определение группой специалистов в ходе недельного совещания, таких способов модернизации отдельного бизнес-процесса, с помощью которых эта группа сможет его практически усовершенствовать в течение следующих двух-трех месяцев. Этот метод совмещает в себе технологии мозгового штурма и рег аментирует ответственность за реализацию пр нятых идей в рамках бизнес-процесса. Она может быть применена к бизнес-процессам различных т п в.
Бизнес-процессы подразделяются как основные, вспомогательные, процессы развития, понимая в н х процессы, позволяющие создать цепочку ценности на новейшем уровне показателей деятельности предприятия.
Самым эффективным, а так же современным подходом к совершенствованию бизнес-процессов является его реинжиниринг, который часто называют инновацией процесса. Он необходим в тех случаях, когда бизнес-процесс к настоящему моменту настолько устарел, что требуется его качественно изменение. Этот подход использует все последние достижения в области механизации, автоматизации и информационных технологий.
Таким образом, несмотря на различие подходов к улучшению бизнес-процессов, они совместимы, и на практике при оптимизации деятельности компании применяют как эволюционные, так и революционные. Данные подходы применяются в разных этапах жизненного цикла организации либо одновременно, но для различных бизнес-процессов. Проекты реинжиниринга построены на достижении максимального улучшения бизнес-процесса. Однако реинжиниринг это дорогостоящий подход, требующий много времени и сопряженный со значительными рисками.
Использованные источники:
1. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: учебник для вузов/ Р.А.Фатхутдинов.- 5-е изд.- СПб.: Питер, 2006.- 492с.
2. Горелик О.М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений: уч. Пос. М.: КНОРУС, 2011. - 272с.
3. Гуничева Е.Л., Хусаинова С.В. Глобальные процессы и конкуренция регионов // Экономика и предпринимательство, Москва, 2014. - № 5-2 (46-2). - С.328-332.
УДК 001.2
Федосеева А. В. магистрант направление «Менеджмент» ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса»
Россия, г. Тольятти ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ
Современные тенденции развития общества характеризуются интенсивным ростом производительных сил, что обусловливает и
активизацию роста сферы услуг как важнейшего сектора экономики, охватывающего широкое поле деятельности.
Наиболее значимыми видами услуг в России являются: торговля и общепит (13% ВВП); финансы, кредит и страхование (10% ВВП).
Вместе с тем наблюдается, что динамика роста предприятий сферы бытовых услуг немного увеличивается, что демонстрирует таблица 1 и соответствующий рисунок.
Таблица 1 - Объем бытовых услуг в расчете на душу населения
(рублей) [3]
Годы Млн. руб. (в фактически действовавших ценах)
2004 1316
2005 1672
2006 2016
2007 2435
2008 2890
2009 2628
2010 2208
2011 2417
2012 2642
2013 3874
2014 4090
5000
4000 3000
2000
1000
0 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рисунок 1 - Объем бытовых услуг в расчете на душу населения по Самарской области, млн. руб.
По данным таблицы и рисунка, наблюдается тенденция роста оборота предприятий сферы услуг по Самарской области, несмотря на некоторые годы спада спроса, особенно в кризисный 2009 г. и последующие 2010 годы.
Целью научного исследования является выявление основных факторов и резервов повышения конкурентоспособности сферы услуг в регионе. Основным фактором развития предприятий сферы услуг является уровень доходов населения.
Проанализируем динамику данного показателя по Самарской области и сравним её с ростом оборота по предприятиям сферы услуг (таблица 2 и рисунок 2).
Таблица 2 - Динамика изменения уровня дохода населения Самарской области [2]_
Годы 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Среднемесячные денежные доходы на душу населения, рублей 7137 9264 11383 13779 15564 18021 20223 21756 24696 26865 26074
Реальные денежные доходы в процентах к предыдущему году 109,4 115,2 112,0 110,6 99,2 104,4 105,8 99,4 109,0 102,5 90,1
60000 50000 40000 30000 20000 10000 0 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Среднемесячные денежные доходы на душу населения, рублей Оборот услуг общественного питания по Самарской области, млн. руб.
Рисунок 2 - Сравнение динамики оборота предприятий сферы услуг и
уровня доходов населения Данные таблицы 2 и соответствующего рисунка свидетельствуют о непараллельном характере изменения оборота предприятий сферы услуг и уровня доходов населения. Это показывает стохастическую зависимость данных показателей и влияние других, неценовых факторов на развитие рынка предприятий сферы услуг. В настоящее время в условиях обострения финансового кризиса наметилась тенденция консолидации бизнеса, в том числе и предприятий сферы услуг. Данная форма объединения усилий и ресурсов помогает малым предприятиям сферы услуг обеспечить синергетический эффект от партнерского сотрудничества [1; с. 64]. Основные условия и преимущества от интеграции предприятий сферы услуг представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Основные направления развития предприятий сферы услуг в современных условиях
№ Фактор Тенденция Направления развития
1 2 3 4
1 Снижение потребительского дохода населения Падение реальных доходов населения и необходимости повышения занятости для получения дополнительного Создание стратегических альянсов для обмена знаниями и технологиями с целью быстрого
дохода обуславливает рост спроса реагирования на
на сетевые формы организации сферы услуг. изменения требований рынка. Использование информационных технологий для обмена знаниями и компетенциями и для изучения потребительских предпочтений.
2 Развитие информационных Применение современных информационных технологий для
технологии совершенствования качества обслуживания на предприятиях сферы услуг.
1 2 3 4
3 Рост требований Повышение требований со Развитие национальной
к уровню стороны общественных культуры..
здоровья организаций к качеству Взаимовыгодные
населения предоставляемых услуг. отношения с поставщиками отечественного продовольствия.
4 Экспансия рынка зарубежными Появление на рынке крупных зарубежных игроков в сфере Определение рыночной ниши и формирование
инвесторами услуг. стратегии фокусирования для малых предприятий. Оказание полного спектра услуг для потребителей.
Как показывают данные таблицы 3 многие факторы и тенденции развития являются разновекторными и поэтому предприятиям сферы услуг при планировании своего конкурентного развития необходимо предусмотреть различные варианты стратегии с учетом изменения условий внешней и внутренней среды. Таким образом, в научной статье были определены основные тенденции динамики показателей рынка сферы услуг в Самарской области, выявлены внешние и внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность данной сферы услуг.
Использованные источники:
1. Маркова, О.В. Развитие потенциала инновационного управления малым бизнесом региона // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 23. С.63-66
2. Население. Данные Самарского статического ежегодника http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/samarastat/ru/statistics/popul ation/ (дата обращения 26.01.16 г.)
3. Торговля и услуги. Данные Самарского статического ежегодникаhttp://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/samarastat/ru/stat istics/enterprises/trade/ (дата обращения 23.12.15 г.)