Научная статья на тему 'Основные функции лексических единиц'

Основные функции лексических единиц Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
11828
791
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Морковкин В. В.

В статье предъявляется и рассматривается репертуар внешних и внутренних, собственных и несобственных функций лексических единиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Functions of Lexical Units

In this article I show and discuss a repertoire of lexical units' basic functions.

Текст научной работы на тему «Основные функции лексических единиц»

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В.В. МОРКОВКИН

Отдел лексикографии

Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина ул. Волгина, 6, 117485 Москва, Россия

В статье предъявляется и рассматривается репертуар внешних и внутренних, собственных и несобственных функций лексических единиц.

Занимая центральное положение во всём языковом механизме, лексические единицы обладают сравнительно с другими единицами языка наибольшим количеством функций. Функция языковой единицы - это её назначение. Обладать определённой функцией - значит предназначаться для осуществления чего-либо. Функции лексических единиц отличаются друг от друга, во-первых, по содержанию, а во-вторых, по степени присущности именно лексическим единицам.

С точки зрения содержания одни функции отражают отношение лексических единиц к объектам окружающего мира и поэтому их можно назвать внешними, тогда как другие отражают отношение лексических единиц друг к другу и к языковой системе - внутренние функции. К первым относятся номинативная, обобщающе-познавательная, информационно-накопительная, деистическая, эмотивная, знаковая, коммуникативная, контактная, эстетическая. Ко вторым - синтезирующая, стилистическая, метаязыковая, конструктивная и различительная.

По степени присущности разных функций именно лексическим единицам их можно разделить на собственные и несобственные. Собственной называется такая функция лексических единиц, основным носителем которой являются именно они. Иначе говоря, к собственным относятся функции, свойственные прежде всего лексическим единицам, а уж потом и некоторым другим языковым сущностям. Собственными функциями лексических единиц являются номинативная, обобщающе-познавательная, информационно-накопительная, дейктическая, эмотивная, знаковая, синтезирующая, стилистическая и метаязыковая. Несобственной называется такая функция лексических единиц, основным носителем которой являются любые другие языковые единицы, кроме лексических. Иначе говоря, к несобственным относятся функции, свойственные прежде всего каким-либо иным языковым единицам, а уж потом и наряду с этим лексическим. Всё сказанное можно обобщённо представить в следующей таблице:

Функции Собственные функции лексических единиц Несобственные функции лексических единиц

Внешние номинативная обобщающе-познавательная информационно-накопительная дейктическая эмотивная знаковая коммуникативная контактная эстетическая

Внутренние синтезирующая стилистическая метаязыковая конструктивная различительная

Кратко о каждой из перечисленных функций.

Первой и главной функцией лексических единиц является функция называния предметов и признаков, т.е. номинативная (репрезентативная) функция. Лексические единицы служат, прежде всего, для фиксации результатов познания человеком окружающей действительности. Действуя в этом мире, размышляя над ним и над собой, человек вычленяет всё новые и новые кусочки окружающей действительности и каждому из них даёт определённое имя. Это значит, что самим своим появлением лексическая единица обязана необходимости назвать нечто, выделенное человеком и осознанное им как отдельное. Здесь важно обратить внимание на то, что предъявляемая в словах действительность состоит не только из реально существующих, т.е. воспринимаемых нашими внешними чувствами объектов. Наряду с ними она включает и огромное множество отдельностей вполне виртуального характера, т.е. таких, которые не имеют физического воплощения (ср., время, число, свобода, счастье, красота и т.п.). Такого рода объекты суть ментальные артефакты. Они отражают, во-первых, связи и зависимости реально наличествующих сущностей, их бытийные, потребительские и прочие свойства, а во-вторых - объектное разнообразие духовной жизни человека. Так понимаемые ментальные артефакты делают противостоящую человеку действительность умопостигаемой и существенно более дружественной по отношению к нему1. Номинативная функция свойственна лексическим единицам, относящимся к существительным, прилагательным, числительным, глаголам и наречиям. Проблематика, связанная с именованием окружающей действительности, разрабатывается ономасиологией. Ономасиология [от греч. опоша - ‘имя’ и logos - ‘наука’] - раздел лексикологии, в котором исследуются средства, способы, закономерности и особенности обозначения объектов действительности с помощью лексических единиц.

В лингвистической литературе можно встретить утверждения, будто ономасиология, основы которой были заложены в начале XX в. в работах немецких учёных, принадлежащих к научному направлению «слова и вещи» (Wörter und Sachen), к середине XX в. окончательно оформилась в отдельную науку. Это, конечно, преувеличение. Несмотря на то, что в духе ономасиологического подхода на протяжении XX в. действительно выполнено несколько впе-

чатляющих по своим результатам работ, ономасиология так и не стала самостоятельным разделом языкознания.

Второй важнейшей функцией лексических единиц является обобщающе-познавательная (сигнификативная, классифицирующая) функция. Дело в том, что лексическая единица называет обычно не один конкретный предмет (признак), а целый класс предметов (признаков). Например, слово книга служит названием любого предмета, который представляет собой ‘произведение печати в виде переплетённых листов бумаги с каким-либо текстом’, независимо от его размера, цвета, языка, на котором написан текст и т.п. Для того чтобы лексическая единица могла называть целый класс предметов (признаков), она должна обладать свойством соотноситься с небольшим кругом признаков, имеющихся у всех без исключения предметов, которые составляют этот класс. В количественном отношении таких признаков обычно ровно столько, сколько необходимо, чтобы можно было отграничить предметы (признаки) данного класса от предметов (признаков) всех других классов. Следовательно, называя какой-либо факт действительности, лексическая единица одновременно его и классифицирует, т.е. включает в определённый класс.

На связь именования с классификацией обращал внимание в своё время немецкий философ Э. Кассирер: «Классификация представляет собой одну из фундаментальных особенностей человеческого языка. Сам факт называния основывается на процессе классификации. Дать имя предмету или действию значит отнести его к определённому классу понятий» [8, р.56].

Таким образом, познавательно-обобщающая функция лексических единиц основывается на том, что в них обобщается и закрепляется познавательная деятельность людей, говорящих на соответствующем языке. В результате в сознании человека с каждой лексической единицей связывается определённое представление об обозначаемом ею предмете или признаке. Сумма такого рода представлений, связанных со всеми известными человеку лексическими единицами, образует его знание об окружающей реальной и виртуальной действительности, или, как иногда говорят, его языковую картину мира.

Если в соответствии с номинативной функцией лексическая единица соотносится с предметами и признаками окружающей действительности, то обоб-щающе-познавательная функция подчёркивает их соотношение с представлениями об этих предметах и признаках.

Известный российский психолог А.Р. Лурия пишет: «Слово не только обозначает предмет, но и выполняет важнейшую функцию анализа предмета, передаёт опыт, который сформировался в процессе исторического развития поколений» [1, с.45]. Приведённая мысль, подчёркивая обобщающе-

познавательную функцию, выделяет также ещё одну тесно связанную с ней и очень важную функцию лексических единиц, а именно информационнонакопительную .

Информационно-накопительная, или кумулятивная (от лат. сшпиМю - ‘увеличение, скопление, накопление’), функция отражает замечательное свойство лексических единиц фиксировать, закреплять и накапливать в своём содержании разного рода сведения, ассоциативно связанные с именуемым предметом (признаком). Иначе говоря, лексическая единица обладает памятью: она, как губка, впитывает и сохраняет всю событийную, эмоциональную и прочую информацию о традиционном общественном отношении говорящих к соответст-

вующему предмету (признаку), о месте этого предмета (признака) в национальной истории и культуре и т.д. В результате происходит культурно-историческое «заражение» многих лексических единиц, обозначающих как самые обыденные предметы, так и очень важные нравственные, социальные и мировоззренческие ориентиры. Например, слово поезд для русских - это не просто ‘состав сцепленных железнодорожных вагонов, приводимых в движение локомотивом’. Кроме этого минимального перечня признаков, которые отражают обобщающе-познавательную (сигнификативную, классифицирующую) функцию, это слово ассоциируется у русских и с традиционными видами поездов, такими как скорый поезд, пассажирский поезд, поезд дальнего следования, электричка, и с такими типами входящих в поезд вагонов, как мягкий вагон, купированный/купейный вагон, плацкартный вагон, общий вагон и с другими особенностями именно российских поездов. Богатейший спектр национально особенных ассоциаций вызывает у русских слово сказка. Тут и герои популярных сказок (Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Марья-царевна, Василиса Премудрая или Прекрасная, Дед Мороз, Снегурочка, добрый молодец, красна(я) девица, Конёк-Горбунок, Сивка-Бурка, жар-птица, Курочка-Ряба, Лиса Патрикеевна, Серый Волк, золотая рыбка, нечистая сила, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Го-рыныч, чудо-юдо, русалка и т.д.), и разные сказочные предметы (ковёр-самолёт, шапка-невидимка, скатерть-самобранка, гусли-самогуды, колобок, теремок, избушка на курьих ножках, способная сама собой поворачиваться куда ей скажут и т.д.), и сказочные формулы (в некотором царстве, в некотором государстве ...; жили-были ...; по щучьему велению, по моему хотению; молочные реки, кисельные берега; утро вечера мудренее; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало и др.). Именно информационно-накопительная функция позволяет лексическим единицам служить средством сохранения и передачи национального самосознания, национальной культурно-исторической традиции. Наиболее существенный вклад в изучение информационно-накопительной функции русских лексических единиц внесли Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров.

Дейктическая функция, или просто дейксис (от греч. (1ё1х1з - ‘указание’), - это функция указания, соотнесения с предметами или признаками, которые находятся в том или ином отношении к говорящему лицу или моменту речи. К области дейксиса относятся: а) указание на говорящего и слушающего (ср., я, ты, мой, твой), б) указание на объект речи (ср., он, она, оно, они, его и т.д.), в) указание на степень отстояния объекта речи (ср., этот, тот, вот, вон), г) указание на временную и пространственную локализацию объекта речи (ср., здесь, сейчас, там, тогда). Дейктическая функция свойственна, главным образом, местоимениям и местоименным наречиям. Местоимения, как известно, в отличие от других знаменательных лексических единиц, не обозначают предметов, их признаков, количества или порядка по счёту, а только указывают на них.

Эмотивной (от лат. ешоуеге — ‘возбуждать, волновать’) называется функция выражения эмоций, чувств говорящего. Благодаря эмотивной функции говорящий может с помощью лексических единиц выражать своё отношение к тому, о ком или о чём он говорит. В наибольшей степени эмотивная функция свойственна традиционно понимаемым междометиям, которые, как известно, ничего не называют, а только выражают какую-нибудь эмоцию или чувство. Кроме междометий эмотивная функция свойственна любым лексическим еди-

ницам, которые характеризуются эмоционально-экспрессивной окраской, например, ерундистика (шутливое), пижонство (неодобрительное), проходимец (презрительное), ужасно (ср., ужасно устал), (усилительное) и т.п.

Знаковая функция предполагает возможность рассмотрения лексической единицы как знака, а языка - как системы знаков. Необходимость в таком рассмотрении возникает либо в связи с построением разного рода языковых моделей, либо в тех случаях, когда язык и его единицы анализируются в рамках более широкого понятийного контекста, охватывающего разнородные средства коммуникации мыслей, намерений, чувств и т.п. (музыка, живопись, дорожные знаки и др.). Надо помнить, что возможность рассмотрения лексической единицы как знака носит исключительно условный характер и прямого отношения к природе слова не имеет.

Мысль о наличии определённой связи между понятием «знак» и понятием «слово» - это очень старая мысль. Об этом свидетельствует давнее существование в языке таких произведённых от слова знак лексических единиц, как значить, означать, обозначать, значение и др., которые имеют самое прямое отношение к понятию «слово» (ср., в испанском языке significar, significaciyn, significado и др., производные от signo; ср. также аналогичные ряды во французском, английском и многих других языках). Само понятие «знак» до сих пор трактуется в науке по-разному. Одни включают в это понятие только знаки искусственных информационных систем, такие как дорожные знаки, воинские символы, азбука Морзе и т.п. Другие объединяют в нём и так называемые словесные знаки, и знаки искусственных информационных систем, и знаки-симптомы, т.е. различные признаки, которые сигнализируют о чём-нибудь (например, дым служит знаком пожара). Наконец, третьи в качестве знаков признают только словесные знаки и знаки искусственных информационных систем. Первое последовательное и ясное изложение знаковой теории языка принадлежит Ф. де Соссюру, который считал, что «языковой знак связывает <...>понятие и акустический образ. Этот последний является не материальным звучанием <...>, а психическим отпечатком звучания, представлением, получаемым нами о нём посредством наших органов чувств» [6, с.99]. Тезис Ф. де Соссюра о знаке как чисто психической сущности не раз подвергался критике. В науке наряду с приведённым пониманием языкового знака довольно широкое распространение получили ещё два. В согласии с первым языковой (словесный) знак - это двустороннее (материально-идеальное) единство, в котором означающее представлено материальной формой и её акустическим образом, а означаемое - соответствующим понятием2. Вторая интерпретация сводит языковой знак только к материальной оболочке3. Кроме того, в нестрогом употреблении термины «знак», «языковой знак», «словесный знак» и подобные часто употребляются вообще как синонимы к лексической единице «слово» без всякого предварительного устранения отмеченной выше неопределённости. Такая неоднозначность в интерпретации термина «знак» и его производных порождает определённое сомнение в целесообразности их использования в лингвистических описаниях.

Синтезирующая функция лексических единиц основывается на том, что они являются источником и носителем фонетических, морфологических, семантических, синтаксических и стилистических свойств, которые в сумме составляют содержание соответствующих ярусов языковой системы. Сами понятия, например, фонемы, морфемы, падежа, вида, управления, значения, семы и т.д.

могли появиться и появились в действительности только в результате анализа лексических единиц и наблюдения за их употреблением. Присущность лексическим единицам синтезирующей функции позволяет использовать их в различных прикладных целях. Например, если мы хотим создать морфологический минимум определённого уровня, это можно сделать так: а) взять соответствующий этому уровню лексический минимум4, б) приписать (с опорой на авторитетные словари и грамматики) каждой лексической единице в этом минимуме все её грамматические характеристики, в) обобщить, должным образом упорядочить эти характеристики и предъявить их в систематизированном виде.

Стилистическая (регистровая) функция основывается на том, что существуют, с одной стороны, лексические единицы, закреплённые за определёнными сферами речи, а с другой - лексические единицы, свободно употребляющиеся в любой сфере речи. Первые называются стилистически связанными (стилистически отмеченными, стилистически маркированными), а вторые - стилистически нейтральными. Например, слово просить является стилистически нейтральным, а его синоним ходатайствовать - стилистически связанным (оно закреплено за официально-деловой речью), слово тратить стилистически нейтральное, а транжирить - стилистически связанное (закреплено за разговорной речью) и т.п. Наличие такого рода противопоставленных в стилистическом отношении лексических единиц позволяет говорящему менять регистр речи в зависимости от разного рода неязыковых факторов (характер ситуации, содержание интенции и т.п.).

Метаязыковая функция - это функция, позволяющая лексическим единицам объяснять другие лексические единицы. Сравним два предложения: Это помещение не годится для собрания и Зал - это большое помещение для публичных собраний. В первом предложении слово помещение обозначает единичный предмет, а во втором - целый класс предметов. Использование лексических единиц в высказываниях, подобных второму из приведённых предложений, есть их использование в метаязыковой функции. Разные лексические единицы обладают разной способностью употребляться в метаязыковой функции. В наибольшей степени метаязыковая функция свойственна лексическим единицам, которые являются названиями больших понятийных классов или тематических групп, например, предмет, свойство, действие, помещение, механизм, машина, деталь и т.п. Именно эти и подобные слова чаще всего встречаются в определениях толковых словарей. В идеографических (в том числе тематических) словарях такие лексические единицы обычно возглавляют группы слов, объединённых определённым общим признаком. Метаязыковая функция тесно связана с обоб-щающе-познавательной (сигнификативной, классифицирующей): в метаязыко-вом употреблении у слова актуализируется именно сигнификативное значение.

Среди несобственных функций лексических единиц главной является коммуникативная. Коммуникативная (от лат. соттишсайо - сообщение, связь) функция лексических единиц - это их назначение служить средством общения, сообщения и воздействия. Несобственной для лексических единиц эта функция является потому, что её главным носителем является предложение. Лексическая единица - предельная составляющая речи. Коммуникативные свойства лексических единиц определяются, прежде всего, их главным назначением: именуя предметы и признаки окружающего мира, они предназначены для того, чтобы с их помощью говорящие могли, во-первых, передавать свои информационные

состояния другим, а во-вторых, воспринимать предъявляемые речью информационные состояния других. Если с точки зрения языка (дихотомия «язык -речь») лексические единицы являются, прежде всего, номинативными единицами, то с точки зрения речи они - коммуникативные единицы, причём такие, которые сообщают коммуникативному акту информационную определённость. В согласии с коммуникативной функцией лексические единицы в конкретных речевых произведениях реализуют только часть своего номинативного значения, которая соответствует именно данной коммуникативной ситуации. Например, в словосочетании поставить чайник на книгу актуализируется только самая общая часть номинативного значения слова книга, а именно ‘предмет, имеющий плоскую поверхность’, тогда как все другие элементы номинативного значения оказываются здесь не актуализированными.

Когда мы говорим «слово передаёт информацию, слово служит для передачи информации, слово передаёт мысли и чувства говорящего» и т.п., надо ясно понимать, что в такого рода предложениях скрыта метафора, их нельзя понимать буквально. Слова не птицы, порхающие между говорящим и слушающим с мыслями в клюве, и не самолёты, перевозящие информацию. Роль слова в коммуникации (эту роль оно выполняет, прежде всего, с помощью своей материальной оболочки) состоит в том, чтобы возбудить в сознании слушающего (читающего) то или примерно то информационное состояние, которое отправитель речи хочет ему сообщить. На это исключительно важное обстоятельство не уставал указывать A.A. Потебня, который писал: «Посредством слова нельзя передать другому свои мысли, а можно только пробудить в нём его собственную» [3, с. 152].

Эстетическая (изобразительная, поэтическая) функция лексических единиц - это их назначение выступать в качестве средства художественной выразительности. Эстетическая функция является для лексических единиц несобственной, поскольку в качестве первичного и главного её носителя выступает текст. Вместе с тем в создании художественной выразительности текста лексические единицы играют первостепенную роль, большую, чем все другие единицы вместе взятые. Эстетическая функция свойственна, во-первых, лексическим единицам с конкретным значением, которые вызывают яркие образы-представления, например, очи, уста, чело и т.п., во-вторых, лексическим единицам с яркой внутренней формой, например, соборность, намоленный, сорвиголова и т.п., в-третьих, любым лексическим единицам, мастерски употреблённым в необычном контексте, например, ситец неба такой голубой (С. Есенин), или покатились глаза (вместо слёзы) собачьи| Золотыми звёздами в снег (С. Есенин), или День молочно-сизый расцвёл и замер\ Побелело море, целуя отмель.\ Всхлипывают волны; роняют брызги\ Крылья тумана (М. Волошин). Эстетическая функция лексических единиц проявляется в речевых произведениях, созданных хорошими писателями, а также вообще людьми с обострённым чувством языка. Как те, так и другие отличаются от средних носителей языка, прежде всего тем, что они воспринимают и ощущают слово не только в тех его свойствах, которые где-то когда-то уже были реализованы, но и в его ещё никогда не осуществлённых возможностях. Наличие у лексических единиц эстетической функции позволяет говорящим не только сообщать друг другу событийную информацию, т.е. воздействовать главным образом на интеллект, но и живописать со-

бытия, воздействуя тем самым на душу и воображение, т.е. не только формировать знание, но и вызывать переживание.

Контактная, или фатическая (от лат. ‘for, fatus sum, fari’ - говорить), функция - это функция установления и поддержания или, наоборот, прекращения речевого контакта. Контактная функция свойственна лексическим единицам, которые регулярно используются для того, чтобы вступить в разговор, следить за тем, чтобы собеседник не отвлекался от разговора, для заполнения пауз и т.д., например, алло, слушаю, знаешь (ср., Знаешь, я вчера всё-таки встретился с Лизой), понимаешь (ср., Я, понимаешь, здесь себе места не нахожу, а он даже позвонить не может!), здравствуйте, пока, правильно (ср., Вчера ты здесь был, правильно?) и т.п. Первичным носителем контактной функции является текст.

Конструктивная функция основывается на том, что слова, с одной стороны, участвуют в построении словосочетаний и высказываний, а с другой, -являются сущностями, анализ которых позволяет выделить единицы более низкого уровня, в частности, морфемы. Кроме того, среди слов рельефно выделяется обособленная группа лексических единиц, для которых конструктивная функция является основной. Речь идёт о таких служебных словах, как предлоги и союзы, используемые, как известно, для связи знаменательных лексических единиц, предложений или частей предложения. Первичным носителем конструктивной функции является морфема.

Наконец, различительная функция состоит в том, что лексические единицы позволяют отличать одно словосочетание или предложение от других, например, У меня есть собака, но У меня есть книга, но У тебя есть собака, но У меня нет собаки и т.д. Первичным носителем различительной функции является фонема.

Знание репертуара функций лексических единиц позволяет учредить ясное и достоверное представление о должном при описании языка как в режиме общей, так и в режиме педагогической лингвистики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ср. разделение лексических единиц на слова ономасиологического и семасиологического характера в [2, с. 12-13].

2. Ср. Языковая номинация, 1977, с. 10-11.

3. Ср. “знаками в языке называются звуковые комплексы, социально наделённые свойством указания на определённые значения” [5, с. 317].

4. Например, один из десяти градуальных лексических перечней мощностью от 500 до 5000 слов, представленных в кн. “Система лексических минимумов...”, 2003.

ЛИТЕРАТУРА

Х.Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979.

2. Морковкин В. В. Опыт идеографического описания лексики (анализ слов со значением времени в русском языке). - М., 1977.

3. Потебня А.А. Мысль и язык. - Т. 1. - Одесса, 1922.

4. Богачёва Г.Ф., Луцкая Н.М., Морковкин В.В., Попова З.П. Система лексических минимумов современного $^1Шго языка: It) лексических списков - от 500 до 5000 самых важных русских слов/Под ред. В.В.Морковкина. - М., 2003.

5. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. - М., 1977.

6. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики //Труды по языкознанию /Переводы с французского под ред.А.А. Холодовича. - М., 1977.

7. Языковая номинация. Виды наименований. - М., 1977.

8. Cassierer Е. An Essay on Man. - New Haven-L., 1945.

BASIC FUNCTIONS OF LEXICAL UNITS

V.V. MORKOVKIN

A.S. Pushkin State Institute of Russian Language Volgina sir., 6, 117485 Moscow, Russia

In this article I show and discuss a repertoire of lexical units’ basic functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.