Научная статья на тему 'Основные этапы анализа и оценки риска вуза химико-технологического профиля'

Основные этапы анализа и оценки риска вуза химико-технологического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
76
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Барабонова И. М., Кошкина М. Г., Савицкая Т. В., Егоров А. Ф.

Представлены основные этапы анализа и оценки риска вуза химико-технологического профиля при штатном функционировании и при возникновении чрезвычайных и кризисных ситуаций. Установлены области применения существующих методов к анализу источников опасностей различной природы, факторов риска и сценариев их развития в результате возникновения аварийных ситуаций в вузах химико-технологического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Барабонова И. М., Кошкина М. Г., Савицкая Т. В., Егоров А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamental stages of analysis and risk estimation of universities of chemical technology in regular performance and in initiation of emergency and crisis situations are represented. Fields of application existent methods to analysis of dangerous sources of different nature, risk factors and scenarios of their development in the results of initiation emergency situations in universities of chemical technology are established.

Текст научной работы на тему «Основные этапы анализа и оценки риска вуза химико-технологического профиля»

УДК 519.68: 658.345.3

И.М. Барабонова, М.Г. Кошкина, Т.В. Савицкая, А.Ф. Егоров Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РИСКА ВУЗА ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Представлены основные этапы анализа и оценки риска вуза химико-технологического профиля при штатном функционировании и при возникновении чрезвычайных и кризисных ситуаций. Установлены области применения существующих методов к анализу источников опасностей различной природы, факторов риска и сценариев их развития в результате возникновения аварийных ситуаций в вузах химико-технологического профиля.

Fundamental stages of analysis and risk estimation of universities of chemical technology in regular performance and in initiation of emergency and crisis situations are represented. Fields of application existent methods to analysis of dangerous sources of different nature, risk factors and scenarios of their development in the results of initiation emergency situations in universities of chemical technology are established.

Вопросы обеспечения комплексной безопасности вузов химико-технологического профиля должны решаться на основе имеющегося опыта создания аналогичных систем в технических и технологических вузах, социально значимых объектах с учетом подходов, принятых в промышленности к анализу риска, оценке последствий аварий и управлению безопасностью химически опасных объектов.

В настоящее время основными методами анализа риска и обеспечения безопасности опасных техногенных объектов являются:

- анализ и оценка риска химических производств с использованием детерминированных и вероятностных методов;

- информационно-управляющий подход к анализу химически опасных объектов как источников техногенной и экологической опасности и управления безопасностью.

При анализе вуза химико-технологического профиля как источника опасности этот подход позволяет учесть наличие большого количества разнородных детерминированных и случайных факторов риска, неопределенностей причин возникновения чрезвычайных и кризисных ситуаций, в том числе, связанных с человеческим фактором.

Объектами защиты (обеспечения безопасности) в вузах химико-технологического профиля являются студенты, аспиранты, преподаватели, учебно-вспомогательный персонал, сотрудники подразделений и служб не учебного назначения и прочие категории работающих в подразделениях, организациях и службах, находящихся на территории вуза, а также население, проживающее на прилегающих к вузу территориях.

Основными задачами анализа и оценки риска в вузах химико-технологического профиля являются предоставление лицам, принимающим решения:

- объективной информации о состоянии безопасности вуза химико-технологического профиля;

- сведений о наиболее опасных источниках с точки зрения безопасности (подразделениях, лабораториях, инженерных сооружениях, коммуникациях, маршрутах эвакуации и т.п.);

- обоснованных рекомендаций по уменьшению риска и защите работников и обучающихся в результате возникновения чрезвычайных и кризисных ситуаций.

Процесс проведения анализа и оценки риска вуза химико-технологического профиля заключается в идентификации опасностей и оценки риска для отдельных

групп работников и обучающихся (преподавателей, студентов, учебно-вспомогательного персонала, сотрудников вспомогательных подразделений и служб не учебного назначения) в режимах штатного функционирования, при авариях и возникновении чрезвычайных и кризисных ситуаций.

Целью анализа и оценки риска в штатных режимах функционирования является обеспечение требований безопасности вуза химико-технологического профиля (пожарной, конструктивной, химической, токсической, радиационной, биологической и т.п.) в пределах, установленных федеральными, отраслевыми и ведомственными нормативами, и снижение риска возникновения аварий, чрезвычайных и кризисных ситуаций до приемлемого уровня для всех категорий работающих и обучающихся в вузах химико-технологического профиля.

Нами предложены следующие этапы анализа и оценки риска вуза химико-технологического профиля (рис. 1).

Первым этапом является анализ типового вуза как источника опасности, включающий анализ природно-климатической и территориальной характеристики района размещения вуза и выявление и характеристику потенциальных источников опасности в вузе.

Выявление потенциальных источников опасности включает:

- составление перечня подразделений (кафедр, лабораторий, учебного и учебно-научного назначения, технологического оборудования, аппаратов и установок с повышенным давлением, высокой и низкой температурой и т.п., складов, хранилищ, подразделений жизнеобеспечения вуза (котельных, санитарно-технических и т.п.)), являющихся источниками опасности в вузе химико-технологического профиля;

- анализ их места расположения (наличия в непосредственной близости поточных аудиторий, актовых залов, аварийных выходов и маршрутов эвакуации), а также наличия в рассматриваемых помещениях (подразделениях, лабораториях) противоава-рийных систем защиты, блокировки, сигнализации, оповещения и т.п.;

- характеристику каждого источника опасности (по подразделениям, лабораториям, складам и т.п.):

- определение перечня химических (токсических, горючих, взрыво- и пожароопасных, коррозионно-активных и т.п.) веществ и материалов и их максимальных количеств, находящихся в помещениях или на территориях рассматриваемых подразделений (лабораториях, складах и т.п.);

- анализ физико-химических и теплофизических свойств веществ и материалов, находящихся в подразделении вуза (лаборатории, складе и т.п.): устойчивость в различных условиях (температура, влажность, прямое воздействие солнечной радиации), агрегатное состояние, температуры воспламенения, самовоспламенения, вспышки, склонности к разложению или взаимодействию с другими веществами при условиях хранения и химического и/или технологического превращения, санитарно-гигиенические нормативы;

- определение характера опасностей химико-технологических процессов, реализуемых на лабораторных и опытно-производственных установках в рассматриваемых подразделениях вуза (технологические характеристики).

Далее при штатном функционировании вуза (рис. 1) проводится выбор показателей безопасности, включающий установление общих требований безопасности по видам (пожарной, конструктивной, охранной, жизнеобеспечения и т.п.) и по подразделениям и вузу в целом и специальных требований безопасности по отдельным типовым технологическим процессам (по лабораториям, подразделениям и вузу в целом). После чего проводится сбор информации от экспертов-специалистов по

Рис.1. Основные этапы анализа и оценки риска вуза химико-технологического профиля

подразделениям и службам вуза и оценка текущего состояния безопасности. Для обработки результатов экспертизы предложено использовать многофакторные модели.

При чрезвычайных и кризисных ситуациях следующим этапом анализа вуза как источника опасности (рис) является идентификация опасностей по типовым подразделениям, включающая определение возможных причин возникновения аварийных ситуаций, построение логико-графических моделей и сценариев развития аварии [1].

Далее для каждого источника опасности и всех или наиболее вероятного сценария развития аварии необходимо провести количественную оценку риска и последствий аварии [1].

Для анализа и оценки риска в вузах химико-технологического профиля рекомендуется использовать методы и модели, используемые при решении аналогичных задач для опасных промышленных объектов. Так, для изучения соответствия условий эксплуатации объекта действующим требованиям безопасности (техническим условиям, паспортным характеристикам и т.п.) должны использоваться методы проверочного листа и некоторые другие качественные детерминированные методы.

Для сбора и обработки информации об опасных объектах вуза необходимо использовать статистические методы (контрольных карт процессов) и методы экспертных оценок.

Для установления причинно-следственных взаимосвязей различных сценариев развития аварийных ситуаций с возникающими от них видами рисков в производственных помещениях учебного и не учебного назначения и на территории вуза необходимо использовать метод логического анализа.

При наличии статистически значимой информации для определения вероятностей аварийного риска и риска в результате систематического воздействия для работающих в учебных и учебно-научных лабораториях предлагается использовать вероятностные методы оценки риска. При отсутствии статистически значимой информации для анализа вуза химико-технологического профиля как источника опасности предлагается использовать методы экспертных оценок для обработки качественной информации, полученной от экспертов-специалистов в подразделениях и службах вуза. Для этого разработаны многофакторные модели, позволяющие обрабатывать неполную и качественную экспертную информацию, не поддающуюся строгой математической формализации статистическими методами.

Завершающими этапами анализа вуза как источника опасности (рис.) являются сопоставление полученных значений уровней безопасности и уровней рисков с приемлемыми значениями и разработка рекомендаций, направленных на снижение риска и обеспечение безопасности.

Список литературы

1. Егоров А.Ф. Управление безопасностью химических производств на основе новых информационных технологий (учеб. пособие)/ А.Ф.Егоров, Т.В.Савицкая. - М.: Химия, КолосС, 2004.-416 с.

УДК 66.097: 62-278: 66.021.3.001.57 С.В. Цаплин, Э.М.Кольцова

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ МАССОПЕРЕНОСА И ХИМИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ В КАТАЛИТИЧЕСКИХ МЕМБРАННЫХ РЕАКТОРАХ

The aim of this work was investigation of mass transfer processes and chemical reactions proceeding in catalytic membrane reactors (CMR). These reactors are of great interest for chemical engineering since they enable to remove the equilibrium point to the side of forming the target products and enable to intensify the chemical processes. One of the perspective ways of using these reactors is getting hydrogen (for example by means of sulfur-iodine cycle).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.