Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ И НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА: ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ'

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ И НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА: ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2665
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / ЭВОЛЮЦИЯ НАУКИ / ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА / ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цаплева Н.М., Шитиков Г.Д.

в статье рассматриваются философские аспекты основных этапов эволюции науки и научной картины мира. Авторы выделяют досовременный и современный этапы науки, классический, неклассический и постклассический этапы становления и развития научной картины мира. В заключении отмечается, что этапы науки и научной картины мира фиксируют идею, в соответствии с которой новейшая наука и картина мира не равна той, которая была прежде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ И НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА: ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ НАУКИ И НАУЧНОЙ

КАРТИНЫ МИРА: ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

1 2 Цаплева Н.М. , Шитиков Г.Д.

1Цаплева Наталья Михайловна - учитель, 2Шитиков Георгий Дмитриевич - ученик, МОУ Гимназия № 87 имени героя советского союза Емельяна

Герасименко, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматриваются философские аспекты основных этапов эволюции науки и научной картины мира. Авторы выделяют досовременный и современный этапы науки, классический, неклассический и постклассический этапы становления и развития научной картины мира. В заключении отмечается, что этапы науки и научной картины мира фиксируют идею, в соответствии с которой новейшая наука и картина мира не равна той, которая была прежде.

Ключевые слова: наука, научная картина мира, эволюция науки, эволюция научной картины мира, философия.

Основополагающей характеристикой науки является ее постоянное развитие. Наука «не стоит на месте». Изучая науку абстрагируясь от ее эволюции, истории - это то же самое, что говорить о жизни конкретного человека, не беря в расчет информацию о его рождении в какой -то период времени, о стадиях его взросления, старения и времени смерти.

Научная картина мира представляет собой синтетическое, систематизированное и целостное представление о природе на данном этапе развития научного познания [3, с. 115]. Из данного понятия вытекает, во-первых, то, что форма мировоззрения имеет эволюционный или исторический характер, а во-вторых, что ей свойственен синтез или обобщение.

В истории науки можно выделить два основных периода: досовременная наука (древняя (преднаучная) и средневековая наука) и современная наука (наука Нового времени и наука с середины 19 в. и до настоящего времени). Второй этап можно поделить на классический, неклассический и постнеклассический [4].

Научная картина мира также имеет свои исторические типы и эволюционирует. В ней, аналогично науке, наблюдается движение от классического к неклассическому и постклассическому этапам.

Наука в современном ее понимании появилась лишь в Новое время - 16 - 17 вв. - в европейских странах [5, с. 11]. Тем не менее, истоки науки следует искать в более отдалённых временах - глубокой древности (5-4 вв. до н.э.) - время ее зарождения.

Античное знание. Основной характеристикой античного знания выступает созерцательность: не практика более соответствовала статусу свободного гражданина, а отвлечённые теоретические размышления.

Знание средневекового типа в своих основаниях дуалистично: 1) наследие античности позволяло развивать самостоятельные области знания; 2) происходит уход от традиций античности с преобладанием религиозного догматизма.

К 17 в. была сформирована классическая наука в эпоху становления капитализма. Трансформация промышленности требовала строгих данных науки, что являлось социальным запросом, отвечая на который образовывается экспериментальное естествознание. Революционные достижения науки в данной области неминуемо приводят к тому, что она воспринимается многими как ведущая социальная и культурная ценность.

У всего была однозначная причинно-следственная зависимость. Настоящее определялось прошлым, но при этом определяло будущее. Существующие состояния мира могли быть предсказаны и просчитаны. Описание объектов в классической картине мира происходило изолированно, как будто данные объекты находились в заданной координатной системе. Базовым условием становилось «исключение» всего того, что было отнесено к субъекту познания, к возмущающим детерминантам и преградам.

Теоретический «фундамент» науки в форме научной картины мира был сформирован в 17 в. - столетии научной революции. Первая научная революция была связана с открытием Н. Коперника, который окончательно заменил геоцентрическую картину мира, господствовавшую много веков, гелиоцентрической (1473-1543 гг.). Основателем новой механистической натурфилософии стал Г. Галилей (1564-1642 гг.). Основоположник классической физики И. Ньютон разработал понятия и законы классической механики, придумал закон всемирного тяготения (1643-1727 гг.) [1, с. 3]. Ф. Бэкона основал эмпиризм, появилась индукция, а Р. Декарт - рационализм, что породило дедукцию.

Образование классической науки - результат первой научной революции. В Новое время точная механика, связывающая теорию и практику становится идеалом науки.

Конец 18- начало 19 вв. ознаменовалось переходом от классической к дисциплинарно организованной науке [6, с. 61-62]. Идеями последней была поставлена под вопрос механистическая картина мира, что в дальнейшем вылилось в переход к неклассическим моделям объяснения реальности.

Неклассическая наука - антипод классической. Первая критикует формальность и прямолинейность последней. Неклассическая наука зародилась под воздействием первых теорий термодинамики, опровергающих универсализм законов классической механики. Открытия

конца 19- начала 20 вв. стали следствием кризиса теоретического естествознания и его методологии. В 1895 г. К. Рентген открыл рентгеновские лучи, в 1896 г. А. Беккерель изучил уран, в 1898 г. П. Кюри вывел радиоактивность, в 1905 создана теория относительности А. Эйнштейном, в 1913 г. Н. Бором разработана квантовая теория атома и др.

Для неклассической картины мира характерна в большей степени гибкая схема детерминации, учету подлежит роль случая. Направлено мыслится развитие системы, однако ее текущее состояние не возможно с точностью определить. Новую форму детерминации принято называть статистической закономерностью.

Критическому анализу были подвергнуты такие новые науки, как физика, биология, астрономия и др. Появляются новые отрасли научного знания. К примеру, кибернетика, теория систем. По итогу формируется естествознание неклассического типа. В указанный период зародилась такая картина мира, где природа понималась как сложное единство систем, которые самостоятельно регулируются. Данное единство было развеивающимся и имело иерархию.

В гуманитарной науке наступили весомые изменения. Так, большая часть течений ушли от рационализма в чистом его проявлении и пришли к иррационализму, то есть руководству чувствами, интуицией, волей, бессознательным и т.п.

На сегодняшний день постнеклассическая наука находится еще на стадии становления, которое обуславливает появление современных информационных технологий, процессов, глобальных сетей, проникновение в исследования идей компьютеризации. Информация постоянно увеличивается.

Постнеклассическая картина мира, а вернее ее образ, был разработал И. Пригожиным (1917-2003), являющимся представителем бельгийской школы. Во временном отрезке от начала до любого конкретного момента времени неопределенным остается будущее. Развитие может быть направлено по одному из разветвлений, на что влияет, как правило, какой-нибудь незначительный детерминант. Является достаточным лишь немногого воздействия энергии - «укола» для того, чтобы система преобразовалась и сформировался новый уровень организации. В современной постнеклассической картине мира анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов.

Новой основой постнеклассического этапа является учет ценностных целевых структур. В то время как в неклассической картине мира изучению подлежат самостоятельно регулируемые системы, в постнеклассической уже изучаются развивающиеся самоорганизующиеся системы. Главным ядром постнеклассического этапа является осмысление

процессов синергетики, родоначальником которой был Г. Хакен. Синергетика исследует открытые системы. Открытость последних проявляется в обмене с внешним миром информацией, энергией или же веществом. Во главу угла в синергетической картине мира ставится становление, характеризующееся необратимостью и имением множества вариантов [2, с. 134].

Еще одним важным положением постнеклассического этапа выступают нарушение принципа когерентности (взаимосвязи) и формирование ситуации, при которой локально-малым или не первичным причинам соответствуют более глобальные следствия.

Также, значительной спецификой постнеклассического этапа научной картины мира выступает использование постаналитического метода мышления, связывающего одновременно три области анализа: теоретический, исторический и критико-рефлексивный. Данный метод предусматривает все многообразие существующей реальности, покушается на гуманитарный и дисциплинарный синтез, на укрепление эпистемологии в социальной теории. Он также предусматривает взаимодействие научных и находящихся вне науки детерминантов (факторов).

Таким образом, этапы науки и научной картины мира фиксируют идею, в соответствии с которой новейшая наука и картина мира не равна той, которая была прежде. Безусловно, мир один, однако с развитием науки, он, можно сказать, своей многогранностью прикасается к отдельному человеку и ко всему человечеству. В большей степени глубокое и объективное представление о закономерностях, а также о законах бытия нам предлагает именно научная картина мира.

Список литературы

1. Винник Д.В., Чумак Н.А. Перспективы модернизации современной науки // Евразийское научное объединение. 2020. № 9-5 (67). С. 321-328.

2. Горковенко И.А., Стрельченко В.И. Идея научной картины мира: постнеклассическая рациональность // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. № 2. С. 133141.

3. Дышлевый П.С. Естественнонаучная картина мира как форма синтеза знания // Синтез современного научного знания. М., 1973. С. 94-120.

4. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spravochnick.ru/koncepciya_sovremennogo_estestvoznaniya/klassiche skaya_neklassicheskaya_i_postneklassicheskaya_nauka/ (дата обращения: 02.11.2022).

5. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д, 1999. 576 с.

6. Философия техники: учебное пособие / И.В. Вишев, Е.В. Гредновская, Л.М. Григорьева, А.А. Дыдров. Челябинск, 2014. 251 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.