Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кунгурцева М. Д.

Говоря об эмпирических подходах к исследованию социально-психологической адаптации студентов с нарушениями зрения (далее СПАНЗ), необходимо исходить из понимания того, что сам процесс адаптации для обучающихся, имеющих указанные ограничения в состоянии здоровья, является базовым процессом социального и психического развития личности. Помимо этого, данный процесс является постоянным в плане активного приспособления студентов с нарушениями зрения к среде, в которую они интегрируются и взаимодействия в ней. В связи с этим актуальность и значимость эмпирических подходов к исследованию СПАНЗ определяется их позицией и степенью сформированности способности быть включенным в жизнедеятельность того микросоциума, в котором они социализируются, и занимать в нем полноправное творческое «членство». В статье выявлены и охарактеризованы основные эмпирические подходы к исследованию СПАНЗ. Выявление видов подходов дано в авторской концепции - интерпретации. В рамках каждого выявленного подхода автор определяет спектр показателей, которые позволяют составить наиболее полную картину социально-психологической адаптированности обучающихся в высших учебных заведениях. Автор приходит к выводу, что сопровождение процесса СПАНЗ на основе выявленных подходов будет эффективно способствовать развитию высокого уровня самоактуализации и социальной активности данной категории обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кунгурцева М. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC EMPIRICAL APPROACHES TO STUDYING SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS WITH VISUAL IMPAIRMENT

Speaking about empirical approaches to the study of the socio-psychological adaptation of students with visual impairments (hereinafter referred to as SPAVI), it is necessary to proceed from the understanding that the very process of adaptation for students with the indicated health limitations is the basic process of social and mental development of the individual. In addition, this process is constant in terms of active adaptation of students with visual impairments to the environment in which they integrate and interact in it. In this regard, the relevance and significance of empirical approaches to the study of SPAVI is determined by their position and the degree of formation of the ability to be included in the life of the microsocium in which they are socialized and to occupy a full-fledged creative "membership" in it. The article identifies and characterizes the main empirical approaches to the study of SPAVI. The identification of the types of approaches is given in the author's concept-interpretation. Within the framework of each identified approach, the author defines a range of indicators that make it possible to draw up the most complete picture of the socio-psychological adaptation of students in higher educational institutions. The author concludes that that the support of the SPAVI process on the basis of the identified approaches will effectively contribute to the development of a high level of self-actualization and social activity of this category of students.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»

МРНТИ 15.41.25

DOI: 10.52512/2306-5079-2021-87-3-17-25

ОСНОВНЫЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

М. Д. Кунгурцева

Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева,

г. Кемерово, Россия kungurzewa@yandex.ru

Говоря об эмпирических подходах к исследованию социально-психологической адаптации студентов с нарушениями зрения (далее СПАНЗ), необходимо исходить из понимания того, что сам процесс адаптации для обучающихся, имеющих указанные ограничения в состоянии здоровья, является базовым процессом социального и психического развития личности. Помимо этого, данный процесс является постоянным в плане активного приспособления студентов с нарушениями зрения к среде, в которую они интегрируются и взаимодействия в ней. В связи с этим актуальность и значимость эмпирических подходов к исследованию СПАНЗ определяется их позицией и степенью сформированное™ способности быть включенным в жизнедеятельность того микросоциума, в котором они социализируются, и занимать в нем полноправное творческое «членство». В статье выявлены и охарактеризованы основные эмпирические подходы к исследованию СПАНЗ. Выявление видов подходов дано в авторской концепции - интерпретации. В рамках каждого выявленного подхода автор определяет спектр показателей, которые позволяют составить наиболее полную картину социально-психологической адаптированности обучающихся в высших учебных заведениях. Автор приходит к выводу, что сопровождение процесса СПАНЗ на основе выявленных подходов будет эффективно способствовать развитию высокого уровня самоактуализации и социальной активности данной категории обучающихся.

Ключевые слова: студенты с нарушениями зрения, социально-психологическая адаптация, эмпирические подходы к исследованию, личность студента, высшее учебное заведение.

Введение

Введение Г. Аубертом понятия «адаптация» в сферу научного дискурса было связано с таким основным концептом как «изменение чувствительности анализаторов к действиям раздражителей». Однако тем не менее, расширение границ данного понятия и его функциональность в научной области социальной психологии определили теоретическую интерпретацию этимологически сходных терминов, среди которых «адаптация», «адаптационный процесс», «адаптивность». В контексте проблематики социально-психологической адаптации наиболее глубокий анализ ее теории и практики осуществлен в работах Л. В. Корель, концепция которой строится на понимании адаптации как объективном факторе социального развития, который способствует действенному переосмыслению и преодолению социальных противоречий, выражаясь в накопленном социально значимом результате адаптации как к окружающей (внешней) среде, так и к собственным внутренним трансформациям [1, 2].

Под эмпирическими подходами (в контексте нашего исследования) понимаются такие подходы к изучению сущности и особенностей социально-психологической адаптации студентов с нарушениями зрения к социальной среде, в рамках которых получаемое экспериментальное знание будет основываться на эксперименте, чувственном восприятии свойств, специфики, характеристик исследуемого объекта и т.п. [3].

Инструментами данного подхода следует рассматривать эмпирические методы, к которым относят изучение, сравнение объекта (с другими объектами или динамики свойств одного и более объектов), описание свойств и характеристик, синтез-вычленение сущностных структур, измерение показателей, а также наблюдения, экспертные наблюдения и оценки, эксперимент с анализом данных и т.п., т.е. методы, в рамках которых осуществляется внешнее взаимодействие субъекта и объекта исследования в реальности [4].

Материалы и методы

Говоря об особенностях лиц с нарушениями зрения, необходимо отметить, что в зависимости от степени данных нарушений студентов можно разделить на следующие категории:

-категория, в которую входят лица с полным отсутствием зрительных ощущений или незрячие, имеющие остаточное зрение в пределах остроты зрения менее 0,05, светоощущение;

-категория слабовидящих лиц, которые могут иметь различные отклонения зрительных функций (например, амблиопия, нарушения цвето- и светоощущений, отклонения в состоянии периферического и бинокулярного зрения, косоглазие и др.).

Эти нарушения проявляются у студентов либо в ограничении зрительного восприятия, либо в его отсутствии. Такое состояние оказывает существенные влияния на процесс развития личности студента, что проявляется в специфических особенностях осуществления деятельности, коммуникации, взаимодействия, а также психического, психофизиологического и физического развития и формирования личности [5; 28].

Среди специфических особенностей наиболее часто встречаются так называемые отставания в развитии некоторых функций (например, речи, двигательных навыков и пр.). Так, например, последствия нарушений, влияющих на речь обучающегося, приводит к затруднениям развития мыслительных операций, комбинаторных способностей воображения, вызывают существенные трудности коммуникативного характера, что определяет отрицательные факторы социализации студента в образовательных учреждениях и пр. Влияние нарушений на формирование двигательных навыков затрудняет освоение студентом пространственной среды, препятствует формированию навыков пространственной ориентации, вызывает отклонения в развитии и совершенствовании двигательной/физической активности и мн. др. [6; 225].

Помимо этого, у студента с нарушениями зрения может достаточно сильно проявляться отставание в развитии эмоционально-волевой сферы, способности к социальной коммуникации, что обусловливает характерные особенности интеграции данной категории лиц в профессиональное сообщество и предопределяет особу специфику подходов к их социально-психологической адаптации.

Анализ аспектов общего развития студентов с нарушениями зрения (особенно в рамках достижения динамики межличностных отношений и взаимодействий внутри социальных групп) выявляет для социальной психологии новые перспективы для понимания и исследования механизмов социально-психологической адаптации данной категории обучающихся [7].

Это обусловлено следующим:

-во-первых, у социальной психологии появляется перспективная возможность исследований СПАНЗ внутри социальной группы, рассматриваемой не только с позиций замкнутой лимитирующей единицы социальной системы в образовательной среде, а микросоциума, обладающего определенными социально-психологическими возможностями, который, в свою очередь, включен в систему более высокого уровня;

-во-вторых, социально-психологическое взаимодействие в данной социальной группе можно исследовать в двух важнейших аспектах: взаимодействие между членами этой группы (т.е. слабовидящих и обычных обучающихся) и взаимодействие представителей различных подгрупп, включенных/интегрированных в данную группу с определенной целью (т.е. взаимодействие студентов с нарушениями зрения между собой и отличительная специфика этих взаимоотношений); это необходимо для достижения наибольшей объективности исследований коммуникативных возможностей обучающихся в нарушениями зрения, особенностей и условий взаимодействия.

Это предопределяет необходимость более глубокого осмысления и понимания сущности эмпирических подходов к исследованию СПАНЗ.

Результаты и их обсуждение

Если принимать во внимание тот факт, что СПАНЗ в высшем учебном заведении обеспечивается и осуществляется на основе индивидуальной личностной регуляции собственных поведенческих реакций и паттернов, обусловленных целенаправленным развитием и совершенствованием личностных средств саморегуляции и ведет к адаптированности слабовидящего студента к социальной среде, эмпирические подходы к ее [социально-психологической адаптации как процесса] исследованию будут, с одной стороны, ориентированы на изучение уровня социально-психологической адаптации и готовности к ней у разных

18

индивидов, а, с другой стороны, на способы и инструменты достижения данных уровней, приводящих к успешности процесса.

С этой позиции, считаем целесообразным выделить такие виды эмпирических подходов.

Эмпирические подходы системно-интегральной направленности, отражающие исследование характеристик, свойств, модусов, обеспечивающих существование и развитие студентов с нарушениями зрения в социуме. Они ориентированы на исследование приспособительных механизмов жизнедеятельности данной категории обучающихся, среди которых необходимо отметить исследование специфики ориентирования в пространстве; изучение координационных возможностей, осуществляемых за счет развивающихся приспособительных реакций на основе сохранных анализаторов и пр. В данную группу подходов включено исследование физических, психофизиологических особенностей студентов с нарушениями зрения, исследование степени этих нарушений (например, состояние зрительной функции, физического и физиологического развития обучающихся, относящихся к группам «blind» или обучающиеся с ослабленным зрением, «low vision» или слабовидящих и т.д.).

Исследование модусов (в психологии - нормы и способов существования в окружающей действительности, присущих только лицам с нарушениями зрения и зависящих от их социального окружения и связей, в которых данный субъект находится) существования студентов с нарушениями зрения включает достижение понимания учеными и специалистами (включая социальных психологов, педагогов специального образования и пр.) специфики состояния зрительной функции и определение характера их [состояний функций] учета в системах психолого-педагогического воздействия, что выступает основополагающим фактором не только успешной социально-психологической адаптации, но также личностного развития, обучения, воспитания, реабилитации, абилитации.

В контексте данной группы подходов исследуются особенности проявления различных нарушений зрения: амблиопия, косоглазие, трудности фокусировки, дальтонизм и др., а также особенности приспособлений обучающихся с такими нарушениями к нормальной жизнедеятельности, исходя из специфики условий, в которых они социализируются. Рассматриваемый вид подходов также направлен на изучение показателей физиологических норм (мер) данной категории лиц, характеризующие состояние различных способностей, которые необходимы им для успешного обучения, воспитания, адаптации в обществе. Среди таких аспектов исследований необходимо рассматривать: комбинаторные способности, связанные со спецификой воображения и показателями социального интеллекта лиц с нарушениями зрения; показатели мыслительной деятельности (логика, креативность, конструктивность и пр.), показатели функционирования внимания и памяти (эти показатели являются особенно важными, так как от них зависит уровень обучаемости студента, имеющего расстройства в работе зрительного анализатора). Помимо вышеуказанных характеристик исследуются показатели качества речевой деятельности, физические качества, характер двигательных навыков и т.п.

Эмпирические подходы системно-эволюционной (личностно-развивающейся) направленности, позволяющие осуществить наблюдения и исследования в сфере процессов формирования личности студентов с нарушениями зрения. Они основаны на принципе редукции, который, конечно же, на определяет всецелого «возвращения» к восстановлению зрительной функции у разных групп обучающихся с соответствующими отклонениями, но, тем не менее, основывается на приведении слабовидящих студентов к физиологической норме, восстановлению нормального состояния прежде всего психики и психологической сферы личности (не следует в данном смысле сводить редукцию чисто к физиологическим процессам в организме).

Подходы данной направленности позволяют исследовать процессы и отдельные явления жизнедеятельности студентов с нарушениями зрения, интерпретировать эти процессы и явления с позиций способности личности к самоактуализации, саморегуляции, ответственности за собственную жизнь и деятельность. Принципы междисциплинарности и смежности, которые позволяют социальной психологии обратиться к научным областям, помогающим эмпирическим исследованиям в данном направлении, делают подходы к исследованию шире и многограннее, а это обусловливает более глубокое изучение личности студента. Например, в междисциплинарных исследованиях перспективными являются возможности психолого-педагогического моделирования, исследований особенностей мыслительных операций, физической культуры и здоровья и мн. др. Подходы данного вида направлены на исследование процессов формирования личности с точки зрения ее социальной целостности, а именно с позиций того, что личность

19

студента с нарушениями зрения является интегрированной в многомерную систему социальных взаимодействий и отношений, где последние являются постоянно развивающимися (или эволюционирующими, с точки зрения социологии, социальной философии, психологии, психофизиологии).

В контексте данных подходов исследуются аспекты межличностных отношений и взаимодействий студентов с нарушениями зрения, изучаются особенности установления связей при интеграции во взаимодействие с социальным окружением (особенно в образовательных учреждениях). Это, как правило, дополняется анализом личностных психологических и психофизиологических особенностей, среди которых наиболее актуальными являются исследования проявлений комплексов общения при коммуникации с обычными студентами, сопровождающиеся физиологическими сдвигами (нарушения дыхания, сердцебиения, артериального давления), а также нервозными реакциями, стрессом и пр. В контексте данных подходов также исследуется тип поведения студента с нарушениями зрения, его «Я-позиция», складывающаяся из принятия им собственного «Я-образа» («Я-реального» и «Я-идеального» с анализом составляющей дефекта зрения в картине «Я-идеальный»), различные уровни тревожности (личностной и ситуативной), нервно-психической устойчивости, лежащие в основе поведения избегания/принятия контакта данной категории обучающихся.

Определение консонанса позиций «Я-актуальный» и «Я-идеальный» в процессе межличностных взаимодействий позволяет изучить взаимоотношения, раскрывающие студентов с нарушениями зрения в статусе «быть самим собой», в выборе их отношений (субъект-субъектной или субъект-объектной направленности), в которых уровень их открытости будет иметь очень низкую степень возможной реальности; изучение уровня фрустрации также входит в спектр эмпирических методов данного вида подходов, что обусловлено влиянием фрустрированности на процесс формирования уверенности в собственных силах обучающегося, имеющего отклонения в работе зрительного анализатора; в целом, необходим отметить, что рассматриваемый вид эмпирических подходов определен основной целью - достижением психологической, психофизиологической «равномерности» и устойчивости процесса СПАНЗ [8];

Эмпирические подходы системно-функциональной направленности, являющиеся более частным подвидом предыдущей группы подходов и позволяющие выявить специфику функциональных связей студентов с нарушениями зрения внутри различных социальных систем (например, «субъект-субъект», «субъект-социальная микрогруппа», «субъект-общество», «субъект-субъект в иерархической представленности (например, «студент-преподаватель», «студент-куратор»). В рамках данной группы подходов межличностные отношения и взаимодействия изучаются уже более узконаправленно, например, это могут быть методы исследования детско-родительских отношений, изучение специфики привязанностей/избеганий и пр. В основе таких исследований следует рассматривать наличие определенных трудностей у студентов с нарушениями зрения, которые затрудняют их социально-психологическую адаптацию в условиях изменения отношений (например, увеличивается количество участников взаимодействия, студент интегрируется в новую для него группу, расширяются социальные связи с включением данной категории обучающихся в новые уровни общения и пр.). Так, при учете основных трудностей взаимодействия изучают:

а) сознательность/несознательность «ухода» от нарастания интенсивности связей с окружающими, неспособность защитить свою позицию при коммуникативном взаимодействии, непозволение студента с нарушениями зрения допустить самоораскрытия в процессе общения,

б) наличие подсознательных ощущений невозможности нормального общения из-за собственной физической неполноценности, наличие чувств замкнутости или покинутости (аспект детско-родительских отношений), страх иметь отношения, аддиктивное поведение (поведение избегания);

в) наличие критического уровня избегания взаимодействия с другими/незнакомыми людьми (здесь уже может идти речь о психических расстройствах) вплоть до разрыва контакта при попытке сближения, неспособность к самовыражению какими-бы то ни было способами, отсутствие или низкий уровень развития комбинаторных способностей и т.п.;

Эмпирические подходы, направленные на изучение личностного ресурсного потенциала студентов с нарушениями зрения. Необходимо отметить, что жизнедеятельность любого человека, в том числе и человека, имеющего отклонения в состоянии здоровья, зависит от того потенциала, который способна осознать в себе личность и реализовать в деятельности успешно для собственного развития; этот потенциал всецело обусловлен внутренними

20

психологическими ресурсами самой личности; в отношении студентов с нарушениями зрения активизация данного ресурсного личностного потенциала будет зависеть от того, насколько обучающийся способен «сместить» в своем сознании дефект зрения с позиции, обусловливающей успешность его развития, т.е. смещение акцентов на свои имеющиеся и способные развиться при определенных условиях возможности будет определять и успешность реализации такого студента в системе социальных связей и обеспечивать творческую самореализации самораскрытие в процессах преобразования окружающей действительности.

В контексте данной группы подходов исследуются состояния эмоционально-волевой сферы личности студентов с нарушениями зрения, их потребности в достижении, одобрении (показывающем зависимость их поведения от одобрения окружающих), самооценки силы воли, потребностно-мотивационной сферы в целом. Для наиболее полной оценки процесса социально-психологической адаптации в образовательных учреждениях исследуются ближняя и дальняя мотивации, частота выбора мотивов учебной деятельности, предпочтения и т.п. Изучение психолого-педагогических аспектов характеристики процесса СПАНЗ предопределяет исследование отношений/взаимодействий, рассматриваемых с позиций интенсивности эмоций обучающихся данной категории и определяющих не только сформированность их эмоционально -волевой личностной сферы, но и уровень социально-психологической готовности к интеграции в образовательные отношения (в которые включены обычные обучающиеся) и взаимодействие в ней.

Эмпирические подходы системно-комплексной направленности, которые позволяют учитывать разноплановые стороны жизнедеятельности студентов с нарушениями зрения и синтезировать исследовательские возможности социальной психологии в формировании концепции единого представления об успешной СПАНЗ. В этой связи эмпирические подходы можно классифицировать по цели и логике их использования в исследованиях. Так, можно выделить: 1) эмпирические подходы диагностической направленности; 2) подходы, используемые при моделировании ситуации с целью наблюдения и получения экспертного заключения; 3) подходы, используемые для проектирования и моделирования интегративной среды в целях выявления различных особенностей обучающихся, например, подходы, связанные с разработкой различных социальных ситуаций для исследования социального интеллекта студентов с нарушениями зрения. В в ходе реализации данной группы подходов можно получить содержательный психолого-педагогический портрет студента, составить карту ресурсного личностного роста, определить глубокие психологические травмы и их влияние на поведение обучающегося.

Эмпирические подходы структурно-интегральной направленности, позволяющие исследовать студентов с нарушениями зрения в различных формах и гранях их жизнедеятельности. Использование данного подхода помогает формированию концептуального представления об индивидуальности личности слабовидящего обучающегося, проявляющейся в том, что обучающийся опосредуется в процессе разнообразной деятельности и в различных локальных сообществах внутри более сложных систем. Это проявляется в таких сферах, как окружающее пространство, профессиональное сообщество и профессиональная культура, в которых этот наблюдаемый студент как будущий профессионал выступает как субъект сознательной и созидающей деятельности, как творец собственной профессиональной культуры, как субъект и носитель особой социальности (в рамках данных методов используются императивы индивидуализации, дифференциации, персонализации и др.).

Таким образом, виды/группы рассмотренных подходов всецело отвечают основным задачам моделирования процесса СПАНЗ в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и позволяют получить полную картину совокупного исследовательского опыта, исходя из основных аспектов: личность, ее системные связи с деятельностью, взаимодействие и взаимопроникновение личности и деятельности (будь то деятельность учебная, коммуникативная, проективная творческая, исследовательская и пр.).

Первый аспект и, следовательно, совокупность эмпирических подходов для его всестороннего изучения фундаментально отражены в трудах таких ученых как А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Т. А. Власова, А. В. Запорожец, М. И. Земцова, Ю. И. Кулагин, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Г. И. Морозова, М. С. Певзнер, А. Г. Литвак и др. [9,10].

С позиций изучения и учета физиологических процессов, особенностей личности, индивидуальных психических свойств данный аспект реализации соответствующих подходов исследовался в работах Е. Д. Агеева, Г. А. Балла, В. А. Бельмера, П. Бергера и Т. Лукмана, Ь. М.

21

Bristol, Р. Бандзявичене, Ж. Н. Синягиной, Т. М. Чурековой, В. Н. Пуранен, A. Jarry, Cl. Chapdelaine, Sr. Kurniawan и др. [11, 12].

Системные связи личности в процессе осуществления деятельности также были изучены вышеназванными учеными и дополнились осмыслением соответствующих эмпирических подходов в исследованиях К. А. Фридче, К. Бюрклена, Л. А Бочко, И. Клейна, Х. В. Рокермунда, М. Штуке, а также Ю. Е. Криводоновой, И. Н. Семенова, R. D. Dimitrova, М. Cicerchia, Ch. Freeman и др. [13; 14; 15].

Третий аспект реализации эмпирических подходов в исследовании процесса социально-психологической адаптации студентов с нарушениями зрения охватывает не только узкоспециализированные области изучения, как, например, только тифлопсихология или психология деятельности, он является многофакторным, междисциплинарным и отраженным в концепциях различных смежных наук, позволяющих сформировать более целостное представление о личности обучающегося с нарушениями зрения. Данная группа эмпирических подходов и их реализация в исследованиях затронуты в работах Е. В Виттенберга, В. П. Гудониса, Б. С Ерасова, P.B. Reynolds, Д. Е. Шевелевой, В. В. Лобачева, А. В. Шитовой, И. П. Ляминой, Р. А. Курбанова, В. С. Сверлова, В. А. Феоктистовой, Banaga N., Schauerte H., Torres I. J., Corn A.W., Д. Паттерсона, Б. В. Сермеева, Л. И. Плаксиной и др.

Заключение

Необходимо отметить, что на сегодняшний день современная наука подошла к вопросам специфики эмпирических исследований с позиций комплексности подходов, их системности, комбинациям, персонализации, сверхкомпенсации, изучения внутреннего ресурсного потенциала личности и пр., в связи с чем огромное значение приобретают возможности интеграции для успешной социализации и социально-психологической адаптации студентов с нарушениями зрения.

Проблема такого образования неоднократно обсуждалась и продолжает обсуждаться в кругу компетентных лиц. Принимая данное направление в качестве положительного, исходят из того, что мировая и отечественная практика эмпирических исследований показывают -обучающиеся с нарушениями зрения, которые научились взаимодействию и социальному сотрудничеству на основе принципов раскрытия внутреннего потенциала и ресурсов, не считаются лицами с отклонениями какими-либо неполноценными или стоящими на ступень ниже по определенному признаку, особенно, когда обучающиеся, имеющие особые образовательные потребности, демонстрируют достаточно высокие образовательные результаты.

Помимо этого, наблюдения показывают, что обычные студенты принимают обучающихся с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) как друзей и напарников, нуждающихся в определенном виде социальной и любой другой, в том числе и образовательно-сопровождающей, адаптирующей помощи. Такое отношение между студентами является основой гуманизации социальных отношений в обществе будущего, а на преподавателя накладывает определенные обязательства по разработке такого сопровождения процесса социально-психологической адаптации, которое эффективно способствовало бы развитию высокого уровня самоактуализации и социальной активности данной категории обучающихся лиц в системе высшего образования.

Список литературы

1. Корель, Л.В. (2005). Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука. - 423 с.

2. Алифанова, Л.И., Кораблева, О.В. (2016). К вопросу о специфике образования лиц с нарушениями зрения // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Russian Journal of Education and Psychology. № 3-2 (59). С. 328-338.

3. Орлова, И.Ф. (2018). Альфред Адлер. Неполноценность и компенсация https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2018/08/16/alfred-adler-nepolnotsennost-i-kompensatsiya

4. Юренков, В.Н. (2006). Словарь. Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. https://vocabulary.ru/slovari/osnovnye-poniatiia-psihodiagnostiki-i-eksperimentalnoi-psihologii-clovar-2006.html

5. Семенов, И.Н. (2015). Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. №3. С. 22-39.

6. Чванова, М.С., Дубровина, О.В. (2018) Особенности социализации слабовидящих и незрячих в процессе обучения в Германии, Франции и США // Профессиональное образование в России и за рубежом. № 4 (32). С. 222-231.

7. Байкова, В.Ш. (2019). Особенности обучающихся с нарушениями зрения и пути их преодоления при подготовке к инклюзивному образованию https://infourok.ru/nauchnaYa-statya-osobennosti-obuchaYuschihsYa-s-narusheniYami-zreniYa-i-puti-ih-preodoleniYa-pri-podgotovke-k-inklYuzivnomu-obra-3632601.html

8. Шаров, А.С. (2017) Рефлексивная концепция «Я» и сопряжение миров // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. № 4 (17). С. 39-41.

9. Божович, Л.И., Славина, Л.С. (1979). Психическое развитие школьника и его воспитание. Москва: Знание. - 96 с.

10. Литвак, А.Г. (1998) Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие. Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ. - 271 с.

11. Банзявичене, Р. (1990). Эмоционально значимые события в жизни слепых и зрячих // Психологическое изучение слепых и слабовидящих детей и методика работы с ними. Ленинград. С. 63-73.

12. JarrY, А., Chapdelaine, C., Kurniawan, S., Wittich, W. (2017). Blind Adults' Perspectives on Technical Problems and Solutions When Using TechnologY. Journal of Blindness Innovation and Research. 7(1).

13. Cicerchia, М. (2019). Visual impairment in the classroom. Read and Spell Blog. https://www.readandspell.com/visual-impairment-in-the-classroom

14. Courtney E. Ackerman (2020). What is Attachment Theory? Bowlby's 4 Stages https://positivepsYchologY.com/attachment-theorY/

15. Dimitrova-Radojichikj, D. (2015). Students with visual impairments: Braille reading rate // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, 3(1), pp.1-5.

References

1. Korel, L. V. (2005). Sociologiya adaptacii: voprosy teorii, metodologii i metodika [Sociology of adaptation: questions of theory, methodology and methodology]. Novosibirsk: Nauka. - 423 s. [In Russ.]

2. Alifanova, L. I., Korableva O. V. (2016). K voprosu o specifike obrazovaniya lic s narusheniyami zreniya [To the question of the specifics of the education of persons with visual impairments] // Russian Journal of Education and Psychology. № 3-2 (59). S. 328-338. [In Russ.]

3. Orlova, I. F. (2018). Alfred Adler. Nepolnocennost' i kompensaciya [Alfred Adler. Defectiveness and compensation] https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2018/08/16/alfred-adler-nepolnotsennost-i-kompensatsiya [In Russ.]

4. Yurenkov, V. N. (2006). Slovar'. Osnovnye ponyatiya psihodiagnostiki i eksperimental'noj psihologii [Dictionary. Basic concepts of psychodiagnostics and experimental psychology] https://vocabulary.ru/slovari/osnovnye-ponj atij a-psihodiagnostiki-i-eksperimentalnoi-psiholo gii-clovar-2006.html [In Russ.]

5. Semenov, I. N. (2015). Refleksivnost' samonablyudeniya i personologiya introspekcii: k ontologii i metodologii refleksivnoj psihologii individual'nosti [Reflexivity of Introspection and Personology of Introspection: Toward the Ontology and Methodology of Reflexive Psychology of Individuality] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya. №3. S. 22-39. [In Russ.]

6. Chvanova, M. S., Dubrovina, O. V. (2018). Osobennosti socializacii slabovidyashchih i nezryachih v processe obucheniya v Germanii, Francii i SSHA [Features of socialization of the visually impaired and the blind in the learning process in Germany, France and the USA] // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. № 4 (32). S. 222-231. [In Russ.]

7. Baikova, V. Sh. (2019). Osobennosti obuchayushchihsya s narusheniyami zreniya i puti ih preodoleniya pri podgotovke k inklyuzivnomu obrazovaniyu [Features of students with visual impairments and ways to overcome them in preparation for inclusive education] https://infourok.ru/nauchnaya-statya-osobennosti-obuchayuschihsya-s-narusheniyami-zreniya-i-puti-ih-preodoleniya-pri-podgotovke-k-inklyuzivnomu-obra-3632601.html [In Russ.]

8. Sharov, A. S. (2017). Refleksivnaya koncepciya «Ya» i sopryazhenie mirov [Reflexive concept of "I" and conjugation of worlds] // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. № 4 (17). S. 39-41. [In Russ.]

9. Bozhovich, L. I., Slavina, L. S. (1979) Psihicheskoe razvitie shkol'nika i ego vospitanie [The mental development of the student and his upbringing]. Moskva: Znanie. 96 s. [In Russ.]

10. Litvak, A. G. (1998) Psihologiya slepyh i slabovidyashchih [Psychology of the blind and visually impaired] Ros. gos. ped. un-t im. A.I. Gercena. SPb.: Izd-vo RGPU. 271 s. [In Russ.]

11. Banzyavichene, R. (1990) Emocional'no znachimye sobytiya v zhizni slepyh i zryachih [Emotionally significant events in the life of the blind and sighted] // Psihologicheskoe izuchenie slepyh i slabovidyashchih detej i metodika raboty s nimi. Leningrad. S. 63-73. [In Russ.]

12. Jarry, A., Chapdelaine, C., Kurniawan, S., Wittich, W. (2011). Blind Adults' Perspectives on Technical Problems and Solutions When Using Technology. The Journal of Blindness Innovation and Research. 7(1).

13. Cicerchia, M. (2019). Visual impairment in the classroom. Read and Spell Blog. https://www.readandspell.com/visual-impairment-in-the-classroom

14. Ackerman, C. (2020). What is Attachment Theory? Bowlby's 4 Stages https://positivepsychology.com/attachment-theory/

15. Dimitrova-Radojichikj, D. (2015) Students with visual impairments: Braille reading rate. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, vol. 3, no. 1, pp.1-5.

Basic empirical approaches to studying socio-psychological adaptation of students with visual

impairment

M. D. Kungurtseva

Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev, Kemerovo, Russia

zaplatinaoa@mail.ru

Speaking about empirical approaches to the study of the socio-psychological adaptation of students with visual impairments (hereinafter referred to as SPAVI), it is necessary to proceed from the understanding that the very process of adaptation for students with the indicated health limitations is the basic process of social and mental development of the individual. In addition, this process is constant in terms of active adaptation of students with visual impairments to the environment in which they integrate and interact in it. In this regard, the relevance and significance of empirical approaches to the study of SPAVI is determined by their position and the degree of formation of the ability to be included in the life of the microsocium in which they are socialized and to occupy a full-fledged creative "membership" in it. The article identifies and characterizes the main empirical approaches to the study of SPAVI. The identification of the types of approaches is given in the author's concept-interpretation. Within the framework of each identified approach, the author defines a range of indicators that make it possible to draw up the most complete picture of the socio-psychological adaptation of students in higher educational institutions. The author concludes that that the support of the SPAVI process on the basis of the identified approaches will effectively contribute to the development of a high level of self-actualization and social activity of this category of students.

Keywords: students with visual impairments, socio-psychological adaptation, empirical approaches to research, student's identity, higher education institution.

Кору кабшеп нашар студенттердщ элеуметтж-психологиялык бейiмделудi зерттеуге деген

непзп эмпирикалык эсерлерi

М.Д. Кунгурцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т.Ф. Горбачев атындагы Кузбасс мемлекетпк техникальщ университет^ Кемерово, Ресей

kungurzewa@yandex.ru

Кору кабшеп б:рылган окушылардын элеуметпк-психологиялык бешмделуш зерттеудщ эмпирикальщ тэсiлдерi туралы айтатын болсак, денсаулыгы шектеулi окушыларга бешмделу процесшщ 03i психикалык дамудын элеуметпк жэне психикалык дамуынын непзп YДерiсi болып табылатынын тYсiнуден бастау кажет. Сонымен катар, б^л процесс кору кабшеп б^зылган окушылардын интеграцияланатын жэне оган араласатын ортага белсендi бейiмделуi т^ргысынан теракты. Осыган байланысты, нашар коретiндердiн элеуметпк-психологиялык бешмделуш зерттеуге эмпирикалык тэалдердщ озектiлiгi мен маныздылыгы олардын позициясымен жэне олар элеуметтенетш микросоциум омiрiне ену кабшетшщ калыптасу дэрежесiмен аныкталады жэне оган деген толык шыгармашылык «мYшелiктi» косыныз. Макалада кору кабiлетi б^зылган окушылардын элеуметтiк жэне психологиялык бейiмделуiн зерттеудщ непзп эмпирикалык тэсiлдерi аныкталган жэне сипатталган. Тэсiлдердiн тYрлерiн аныктау автордын т^жырымдамасында берiлген. Эрбiр аныкталган тэсш шенберiнде автор жогары оку орындарында студенттердiн элеуметпк-психологиялык бейiмделуiнiн ен толык бейнесш жасауга мYмкiндiк беретiн корсетшштер жиынтыгын аныктайды. Автор аныкталган тэалдердщ негiзiнде кору кaбiлетi б^зылган окушылардын элеуметпк-психологиялык бейiмделу Yдерiсiмен катар жYруi осы санаттагы окушылардын озiндiк жэне элеуметпк белсендiлiгiнiн жогары денгейiнiн дамуына тиiмдi ыкпал етедi деген корытындыга келедi.

ТYЙiн создер: кору кабшеп б^зылган студенттер, элеуметпк-психологиялык бейiмделу, зерттеудщ эмпирикалык тэалдер^ студенттiн жеке басы, жогары оку орны.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Кунгурцева Марина Дмитриевна, старший преподаватель, Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева. Россия, Кемерово, 650000, ул. Весенняя, 28; kungurzewa@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Marina D. Kungurtseva, Senior Lecturer, Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbacheva. Russia, Kemerovo, 650000, Vesenniaya St., 28; kungurzewa@yandex.ru

АВТОР ТУРАЛЫ АППАРАТ

Кунгурцева Марина Дмитриевна, ага окытушы, Т.Ф.Горбачев атындагы Кузбасс мемлекетлк техникальщ университета Ресей, Кемерово, 650000, Весенняя к., 28; kungurzewa@yandex.ru

Редакцияга тYCтi / Поступила в редакцию / Received 10.09.2021

Жариялауга кабылданды / Принята к публикации / Accepted 28.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.