СОРОКИНА Дарья Александровна — аспирант Санкт-Петербургского государственного университета (190000, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3, 8под.; d.a.sorokina@mail.ru)
основные этапы развития публичной
дипломатии в россии
Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы развития публичной дипломатии в России на современном этапе. Автор обращается к определениям публичной дипломатии в российской науке и выделяет один из терминов, конкретизирующий понятие «публичной дипломатии». Также автор исследует проблему содействия адекватному восприятию России в мире и ее поэтапное разрешение. Отдельное внимание уделяется отражению проблемы развития публичной дипломатии в официальных документах РФ. Автор предлагает обзор становления институтов публичной дипломатии и рассматривает этапы формирования российской политики в этом направлении.
Ключевые слова: публичная дипломатия, «мягкая сила», общественная дипломатия, имидж России, культурная дипломатия, политическая коммуникация
Становление и развитие публичной дипломатии в России происходит в условиях постоянных изменений на мировой арене и с учетом происходящих трансформационных процессов в инструментальной составляющей дипломатии требует комплексного и обстоятельного изучения.
Прежде всего, стоит обратиться к многообразию теоретических подходов к понятию «публичная дипломатия». Единого определения публичной дипломатии, с которым соглашались бы все исследователи, на сегодняшний день не существует. Как среди зарубежных, так и среди российских исследователей вариативность данного термина остается весьма значительной, и инструменты, которые включает в себя публичная дипломатия, каждым экспертом определяются индивидуально [Cull 2009: 12-16; Барышников, Костюк, Ткаченко 2009: 24; Василенко 2013: 24; Зонова 2003: 141-146; Кубышкин, Цветкова 2013: 34-37].
В данной статье автор придерживается определения публичной дипломатии, представленного российским исследователем А.В. Долинским, где публичная дипломатия представляется системой коммуникации с зарубежными сообществами, включающей в себя широкий спектр ее акторов с различной степенью их вовлеченности и при различной степени участия государства в структурах публичной дипломатии [Долинский 2011: 280].
Необходимость в развитии публичной дипломатии в России отчетливо проявилась в т.ч., когда Россия в рейтинге Индекса национальных брендов С. Анхольта заняла предпоследнее место среди оцениваемых стран1. Именно в период 20042005 гг. и началось оформление полноценной и эффективной публичной дипломатии в России.
Начало развитию современной публичной дипломатии положило выступление президента РФ В.В. Путина на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России. В своем выступлении В.В. Путин заявил, что представления о России за рубежом «зачастую далеки от реальности»2. Президент подчеркнул влияние негативных последствий от дискредитационных кампаний за рубежом, которые представлялись значимыми не только для государства, но и для сферы бизнеса. Также президент призвал посольства и зарубежные предста-
1 Anholt Nation Brands Index Q2. 2005. URL: http://www.simonanholt.com/Publications/publications-other-articles.aspx (accessed 15.02.2016).
2 Выступление В.В. Путина на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России. 12 июля 2004 г. - Официальный сайт Президента РФ. Доступ: http://www.kremlin.ru/text/ appears/2004/07/74399.shtml (проверено 25.12.2015).
вительства к активному участию «в формировании непредвзятого благоприятного представления о внутренней и внешней политике Российской Федерации, о ее истории, о ее культуре, о сегодняшнем развитии»1.
Продвижение позитивного имиджа государства и создание благоприятного образа напрямую относятся к сфере публичной дипломатии, которая включает в себя комплекс мер, нацеленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов с гражданским обществом зарубежных государств и их элитой.
В дальнейшем проблема содействия адекватному восприятию России в мире поднималась в нескольких основополагающих документах внешней и внутренней политики, в частности в Концепции внешней политики 2008 г.2
В дальнейшем в рамках действующей Концепции внешней политики содействие продвижению позитивного образа России в мире было конкретизировано с помощью декларации необходимых действий, что включает в себя3:
1) практику использования «мягкой силы»;
2) создание положительного образа России, соответствующего авторитету ее культуры, образования, науки, спорта, уровню развития гражданского общества, а также участия в программах помощи развивающимся странам;
3) формирование инструментов воздействия на ее восприятие в мире;
4) совершенствование системы применения «мягкой силы»;
5) поиск оптимальных форм деятельности на этом направлении, учитывающих как международный опыт, так и национальную специфику;
6) продолжение формирования нормативной базы в указанной сфере;
7) распространение и укрепление позиций русского языка в мире;
8) популяризацию культурных достижений народов России;
9) консолидацию русской диаспоры за рубежом.
Отдельные аспекты расширения сферы воздействия публичной дипломатии и необходимость развития позитивных представлений о России в мире прослеживается также и в других документах, как, например, Стратегия национальной безопасности до 2020 года4, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года5, Концепция федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)», Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества6, Государственная программа Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность»7 .
Развитие публичной дипломатии РФ включает в себя создание различных
1 Выступление В.В. Путина на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России. 12 июля 2004 г. - Официальный сайт Президента РФ. Доступ: http://www.kremlin.ru/text/ appears/2004/07/74399.shtml (проверено 25.12.2015).
2 Концепция внешней политики Российской Федерации от 15 июля 2008 г. - Официальный сайт Президента РФ. Доступ: http://kremlin.ru/acts/news/785 (проверено 15.02.2016).
3 Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. - Сайт МИД РФ. Доступ: http://www.mid.rU/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F (проверено 15.02.2016).
4 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (от 12 мая 2009 г.). - Сайт Совета Безопасности РФ. Доступ: http://www.scrf.gov.rU/documents/1/99.html (проверено 15.12.2015).
5 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - Сайт Министерства экономического развития РФ. Доступ: hhttp://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/strategicPlanning/concept/indexdocs (проверено 15.02.2016).
6 Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества от 18 декабря 2010 года. - Официальный сайт МИД РФ. Доступ: http:// www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/fd3aa5ccb0c5f96b442579ec004ec849! OpenDocument (проверено 15.12.2015).
7 Государственная программа «Внешнеполитическая деятельность» от 15 апреля 2014 года. - Сайт МИД РФ. Доступ: http://www.mid.ru/bdomp/activity.nsf/f0db584a1b1a32b54425793b004185a0/44257b10005 5db3244257cc90040cc14!0penDocument (проверено 15.02.2016).
структур, направленных на применение инструментов публичной дипломатии и осуществление ее функций, а также расширение деятельности уже существующих структур.
Важным аспектом развития внешнеполитической деятельности России стало создание фонда «Русский мир» во исполнение указа Президента РФ В.В. Путина от 21 июня 2007 г., основным вектором деятельности которого является реализация комплекса международных учебно-образовательных и просветительских программ гуманитарной направленности, а также особое внимание к организации и проведению акций, конкурсов и олимпиад как средству повышения интереса к углубленному изучению русского языка, культуры, истории, привлечения к сотрудничеству и взаимодействию компетентных, активных, творчески мыслящих представителей русского мира. Сегодня русские центры фонда «Русский мир» создаются в целях популяризации русского языка и культуры как важных элементов мировой цивилизации, поддержки программ изучения русского языка за рубежом, развития межкультурного диалога и укрепления взаимопонимания между народами и представлены в 45 странах мира1.
Одной из важнейших правительственных организаций в сфере общественной дипломатии стало Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), созданное в соответствии с указом Президента РФ2. Агентство является подведомственной структурой Министерства иностранных дел РФ.
Россотрудничество в настоящее время имеет 92 представительства в 79 странах мира: 69 российских центров науки и культуры, 8 отделений РЦНК в 61 стране, 23 представителя в составе посольств в 21 стране. Агентство видит свою задачу в дальнейшем укреплении связей с соотечественниками, постоянно проживающими за рубежом, содействии их деятельности по расширению культурного, научного и делового сотрудничества с Россией3.
Содействие процветанию России через интеграцию в глобальный мир оказывает Российский совет по международным делам, который был создан как некоммерческое партнерство на основе распоряжения президента Д.А. Медведева от 2 февраля 2010 г.
Основными целями создания РСМД согласно распоряжению президента стали «совершенствование подготовки специалистов в области внешней политики и регионоведения, а также организация взаимодействия российских научных организаций с иностранными экспертно-аналитическими центрами по вопросам международных отношений»4.
Все больше университетов строят партнерские отношения с РСМД, среди них - Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, уральский федеральный университет, нижегородский государственный универ-
1 Русский центр. — Сайт Фонда «Русский мир». Доступ: http://russkiymir.ru/rucenter/ (проверено 15.02.2016).
2 Указ Президента РФ от 06.09.2008 № 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества». — КонсультантПлюс. Доступ: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156348/ (проверено 15.02.2016).
3 О Россотрудничестве. - Сайт Россотрудничества. Доступ: http://rs.gov.ru/rossotrudmchestvo-pokazat-tekst-polnostyu (проверено 15.02.2016).
4 Дмитрий Медведев подписал распоряжение «О создании некоммерческого партнерства «Российский совет по международным делам». — Официальный сайт Президента РФ. Доступ: http://kremlin.ru/ news/6779 (проверено 17.01.2016).
ситет, а также университеты - партнеры РСМД: НИУ Высшая школа экономики и Дальневосточный федеральный университет1.
Проекты РСМД в 2015 г. включали в себя около 50 мероприятий, охватывающих такие направления деятельности, как исследовательские проекты, образовательные, издательские проекты, конкурсы2. Большим вкладом РСМД в развитие исследовательской деятельности является выпуск нескольких крупных печатных изданий, наиболее объемными из которых является хрестоматия «Россия в глобальном мире 2000-2011» [Россия в глобальном... 2012] в 6 т. и «Внешняя политика России: 2000-2020» [Внешняя политика... 2012] в 3 т.
Чтобы интенсифицировать международную деятельность российских некоммерческих неправительственных организаций и иных отечественных институтов гражданского общества, президент России Д.А. Медведев поддержал инициативу создания фонда Горчакова3. Фонд Горчакова содействует продвижению социальных, культурных, образовательных, научных и управленческих программ в сфере международных отношений. Основные проекты, которыми занимается фонд Горчакова, направлены на поддержку молодых специалистов («Диалог во имя будущего», «Дипломатический семинар», «Академия ОДКБ», «Кавказский диалог»), поддержку экспертной мобильности («Программа поддержки мобильности российских экспертов») и развитие академических проектов.
Все упомянутые организации, а также широкий спектр правительственных и неправительственных структур, задействованных в сфере публичной дипломатии, способствовали осознанию проблематики развития внешнеполитической деятельности с применением публичной дипломатии. Благодаря обширной деятельности различных структур, формируются несколько основных направлений в рамках осуществления российской публичной дипломатии.
В первую очередь стоит обратить внимание на реализацию проектов внешней культурной политики. Среди различных форм осуществления внешней культурной политики одним из ключевых приоритетов является экспорт образования в зарубежные страны. Привлекательность российских вузов для иностранных студентов непрерывно растет, об этом свидетельствует и 8-е место России по численности обучающихся иностранных граждан4, и стабильное увеличение числа обучающихся иностранцев в российских высших учебных заведениях. Так, в 2005/2006 уч. г. численность иностранных граждан в российских вузах разного типа составляла 86 875 чел.5, а в 2010/2011 - возросла до 119 260 чел. [Арефьев 2012: 464-470]. Тенденция роста числа обучающихся иностранных граждан является положительным показателем публичной дипломатии, т.к. проживание в зарубежном государстве и обучение на языке этого государства приводят к более успешной адаптации студентом ценностей этой страны. не меньшее значение имеют практика молодежных и студенческих обменов.
Также авторитет страны поднимает проведение мероприятий высокого уровня, сопровождающихся официальными и неформальными встречами с лидерами мировых держав.
1 Университеты - корпоративные члены РСМД вошли в рейтинг лучших университетов мира. -Сайт РСМД. Доступ: http://гussiancoundlгu/ittneг/?id_4=2307#top-content (проверено 17.01.2016).
2 Проекты РСМД. - Сайт РСМД. Доступ: http://russiancouncil.ru/projects/ (проверено 17.01.2016).
3 Распоряжение Президента РФ «О создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова». - Официальный сайт Президента РФ. Доступ: http://www.kremlin.ru/news/6780 (проверено 15.02.2016).
4 Аналитические материалы. - Сайт «Российское образование для иностранных граждан». Доступ: http://www.russia.edu.ru/information/analit/960/ (проверено 25.12.2015).
5 Численность иностранных граждан по формам обучения в российских вузах разного типа в 2005/2006 учебном году. - Сайт «Российское образование для иностранных граждан». Доступ: http://www. russia.edu.ru/iffiformation/analit/statis/formob/1745/ (проверено 25.12.2015).
Важным аспектом деятельности России за рубежом является поддержка соотечественников в зарубежных странах.
Среди направлений публичной дипломатии в России традиционной является церковная дипломатия, которая успешно реализуется в виде деятельности Русской православной церкви за рубежом и проведении межконфессиональных форумов, что способствует религиозному и ценностному сближению с зарубежными странами. «Дипломатия веры» - это востребованный и эффективный инструмент реализации внешнеполитических интересов государства, который, в свою очередь, можно активно использовать для решения внутригосударственных проблем.
Одним из способов улучшения имиджа страны является участие в международных социально-гуманитарных проектах. Вовлеченность России в содействие международному развитию и ее участие в подобных проектах на сегодняшний день представляются недостаточными. Вплоть до 2007 г. не существовало нормативного документа, регулирующего эту сферу деятельности. С принятием Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию1 деятельность России в данной сфере активизировалась и конкретизировалась, но по-прежнему требует дальнейшего продвижения.
С развитием интернет-технологий и увеличением численности интернет-сообщества важным аспектом деятельности публичной дипломатии становится «цифровая дипломатия». На данный момент Россия, во-первых, реализует деятельность информационных программ в сети (Russia Today вещает на 7 языках, имеет 1 725 487 подписчиков на YouTube и 1 649 769 813 просмотров по состоянию на февраль 2016 г., став первым в мире новостным телеканалом, преодолевшим порог в 1 млрд просмотров2); во-вторых, содействует перемещению СМИ в интернет-пространство; в-третьих, реализует распространение информации через популярные социальные сети (через страницы государственных органов и официальных лиц: около 30 страниц в Facebook, аккаунтов в Twitter3 и более 40 каналов на YouTube) и блогосферу. Таким образом, по популярности RTобходит Al Jazeera (английскую версию), Deutsche Welle и CNN и уступает лишь BBC.
Основной проблемой в развитии публичной дипломатии в сфере цифровой дипломатии представляется недостаточная доступность российских инициатив для зарубежных пользователей. Другими проблемами, затрудняющими развитие цифровой дипломатии, являются отсутствие актуальной информации в некоторых интернет-аккаунтах и, как следствие, недостаточно продуманная система реализации цифровой дипломатии - отсутствие полноценной обратной связи. При отсутствии контроля со стороны каких-либо инстанций аккаунты не только вовремя не обновляются, но и со временем неизбежно собирают негативные отклики и комментарии, на которые (впрочем, как и на позитивные) никто не реагирует.
Таким образом, за десятилетие сложилась определенная система публичной дипломатии в России, в которой можно выделить несколько этапов. Развитие публичной дипломатии в России берет свое начало в 2004-2005 гг. Именно в это время развивалась законодательная база и начали формироваться крупномасштабные российские проекты в данной сфере. Следующим этапом, на который приходятся изменения в нормативно-правовой базе и увеличение числа раз-
1 Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию от 25 июня 2007 г. - Сайт МИД РФ. Доступ: ttp://ww.mid.ru/brp_4.nsf/0/571FEF3D5281FE45C32573050023894F (проверено 25.12.2015).
2 Информация о канале Russia Today. - YouTube. URL: http://www.youtube.com/user/RussiaToday/about (accessed 15.02.2016).
3 The e-diplomacy hub. Twitter and Foreign Policy. - Сайт E-diplomacy. URL: http://ediplomacy.afp. com/#!/people (accessed 15.02.2016).
носторонне направленных институтов в рамках публичной дипломатии, является период 2008-2012 гг. Дальнейшие изменения в этой области приходятся на 2012 г., когда несколько структур российской публичной дипломатии были реорганизованы, часть проектов получили новое развитие, а нормативная база совершенствовалась и приобретала конкретику. Эти изменения происходят и по сегодняшний день, когда в условиях масштабных мировых событий и широких дискуссий международного сообщества Российская Федерация просто обязана представить свою позицию на мировой арене и отстаивать свои национальные интересы.
Проблема развития многоуровневой и комплексной структуры публичной дипломатии в России сегодня приобретает особое значение. Только целенаправленный, многосторонний и осознанный подход к этой проблеме может сделать дипломатию России по-настоящему эффективной.
Список литературы
Арефьев А.Л. 2012. Русский язык на рубеже XX-XXI вв. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга. 482 c.
Барышников Д.Н., Костюк Р.В., Ткаченко С.Л. 2009. Эффективность дипломатии. СПб: ВВМ. 170 с.
Василенко И.А. 2013. Имиджевая стратегия России в контексте мирового опыта. - Власть. № 7. C. 24-28.
Внешняя политика России: 2000-2020. В 3 т. (под общ. ред. И.С. Иванова). 2012. Российский совет по международным делам. М.: Аспект Пресс.
Долинский А.В. 2011. Эволюция теоретических оснований публичной дипломатии. - Вестник МГИМО Университета. № 2. C. 275-280.
Зонова Т.В. 2003. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития. М.: РОССПЭН. 336 с.
Кубышкин А.И., Цветкова Н.А. 2013. Публичная дипломатия США: учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс. 271 с.
Россия в глобальном мире: 2000-2011: хрестоматия в 6 т. (под общ. ред. И.С. Иванова). 2012. Российский совет по международным делам. М.: Аспект Пресс.
Cull N.J. 2009. Public Diplomacy: Lessons from the Past. USC Center on Public Diplomacy at the Annenberg School. University of Southern California. 61 p. URL: http://uscpublicdiplomacy.org/sites/uscpublicdiplomacy.org/iiles/legacy/publications/ perspectives/CPDPerspectivesLessons.pdf (accessed 15.02.2016).
SOROKINA Dar'ya Aleksandrovna, postgraduate student, Saint Petersburg University (1/3, entr. 8, Smol'nogo St., St.Petersburg, Russia, 190000; d.a.sorokina@mail.ru)
the main stages of public diplomacy
in the development of Russia
Abstract. The article is devoted to the main stages of the development of public diplomacy in Russia at the present stage. Public diplomacy is an important tool to make foreign policy more successful. The author gives the overview of definitions of the foreign policy, given by the Russians researches. The author also explores the challenges of promoting the development of the proper perception of Russia in the world. Special attention is paid to the reflection of the problems of public diplomacy in the official documents of the Russian Federation. The author also provides an overview of the formation of institutions of public diplomacy. In addition, the article examines the stages of formation of Russian policy in this direction. Keywords: public diplomacy, soft power, image of Russia, cultural diplomacy, political communication, NGO