Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РУССКОГО КОНСЕРВАТИЗМА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА'

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РУССКОГО КОНСЕРВАТИЗМА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1427
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ / САМОДЕРЖАВИЕ / ПРАВОСЛАВИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ананьев Никита Александрович

В статье рассматриваются основные идейно-политические аспекты консервативной мысли в России на рубеже XIX-XX столетий. Автор характеризует сущность фундаментальных основ русского консерватизма в политической, экономической, социальной и религиозной сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ананьев Никита Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN IDEAS OF RUSSIAN CONSERVATISM IN THE END XIX - EARLY XX CENTURY

The article discusses the basic principles of the political concept of conservative philosophic thought in the late XIX - beginning of the XX century. The author describes the fundamental aspects of Russian conservatism in political, economic, social and theological spheres.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РУССКОГО КОНСЕРВАТИЗМА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА»

УДК 323

DOI 10.34823/SGZ.2021.4.51662

Н.А. АНАНЬЕВ аспирант факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова*

Основные идеи русского консерватизма в конце XIX - начале ХХ века

В статье рассматриваются основные идейно-политические аспекты консервативной мысли в России на рубеже XIX-XX столетий. Автор характеризует сущность фундаментальных основ русского консерватизма в политической, экономической, социальной и религиозной сферах.

Ключевые слова: русский консерватизм, самодержавие, православие, социально-политическая мысль.

N.A. ANANYEV PhD student faculty of political science of the Lomonosov Moscow State University

The main ideas of Russian conservatism in the end XIX - early XX century

The article discusses the basic principles of the political concept of conservative philosophic thought in the late XIX - beginning of the XX century. The author describes the fundamental aspects of Russian conservatism in political, economic, social and theological spheres.

Key words: Monarchy, Orthodoxy, Russian conservatism, social-political thought.

Русская консервативная мысль на рубеже XIX - XX столетий переживала период своего развития. Следуя в ногу со временем, русский консерватизм стремился дать свою

* Ананьев Никита Александрович, nikita_a_ananiev@mail.ru

оценку происходящим в стране социально-политическим процессам, предложить свои концепции государственного и общественного устройства, а также решения актуальных проблем, волновавших в ту пору российское общество.

Стоит отметить, что русские консерваторы в конце XIX -начале XX вв. в целом остались верны тем идеалам, которые они отстаивали в первой половине столетия, ещё во времена «николаевской эпохи». Эти идеалы были выражены министром народного просвещения графом С.С. Уваровым в известной триаде «православие, самодержавие, народность» ещё в 1833 г. и с тех пор de facto являлись государственной идеологией Российской империи. Тем не менее, этими тремя постулатами консерватизм в России не ограничивался, затрагивая все сферы жизни российского общества.

В данной работе предпринята попытка перечислить основные идеологические аспекты русского консерватизма в последние десятилетия существования Российской империи.

Краеугольным камнем консерватизма в политической сфере, естественно, являлось самодержавие. Приверженность идеям самодержавной монархии, отстаивание её незыблемости отличали всех русских консерваторов. Консерватизм, как известно, предполагает сохранение существующего политического устройства при условии его соответствия отечественным традициям, а также его эффективности, проверенной историческим опытом. Таким образом, та форма правления и тот политический режим, которые соответствовали обоим вышеозначенным критериям, считались наиболее приемлемыми для государства и общества. Следовательно, по мнению консерваторов, их было необходимо всячески отстаивать, сохранять и укреплять.

Поскольку столетиями Российское государство развивалось и крепло именно при монархическом строе, поскольку в годовщину смут и кризисов (татаро-монгольское нашествие, Смутное время) широкие слои населения обращались к монархическому принципу как к средству спасения государства и народа, поскольку православная религия и монархия были неразрывно связаны между собой (фигура царя как помазанника Божьего на земле) - принцип самодержавия как сильной авторитарной монархической власти оказался наиболее подходящим для России.

Н.И. Черняев, известный консервативный публицист, приводил в пользу самодержавной монархии следующий аргу-

мент: как форма правления, она исторически «прижилась» в российском обществе и позитивно влияла на укрепление и расширение Русского государства1. Аналогичные доводы приводил в своих произведениях видный общественный и политический деятель, князь А.Г. Щербатов2. Император был для русских консерваторов «хозяином всей Русской земли»3 (С.Ф. Шарапов), отражением «воли народа»4 (Н.Н. Жеденов), «единственным источником авторитета» (Л.Н. Тихомиров), «олицетворением высшей справедливости и нелицеприятия»6 (К.Н. Пасхалов). Иными словами, он олицетворял в себе не только политическую, но и духовную власть. Как отмечал В.А. Грингмут, «в России народ испокон веков повинуется своему Монарху не по контракту, а по вере Христовой - как Помазаннику Божию, по верноподданнической присяге - как Самодержцу, и по сыновьей любви - как своему Царю-Батюшке»7.

Без монархии русские консерваторы не представляли Россию. М.Н. Катков писал: «Вырвите с корнем монархическое начало, общество возвратится в деспотизм диктатуры; уничтожьте естественный аристократический элемент в обществе, место его не останется пусто, оно будет занято или бюрократами, или демагогами, олигархами самого дурного свойства»8.

Русский консерватизм в религиозном отношении во все времена был неразрывно связан с православным христианством. Это было вполне закономерным явлением, поскольку православие исторически являлось государственной религией в России, и её приверженцами была абсолютная часть населения страны. Ситуация нисколько не изменилась и в ту

1 Черняев Н.И. О русском самодержавии // Русское самодержавие. М.: Институт русской цивилизации, 2011, с. 22.

2 Щербатов А.Г. Русская государственность // Православный приход -твердыня русской народности. М.: Институт русской цивилизации, 2010, с. 36.

3 Шарапов С.Ф. Самодержавие и самоуправление // Россия будущего. М.: Институт русской цивилизации, 2011, с. 46.

4 Жеденов Н.Н. Законодатель и правительство // Гроза врагов русского народа. М.: Институт русской цивилизации, 2013, с. 624-625.

Тихомиров Л.Н. Царь и народ // Руководящие идеи русской жизни. М.: Институт русской цивилизации, 2008, с. 181.

6 Пасхалов К.Н. Революционеры справа // Русский вопрос. М.: «Алгоритм», 2008, с. 110.

7 Грингмут В.А. Руководство черносотенца-монархиста // Объединяйтесь, люди русские! М.: Институт русской цивилизации, 2008, с. 345.

8 Катков М.Н. К какой принадлежим мы партии? // Собр. соч. В 6 т. СПб.: Росток, 2011, т. 2. с. 37.

пору, когда в состав сначала Русского царства, а затем Российской империи стали входить территории с населением иных вероисповеданий. Более того, на международной арене Россия всегда позиционировала себя как защитницу православной веры в мировом масштабе и всех православных людей, проживающих в других государствах (Османской империи, Речи Посполитой). Знаменитая теория «Москва -Третий Рим» обозначала глобальную роль России как хранительницы истинной веры, перенявшей эстафету от Византийской (Восточной Римской) империи.

По существу, православное христианство определяло в той или иной степени деятельность всех сфер жизни российского общества. Подобная тенденция сохранялась вплоть до 1917 г. Как отмечал В.А. Грингмут, «ни Русские Государи, ни русский народ не могли бы сами по себе ни создать, ни сохранить, ни развить всю физическую и нравственную мощь России, если б они не были соединены между собой Православной верой и не входили в состав Православной Церкви. В Православной вере они находили источники того могущественного упования на торжество святой Истины, которое давало им силу переносить самые тяжёлые испытания в течение своей исторической жизни: в Православной Церкви Русские Государи и Русский народ установили в течение веков между собой тот величавый патриархальный уклад взаимных отношений, с которым, по глубокому этическому значению, не может сравниться никакая западня - ни феодальная, ни договорная - форма правления»1.

Вера, по мнению консерваторов, всегда была важнейшим компонентом человеческой жизни. По мнению К.Н. Леонтьева, «пока религия жива, всё ещё можно изменить и всё спасти, ибо у неё на всё есть ответы и на всё утешения»2. «Религия в общественной жизни подобна сердцу в

3

организме животном» - такими словами он подытоживал значимость религии для человека в частности и общества в целом. Подобную точку зрения разделял и В.А. Грингмут, обращая внимание на моральный долг императора и его подданных по сохранению православной веры: «Русский

1 Гоингмут В.А. Православная церковь в России // Объединяйтесь, люди русские! М.: Институт русской цивилизации, 2008, с. 399-400.

2 Леонтьев К.Н. Религия - краеугольный камень охранения // Восток, Россия и Славянство. М.: Эксмо, 2007, с. 417.

3 Там же.

Царь и Его Русские подданные являются прежде всего православными христианами, соблюдающими, ради спасения своей души, священные заветы Божественного Учителя, Иисуса Христа».1

Ещё одним немаловажным компонентом русского консерватизма стала «народность». Под этим словом подразумевалась приверженность консерваторам к традиционному социально-экономическому, культурному, религиозному и бытовому укладу господствующего в Российской империи русского народа. Под «русскими», как уже отмечалось, подразумевались великороссы, малороссы и белорусы, ими часто называли также русин, живущих на территории Австро-Венгерской империи.

Русский народ, по мнению консервативных мыслителей, во-первых, является традиционным оплотом Российской государственности в лице самодержавной монархии, а во-вторых, выступает в роли носителя истинной веры - православного христианства, не «повредив» её в многочисленных «расколах». М.О. Меньшиков, один из наиболее влиятельных идеологов русского национализма начала ХХ в., провозглашал: «Великая задача национального движения - пробудить в народе древнюю гордость, его бесстрашие, его дремлющий богатырский дух. Он был, этот дух, когда-то - иначе не было исполинской России - и он есть. Нужно сдунуть гадкие очарования, нужно сказать народу какие-то внешние слова - и богатырь проснётся»2. С ним соглашался и Алексей Сергеевич Суворин, в газете которого3 М.О. Меньшиков долгое время работал: «Надо, чтоб русские люди перешли в новую жизнь как граждане, не теряя чувства русского достоинства; надо, чтобы русских людей не толкали в шею через порог за

4

то, что они русские» .

В силу вышеизложенных причин консервативные политики, философы и публицисты призывали государственную власть «опираться» на русский народ как основу населения Российской империи, опору православной веры и самодержавной монархии; как народ, в течение многих столетий упорным

1 Гоингмут В.А. Православная церковь в России, с. 400.

2 Меньшиков М.О. Национальное движение // Великорусская идея. М.: Институт русской цивилизации, 2012, т. I, с. 166-167

3 «Новое время».

4 Суворин А.С. Надо, чтобы русских людей не толкали в шею // Россия превыше всего. М.: Институт русской цивилизации, 2012, с. 91.

трудом создававший Российское государство. Выразителем этого стремления был лозунг «Россия для русских». М.О. Меньшиков писал: «Достаточно того, что в Основных Законах Россия названа государством Российским, чтобы вопрос о господстве считать решённым. Государство ведь и есть господство. И так как оно Российское, то тем самым утверждено господство в России именно русской народности, а не какой другой. Добиваться господства русских в России - значит осуществлять первое понятие Основных законов - понятие того, что земля наша есть русское государство».1 По мнению консерваторов, деятельность всех государственных учреждений должна быть, в первую очередь, направление на содействие процветанию русского народа, русский язык объявлялся господствующим на всей территории страны, а Российское государство - единым и неделимым.

В области экономики русские консерваторы высказывались за протекционизм. Они однозначно отрицали социализм

2 3

как систему хозяйствования , поддерживали идеи автаркии . При этом к национальной русской буржуазии (купечеству, мещанству) консерваторы всегда проявляли положительное отношение. Как писал А.С. Суворин, данное сословие «постоянно работало, не покладая рук, работало упорно над развитием русской торговли и промышленности с тех самых пор, как началось Русское государство, как заключён первый торговый договор "с греками"»4.

Наконец, важным аспектом русского консерватизма была идея «социального единства». Она подразумевала единение всех сословий и социальных слоёв русского общества перед лицом самодержца. М.Н. Катков, в частности, писал: «Трон затем возвышен, чтоб пред ним уравнивалось различие сословий, цехов, разрядов и классов. Бароны и простолюдины, богатые и бедные при всём различии между собой равны

1 Меньшиков М.О. Чьё государство Россия? // Великорусская идея. М.: Институт русской цивилизации, 2012, т. I, с. 143.

2 См., например: Шарапов С.Ф. Экономика в русском самодержавном государстве // Платонов О.А. Русская экономика без глобализма. М.: Алгоритм, 2006, с. 617.

3 См., например: Меньшиков М.О. Замкнутое богатство // Платонов О.А. Русская экономика без глобализма. М.: Алгоритм, 2006, с. 750; Тихомиров Л.Н. Национальная экономика // Платонов О.А. Русская экономика без глобализма. М.: Алгоритм, 2006, с. 656.

4 Суворин А.С. Что такое русская буржуазия // Россия превыше всего. М.: Институт русской цивилизации, 2012, с. 92.

пред Царём. Единая власть и никакой иной власти в стране, и стомиллионный, только ей покорный народ, - вот истинное царство»1. Монархия в мировоззрении консерваторов должна быть поистине «всенародной», надклассовой и общенациональной, а не только «дворянской», «буржуазной» или «крестьянской». Её задача заключается в отражении общенациональных интересов, интересов всех сословий и социальных классов, а не какого-либо одного. Император, таким образом, олицетворял собой всё население страны, «весь Православный Русский Народ, остающийся верным присяге неограниченному Самодержавному Царю»2.

В заключении стоит сделать следующий вывод. Русский консерватизм на рубеже XIX-XX столетий во многом сохранил те основы, которые «были заложены» в нём ещё в начале XIX века. Как и в старые времена, консерваторы остались верны прежним принципам, считая их единственно истинными и защищая их с прежним рвением. В защиту своих постулатов они неизменно выдвигали широкий набор аргументов. Этими постулатами были и оставались: вера в необходимость самодержавной монархии для Русского государства, стремление укрепить влияние православной веры в российском обществе, а также обеспечить максимальное обеспечение интересов русского народа в России. Русские консервативные круги в лице своих ведущих философов и публицистов стремились использовать устоявшиеся ценности консервативной мысли для укрепления и развития Российского государства и общества.

1 Катков М.Н. Единственный царский путь // Собр. соч. В 6 т. СПб. Росток, 2011, т. 2, с. 433.

2 Гоингмут В.А. Руководство черносотенца-монархиста, с. 344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.