ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА АФРИКАНСКОЙ ЧУМЫ СВИНЕЙ В ПОПУЛЯЦИЯХ КАБАНОВ
Ромашова Н.Б.*, Манжурина О А.**, Ромашов Б.В.*' **,
Скогорева А.М.**, Попова О.В.**, Кудрин Л.П.**, Жмуров Н.Г.**
*Воронежский государственный природный биосферный заповедник, **Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I ([email protected])
С 2007 года на территории европейской части России регистрируются случаи заболевания и распространения африканской чумы свиней (АЧС) среди домашних свиней и кабанов (Sus scrofa). АЧС относится к «списку A» согласно Международной классификации заразных болезней животных. Под угрозой широкого распространения АЧС в 2011-2014 гг. оказалась Воронежская область. Опыт борьбы с АЧС и искоренением этой инфекции связан в первую очередь с применением чрезвычайных мер и карантинных мероприятий в отношении домашних свиней, регламентируемых Ветеринарным законодательством и другими специальными инструкциями, и рекомендациями [1, 2].
Существует 22 генотипа вируса африканской чумы свиней, на территории Российской Федерации зарегистрирован только один генотип, что говорит об однократном (единичном) заносе возбудителя, который явился источником для дальнейшего распространения вируса по территории страны [2, 3].
Особенность эпизоотического процесса при АЧС на территории России состоит в том, что основным фактором распространения возбудителя являются транспортные перевозки, за счет которых происходит перенос источников вируса - инфицированных животных и продуктов их жизнедеятельности, пищевых продуктов из мяса этих животных (свиное мясо, или приготовленные из него разнообразные изделия, произведенные без полноценной термической обработки) и кормов для животных, контаминированных вирусом. Это послужило причиной вспышек АЧС в самых разных уголках РФ как на юге России (Краснодарский край, Ростовская область), так и в центральных (Смоленская, Тульская, Тверская и др.) и северо-западных областях и республиках (Ленинградской, Мурманской, Архангельской областях, республике Карелии) [3].
Кабаны не являются основным источником распространения заболевания, а заражаются вирусом АЧС при поедании контаминированных пищевых отходов и при контактах с больными домашними свиньями, а также в результате переноса вируса человеком из сельскохозяйственных территорий. При этом было показано, что возбудитель заболевания был занесен на территорию РФ не с кабанами, а через необеззараженные пищевые отходы (контаминированные вирусом АЧС), которые явились источником их заражения. Отмечена четкая взаимосвязь - при снижении распространения
заболевания среди домашних свиней наблюдается снижение распространения заболевания и среди кабанов [3].
Нарушение ветеринарного законодательства, несвоевременность проведения противоэпизоотических мероприятий способствовали появлению заболевания среди поголовья домашних свиней, что спровоцировало дальнейшую экспансию заболевания на новые территории. Бесхозяйственность и грубые нарушения ветеринарно-санитарных правил (включая правила утилизации пищевых отходов, продуктов убоя и трупов павших свиней) обеспечили проникновение инфекционного агента в дикую фауну Ростовской, Астраханской, Тверской, Волгоградской и других областей и способствуют дальнейшему поддержанию неблагополучия в регионах [3].
Что же касается появления вируса АЧС в природных условиях у кабанов, то это связано с деятельностью человека. На примере распространения АЧС в дикой природе в Тульской области было показано, что вспышки заболевания у кабанов были зарегистрированы после возникновения АЧС у домашних животных. Аналогичную ситуацию мы наблюдали в 2013 г. и на юге Воронежской области, где по результатам исследований ВНИИЗЖ (2013) было установлено, что вирус АЧС к кабанам попал от погибших домашних свиней (отчет на сайте ВНИИЗЖ).
В отношении кабана важное государственное значение имеет эпизоотический мониторинг АЧС в природных условиях. С учетом накопленного опыта и результатов исследований в отношении диагностики, патогенеза и мониторинга АЧС в популяциях кабанов в природных условиях (Воронежский заповедник) нами проведены научно-практические работы, направленные на разработку и внедрение системы мониторинга АЧС среди кабанов в условиях охраняемых природных территорий.
Воронежская область расположена в лесостепной природной зоне, где концентрация кабанов приурочена к островным лесным массивам. Здесь расположены как охотничьи хозяйства, так и природные территории с особым охранным статусом - заповедники и заказники. Кабан является здесь обычным представителем фауны и играет важную биогеоценотическую роль. В основе мониторинга АЧС на природных территориях лежат: 1) Визуальная оценка состояния популяции кабана, с точки зрения выявления больных животных. Наблюдения проводят в местах наибольшей концентрации животных, в том числе с помощью фотоловушек, что позволяет на ранних этапах выявлять больных и павших животных. 2) Проведение биотехнических мероприятий с целью снижения миграционной активности животных. В осенне-зимний малокормный период организуют подкормочные площадки внутри лесного массива, где формируется оседлое маточное поголовье, иногда из нескольких семейных групп. 3) Взятие проб биологического материала от кабанов (биоматериал от павших животных, кровь или слюну от животных при живоотлове) для выполнения диагностических исследований с целью исключения АЧС. 4) Взятие проб биоматериала (слюны) от живых кабанов. Бесконтактный метод сбора биологического материала от кабанов [4] нами был успешно апробирован в условиях Воронежского заповедника. Основой
394
метода является отбор слюны от кабанов на адсорбирующие элементы (веревочный жгут), смоченные пахучей приманкой. Важно отметить, что в условиях охотничьего хозяйства, кабаны приучены к питанию на искусственных кормушках и в определенной мере адаптированы к присутствию человека. В отличие от охотничьих хозяйств на территориях заповедника кабаны являются «абсолютно дикими животными», что в определенной мере затрудняет сбор биологического материала этим методом. Ослюненные животными концы веревочного жгута направляются на исследования для ПЦР диагностики. При проведении мониторинговых исследований по АЧС на территории заповедника сбор проб бесконтактным методом производят ежемесячно. Сроки, место и время сбора проб устанавливаются согласно естественным повадкам зверя и периодам его суточной активности. В зимне-осенний период - в местах вблизи подкормок, в летне-весенний период веревки развешиваются на тропах зверей. Контроль фотоловушкой показал, что при правильном выборе мест сбора проб, кабаны активно используют вывешенные приманки.
С учетом современной эпизоотической ситуации по АЧС в Центральной России, разработанные методы мониторинга позволяют оценить состояние популяции кабанов без изъятия животных.
Литература: 1. Африканская чума свиней в популяции диких кабанов в Российской Федерации (2007-2012 гг.): информационно-аналитический обзор / С.А. Дудников, Н.С.Бардина, О.Н. Петрова, Савин А.В. [и др.]; Федерал. служба по вет. и фитосан. надзору; ФГБУ «ВНИИЗЖ»; ИАЦ Управления ветнадзора. - Владимир, 2013. - 54 с. 2. Африканская чума свиней среди диких кабанов, Информационный обзор // Федеральное государственное бюджетное учреждение «Контрольный информационно-аналитический центр охотничьих животных и среды их обитания», М., Выпуск 1, 2014. http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=134841. 3. Бакулов И.А. Особо опасные болезни животных: справочник / Покров, Новосибирск, 2002. - 183 с. 4. Чичикин А.Ю., Газаев И.Х., Цыбанов С.Ж., Колбасов Д.В. // Ветеринария.-2012. - № 6. - С 26-28.
Main trends of monitoring of African swine fever in wild boar populations. Romashova N.B., Manzhurina О.А., Romashov B.V., Skogoreva А.М., Popova O.V., Kudrin L.P., Zhmurov N.G. Voronezh State Biosphere Reservation; Voronezh Emperor Peter the I State Agrarian University.
Summary. Taking into account the modern epizootological situation on the African swine fever in wild boars in the Central Russia the developed methods of monitoring allow to evaluate the status of wild boar population. The developed assay is based on sampling of saliva from wild boars on adsorbing elements.