Научная статья на тему 'Основные этапы строительства Массандровского дворца императора Александра ІІІ (1889-1902)'

Основные этапы строительства Массандровского дворца императора Александра ІІІ (1889-1902) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
913
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВОРЕЦ / МАССАНДРА / АЛЕКСАНДР III / М. Е. МЕСМАХЕР / СТРОИТЕЛЬСТВО / СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вишневский С.А., Гуменюк А.Ю.

Статья посвящена рассмотрению, на основе архивных материалов, истории строительства Массандровского дворца императора Александра ІІІ в конце ХІХ начале ХХ в. Основное внимание уделено изучению документов, касающихся основных этапов строительства, обеспечению строительными материалами и деятельности архитекторов, работа которых была направлена на создание одного из красивейших дворцов Южного берега Крыма. Обусловлена необходимость строительства дворца, как одного из элементов освоения крымского полуострова и распространения виноделия в Российской империи. Также рассмотрено отношение первых лиц государства к строительству дворца. Материалы, изложенные в статье, могут широко быть использованы при изучении истории Южного берега Крыма краеведами, студентами и аспирантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы строительства Массандровского дворца императора Александра ІІІ (1889-1902)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ УДК: 725.171 (470-13) (091)

Вишневский С. А.

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры истории, краеведения и методики преподавания истории «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Гуменюк А. Ю.

младший научный сотрудник Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника дворец-музей Александра III в Массандре

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА МАССАНДРОВСКОГО ДВОРЦА ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III (1889-1902)

Статья посвящена рассмотрению, на основе архивных материалов, истории строительства Массандровского дворца императора Александра III в конце XIX — начале ХХ в. Основное внимание уделено изучению документов, касающихся основных этапов строительства, обеспечению строительными материалами и деятельности архитекторов, работа которых была направлена на создание одного из красивейших дворцов Южного берега Крыма. Обусловлена необходимость строительства дворца, как одного из элементов освоения крымского полуострова и распространения виноделия в Российской империи. Также рассмотрено отношение первых лиц государства к строительству дворца. Материалы, изложенные в статье, могут широко быть использованы при изучении истории Южного берега Крыма краеведами, студентами и аспирантами.

Ключевые слова: дворец, Массандра, Александр III, М. Е. Месмахер, строительство, строительный материал.

Постановка проблемы. Массандровский дворец на Южном берегу Крыма — один из лучших памятников архитектуры конца XIX начала ХХ в., который, несмотря на свой солидный возраст, остается привлекательным для туристов и исследователей до нашего времени.

История строительства дворца, является небольшим этапом биографии таких видных государственных деятелей Российской империи как князь Семен Михайлович Воронцов, император Александр III, императрица Мария Федоровна. Над строительством дворца работали такие известные архитекторы как: Э. Бушар, М. Е. Месмахер, О. Э. Вегенер и др.

Массандровский дворец, имеет свою неповторимую историю создания, которая более чем за 100 лет обросла легендами и загадками. Изучение и популяризация истории Массандровского дворца непосредственно на основе архивных материалов, является залогом сохранения и преумножения истории родного края и страны в целом.

Цель статьи. На основе архивных материалов рассмотреть основные этапы и моменты строительства Массандровского дворца, деятельность задействованных в нем архитекторов. Определить значение и необходимость Массандровского дворца для российской императорской семьи.

Изложение основного материала. Анализ архивных материалов и научной литературы свидетельствует, что изучение истории создания дворцов Южного берега Крыма начинается в начале XX столетия в связи с превращением Крымского полуострова в популярный курорт Российской империи, а также с открытием некоторых дворцов для посещений.

Массандровский дворец на Южном берегу Крыма — один из лучших памятников архитектуры конца XIX начала ХХ в., который, несмотря на свой солидный возраст, остается привлекательным для туристов и исследователей до сих пор.

Изначально он принадлежал семье Воронцовых — в XIX столетии мысль о строительстве «сказочного» дворца посетила тогдашнего хозяина земель в Верхней Массандре и Ай-Даниля князя Семена Михайловича Воронцова. Желая иметь собственное имение, возведенное в модном французском стиле «Возрождение», он заказал проект строительства дворца, названного впоследствии Массандровским, архитектору Этьену Бушару. Зодчий должен был разработать проект нового здания так, чтобы оно стало воплощением стиля короля Людовика XIII.

В 1879 году Э. Бушар приехал в Массандру и стал работать над проектом. В течение года все планы и чертежи были отправлены для одобрения заказчику, одновременно Э. Бушар заказал все строительные материалы из Севастополя и Ак-Мечети.

Строительство дворца, за исключением работы над перекрытием, приостановилось в ноябре 1881 г., в связи со смертью Э. Бушара. Окончательно строительство дворца приостановились, но уже на 10 лет, в мае 1882 г., когда умер сам С. М. Воронцов.

Впоследствии Массандровское имение с недостроенным дворцом было приобретено Департаментом уделов у Е. А. Балашовой (племяницы С. М. Воронцова) за сумму 1 874 050 рублей по купчей от 9 марта 1889 г.

После приобретения Массандры Александр III посещал ее в каждый свой приезд в Крым. Мария Федоровна в своих письмах из Крыма нередко писала о прогулках в Массандровских гротах с сыном Георгием, больным туберкулезом. Возможно, отчасти заботы о сыне, скорейшее распространение винного дела в Российской империи, поскольку недалеко от дворца зарождался винный завод, ускорили решение Александра III достроить Массандровский дворец. Он пожелал, чтобы дворец завершили, согласно первоначальному замыслу, не увеличивая существующие его объемы.

Завершить строительство поручили петербургскому архитектору Максимилиану Егоровичу Месмахеру. Об этом событии сам архитектор, так отозвался в памятной записке 1891-1892 гг.: «Мне было объявлено через князя Вяземского о поручении постройки для Его Величества, дворца в имении «Верхняя Массандра». Архитектор получил указания, по возможности использовать существующие стены неоконченной постройки прежнего владельца князя Воронцова. 1 марта 1892 г. император принял архитектора в Аничковом дворце и в разговоре указал на то, где должны были быть размещены жилые помещения для него, его детей и супруги [1, л. 169].

Внимание царя заняла, также перестройка церкви, находившуюся недалеко, но только после окончания работ по строительству самого дворца. Все проекты архитектора были утверждены лично Александром III 6 июля 1892 г. Единственная просьба Александра III заключалась в увеличении помещения для кухонного и конюшенного флигеля, для расположения дополнительных служб. Одним из главных условий, выдвинутых М. Е. Месмахером при заключении договора о перестройке дворца, являлось участие в строительстве архитектора Оскара Эмильевича Вегенера [2, л. 238].

Для осмотра места будущего строительства М. Е. Месмахер прибыл в Массандру в июле 1892 г. Подготовка площадки и подвоз строительного материала начался в октябре 1892 г. [3, л. 45].

Работы первой очереди стартовали весной 1893 г. В это время приступили к составлению рисунков для внутреннего убранства дворца. Недалеко от дворца по приказу Александра III, началось строительство помещений для Министра двора и свиты. К лету 1894 г. М. Е. Месмахер подготовил рисунки внутреннего убранства Массандровского дворца [4, л. 240].

Первый кредит на выполнение работ составил 100 тыс. руб., из которых 25 тыс. руб. покрывали первоначальные расходы. Часть этих средств тратились на наем двух

архитекторов, которые должны вести дело под руководством и ответственностью М. Е. Месмахера, что связано с тем, что в Министерстве уделов и земель не хватало собственных архитекторов. К работам хотели привлечь архитектора Теребелова, но только при том условии, чтобы это не мешало его работам в Ливадии. Роль же самого Департамента состояла в том, чтобы выплачивать деньги по ордерам М. Е. Месмахера [5, л. 5-6].

По предварительным расчетам М .Е. Месмахера на постройку самого здания дворца и кухонного флигеля необходимо затратить: камня для фундаментов — 80 куб. саженей, камня для кладки стен — 133 куб. сажени, извести — 27 куб. сажени, песка — 50 куб. саженей, кирпича красного обыкновенного для сводов, печей и дымовых труб — 100 тыс. шт., глины обыкновенной — 5 куб. саженей, лесной материал, необходимого для устройства лесов у дворца.

Заготовкой всех вышеприведенных материалов занимался архитектор Г. Теребелов.

5 августа 1889 г. на материалы М. Е. Месмахер просил выслать аванс в размере 25 тыс. руб. Строительный материал зачастую использовался местный: так, известь и цемент поставлялись «Заводом гидравлической извести В. П. Портнова», который располагался в Феодосии [6, л. 9а].

В октябре 1892 г. М. Е. Месмахер заказал первую партию кирпичей в количестве 50 тыс. шт., согласно заявленным требованиям размеры одного кирпича должны составлять: 6 х 5 х 1 У. Но заказ выполнить не удалось, так как в наличии не оказалось кирпича нужного размера. В результате заказали кирпич размером 5х2 Ух11/8 в количестве 100 тыс. шт. по цене 18 руб. 50 коп. тыс. шт. [7, л. 20].

Доставку кирпича предполагалось осуществить морским путем, но свободных судов на тот момент не оказалось, и поэтому его перевезли малыми партиями на пароходах «Российского общества пароходства и торговли». Так часть груза в 1700 шт. прибыла на пароходе «Петр», а часть на других судах.

Пароходами этого общества был также доставлен и цемент, как и другие строительные материалы, перевозимые морем [8, л. 35].

4 февраля 1893 г. для дворца были заказаны двутавровые железные балки и чугунные плиты Из Одессы морем были доставлены весы, рассчитанные на 50 пудов [9, л. 47].

5 октября 1894 г. завершился ремонт 3-х помещений для рабочих; устроены 2 временных балагана, 2 кладовые для хранения заготовленного материала и выстроены сторожки при них. Кроме этого завершилось строительство временной мастерской и 4 навесов. Начали строить леса, со всех сторон дворца с использованием 2-х подъемных машин, которые в первую очередь использовали для разборки старых стен и карнизов, назначенных на слом. Выкопаны рвы под фундамент и возведены стены для новой башни, вестибюля, главной передней лестницы и кабинета Его Величества; для двухэтажной пристройки комнаты Ее Величества и для постройки главного подъезда. К этому времени уже в трех местах выломали внутренние стены для расширения комнат и подведены двутавровые железные балки для поддержания старых стен.

Внутри дворца сделали 14 дверных проемов и выполнены планы для проделывания 37 проемов. Для отопления и вентиляции всех внутренних комнат в стенах провели полную сеть труб и каналов, суммарной длинной до 50 погонных саженей. Систему отопления и вентиляции проектировал и руководил установкой граф С. Лукашевич.

Во время проведения работ выявилась необходимость для предохранения фундамента и стен дворца от высокой влажности. Предполагалось обвести строение с двух сторон дренажной канавой, а фундамент обложить изолирующей бетонной стеной. Старая крыша и стропила из-за ветхости были сняты и заменены. Внутрь дворца были вмонтированы железные балки, по которым на всех этажах залили бетонные своды. Пол нижнего этажа, также, укрепили балками и залили бетоном; балконы второго этажа укрепили слоем асфальта. Всего на работы использовали 188 балок и более 100 пудов гвоздей [10, л. 96].

Старые наружные каменные карнизы, пояски, наличники и прочее украшения сняли и перетесали по новым шаблонам. Для украшения новых наружных стен, возведенных из обычного камня, вытесывалась часть орнамента капителей, гирлянд и другие скульптурные украшения. Это делалось по уже заказанным ранее моделям. Провели канализацию, счет за которую, составил 314 руб. 50 коп. [11, л. 97].

Из-за того, что воду из Массандровских источников использовали как для дворца, так и для винных подвалов, М. Е. Месмахер выдал распоряжение, по которому прекратилось на время, водоснабжение подвалов [12, л. 11].

После смерти Александра III, а также ввиду предложения строить дворец в Ореанде, изменился общий план построек. После этого работы ограничивались только достройкой самого дворца, внутренним его убранством. Отказались от постройки кухонного и конюшенного флигеля. В проект внесли приспешную кухню и просторный дом для сторожа с несколькими дополнительными комнатами. 22 августа 1895 г. архитектор О. Э. Вегенер заказал «Фирме Косъ-Дюрръ» метлахские облицовочные кирпичи, которые обошлись в 3657 руб. 35 коп. и доставлялись из Петербурга [13, л. 52].

В 1897 г. для дворца были заказаны два отвода, две длинные трехдюймовые гальванизованные резьбы, запорный кран, тройник 8х2 и чугунный раструб 5х4 дюйма.

Работы по проведении во дворце вентиляции завершились к лету 1897 г. За них сотрудникам чугунно-литейного завода «Лукашевича» выплатили 8812 руб. 44 коп. [14, л. 95]. Также, завершились и водопроводные работы, которые обошлись в 3000 руб. серебром.

Остекление дворца завершилось в 1898 году, его стоимость составила 1000 руб. 31 июля 1898 г. Управление уездов Массандры и Ай-Даниля заплатило фирме «Сименс и Гольске» 2059 руб. 82 коп., за оборудование электрического освещения во дворце [15, л. 114].

В том же году на постройку паровых котлов М. Е. Месмахеру выделялось 58 тыс. 742 руб. 42 коп. В виду того, что паровой котел для дворца необходимо поместить в отдельном здании архитектор счел долгом обратить внимание князя Л. Д. Вяземского на то обстоятельство, что невозможно оставить дворец со столярною отделкой без отопления, и что ввиду исполненного уже во всем дворце приспособления для паровода, а также ввиду предполагаемого электрического освещения дворца, необходимо теперь же построить отдельное помещение для парового котла и динамо-машины. Механическое отделение строилось в период с 1889 по 1900 г., скорее всего паровой котел, кроме своего прямого назначения — отопления здания дворца, должен был приводить во вращение динамо-машину [16, л. 241].

Разрешение на постройку здания для паровых котлов было получено М. Е. Месмахером после того, как он подал записки на имя князя Л. Д. Вяземского по поводу сметы строительных работ, проекта здания для паровых котлов и машин, надобных для отопления и освещения дворца в Массандре. Попытки удешевить работы не увенчались успехом, так как в Ялте кубическая сажень добываемого морского ила и выдаваемого за песок, но негодного для солидных работ обходилась в 8 руб., а с доставкою в город, от 15 до 17 руб. В Верхнюю Массандру воз могли грузить, согласно полицейским требованиям, не более 30 пудов, провоз такого воза в Верхнюю Массандру обходился 1 руб. 25 коп., следовательно, доставка туда одной кубической сажени песку (около 1000 пуд.), т. е. 30 возов, составляла 37 руб. 50 коп., таким образом одна кубическая сажень такого малопригодного песку обходилась в Верхней Массандре в 45 руб. 50 коп.

Этот песок не использовали для постройки дворца, а использовали песок, который добывали в Гурзуфе. Его, перед использованием обязательно промывали пресной водой, т. к. он содержал морскую соль. Кубическая сажень песка обходилась в Массандре в 55 руб. серебром. Точно так же дело обстояло и с известью: хорошая феодосийская известь обходилась 2 руб. 25 коп.; феодосийский кирпич — 25 руб. за 1000 шт. Но этот кирпич был

вполовину меньше того, который использовали в Петербурге и соответственно на который рассчитывал сам архитектор, исходя из этого в строительной смете указывали цену — 50 руб. за 1000 шт. полномерных кирпичей. Так же вопрос обстоял и с древесиной: так доска в Петербурге обходилась в 55 коп., а в Массандре в 96 коп.

В завершении М. Е. Месмахер сделал вывод о том, что при существующих ценах на строительный материал высокая себестоимость постройки дворца в Массандре (более чем в 2 раза выше, чем в Петербурге) вполне закономерное явление.

«Товарищество по устройству отопления и вентиляции зданий Лукашевич и Ко» и «Правление чугунно-литейный завод товарищества» 27 ноября 1899 г. выставило счет за работы по постановке парового котла и устройству паропровода для центральной пароводной системы дворца на сумму 3500 руб. серебром [17, л. 168].

Интересен тот факт, что к началу 1921 г. в совхозе «Массандра» ни паровых котлов, ни паровых двигателей, ни локомобилей не осталось. Поскольку они постепенно выходили из строя, ремонтировать их было в большинстве случаев некому, и запчасти приобрести стало практически невозможно. Поэтому во многих случаях их просто сдавали на металлолом [18, л. 149-150]

Во второй половине 1897 и 1898 гг. общие расходы на постройку дворца составили 47 тыс. руб., из них 500 руб. ушло на облицовку дворца желтым камнем [19, л. 122].

Для оформления дворца использовали английские изразцы, стоимость которых составила 62 руб. серебром. Общие расходы на постройку дворца к 1 января 1899 г. составили 590589 руб. 23 коп. На завершение столярных работ во дворце выделили сумму 12 тыс. руб., сумма была выплачена в октябре 1899 г. [20, л. 161].

Башенные часы, установленные в марте 1898 г. торговым домом Ф. Винтера обошлись в 622 руб. серебром. После установки их в башню часы 2 года шли бесперебойно. За это в ноябре 1900 г. немецкая подданная Альвина Ивановна Винтер торгующая часами фирмы «Торговый дом Фридрихъ Винтеръ» получила право поместить на вывеске изображение Государственного герба империи [21, л. 229, 236].

Художник Александр Егорович Бауман за изготовленные и доставленные 4 гипсовые скульптуры для дворца получил 1095 руб. 30 коп. Отправка из Одессы 4 ящиков с ними обошлась в 47 руб. 95 коп.

Фигура льва для дворца работы Бари которую установили 4 октября 1900 г. обошлась в 280 руб. Слепок скульптуры льва, отлитый в академии стоил 84 руб. Нижняя ее часть обошлась в 52 руб. Слепок скульптуры кентавра, отлитый в Академии художеств обошелся в 45 руб. Разные фигуры из метлахского кирпича стоили 220 руб. 40 коп. 26 июля 1900 г. «Серебряная фабрика А. Брейта» выставила счет в размере 1035 руб. за 6 бронзовых скульптур для дворца [22, л. 217].

Работы по облицовке дворца митлахтской плиткой производила фирма «Кось и Дюръ» и к 31 мая 1900 г. стоимость ее работ составила 533 руб. 62 коп. М. Д. Салтыков получил 3548 р 95 коп. за художественные работы проведенные им во дворце.

25 января 1900 г. в Ялту были высланы из Одессы 4 вагона кровельной черепицы для дворца. Груз доставили морю на судах Азовского общества пароходства, он обошелся семье императора в 4369 марок 70 пфеннигов (2025 руб. 85 коп.), которые были уплачены немецкой фирме «Gerherd & Hey». А вместе с доставкой сумма составляла 2159 руб. 85 коп.

Для сбора отработанной чистой воды был выстроен бассейн перед дворцом, стоимость которого равнялась 4 тыс. руб. Водопровод от церкви до дворца изначально был проложен как магистраль открытого типа, но затем сделали его закрытым. Сумма, затраченная на эти работы составляла 880 руб. [23, л. 254].

Обычно за постройку здания в Петербурге М. Е. Месмахер брал 10 % стоимости проекта, за Массандровский дворец он просил гонорар в размере 8 % от общей стоимости здания для паровых котлов и динамо-машины и только десять процентов с общей стоимости всех остальных работ по сооружению Массандровского дворца и внутреннего его убранства.

В результате за постройку дворца М. Е. Месмахеру определили 10 % от суммы, затраченной на постройку машинного отделения, и 8 % от затрат на постройку, всего в феврале 1899 г. он получил 30 тыс. руб. и возмещены расходы за десятника по 1 июня 1899 г. — 650 руб. Так как Николай II значительно урезал гонорар М. Е. Месмахера, то в свою очередь М. Е. Месмахер не заплатил О. Э. Вегенеру — архитектору за выполненные им работы. В связи с этим на имя В. В. Вяземского поступила просьба об оплате труда О. Э. Вегенера в размере 1% от общей стоимости выполненных работ [24, л. 349].

Перед завершением работ по строительству дворца от М. Е. Месмахера потребовали предоставить записку о том, какая ткань и какого цвета должна быть на стенах дворца, сколько материи нужно потратить на каждую комнату, на портьеры, занавеси и др., а также какое количество ее заготовлено и передано на хранение.

После окончания работ по строительству дворца его осмотр туристами разрешался управляющим имения. Экскурсии стали возможны после того, как 22 апреля 1904 г. было образованно Ливадийско-Массандровское удельное Управление [25, л. 5].

Дворец был электрифицирован, что позволяло проводить экскурсии, к примеру, за 1916 г. по состоянию на 1 января 1917 г. на освещение помещений дворца было затрачено 99 руб. 61 коп. при заложенной сумме в 91 руб. [26, л. 139].

Выводы и предложения. В завершение следует отметить, что история строительства дворца Александра III в Массандре имеет большое количество до сих пор не изученных моментов, не известных историкам и краеведам. Изучение и апробация краеведческого исторического материала, в частности, связанного с историей династии Романовых, несомненно будет благоприятствовать популяризации крымской истории и культурного наследия в Российской федерации.

Литература

1. Государственное казенное учреждение Республики Крым «Государственный архив Республики Крым» (далее ГКУ РК ГАРК) ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 119 «О постройке дворца Массандре» на 240 листах. 1

2. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 119 «О постройке дворца Массандре» на 240 листах.

3. ГКУ РК ГАРК Ф. № 78 оп. № 1 д. № 48 «Отчет о постройке дворца Его Величества в верхней Массандре» на 345 листах.

4. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 119 «О постройке дворца Массандре» на 243 листах.

5. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 47 «О постройке дворца в Верхней

Массандре» на 243 листах.

6. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 47 «О постройке дворца в Верхней

Массандре» на 243 листах.

7. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 47 «О постройке дворца в Верхней

Массандре» на 243 листах.

8. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 47 «О постройке дворца в Верхней

Массандре» на 243 листах.

9. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 47 «О постройке дворца в Верхней

Массандре» на 243 листах.

10. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 47 «О постройке дворца в Верхней

Массандре» на 243 листах.

11. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 47 «О постройке дворца в Верхней

Массандре» на 243 листах.

12. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 119 «О постройке дворца в Верхней

Массандре» на 243 листах.

13. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 119 «О постройке дворца Массандре» на 243

листах.

14. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 119 «О постройке дворца Массандре» на 243

листах.

15. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 119 «О постройке дворца Массандре» на 243

листах.

16. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 119 «О постройке дворца Массандре» на 243

листах.

17. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 119 «О постройке дворца Массандре» на 243

листах.

18. ГКУ РК ГАРК Ф. № 78 оп. № 1 д. № 209 «О приобретении паровых котлов для удельных имений «Массандра» и «Ай-Даниль»» на 345 листах.

19. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 119 «О постройке дворца Массандре» на 243

листах.

20. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 119 «О постройке дворца Массандре» на 243 листах.

21. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 119 «О постройке дворца Массандре» на 243 листах.

22. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 119 «О постройке дворца Массандре» на 243 листах.

23. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 119 «О постройке дворца Массандре» л. на 243 листах.

24. ГКУ РК ГАРК Ф. № 48 оп. № 1 д. № 119 «О постройке дворца Массандре» на 243 листах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. ГКУ РК ГАРК Ф. № 78 оп. № 1 д. № 233 «Об образовании Ливадийско-Массандровского удельного Управления» на 345 листах.

26. ГКУ РК ГАРК Ф. № Р 2423 оп. № 1 д. № 14 «Переписка с министерством земледелия Временного правительства, комиссаром по Ялтинскому уезду и национальными имениями на выдачу зарплаты» на 166 листах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.