УДК 378.14
С.М. Бугрова
канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический
университет имени Т.Ф. Горбачева»
С.И. Григашкина
канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический
университет имени Т.Ф. Горбачева»
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-ЭКОНОМИСТА
Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы формирования профессиональной культуры студента-экономиста, выделены ее основные компоненты и определены этапы формирования профессиональной культуры в вузе.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, студент-экономист, становление личности, профессиональная культура.
S.M. Bugrova, PhD, F. Gorbachev Kuzbass State Technical University
S.I. Grigashkina, PhD, F. Gorbachev Kuzbass State Technical University
STUDENTS PROFESSIONAL CULTURE: MAIN STAGES AND ORGANIZATIONAL
CONDITIONS (ECONOMICS MAJORS)
Abstract. The article covers the problem of students professional culture formation (economics majors), its main components and composition stages.
Keywords: professional culture, economics students, personality development, professional culture.
Современные тенденции развития высшего профессионального образования, расширение масштабов межкультурного взаимодействия и международного сотрудничества требуют от вузов подготовки не только узкопрофессионального специалиста, но и непрерывного общекультурного, социально-значимого развития личностного и творческого потенциала, формирование его профессиональной культуры.
Профессиональная культура в большинстве источников трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, обладание которыми делает специалиста «мастером своего дела». Так Крылова Н.Б. рассматривает профессиональную культуру как «систему социальных качеств, непосредственно обеспечивающих уровень трудовой, профессиональной деятельности и определяющих ее личностное содержание, отношение к труду. Именно через профессиональную деятельность каждый специалист достигает максимальных для себя результатов, стремясь выявить свои способности. Тем самым он опредмечивает, овеществляет свое отношение к труду. Его личностная культура претворяется в культуру труда» [2, С.56].
В законе Российской Федерации «Об образовании» выделены основные принципы государственной политики в области образования, направленные на развитие культуры личности. «1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье; 2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства и др.» [1].
Особое значение, на наш взгляд, имеет формирование профессиональной культуры студента-экономиста, так как получение профессиональных знаний в финансово-экономической сфере деятельности сопровождается постоянными изменениями в нормативных документах, формах отчетности, системе хозяйственного и налогового законодательства.
Это требует творческой активности, инициативности специалиста, готового быстро и качественно решать возникшие производственно-экономические проблемы. Неготовность специалиста действовать в соответствии с нормами профессиональной культуры (честность, объективность, конфиденциальность, законность) ставит под сомнение его профессиональную компетентность. Поэтому современный работодатель стал предъявлять более высокие требования не только к профессиональным качествам выпускника-экономиста, но и к его личностным качествам, уровню общей и профессиональной культуры.
Профессиональная культура студента-экономиста, по нашему мнению, характеризуется следующими качествами (таблица 1).
Можно утверждать, что выделенные в таблице 1 характеристики профессиональной культуры студента-экономиста не однозначны, и могут быть расширены применительно к требованиям конкретного предприятия в зависимости от места экономиста в системе управления и вида деятельности: организационно-экономическая, маркетинговая, информационно-аналитическая, инновационная и др.
Несомненно, что уровень профессиональной культуры зависит от содержания и организации образовательного процесса в вузе. На наш взгляд, можно выделить несколько этапов формирования в вузе профессиональной культуры студента. Рассмотрим их на примере ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» (КузГТУ).
Первый этап - формирование у студента интереса к профессии. Это достигается путем проведения занятий по дисциплине «Профориентация»; в процессе ознакомительной практики; проведения бесед и встреч с выпускниками вуза; посещения первокурсниками открытых защит дипломных работ, проходящих непосредственно на производственных предприятиях.
Второй этап - развитие интеллектуально-творческой активности студента. Это осуществляется путем изучения общепрофессиональных дисциплин с использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (дискуссии, презентации с использованием вспомогательных средств, разработка проекта, решение кейсов, ситуационных, творческих задач; проведение проблемных лекций, тестирование), а также участия студентов в различных творческих конкурсах, объявляемых как Минобрнауки РФ, так и Администрацией Кемеровской области.
Третий этап - формирование профессиональной активности студента, реализуется в процессе прохождения производственно-экономической практики и знакомст-
ва с корпоративной управленческой культурой конкретных предприятий - мест практики. Кроме того, для формирования профессиональной активности студенты привлекаются к непосредственному участию в хоздоговорных работах и работах по договорам творческого сотрудничества вуза с предприятиями и организациями области, участвуют в проведении «круглых столов» со специалистами.
Таблица 1 - Компоненты профессиональной культуры студента-экономиста
Деловые качества Личностные качества
1. Трудолюбие 2. Преданность интересам дела 3. Самостоятельность в принятии решений 4. Чувство ответственности 5. Исполнительность 6. Дисциплинированность 7. Добросовестность в работе и надежность 8. Качество выполнения расчетов 9. Целеустремленность в выполнении заданий 10. Уровень настойчивости и упорства 11. Пунктуальность 1. Аккуратность 2. Исполнительность 3. Уверенность в себе 4. Решительность 5. Общительность 6. Выдержка 7. Внимание 8. Настойчивость, сила воли в достижении цели 9. Коммуникабельность, способность работать в команде 10. Высокая концентрация внимания 11. Мобильность 12. Творческое мышление
Способности, навыки, умения Нравственные качества
1. Интеллектуальные способности 2. Умение планировать работу 3. Способность к исследовательской деятельности 4. Знание путей экономии ресурсов 5. Ведение деловой переписки 6. Умение работать со справочной литературой 7. Обеспечение и контроль за прохождением документов 8. Способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете и быстро переходить с одного вида деятельности на другой 9. Высокий уровень математических (счетных) способностей 10. Способность длительное время заниматься однообразным видом деятельности (склонность к работе с документами, текстами и цифрами) 11. Аналитическое мышление 12. Оперативность и самостоятельность выполнения задания 13. Нормативно-информационная компетентность 1. Честность 2. Принципиальность 3. Справедливость 4. Скромность 5. Степень ответственности 6. Вежливость, внимательность к людям 7. Моральная устойчивость 8. Способность к ответственному, культурно-значимому поступку
Четвертый этап формирования профессиональной культуры студента - участие в научно-исследовательской работе студентов; выполнение исследовательских курсовых и выпускных квалификационных работ.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что формирование профессиональной культуры студента во многом зависит от организации образовательно-
го процесса в вузе.
Таблица 2 - Уровень соответствия общеевропейской системы оценок БОТБ
и российской оценочной системой
Оценка ECTS Смысл оценки Оценка Оценка в ГУ КузГТУ
А Отлично 5 50
B Очень хорошо 4+ 45
C Хорошо 4 40
D Удовлетворительно 3+ 35
E Посредственно 3 30
FX Неудовлетворительно с правом пересдачи 2 0
F Неудовлетворительно без права пересдачи 0 0
Поскольку требования к уровню профессиональной культуры начинаются с требований к уровню специальных знаний и умений, организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в КузГТУ основана на рейтинговой системе оценки знаний студентов. Рейтинговая система оценки знаний направлена на повышение качества обучения путем активизации учебной деятельности студентов. Согласно Положения о проведении текущего контроля успеваемости, действующему в вузе, «текущий контроль успеваемости студентов производится с учетом:
• объема фактически выполненной студентом аудиторной учебной работы, предусмотренной рабочей программой изучаемой дисциплины;
• качества усвоения изучаемого учебного материала.
Таблица 3 - Оценочный лист
Число про- Число про- Число про- Число про-
ФИО пусков за- Оценка пусков за- Оценка пусков за- Оценка пусков за- Оценка
нятии нятий нятий нятий
5 неделя 9 неделя 13 неделя 17 неделя
Иванов И.И. 0 50 0 50
Петров П.П. 2 30 1 35
Сидоров С.С. 0 50 5 30
Иванова И.И. 5 0 3 30
Петрова П.П. 0 40 0 45
Сидорова С.С. 4 30 10 0
Качество усвоения изучаемого учебного материала в текущем контроле успеваемости оценивается в соответствии с уровнями общеевропейской системы оценок ECTS (European Credit Transfer System - Европейская система взаимозачетов результатов обучения) на основе результатов защит различного вида работ, предусмотренных рабочими программами дисциплин, а также результатов компьютерного тестирования.
Текущий контроль успеваемости проводится у студентов 1-5 курсов дневной формы по результатам обучения с периодом 4 недели на 5, 9, 13 и 17 неделях обучения текущего семестра.
Результаты контроля преподавателем заносятся в специальную электронную ведомость. Пример:
Специальность - 080502 Экономика и управление на предприятии
Группа ЭМ - 091
Дисциплина - Экономика предприятия. Семестр 4.
Преподаватель -_
Информация ведомостей текущей успеваемости обрабатывается в подразделениях управления информатизации с целью:
• определения рейтингов студентов по изучаемым дисциплинам и интегральных учебных рейтингов студентов;
• получения прогноза и рекомендаций для промежуточной аттестации студентов при проведении экзаменов и зачетов;
• для текущей оценки качества обучения и возможности активного влияния на процесс обучения с целью повышения качества обучения.
Пример расчета представлен в таблице 4.
Таблица 4 - Пример расчета
5 неделя 17 неделя
ФИО Число пропусков занятий Оценка Число пропусков занятий Оценка Рейтинг по дисцип-лине Рекомендуемая оценка для экзамена Рекомендуемая оценка для зачета
Иванов И.И. 0 50 0 50 100.00 5.0 ЗАЧЕТ
Петров П.П. 2 30 0 45 68.25 3.4 ЗАЧЕТ
Сидоров С.С. 0 50 0 0 32.50 1.6
Студенты, имеющие на 17 неделе контроля рейтинг по трем и более дисциплинам менее 20, подлежат отчислению.
Студенты, имеющие по результатам рейтинга рекомендации по оценкам на экзамене от 4 и выше получают, при их согласии, указанные оценки по дисциплинам без сдачи экзамена при условии допуска к экзаменам.
Студенты, имеющие по результатам рейтинга положительные рекомендации по зачетам, получают их без дополнительного опроса» [3].
Таким образом, студенты могут самостоятельно контролировать систему полученных знаний, регулярно их отслеживать и работать над повышением качества своего образования. Рейтинговая система является доступной, понятной, мотивирует быть дисциплинированными и организованными.
Все это способствует формированию профессионализма студента-экономиста, под которым понимается «приобретенная в ходе образования способность к выполнению функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном профессиональном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач» [4, С. 33].
Важным этапом формирования профессиональной культуры будущего специалиста является вовлечение студентов в научную работу. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) строится исходя из цели повышения уровня профессионально-творческой подготовки студентов и использования творческого потенциала студен-
тов для решения актуальных проблем науки и практики. Помимо традиционных научно-практических конференций в КузГТУ с 2008 года проводится внутривузовское мероприятие «Студенческая научная сессия», в рамках которой проходят конкурсы по 12 номинациям, в том числе:
• Лучший проект по организации студенческого бизнес-инкубатора;
• Лучшая научная разработка;
• Лучший студент-изобретатель;
• Лучший студенческий инновационный проект;
• Лучший проект студенческого научного общества (СНО);
• Лучший студент КузГТУ (гуманитарные, естественные, экономические и технические науки) и др.
• Открытый конкурс на лучшую научную работу студентов.
Это позволило улучшить организацию НИРС и, в результате, значительно активизировать научную работу студентов: за последние два года число опубликованных студентами-экономистами научных публикаций возросло почти в два раза, а в 2010 году они заняли призовые места во многих номинациях Одиннадцатой Всероссийской олимпиады развития Народного хозяйства России.
Рост профессиональной культуры способствовал и решению проблемы трудоустройства. В 2011 году по результатам только одного из региональных конкурсов: «Сибирский кадровый резерв», четырем студентам-экономистам была предложена работа по специальности.
Научно-исследовательская работа студентов ведется как в учебном процессе, так и во внеучебное время. За активное участие в НИРС по итогам года на основании приказа ректора университета студенты награждаются грамотами и благодарственными письмами.
В целом научно-исследовательская работа студентов способствует формированию интереса к избранной профессии, содействует развитию личностных качеств студента-экономиста, приобретению общекультурных и профессиональных компетенций, навыков работы в творческих коллективах и способностей к самостоятельным экономически обоснованным выводам и суждениям.
Таким образом, профессиональная культура выступает сегодня как универсальная характеристика специалиста, а ее формирование требует от высшего учебного заведения внедрения новых образовательных технологий и личностно-ориентированного подхода к студенту.
Список литературы:
1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании» [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/popular/edu/.
2. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылова. - М.: Высшая школа, 1990. - 142 с.
3. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. - Кемерово. КузГТУ, 2007.
4. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред.
В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с. List of references:
1. Law of Russian Federation 10.07.1992 № 3266 - 1 (edited18.07.2011) "About Education" [Electronic resource] / http://www.consultant.ru/popular/edu/.
2. Krylova N.B. Culture composition of future professionals / N.B. Krylova. - Moscow.: Higher school. - 1990. - 142 p.
3. Current control evaluation rules. - Kemerovo.: KuzGTU. - 2007.
4. Pedagogics of professional education: university students textbook. / E.P. Belozertsev, A.D. Goneev, A.G. Pashkov etc. / Edited by V.A. Slastenin. - Moscow.: Academy Publishing. - 2004. - 368 p.
А.А. Никоноров
аспирант, ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»
К. В. Бутина
студент, ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»
А.А. Сафронов
д-р мед. наук, профессор, ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»
А.А. Никоноров
д-р мед. наук, профессор, ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия»
ВЛИЯНИЕ АНКСИОГЕННОГО СТРЕССА НА АКТИВНОСТЬ МОНОНУКЛЕАРНЫХ ФАГОЦИТОВ И СОСТОЯНИЕ СВОБОДНО-РАДИКАЛЬНОГО ОКИСЛЕНИЯ В ПЕЧЕНИ И СЕЛЕЗЁНКЕ КРЫС ПРИ ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ
Аннотация. В эксперименте изучена активность мононуклеарных фагоцитов (МФ) и состояние свободно-радикального окисления (СРО) в печени и селезёнке крыс при травматологической операции (ТО) на фоне сформированного анксиогенного стресса. Показано, что ТО индуцирует нерецепторный фагоцитоз и сопровождается умеренным накоплением в ткани печени первичных и вторичных продуктов липопероксидации. Анксиогенный стресс увеличивает степень индукции СРО в постоперационный период в печени и, в меньшей степени, селезёнке и существенно снижает активность МФ. Делается вывод о роли СРО в стрессиндуцированном подавлении активности МФ при травматологической операции и необходимости оценки уровня СРО и анксиогенного стресса у травматологических больных для внесения патогенетически обоснованной коррекции лечебных мероприятий.
Ключевые слова: свободно-радикальное окисление, система мононуклеарных фагоцитов, травматологическая операция.
A.A. Nikonorov jn., Orenburg State Medical Academy
K.V. Butina, Orenburg State Medical Academy
A.A. Safronov, Orenburg State Medical Academy
A.A. Nikonorov, Orenburg State Medical Academy
THE INFLUENCE OF ANXIOGENIC STRESS ON MONONUCLEAR PHAGOCYTES ACTIVITY
AND FREE-RADICAL OXIDATION STATE IN LIVER AND SPLEEN OF RETS IN TRAUMA
SURGERY