ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОРОДСКИХ УЧИЛИЩ - ПЕРВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ЛОБАНОВА АЛИНА СЕРГЕЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: alina.lobanova.87@mail.ru
Статья подготовлена при поддержке гранта «Пространственный фактор формирования городской культуры (на материалах г. Тамбова во второй половине XIX - начале XX в.)», проект РГНФ, № 14-11-68006
Статья посвящается анализу влияния органов государственной власти и местного самоуправления на организацию и стационарное поддержание функционирования одного из элементов социально-культурной инфраструктуры - городских училищ. Отдельно рассматривается проблема финансирования означенных образовательных учреждений. Автор указывает на противоречия между политикой центральной администрации и деятельностью местного самоуправления, которые заключались в невозможности полностью выполнить все требования Центра в силу местной специфики и отсутствия денежных средств. В статье содержатся упоминания о разных периодах, нашедших отражение в развитии гражданского общества. Для более наглядного представления картины повседневной жизнедеятельности людей, связанных с некоторыми городскими училищами, приводится несколько конкретных примеров. Наиболее ярким из них является история создания более-менее приемлемых условий для женского приходского училища, включавшая в себя процедуру инициирования, проблему предоставления приемлемого помещения, приспособление части здания Присутственных мест и окончательную оценку указанного выше помещения. В статье отмечается и созданная к концу XIX столетия система технического обеспечения рассматриваемых учреждений. Означенная система представляла собой совокупность административных и финансовых мер, заключавшихся в проведении отдельных строительных и ремонтных работ, а также в особом порядке отчетности по мере использования денежных средств. Социальная составляющая в статье отображена в перечне фамилий гласных городской управы, наиболее часто встречающихся в источниках Государственного архива Тамбовской области. Представлено и влияние модернизационных процессов на улучшение качества поддержания городских училищ в надлежащем для образовательных учреждений состоянии.
Ключевые слова: Тамбов, городские училища, городское самоуправление, финансирование.
Сроки и качество строительства общественных помещений, возможности поддержания их в пригодном для функционирования состоянии отражали способность государства создавать условия для жизнедеятельности общественного аппарата и его взаимодействия с населением.
Доктор архитектуры А. В. Иконников, отмечал, что материальные структуры сооружений зачастую несут информацию о социально обусловленном поведении и практических навыках людей, отношениях между ними [1].
Повышенный интерес к истории губернских городов привел к появлению в последние годы работ, посвященных историческому анализу их повседневной жизни. В частности, книги Л. В. Кош-
ман и А. И. Куприянова позволяют представить проблемы благоустройства городов и развития инфраструктуры городского хозяйства в общероссийском масштабе [2; 3]. Тем самым они дают возможность рассмотреть особенности Тамбова на фоне городской России в целом.
Исторический очерк В. В. Канищева, Вл. В. Ка-нищева и М. В. Шлеина «Тамбовская городская дума», посвященный деятельности данного органа самоуправления в 1785-1917 гг., позволил составить общую картину при изучении процессов инициирования и организации повседневного функционирования общественных учреждений г. Тамбова [4].
В ряде статей таких тамбовских историков, как В. Д. Орлова, Н. В. Стрекалова, О. М. Зайце-
ва, В. В. Канищев специально рассмотрены проблемы социальной стратификации российского общества на рубеже Х1Х-ХХ вв. Исследования в этой области важны нам для понимания того, какие именно городские слои в силу своей значимости могли вносить предложения по строительству или реконструкции общественных зданий, кто, в соответствии со своим социальным положением, выполнял и контролировал произведенные работы [5; 6; 7; 8].
Инициатива центральной администрации носила неоднозначный характер. В условиях, когда государство в силу своей абсолютистской сущности, оказывало решающее воздействие на все сферы жизни общества, производство наиболее значимых проектов было априори невозможно без центрального надзора. С другой стороны, указания сверху не решали проблемы благоустройства города через устройство достойного функционирования учебных или общественно значимых зданий, обеспечивали не нужды самого губернского города, а претворяли в жизнь политику государства, иногда без учета местной специфики.
Изначально казенные учебные заведения в целом тяготели к центру города, поскольку были нацелены на обучение детей дворян, чиновников, купцов, проживавших в центральных или близких к ним районах. Но и в размещении этих заведений нередко проявлялся принцип целесообразности, зависевший главным образом от возможностей приобретения властями соответствующих помещений. Так, первое учебное заведение Тамбова - Главное народное училище в 1780-е гг. находилось в Покровской слободе по той причине, что именно там здание под него выделил тамбовский купец Бородин. Приемник народного училища - Дворянский училищный корпус - находился несколько в стороне от центра, в приобретенном для этого заведения доме дворянина Беклемишева. Здания городских начальных училищ, создавшихся по инициативе Думы со второй половины XIX в., располагались по всему городу в целях доступности для маленьких учеников.
Особым отрезком мы посчитали период «великих реформ» 1860-1870-х гг., когда с появлением новых государственных структур, расширением полномочий городского самоуправления, появлением земств, развитием образования, социальной поддержки населения государству и общественности приходилось приспосабливать под их нужды имеющиеся постройки, строить или приобретать новые здания.
Период 1880-1910-х гг. был ознаменован замедлением развития государственных структур, но
бурно развивающимися элементами гражданского общества, которые должны были создавать материальные условия для своего функционирования.
Не считая возможным поддерживать ходатайства казенных учебных заведений, касающихся каких-либо исправлений в их зданиях, городское самоуправление проявляло постоянную инициативу в открытии собственно городских училищ. В марте 1870 г. Тамбовский городской голова выступил с заявлением, что при открытии Богадельни «начальник губернии» высказал мнение об учреждении в Тамбове женского приходского училища для беднейших слоев населения и городское общество, хотя и отозвалось сочувственно, но решения этого так и не исполнило. При этом городской голова рассуждал об общей значимости такого училища, поскольку «образованная жена гарантировала семейное благополучие, что в свою очередь обеспечивало благополучие общественное» [9].
В дальнейшем возникла проблема создания более-менее нормальных условий для 1 -го женского приходского училища. Вначале предполагалось снять квартиру, для этих целей выделялось даже 200 руб., но Дума указала, что при присутственных местах имелся каменный ничем не занятый флигель. Однако там размещалось Пожарное депо, а в подвал ссыпали овес для лошадей. Городской голова полагал, что служителей депо можно было переместить в подвал, сделав отдельный вход с улицы. По правилам же училище требовалось разместить в доме, состоящим не менее чем из шести комнат, две из которых предназначались под классы площадью 100 арш. в квадрате, где должно было поместиться от 25 до 40 девочек, а две предназначались для надзирательницы. В 1872 г. число учениц, по данным смотрителя, насчитывало 168 человек, что в несколько раз превышало рассчитанное раннее количество.
Постепенно условия для учащихся и служителей отвоевывались путем требования исправить флигель и устроить навес парадному крыльцу. Сама пристройка для женского училища оказалась далеко не идеальной: коридор, передняя комната и комната начальника были очень темными, воздух оставался нездоровым, присутствовала сырость.
Проект и смета пристройки для женского училища при доме Присутственных мест Тамбова были предоставлены городским головой в губернское правление только в сентябре 1878 г. [10]. Другое дело, что городским органам не хватало средств для строительства отдельных школьных зданий, но оно поддерживало общественную инициативу.
После предоставления городским головой проекта и сметы пристройки для женского училища
А. 8. ЬОБАКОУА
при доме Присутственных мест были выявлены некоторые недостатки. В проекте каменной одноэтажной пристройки: 1) коридор в новой части был полутемным, а в старой - темным и от горящих в осеннее и зимнее время ламп наполнялся спертым воздухом; 2) передняя комната, где ученицам предполагалось оставлять одежду, представляла собой тесное, темное помещение и освещалась из учительской; 3) отопление производилось духовыми печами, что при отсутствии вентиляции производило сухой горячий воздух; 4) требовалась отдельная сборная комната, где помещались бы девочки при проветривании комнат; 5) ход в учительский туалет был далеко от учительской; 6) помещение начальницы состояло из двух темных и одной светлой комнаты.
Городскому голове поручили переделать проект. В октябре был предоставлен исправленный вариант, в котором коридор освещался арками от классов, подвальный калорифер планировался по методе комнатного (с притоком свежего воздуха, без металла, который портил воздух при нагревании), с резервуаром для воды в его камере, а проветривание осуществлялось бы за счет подпольных каналов отдушников [11].
В1875 г. учителя Тамбовского городского училища подали прошение на приобретение нового помещения, в силу того, что открывался 3-й класс, и помещение не соответствовало количеству учеников. Городская управа предложила уплотнить данные помещения путем расположения в первой комнате передней, а в комнате со двора учебного класса, служителям же ремесленной управы отгородить в ней угол.
Учителя сразу же подали заявление, в котором указывали что в, так называемой, передней могло поместиться только шесть столов на 24 ребенка, а в 3-ем классе их насчитывалось 34. К тому же могли появляться желающие из других училищ, которым свидетельство об их окончании давало льготы при военной службе. Наглухо забитый парадный вход привел бы к необходимости интересующимся ходом образованияпосетителям входить в здание через черный ход. Негде было бы помещать вешалки для ученического платья на 170 человек и ушаты с водой. Дума решила право окончательного решения предоставить городскому голове [12].
Учитель В. Авдеев извещал, что печи в данном учреждении являли собой опасное зрелище, одна из них вообще не топилась, и температурный режим у самых маленьких учеников, мягко говоря, оставлял желать лучшего.
Другими словами, требования учебных заведений к созданию необходимых условий для своего
функционирования во второй половине XIX в. явно росли и встречали понимание местной власти.
Городское самоуправление особый упор делало на создание материальной базы образовательных учреждений. Половина из двадцати городских мужских и женских начальных училищ расположилась в собственных домах, остальные - помещались в наемных домах, являясь примером частно -общественных помещений. А 1 -е женское приходское училище было размещено в самом здании Городской управы [13].
В пространственном отношении происходило расползание общественных и казенных зданий по территории города. Если на начало изучаемого периода строения располагались в основном в центре, постепенно образовавшимися на бывшей территории крепости, то уже конец XIX в. показывает не только разрастание города, но и переселение некоторых общественных учреждений [14].
И, наконец, не все образовательные учреждения могли похвастаться построенными специально для них зданиями. В основном это были приспособленные под учебные нужды бывшие жилые особняки.
Техническое обслуживание городских и государственных зданий так же могло отдаваться с торгов. Непосредственное поддержание чистоты в помещениях, благоустройство территории вокруг зданий, очистка ретирад и колодцев, обеспечение функционирования печей и дымоходов нередко осуществлялось частными подрядчиками.
Говоря в целом о поддержании рассматриваемых зданий в нормальном функциональном состоянии, отметим, что постоянная бумажная волокита, отсутствие разрешения на собственную инициативу (наем работников через гласных) приводили к затяжной переписке и к тому, что фактически не было систематического порядка технического поддержания зданий рассматриваемых учреждений.
Обеспечение функционирования общественных зданий находилось в ведении Городской управы, через которую проходили прошения и указания из различных казенных учреждений, в том числе Губернского правления. Членам Управы поручалось осматривать недостатки в помещениях, нанимать рабочих, закупать материалы.
В документах, датированных 1870-ми гг., наиболее часто представлены следующие фамилии: Никитин, Швечиков, Сорокин, Николаев, Булгаков, Шилов, Иванов, Зяблов, Затопеков, Григорьев. В большей степени данные лица являлись мещанами или представителями различного купечества [15]. Среди ремонтных работ значились вставленные стекла, исправленные рамы, реже полы и
предметы мебели, то есть исправлялись небольшие недостатки или производился косметический ремонт [16].
Начальники учреждений, которые все-таки получали казенные средства, обязаны были отчитываться в их применении. Позднее в конце 1890-х гг. заявления на выдачу денег за различные работы, выполненные хозяйственным способом, были представлены специальными печатными бланками, куда вписывались имена работников, виды работ и выдаваемая им сумма. Ремонт городских (подведомственных Думе) зданий производился на общественные суммы [17].
Стоит отметить, что наиболее «колготными» и наименее результативными были запросы на ремонт и содержание зданий социального и образовательного назначения.
Цепочка организации функционирования наиболее значимых общественных зданий, таким образом, брала начало с Губернского правления. Своевременное рассмотрение дел зависело от нагрузок и профессионального уровня чиновников, что, естественно, гарантировало успех или задержку процесса технического обеспечения. По сравнительно мелким вопросам начальники учреждений в большей степени обращались в Городскую управу, которая через архитектора, гласных думы или своих членов занималась удовлетворением просьб.
Поскольку система не всегда срабатывала четко, успешное разрешение дел зависело от человеческого фактора: количества дел у гласных Городской думы и членов управы на определенном отрезке времени, уровня ответственности и профессионализма подрядчиков и своевременной ассигновки. Документы указывают на узкий круг лиц, нанимаемых на ремонтные работы. Гласные думы, таким образом, обращались к знакомым или проверенным специалистам, что было удобно при постоянной большой текучей работе, но не гарантировало ее высокого качества.
Постепенно, параллельно с развитием административного аппарата, образования, благотворительной и общественной жизни планировка общественных зданий все больше приближалась к необходимым нормам функционирования.
Положение несколько изменилось к концу XIX в., когда совместно с возведением новых строений улучшился быт и условия работы ряда образовательных и общественных учреждений. И наиболее точно можно утверждать, что уровень достойного состояния городских училищ зависел от количества выделяемых средств.
Литература
1. Иконников А. В. Архитектура и история. М., 1993. С. 54.
2. Кошман Л. В. Город и городская жизнь в России XIX столетия. М., 2008.
3. Куприянов А. И. Городская культура русской провинции, конец XVIII - первая половина XIX вв. М., 2007.
4. Канищев В. В., Канищев Вл. В., Шлеин М. В. Тамбовская городская дума. Исторический очерк. Тамбов, 2009.
5. Зайцева О. М. Численность и состав общественно-политической элиты Тамбова в конце XIX-начале XX века. // XIV Державинские чтения. Академия гуманитарного и социального образования: сб. статей. Тамбов, 2009. С. 167-173.
6. Зайцева О. М., Канищев В. В., Орлова В. Д., Стрекалова Н. В. Изменения социальной стратификации городского населения Центрального Черноземья в конце XIX-начале XX вв. // Процессы урбанизации в Центральной России и Сибири: сб. статей. Барнаул. 2005. С. 63-65.
7. Стрекалова Н. В. Состав, стратификация и ти-пологая средних слоев провинциального губернского города в начале XX в. (на материалах Тамбова) // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 10. С. 256-260.
8. Стрекалова Н. В. Социальная мобильность городских средних слоев в период трансформации российского общества начала XX в.: проблемы и перспективы исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 9. С. 320-327.
9. ГАТО (Гос. арх. Тамбовской области)Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 1-2.
10. ГАТОФ. 46. Оп. 1. Ед. хр. 736. Л. 1
11. Там же. Ф. 46. Оп. 1.Ед. хр. 736. Л. 1, 3-4.
12. Там же. Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 6-7, 10, 97; Ед. хр. 48. Л. 35; Ед. хр. 431. Л. 12; Ед. хр. 880. Л. 121-124;Ед. хр. 640. Л. 1-7.
13. Там же. Ф. 16. Оп. 46. Ед. хр. 4. Л. 1-2.
14. Там же. Ф. 16. Оп. 46. Ед. хр. 4. Л. 14.
15. Там же. Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 3-4, 15; Ед. хр. 48. Л. 6, 12, 10, 14, 16, 22-23, 43, 56-57, 82-84, 93; Ед. хр. 93. Л. 1, 57; Ед. хр. 97. Л. 1, 4, 15; Ед. хр. 530. Л. 5-6, 11, 39, 49; Ед. хр. 583. Л. 13, 27; Ед. хр. 884. Л. 15, 31; Ед. хр. 946. Л. 1; Ед. хр. 949. Л. 1; Ед. хр. 1431. Л. 121; Ед. хр. 1855. Л. 5.
16. Там же. Ф. 17. Оп. 1. Ед. хр. 258. Л. 1, 12, 33, 46, 63, 79, 105, 167.
17. Там же. Ф. 16. Оп. 46. Ед. хр. 6. Л. 1; Оп. 90. Ед. хр. 35. Л. 11, 14-16.
References
1. Ikonnikov А. V. АгкИкекШта i istoriya. M., 1993. S. 54.
2. Koshman L. V. Gorod i gorodskaya zhizn' v Rossii XIX stoletiya. M., 2008.
A. S. LOBANOVA
3. Kupriyanov A. I. Gorodskaya kul'tura russkoj provintsii, konets XVIII - pervaya polovina XIX vv. M., 2007.
4. Kanishchev V. V., Kanishchev Vl. V., Shlein M. V. Tambovskaya gorodskaya duma. Istoricheskij ocherk. Tambov, 2009.
5. Zajtseva O. M. Chislennost' i sostav obshchestvenno-politicheskoj elity Tambova v kontse XIX-nachale XX veka // XIV Derzhavinskiye chteniya. Akademiya gumanitarnogo i sotsial'nogo obrazovaniya: sb. statej. Tambov, 2009. S. 167-173.
6. Zajtseva O. M., Kanishchev V. V., Orlova V. D., Strekalova N. V. Izmeneniya sotsial'noj stratifikatsii gorodskogo naseleniya Tsentral'nogo Chernozem'ya v kontse XIX-nachale XX vv. // Protsessy urbanizatsii v Tsentral'noj Rossii i Sibiri: sb. statej. Barnaul. 2005. S. 63-65.
7. Strekalova N. V. Sostav, stratifikatsiya i tipologiya srednikh sloev provintsial'nogo gubernskogo goroda v nachale XX v. (na materialakh Tambova) // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 10. S. 256-260.
8. Strekalova N. V. Sotsial'naya mobil'nost' gorodskikh srednikh sloev v period transformatsii
rossijskogo obshchestva nachala XX v.: problemy i perspektivy issledovaniya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2012. № 9. S. 320-327.
9. GATO (Gos. arkh. Tambovskoj oblasti) F. 17. Op. 1. Ed. khr. 5. L. 1-2.
10. GATO F. 46. Op. 1. Ed. khr. 736. L. 1
11. Tam zhe. F. 46. Op. 1.Ed. khr. 736. L. 1, 3-4.
12. Tam zhe. F. 17. Op. 1. Ed. khr. 5. L. 6-7, 10, 97; Ed. khr. 48. L. 35; Ed. khr. 431. L. 12; Ed. khr. 880. L. 121-124; Ed. khr. 640. L. 1-7.
13. Tam zhe. F. 16. Op. 46. Ed. khr. 4. L. 1-2
14. Tam zhe. F. 16. Op. 46. Ed. khr. 4. L. 14.
15. Tam zhe. F. 17. Op. 1. Ed. khr. 3. L. 3-4, 15; Ed. khr. 48. L. 6, 12, 10, 14, 16, 22-23, 43, 56-57, 82-84, 93; Ed. khr. 93. L. 1, 57; Ed. khr. 97. L. 1, 4, 15; Ed. khr. 530. L. 5-6, 11, 39, 49; Ed. khr. 583. L. 13, 27; Ed. khr. 884. L. 15, 31; Ed. khr. 946. L. 1; Ed. khr. 949. L. 1; Ed. khr. 1431. L. 121; Ed. khr. 1855. L. 5.
16. Tam zhe. F. 17. Op. 1. Ed. khr. 258. L. 1, 12, 33, 46, 63, 79, 105, 167.
17. Tam zhe. F. 16. Op. 46. Ed. khr. 6. L. 1; Op. 90. Ed. khr. 35. L. 11, 14-16.
* * *
MAJOR FACTORS OF FUNCTIONING OF CITY SCHOOLS - THE FIRST ESTABLISHMENTS OF SOCIAL AND CULTURAL INFRASTRUCTURE
LOBANOVA ALINA SERGEYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: alina .lobanova.87@mail.ru
Article is prepared with assistance of a grant «A spatial factor of formation of city culture (on materials of Tambov in the second half of XIX - the beginning of the XX century)», the RHSF project, № 14-11-68006
The article is about the analysis of influence of public authorities and local government on the organization and stationary maintenance of functioning of one of elements of social and cultural infrastructure - city schools. The article separately considered the problem of financing of the marked educational institutions. The author pointed to contradictions between policy of the central administration and activity of local government which consisted in impossibility completely to fulfill all requirements of the Center owing to local specifics and lack of money. Article contains mentions of the different periods which found reflection in development of civil society. There are some concrete examples for more evident representation of a picture of daily activity of the people connected with some city schools. The brightest of them is the history of creation of more or less acceptable conditions for women's parish school including initiation procedure, a problem of granting the acceptable room, the adaptation of part of the building of Offices and a final assessment of the room stated above. In article the author also noted the system of technical ensuring the considered establishments created by the end of the XIX century. The marked system represented set of the administrative and financial measures consisting in carrying out separate construction and repair work and also in a special order of the reporting under a measure of use of money. The article displayed the social component in the list of surnames of the vowels of town council which are most often found in sources of the State archive of the Tambov region. The author also presented influence of modernization processes on improvement of quality of maintenance of city schools in a state, appropriate to educational institutions.
Key words: Tambov, city schools, city self-government, financing.