Вестник Института экономики Российской академии наук
1/2021
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В.А. МЕЛЬЯНЦЕВ
доктор экономических наук, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой международных экономических отношений ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова
И.С. АДРОВА
аспирантка кафедры международных экономических отношений ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ИНДОНЕЗИИ - ЧЕТВЕРТОЙ ЭКОНОМИКИ АЗИИ
Мировой экономический рост все больше зависит от крупных развивающихся стран Азии, на долю которых в 2010-е годы пришлось более половины прироста глобального ВВП. В статье проанализированы важнейшие тенденции и факторы долговременного роста одной из крупнейших азиатских экономик - Индонезии. Хотя страна сильно пострадала от Азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг., она, тем не менее, проведя ряд существенных реформ, сравнительно быстро и устойчиво росла в последующие два десятилетия.
Ключевые слова: Индонезия, факторы и модели экономического роста, пандемия, меры поддержки экономики, сравнительный анализ, социальные достижения и проблемы.
1БЬ: 047, 053, 057.
Э01: 10.24412/2073-6487-2021-1-86-106.
Одной из актуальных задач мировой экономической науки является выявление механизмов, способствовавших экономическому росту в странах, ранее очень бедных и отсталых, но вставших на путь развития и сумевших достичь значительных успехов.
Среди факторов, положительно влияющих на темпы экономического развития стран, наряду с такими, как сравнительно высокий уровень инвестиций в физический и человеческий капитал, динамичный рост внешнеэкономических связей (экспорт товаров и услуг, динамика ПИИ) относительно умеренный уровень неравенства в доходах, политическая стабильность, нередко выделяют и географический фактор,
а именно удаленность от экватора. Однако пример Индонезии (а также стран-соседей - Малайзии и Сингапура), вопреки мнению ряда исследователей1, доказывает, что устойчивый рост в тропиках вполне возможен.
Сегодня Индонезия, о модели развития которой пойдет речь: а) самое большое островное государство, расположенное в экваториальном поясе; б) четвертая по численности населения и седьмая по объему ВВП в паритетах покупательной способности (ППС) страна мира; в) крупнейшая мусульманская страна, которая за годы независимости, сменив два авторитарных режима и перейдя на рубеже веков к более или менее устойчивой демократии, уже полвека растет сравнительно быстро и в целом2 относительно стабильно (см. рис. 1, об этом также: [1; 2; 3, с. 97-99; 4, с. 82-93; 5, с. 94-97; 6, с. 13-2144.; 7; 8]).
Проблемы и достижения экономического развития Индонезии интересовали российских ученых3, начиная с 1960-х годов. Авторы данной статьи, учтя их исследования, а также рассчитав на базе новейших статистических данных международной и национальной статистики ряд эконометрических моделей и индексов развития, сделав межстрановые сопоставления с продвинутыми азиатскими государствами (Япония, Южная Корея и др.) и странами более сопоставимыми с Индонезией по уровню экономического развития (Филиппины), показывают на примере Республики Индонезии, что если системно и систематично проводить прагматичные реформы, то, несмотря на трудности и отдельные неудачи, можно за время, равное жизни одного-двух поколений людей, добиться значимого экономического и социального прогресса. По ряду ресурсно-экономических составляющих Индонезия отчасти схожа с Россией. Отдельные подходы к индустриализации крупнейшей экономики Юго-Восточной Азии могли бы быть применены и в нашей стране, предпринимавшей в последние годы ряд шагов к реиндустриализации.
Следует отметить, что данная статья готовилась в период, когда широкое распространение коронавирусной инфекции, начавшееся в начале 2020 г., пошатнуло экономическое развитие практически всех стран мира. Пандемия СОУГО-19 спровоцировала самый серьезный за многие десятилетия глобальный экономический спад. Несмотря на
1 Sachs J., Warner A. Economic Reform and the Process of Global Integration. Brookings Papers on Economic Activity, 1995; Acemoglu D., Johnson S., Robinson J. The Colonial Origins of Comparative Development: An Empirical Investigation. The American Economic Review. Vol. 91. № 5. 2001; Истерли У. В поисках роста: приключения и злоключения экономистов в тропиках. М., 2006.
2 За исключением 1998 г., на который пришелся Азиатский финансово-экономический кризис, и 2020 г., в который разразилась пандемия коронавируса.
3 См.: ПахомоваЛ.Ф., Рогожин A.A., Бойцов В.В., Попов А.В. и др.
динамичное, сравнительно устойчивое и эффективное развитие Индонезии в последние десятилетия, страна оказалась втянута в воронку экономического кризиса. Авторами уделяется отдельное внимание оценке влияния пандемии на экономику Республики Индонезии.
12040 10000 3000 6000 4000 2000 0
1380 1900 1920 1940 I960 1930 2000 2020
Примечание. СГТП - среднегодовой темп прироста.
Источник: рассчитано авторами по: The World Bank. World Development Indicators. databank.worldbank.org/reports.aspx?source=world-development-indicators#; The UNCTAD. Economic Trends. unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders. aspx (accessed 28.10.2020); Maddison A. The World Economy: Historical Statistics. Paris, OECD, 2003. Рр. 144-145, 184-185, 220-221; Van der Eng P. The Sources of Long-term Economic Growth in Indonesia, 1880-2008 // Explorations in Economic History. 2008. Vol. 47. N. 1. Р. 304-306.
Рис. 1. Индонезия, 1880-2019 гг.: динамика подушевого ВВП, долл., ППС 2017 г.
СГТП ПВВП
Б ] L880-193 8 гг. 1,4
Б L970-199 Я гг. 3,t
Ключевые детерминанты экономического роста
Индонезии
Характеризуя динамику экономического роста Индонезии в период после Азиатского финансового кризиса конца 1990-х гг., можно заметить, что среди первой дюжины наиболее крупных развивающихся стран - КНР, Индия, Бразилия, Мексика, Турция, королевство Саудовская Аравия, Иран, Таиланд, Египет, Нигерия, Пакистан - Индонезия оказалась одним из рекордсменов по результативности макроэкономических показателей, занимая, в частности, в 2008-2018 гг. третье место по среднегодовым темпам прироста (СГТП) подушевого ВВП (ПВВП) после Китая и Индии и первое - по их стабильности4.
Мирное развитие Индонезии началось после завершения вооруженной антиколониальной борьбы. В 1950-1960 гг. страна была одной из беднейших в мире, с огромным дефицитом бюджета и гиперинфляцией, иногда превышавшей 1500% в год. Сначала строилась либе-
4 Рассчитано автором по источникам к граф. 1.
ральная экономика (1950-1957 гг.), затем - направляемая экономика (19571965 гг.), наконец, экономическая демократия (1966-1998 гг.). В 1998 г. после ухода в отставку президента Сухарто был провозглашен курс на реформирование [9]. Несмотря на различие установок, неизменной чертой экономической политики во все эти периоды оставалась главенствующая роль государства в экономике, без которого осуществление догоняющего развития вряд ли было бы возможным.
Индонезия достигла значительных экономических успехов с конца 1960-х годов. В 3-4 раза увеличив СГТП ПВВП по сравнению с заключительным периодом колониального господства (в 1880-1938 гг. ~ 1%), Индонезия по его динамике в 1970-2019 гг.5 вошла в высший квартиль из дюжины крупных развивающихся стран (см. рис. 2).
■ 1970-2019
Примечание. КСА - королевство Саудовская Аравия. Источник: рассчитано авторами по: источники к рис. 1.
Рис. 2. 12 крупных развивающихся стран: среднегодовой темп прироста (СГТП) подушевого ВВП, %
Безусловно, процесс модернизации экономики Индонезии проходил под влиянием множества специфических факторов (природных6, экономических, социально-политических и институциональных),
5 Нами учтен тот факт, что максимальный уровень ПВВП, достигнутый в колониальный период (по одним расчетам, в 1938 г., по другим - в 1941 г.), вследствие длительной фазы военно-политической нестабильности, был восстановлен лишь в начале 1970-х гг.
6 Свыше половины быстроразвивающихся стран (БРС) расположены не в умеренной климатической зоне, которая, как считается, более благоприятна для устойчивого роста и развития, а в тропиках, т.е. в той части планеты, где, как известно, весьма интенсивны и масштабны проявления природных катаклизмов и аномалий (тайфуны, цунами, наводнения и пр.).
которые в разной степени оказывали воздействие на формирование модели экономического развития страны. Сравнительно высокую устойчивость экономики Индонезии можно в известной мере объяснить проведением более или менее взвешенной макроэкономической политикой на протяжении последних десятилетий, которая менялась в зависимости от стратегических приоритетов. Так, например, в эпоху президента Сухарто важнейшим фактором оздоровления экономики стало обуздание инфляции. СГТП дефлятора ВВП, составлявший 123% в 1960-1965 гг. и 149% в 1965-1970 гг., после принятия командой макроэкономистов в правительстве Сухарто мер по стабилизации роста денежной массы в 1970-1998 гг. понизился почти в 10 (!) раз до 15%, а затем в постсухартовский период (в наших расчетах в 1999-2019 гг.) сократился в среднем на 2/5 - до 8-9% (рассчитано по источникам к рис. 1).
После Азиатского финансового кризиса, из которого страна вышла с тяжелейшими последствиями7, индонезийская экономическая политика, ориентировавшаяся прежде всего на стабильность, сумела, возможно благодаря этому, обеспечить быстрый экономический рост, в результате чего в 1998-2019 гг. подушевой ВВП страны в паритетах покупательной способности (ППС) 2017 г. более чем удвоился -с 5,5 тыс. долл. до 11,8 тыс. долл.8
Следует отметить, что если в среднем и по развитым государствам, и по развивающимся странам показатель качества институтов в 20002019 гг. практически не изменился (оставаясь на уровне соответственно 85-86, 40-41%9), то в Индонезии он вырос в 1,5 раза (с 30-31 до 45-46%). В результате Индонезия, два десятилетия назад по рассматриваемому индикатору сильно отстававшая в целом от развивающихся стран, в конце 2010-х годов перегнала последних почти на 1/5, в т. ч. по качеству регулирования экономики - на /з10. При этом, что немаловажно, все еще заметно отставая по показателю обеспечения верховенства закона от Сингапура, Республики Корея, Малайзии (в 2020 г. соответственно 12, 17, 47-е место в глобальном рейтинге из 128 обследованных стран), она, занимая 59-е место, существенно опережала такие страны, как Бразилия, Индия, Таиланд, Вьетнам, КНР, Филиппины (соответственно 67, 69, 71, 85, 88, 91-е место)11.
7 ВВП Индонезии, в т. ч. вследствие резкой девальвации рупии, упал с 227,3 млрд долл. США в 1996 г. до 95,5 млрд долл. США в 1998 г.
8 Рассчитано автором по источникам к рис. 1.
9 Показатель по странам мира меняется от 0 (минимальное значение) до 100.
10 См.: The World Bank. Worldwide Governance Indicators. info.worldbank.org/ governance/wgi/Home/Reports.
11 См.: World Justice Project. Rule of Law Index, 2020. Washington, D.C., 2020. P. 6-7.
Более чем на 2/5 повысился СГТП индекса экономической свободы -с 0,9% в 1980-2000 гг. до 1,3% в 2000-2020 гг. В 2020 г., отставая по этому показателю от Сингапура, Тайваня, Малайзии, Республики Корея и Таиланда (соответствующие места в глобальном рейтинге экономической свободы - 1, 11, 24, 25, 43), Индонезия (54-е место) заметно перегнала Филиппины, Турцию, КНР, Вьетнам, Индию и Бразилию (места в рейтинге: 70, 71, 103, 105, 120, 144)12.
Проведенные реформы, способствовавшие в целом улучшению инвестиционного климата, обеспечению прав собственности, активизации деятельности в стране ТНК и хуацяо (выходцев из Китая)13, обусловили в тенденции повышение доли валовых сбережений и притока ПИИ в ВВП (см. рис. 3), что привело к росту (а не падению, как, например, в Японии) доли валовых капиталовложений в ВВП. При этом, рост последнего показателя в Индонезии оказался более высоким, чем в целом по развивающимся странам.
Источник: рассчитано авторами по: источники к рис. 1.
Рис. 3. Индонезия, 1970-2010-е гг.: динамика внутренних сбережений и притока ПИИ к ВВП, %.
12 Составлено и рассчитано по: Fraser Institute. Economic Freedom of the World, 2020. Vancouver, 2020. P. 92; The Heritage Foundation. 2020 Index of Economic Freedom. Washington, D.C., 2020. www.heritage.org/index. (Accessed 30.10.2020).
13 В переводе с китайского хуацяо буквально означает «китайский эмигрант». В Индонезии на долю хуацяо, не превышающей 3-4% численности населения Индонезии, приходится, по оценкам, не менее % ее крупных и средних частных компаний. Значительная роль китайской деловой общины в экономике Индонезии начиная с колониальных времен является существенным фактором в развитии экономики страны.
Но в развитии Индонезии есть ряд «узких мест». Хотя в последние десятилетия в Индонезии норма расширенного накопления (в % от ВВП) имела тенденцию к росту, доля инвестиций в человеческий капитал в совокупных расходах на развитие физического и человеческого капитала в 2010-е годы (У) оказалась ниже, чем в среднем по развивающимся странам (/), НИС (свыше %) и развитым государствам (У-%). Доля расходов на НИОКР в Индонезии (0,2% ВВП) меньше в 5-6 раз, чем в целом по РС (без КНР), в 10 раз, чем в КНР и в 13 раз, чем в развитых государствах (2,6% ВВП)14.
Во второй половине 2010-х годов доля населения с образованием не ниже среднего в общей его численности в возрасте от 15 до 64 лет в Индонезии (~ У) была выше, чем, например, в Индии (2/5), но существенно ниже, чем в КНР (свыше 2/з), НИС и РГ (93-95%). При этом доля взрослого населения с высшим образованием в Индонезии, хотя и соответствовала среднему показателю в целом по развивающимся странам (7-9%), но была вдвое меньше, чем в таких странах, как Малайзия и Таиланд (15-17%) и вчетверо - чем в целом по развитым государствам и НИС (32-36%). В конце 2010-х годов охват населения Индонезии широкополосным интернетом (3-4%) был ниже соответственно в 3 и в 10 раз, чем в среднем по развивающимся странам (10-12%) и развитым государствам и НИС (34-36%)15, а число заявок на патенты в расчете на 1 млн человек в Индонезии (37 штук) было соответственно в 8, 28 и 100 раз меньше, чем в среднем по развивающимся странам (277 штук), развитым государствам (1012) и НИС (3633)16. В 2019 г. по индексу инновационного развития Индонезия (74 место в мире из 141 из базы данных ВЭФ), обгоняя, например, Вьетнам (76), заметно отставала от Таиланда (50), Индии (35), Малайзии (30), КНР (24), Республики Корея (6)17. Это говорит о том, что Индонезия, совершив немалый рывок в индустриальном развитии, пока еще существенно отстает в инновационно-технологическом плане не только от развитых стран, но и от НИС.
Кроме того, в Индонезии, как, впрочем, и в ряде других развивающихся странах и развитых государствах, в последние десятилетия существенно углубилось социальное неравенство. Коэффициент Джини18 по распределению доходов19 увеличился в 1999-2018 гг. на х/5 - с 0,31-0,32 до
14 Рассчитано автором по источникам к рис. 1.
15 The WEF. The Global Human Capital Report, 2017. Geneva. 2017. Р. 58-189.
16 Рассчитано автором по источникам к рис. 1.
17 The WEF. Global Competitiveness Report, 2019. Geneva, 2019. Рр. 157, 280, 285, 325, 369, 563, 597.
18 Изменяется от 0 (всем поровну) до 1 (все достается одному).
19 По данным после уплаты налогов и предоставления субсидий.
0,3820. Коэффициент Джини по распределению богатства в 2010-2019 гг. вырос с 0,77 до 0,83, оказавшись хотя и ниже, чем, например, в Таиланде и США (0,84-0,85), но на уровне с Африкой, Латинской Америкой и Индией (0,82-0,83) и намного выше, чем в Турции (0,79), Франции и КНР (0,69-0,70), Японии (0,63) и Республике Корея (0,61).
В рассматриваемый период доля богатств 1% самого обеспеченного населения в совокупном богатстве Индонезии увеличилась больше, чем в ряде других стран - с 32 до 45%, достигнув уровня, который ниже, чем, например, в Таиланде (50%), но выше, чем в Африке, Латинской Америке, Индии и Турции (38-43%), США (35%) и намного выше, чем во Франции (22%) и Японии (18%). Сказанное подтверждается и ростом в Индонезии в тот же период коэффициента Пальма (КП)21 по распределению богатства - с 33 до 49, который, правда, не достиг планки Таиланда, Африки, Индии и Латинской Америки (КП соответственно равны 55, 60, 68, 180), но выше, чем в Турции, Франции, КНР, РК и Японии (КП соответственно составили 28, 17, 11, 8, 5)22.
Увеличение неравенства в распределении дохода и богатства сверх определенного предела [10] (а Индонезия, по нашим оценкам достигла или уже весьма близка к нему [11, с. 16-17]), ограничивая эффективный спрос, возможности наращивания человеческого капитала и, как правило, сказываясь в долгосрочной перспективе негативно на инвестиционном климате, может начать сдерживать ее экономический рост.
В условиях 4-й промышленной революции и бурного развития технологий правительство Индонезии предпринимает меры по переориентации экономики из «ресурсной» в «экономику знаний»23. В августе 2019 г., выступая в Парламенте Индонезии, президент Джоко Видодо подчеркнул, что в ближайшие годы большое внимание будет уделено развитию человеческого капитала, кадрового потенциала страны, улучшению качества подготовки специалистов, внедрению инноваций и новых технологий.
20 Reducing Inequality in Indonesia // The World Bank. October 22, 2014. www.worldbank. org/en/country/indonesia/brief/reducing-inequality-in-indonesia (accessed 10.10.2020); The WEF. The Global Competitiveness Report, 2019. Geneva. 2019. P. 281.
21 Равен отношению потребления/доходов/богатства наиболее состоятельных 10% населения к сумме потребления/доходов/богатства наиболее бедных 40% населения.
22 Credit Suisse. Global Wealth Databook, 2010; 2019. Geneva.
23 В настоящее время экономическое развитие Индонезии осуществляется в соответствии с 20-летнем планом, охватывающим период с 2005 по 2025 г. Долгосрочный план экономического развития страны разбит на 5-летние среднесрочные периоды - Rencana Pembangunan Jangka Menengah Nasional (RPJMN), для каждого из которых установлены свои приоритетные направления. Текущий среднесрочный план развития - третья фаза долгосрочного плана (2015-2020 гг.), в частности, сосредоточен на развитии инфраструктуры и программах социальной помощи, связанных с образованием и здравоохранением.
Сопоставление важнейших показателей экономического развития Индонезии, Филиппин и Южной Кореи
Для оценки эффективности индонезийской модели экономического развития представляется весьма интересным провести сопоставительный анализ ряда показателей Индонезии за период 1980-2018 гг. в сравнении с другим крупными азиатскими странами: архипелагом ЮВА - Филиппинами, а также Республикой Кореей (Южная Корея). Эти страны выбраны неслучайно. Филиппины - достаточно крупное государство (107 млн человек), в немалой мере похожее на Индонезию по географическому и островному расположению, наличию природных ресурсов и уровню экономического развития. Республика Корея - один из четырех «азиатских тигров», сумевшая в сжатые сроки превратиться из весьма бедной в технологически передовую страну, которая стала образцом для многих государств Юго-Восточной Азии [12]. Индонезия, догнав и перегнав по многим экономическим показателям Филиппины, за последние десятилетия предприняла ряд шагов по созданию эффективной экономики, примером которой является Южная Корея.
Таблица 124
Индонезия, Филиппины и Республика Корея, 1980-2018 гг.: среднегодовой темп прироста (СГТП) ВВП (%), доля капвложений в ВВП (%) и их эффективность (относ. единицы)
1980-2000 гг. 2000-2018 гг. 1980-2018 гг.
СГТП ВВП Доля КВ в ВВП Эффективность КВ СГТП ВВП Доля КВ в ВВП Эффективность КВ СГТП ВВП Доля КВ в ВВП Эффективность КВ
Индонезия 4,7 20 0,24 5,3 26 0,20 5,0 23 0,22
Филиппины 2,3 25 0,09 5,4 24 0,23 3,8 24,5 0,16
Респ. Корея 8,4 32 0,26 3,8 31 0,12 6,2 31,5 0,20
24 Таблицы 1-3 рассчитаны авторами по: DataBank. World Development Indicators. databank.worldbank.org (accessed 14.06.2020); The World Bank. World Development Indicators, 2003. Washington, D.C., 2003. Р. 43.
Таблица 2
Индонезия, Филиппины и Республика Корея, 1980-2018 гг.: среднегодовые темпы прироста ВВП и экспорта товаров и услуг, и средняя доля последних в ВВП (%)
1980-2000 гг. 2000-2018 гг. 1980-2018 гг.
СГТП ВВП СГТП экспорта товаров и услуг Доля экспорта товаров и услуг в ВВП СГТП ВВП СГТП экспорта товаров и услуг Доля экспорта товаров и услуг в ВВП СГТП ВВП СГТП экспорта товаров и услуг Доля экспорта товаров и услуг в ВВП
Индонезия 4,7 4,7 0,36 5,3 5,4 0,31 5,0 5,0 0,33
Филиппины 2,3 5,6 0,38 5,4 6,4 0,41 3,8 4,4 0,39
Респ. Корея 8,4 13,1 0,32 3,8 7,2 0,40 6,2 10,1 0,35
Таблица 3
Индонезия, Филиппины и Республика Корея, 1980-2018 гг.: среднегодовые темпы прироста ВВП, основных факторных затрат и совокупной факторной производительности (СФП), %
1980-2000 гг. 2000-2018 гг. 1980-2018 гг.
СГТП ВВП СГТП занятости СГТП КВ СГТП СФП СГТП ВВП СГТП занятости СГТП КВ СГТП СФП СГТП ВВП СГТП занятости СГТП КВ СГТП СФП
Индонезия 4,7 2,7 5,3 1,1 5,3 1,8 6,6 1,9 5,0 2,3 5,9 1,5
Филиппины 2,3 2,8 1,8 -0,2 5,4 2,1 7,3 1,5 3,8 2,5 4,6 0,6
Респ. Корея 8,4 2,2 9,1 3,9 3,8 1,2 3,1 2,0 6,2 1,7 6,1 3,0
Примечание: 1. СГТП СФП получен разницей между СГТП ВВП и взвешенной суммой СГТП затрат труда и капитала по формуле: г = у - (а • I + (1-а) • к), где у, I, к и г - СГТП ВВП, занятости, основного капитала (тренд роста которого близок к росту капиталовложений) и совокупной факторной производительности. 2. Средние показатели эластичности изменения ВВП по занятости (а) и капвложениям (1-а) взяты равными, как и в ряде исследований по восточноазиатским странам, соответственно 0,65 и 0,35 (см.: [13, с. 208-209]).
За последние без малого четыре десятилетия Индонезия росла в целом (среднегодовой темп прироста ВВП ~ 5%) хотя и медленнее, чем Республика Корея, перешедшая из новых индустриальных стран (НИС) в группу развитых государств (6,2%), но на треть быстрее, чем экономика Филиппин (3,8%). Отставая по среднегодовым темпам прироста совокупной факторной производительности от Республики Корея вдвое (в среднем за почти сорок лет 3 п. п. и 1,5 п. п., соответственно), Индонезия по рассматриваемому показателю в 2,5 раза обгоняла Филиппины (1,5 и 0,6 п. п., соответственно), что в немалой мере вызвано более высокой эффективностью капиталовложений25, которая в целом за период была выше не только, чем по Филиппинам (соответственно 0,22 и 0,16), но также и по Республике Корея (0,20); см. табл. 1 и 3).
Весьма интересная специфика Индонезии прослеживается в том, что среднегодовые темпы прироста экспорта товаров и услуг были далеки от рекордных, а вклад экспорта в прирост ВВП26, во-первых, не вырос в 2000-2018 гг. по сравнению с 1980-2000 гг., а во-вторых, в целом за 1980-2018 гг. был сравнительно невысок - 33% (45% - по Филиппинам и 57% по Республике Корее) (см. табл. 2)27. Одновременно по Индонезии СГТП СФП увеличился почти на % - с 1,1 в 1980-2000 гг. до 1,9% в 2000-2018 гг. По этому показателю Индонезия в 2000-2018 гг. почти сравнялась с Южной Кореей (1,9 и 2 п. п., соответственно). При этом в Индонезии вклад совокупной факторной производительности в прирост ВВП увеличился в полтора раза - с менее У (23- 24%) в 19802000 гг. до более Уз (35-36%) в 2000-2018 гг. (рассчитано по данным табл. 3). И хотя по этому важному параметру роста Индонезия все еще существенно отстает о Республики Кореи, где показатель близок к У, но уже значительно опередила Филиппины (в 2000-2018 гг. 27-28%).
25 Рассчитано как отношение СГТП ВВП к средней за период доле вложений в основной капитал в ВВП.
26 Рассчитано по следующей формуле: V = [а*0.5 (Ь1 + Ь2): с] * 100, %, где V- вклад экспорта в прирост ВВП, а и с - среднегодовые темпы прироста экспорта и ВВП, Ь1 и Ь2 - доля экспорта товаров и услуг в ВВП соответственно в начале и конце периода.
27 До Азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг. вовлеченность Индонезии во внешнюю торговлю стремительно возрастала. Однако уже в 2000-х годах степень участия Индонезии в мировой торговле постепенно снижается. Это связано с устранением тяжелейших последствий Азиатского кризиса и выбором нового курса развития экономики, в котором делается ставка на усиление протекционистских мер, импортозамещении и оказании поддержки местным предприятиям. Государственное регулирование экономики также усилилось и во время мирового финансового кризиса 2009 г. В последние десятилетия рост экономики Индонезии осуществляется за счет интенсификации усилий на развитие внутренней экономики, увеличения внутреннего потребления, тогда как зависимость от внешнего мира снижается (размер внешнего долга в 2000 г. составлял 94% к ВНП против 27% в 2010 г.).
Подчеркнем, что в целом за 1980-2018 гг. более высокий среднегодовой темп прироста ВВП в Индонезии по сравнению с Филиппинами (5 и 3,8 п. п., соответственно) объясняется на У более высоким среднегодовым темпом прироста совокупных затрат основных факторов (3,5 и 3,2 п. п.) и на % - значительно более высоким среднегодовым темпом прироста совокупной факторной производительности (1,5 и 0,6 п. п.). Также следует отметить, что хотя среднегодовым темпом прироста ВВП Индонезии и Филиппин почти сравнялись в последние два десятилетия, экономика Южного Архипелага росла эффективнее СевероВосточного (среднегодовой темп прироста совокупной факторной производительности Республики Филиппины - 1,9 п. п., Индонезии -1,5 п. п.; см. табл. 3).
Сравнительно высокие темпы подушевого ВВП, относительно высокая его стабильность, высокие темпы роста совокупной производительности в немалой мере зависят от качества институтов, ряд характеристик которых был приведен ранее. В дополнение к сказанному заметим, что индикатор эффективности государства28 по Республике Филиппины вырос в 2000-2018 гг. с 50 до 55, т. е. на !/10, а в Индонезии - с 46 до 59, почти втрое больше - на 28%. Отставая в 2000 г. от Филиппин по рассматриваемому индексу на 8% (или 4 п. п.), Индонезия перегнала их уже в 2018 г. на 7-8% (или 4 п. п.). В рейтинге стран по легкости ведения бизнеса Всемирного Банка Индонезия в течение двух лет подряд (2019-2020 гг.) занимает 73-е место из 190 исследуемых стран, а Филиппины 95-е (см. рис. 4).
Источник: рассчитано авторами по: Doing Business 2020. Comparing Business Regulation in 190 Economies. World Bank.
Рис 4. Место стран АСЕАН в рейтинге Ease of Doing Business 2020.
28 Показатель изменяется от 0 (минимальное значение) до 100. См.: The World Bank. Worldwide Governance Indicators. info.worldbank.org/governance/wgi/Home/Reports.
При том, что в 1980-2019 гг. среднегодовой темп прироста изменений в структуре занятости по Филиппинам (1,2%) выше, чем в Индонезии (1,0%), рост доли занятости в индустриальном секторе Индонезии оказался более высоким, чем в Республике Филиппины: в Индонезии -с 8% в 1960 г. до 15 в 1980 г., 17% в 2000 г. и 22-23% в 2019 г., а по Филиппинам, соответственно, изменился всего с 15 до 14, 16 и 19%29.
Вместе с тем устойчивость роста ВВП по Индонезии существенно выше, чем по Филиппинам и Республике Корея. В 2001-2019 гг. коэффициент вариации темпов прироста рассматриваемого показателя равен соответственно 13, 33 и 41%. Резюмируя отметим, что Индонезия сравнительно устойчиво и эффективно движется вперед. Однако для сохранения достигнутого темпа ей, как представляется, придется сделать еще немало. Тем более что мир становится сложнее, возникают новые вызовы, а экономическая и политическая конкуренция в нем явно имеет тенденцию к нарастанию.
Оценка влияния пандемии СОУГО-19 на экономику
Индонезии
Пандемия коронавируса 2020 г. и карантинные меры по ее сдерживанию оказали масштабное шоковое воздействие практически на все страны мира. Первые случаи заболеваний новой коронавирусной инфекцией в Индонезии были зафиксированы в начале марта 2020 г. Сегодня по количеству заболевших СОУГО-19 среди всех стран мира Индонезия замыкает двадцатку30. Пандемия спровоцировала самый серьезный за многие десятилетия глобальный экономический спад. Согласно прогнозам Всемирного банка, в 2020 г. экономику планеты ждет сжатие на 5,2%, а темпы экономического роста в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе упадут в 2020 г. до 0,5% и окажутся на самом низком уровне с 1967 г.31
До объявления пандемии коронавируса прогнозы экспертов и правительства Индонезии относительно роста ВВП страны в 2020 г. были весьма оптимистичны (5,1-5,5%). Согласно опубликованным в декабре 2020 г. прогнозам Всемирного банка, по итогам 2020 г. экономика Индонезии сократится на 2,2%. Однако следует подчеркнуть, что по
29 Составлено и рассчитано автором по данным The World Bank Data. databank. worldbank.org/data/views/variableselection/selectvariables.aspx?source=world-development-indicators Accessed 25.10.2020).
30 Johns Hopkins University. Coronavirus Resource center. coronavirus.jhu.edu/map.html Accessed 30.01.2021).
31 The World Bank // Global Economic Prospects: East Asia and Pacific, June 2020. pubdocs.worldbank.org/en/973201588788003529/Global-Economic-Prospects-June-2020-Regional-Overview-EAP.pdf Accessed 28.11.2020).
количеству заболеваний COVID-19 и летальных случаев, а также связанных с распространением коронавируса экономическим последствиям, Индонезия меньше многих других государств пострадала. Так, например, экономика Малайзии, согласно оценкам, сократится на 6%, Филиппин - на 8,5% Таиланда — на 7,8%.
По итогам 3-го квартала 2020 г. ВВП Индонезии сократился на 3,5% (во 2-м квартале 2020 г. ВВП снизился на 5,3%). Для экономики страны это первая рецессия после Азиатского финансового кризиса 1997—1998 гг. (см. рис. 5).
10...............................................................................................................................
5 О
-5 -10
~15 1997 2000 '03 '06 '09 '12 '15 '18 '20* '22*
* для 2020 г. представлено оценочное значение, а также прогнозные значения для 2021—2022 гг. на основе аналитики World Bank.
Источник: рассчитано авторами по: Financial Times// Pandemic stalls Indonesia's push to escape middle-income trap. www.ft.com/content/fa65ee18-5fe3-4a43-8b36-9b7c07757e34 Accessed 25.12.2020).
Рис. 5. Динамика роста ВВП Индонезии 1997—2022 г., %
По данным Центрального статистического агентства Индонезии (BPS), по состоянию на август 2020 г. в результате пандемия COVID-19 2,67 млн индонезийцев лишились работы, а уровень открытой безработицы вырос с 5,2% в 2019 г. до 7,1% к концу 2020 г., усиливается и социальное неравенство.
Между тем, после резкого спада в первой половине 2020 г. экономика Индонезии начала восстанавливаться. Это связанно, в частности, с началом восстановления глобальной экономики и мировой торговли, ростом внутреннего потребления32, а также поддержкой национальной экономики в рамках усилий правительства по борьбе с пандемией COVID-19 и ее последствиями.
В феврале 2020 г., еще до введения в Индонезии широкомасштабных мер по ограничению социальной активности, c целью смягчения возможных негативных экономических последствий правительство
32 При этом внутренний спрос все еще значительно слабее, чем до кризиса (по состоянию на сентябрь 2020 г. на 2,8 % ниже уровня 2019 г.).
страны анонсировало первый пакет стимулов для экономики на общую сумму 10,3 трлн индонез. рупий (725 млн долл. США). Комплекс мер был направлен прежде всего на поддержку туристического сектора, который один из первых почувствовал на себе надвигающийся кризис в отрасли. В марте был представлен второй пакет стимулирующих мер на сумму 120 трлн индонез. рупий (8 млрд долл. США), направленный преимущественно на поддержку внешней торговли.
В конце марта Правительство Индонезии выделило еще 405,1 трлн индонез. рупий (около 25 млрд долл. США), из которых 150 трлн индонез. рупий - на реализацию программы по восстановлению экономики, которая включает в себя реструктуризацию кредитов и финансирование малого и среднего бизнеса, 75 трлн индонез. рупий - на поддержку здравоохранения, 110 трлн индонез. рупий - на систему социальной защиты граждан и 70,1 трлн индонез. рупий - на налоговые льготы и кредиты для предприятий. Очередное финансирование программ по восстановлению национальной экономики, размер которого составил 534,98 трлн индонез. рупий (37 млрд долл. США), было осуществлено в августе 2020 г. Таким образом, к началу 3-го квартала общая сумма денежных средств, выделенных из бюджета Индонезии на борьбу с СОУГО-19 и смягчение последствий надвигающейся экономической рецессии (с учетом двух пакетов стимулирующих мер и дополнительно выделенных средств) составила около 50 млрд долл. США - примерно 3,2% годового ВВП Индонезии.
Китай является крупнейшим торговым партнером Индонезии33. Перебои в поставках товаров из КНР (в связи с принятыми мерами по ограничению распространения СОУГО-19), в том числе сырья и полуфабрикатов для промышленности, повлияли на работу большинства индонезийских предприятий. Так, например, заводы по производству пластмасс, текстиля и стали используют от 20 до 30% сырья, которое закупается в Китае. По данным Центрального статистического агентства Индонезии в феврале 2020 г. импорт из КНР снизился на 35,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. и составил 2 млрд долл. США.
В течение 2020 г. Правительство Индонезии предпринимало усилия по диверсификации международных цепочек поставок, поиску новых торговых партнеров, а также либерализации торговли путем заключения двусторонних и многосторонних торговых соглашений. В июле 2020 г. вступило в силу Соглашение о всеобъемлющем эко-
33 В 2019 г. китайский импорт в Индонезию (не нефтегазового сектора) в стоимостном выражении составил 44,5 млрд долл. США - данные Центрального статистического управления Индонезии (BPS).
номическом партнерстве между Индонезией и Австралией, в декабре подписано Соглашение о всеобъемлющем экономическом партнерстве между Индонезией и Южной Кореей, переговоры по которому длились почти 10 лет. На различных стадиях согласования находится еще несколько документов, в том числе соглашения о всестороннем экономическом партнерстве с Японией, ЕС, о преференциальной торговле с Индией, Турцией, Тунисом, Мозамбиком, Марокко, Бангладеш.
Кроме того, 15 ноября на полях онлайн-саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) министры торговли 10 стран - участниц АСЕАН, включая Индонезию, а также Австралии, Японии, Республики Корея, Новой Зеландии и Китая подписали Соглашение о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП), которое создает крупнейшую в мире зону свободной торговли, охватывающую 30% мирового ВВП. Правительство Индонезии ожидает, что ВРЭП поможет преодолеть неопределенность в международной торговле, проблемы, связанные с торговой напряженностью между США и Китаем (крупнейшие торговые партнёры Индонезии), и будет способствовать восстановлению экономик стран-участниц после спада, вызванного пандемией СОУГО-19 и ее последствиями. По данным Министерства торговли Индонезии, в 2019 г. 61,6% от общего экспорта и 71,3% импорта Индонезии пришлось на страны - участницы ВРЭП.
В условиях пандемии большое внимание Правительством Индонезии уделяется также поддержке микро-, малых и средних предприятий (ММСП), как основного драйвера экономического роста страны. В Индонезии насчитывается более 60 миллионов ММСП, на долю которых приходится 60% ВВП страны. Принято решение о снижение ставки налога на прибыль с 25 до 22% в 2020-2021 гг. и до 20% начиная с 2022 г., а также предоставлении предприятиям ММСП субсидий на частичное покрытие выплат по кредитам. За счет государственного финансирования процентная ставка по кредитам предприятий ММСП будет сокращена на 2-6 процентных пункта. Кроме того, им предоставлена отсрочка по погашению задолженности на шесть месяцев.
Ожидается, что в 2020 г. дефицит бюджета возрастет до 5,1% ВВП (852 трлн индонез. рупий - около 55 млрд долл. США), перешагнув законодательно установленное ограничения в 3% ВВП34. Имея в виду данное обстоятельство, 31 марта 2020 г. президентом было подписано
34 По другим странам тоже прогнозируется увеличение дефицита бюджета. Так, например, согласно оценкам, Малайзия столкнется с дефицитом бюджета в размере около 4,5% ВВП, что превысит показатель 2019 г., равный 3,4% ВВП.
Постановление правительства (Регрри) №1/202035, которое дает юридическое основание для увеличения порогового значения дефицита бюджета за рамки ранее установленного ограничения в 3% ВВП. Правительство также рассчитывает, что к 2023 г. государственный бюджет вернется к нормальному состоянию, и верхняя граница по дефициту будет снижена до 3% ВВП.
Вполне очевидно, что спад в производстве ряда отраслей, ухудшение бизнес-активности на фоне мер по ограничению распространения СОУГО-19, а также отсрочки по налоговым платежам предвещают существенное снижение налоговых поступлений в бюджет. Ожидается, что государственные расходы увеличатся на 3% до 2,6 квадрлн индонез. рупий (около 167 млрд долл. США), в то время как доходы снизятся на 21% до 1,7 квадрлн индонез. рупий (109 млрд долл. США).
С целью финансирования экономики в период борьбы с пандемией СОУГО-19 и ее последствиями, а также покрытия растущего дефицита бюджета 6 апреля 2020 г. Правительство выпустило долговые ценные бумаги - «пандемические облигации» на общую сумму 449 трлн индонез. рупий (28,7 млрд долл. США) с самым длительным в истории выпуска долговых ценных бумаг в Индонезии сроком - на 50 лет. В результате государственный долг в 2020 г. утроится и составит 1 квадрлн индонез. рупий (64 млрд долл. США). При этом, по мнению экономистов, отношение госдолга Индонезии к ВВП в 2020 г. не превысит 60%-ный потолок и составит примерно 34-35% (в 2019 г. - 29,8%).
Согласно опубликованным в декабре 2020 г. прогнозам Всемирного банка, в 2021 г. темпы роста ВВП Индонезии составят 4,4%, а в 2022 г. -4,8%. При этом отмечается, что новая волна заболеваний СОУГО-19, а также меры правительства по ограничению социальной активности могут снизить ожидаемые показатели роста экономики до 3,1% в следующем году и 3,8% в 2022 г.36
Как подчеркивают эксперты, чем быстрее стране удастся справиться с распространением коронавируса, тем скорее экономика встанет на путь восстановления. Правительство Индонезии выделило 35,1 трлн индонез. рупий (2,5 млрд долларов США) на закупку вакцины против СОУГО-19 и программу вакцинации. 6 декабря 2020 г.
35 Peraturan Pemerintah Pengganti Undang-Undang (Perppu) tentang Kebijakan Keuangan Negara dan Stabilitas Sistem Keuangan («О государственной финансовой политике и стабильности финансовой системы для борьбы с распространением коронави-русной инфекции COVID-2019 и/или для противодействия угрозам, наносящим ущерб национальной экономике и/или стабильности финансовой системы»).
36 The World Bank // Indonesia Economic prospects. Towards a Secure and Fast Recovery. openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/34930/Indonesia-Economic-Prospects-Towards-a-Secure-and-Fast-Recovery.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed 27.12.2020).
в Индонезию была поставлена первая партия вакцины от COVID-19 китайской биофармацевтической компании Sinovac Biotech37. 8 февраля 2021 г. Правительством Индонезии было объявлено о начале массовой вакцинации населения.
Проведенный анализ динамики и ключевых детерминантов экономического роста Индонезии показал, что в последние десятилетия страна динамично, сравнительно устойчиво и эффективно движется вперед. Успех Индонезии связан не только с благоприятными обстоятельствами, в т. ч., например, с заметным — в тенденции — улучшением чистых бартерных условий внешней торговли38, но и с политикой модернизации/индустриализации и проведением прагматичных экономических реформ, начало которым было положено еще в эпоху президента Сухарто39.
Однако пандемия коронавируса, безусловно, стала вызовом для дальнейшего сохранения достигнутых темпом экономического роста. Как представляется, несмотря на уже предпринятые усилия правительства Индонезии по преодолению последствий пандемии коронавируса, предстоит сделать еще немало, чтобы восстановить допандемийные темпы роста экономики. Тем более, что существенное увеличение неравенства в распределении дохода и богатства, рост безработицы и другие негативные социальные последствия кризиса COVID-19 имеют тенденцию к нарастанию. И тем не менее, именно в сегодняшних непростых условиях возник мощный импульс для реформирования национальной системы образования и здравоохранения, развития цифровых технологий, создания эффективных институтов. Наметив путь к восстановлению, Индонезия также
37 World Bank revises down Indonesia's GDP forecast // The Jakarta Post. www. thejakartapost.com/paper/2020/12/17/world-bank-revises-down-indonesias-gdp-forecast.html (accessed 19.12.2020).
38 Для страны, в которой в последние полстолетия доля экспорта в ВВП, в среднем, составляла а доля в нем (экспорте) сырья и топлива превышала % в 1970—1980-е гг., % в 1990-е годы и % в 1998—2019 гг., изменение чистых бартерных условий внешней торговли (ЧБУВТ, соотношение индекса экспортных цен к индексу импортных цен) было весьма важным фактором роста реальных совокупных доходов страны. С начала 1970-х по конец 2010-х годов в Индонезии увеличение ЧБУВТ было весьма весомым. Среднегодовые темпы прироста этого показателя составил 2,5%, в т. ч. 3% в 1972—1998 гг. (в 1972—1981 гг. 15—16%; в 1981—1998 гг. (—)3%) и около 2% в 1998—2019 гг. (в 1998—2011 гг. 4%; в 2011—2019 гг. (—)1,5%). Рассчитано по источникам к рис. 1.
39 Важнейшим фактором оздоровления экономики стало обуздание инфляции. Среднегодовые темпы прироста дефлятора ВВП, составлявший 123% в 1960—1965 гг. и 149% в 1965—1970 гг., после принятия командой макроэкономистов в правительстве Сухарто мер по стабилизации роста денежной массы в 1970—1998 гг. понизился почти в 10 (!) раз до 15%, а затем в постсухартовский период (в наших расчетах в 1999—2019 гг.) сократился, в среднем, на % — до 8—9% (рассчитано по источникам к рис. 1).
стремится улучшить и свой инвестиционный климат, разрабатывая новые налоговые режимы, которые, как ожидается, будут соответствовать передовым международным практикам40. Цифровая экономика Индонезии, которая до кризиса уже развивалась, вероятно, будет играть существенную роль после пандемии, станет одним из ключевых факторов создания рабочих мест и экономического роста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шейнис В Л., Эльянов А.Я. Крупные развивающиеся страны в социально-экономических структурах современного мира /Отв. ред. А.Я. Эльянов. М., 1990.
2. Мельянцев В.А. Восточноазиатская модель экономического роста: важнейшие составляющие, достоинства и изъяны. М., 1998
3. Мельянцев В.А. Немалый социально-экономический прогресс /Отв. ред. В.Г. Хорос. Современные проблемы развития. Вып. 2. Т. 2. М., 2016.
4. Прозоровский А.С. Индонезия - как опыт модернизации // Отв. ред. В.Г. Хорос. Современные проблемы развития, 2016.
5. Рогожин А.А. Ключевые факторы модернизации Индонезии // Отв. ред. В.Г. Хорос. Современные проблемы развития, 2016.
6. Бойцов В.В. Экономический рост в современной Индонезии: итоги, факторы, эффективность // Отв. ред. И.В. Дерюгина. Экономический рост в странах Востока: тенденции, неравномерность, неравенство социального развития. Кн. 2. М., 2020.
7. Van der Eng P. Indonesia's Growth Performance in the 20th Century, The Asian Economies in the Twentieth Century, 2002.
8. H. Hill, S.D. Negara The Indonesian Economy in Transition: Policy Challenges in the Jokowi Era and Beyond // ISEAS - Yusof Ishak Institute, 2019.
9. ПахомоваЛ.Ф. Модели процветания (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия). М.: Институт востоковедения РАН, 2007.
10. Мельянцев В.А. Торможение глобальной экономики и (полу)периферийные страны // Азия и Африка сегодня. 2016. № 10.
11. Мельянцев В.А., Матюнина Л.Х. Очерки макроэкономического и финансового развития стран Востока и Запада (1980-2010-е годы). М., 2019.
12. Мельянцев В.А., Горожанкина А.А. Южнокорейское чудо, или не боги горшки обжигают // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2018. № 3.
13. Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М., 1996.
40 Так, например, в 2020 г. принят Сводный закон № 11/2020 г. «О создании рабочих мест» (ии Cipta Кег]а), который направлен на улучшение инвестиционного климата и создание благоприятных условий для ведения бизнеса в стране, расширение перечня секторов, доступных для иностранных капиталовложений
REFERENCES
1. Sheinis V.L., El'yanov A.Ya. Large developing countries in the socio-economic structures of the modern world. M., 1990. (In Russ.).
2. Meliantsev V.A. East Asian Economic Growth Model: Critical Ingredients, Strengths, and Flaws. M., 1998. (In Russ.).
3. Meliantsev V.A. Considerable socio-economic progress // Modern problems of development. 2016. Iss. No. 2. (In Russ.).
4. Prozorovsky A.S. Indonesia as an experience of modernization // Khoros V.G., otv. ed. Modern development problems, 2016. (In Russ.).
5. Rogozhin A.A. Key factors of modernization of Indonesia // Modern development problems, 2016. (In Russ.).
6. Boytsov V.V. Economic growth in modern Indonesia: results, factors, efficiency // Deryugina I.V., otv. ed. Economic growth in the countries of the East: trends, unevenness, inequality of social development. Book 2. M., 2020. (In Russ.).
7. Van der Eng P. Indonesia's Growth Performance in the 20th Century, The Asian Economies in the Twentieth Century, 2002.
8. H. Hill, S.D. Negara The Indonesian Economy in Transition: Policy Challenges in the Jokowi Era and Beyond // ISEAS - Yusof Ishak Institute, 2019.
9. Pakhomova L.F. Models for Prosperity (Singapore, Malaysia, Thailand, Indonesia). M., 2007. (In Russ.).
10. Meliantsev V.A. Slowing down the global economy and (semi) peripheral countries // Asia and Africa today. 2016. No. 10. (In Russ.).
11. Melyantsev V.A., Matyunina L.Kh. Essays on Macroeconomic and Financial Development of East and West Countries (1980-2010s). M., 2019. (In Russ.).
12. Meliantsev V.A., Gorozhankina A.A. South Korea's miracle, or not gods but humans make pots. Vostok/Oriens. No. 3. M., 2018. (In Russ.).
13. Meliantsev V.A. East and West in the second millennium: economy, history and modernity. M., 1996. (In Russ.).
ABOUT THE AUTHORS
Meliantsev Vitalii Albertovich - Doctor of Economic Sciences, Professor Emeritus of M.V. Lomonosov Moscow State University, Head of Department of International Economic Relations, Institute of Asian and African Countries, M.V. Lomonosov Moscow State University; Moscow, Russia [email protected]
Adrova Irina Sergeevna - Post-graduate student, Institute of Asian and African Countries,
M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
MAIN FACTORS OF ECONOMIC GROWTH IN INDONESIA - THE FOURTH ECONOMY OF ASIA
World economic growth is increasingly dependent on the large developing countries of Asia, which GDP in the 2010s accounted for more than half of the growth of the global GDP. The article analyzes the most important trends and factors of long-term growth of Indonesia, one of the largest Asian economies. Although the country was seriously affected
by the 1997-1998 Asian crisis, nevertheless, having carried out a number of significant reforms, it grew relatively quickly and steadily over the next two decades, and today Indonesia is more or less successfully coping with the consequences of a new external shock - pandemic of COVID-19.
Keywords: Indonesia, factors and models of economic growth, pandemic, measures to support the economy, comparative analysis, social achievements and problems. JEL: O47, O53, O57.