Научная статья на тему 'Использование услуг Ялтинской телефонной сети в Массандровском имении (конец ХІХ - начало ХХ вв. )'

Использование услуг Ялтинской телефонной сети в Массандровском имении (конец ХІХ - начало ХХ вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБОНЕНТ / ИМЕНИЕ / МАССАНДРА / АЙ-ДАНИЛЬ / ТЕЛЕФОННЫЙ АППАРАТ / АРЕНДА / ЯЛТИНСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СЕТЬ / SUBSCRIBER / ESTATE / MASSANDRA / AI-DANIL / TELEPHONE / RENT / YALTA TELEPHONE NETWORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вишневский Сергей Анатольевич, Гуменюк Андрей Юрьевич

Статья посвящена рассмотрению, на основе материалов Государственного архива Республики Крым, использования и предоставления услуг Ялтинской телефонной сетью, действовавшей на Южном берегу Крыма с конца ХІХ века. Превращение Южного берега Крыма в ведущий курорт Российской империи, посещаемый царской семьей, политической и дворянской элитой, деятелями культуры и искусства империи обусловили необходимость появления здесь главных технических новинок, в том числе и телефонной сети. Рассмотрены различные услуги, предоставляемые Ялтинской телефонной сетью, и использование их абонентами. Материалы, изложенные в статье, могут широко использоваться при изучении истории Южного берега Крыма краеведами, студентами-историками и аспирантами, исследователями истории технического развития Российской империи конца ХІХ начала ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF YALTA TELEPHONE NETWORK SERVICES IN THE ESTATE OF MASSANDRA (LATE XIX - EARLY XX CENTURY)

This article is devoted to the consideration of the use and provision of services by the Yalta telephone network operating on the southern coast of the Crimea from the end of the 19th century (based on the materials of the State Archive of the Republic of Crimea). The transformation of the Southern coast of Crimea into the leading resort of the Russian Empire, visited by the royal family, political and noble elite, artists of the empire caused the appearance of the main technical novelties, including the telephone network. Various services provided by the Yalta telephone network and their use by subscribers are considered. The materials described in the article can be widely used in studying the history of the Southern Coast of the Crimea by regional historians, history students and graduate students, researchers of the technical development history of the Russian Empire of the late nineteenth and early twentieth centuries.

Текст научной работы на тему «Использование услуг Ялтинской телефонной сети в Массандровском имении (конец ХІХ - начало ХХ вв. )»

УДК: [94: 621.395] (470) "18/19"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСЛУГ ЯЛТИНСКОЙ ТЕЛЕФОННОЙ СЕТИ В МАССАНДРОВСКОМ ИМЕНИИ (КОНЕЦ Х1Х - НАЧАЛО ХХ ВВ.)

С. А. Вишневский, А. Ю. Гуменюк1

Статья посвящена рассмотрению, на основе материалов Государственного архива Республики Крым, использования и предоставления услуг Ялтинской телефонной сетью, действовавшей на Южном берегу Крыма с конца Х1Х века. Превращение Южного берега Крыма в ведущий курорт Российской империи, посещаемый царской семьей, политической и дворянской элитой, деятелями культуры и искусства империи обусловили необходимость появления здесь главных технических новинок, в том числе и телефонной сети.

Рассмотрены различные услуги, предоставляемые Ялтинской телефонной сетью, и использование их абонентами. Материалы, изложенные в статье, могут широко использоваться при изучении истории Южного берега Крыма краеведами, студентами-историками и аспирантами, исследователями истории технического развития Российской империи конца Х1Х — начала ХХ века.

Ключевые слова: абонент, имение, Массандра, Ай-Даниль, телефонный аппарат, аренда, Ялтинская телефонная сеть.

Постановка проблемы. Появление и популяризация новинок техники в Российской империи обусловило включение и Таврической губернии в этот процесс. Необходимость в телефонной линии, которая связывала Южный берег Крыма с Санкт-Петербургом и остальными городами империи, обуславливалась еще и длительным пребыванием царской семьи и первых лиц государства в Крыму.

Изучение истории, а также истории технической модернизации Южного берега Крыма, на основе архивных материалов конца Х1Х — начала ХХ века, является методом сохранения и популяризации истории родного края в контескте общероссийской истории.

Цель статьи. На основе материалов Государственного архива Республики Крым, рассмотреть деятельность Ялтинской телефонной сети, услуги, предлагаемые пользователям как из числа государственных, так и для частных абонентов.

1 Вишневский Сергей Анатольевич — к. пед. н., доцент кафедры истории, краеведения и методики преподавания истории Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» в г. Ялта

Гуменюк Андрей Юрьевич — научный сотрудник Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника (дворец-музей Александра III в Массандре)

Изложение основного материала. Мартом 1894 года датировано принятие «Условий пользования Ялтинской телефонной сетью» [1, л. 107].

Документ состоял из 31 параграфа и ряда примечаний. В нем закреплялись общие правила пользования сетью, условия постоянной оплаты для абонентов и единоразовой сбор — за разговор людей, не являющихся абонентами сети. Оговаривались, также и условия междугороднего общения, приводился точный график работы телефонной станции. Отдельным пунктом, закреплялось право конфиденциальности телефонных переговоров.

Правилами, регламентировались предельные технические возможности сети — к каждому телефонному проводу разрешалось подключать только два аппарата. Указывалось, какой телефонный аппарат считался конечным, а какой промежуточным. Дополнительное приложение указывало на то, что при необходимости установки телефонного аппарата в особо труднодоступных и отдаленных от телефонной сети районов, абонент должен либо проводить сеть к своему дому самостоятельно и после этого оплачивать стандартную стоимость услуги связи, либо прокладку телефонных кабелей, установку телефонных и телеграфных столбов и другие растраты берет на себя почтово-телеграфное ведомство, но абонент впоследствии оплачивает в кассу сети необходимую сумму денег.

Телефонные аппараты, звонки, провода и другое телефонное оборудование, установленное в абонентов являлось собственностью сети. В случае порчи телефона, или другого оборудования абонент выплачивал либо стоимость его ремонта, либо полную стоимость аппарата, в случае невозможности его проведения, или утери. То же самое относилось и к случаям пожаров в доме абонента, за это абонент также нес полную ответственность [3, л. 60-67].

При установке телефонного оборудования абонент давал за него расписку, в которой обязывался следить за сохранностью всего оборудования [2, л. 102].

По желанию абонента, за дополнительную плату, вместо обычных телефонных аппаратов, предлагалось установить особые «номерные коммутаторы», позволявшие подключать несколько дополнительных телефонных аппаратов и общаться как между собой, так и с другими абонентами городской сети. В этом случае, разрешалось использовать до 10 телефонных аппаратов на каждый соединенный с центром провод. Конструкция таких телефонов и коммуникаторов обязательно одобрялась управлением телефонной сети, а их установка и обслуживание выполнялись за счет абонента.

Параграф 17 отдельно запрещал передачу, в разговоре между абонентами, противозаконной информации, сведений посредством телефона. В случае нарушения этого запрета управление приостанавливало предоставление услуг связи, либо вообще отключало абонента от сети. Это делалось независимо от того, виновен ли человек в совершении преступления, или просто передавал кому-либо запрещенные сведения. Также запрещалось передавать кому-либо за деньги

установленный у абонента аппарат. Запрет касался, также бранных слов, высказываемых абонентами. Права на пользование телефонным аппаратом могли передаваться другому лицу, после подачи соответствующего заявления в управление Ялтинской телефонной сети.

Параграф 20, включающий в себя 13 пунктов полностью раскрывал различные услуги, предоставляемые телефонной сетью и абонентскую плату за их использование. К примеру, стоимость переноса телефонного аппарата в одном помещении обходилась в 3 руб., а за его пределами уже 6 руб. В случае, если число абонентов одной телефонной сети превышало 500, то Министерство внутренних дел повышало абонентскую плату за предоставление услуг связи в этом регионе. В целом данный свод правил отвечал на самые распространенные вопросы абонентов сети [3, л. 60-67].

Абоненты, подключенные к Ялтинской телефонной сети, деньги за предоставляемые услуги платили раз в шесть месяцев, за первый период с января по июль, за второй период — в остальную часть года. К примеру, из Управления удела Массандра 8 января 1915 года на счет Ялтинской телефонной сети поступил платеж в размере 513 руб. 90 коп. от нескольких абонентов, за период с января по июль 1915 года. В их число входили: абонент № 220 — квартира начальника Управления — сумма 54 руб. 25 коп.; абонент № 67 — Управление Массандра — сумма 70 руб. 20 коп.; № 43 — Массандровский подвал — сумма 70 руб. 20 коп. Всего 7 абонентов, в число которых входил и Массандровский дворец Александра III — абонент № 119 — сумма 60 руб. 20 коп. [1, л. 4].

Телефон в Массандровском дворце установили еще до официальной сдачи сооружения в эксплуатацию. Об этом свидетельствует счет, выписанный 15 января 1902 года от абонентов правительственной телефонной сети, среди которых числился и абонент № 119, общей суммой в 605 руб. из который сумма за «дворец в Верхней Массандре» составила 120 руб. [1, л. 25].

Кроме телефона во дворце установили еще и «дополнительный звонок у аппарата» для лучшей слышимости. Его обслуживание обходилось в 30 руб. в год [4, л. 70].

В 1906 году абонентская плата несколько уменьшилась и составляла 90 руб. для дворца и 165 руб. для имения Ай-Даниль [4, л. 60].

8 мая 1907 года управляющему Массандровским имением поступило отношение № 374 с просьбой оплаты за телефоны, установленные в «новых Массандровских казармах». Общая сумма задолженности составила — 75 руб. 10 коп. Из них 75 руб. обходились услуги телефонной сети, а 10 коп. составлял сбор за гербовую бумагу [4, л. 77-78].

В случае неуплаты телефонного сбора, Ялтинская телефонная сеть обязывалась выписать на имя абонента повестку, с указанием срока, в который ему необходимо оплатить долг. Повестка включала следующие пункты:

- За конечный аппарат, с.....по....;

- За промежуточный аппарат, с....., по.....;

- За дополнительный аппарат, с .... по...;

- За дополнительный индивидуальный звонок;

- За дополнительную слуховую трубку;

- За перестановку телефонного аппарата;

- За повреждение телефонных приборов;

- За утрату телефонных приборов.

Из этого можно сделать вывод, что сами телефонные аппараты являлись собственностью сети и предоставлялись абоненту, по сути, в аренду [3, л. 5].

О получении повестки абонент расписывался на специальном корешке, в двух экземплярах. Один, из которых отрывался в конторе Ялтинской телефонной сети или служащим, принесшим повестку и вручался абоненту, а второй — оставался в конторе.

На обороте повестки размещалась инструкция о том, где и когда можно произвести оплату. Жители Ялты производили оплату лично, а загородные абоненты — преимущественно по почте. Прием платежей осуществлялся ежедневно с 8 часов утра до 20 часов за исключением неприсутственных (выходных) дней в канцелярии телефонной станции, находившейся на Головиной улице в доме Витмера (дом, занимаемый Почтово-Телеграфной конторой) на 3-м этаже. В случае неуплаты абонентом счета в течении семи дней после его получения, телефонный аппарат «снимался», а сумма долга все равно взыскивалась [3, л. 6].

События Первой мировой войны, постепенно сказывались на удорожании не только продуктов питания, но и различного рода услуг, так 6 сентября 1914 года Положением Совета Министров Российской империи вводился дополнительный годовой телефонный налог, по всей территории страны, который не обошел и Таврическую губернию. За аппараты, действовавшие в Ялтинской телефонной сети, он составил 10 руб. за один телефонный аппарат. Этот налог вносился не позднее 15 января 1915 года [3, л. 12].

В 1914 году в имениях Массандра и Ай-Даниль числилось всего 9 телефонных аппаратов [3, л. 12].

Для установки телефонного аппарата в государственных учреждениях подавался рапорт в Главное управление уделов. Например, подобный телефон как в Массандровском дворце с «дополнительным звонком», заработал в санатории Его Величества Кучук-Ламбате, открывшимся для офицеров Российской армии в 1914 году. Сумма, уплачиваемая при его установке в 1915 году, составила 210 руб. Разрешение датировано февралем 1915 года [3, л. 22].

Со временем, телефонные аппараты начали устанавливаться и в частных домах. Необходимо заметить, что жители имений Массандра и Ай-Даниль, могли это сделать одними из первых на Южном берегу Крыма. Так, архитектор Стравинский заплатил за пользование телефоном в 1915 году за период с 20 марта

по 20 сентября 45 руб. 5 коп., доктор Уланов за период с 6 мая по 6 ноября 1915 года - 45 руб. 20 коп. [3, л. 37].

В Ялтинскую телефонную сеть поступали заявления и о переносе телефонного аппарата. К примеру, абонент № 95, находящийся в удельном имении «Ай-Даниль» за перенос телефона из большого дома для служащих в квартиру винодела Головина заплатил в канцелярию Ялтинской телефонной станции 6 руб., при этом гербовый сбор, взимаемый за подачу такого заявления составлял 1 руб. В случае необходимости, установленный аппарат мог быть заменен другим [3, л. 42].

Составлялись списки абонентов Ялтинской телефонной сети, которые периодически обновлялись. Копии этих списков помещались возле телефонных аппаратов, находящихся в ведомственных учреждениях. В ГКУ РК ГАРК сохранились интересные материалы о том, как Ялтинская телефонная сеть настоятельно просила Ливадийско-Массандровское управление постоянно объяснять своим служащим, пользующимися телефонами, производить вызов абонентов исключительно по номерам, а не по фамилиям, что существенно затрудняло работу телефонисток [3, л. 58].

Телефонная линия в Массандровском имении проходила через парк, старое кладбище, здание управления уделами и другие объекты.

22 февраля 1917 года начальнику Ялтинской телефонной сети пришло прошение от Ливадийско-Массандровского Удельного управления об установке телефонного аппарата в здании гидроэлектростанции, расположенной в имении «Массандра» в районе нового винного подвала. После установки телефона Удельное управление внесло абонентскую плату за год вперед в размере 90 руб., телефонный налог в10 руб. и гербовый сбор — 2 руб. 20 коп. Всего 102 руб. 20 коп. [3, л. 120].

Работа телефонной сети и обслуживание абонентов продолжалась и после революции 1917 года. Так, «Управление национальными сельскохозяйственными предприятиями в Крыму» в прошении от 22 января 1918 г. на имя начальника Ялтинской телефонной сети просило о ремонте телефонов в национальных имениях и в первую очередь в Массандровском. Цена телефонной связи первое время не менялась: к примеру, с января 1917 года по июль 1917 абонент № 119 оплатил 60 руб. из них телефонный налог за 1917 года составил 10 руб. [3, л. 111].

Абонентская плата и налог ощутимо повысились только во второй половине

1918 года. К примеру, если в 1917 году управление имения Массандра оплатило 70 р. 20 коп за полугодие (за 2 телефона), то уже за период с 1 июля 1918 года по 1 январь 1919 года за те же 2 аппарата было оплачено 260 руб. Со второй половины

1919 года абонентская плата 8-ми абонентов имений Массандра и Ай-Даниль составляла уже 6308 р. 50 коп. [3, л. 165].

Несмотря на кризис в государстве, в частных квартирах и на предприятиях Массандры продолжали устанавливать телефоны, добавлять звонки и другое оборудование, а также производить его текущий ремонт. Но уже в намного меньших масштабах [3, л. 142].

В 1921 году в совхозе Массандра имелось всего несколько рабочих телефонных аппаратов: в управлении, с дополнительным аппаратом в кабинете заведующего и с добавочным аппаратом в квартире врача совхоза — тов. Лукина, в Рабочем клубе, на Главном массандровском подвале, в совхозе Ай-Даниль (в конторе с дополнительным телефоном в квартире заведующего) [3, л. 215].

Выводы и предложения. В завершение следует отметить, что история становления и деятельности Ялтинской телефонной сети в конце XIX — начале XX века являлась одним из многочисленных элементов модернизации Российской империи, коснувшейся Южного берега Крыма. Необходимо подчеркнуть заинтересованность и принятие участия городских властей, различных государственных органов в процессе становления и деятельности Ялтинской телефонной сети в конце XIX — начале XX века.

Литература

1. Государственное казенное учреждение Республики Крым «Государственный архив Республики Крым» (далее ГКУ РК ГАРК) ГКУ РК ГАРК Ф. № 78 оп. № 1 д. № 22 «Сметы на устройство телефонного сообщения между управлениями удельного ведомства в городе Ялта и окрестностях»» на 286 листах.

2. ГКУ РК ГАРК Ф. № 78 оп. № 1 д. № 22 «Сметы на устройство телефонного сообщения в Удельном имении «Массандра а «Ай-Даниль»» на 191 листе.

3. ГКУ РК ГАРК Ф. № 78 оп. № 2 д. № 34 «Дело о телефонах в им. Массандра и Ай-Даниль: об устройстве телефона на квартирах разных лиц. Переписка об уплате за пользование телефонами» на 234 листах.

4. ГКУ РК ГАРК Ф. № 78 оп. № 1 д. № 166 «Об устройстве телефонного сообщения в Удельном имении «Массандра» и «Ай-Даниль»» на 178 листах.

THE USE OF YALTA TELEPHONE NETWORK SERVICES IN THE ESTATE OF MASSANDRA (LATE XIX - EARLY XX CENTURY)

Vishnevsky S.A., Gumenyuk A.Y.

Vishnevsky Sergei Anatolievich — Ph.D., Associate Professor, Department of History, Local History and methods of teaching history, Humanities and Pedagogic Academy (branch) FGAOU VO «Crimean Federal University of V.I. Vernadsky» in Yalta Gumenyuk Andrey Yurievich — Researcher, Alupka palace and park Museum-Reserve, Palace and Museum of Alexander the III in Massandra

Abstract. This article is devoted to the consideration of the use and provision of services by the Yalta telephone network operating on the southern coast of the Crimea from the end of the 19th century (based on the materials of the State Archive of the

Republic of Crimea). The transformation of the Southern coast of Crimea into the leading resort of the Russian Empire, visited by the royal family, political and noble elite, artists of the empire caused the appearance of the main technical novelties, including the telephone network. Various services provided by the Yalta telephone network and their use by subscribers are considered. The materials described in the article can be widely used in studying the history of the Southern Coast of the Crimea by regional historians, history students and graduate students, researchers of the technical development history of the Russian Empire of the late nineteenth and early twentieth centuries.

Keywords: subscriber, estate, Massandra, Ai-Danil, telephone, rent, Yalta telephone network.

References

1. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie Respubliki Krym «Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Krym» (dalee GKU RK GARK) GKU RK GARK F. № 78 op. № 1 d. № 22 «Smety na ustrojstvo telefonnogo soobshhenija mezhdu upravlenijami udel'nogo vedomstva v gorode Jalta i okrestnostjah»» na 286 listah.

2. GKU RK GARK F. № 78 op. № 1 d. № 22 «Smety na ustrojstvo telefonnogo soobshhenija v Udel'nom imenii «Massandra a «Aj-Danil'»» na 191 liste.

3. GKU RK GARK F. № 78 op. № 2 d. № 34 «Delo o telefonah v im. Massandra i Aj-Danil': ob ustrojstve telefona na kvartirah raznyh lic. Perepiska ob uplate za pol'zovanie telefonami» na 234 listah.

4. GKU RK GARK F. № 78 op. № 1 d. № 166 «Ob ustrojstve telefonnogo soobshhenija v Udel'nom imenii «Massandra» i «Aj-Danil'»» na 178 listah.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.