ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
А.Н. Сырбу, канд. экон. наук, доцент Е.А. Иванов, магистрант
Волгоградский государственный социально-педагогический университет (Россия, г. Волгоград)
Аннотация. В статье рассматриваются предпринимательские структуры в профессиональной организации. Определяются взаимосвязи процессов государственного регулирования предпринимательской деятельности образовательной организации. Выявляются элементы предпринимательской структуры. Автор приходит к выводу о том, что предпринимательская деятельность в образовательной организации имеет существенные отличия с другими видами предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: предпринимательская структура, образовательная организация, образовательная услуга, обучение, предпринимательство.
В основе современной рыночной экономики лежит предпринимательская деятельность. Качество ее организации во многом зависти от степени развития всей экономической системы. Предпринимательство - это особый вид экономической деятельности, от интенсивности развития которого зависит скорость экономического роста, количество занятого населения, схема общественного производства и ряд других социальных аспектов. Эффективная предпринимательская деятельность помогает уменьшению последствий экономических кризисов и создает базу для создания сильной экономики государства.
Положение современного государства на мировой арене большей своей частью зависти от рыночных позиций его производителей. В этой связи серьёзную значимость приобретают вопросы обеспечения конкурентоспособности российских предпринимательских
структур, как важнейшей движущей силой в закреплении экономики государства. Их рассмотрение целесообразно начать с понятия «предпринимательская структура».
Во главе понимания сущности предпринимательской структуры находятся различные подходы к понятию предпринимательства. В соответствии с гражданским кодексом РФ под пред-
принимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». И конкретно эту трактовку предпринимательской деятельности, установленную на законодательном уровне, следует брать за основу определения предпринимательской структуры.
Понятие предпринимательской
структуры широко используется в российской экономической литературе. Например, И.Н. Герчикова определяет предпринимательскую структуру как состав субъектов рыночных отношений, в число которых входят только те организационно-хозяйственные единицы, целью которых является получение прибыли как конечного результата деятельности. Свой взгляд на предпринимательскую структуру представлен в работах В.М. Кошелева. Согласно его точке зрения, предпринимательской структурой является юридическая форма коммерческого образования, занимающаяся от своего имени предпринимательством, т.е. извлекающая прибыль из результатов деятельности. Он также
выделяет основные черты, присущие предпринимательской структуре: - наличие собственного капитала; - осуществление различных видов предпринимательской деятельности, связанных с реализацией продукции, работ и услуг; -привлечение и использование в денежном обороте заемного капитала; - участие во внешнеэкономической деятельности; - осуществление ценообразования; - определение и регулирование формы оплаты труда и премирования работников и др. По мнению Л.Е. Ткачевой предпринимательскими структурами являются самостоятельно функционирующие экономические единицы, деятельность которых подчиняется законам предпринимательства и заключается в постоянном поиске оптимальной формы соответствия рыночным требованиям в конкретный момент развития рынка. Встречаются также более общие определения рассматриваемого понятия. В некоторых источниках под предпринимательской структурой понимается любое физическое или юридическое лицо, осуществляющее на постоянной основе самостоятельную хозяйственную деятельность от своего имени и на свой риск.
Если брать во внимание существующие подходы к предпринимательской структуре, а также определение предпринимательской деятельности, закрепленное в Гражданском кодексе Проблемы экономики и менеджмента РФ, под предпринимательской структурой будем понимать обособленную, самостоятельную юридическую форму коммерческого образования, осуществляющую рисковую деятельность, направленную на получение прибыли в результате использования имущества, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Очень похожим по смыслу к предпринимательской структуре является понятие фирмы. Фирма - это организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность в любой сфере хозяйствования, преследующая коммерческие цели, пользующаяся правами юридической личности и обладающая некими уни-
кальными способностями, которые позволяют отличать ее на рынке от любых других организаций.
В научной практике понятия «предпринимательская структура», «фирма», «организация» и «компания» зачастую используются как синонимы. Несмотря на некоторые существующие различия в подходах к их определению все они характеризуют субъект рыночных отношений предпринимательского типа, обладающий хозяйственной самостоятельностью и нацеленный на получение прибыли как основного результата своей деятельности. Центральным звеном предпринимательской структуры является сам предприниматель, от его способностей к организации и управлению во многом зависит эффективная работоспособность предпринимательской структуры. Он же является автором предпринимательской идеи, а также формулирует цель и миссию деятельности предпринимательской структуры. Руководство выполняет управленческие функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. При этом в малом и среднем бизнесе позиции руководителей и предпринимателей часто объединены. Еще одним не мало важным элементом является персонал, организация деятельности которого происходит посредством формирования руководством организационной структуры, штатного расписания и внутренних регламентов работы.
В перечень элементов предпринимательской структуры следует также включить основные ресурсы, используемые в процессе ее деятельности: информационные ресурсы, предметы труда, средства труда и технологию. Один из способов организации предпринимательской структуры, это способ построения, ориентированный на одно направление деятельности. Если таких направлений несколько, то каждое из них целесообразно выделить в отдельный блок, ориентированный на определенный рынок. Такой блок является автономно группой работников, располагающих всеми необходимыми ресурсами, а с юридической точки зрения
является отдельным подразделением или даже фирмой. Такое построение предпринимательской структуры позволяет ей своевременно и гибко реагировать на изменения внешней среды.
Анализ процесса взаимодействия высшей образовательной организации и предпринимательских структур в условиях современных рыночных отношений подчеркивает необходимость этого процесса и его эффективности с позиции практико-ориентированного обучения и формирования практических навыков у выпускников образовательной организации. Большая практическая ориентация образования и его связь с реалиями экономической ситуации должны стать уникальными особенностями современной образовательной организации. Образование в образовательной организации должно отвечать запросам государства, общества и личности. Взаимодействие образовательной организации с предприятиями разного масштаба дает основу для формирования социального заказа на граждан, получающих образование, от которого должна отталкиваться образовательная организация при формировании учебного плана, набора учебных дисциплин и практик для обучения студента. В результате получения образования в образовательной организации у обучающегося должны быть сформированы именно те профессиональные умения и навыки, с которыми он будет востребован на современном рынке труда.
Зачастую образовательная организация сотрудничает с крупными компаниями. Но в таком случае участие обу-
тах обычно ограничивается выполнением достаточно простых «полевых» работ. Проходя практику на крупных предприятиях, обучающиеся часто ограничиваются ознакомлением с работой предприятия и готовят свои отчеты и выпускные работы по уже существующим моделям. Из-за этого возникает потребность развития сотрудничества образовательной организации с предприятиями малого и среднего бизнеса для формирования у обучающихся профессиональных умений и навыков в ходе реализации практических работ по реальным заказам. К тому же малый и средний бизнес имеет потребность в решении своих задач обращаться за консультационной помощью к вузу.
Таким образом, основные характеристики и отличительные особенности формирования предпринимательских структур в профессиональной образовательной организации, будут отличаться о формирования предпринимательских структур в любой другой предпринимательской деятельности. Специфика работы человек-человек, и особенности образовательного продукта, дают возможность предпринимателю занять свою долю рынка, при условии определения верной стратегии выхода на рынок и правильного позиционирования. В современных социально-
экономических условиях формирования предпринимательских структур в профессиональной образовательной организации является необходимым фактором существования, в том числе и бюджетных профессиональных организаций.
чающихся в исследовательских проек-
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [Федеральный закон 51-ФЗ, принят 30.11.1994 г., по состоянию на 06.04.2011] // Свод законов РФ. - 1994. - №32.
2. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник для вузов [Текст] / И.Н. Герчикова.- М.: ЮНИТИ, 2007. - 499 с.
3. Кошелев, В. М. Организация и функционирование информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.М. Кошелев, Р.В. Костина. - М.: Изд-во МСХА, 2000. Режим доступа: http://www.ftcntr.ru/Distlmg/Book/content.htm
4. Ткачева, Л.Е. Концептуальные основы процессов управления предпринимательскими структурами [Текст] / Л.Е. Ткачева // Транспортное дело России. - 2008. -№5. - С. 114-117.
THE MAIN CHARACTERISTICS AND DISTINCTIVE FEATURES OF THE FORMATION OF ENTREPRENEURIAL STRUCTURES IN A PROFESSIONAL
EDUCATIONAL ORGANIZATION
A.N. Syrbu, candidate of economic sciences, associate professor E.A. Ivanov, graduate student Volgograd state social and pedagogical university (Russia, Volgograd)
Abstract. The article examines entrepreneurial structures in a professional organization. Relationships between the processes of state regulation of entrepreneurial activity of an educational organization are determined. Elements of an entrepreneurial structure are revealed. The author comes to the conclusion that the entrepreneurial activity in the educational organization has significant differences with other types of entrepreneurial activity.
Keywords: entrepreneurial structure, educational organization, educational service, training, entrepreneurship.