УДК 316.422.42 ББК 60.8 А-92
Атабиева Зарема Алихановна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы Кабардино-Балкарского государственного университета, т.: 8(8662)425071;
Виндижева Альбина Олеговна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы Кабардино-Балкарского государственного университета, т.: 8(8662)425071
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
(рецензирована)
В статье анализируется ресурсный потенциал молодежи в сфере политической жизни и влияние различных социальных институтов на процесс политической социализации молодежи. Авторы отмечают, что влияние и участие формальных институтов политической социализации молодого поколения необходимо дополнить неформальными институтами для достижения более высокой эффективности использования политических ресурсов молодежи страны.
Ключевые слова: социально-политическая активность, молодежь, политическая
социализация, политическая система.
Atabiyeva Zarema Alikhanovna, Candidate of Sociology, associate professor of the Department of Theory and Technology of Social Work of the Kabardino-Balkarian State University, tel.: 8(8662)425071;
Vindizheva Albina Olegovna, Candidate of Sociology, senior lecturer of the Department of Theory and Technology of Social Work of the Kabardino-Balkarian State University, tel.: 8(8662)425071
THE MAIN CHARACTERISTICS OF SOCIO-POLITICAL RESOURCES OF YOUTH IN MODERN RUSSIA
(reviewed)
The article analyzes the resource potential of youth in the sphere of political life and influence of various social institutes on the process of political socialization of youth. The authors highlight that the influence and participation offormal institutes ofpolitical socialization of the younger generation should be added with informal institutes to achieve higher efficiency of use of political resources of youth of the country.
Keywords: socio-political activity, youth, political socialization, political system.
Социально-экономические и политические трансформации, происходящие в нашем обществе, серьезно отражаются на политическом поведении граждан нашей страны, в первую очередь, молодежи. В первую очередь, активизируется политическое сознание молодежи, что выражается в интенсивном обсуждении насущных общественных вопросов и в критическом анализе тех ответов на них, которые предлагаются различными политическими структурами. Во-вторых, все чаще проявляющееся стремление самостоятельно разобраться в происходящем, приводит к переплетению социального мышления молодежи с политическим, что порождает новые потребности, интересы и ценности. И, наконец, увеличение информации о политических процессах, получаемой молодыми людьми, сказывается на их образе мыслей и действий: снижается их конформизм, происходит переоценка традиционных схем объяснения социальных противоречий, увеличивается поисковая активность при решений возникающих проблем.
В России наблюдаются достаточно неоднозначные условия политического становления молодежи, когда на фоне молодости всей политической жизни, определяющей отсутствие политической зрелости у молодежи, нет объективной возможности и времени для формирования политических привычек и опыта из-за стремительно протекающих процессов модернизации и трансформации политических институтов.
Энтони Г идденс, рассматривая вопросы самоидентичности, отмечал, что для функционирования «высвобождающих механизмов» современности важно поддерживать необходимый уровень субъективного доверия к абстрактным системам, которое не просто позволяет организовать повседневную практику людей вокруг существующих институциональных форм, но становится психологической основой онтологической безопасности личности: «Чувство доверия ...
является источником объективной стабильности внешнего мира и целостности самоотож-дествленного «Я» [1].
Появление и развитие «базового доверия» в молодежной среде в России напрямую детерминируются технологическими, информационными, социокультурными и другими рисками, которые становятся питательной средой для взращивания идей и представлений, провоцирующих порой социальную агрессию и симуляции. Значительную роль здесь играют в настоящем и будущем «механизмы» и институты экстраполяции, которые позволяют познавать новое через уже сложившиеся культурные формы или осмысление неизвестного по аналогии с известным, преодолевать культурно-психологический стресс общества перед переменами и выполняют для социума функцию самосохранения как культурно-исторической общности. При этом реанимируются стержневые факторы российской истории, обеспечивающие потребности общества в безопасности. Среди них важную роль играет потребность в «государственном строительстве». Эти общественные потребности структурируют молодежное движение уже сейчас, заполняя идейный вакуум.
В начале нового века у мировой молодежи значительно возросли возможности участия в общественно-политической жизни, что связано с процессами демократизации в различных странах, однако, как показывают исследования, этого недостаточно для включения молодежи в общественнополитические процессы, усиления их гражданской позиции и повышения избирательной активности молодых людей при проведении национальных и местных выборов. В данном случае, можно предложить несколько объяснений. Первое заключается в том, что возможности выбора у молодежи ограничиваются незавершенностью процессов перехода к демократии и становления ее формальных и неформальных институтов.
Пассивность гражданской позиции у молодых людей может быть обусловлена их недостаточным политическим опытом и слабой социально-политической сплоченностью. В-третьих, недостаток понимания молодежью значимости своей политической активности как гражданской обязанности зачастую связывается с укреплением демократических институтов и ростом материального благосостояния, что показывает опыт ряда западных стран.
Вместе с тем, перспективы устойчивого социально-экономического развития России, ее политическая стабильность напрямую зависят от того, насколько успешно произойдет включение молодежи как наиболее «ресурсной» социальной группы в процессы обновления и модернизации общественной системы нашего государства.
Политические активная молодежь является «стратегическим резервом» общества, поставившего задачи обновления и модернизации - построения «умной экономики» и «умной политики» в условиях неоднородного и многомерного социокультурного и экономического пространства. За молодежью традиционно признается ведущая роль в реализации социальных и политических соглашений, ненасильственных движений [2].
Различные международные организации в своих докладах отмечают, что «... молодежь является не только лидерами завтрашнего дня, но фактически потенциальными лидерами на сегодняшний день, им необходимо быть услышанными, а их усилия внести вклад в развитие окружающего их мира необходимо поддерживать» [3].
Вышесказанное определяет важность управляемого развития и активизации процессов включения молодежи в политическую систему государства, ее политической социализации. Именно поэтому эти вопросы активно обсуждаются в отечественными и зарубежными политологами и социологами [4]. Однако, учитывая, что регионы в России не похожи друг на друга, традиции и социальная структура каждого из них уникальны и неповторимы, но нет ни единой территории, где все до единого жители имели бы одинаковые политические предпочтения» [5], необходимо активизировать работу по совершенствованию политической социализации молодежи в России и осуществлять постоянный поиск, выработку и оптимизацию инструментов и институтов политической системы.
При этом нет однозначного определения и видения механизмов политической социализации, но ее суть сводится большинством авторов к «введению индивида в политическую культуру». Г. Алмонд определяет ее как политические ориентации индивидов «относительно политической системы и ее разных частей, и позициям относительно собственной роли в этой системе» [6]. Содержанием этого «введения в политическую культуру» является «процесс активного усвоения индивидом идеологических и политических ценностей и норм общества и формирование их в осознанную систему социально-политических установок, определяющую позицию и поведение индивидов в политической системе общества» [7].
Достаточно сложно охарактеризовать в современных условиях и понятие «политическая система», поскольку это достаточно широкое понятие. Она может включать в себя практически все фундаментальные институты государства, в том числе правительственные учреждения, правоохранительные структуры, суды, комплекс федеративных отношений, структуры гражданского общества, партии [8].
Говоря о наиболее действенных на сегодняшний день институтах политической социализации, следует отметить систему образования и семью.
Но последние исследования, проводимые по вопросам трансформации сознания и поведения молодежи показывают усиление роли воздействия на современную российскую молодежь политических институтов и таких агентов политической социализации как властные органы государства, различные политические партии, общественные объединения и организации др. При этом однозначно отмечается укрепление позиции политических партий, что может быть следствием усиления общего влияния политических партий, в том числе и на локальном и региональном уровнях.
Однако, из основных политических партий, действующих сегодня на политической арене и представленных в Госдуме Федерального Собрания Российской Федерации, только в Уставе Всероссийской политической партии «Единая Россия» в качестве одной из задач формулируется задача ведения работы с молодежью, привлечение ее к участию в осуществлении молодежной политики партии, способствование формированию молодой смены политически активных граждан, разделяющих идеологию партии. [9] В учредительных документах «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР политическая социализация молодых людей не выделяется в качестве самостоятельной задачи и специального направления работы указанных партий, и сформулирована как: «политическое образование и воспитание граждан, формирование политической и правовой культуры в обществе» («Справедливая Россия»), «политическое образование и воспитание граждан» (КПРФ, ЛДПР) [10].
В этой связи важно отметить, что именно в среде молодых людей, несмотря на очевидные для многих свидетельства аполитичности молодежи, оптимистичную оценку уровня политического участия современной российской молодежи дают Е.П. Савруцкая и С.В. Устинкин: согласно результатам их исследований, молодое поколение в целом интересуется политикой и готово к активному участию в политической жизни страны. Однако и они констатируют заметное снижение интереса молодежи к политической жизни за последние пять лет - с 41 до 35% выразивших такую заинтересованность [11]. Анализ мотивов политической активности молодежи, согласно данным группы «Циркон», тремя ведущими побудителями участия молодежи в общественно-политической жизни являются интерес к политике (36%), желание изменить жизнь к лучшему (32%) и желание помочь людям (18%), т.е. вполне идеалистические, «благородные» мотивы, а «низменные» прагматические побуждения, напротив, занимают самые последние места: способ подработки - 9%, принуждение - 3%, и способ «выбиться в люди» - 2% опрошенных [12].
Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что политическая социализация молодежи в современной России является полем влияния и деятельности формальных институтов. Однако, дополнение формальных институтов политической социализации молодежи неформальными институтами, которые мы понимаем, как неформальные социальные партнерства, не обладающие официальным статусом и не являющиеся в полной мере юридическим лицом, и реализующие инициативные проекты в сфере политической социализации молодежи, позволило бы значительно усилить эффективность политической социализации молодежи. Этому может способствовать то, что неформальное партнерство позволяет расширить возможности адаптации к меняющимся внешним социально-политичес-ким условиям; оно более адекватно в качестве организационной формы современным предпочтениям молодежи.
Указанное партнерство определяет функции каждого из участников. Органы государственной власти являются носителями финансовых, материальных и административных ресурсов, высшие учебные заведения - обладатели интеллектуальных и кадровых ресурсов, общественные организации и политические партии обеспечивают социальные коммуникации и организационную поддержку.
Литература:
1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций // Антология мировой политической мысли. В 5-ти т. Т. 2. М., 1997. С. 594.
2. Гидденс Э. Модерн и самоидентичность // Современная теоретическая социология. М.: ИНИОН РАН, 1995. C. 101.
3. Косарев Б.А. Процессы политической социализации молодежи ближнего зарубежья в социально-политических условиях современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2009. 27 с.
4. Савруцкая Е.П., Устинкин С.В. Анализ динамики качественных характеристик ценностного сознания молодежи России // Власть. 2011. №10. С. 94.
5. Социологическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1 / под ред. Г.Ю. Семигина. М.: Мысль, 2003.
479 с.
6. Социально-политическая активность молодежи (некоторые результаты социологического
исследования к заседанию семинара «Полития» 25 мая 2006 г.) [Электр. ресурс] // Исследовательская группа ЦИРКОН. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/f5e/060525.pdf (дата обращения:
25.04.2013).
7. Стенографический отчёт о заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России. Выступление Президента РФ ДА. Медведева // http://www.kremlin.ru/transcripts/6693
8. Устав Всероссийской политической партии «Единая Россия». Пункт. 2.2.8 //
http://edinros.ru/er/rubr.shtml7110102.
9. Youth as a key priority of the Alliance of Civilizations // European Journal on Child and Youth Policy. June 2009. №13. P. 24.
References:
1. Almond G., Verba S. Civil culture. Political settings and democracies of five nations//Anthology of world political thought. In 5 v. V. 2. M., 1997. P. 594.
2. Giddens E. Modernity and self-identity//Modern theoretical sociology. M.: INION of the RAS, 1995. P. 101.
3. Kosarev B. A. Processes of political socialization of youth of the neighboring countries in sociopolitical conditions of modern Russia: abstr. of diss. ... Cand. of Politics. M., 2000. 27p.
4. Savrutskaya E.P. Analysis of the dynamics of qualitative characteristics of valuable consciousness of youth of Russia //Authorities. 2011. No. 10. P. 94.
5. Sociological encyclopedia //Ed. M.Y. Semigin. In 2 v. V. 1. M., 2003. P. 479.
6. Socio-political activity of youth (some results of sociological research to a seminar meeting “Polity”, May 25, 2006). URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/f5e/060525.pdf (date of access: 25.04.2013).
7. The verbatim record about the meeting of the State Council concerning development of the political system of Russia. Speech of the Russian President D. A. Medvedev//http://www .kremlin.ru/transcripts/6693.
8. Charter of the All-Russian political party “United Russia”. URL: http://edinros .ru/er/rubr.shtml? 110102.
9. Youth as a key priority of the Alliance of Civilizations//European Journal on Child and Youth Policy. June 2009. No. 13. P. 24.