Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СБАЛАНСИРОВАННОЙ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СБАЛАНСИРОВАННОЙ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленная политика / инструменты / инновационно-инвестиционная сбалансирован-ность / институты / цифровая трансформация / industrial policy / tools / innovation and investment balance / institutions / digital transformation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролов Владислав Генрихович, Павленков Михаил Николаевич

Анализируются основные инструменты промышленной политики России с использованием методологии экономической безопасности. В результате исследования делается вывод, что институты развития промыш-ленного сектора экономики стали более системными. Однако инструменты промышленной политики нужда-ются в дальнейшем совершенствовании для получения значительных системных эффектов, а накопленный положительный опыт требует быстрого тиражирования в целях сбалансированного и устойчивого развития промышленного сектора экономики в сложных и быстро меняющихся условиях внешней среды. Разработан-ная модель достижения системных эффектов сбалансированной инновационно-инвестиционной промышлен-ной политики в условиях цифровой трансформации экономики будет способствовать развитию инструмента-рия промышленной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фролов Владислав Генрихович, Павленков Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TOOLS OF A BALANCED INNOVATIVE AND INVESTMENT INDUSTRIAL POLICY IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION

The article analyzes the main instruments of Russian industrial policy using the methodology of economic security. As a result of the study, it is concluded that the institutions for the development of the industrial sector of the economy have become more systemic. However, industrial policy instruments need to be further improved in order to obtain significant systemic effects, and the accumulated positive experience requires rapid replication in order to achieve a balanced and sus-tainable development of the industrial sector of the economy in a complex and rapidly changing external environment. The developed model for achieving systemic effects of a balanced innovation and investment industrial policy in the context of the digital transformation of the economy will contribute to the development of industrial policy tools.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СБАЛАНСИРОВАННОЙ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

УДК 332

DOI 10.52452/18115942_2023_3_56

ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СБАЛАНСИРОВАННОЙ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

© 2023 г. В.Г. Фролов, М.Н. Павленков

Фролов Владислав Генрихович, к.э.н.; доц.; доцент кафедры экономики предприятий и организаций Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского frolov.unn@gmail.com

Павленков Михаил Николаевич, д.э.н.; проф.; профессор кафедры социально-экономических дисциплин Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Дзержинский филиал

pavlenkov@dzr.unn.ru

Статья поступила в редакцию 18.05.2023 Статья принята к публикации 31.07.2023

Анализируются основные инструменты промышленной политики России с использованием методологии экономической безопасности. В результате исследования делается вывод, что институты развития промышленного сектора экономики стали более системными. Однако инструменты промышленной политики нуждаются в дальнейшем совершенствовании для получения значительных системных эффектов, а накопленный положительный опыт требует быстрого тиражирования в целях сбалансированного и устойчивого развития промышленного сектора экономики в сложных и быстро меняющихся условиях внешней среды. Разработанная модель достижения системных эффектов сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой трансформации экономики будет способствовать развитию инструментария промышленной политики.

Ключевые слова: промышленная политика, инструменты, инновационно-инвестиционная сбалансированность, институты, цифровая трансформация.

Введение

Текущая экономическая ситуация характеризуется сильнейшим давлением на промышленный сектор экономики РФ, что вызывает необходимость дальнейшего совершенствования инструментов промышленной политики. Система инструментов, на наш взгляд, должна обладать комплексным характером, учитывать интересы стейкхолдеров и соответствовать современным условиям развития [1-3]. Вопросам совершенствования инструментария промышленной политики посвящены работы ряда отечественных и зарубежных авторов. В. В. Пименов, А.В. Быстров, Л.Б. Калиматова полагают, что зависимость устойчивости экономики РФ от колебаний внешней среды свидетельствует о незавершенности ее производственно-экономической структуры [4]. Д.В. Мантуров считает, что наибольшего внимания при реализации промышленной политики требуют глобальные риски усиления санкций при общей экспортной ориентации. При этом потребуется актуализация как документов стратегического планирования, так и инструментов промышленной политики [5]. А. А. Афанасьев анализирует основные инструменты модели сетевой промышленной политики, а также инструменты обеспечения

технологического суверенитета [6]. А.А. Яковлев, Л.М. Фрейнкман, Н.В. Ершова, А.А. Ага-лян предлагают методические подходы к оценке эффективности инструментов промышленной политики в условиях санкций и изоляции РФ и считают возможным перейти к масштабированию эффективной деятельности Фонда развития промышленности (ФРП) [7].

Г.В. Лепеш исследует состояние, инструменты и механизмы промышленности РФ и Республики Беларусь в целях дальнейшей интеграции, где эффективными инструментами выступят совместные программы, углубление производственной кооперации и развитие регионального сотрудничества [8]. П.З. Хашимов, Д.Р. Уста-джалилов, О.Н. Абдурасулов проводят анализ инструментов промышленной политики в Республике Узбекистан и обосновывают целесообразность принятия закона «О промышленной политике» и её эффективность как институционально-правового инструмента промышленной политики [9]. И.В. Даниловой, И.П. Михайловой, К.Ю. Несытых исследована промышленная политика ЕС с учетом интеграционных целей и потенциала институционального сопровождения, а также с содержательных позиций. Авторами выявлено наличие инструментария, который направлен на взаимодополняемость

I 6"

81

> 1

1 *

■ :

г

Ц

Механизмы инновационно инвестиционной сбалансированности

Сбалансированное развитие базовых, ведущих и прогрессивных отраслей (секторов) промышленное™ Сбалансированное развитие базовых, ведущих и прогрессивных рынков

Сбалансированное развитие важнейших институтов в экономике н хозяйственного порядка Реализация «консенсусного» принт шла в промышленной политике при согласовании интересов стейкхолдеров

Сквозное сбалансированное развитие передовых производственных технологии Индустрии 4.0

Рис. 1. Модель достижения системных эффектов сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой трансформации экономики Источник: разработано авторами

промышленного производства и ориентацию на цифровые платформы [10].

С.А. Толкачев, А.Ю. Тепляков, Ю.В. Нормо-ва считают, что в период становления нового индустриального общества инструментом развития становится планирование как осознанная целенаправленная деятельность на разных хозяйственных уровнях. Однако существующие инструменты, как правило, не имеют выраженного акцента в сторону развития шестого технологического уклада, а система господдержки характеризуется дисбалансом [11]. А.В. Сама-руха, М.Л. Багайников, Т.В. Светник и др. исследуют вопросы национальной и региональной промышленной политики России, применения инструментов и технологий преодоления угроз в экономике, оценки условий концентрации производства, устойчивого развития территорий и их влияния на динамику процессов в цифровой экономике [12]. О.А. Романова, А.О. Пономарева считают, что концепция цифрового государства (е-государство) оказывает непосредственное влияние не только на новое понимание субъекта промышленной политики, но и на инструментарий промышленной политики [13].

Как следует из исследования Б. Яо^к, специфика и инструменты промышленной политики сильно зависят от обстоятельств и институциональных возможностей той или иной страны. Однако есть общие принципы промышленной политики: знания о существовании провалов рынка и ограничений, блокирующих структурные изменения, широко распространены в обществе; у бизнеса есть сильные стимулы взаимодействовать с правительством; предполагаемым бенефициаром промышленной политики является общество в целом [14].

Системные эффекты сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики

На основе разработанных ранее классификаций условий и факторов, системных эффектов

формирования сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0», предложенных основных положений пропорционального развития сфер экономики, а также основных факторов формирования эффективных механизмов взаимодействия промышленных структур разработаем модель достижения системных эффектов сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой трансформации экономики (рис. 1).

Достижение системных эффектов промышленной политики во многом будет зависеть от деятельности ключевых институтов и реализуемых инструментов в сфере промышленности. Для достижения сбалансированного развития промышленного сектора необходимо учитывать соотношение структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технологического уровня. На примере важнейшего института -Фонда развития промышленности проанализируем результаты основных инструментов промышленной политики (таблица 1).

В 2020 году ФРП было профинансировано 233 проекта на сумму 60.9 млрд рублей, что почти в два раза превышает показатели 2019 года. За период 2015 - 2020 гг. было профинансировано 792 проекта на сумму 179.9 млрд руб. Можно отметить, что результаты работы ФРП из года в год демонстрируют положительную динамику. По мнению экспертов, деятельность фонда признается эффективной. Однако, на наш взгляд, масштабы инвестиций незначительны, что не способствует ускоренному развитию промышленного сектора экономики. Объем выделенных займов за 2020 год можно сравнить с инвестициями в строительство только одного завода по производству автомобилей.

Таблица 1

Соотношение источников и масштабов инвестиций

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Инвестиции в основной капитал из всех источников, млрд руб. 13897.2 14748.8 16027.3 17595.0 19329.0 20118.4

Количество профинансированных проектов ФРП, ед. 55 77 98 140 189 233

Сумма выданных займов ФРП, млрд руб. 19.1 16.1 21.7 27.6 34.5 60.9

Необходимые масштабы инвестиций для создания наукоемкой инновационной экономики в перспективном периоде до 2025 г. 2500-3000 млрд долл. или 190000-228000 млрд руб. (курс 76 руб./долл.) [15]

Источник: составлено авторами по данным [15], отчетов ФРП [16-20] и Росстата [23].

Таблица 2

Профиль среднего инвестиционного проекта ФРП__

Программы Размер займа (млн руб.) Срок окупаемости (год) Доля софинан-сирования (%) Бюджет проекта (млн руб.) Средний IRR, % Средний NPV (млн руб.)

Федеральные программы 200 4 51 410 29 80

Совместные программы с региональными фондами 40 3.5 65 110 32 30

Источник: составлено авторами по данным отчета ФРП за 2020 г. [19].

Параметры среднего проекта фонда приведены в таблице 2. Это среднесрочные проекты с достаточно высокой внутренней нормой доходности. Следует отметить, что проекты с высокой ставкой могли получить заемное финансирование в банках. На наш взгляд, программы фонда должны способствовать более сбалансированному развитию промышленного сектора за счет приоритетной реализации долгосрочных инвестиций со значительными размерами займов, в том числе когда внутренняя норма доходности крупномасштабных проектов ниже ставок по кредитам.

Как было отмечено ранее, «новая» промышленная политика должна быть связана с развитием экономики нового технологического поколения - цифровой экономики, где центральное место занимает сфера материального производства - высокотехнологичная промышленность. В разработанном ранее комплексе взаимосвязей инновационно-инвестиционной сбалансированности промышленной политики важным элементом является «Сбалансированность между инвестициями в сквозные передовые производственные технологии по всем стадиям жизненного цикла продукции: Digital (Цифровая) / Smart («Умная») / Virtual (Виртуальная) фабрики в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» и «дорожной картой» «Технет». Базисным направлением инновационно-инвестиционной деятельности институтов развития, и в том числе ФРП, в современных условиях должно быть направление «Умные фабрики» со значитель-

ным объемом инвестиций в станкостроение (учитывая текущее состояние оборудования и технологические ограничения). В то же время инвестиции ФРП в станкостроение были незначительны: в 2018 году - 0.5 млрд руб. [17], в 2019 и 2020 годах инвестиций не отмечено, в 2021 году - 0.5 млрд руб. [20] (рисунок 2).

ФРП является оператором механизма специального инвестиционного контракта. К 2020 году было реализовано 45 контрактов. Результаты проектов - это более 1.1 трлн рублей налогов и 24 тысячи рабочих мест. Государственная информационная система промышленности (ГИСП) также демонстрирует рост определенных показателей по увеличению участников, сервисов и позиций каталога промышленной продукции. Однако сервисы, направленные на формирование в короткие сроки гибких цепей добавленной стоимости («Виртуальные фабрики»), пока не функционируют и не позволяют получать системные эффекты. В РФ растёт количество индустриальных парков (рисунок 3). Последующее развитие индустриальных парков должно быть связано с улучшением их качества.

Размещение индустриальных парков должно быть более сбалансированным (рисунок 4). Необходимо перейти к более равномерному развитию парков в федеральных округах. В настоящее время продолжает расти доля индустриальных парков ЦФО в общем количестве, достигая 46%, на втором месте - ПФО [21].

В РФ растет количество промышленных кластеров, где реализуются инвестиционные

Приоритетные проекты

Производительность труда

Цифровиэация

Маркировка

Проекты

лесной промышленности Станкостроение

Комплектующие

Противоэпидемические проекты

Проекты развития

®

0 (Мне]

34,5

млрд руб.

(189 займов]

Рис. 2. Структура инвестиций ФРП Источник: данные отчета ФРП за 2015-2021 годы [20]

120

2014 2015

140 55*

4 • • • • • 1

111 ••

21« ••>•

•••• ••••

•••• ••••

•••• ••••

•••• ••••

2016 2017

2018 2019

206 • • • • • •••

• ••• • ••• • ••• • ••• • ••• • ••• • ••• • •••

2020

Рис. 3. Развитие индустриальных парков Источник: обзор «Индустриальные парки России -2022» [21]

Рис. 4. Размещение индустриальных парков Источник: обзор «Индустриальные парки России - 2022» [21]

Рис. 5. Уровень развития промышленных кластеров, % Источник: составлено авторами на основе данных геоинформационной системы по кластерам [22]

проекты. По итогам 2022 года создано 80 промышленных кластеров. Однако велика доля кластеров, находящихся на начальном уровне развития (в 2019 году - 77%, в 2022 году - 88%) (рис. 5).

Размещение промышленных кластеров, на наш взгляд, также недостаточно сбалансированно. Большинство промышленных кластеров в 2022 году расположены в следующих федеральных округах: Приволжский федеральный округ (28), Центральный федеральный округ (21), Уральский федеральный округ (12) [22].

Заключение

Таким образом, следует отметить, что институты развития промышленного сектора экономики стали более системными. Однако инструменты промышленной политики нуждаются в дальнейшем совершенствовании для получения значительных системных эффектов, а накопленный положительный опыт требует быстрого тиражирования в целях сбалансированного и устойчивого развития промышленно-

го сектора экономики в сложных и быстро меняющихся условиях внешней среды. Предложенная модель достижения системных эффектов сбалансированной инновационно-инвестиционной промышленной политики в условиях цифровой трансформации экономики будет способствовать совершенствованию инструментария и переходу к модели создания наукоемкой инновационной экономики.

Список литературы

1. Фролов В.Г. Промышленная политика как интегрированный комплекс развития инновационно активного предпринимательства производственной сферы // Креативная экономика. 2013. № 11 (83). С. 59-62.

2. Фролов В.Г., Каминченко Д.И. Применение методов политико-экономического анализа в целях проведения результативной согласованной промышленной политики в условиях цифровой экономики // Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9. № 4. С. 289-300.

3. Сидоренко Ю.А., Фролов В.Г., Павлова А.А. Основные экономические факторы развития автомобильного производства России в рамках концепции Индустрия 4.0 // Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы. СПб.: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2017. С. 296-317.

4. Пименов В.В., Быстров А.В., Калиматова Л.Б. Инструменты развития промышленной политики России на современном этапе трансформации экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2017. № 1 (91). С. 105-116.

5. Мантуров Д.В. О промышленной политике России на перспективу 2018-2030 гг. // Вестник МГИМО-Университета. 2018. № 4 (61). С. 7-22.

6. Афанасьев А.А. Промышленная политика России по достижению технологического суверенитета: теоретико-методологические основы и практические аспекты. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Первое экономическое издательство», 2023. 204 с.

7. Яковлев А.А., Фрейнкман Л.М., Ершова Н.В., Агалян А.А. Оценка эффективности инструментов промышленной политики в России: новые подходы // ЭКО. 2023. № 2 (584). С. 60-83.

8. Лепеш Г.В. Механизмы совершенствования региональной промышленной политики Российской Федерации и Республики Беларусь в контексте расширения сетевого промышленного взаимодействия // Технико-технологические проблемы сервиса. 2022. № 1 (59). С. 3-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Хашимов П.З., Устаджалилов Д.Р., Абдурасу-лов О. Н. Инструменты реализации промышленной политики // Экономика и финансы (Узбекистан). 2021. № 7. С. 13-20.

10. Данилова И.В., Михайлова И.П., Несытых К.Ю. Эволюция целей и инструментов региональной промышленной политики ЕС: бенчмарки для России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2022. Т. 16. № 1. С. 7-17.

11. Толкачев С. А., Тепляков А.Ю., Нормова Ю.В. Планирование и промышленная политика в эпоху перехода к НИО.2 // Экономическое возрождение России. 2021. № 3 (69). С. 72-81.

12. Самаруха А.В., Багайников М.Л., Светник Т.В. и др. Инструменты формирования эффективной национальной и региональной промышленной политики России в условиях новых вызовов. Иркутск: Байкальский государственный университет, 2022. 432 с.

13. Романова О. А., Пономарева А. О. Многовекторная промышленная политика России в условиях формирования нового индустриального ландшафта // Журнал экономической теории. 2020. Т. 17. № 2. С. 276-291.

14. Rodrik D. Normalizing industrial policy (English). Commission on growth and development working paper; no. 3 Washington, D.C.: World Bank Group. Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/ en/524281468326684286/Normalizing-industrial-policy (дата обращения: 23.04.2023).

15. Экономическая безопасность России. Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 6-е изд. М.: Лаборатория знаний, 2020. 818 с.

16. Годовой отчёт Фонда за 2017 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://frprf.ru/dow nload/godovoy-otchyet-fonda-za-2017-god.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

17. Годовой отчёт Фонда за 2018 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://frprf.ru/down load/godovoy-otchyet-fonda-za-2018-god.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

18. Годовой отчёт Фонда за 2019 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://frprf.ru/down load/godovoy-otchyet-fonda-za-2019-god.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

19. Годовой отчёт Фонда за 2020 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://frprf.ru/dow nload/godovoy-otchyet-fonda-za-2020-god.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

20. Результаты работы ФРП за 2015-2021 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://frprf. ru/download/rezultaty-raboty-frp-2015-2021.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

21. Обзор «Индустриальные парки России -2022» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://indparks.ru/upload/iblock/3ac/Overview_Industri al_parks_SEZ_Russia_2022_%20AIP.pdf (дата обращения: 25.04.2023).

22. Сводная статистическая информация геоинформационной системы по кластерам [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gisp.gov.ru/gisip/stats _sum_clusters/pdf/ru/ (дата обращения: 25.04.2023).

23. Официальные данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 25.04.2023).

MAIN TOOLS OF A BALANCED INNOVATIVE AND INVESTMENT INDUSTRIAL POLICY IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION

V.G. Frolov1, M.N. Pavlenkov2

1 Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod 2 Dzerzhinsk Branch of the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The article analyzes the main instruments of Russian industrial policy using the methodology of economic security. As a result of the study, it is concluded that the institutions for the development of the industrial sector of the economy have become more systemic. However, industrial policy instruments need to be further improved in order to obtain significant systemic effects, and the accumulated positive experience requires rapid replication in order to achieve a balanced and sustainable development of the industrial sector of the economy in a complex and rapidly changing external environment. The developed model for achieving systemic effects of a balanced innovation and investment industrial policy in the context of the digital transformation of the economy will contribute to the development of industrial policy tools.

Keywords: industrial policy, tools, innovation and investment balance, institutions, digital transformation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.