Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ '

ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конкурентоспособность организации / франчайзинг / факторинг / лизинг / хеджирование / competitiveness of the organization / franchising / factoring / leasing / hedging

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Храмченко, Д.В. Волошко, О.А. Подставкина

Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных условиях каждая организация стремится повышать уровень своей конкурентоспособности, поскольку она позволяет сохранять уже занятые позиции на отраслевом рынке и завоевывать новые. Финансово-хозяйственная деятельность организаций, которая характеризуется низким уровнем конкурентоспособности, находится под угрозой. Конкурентоспособность выступает в качестве ключевого критерия для оценки успеха организаций. Основными направлениями, которые положительно воздействуют на уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, являются обновление и модернизация материально-технической базы, совершенствование системы управления производственными ресурсами, развитие маркетинговой системы и др. Все это предполагает значительных финансовых вливаний, чего не могут позволить себе организации, испытывающие нехватку средств. В связи с этим особую роль играют различные финансовые инструменты. В данной статье рассмотрены четыре основных инструмента, которые могут повысить уровень конкурентоспособности организаций: франчайзинг, факторинг, лизинг, а также хеджирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FINANCIAL INSTRUMENTS FOR IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION

The relevance of the research topic is determined by the fact that in modern conditions, each organization strives to increase its level of competitiveness, since it allows you to maintain the positions already occupied in the industry market and win new ones. The financial and economic activities of organizations that are characterized by a low level of competitiveness are under threat. Competitiveness is a key criterion for evaluating the success of organizations. The main directions that have a positive impact on the level of competitiveness of economic entities are the renewal and modernization of the material and technical base, the improvement of the production resource management system, the development of the marketing system, etc. All this requires significant financial injections, which organizations that are short of funds cannot afford. In this regard, various financial instruments play a special role. This article discusses four main tools that can increase the level of competitiveness of organizations: franchising, factoring, leasing, and hedging.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ »

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-461-465

А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, A.A. Khramchenko - candidate of Economics, associate professor of the department of finance, FSBEI HE Kuban SAU;

Д.В. Волошко - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, dasha_and_i@mail.ru, D.V. Voloshko - student, FSBEI HE Kuban SAU;

О.А. Подставкина - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, olg.podstavkina@mail.ru, O.A. Podstavkina - student, FSBEI HE Kuban SAU.

ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ THE MAIN FINANCIAL INSTRUMENTS FOR IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION

Аннотация. Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных условиях каждая организация стремится повышать уровень своей конкурентоспособности, поскольку она позволяет сохранять уже занятые позиции на отраслевом рынке и завоевывать новые. Финансово-хозяйственная деятельность организаций, которая характеризуется низким уровнем конкурентоспособности, находится под угрозой. Конкурентоспособность выступает в качестве ключевого критерия для оценки успеха организаций. Основными направлениями, которые положительно воздействуют на уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, являются обновление и модернизация материально-технической базы, совершенствование системы управления производственными ресурсами, развитие маркетинговой системы и др. Все это предполагает значительных финансовых вливаний, чего не могут позволить себе организации, испытывающие нехватку средств. В связи с этим особую роль играют различные финансовые инструменты. В данной статье рассмотрены четыре основных инструмента, которые могут повысить уровень конкурентоспособности организаций: франчайзинг, факторинг, лизинг, а также хеджирование.

Abstract. The relevance of the research topic is determined by the fact that in modern conditions, each organization strives to increase its level of competitiveness, since it allows you to maintain the positions already occupied in the industry market and win new ones. The financial and economic activities of organizations that are characterized by a low level of competitiveness are under threat. Competitiveness is a key criterion for evaluating the success of organizations. The main directions that have a positive impact on the level of competitiveness of economic entities are the renewal and modernization of the material and technical base, the improvement of the production resource management system, the development of the marketing system, etc. All this requires significant financial injections, which organizations that are short of funds cannot afford. In this regard, various financial instruments play a special role. This article discusses four main tools that can increase the level of competitiveness of organizations: franchising, factoring, leasing, and hedging.

Ключевые слова: конкурентоспособность организации, франчайзинг, факторинг, лизинг, хеджирование.

Keywords: competitiveness of the organization, franchising, factoring, leasing, hedging.

В современных условиях развития рыночной экономики основополагающим направлением обеспечения финансовой устойчивости организаций и совершенствования финансово-хозяйственной деятельности становится повышение уровня их конкурентоспособности.

Конкурентоспособность организаций рассматривается в качестве определенного качества, которое определяет потенциал субъекта хозяйствования к выдерживанию конкуренции относительно аналогичного предприятия [6]. Чтобы успешно конкурировать, организациям следует периодически обновлять технологическое оборудование, совершенствовать технологии, используемые в производстве, регулярно проводить маркетинговые исследования, определять сильные и слабые стороны конкурентов. Все это требует финансирования, однако не каждый хозяйствующий субъект может позволить выделение большого объема средств, которые будут направлены на совершенствование различных аспектов деятельности. В связи с этим особое место в повышении уровня конкурентоспособности организаций занимают различные финансовые инструменты.

На рисунке 1 представим основные финансовые инструменты повышения уровня конкурентоспособности организаций.

Рисунок 1 - Основные финансовые инструменты повышения уровня конкурентоспособности организаций (составлен авторами на основе источника 10)

Проанализируем каждый из вышеперечисленных финансовых инструментов, способных повысить уровень конкурентоспособности российских организаций.

Франчайзинг. Франчайзинг представляет собой это одну из форм коммерческой деятельности, которая основывается на системе взаимоотношений, регулируемых перечнем соглашений, в которых франчайзер предоставляет не безвозмездное право совершать действия от своего имени франчайзи, расширяя, таким образом, рынок сбыта [5].

Наличие очевидных преимуществ для обеих сторон, участвующих в франчайзинге, делает его привлекательным практически для всех форм организаций. В большей степени, франчайзинг привлекателен для субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку он предоставляет в распоряжение устойчивый доход от ведения бизнеса. Для более крупных организаций франчайзинг предоставляет возможность расширения и устойчивости собственных позиций на рынке.

Применение факторинга в России. Трактовка понятия «факторинг» как такого на законодательном уровне в России отсутствует, поэтому представим подход к определению термина советского и российского ученого Г. Г. Коробовой: «Факторинг - это комиссионно-посредническая и кредитная операция, основной целью которой является инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей» [3]. Сущность факторинга состоит в предоставлении организациям-поставщикам товаров, работ или услуг финансовых средств, которые он получает сразу же после их отгрузки, выполнения или оказания или же на ту дату, которая прописана в договоре факторинга. Факторинг представляет собой совокупность финансовых услуг по спонсированию поставок товаров, предоставления работ или услуг, страхованию рисков, работе с дебиторами.

Весомым преимуществом применения факторинга в качестве финансового инструмента повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов выступает снижение рисков, в частности риска ликвидности и валютного риска. Первый финансовый риск - риск ликвидности - сводится к минимуму ввиду того, что организация, которая реализовала товары, работы или услуги, может сразу направить полученные средства в оборот (на финансирование текущей деятельности). Валютный же риск снижается в том случае, если организация в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности использует иностранные валюты. Вместе с тем, существенным недостатком факторинга является достаточно высокая стоимость оказания данной финансовой услуги.

Выявим основные тенденции развития рынка факторинговых услуг в России, изучив наиболее значимые показатели, отражающие его состояние. Проанализируем динамику совокупного факторингового портфеля в России на протяжении 2010-2020 гг. (рисунок 2).

1400.0

20101- 2011 г- 2012 г- 2013 г. 2014 Г- 20151 20161- 2017 г. 2018 i- 20191 2020 г.

■ совокупный факторинговый портфель

Рисунок 2 - Динамика совокупного факторингового портфеля в России в 2010-2020 гг. [9]

Статистические данные, представленные ЦБ России, позволяют говорить об ускорении темпов роста совокупного факторингового портфеля, начиная с 2017 года. Так, в 2017 г. прирост факторингового портфеля составил 41 % относительно 2016 г., достигнув 434,9 млрд. руб. В 2020 году российский рынок факторинга вырос до 1105,8 млрд. руб., установив новый рекорд за счет деятельности крупнейших игроков (ВТБ Факторинг, Сбербанк Факторинг, Альфа-Банк и др.).

Колоссальному росту российского рынка факторинговых услуг за последние годы, согласно мнению управляющего партнера Global Factoring Network А. Приманченко, способствовала активная пропаганда данного инструмента государственными органами [13]. По прогнозам экономистов, при текущих темпах роста рынка объем совокупного факторингового портфеля к 2022 году вырастет до 1,4 трлн. руб.

На рис. 3 представим динамику объемов предоставленных российским организациям объемов финансирования на рынке факторинговых услуг в 2010-2020 гг.

На протяжении 2010-2020 годов объемы предоставленного финансирования на российском факторинговом рынке сокращались дважды: в 2013 и 2015 гг. Причиной сокращения объемов финансирования на 53 % в 2013 г. по сравнению с 2012 г. стало существенное падение активности организаций в факторабельных отраслях российской экономики [11], что также обусловило снижение качества портфелей. В 2015 г. объемы финансирования сократились на 15 % сравнительно с 2014 г. ввиду падения потребительского рынка после введения санкций (в том числе в сфере финансирования) зарубежными государствами.

■ объем финансирования за счет факторинга

Рисунок 3 - Динамика объемов финансирования деятельности организаций за счет факторинга в России в 2010-2020 гг. [9]

По итогам 2020 года сумма, выплаченная в результате проведения факторинговых операций, составила более 3867,3 млрд. руб., что в 10,4 раза превысило значение 2010 года. Выявленная тенденция также свидетельствует о росте и об увеличении масштабов рынка факторинговых услуг в России.

Географическая структура рынка факторинговых услуг в России за 2020 год показывает, что г. Москва является лидирующим субъектом, на территории которого осуществляется большая часть операций. Так, общая сумма факторингового портфеля Москвы по итогам предыдущего года составила более 358,4 млрд. руб., а доля в совокупном портфеле по всем регионам - 37,6 % [9].

Исследуя отраслевую направленность факторингового финансирования в России, следует выделить три наиболее привлекательные сферы:

- добывающий сектор (121 млрд. руб. по итогам 2020 года);

- производство машин и оборудования (105 млрд. руб.);

- химия и нефтехимия (93 млрд. руб.) [13].

Обобщая результаты анализа российского рынка факторинговых услуг, можно сказать, что факторинг как финансовый инструмент повышения конкурентоспособности долгое время является необоснованно недооцененной услугой в нашей стране, однако, начиная с 2017 года, складываются положительные тенденции в развитии рынка. Организации, чья деятельность финансируется за счет факторинга, приобретают конкурентное преимущество по отношению к другим субъектам хозяйствования в отрасли.

Рынок лизинговых услуг в России. В соответствии с Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», лизинг представляет собой совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга [1]. Лизинг выступает в качестве одной из наиболее перспективных способов финансирования деятельности организаций в части приобретения основных фондов [7]. Сущность лизинга состоит в приобретении организацией-лизингодателем определенного имущества у поставщика и передачи его в долгосрочную аренду клиенту-лизингополучателю с дальнейшим выкупом. Предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, кроме земельных участков и других природных объектов [2].

К числу достоинств лизинга, которые могут обеспечить конкурентные преимущества организации, следует отнести следующие:

- возможность приобретения основных средств с индивидуальным для каждой организации графиком лизинговых платежей;

- лизинг привлекателен для организаций, которые имеют долгосрочные планы, ограничивающие их финансовые возможности;

- при лизинге не обязателен залог;

- лизингополучатель получает основные фонды в пользование, после - в собственность, не оплачивая сразу крупные суммы из собственных средств.

Недостатками лизинга как финансового инструмента является то, что основные фонды, приобретенные по данному договору, находятся в собственности лизинговой компании до тех пор, пока не будет погашен последний лизинговый платеж. При этом согласно договору лизинга, стоимость основных фондов, выступающих предметом лизинга, на порядок выше, чем их первоначальная цена. К недостаткам лизинга следует также отнести сложность данного вида операций с точки зрения юридического оформления.

Рассмотрим и проанализируем динамику рынка финансового лизинга в России в 2010-2020 гг. на основе статистических данных, публикуемых Росстатом (рисунок 4).

Рынок финансового лизинга в России уверенно рос с 2010 по 2014 гг., однако в 2015 г. по ранее названной причине общая стоимость договоров рухнула вдвое и составила 502 млрд. руб. Уже в следующем году рынок вновь начал расти: общая стоимость договоров финансового лизинга увеличилась на 48 % и достигла 743 млрд. руб. В 2017-2019 гг. наблюдалась положительная динамика, но в 2020 году в связи с пандемией коронавируса и временным приостановлением деятельности организаций, объем договоров финансового лизинга несколько упал - на 6 % сравнительно с 2019 годом.

Рисуок 4 - Динамика общей стоимости договоров финансового лизингав России в 2010-2020 гг. [8]

Крупнейшим лизингополучателем, как и в случае с факторингом, в 2020 г. стала Москва, где количество заключенных договоров лизинга составило 74588 ед. Наиболее востребованным предметом лизинга выступил автотранспорт - 51,1 % общего объема лизингового рынка [12].

Особенно эффективным лизинг как финансовый инструмент повышения конкурентоспособности организаций является для субъектов малого и среднего бизнеса, поскольку он выступает наиболее доступным источником финансирования, позволяющим модернизировать производственные и иные процессы, что в современных условиях выступает основой формирования конкурентного преимущества на отраслевом рынке. Рынок лизинговых услуг развивается достаточно динамично в России, однако данный финансовый инструмент все еще не распространен, как в зарубежных странах.

Хеджирование как инструмент управления рисками. В современных условиях управление рисками является одним из наиболее значимых и динамично развивающихся направлений совершенствования финансово -хозяйственной деятельности организаций.

Хеджирование представляет собой открытие разнонаправленных сделок на один и тот же базовый актив для компенсации воздействия ценовых рисков [4]. Исследуя хеджирование как финансовый инструмент повышения конкурентоспособности организаций, следует выделить основные его преимущества:

- хеджирование позволяет свести к минимуму ценовые риски;

- хеджирование обеспечивает снижение операционных рисков;

- хеджирование повышает финансовую устойчивость организации;

- хеджирование характеризуется относительно низкими накладными расходами.

Следует отметить, что для применения механизма хеджирования и приобретения организацией конкурентных преимуществ, необходимо отказаться от возможной прибыли на спотовом рынке. К недостаткам инструмента хеджирования также относится наличие риска, связанного с внезапным изменением цен, а также риска, выражающегося в реформировании налогового законодательства. Исходя из этого, выбор хеджирования в качестве инструмента повышения конкурентоспособности должен обосновываться на тщательном изучении и подборе руководством организации брокера и грамотной разработке стратегии применения.

На сегодняшний день существуют различные финансовые инструменты повышения конкурентоспособности организаций, которые имеют свои преимущества и недостатки. Разнообразие финансовых инструментов, обеспечивающих хозяйствующих субъектов конкурентными преимуществами, - это широкие возможности при принятии решений, связанных с определением способа финансирования, которые позволяют достичь максимально высокого уровня производительности и эффективности работы организаций.

Проведенный анализ показал, что в России наиболее популярными финансовыми инструментами, используемыми для улучшения положения хозяйствующих субъектов на отраслевом рынке, являются франчайзинг, факторинг, лизинг и хеджирование, однако они все еще недостаточно распространены в нашей стране. Использование того или иного инструмента определяется спецификой осуществляемой организацией деятельности и других аспектов его работы, поэтому для повышения конкурентоспособности хозяйствующему субъекту необходимо, прежде всего, проводить грамотный и подробный анализ перед выбором финансового инструмента.

Источники:

1. Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20780/, свободный.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/ 10164072/, свободный

3. Банковское дело : учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Г. Г. Коробовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2019. - 592 с.

4. Домащенко, Д. В. Современные подходы к корпоративному риск-менеджменту: методы и инструменты / Д.В. До-мащенко, Ю.Ю. Финогенова. - Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2019. - 304 с.

5. Иванов, Г. Г. Франчайзинг в торговле : учебное пособие / Г.Г. Иванов, Е.С. Холин. - Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. - 104 с.

6. Конкурентоспособность предприятия (фирмы) : учебное пособие / А.К. Александров [и др.] ; под общ. ред. В.М. Круглика. - Минск : Новое знание ; Москва : ИНФРА-М, 2020. - 285 с.

7. Молдован, А. А. Лизинг как современная форма финансирования капиталовложений в основные фонды // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 26. - С. 84-91.

8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/, свободный.

9. Понятие, виды и функции факторинга. Трансформация дебиторской задолженности в ликвидный актив // ЦБ РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/StaticHtml/File/118710/Victor_Vernov_ AFK.pdf, свободный.

10. Приходько, Е. А., Ильина, Е. Л. Финансовые инструменты повышения конкурентоспособности компании // E-SCIO. - Саранск : Информационная Мордовия. - 2019. - № 6 (33). - С. 700-710.

11. Российский рынок факторинга в 2013 году: вызов принят // ИА «Банки.ру» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.banki.ru/news/research/?id=6634222, свободный.

12. Храмченко А.А. Анализ бюджетного инвестирования/ Храмченко А.А., Вакуленко А.А., Салова А.А.//Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 447-454.

13. Храмченко А.А. Оценка структуры динамики пенсионной системы в РФ/ Храмченко А.А., Абрамян М.Н., Борсук Д.А.//Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 440-443.

References:

1. Federal Law of 29.10.1998 N 164-FZ «On financial lease (leasing)» [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20780/, free.

2. Civil Code of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: https://base.garant.ru/10164072/, free.

3. Banking : textbook / ed. by dr. ekon. nauk, prof. G. G. Korobova. - 2nd ed., reprint. and additional. - M.: Master : INFRA-M, 2019. - 592 p.

4. Domashchenko, D. V. Modern approaches to corporate risk management: methods and tools / D.V. Domashchenko, Yu.Yu. Finogenova. - Moscow: Magister : INFRA-M, 2019. - 304 p.

5. Ivanov, G. G. Franchising in trade : textbook / G.G. Ivanov, E.S. Kholin. - Moscow: FORUM: INFRA-M, 2020. - 104 p.

6. The competitiveness of an enterprise (firm) : textbook / A.K. Alexandrov [et al.]; under the general editorship of V.M. Kruglyak. - Minsk : Novoe znanie; Moscow: INFRA-M, 2020. - 285 p.

7. Moldovan, A. A. Leasing as a modern form of financing capital investments in fixed assets. Innovations. The science. Education. - 2021. - No. 26. - pp. 84-91.

8. Official website of the Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - Access mode: https://rosstat.gov.ru/free.

9. The concept, types and functions of factoring. Transformation of receivables into liquid assets // Central Bank of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: https://cbr.ru/StaticHtml/File/118710/Victor_ Vernov_AFK.pdf, free.

10. Prikhodko, E. A., Ilina, E. L. Financial instruments for improving the competitiveness of the company // E-SCIO. - Saransk: Information Mordovia. - 2019. - № 6 (33). - pp. 700-710.

11. The Russian factoring market in 2013: the challenge is accepted // IA «Banki.ru» [Electronic resource]. - Access mode: https://www.banki.ru/news/research/?id=6634222, free.

12. Khramchenko A.A. Analysis of budget investment / Khramchenko A.A., Vakulenko A.A., Salova A.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40). S. 447-454.

13. Khramchenko A.A. Assessment of the structure of the dynamics of the pension system in the Russian Federation / Khramchenko A.A., Abramyan M.N., Borsuk D.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 4 (39). S. 440-443.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-465-468

А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, A.A. Khramchenko - candidate of Economics, associate professor of the department of finance, FSBEI HE Kuban SAU;

Ю.А. Живицына - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, yzhivitsyna@mail.ru, Yu. A. Zhivitsyna - student, FSBEI HE Kuban SAU;

А.В. Батурин - студент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, baturin.official@gmail.com , A.V. Baturin - student, FSBEI HE Kuban SAU.

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ FEATURES OF INVESTMENT ACTIVITY IN THE MODERN RUSSIAN ECONOMY

Аннотация. В современных реалиях инвестиционная политика многих стран сильно изменилась, поменялись приоритеты в целях и сферах инвестирования, появились новые более востребованные и прибыльные отрасли экономики. Сильные изменения на инвестиционном рынке связаны в основном с пандемией новой ко-роновирусной инфекции, которая приостановила развитие некоторых отраслей экономики и дала толчок к развитию других. На сегодняшний день остается актуальной тема инвестиций в современных условиях, которая предполагает эффективное и рациональное вложение денежных средств.

В работе авторы рассмотрели и проанализировали основные аспекты инвестиционной деятельности Российской Федерации в современных условиях, текущее состояние инвестиционной политики. Определены приоритетные направления инвестиций, динамика инвестиций по отдельным отраслям экономики и основные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности. Также рассмотрены условия и результаты инвестиционной деятельности России.

Abstract. In modern realities, the investment policy of many countries has changed significantly, priorities in the goals and areas of investment have changed, new more popular and profitable sectors of the economy have ap-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.