Делииова Т.Г., Манджиева Д. А.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Актуальность исследования рынка труда Республики 1Салмыкия обусловлена сохраняющейся остротой проблем занятости и уровня жизни населения региона. Если в советской экономике указанные проблемы сглаживались трудоустройством и определением уровня заработной платы в административном порядке, то в условиях рыночных отношений отставание реального спроса на рабочую силу от предложения трудовых ресурсов в республиках Юга России и, в частности, на рынке труда Республики Калмыкия проявилось со всей полнотой. Наряду с неразвитой структурой экономики и слабостью инфраструктуры, трудоизбыточность стала звеном в замкнутом круге экономических и социальных проблем региона. Разрушение хозяйственных связей в рамках системы государственного распределения привело к переориентации хозяйственного комплекса республики на внутренний спрос, ограниченный низкими доходами населения, которые, в свою очередь, обусловлены неудовлетворительным финансовым положением предприятий и давлением на рынке труда.
Изучение особенностей рынка труда конкретной территории и систематизация полученных знаний создает необходимую научную базу для последующей разработки мероприятий государственной политики занятости, соответствующих целям развития территории и специфике данного рынка.
Рынок труда представляет собой сложную многофакторную систему отношений, имеющих экономическое, социальное и политическое измерение. Исходя из необходимости учета системного характера объекта исследования, оптимальным методом познания и одновременно теоретическим и практическим результатом научного обобщения знаний о рынке труда является построение модели рынка труда. На начальном этапе спецификации модели следует определить ключевые элементы объекта моделирования (рынка труда), их характерные черты и основные факторы, оказывающие влияние на состояние и развитие элементов объекта моделирования.
Известно, что российскую модель рынка труда в целом отличает высокая инерционность занятости, с одной стороны, и гибкость оплаты труда, с другой (1). И то, и другое является следствием функционирования адаптационных механизмов занятости в условиях жесткости трудового законодательства и слабой системы правоприменения. На уровне регионов эта модель потенциально приобретает большую гибкость вследствие относительной легкости перемещения рабочей силы из регионов с напряженной обстановкой на рынке труда в регионы с более благоприятными перспективами трудоустройства. Кроме того, модель конкретного регионального рынка учитывает отраслевую и территориальную структуру и состояние экономики, специфику расселения, демографических процессов, особенности национальной культуры и т.д.
Состояние рынка труда определяется соотношением предложения рабочей силы (численности экономически активного населения (ЭАН), его образования, возрастной и профессиональной структуры, территориального размещения и мобильности) и спроса на рабочую силу, т.е. существующего количества и структуры рабочих мест. Исходя из этих характеристик, рынок труда Республики Калмыкия относят к типу асимметричных рынков труда. Такие рынки отличает внутренняя диспропорциональность: устойчивое несоответствие отраслевой, образовательной, возрастной и других структур предложения труда аналогичным структурам спроса на труд, значительные различия в состоянии отдельных сегментов рынка (рис. 1.).
f
s
V
Рис. 1. Количественная и сгруюурная асимметрия на рынке груда (в1, - предложение рабочей силы, И1 - спрос на рабочую силу, 11 - количество сегментов рынка груда)
В отсутствие точных оценок масштабов количественного и качественного несоответствия спроса и предложения косвенно о наличии диспропорций на рынке труда свидетельствуют, в первую очередь, постоянство или рост продолжительности периода поиска работы, времени существования вакансий; перекосы в распределении безработных по уровню образования, профессии; не снижающийся уровень дифференциации заработной платы по отраслям экономики и организациям одной отрасли. Так, по данным Агентства занятости населения и труда Республики Калмыкия (2), в 2008 г. в структуре заявленных вакансий спрос на специалистов рабочих профессий в 12 раз превышает вакансии служащих (см. рис. 2.). При этом сочетание тяжелых условий работы и низкой оплаты труда делает часть вакансий абсолютно непривлекательными для кандидатов (на 01.12,2009г. в целом по республике 10% вакансий существовали более 1 года, в первую очередь, это вакансии в районах (3).
9000 8000 чооо ш>
5 5000
у 4000
зосо 2000 1000 о
♦ ♦
Q Профессии. № требующие квалификации
Е Профессии, требующие квалификации
И Должности специалистов и служащих
2005
2006
200?
2006
годы
Рис. 2. Профессиональная структура спроса на рабочую силу (по данным Агентства занятости населения и труда РК)
В то же время в структуре выпускников системы профессионального образования (то есть в структуре потенциального предложения рабочей силы) произошел сдвиг в сторону специалистов с высшим образованием, претендующих на вакансии специалистов и служащих (см. табл. 1.).
Динамика подготовки специалистов и квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионального
образования Республики Калмыкия (на конец года; тыс. человек)
2000 в % от общей численное ти 2005 в % от общей численно сти 2006 в % от общей численное ти 2007 в % от общей численно сти
Выпуск специалистов учебными заведениями профессионального образования, всего 5 100 5,1 100 5,2 100 5Д 100
в том числе: ВУЗами (государственными и негосударственными) 1,2 24 1,9 37 1,9 37 1,9 37
ССУЗами 1,9 38 1,5 30 1,6 30 1,6 31
учреждениями начального профессионального образования 1,9 38 1,7 33 1,7 33 1,6 32
Указанный факт объясняется не только низкой адаптированностъю системы профессионального образования к требованиям рынка труда. Сопоставление данных о структуре заявленных в службу занятости вакансий и уровне оплаты труда (табл. 2, рис. 3.) позволяет говорить либо о наличии масштабного нерегистрируемого рынка труда (не обязательно неформального) в среде специалистов с высшим образованием, либо о практическом отсутствии рыночных механизмов в этом секторе.трудовых отношений*. Речь идет, главным образом, об отраслях, не ориентированных на потребительский спрос (государственные, и т.п.). Кроме того, очевидно, что эти диспропорции стимулируютмиграционную активность «белых воротничков».
Профессии, не требующие квалификации
Профессии, требующие квалификации
Должности специалистов и служащих
с^кманЩик уборщик; сторож ; грузчик •
водщель • продавец : повар каменщик |
бухгалтер | I воспитатель врач;
мл.мрдперсрнал преподаватель
/ подсобны^! рабочий
f
/
ч )
/
/
500 1000 1500
3500 4000 4500 5000
количество вакансии
Рис. 3. Структура спроса на рынке труда (по данным Агентства занятости населения и труда РК за 2008 г.)
* рост предложения труда и сокращение количества вакантных рабочих мест оказывают понижающее давление на уровень заработной платы в отраслях интеллектуального труда, однако, очевидно, что в таких отраслях как государственное управление или финансовая деятельность заработная плита зависит от других факторов. С учетом высокой доли отраслей бюджетной сферы в занятости населения Республики Калмыкия (47,3 % занятого населения) «нерыночный» сектор оказывается довольно большим.
Таблица 2,
Среднемесячная заработная плата по отдельным видам деятельности (в % к среднемесячной заработной плате в целом по экономике РК)
2002 2003 2004 2005 2006
Сельское хозяйство, охота и лесное 48,4 43,6 48,2 45,4 45,0
хозяйство
Рыболовство, рыбоводство 63,8 43,7 36,1 37,7 33,7
Добыча полезных ископаемых 165,0 174,8 192,8 225,2 217,3
Обрабатывающие производства 62,6 60,9 60,3 62,1 54,9
Строительство 85,5 89,0 101,6 98,0 79,9
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного
пользования 80,3 65,3 60,6 55,7 48,7
Гостиницы и рестораны 51,6 52,1 69,2 69,0 57,8
Транспорт и связь 165,3 150,3 119,6 115,1 98,6
Финансовая деятельность 428,4 335,6 341,4 317,5 302,4
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 153,2 179,6 175,1 188,6 181,3
Образование 88,1 83,6 85,7 84,8 86,1
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 92,9 87,1 89,7 90,3 92,0
Предоставление прочих коммунальных, социальных и
персональных услуг 90,2 86,2 83,6 78,1 79,:3
Количественные и структурные диспропорции, присущие рынку труда Республики Калмыкия, обусловлены, с одной стороны, дореформенной специализацией и структурой экономики. В годы рыночных реформ эти проблемы усугубились: аграрно-ориентированная экономика оказалась неконкурентоспособной в новых условиях. Кроме того, построенное на принципе экстенсивного развития сельское хозяйство столкнулось с ресурсными, технологическими и экологическими ограничениями (износ оборудования, засоление почв и пр.). В то время как
35
25
20
15
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
годы
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Обрабатывающие производства
Строительство
Гостиницы и рестораны
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
Рис. 4. Динамика занятости по отдельным видам экономической деятельности в РК (до
2005 г. по ОКОНХ, с 2005 г. по ОКВЭД)
в промышленности и сельском хозяйстве занятость продолжала сокращаться, в отраслях сферы услуг наблюдался рост занятости (см. рис. 4.), что связано с недостаточностью сервисной инфраструктуры в предшествующий период. Однако перспективы расширения занятости в секторе услуг невелики, так как в основном услуги направлены на
удовлетворение внутреннего спроса, который в нашей республике ограничен невысокой платежеспособностью и низкой плотностью населения.
С другой стороны, неразвитость рыночных институтов, транспортной сети, высокая стоимость жилья, специфическая инерционность трудовых отношений, свойственная российскому рынку труда в целом, консервируют асимметрию рынка труда республики. То есть диспропорции, которые на развитом рынке рабочей силы являются сигналом к перемещению трудовых ресурсов и стимулируют эффективное использование труда, вследствие затрудненности трудовой миграции сохраняются в данном случае длительное время. Как результат, еще одной формой мобильности рабочей силы, особенно в сельской местности, помимо стандартных форм (территориальной, профессиональной и пр.), становится уход с рынка и переход к натуральному хозяйству. Более того, в этих условиях усиление миграционного потока оказывается недостаточным для саморегулирования рынка труда.
К сожалению, отсутствие статистического учета трудовых мигрантов затрудняет оценку влияния территориальной мобильности рабочей силы на состояние рынка рабочей силы. Косвенно оценить масштабы нерегистрируемой трудовой миграции позволяет сравнение численности экономически активного населения, среднегодовой численности занятых в экономике и количества безработных. Так, по данным выборочных обследований регионального органа статистики за период 2004 -2007 гг. при относительном постоянстве среднегодовой численности занятых разрыв между численностью экономически активного населения и количеством безработных нарастал (см. рис. 5.). Объяснить это явление можно увеличением временной занятости за пределами региона и неформальной занятости.
среднегодовая
ЧИСЛ-ТЬ 13НЯ7КХ БЭЕОКОиИК?.
тыс.чел.
ЭАН(по
ЕЗННЬЗ! выбор ОбОЕ#. ТЬЕЯЧ
чел
Чисгенность 6гзрз6отеых(пс саккьа: выбор
060Е$. ТЬЕЯЧ
чея
ГОШ
Рис. 5. Динамика отдельных показателей занятости РК за 2001-2007 гг.
Следует отметить, что трудовая миграция, снижая напряженность на рынке труда в целом, может оказывать негативное влияние на состояние отдельных сегментов рынка труда, усугубляя тем самым структурные диспропорции спроса и предложения рабочей силы. Избыточное давление на рынке труда провоцирует активных и эффективных профессионалов сменить место жительства в целях трудоустройства, они же, в первую очередь, и обладают возможностью это сделать. То есть среди квалифицированных специалистов соответствующих отраслей происходит отрицательный отбор наиболее активной части работников. Очевидно, что следствием этого, помимо структурных перекосов (спрос на данную категорию работников остается неудовлетворенным), становится ухудшение перспектив экономического развития республики из-за снижения величины и качества человеческого капитала.
Необходимость оценки перспектив развития рынка труда республики обусловливает внимание к факторам, влияющим на количественные и качественные параметры спроса и предложения рабочей силы (рис. 6.).
Предложение труда определяется целым рядом факторов экономического, демографического и социокультурного характера. Так, к экономическим факторам относят, прежде всего, уровень оплаты труда, включающий не только денежную заработную плату, но и прочие виды материального вознаграждения (социальный пакет, натуральные выплаты и т.д.); а также издержки, связанные с работой. Демографические факторы включают естественное и миграционное движение населения, половозрастной состав. В группе социокультурных факторов находятся уровень образования, степень эмансипации женщин, относительный уровень мобильности (социальной, профессиональной, территориальной), особенности национального менталитета.
Спрос на рабочую силу является производным от спроса на товары и услуги и зависит, в первую очередь, от макроэкономических тенденций. Увеличение спроса на продукцию отраслей экономики региона стимулирует инвестиции и расширение количества рабочих мест, и наоборот; снижение спроса на продукцию предприятий региона сокращает рабочие места. Кроме того, спрос на рабочую силу зависит от уровня оплаты труда, точнее от затрат, связанных с наймом рабочей силы. Чем ниже издержки создания новых рабочих мест, тем больше их будет создано
при прочих равных условиях. Еще один важный фактор спроса на рабочую силу - структура региональной экономики, определяющая требуемый уровень фондовооруженности и трудоемкости. Например, больший вес трудоемких отраслей сферы услуг в крупных городах, где сектор услуг развивается опережающими темпами, способствует увеличению предложения рабочих мест, или количество новых рабочих мест при создании предприятия определяется его плановой производственной мощностью и технологическими особенностями производства.
Исходя из современного состояния рынка труда Республики Калмыкия, очевидно, что кардинально решить проблему занятости населения Республики возможно только снимая спросовые ограничения на наем рабочей силы, то есть целенаправленно воздействуя на перечисленные факторы в сторону расширения спроса на труд (или, иначе говоря, предложения рабочих мест). Это предполагает выделение приоритетных, предпочтительно трудоемких, отраслей экономики и отдельных предприятий (точек роста), продукция которых была бы конкурентоспособна и востребована за пределами республики.
В заключение кратко отметим основные характеристики концептуальной модели рынка труда Республики Калмыкия, выявленные в ходе проведенного анализа:
1) инерционность занятости и гибкость заработной платы, свойственные российскому рынку труда в целом;
2) количественная и качественная диспропорциональность основных элементов - спроса и предложения рабочей силы, - обусловленная неразвитой структурой и сельскохозяйственной специализацией экономики, а также слабостью рыночных институтов, высокими трансакционными издержками;
3) ослабление напряженности на рынке труда происходит за счет каналов трудовой миграции и ухода с рынка;
4) отсутствие предпосылок для бурного развития занятости в отраслях, ориентированных на внутренний рынок;
5) решающая роль спроса на труд в формировании занятости.
1. Гимпельсон В., Капелюшников Р., Полетаев А. Российская модель рынка труда и заработная плата // «Демоскоп Weekly» - Электронная версия бюллетеня «Население и общество». - 17-30 марта 2008 г. - №325-326. — www. demoscope.ru
2. Из Отчета об осуществлении Агентством занятости населения и труда Республики Калмыкия переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения в 2008 году.
3. Данные Агентства занятости населения и труда Республики Калмыкия.