Научная статья на тему 'Основные функции менеджмента на примере спортивных соревнований Санкт-Петербурга'

Основные функции менеджмента на примере спортивных соревнований Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5374
636
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Екатерина Юрьевна

Главным инструментом повышения эффективности управления организацией и проведения спортивного соревнования является грамотное использование основных функций менеджмента (управления), расмотренных на примере спортивных мероприятий, проводимых в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные функции менеджмента на примере спортивных соревнований Санкт-Петербурга»

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Е.Ю. Давыдова

(Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения)

Научный руководитель - к.э.н., профессор В.Н. Лозинский (Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения)

Главным инструментом повышения эффективности управления организацией и проведения спортивного соревнования является грамотное использование основных функций менеджмента (управления), расмот-ренных на примере спортивных мероприятий, проводимых в Санкт-Петербурге.

Введение

Спортивная индустрия Петербурга пережила в 2007 г. очередной подъем. В предыдущие годы внимание петербуржцев привлекал, в основном, активный отдых и бурно развивающаяся сфера фитнес-услуг, сейчас же постепенно возрождается интерес зрителей к большому спорту. В ближайшее время эта тенденция обещает стать еще более массовой благодаря активной популяризации международных и российских спортивных событий. Если судить по увеличивающемуся числу соревнований, интерес мировых федераций спорта к Северной Столице как прекрасной площадке для организации различного рода турниров постоянно растет.

По результатам проведенного опроса среди организаторов спортивно-зрелищных мероприятий в Санкт-Петербурге можно сказать, что, определяя «удачность» спортивно-зрелищных мероприятий, 62,3% респондентов отдают предпочтение зрелищной его стороне, 23,5% - организационным вопросам, 14,2% выделяют значимость финансирования. В то же время при подготовке к мероприятию специалисты большое внимание вынуждены уделять поиску дополнительных источников финансирования (41,2%) и более четкой организации (37,8%). Такое положение дел, несомненно, влияет на эффективность организации и проведения спортивно-зрелищного мероприятия [1].

Основным инструментом повышения эффективности управления организацией и проведения спортивного соревнования является грамотное использование функций менеджмента (управления).

Функции менеджмента

Система управления (менеджмента) - это система, в которой реализуются функции управления (менеджмента) [2]. Функции менеджмента представляет собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие.

В настоящее время специалисты придерживаются различных мнений по вопросу о составе основных функций менеджмента. Рассмотрим те из них, которые наиболее часто употребляются в спортивных соревнованиях:

• организация (организовывание), т.е. деятельность по созданию новых и (или) качественному совершенствованию ранее созданных и функционирующих систем любого типа в соответствии с меняющимися внутренними и внешними условиями;

• планирование, т. е. деятельность по созданию условий для целенаправленного, динамического и пропорционального развития объекта менеджмента (в данном случае -спортивного соревнования) путем разработки разных планов;

• мотивация, т.е. деятельность по созданию системы стимулов, активизирующих и побуждающих сотрудников организации к эффективному труду в соответствии с разработанными планами;

• контроль, т.е. деятельность, включающая наблюдение за течением процессов в объекте (спортивном соревновании) менеджмента, сравнение величины контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы, их места, времени, причины и характера;

• координация, т.е. деятельность по обеспечению бесперебойности и непрерывности процесса менеджмента, достижения согласованности в работе организаций, подразделений и отдельных исполнителей с помощью установления рациональных связей между ними;

• маркетинг, т. е. система, объединяющая различные виды рекламы, торговые, спонсорские и иные публичные отношения, которые нацелены на достижение большей эффективности маркетинговых программ с целью укрепить средства инвесторов.

Далее разберем основные функции менеджмента на конкретных примерах спортивных соревнований, проводимых в Санкт-Петербурге.

Функция организации

Организация управления системой спортивного соревнования, наряду с планированием, регулированием и контролем, является ведущей управленческой функцией и, по сути, представляет собой определение субъектов и объектов управленческой деятельностью с наделением их соответствующими функциями правами и обязанностями. Применительно к управлению спортивными соревнованиями организация спортивных мероприятий формирует в себе следующее:

- определение основных функций органа управления (директор, организатор соревнования) по подготовке и проведению соревнований;

- создание организационного комитета по подготовке и проведению соревнований;

- определение функционального содержания деятельности административных органов различного уровня;

Оргкомитет по подготовке и проведению соревнований создается согласно распоряжению первого должностного лица исполнительной власти субъекта Федерации (если соревнования проводятся на городском или международном уровне) или председателя правления организации непосредственно проводящей соревнование. Функции оргкомитета:

- несет ответственность за подготовку и проведение соревнования;

- распределяет обязанности между членами оргкомитета и утверждает предложенный ими план организационной подготовки и проведения соревнований;

- непосредственно руководит службами по различным направлениям во время проведения соревнований;

- обеспечивает подведение итогов соревнований;

- анализирует итоги мероприятий, направляет информацию руководителям муниципальных образований и главам администраций (если соревнования проводятся на городском, федеральном или мировом уровне).

Именно от четкой работы этой функции организации зависит успешность в выполнение остальных функций и задач управления спортивным зрелищем.

Функция планирования

На начальном этапе целесообразно провести составление календаря спортивных соревнований. Проведение спортивных соревнований и физкультурно-спортивных мероприятий (ФСМ) регулируется несколькими документами, основными из которых являются правила соревнований по видам спорта, календарный план спортивных сорев-

нований, положение о соревновании, регламент проведения спортивных соревнований, смета на проведения спортивного соревнования.

Соревнования в спортивных организациях проводятся в соответствии с календарным планом. Календарный план (календарь) соревнований представляет собой плановый документ, который регламентирует перечень планируемых к проведению в предстоящий период соревнований спортивных мероприятий и их виды, определяет сроки и места их проведения, состав участвующих организаций, участников и судей, а также предполагаемую стоимость проведения этих соревнований. Обычно календарный план составляется на год или на сезон и включает в себя три раздела:

1) физкультурно-оздоровительные мероприятия;

2) комплексные мероприятия;

3) соревнования по видам спорта.

Календарный план спортивных соревнований рекомендуется [3] составлять по следующей форме (табл. 1).

№ п/п Наименование разделов и мероприятий Сроки проведения Место проведения Участники Ответственные за проведение

Таблица 1. Календарный план физкультурно-спортивных соревнований

В раздел «Физкультурно-оздоровительные мероприятия» включаются самые различные массовые соревнования, как правило, проводимые среди любителей и предназначенные для повышения развития спорта и физической культуры среди населения, формирования у них здорового образа жизни. Примером таких соревнований, проводящихся в нашем городе, являются «Семейные старты» по легкой атлетике, «Лыжня России», Марафон «Белые ночи» под эгидой Samsung, любительский теннисный турнир «Gloria Cup». Также к этому виду соревнований можно отнести и различные старты, посвященные какой-либо знаменательной дате, меж организационные мероприятия и т. д.

В разделе «Комплексные мероприятия» планируются спартакиады по летним и зимним видам спорта, участие в спартакиадах района, города.

В раздел «Соревнования по видам спорта» включаются (по алфавиту) соревнования по отдельным видам спорта, культивируемым в спортивном клубе, в том числе такие, как первенство трудового коллектива предприятия (школы, района и т.д.), товарищеские встречи, розыгрыш кубка. К таким состязаниям можно отнести и различные первенства спортивных школ, проводящиеся в нашем городе, примером может служить первенство Спорт-центра «Приморский», ежеквартально проводимое в ДЮСШ №2 по большому теннису. К этому виду соревнований относятся в основном соревнования, проводимые на профессиональном уровне по строго оговоренным правилам и с учетом регламента.

В графу «Наименование резервов и мероприятий» заносятся названия разделов календарного плана и относящиеся к ним физкультурно-спортивные мероприятия (в порядке очередности их проведения).

В графе «Сроки проведения» указываются даты проведения мероприятий, в графе «Место проведения» - названия спортивных сооружений, на которых предполагается проводить планируемые мероприятия. В графе «Участники» указывается, кто допускается к участию в мероприятиях (например, все желающие, спортсмены не ниже I разряда, сборные команды цехов, классов школы; если это закрытое соревнование, то только воспитанники той спортивной организации, которая проводит соревнование). В графе «Ответственные за проведение» называется организация, ответственная за проведение, ее структурные подразделения (совет клуба, совет федерации и др.) или фамилии

(должности) ответственных лиц (тренеры сборной команды, председатели цеховых советов предприятия, бюро секций и др.).

Подготовка к проведению соревнования

Всю работу организации, проводящей соревнование (ОПС), по его подготовке и проведению можно оформить в виде комплекса логически последовательных действий, представленных в табл. 2 [3].

№ п/п Наименование этапа Ответственные

1 Утверждение календарного плана ОПС

2 Формирование оргкомитета по проведению ФСМ ОПС

3 Разработка и утверждение положения о соревновании ОПС

4 Разработка и утверждение сметы на проведение ФСМ ОПС

5 Формирование главной судейской коллегии ОПС

6 Маркетинг и реклама ФСМ ОПС

7 Выбор и подготовка спортивного сооружения (заключение договора аренды, инспектирование, дополнительное оснащение техническими средствами и т.д.) ОПС, главная судейская коллегия

8 Медицинское обеспечение ОПС

9 Организация сбора и обработка заявок на участие в ФСМ Главная судейская коллегия

10 Жеребьевка участников Главная судейская коллегия

11 Формирование службы безопасности ОПС

12 Торжественное открытие соревнования ОПС, Главная судейская коллегия

13 Проведение соревнования в соответствии с утвержденными программой и правилами Главная судейская коллегия

14 Награждение победителей ОПС, Главная судейская коллегия

15 Торжественное закрытие ФСМ ОПС, Главная судейская коллегия

16 Подготовка отчета судейской коллегией и представление его организации, проводящей соревнование Главная судейская коллегия

Таблица 2. Этапы подготовки и проведения физкультурно-спортивного мероприятия (ФСМ)

Рассмотрим подробнее содержание некоторых разделов подготовки спортивного соревнования.

Разработка положения о соревновании

Положение о соревновании - основной управленческий документ, определяющий цель, задачи, состав участников соревнования, порядок и способы определения победителей. Положение регламентирует все отношения между организаторами соревнования, его участниками и судьями. Многолетней практикой проведения соревнований в Рос-

сии выработана четкая типовая структура положения о соревновании. Положение о соревновании любого ранга включает, как правило, его точное название и несколько разделов, основные из которых рассмотрены ниже.

Охарактеризуем типовую модель положения о соревновании на примере теннисного турнира Российского теннисного тура (РТТ), проводимого в Санкт-Петербурге на первенство Спорт-центра «Приморский».

Разработанное положение обязательно утверждается организацией, проводящей соревнование, и заблаговременно рассылается всем потенциальным участникам соревнования и заинтересованным организациям и лицам.

Судейская коллегия

Для проведения соревнований оргкомитетом заблаговременно утверждается главная судейская коллегия и подбирается состав судей в соответствии с правилами и положением о данном соревновании.

Главная судейская коллегия приведенного выше соревнования состоит из главного судьи, его заместителя (в том числе по медицинскому и хозяйственному обеспечению), главного секретаря и его помощников, старшего судьи, судей на вышке, судей-наблюдателей и судьи-информатора. На соревнованиях международного уровня, проводимых в нашем городе также по большому теннису, состав судейской коллегии имеет одно существенное отличие - это присутствие на турнире St. Petersburg Open супер-вайзера ITF. Этот человек является представителем ITF (Международной теннисной федерации), в его обязанности входит наблюдение за соблюдением на турнире всех правил проведения турниров такого уровня (данный объект характеризует функцию контроля, которая будет рассмотрена позже). На турнирах по футболу, хоккею, баскетболу и другим спортивным играм, проводимых в нашем городе, также присутствует судья-секундометрист. На турнирах по легкой атлетике присутствует судья на финише.

Чтобы иметь право состоять в судейской коллегии любого профессионального соревнования, необходимо пройти обучение на семинарах, проводимых Федерацией России по конкретному виду спорта, и сдать определенные нормативы по теоретической и практической подготовке.

Медицинское обеспечение и техника безопасности

На всех спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях, независимо от их масштаба, должен быть врачебный персонал для наблюдения за санитарным состоянием мест соревнований, обслуживания участников и оказания неотложной медицинской помощи в случае необходимости.

Реклама спортивного соревнования

Рекламу спортивного соревнования целесообразно проводить в виде рекламной кампании, которая представляет собой несколько рекламных мероприятий, объединенных одной целью (целями), охватывающих определенный период времени и распределенных во времени так, чтобы одно рекламное мероприятие дополняло другое.

При организации рекламной кампании запланированного спортивного мероприятия необходимо соответствовать стратегии маркетинга, которая будет определять цели этой кампании, влиять на выбор средств и вида рекламных каналов.

Рекламная кампания при подготовке, в ходе и после окончания соревнований может включать:

• освещение хода подготовки к соревнованиям в печати; выпуск и распространение афиш, программ, пригласительных билетов, листовок; информацию по радио и телевидению; организацию фотостендов и т.п.;

• популяризацию соответствующих видов спорта путем торжественного открытия (парада) и закрытия соревнований, широкой радиоинформации по ходу соревнований; своевременное заполнение итоговых таблиц; выпуск фотомонтажей; трансляцию соревнований по телевидению и т. д.;

• размещение информации о предстоящем соревновании в Интернете;

• своевременное подведение итогов и торжественное закрытие соревнований; вручение победителям призов, медалей, грамот и дипломов; проведение показательных выступлений; своевременную информацию в печати, по радио и телевидению о результатах проведенных спортивных соревнований.

Основные типы рекламы при проведении спортивных мероприятий показаны в табл.3 [4].

Таблица 3. Типы рекламы при проведении спортивных мероприятий

Независимо от места проведения соревнований (стадион, Дворец спорта, спортивный зал, плавательный бассейн и др.), спортивные сооружения в дни проведения соревнований должны быть ярко и красочно оформлены. Красочное оформление мест проведения спортивных соревнований является одним из эффективных средств рекламы не только данного спортивного мероприятия, но и физической культуры и спорта в целом, нравственного и патриотического воспитания спортсменов.

Финансово-хозяйственное обеспечение соревнования

Спортивно-хозяйственное обеспечение соревнования предусматривает подготовку и аренду спортивных сооружений; подготовку, ремонт и приобретение недостающего спортивного инвентаря и оборудования; обеспечение транспорта для перевозки

спортсменов; подготовку мест проживания или оплату гостиницы для иногородних участников; организацию питания спортсменов; изготовление афиш, программ, билетов участников, пригласительных билетов, протоколов, сводок, таблиц и т.п.; приобретение призов, кубков, наградных медалей, грамот, дипломов; оплату изготовления и приобретения оборудования для красочного оформления мест соревнований; приобретение канцелярских товаров; почтово-телеграфные расходы; оплату судейской коллегии, медицинского и обслуживающего персонала. В зависимости от масштаба и условий проведения соревнований указанные финансово-хозяйственные мероприятия могут быть сокращены или увеличены [12].

Все описанные пункты сведены в генеральной смете проведения спортивного соревнования, составление которой резюмирует функцию планирования.

Функция мотивации

Важнейшее значение в управлении спортивного соревнования имеет функция мотивации сотрудников, она осуществляет стимулирование экономического состояния общества и эффективности организационной деятельности.

Было установлено, что наиболее эффективной стимуляцией сотрудников в спортивной деятельности является: материальное поощрение - 53%, самоутверждение -

31%, моральное поощрение - 12%, принуждение - 4% [4] . Это изображено на рис. 1.

самоутве принужде е

рждение; ние; 4% п°°щрен

31% | ие; 12%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

материал ьное

Рис. 1. Структура стимуляции спортивной деятельности

Одним из примеров данной функции могут служить взаимоотношения между главным судьей и членами судейских бригад. Во избежание конфликтных ситуаций они оговорены в регламенте проводимого соревнования по определенному виду спорта, но если такие ситуации все-таки возникают, то на первом этапе какие-либо замечания должны быть сделаны при индивидуальной беседе и предельно корректно. При невыполнении этого условия может возникнуть серьезный конфликт между разными уровнями иерархии управления соревнованием. Функция мотивации должна быть реализована не только с финансовой, но и с моральной стороны.

Функция контроля

Данную функцию менеджмента спортивных соревнований можно подразделить на две подфункции:

- внешний контроль, к которому можно отнести проверки организации и проведения соревнования, организуемые федерациями по видам спорта разных уровней;

- внутренний контроль, к которому можно отнести проверки, организуемые руководством соревнований, направленные на выявление нечеткой работы каких-либо подразделений, также сюда можно отнести так называемый риск-менеджмент, т.е. контроль за безопасностью зрителей и участников во время проведения соревнования.

Теперь рассмотрим каждый из двух видов подробнее.

Внешний контроль

Рассмотрим данный вид контроля на примере Чемпионата России по футболу, некоторые туры которого ежегодно проходят в Санкт-Петербурге. На каждый тур чемпионата России по футболу Федерацией футбола России назначается инспектор, рекомендованный Судейским комитетом России. Он обязан строго руководствоваться регламентом, правилами соревнований, методическими документами Судейского комитета, указаниями и рекомендациями Федерации футбола.

Получив назначение на тур, инспектор обязан в установленном порядке сообщить о своем участии и прибытии на соревнование. По прибытии к месту проведения тура (в данном случае какой-либо стадион Санкт-Петербурга) инспектор обязан:

• представиться руководителям местных организаций (Федерация футбола Санкт-Петербурга и др.), участвующих в подготовке к проведению тура;

• встретиться с представителями УВД, согласовав вопросы обеспечения безопасности участников соревнований и зрителей;

• принять участие в совещании представителей команд в целях решения возникающих вопросов по организации тура;

• совместно с представителями Федерации футбола Санкт-Петербурга, главным судьей тура осмотреть места проведения соревнований и проверить их соответствие требованиям нормативных документов, таких как «Акт государственной комиссии о пригодности спорт-сооружений к эксплуатации», «Акт комиссии Федерации футбола России о готовности к приему тура», «Положение о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также эвакуации и оповещения участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий», «Регламент чемпионата России по футболу»;

• провести инспектирование матча данного тура, оценить действия арбитров на основании Правил игры, действующих рекомендаций и личного анализа судейства.

Требования инспектора матча являются обязательными для выполнения командами. В случае подачи протеста инспектор обязан в течение одного часа после завершения матча, на который подан протест, представить свое заключение.

Информация инспектора обо всех имевших место в ходе игры, до ее начала и после окончания инцидентах должна быть зафиксирована в его рапорте и служит основанием для оперативного принятия мер, в том числе дисциплинарных и штрафных санкций к командам, игрокам и официальным лицам.

Внутренний контроль

Внутренний контроль может включать в себя разного рода проверки, организуемые оргкомитетом соревнований для выявления готовности к проведению спортивного мероприятия. Еще одной, не менее важной разновидностью внутреннего контроля является риск-менеджмент, т. е. обеспечение безопасности при проведении спортивного соревнования [3].

В последние десятилетия существенно возрастает степень риска при проведении спортивных соревнований, предотвращения потерь и обеспечения безопасности. Эти вопросы постоянно поднимаются при проведении всех спортивных мероприятий. И для этого существует немало причин: в последние годы наблюдается рост числа посетителей спортивных соревнований, известно множество случаев массовых драк фанатов при проведении футбольных матчей, обрушения трибун для зрителей и т.п. [10].

Задача риск-менеджмента состоит в том, чтобы предотвратить беспорядки на стадионе во время проведения спортивных мероприятий, снизить возможный риск получения травм болельщиками и участниками соревнований, предотвратить кражу инвентаря или личных вещей и защитить проводимое мероприятие от катастрофических потерь, вызванных форс-мажорными обстоятельствами.

В России в целом и в Санкт-Петербурге, в частности, обеспечение безопасности при проведении спортивных мероприятий и спортивных соревнований в настоящее время регламентируется «Положением о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также эвакуации и оповещения участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий», утвержденным Приказом Спорткомитета СССР № 786. Положением установлен состав организаций, непосредственно участвующих в подготовке и проведении спортивных мероприятий на территории страны и ответственных за обеспечение безопасности. Ими являются [2]:

• организации, по плану которых проводятся массовое спортивное мероприятие;

• администрация спортивных сооружений, на которых проводятся массовые спортивные мероприятия;

• органы внутренних дел.

Эти организации и органы в пределах своей компетенции несут ответственность за обеспечение необходимых условий безопасности участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий.

Согласно названному положению, массовые спортивные мероприятия проводятся на спортивных сооружениях и в местах, официально принятых к эксплуатации государственными комиссиями и судейскими коллегиями, при строжайшем соблюдении всеми участвующими в их проведении организациями действующих норм и правил эксплуатации сооружений, инженерных систем, спортивно-технологического оборудования и инвентаря, а также соответствующих инструкций, других нормативных актов. При этом учитываются также погодные условия и другие факторы, влияющие на ход проведения спортивных мероприятий.

Для каждого спортивного сооружения общего пользования с учетом местных условий и специфики соответствующими спорткомитетами и другими организациями, в ведомственном подчинении которых находятся эти сооружения, с участием органов внутренних дел разрабатываются и утверждаются инструкции, регламентирующие порядок организации и проведения спортивных мероприятий, предусматривающие необходимые меры, обеспечивающие поддержание общественного порядка, безопасности зрителей, пожарной безопасности, оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях и порядок эвакуации в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Невыполнение требований, предусмотренных положением № 786, послужившее причиной возникновения чрезвычайных обстоятельств при проведении массовых спортивных мероприятий, влечет за собой меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством [8].

Рассмотрим пример данной функции менеджмента на примере проводимого в Санкт-Петербурге международного турнира по теннису St. Petersburg Open. Система обеспечения безопасности при проведении этого соревнования включает в себя четыре сферы: пожары, медицинское обслуживание, охрану спортсменов и массовый контроль за толпой. Детализируя сказанное, следует отметить, что риск-менеджмент St. Petersburg Open включает:

• регулирование доступа на спортивное сооружение и поведение болельщиков;

• защиту спортсменов;

• предотвращение краж, включая автотранспорт зрителей на стоянках;

• хранение имущества, инвентаря и спортивного оборудования;

• перевозку товаров для обеспечения мероприятия (призов, инвентаря, продуктов и

др.);

• страхование на случай отмены соревнования и компенсации призов.

В завершении описания функции контроля на теннисном турнире St. Petersburg Open приведем рекомендации, которые дает Международная Ассоциация Менеджеров

массовых мероприятий (The International Association of Auditorium Managers - IAAM) по контролю за зрительской аудиторией и которыми руководствуются все организаторы проводящие соревнования на международном уровне [5].

• Для каждой категории мероприятия должны быть свои инструкции по проведению и обеспечению безопасности.

• Ограничить, а в некоторых случаях полностью запретить продажу спиртных напитков.

• Определить приоритет подачи команд, обязанность и ответственность всего персонала - от менеджера (директора) мероприятия до продавца билетов - при возникновении внештатной ситуации (пожар, отключение электроэнергии, беспорядок среди зрителей и т. д.).

• Весь персонал организации должен пройти специальную тренировку и обучение действиям в случае внештатных ситуаций.

• Менеджер (директор) должен лично убедиться, что все руководители подразделений донесли до сотрудников их обязанности.

• По возможности избегать продажи билетов без обозначения мест.

• Контролировать количество проданных билетов с целью привлечения дополнительных сил сотрудников и служб безопасности, если спрос на билеты превышает предложение.

• Разработать и распространить среди всех сотрудников инструкции по вежливому обращения с посетителями.

• Конфисковать стеклянные бутылки, металлические банки, а также другие предметы, которые могут нанести вред и ущерб здоровью окружающих.

• Установить максимальное количество зрителей, допускающихся на конкретное мероприятие, и письменно заверить его у представителя пожарной охраны и у представителя инспекции по зданиям.

• Знать архитектурный план здания и уметь ориентироваться в нем.

• Разработать план эвакуации.

• Контролировать функционирование системы громкоговорящей связи.

• Выходы, проходы, коридоры в здании должны быть свободны от посторонних предметов.

• Не допускать безбилетников на территорию сооружения.

• Не выключать полностью свет, проходы между рядами и секторами должны быть освящены светящимися дорожками, которые указывают направления к выходам, над которыми должны постоянно гореть таблички ВЫХОД.

• Перед началом, в перерывах, по окончании мероприятия включать тихую, мелодичную музыку.

Следует сказать о необходимости тесного сотрудничества и постоянного контакта менеджеров (директоров соревнований) с милицией, организаторами конкретного мероприятия, участниками спортивного мероприятия, службой безопасности, пожарниками, представителями местных властей. Все это в данном случае преследует одну цель - предотвратить возникновение внештатных ситуаций, угрожающих здоровью и жизни людей в местах большого скопления народа.

Функция координации

Данная функция служит для максимального уменьшения спорных ситуаций, связанных с нечеткими разграничениями полномочий и неоговоренными связями между подразделениями.

Рассмотрим применение этой функции на примере традиционного соревнования, проводимого одной из районных спортивных организацией. Для этого построим структурную схему (рис. 2), на которой покажем все функциональные связи управления спортивным соревнованием.

Рис. 2. Структурная схема управления спортивным соревнованием

Также эти связи и функции каждого из подразделений оговорены в регламенте по конкретному виду спорта [6].

Функция маркетинга

В рыночных условиях маркетинг спортивных мероприятий и соревнований рассматривается как один из относительно самостоятельных разделов менеджмента, как одна из его специфических функций, имеющая большое практическое значение, усиливая их коммерческую значимость. Сейчас все чаще звучит понятие «комплексный маркетинг» - система, объединяющая различные виды рекламы, торговые, спонсорские и иные публичные отношения, которые нацелены на достижение большей эффективности маркетинговых программ с целью укрепить средства инвесторов. Комплексный маркетинг занял очень важное место в спортивных маркетинговых компаниях, рекламных агентствах и корпоративных спонсорских компаниях спортивных соревнований [11].

Центральным звеном успешного управления проведением спортивных мероприятий является проектирование, планирование и контроль за их проведением. Эти функции были уже рассмотрены ранее. Каждый этап управления соревнованием - выбор спортивных сооружений, продажа билетов и организация входа на спортсооружения, гостеприимство и правила этикета, приглашение знаменитых спортсменов и т.д. - должен быть тщательно спланирован, чтобы удовлетворить потребности различных слоев населения.

В комплексном маркетинге огромное значение придается привлечению на соревнования спортивных звезд. Спортивные знаменитости поднимают настроение болельщиков и придают соревнованиям притягательность, так как для болельщиков настоящим счастьем считается предоставление возможности пожать им руку, сфотографировать их или просто побыть рядом с ними. Многие спортсмены обязаны по контракту каждый год принимать участие в определенном количестве благотворительных или публичных соревнований. Это помогает им в сохранении своего статуса [9].

Естественно, что в комплексном маркетинге спортивного соревнования одно из ключевых мест занимает работа по привлечению спонсоров. Конкретное представление о содержании этой работы можно получить, ознакомившись с содержанием спонсорского соглашения.

Маркетинговые коммуникации - один из разделов маркетинга. Значение маркетинговых коммуникаций в теории и практике российского маркетинга постепенно растет вместе с осознание роли коммуникаций в решении конкретных проблем организаций и предприятий на российском рынке [7]. Функция маркетинга очень важна в любом массовом мероприятии и соответственно в любом спортивном соревновании. Это доказывает использование во всех спортивных мероприятиях маркетинговых технологий.

Заключение

Обосновано содержание и необходимость применения функций менеджмента в системе спортивного соревнования в целом и некоторых спортивных соревнований Санкт-Петербурга, в частности. Определен оптимальный состав организационного комитета по подготовке и проведению соревнования, а также функционального содержания его деятельности. Систематизировано содержание регулирования процесса управления системой спортивного соревнования: определены значимость, последовательность и содержание основных элементов регуляции процесса подготовки и проведения соревнования - Единой всероссийской спортивной классификации, правил соревнований по видам спорта, календарного плана спортивных соревнований и положения о проводимом соревновании.

Обозначены основные элементы поощрения работников в данной сфере, также подробно рассмотрен комплекс мер по обеспечению безопасности и регулированию правонарушений при проведении спортивного соревнования, его медицинскому обеспечению.

Проведен анализ спортивного соревнования как производства услуги в области зрелищных мероприятий. Определены содержание, виды и механизм продвижения услуг в процессе подготовки и проведения соревнования в виде информационной рекламы данного соревнования - реклама посредством СМИ, щитовая и печатная реклама и др.

Эти и другие выводы, полученные в ходе выполнения работы, имеют большое теоретическое и практическое значение для спортивных соревнований в Санкт-Петербурге. Эти данные применяются на всех уровнях иерархии спортивной жизни Санкт-Петербурга - как в массовом спорте, так и на профессиональном международном уровне. Большее внимание, уделяемое проблеме менеджмента в физической культуре и спорте, приведет к повышению популяризации этой отрасли среди населения и увеличению доходов среди организаций, проводящих соревнования.

Литература

1. Студенческая наука - физической культуры и спорта. Тезисы докладов итоговой научной конференции студентов и аспирантов СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта «Человек в мире спорта» (Санкт-Петербург, 18 апреля-29 апреля 2005 г.). Вып. 1 / Ред. С.Н. Бекасова. - СПб: СПбГАФК, 2005. - 116 с.

2. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейра-нов. - М.: Издателький центр «Академия», 2004. - 432 с.

3. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Физическая культура и спорт», 2006. - 464 с.

4. Зуев В.Н. Управление системой спортивного соревнования: Автореферат. - Омск, 1999. - 78 с.

5. Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта. - М.: Советский спорт, 2005. - 256 с.

6. Регламент Российского теннисного тура -2007 / В. Лазарев, В. Солнцев, А. Максимов, Ш. Тарпищев. - М.: «Матчбол теннис», 2007. - 111 с.

7. Черепов В.А. Проблемы менеджмента в сфере физической культуры и спорта: Хрестоматия. - СПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. - 229 с.

8. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом: Учебное пособие для вузов.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 448 с.

9. Томич М. Маркетинг в спорте. Рынок и спортивные продукты. - М., 2002. - 224 с.

10. Степанова О.Н. Маркетология спорта: инструментарий социолога: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2003. - 72 с.

11. Тукманов А.В. Организационные и маркетинговые предпосылки эффективного проведения соревнований (на примере футбола): Автореферат. - Москва, 2002. - 98 с.

12. Жолдак В.И. Квартальнов В.А. Менеджмент спорта и туризма. - М.: Советский спорт, 2001. - 416 с.

13. Официальный сайт федерации тенниса России. - Режим доступа: www.tennis-russia.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.