - это законодательство. Большинство стран в этом регионе имеют законы и нормативные акты, регулирующие использование информационных технологий и защиту данных. Организации должны следовать соответствующим законам и нормативным актам, чтобы избежать штрафов и других юридических проблем. Кроме того, многие организации также используют стандарты информационной безопасности, такие как ISO 27001, для обеспечения соответствия

Введение

ПОЛИТОЛОГИЯ

POLITICAL SCIENCES

законодательству и защите своей информации. Важно отметить, что информационная безопасность в постсоветском пространстве продолжает развиваться и улучшаться. Новые технологии и угрозы постоянно появляются, и организации должны постоянно обновлять свои методы и инструменты, чтобы обеспечить защиту своей информации. Будущее информационной безопасности в постсоветском регионе зависит от того, насколько эффективно организации смогут адаптироваться к новым вызовам и сохранять свою информацию в безопасности [5].

Информационная безопасность в постсоветском пространстве имеет несколько уникальных особенностей и вызовов, которые отличают ее от других регионов. Некоторые из этих особенностей включают:

Правительства в постсоветском регионе приняли несколько мер для усиления информационной безопасности и защиты своих чувствительных данных от киберугроз. Некоторые из ключевых государственных мер, принятых в области информационной безопасности в странах постсоветского региона, включают:

1. Стратегии и политики кибербезопасности: многие правительства в постсоветском регионе разработали стратегии и политики кибербезопасности, которые направлены на повышение информационной безопасности. Эти политики часто описывают конкретные меры и действия, которые необходимо предпринимать для защиты чувствительных данных и критической инфраструктуры от киберугроз.

2. Создание агентств кибербезопасности: несколько стран постсоветского региона создали специальные агентства кибербезопасности для координации и реализации мер по обеспечению информационной безопасности. Эти агентства часто тесно сотрудничают с другими государственными агентствами и частным сектором для выявления и смягчения киберугроз.

3. Регулирование и законодательство: правительства постсоветского региона ввели законодательство и регулирование для усиления мер по информационной безопасности. Например, некоторые страны ввели законы о защите данных, чтобы обеспечить конфиденциальность персональных данных, а другие ввели законы, уголовно наказывающие киберпреступления и улучшающие возможности правоприменительных органов.

4. Международное сотрудничество. Многие страны постсоветского пространства присоединились к международным организациям и инициативам для расширения сотрудничества в области информационной безопасности и обмена передовым опытом. Например, некоторые страны являются членами Платформы обмена информацией о кибербезопасности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а другие участвуют в Глобальном форуме по киберэкспертизе (GFCE).

5. Наращивание потенциала. Несколько правительств постсоветского региона вложили средства в инициативы по наращиванию потенциала для повышения навыков и знаний в области информационной безопасности среди своих граждан и рабочей силы. Эти инициативы включают учебные программы, кампании по повышению осведомленности и академические программы в области информационной безопасности.

6. Защита критической инфраструктуры. Правительства постсоветского пространства также приняли меры по защите критической инфраструктуры от киберугроз. Например, некоторые страны ввели обязательные стандарты кибербезопасности для операторов критической инфраструктуры, а другие создали специальные центры кибербезопасности для мониторинга и реагирования на киберугрозы.

Таким образом, правительства постсоветского пространства приняли различные меры для повышения информационной безопасности и защиты своих конфиденциальных данных от киберугроз. Эти меры включают разработку стратегий и политик кибербезопасности, создание

ПОЛИТОЛОГИЯ

POLITICAL SCIENCES

агентств кибербезопасности, принятие законодательства и нормативных актов, содействие международному сотрудничеству, инвестирование в наращивание потенциала и защиту критической инфраструктуры. Осуществляя эти меры, правительства могут помочь обеспечить конфиденциальность, целостность и доступность конфиденциальных данных и критически важной инфраструктуры на постсоветском пространстве [4].

На постсоветском пространстве предприняты шаги по развитию системы коллективной информационной безопасности для укрепления регионального сотрудничества и лучшей защиты от киберугроз. Одной из ключевых инициатив в этом направлении является Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). ОДКБ — военный союз, образованный в 1992 году, в который входят несколько постсоветских стран, включая Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан. Помимо военного сотрудничества, ОДКБ также сосредоточила внимание на повышении информационной безопасности в регионе. Одним из основных усилий по достижению этой цели является Стратегия кибербезопасности ОДКБ на 2019-2025 годы. Эта стратегия направлена на разработку комплексного подхода к повышению информационной безопасности в регионе, включая совершенствование законодательства и регулирования, расширение технических возможностей, развитие международного сотрудничества и наращивание человеческого потенциала [3].

Помимо ОДКБ постсоветское пространство также участвовал в ряде международных инициатив, направленных на усиление регионального сотрудничества в сфере информационной безопасности. Другой инициативой является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которую входят несколько постсоветских стран, включая Казахстан, Кыргызстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан. ШОС создала Региональную антитеррористическую структуру, которая также занимается укреплением сотрудничества в области информационной безопасности в регионе. Несмотря на усилия по созданию системы коллективной информационной безопасности на постсоветском пространстве, проблемы остаются. К ним относятся политические и культурные различия, ограниченные ресурсы и отсутствие доверия между некоторыми странами региона. Однако инициативы по расширению регионального сотрудничества в области информационной безопасности представляют собой позитивный шаг на пути к лучшей защите конфиденциальных данных и критической инфраструктуры на постсоветском пространстве [1].

В целом разработка системы коллективной информационной безопасности на постсоветском пространстве еще не завершена. Тем не менее, различные инициативы, направленные на расширение регионального сотрудничества в области информационной безопасности, представляют собой позитивный шаг на пути к лучшей защите конфиденциальных данных и критической инфраструктуры на постсоветском пространстве. Необходимы постоянные усилия по региональному сотрудничеству и наращиванию потенциала, чтобы справиться с меняющимся ландшафтом киберугроз и повысить устойчивость в регионе.

На постсоветском пространстве есть несколько ключевых институтов, занимающихся информационной безопасностью. Эти учреждения работают как на национальном, так и на региональном уровнях и играют решающую роль в повышении кибербезопасности и защите конфиденциальных данных и критической инфраструктуры [11].

На национальном уровне во многих постсоветских странах созданы государственные органы, отвечающие за информационную безопасность. Например, в России есть Федеральная служба безопасности (ФСБ), которая отвечает за кибербезопасность и контрразведку. В Казахстане есть Комитет национальной безопасности, который отвечает за национальную безопасность и правоохранительную деятельность, включая кибербезопасность. Точно так же в Беларуси есть Комитет государственной безопасности, который отвечает за обеспечение

ПОЛИТОЛОГИЯ

POLITICAL SCIENCES

национальной безопасности, в том числе кибербезопасности. В дополнение к этим государственным органам во многих постсоветских странах также есть национальные группы реагирования на компьютерные чрезвычайные ситуации (CERT), отвечающие за реагирование на инциденты в области кибербезопасности и распространение передового опыта в области кибербезопасности. Например, в России есть Федеральная CERT, которая отвечает за координацию реагирования на инциденты и оказание технической поддержки государственным органам и операторам критической инфраструктуры. В Беларуси действует Национальный центр реагирования на компьютерные атаки, который отвечает за мониторинг и реагирование на киберугрозы [13].

Политика информационной безопасности важна для региональных организаций, таких как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Содружество Независимых Государств (СНГ) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Каждая организация имеет свой собственный подход к информационной безопасности и внедрила различные политики и меры для повышения кибербезопасности и защиты критической инфраструктуры. ШОС создала Региональную антитеррористическую структуру (РАТС), которая имеет мандат на развитие сотрудничества в области информационной безопасности между государствами-членами. RATS создала базу данных потенциальных угроз и уязвимостей, и государства-члены обмениваются информацией о киберугрозах и передовом опыте. ШОС также создала Центр кибербезопасности в Ташкенте, Узбекистан, целью которого является укрепление регионального сотрудничества в области кибербезопасности. В ЕАЭС создана правовая база информационной безопасности, включающая положения о защите персональных данных и кибербезопасности. В ЕАЭС также создан Совет по кибербезопасности, целью которого является содействие региональному сотрудничеству в области кибербезопасности и выработка совместных мер по борьбе с киберугрозами. СНГ создало рабочую группу по информационной безопасности, целью которой является содействие региональному сотрудничеству в области кибербезопасности и обмен передовым опытом. Рабочая группа разработала ряд рекомендаций по информационной безопасности, включая разработку национальных стратегий информационной безопасности и создание групп реагирования на компьютерные чрезвычайные ситуации (CERT). ОДКБ разработала Стратегию кибербезопасности на 2019-2025 годы, которая направлена на укрепление сотрудничества в области информационной безопасности между государствами-членами. Стратегия включает меры по расширению возможностей государств-членов по предотвращению киберугроз и реагированию на них, а также меры по развитию международного сотрудничества в области кибербезопасности. В плане реализации у каждой организации свой подход. Например, в ЕАЭС создана система контроля за соблюдением его правил информационной безопасности, а в СНГ создана система контроля за выполнением его рекомендаций по информационной безопасности. ШОС и ОДКБ также создали механизмы контроля за реализацией своих соответствующих стратегий кибербезопасности [19].

В целом реализация политик информационной безопасности в рамках ШОС, ЕАЭС, СНГ и ОДКБ является непрерывным процессом. Непрерывное сотрудничество и сотрудничество между государствами-членами и соответствующими учреждениями необходимы для эффективного противодействия развивающемуся ландшафту киберугроз и защиты критически важной инфраструктуры. В ШОС создан механизм обмена информацией о киберинцидентах между государствами-членами. Механизм позволяет государствам-членам обмениваться информацией о киберугрозах, уязвимостях и передовом опыте в режиме реального времени. ШОС также создала систему проведения совместных учений по кибербезопасности, направленных на

ПОЛИТОЛОГИЯ

POLITICAL SCIENCES

укрепление регионального сотрудничества в области кибербезопасности. В ЕАЭС создана система контроля за соблюдением правил информационной безопасности. Система включает в себя периодические проверки соблюдения государствами-членами нормативных актов ЕАЭС в области защиты персональных данных и кибербезопасности. ЕАЭС также оказывает техническую помощь государствам-членам, чтобы помочь им реализовать правила. В СНГ создана система контроля за выполнением его рекомендаций по информационной безопасности. Система включает периодические оценки выполнения государствами-членами рекомендаций и оказание технической помощи государствам-членам, чтобы помочь им в выполнении рекомендаций. В ОДКБ создан механизм проведения совместных учений по кибербезопасности государств-членов. Учения направлены на повышение возможностей государств-членов по предотвращению киберугроз и реагированию на них. ОДКБ также оказывает техническую помощь государствам-членам, чтобы помочь им реализовать свою стратегию кибербезопасности. В дополнение к этим механизмам каждая организация имеет свой собственный подход к обмену информацией и сотрудничеству в области кибербезопасности. Например, в ШОС создана база данных потенциальных угроз и уязвимостей, а в ЕАЭС создан Совет по кибербезопасности, целью которого является содействие региональному сотрудничеству в области кибербезопасности [14].

В целом, реализация политики информационной безопасности в этих региональных организациях представляет собой непрерывный процесс, который требует постоянного сотрудничества и взаимодействия между государствами-членами и соответствующими учреждениями. Эффективность этих политик будет зависеть от готовности и способности государств-членов реализовывать их и сотрудничать по вопросам кибербезопасности.

В заключение, можно сделать вывод, что правительства постсоветского региона принимают информационную безопасность всерьез и применяют различные меры и инструменты для защиты критической инфраструктуры и чувствительных данных от киберугроз. Они разрабатывают стратегии и политики информационной безопасности, устанавливают дедицированные агентства и вводят регулирования для улучшения мер по безопасности информации. Кроме того, они стремятся к международному сотрудничеству и инвестированию в обучение и развитие информационной безопасности у своих граждан и персонала. Такие меры и инструменты, как защита критической инфраструктуры, законодательство, международное сотрудничество и обучение, играют важную роль в обеспечении конфиденциальности, целостности и доступности чувствительных данных и критической инфраструктуры в постсоветском регионе. В целом, развитие информационной безопасности в регионе будет продолжаться в будущем, с учетом все более сложных киберугроз, и правительства постсоветского региона будут продолжать принимать необходимые меры для защиты своих национальных интересов в этой области.

В целом, в статье были рассмотрены основные инструменты и меры информационной безопасности в постсоветском регионе. Правительства многих стран в этом регионе разработали стратегии и политики кибербезопасности, учредили специальные агентства для координации и внедрения мер безопасности, ввели законодательство и регулирование для усиления мер безопасности, взяли на вооружение меры по защите критической инфраструктуры и инвестировали в программы повышения квалификации в области информационной безопасности. Тем не менее, существуют и вызовы, связанные с информационной безопасностью, которые остаются актуальными. К числу таких вызовов относятся, в частности, усиление киберпреступности, рост числа кибератак и использование вредоносных программ, таких как

Заключение

Impact Factor: SJIF 2020 - 5.497 ПОЛИТОЛОГИЯ

2021 - 5.81

ПОЛИТОЛОГИЯ POLITICAL SCIENCES

шифровальные вирусы и троянские кони. Помимо этого, появляются новые угрозы, связанные с развитием технологий, таких как Интернет вещей и искусственный интеллект. Чтобы эффективно бороться с этими вызовами, необходимо постоянно обновлять и усовершенствовать меры информационной безопасности, а также укреплять международное сотрудничество и обмен опытом. Только тогда будет возможно защитить чувствительные данные и критическую инфраструктуру от киберугроз и обеспечить стабильность и безопасность в постсоветском регионе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная программа РФ "Информационная безопасность на 2019-2023 годы" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/8ZlKPq3vKcPummlaYnGnSaKjNpCvNIDk.pdf

2. Котляр Д.В. Кибербезопасность: понятие, принципы, задачи // Электронное научное издание "Политическая наука". - 2017. - №4. - С. 65-80.

3. Медведев Д.А. Информационная безопасность России в условиях глобализации // Международная жизнь. - 2019. - №7. - С. 44-51.

4. Павлов А.А. Проблемы информационной безопасности в условиях цифровизации экономики // Вестник Башкирского университета. - 2018. - №2. - С. 132-138.

5. Шиняева Е.В. Информационная безопасность государства: понятие, проблемы, решения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2019. - №2-2. - С. 55-60.

6. Бабакина Т.В., Каменский А.Е. Моделирование информационной безопасности корпорации в современных условиях // Проблемы информационной безопасности. - 2019. - №3 - С.11-16.

7. Воронин А.В. Киберугрозы и меры информационной безопасности государства // Безопасность Евразии. - 2018. - №3 (84). - С.77-83.

8. Левитас И.А. Основы информационной безопасности. - М.: Финансы и статистика,2020 -352с.

9. Сидоров А.В. Информационная безопасность в современном мире // Молодой ученый. - 2021. -№1 (322). - С.80-82.

10. Храмцова И.А. Информационная безопасность: понятие, задачи, методы.-М.:,2019- 224 с.

11. Cybersecurity Information Sharing Platform (CISP). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sco-cybersec.org/cisp.html

12. Global Forum on Cyber Expertise (GFCE). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://thegfce.org/

13. "Information Security Strategy of the Russian Federation for the Period up to 2030" (утверждена распоряжением Президента РФ от 09.02.2021 № 203-рп);

14. "National Cybersecurity Strategy of Kazakhstan for 2019-2022" (утверждена постановлением Правительства РК от 31.12.2018 № 935);

15. "National Cybersecurity Strategy of Uzbekistan for 2019-2023" (утверждена постановлением Президента РУз от 16.07.2019 № ПП-4385);

16. "National Cybersecurity Strategy of Azerbaijan for 2019-2023" (утверждена постановлением Президента Азербайджанской Республики от 12.03.2019 № 797);

17. "National Cybersecurity Strategy of Belarus for 2019-2022" (утверждена постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2019 № 451);

18. "National Cybersecurity Strategy of Ukraine for 2021-2025" (утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 17.02.2021 № 167);

ПОЛИТОЛОГИЯ

POLITICAL SCIENCES

19. "Regional Cybersecurity Framework for the Commonwealth of Independent States" (утверждена Советом глав правительств СНГ на заседании 20 мая 2020 года).

1. State program of the Russian Federation "Information security for 2019-2023" [Electronic resource]. Access mode: http://static.government.ru/media/files/8ZlKPq3vKcPummlaYnGnSaKjNpCvNIDk.pdf

2. Kotlyar D.V. Cybersecurity: concept, principles, tasks // Electronic scientific publication "Political Science". - 2017. - No. 4. - S. 65-80.

3. Medvedev D.A. Information security of Russia in the context of globalization // International life. - 2019. - No. 7. - S. 44-51.

4. Pavlov A.A. Problems of information security in the context of digitalization of the economy // Bulletin of the Bashkir University. - 2018. - No. 2. - S. 132-138.

5. Shinyaeva E.V. State Information Security: Concept, Problems, Solutions // Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. - 2019. - No. 2-2. - P. 55-60.

6. Babakina T.V., Kamensky A.E. Modeling the information security of a corporation in modern conditions // Problems of information security. - 2019. - No. 3 (58). - P.11-16.

7. Voronin A.V. Cyber threats and measures of information security of the state // Security of Eurasia. -2018. - No. 3 (84). - P.77-83.

8. Levitas I.A. Fundamentals of information security. - M.: Finance and statistics, 2020. - 352 p.

9. Sidorov A.V. Information security in the modern world // Young scientist. - 2021. - P.80-82.

10. Khramtsova I.A. Information security: concept, tasks, methods. - M.: Yurayt, 2019. - 224 p.

11. Cybersecurity Information Sharing Platform (CISP). [Electronic resource]. Access mode: https://www.sco-cybersec.org/cisp.html

12. Global Forum on Cyber Expertise (GFCE). [Electronic resource]. Access Mode: https://thegfce.org/

13. "Information Security Strategy of the Russian Federation for the Period up to 2030" (approved by Decree of the President of the Russian Federation of 09.02.2021 No. 203-rp);

14. "National Cybersecurity Strategy of Kazakhstan for 2019-2022" (approved by Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan dated December 31, 2018 No. 935);

15. "National Cybersecurity Strategy of Uzbekistan for 2019-2023" (approved by the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated July 16, 2019 No. PP-4385);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. "National Cybersecurity Strategy of Azerbaijan for 2019-2023 " (approved by the Decree of the President of the Republic of Azerbaijan dated March 12, 2019 No. 797);

17. "National Cybersecurity Strategy of Belarus for 2019-2022" (approved by Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus No. 451 dated June 28, 2019);

18. "National Cybersecurity Strategy of Ukraine for 2021-2025" (approved by Resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine dated February 17, 2021 No. 167);

19. "Regional Cybersecurity Framework for the Commonwealth of Independent States" (approved by the CIS Council of Heads of Government at a meeting on May 20, 2020).

REFERENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.