Научная статья на тему 'Основные элементы и функциональные связи медиапространства как объекта управления'

Основные элементы и функциональные связи медиапространства как объекта управления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
868
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТАКТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бузин Валерий Николаевич

В статье рассматриваются структура и функциональные связи медиапространства с точки зрения системно-деятельностного подхода. Обосновывается введение понятия контакта как базового элемента для анализа медиапространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные элементы и функциональные связи медиапространства как объекта управления»

УДК 316.77:316.28

БУЗИН В.Н. Основные элементы и функциональные связи медиапространства как объекта управления

В статье рассматриваются структура и функциональные связи медиапространства с точки зрения системно-деятельностного подхода. Обосновывается введение понятия контакта как базового элемента для анализа медиапространства.

Ключевые слова: медиапространство, базовый элемент, деятельность, контакт, взаимодействие.

Медиапространство, если использовать парсоновскую терминологию, является продуктом двух систем - культурной и социальной, выполняя свою роль в обеспечении равновесия и внутреннего го-меостазиса системы. Именно медиапространство формирует жизненно важную для людей как социальных существ символическую среду, которая направляет действия социальных акторов, помогает им кооперироваться между собой, указывает, к каким именно целям следует стремиться, какие действия для достижения подобных целей приемлемы, а какие нет и какой результат предпринятых усилий надо считать успешным. Медиапространство есть результат общественно обусловленных действий на уровне этих двух систем: социальной и собственно культурной. В основе первой и более "низкой" из них, социальной, лежат совместные действия людей, движимых не в последнюю очередь целями своего биологического самосохранения в условиях определенной общественной среды. По отношению к социальной среде медиапространство дает возможность адаптироваться к ней, достичь поставленных перед собою задач, интегрироваться, т. е. объединиться с другими индивидами, воспроизводить уже найденные социальные структуры, снимать с

себя возникающие нервные и физические напряжения. По отношению же ко второй системе, культурной, лишенной биологической обусловленности, медиапростран-ство выступает как хранилище и место продуцирования сложной системы символов и норм. Медиапространство выступает важнейшим регулятором общества со своей нормативностью и символичностью. Не случайно именно культуре в социальной системе отводится Т. Парсонсом центральное место: именно она обеспечивает взаимодействие всех остальных социальных подсистем. А функцию культурного воспроизводства в современном обществе выполняют средства массовой коммуникации. При этом носителем культуры является общественное сознание, и именно средства массовой коммуникации формируют представления и оценки в области экономики и политики, участвуя, таким образом, в функционировании социальной структуры общества. На основании представлений и в соответствии с ценностной системой конкретного общества происходит формирование социальных интересов, которые, в свою очередь, выступают основой мотивации индивидов. Тот или иной мотив побуждает человека к социальному действию. «Вся плотная и густая реальность вещей и че-

ловеческих поступков упорядочивается в его сознании именно благодаря тем представлениям, которые он усвоил и превратил в свои убеждения, именно этими представлениями определяется процесс мотивации человека», - отмечет Т. Парсонс. В процессе контакта со средствами массовой коммуникации1 человек усваивает или отвергает те или иные общественные ценности, которые впоследствии могут становиться мотивами, обеспечивающими человеческую деятельность общественными смыслами.

Так какова же структура медиапрост-ранства? Попробуем ответить на этот вопрос, привлекая теорию социального действия Т. Парсонса, которая, как показал проведенный выше анализ, является наиболее проработанной теоретической базой для решения подобного типа задач. В рамках этого подхода медиапростран-ство, как и любая часть социальной системы, должно уметь адаптироваться, интегрироваться, достигать поставленных целей и хранить культуру2. Анализ любой социальной подсистемы с точки зрения теории социального действия должен основываться на четырех базовых функциях: функции адаптации, функции интеграции, функции целедостижения, функции культурного воспроизводства.

Используем для нашего анализа его знаменитую схему AGIL (Adaptation, Goal Attainment, Integration, Latency), определяющую четыре основных функциональных императива, поскольку данные императивы характерны для всех систем действия.

Структура медиапространства в терминах деятельностного подхода в рамках теории социального действия Т. Парсонса будет выглядеть, как показано на рис. 1.

L Контент Образцы, общественн мнение I эе

А Средства связи и медианосители Аудитория G

Рис. 1. Структура медиапространства в схеме AGIL Т. Парсонса

В одном ряду переменных - оси абсцисс - проводится различение инструменталь-ное/консуматорное (инструментальное обозначает средства действия, а консума-торное то удовлетворительное состояние, которое должно быть достигнуто, то, что наступает, когда цель достигнута, когда система установилась). Другими словами, эта ось представляет компоненты, относящиеся к действию. Вторая ось различает внутренние структурные данности и внешние связи системы. У самого Т. Парсонса мы не найдем четких методологических установок по обозначению получающихся ячеек.

То, что Т. Парсонс назвал «адаптацией», представляет комбинацию внешней и инструментальной ориентаций. Система как бы инструментализирует внешние связи и пытается достичь состояния, которое могло бы стать средством установления удовлетворительных отношений между системой и средой (квадрант А). Для медиапространства это функция медианосителей и средств связи, которые отвечают за распространение и доставку информации. Медиа в современном мире превратились в естественную среду обитания человека, процесс медиатизации настигает все более и более консервативные общества. Примеров тому масса: использование Интернета женщинами в Саудовской Аравии для борьбы за право водить автомобиль, использование средств массовой коммуникации оппозиционными движениями в странах Востока3. Не говоря уже о странах западной культуры, где медиа стали неотъемлемой частью общественной жизни. Именно средства-медианосители и средства связи стали базой для социальной информации, базой для функционирования медиа. Безусловно, они в значительной степени коммерциализированы, подвержены контролю со стороны политических и финансово-промышленных групп4, но были, продолжают и будут оставаться инструментом связи между обществом и социальными институтами.

Квадрант G - комбинация внешних связей и осуществления консуматорных ценностей. Под консуматорным состоянием имеется в виду достижение целей, а не только проектирование будущих состояний.

Если инструментальные ориентации представляют будущее, то консуматорные - настоящее. Другими словами, действие должно приводить к удовлетворительному результату. В сфере медиапространства эту функцию выполняет аудитория. Аудитория обладает способностью достигать удовлетворительных состояний в процессе деятельности по потреблению контента и соотнесения его с нормативной составляющей этого процесса. Сущность аудитории заключается в том, что она отражает взаимосвязи людей между собой, с обществом в целом в процессе массового общения. Многие исследователи отмечают, что аудитория средств массовой коммуникации - это особый тип аудитории5. По мнению Д. МакКуэйна, аудитория массовой коммуникации представляет собой численно большие гетерогенные группы рассредоточенных в пространстве индивидов, объединенных общим интересом, занятых одной и той же деятельностью, воздействие на которые оказывается ради достижения одной и той же цели, однако эти индивиды не знают друг о друге, взаимодействие между ними крайне ограниченно, их действия не являются взаимно направленными, а сами они не организованы или организованы очень слабо6. Таким образом, аудитория средств массовой коммуникации через взаимодействие изолированных индивидов с коммуникатором при посредничестве медианосителей и средств связи включается в процесс социального общения на макроуровне и обретает черты социальной общности на основе сближения социокультурного опыта, который индивиды приобретают в результате этого взаимодействия, носящего характер регулярной социальной практики, включенной в повседневную жизнь людей. Одним из парсо-новских «удовлетворительных состояний», которых может достигать аудитория в рамках гомеостазиса, - это состояние общественного согласия, политического консенсуса в процессе медиапотребления как особого вида деятельности.

Далее рассмотрим комбинацию консу-маторного и внутреннего. Т. Парсонс называет этот процесс интеграцией (I): система интегрирует действия и действующих, обес-

печивая им возможности удовлетворительных комбинаций. В теоретическом анализе у Т Парсонса это понятие осталось довольно неясным и подвергалось массированной критике, которая касалась главным образом названия ячеек. В структуре медиапространства мы обозначаем эту ячейку как общественное мнение или нормативность, поскольку в каждой системе при определенных условиях есть в настоящем времени такое состояние, которое должно быть внутренне реализовано и приемлемо в качестве настоящего. Не следует забывать, что любой социальной системе присущ контроль за средствами массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации служат политическим, социальным и экономическим интересам тех, кто господствует в обществе, что гарантируется как прямой цензурой, так и экономическими механизмами. Механизм влияния средств массовой коммуникации на аудиторию, описанный основоположниками социологического изучения средств массовой коммуникации П. Ла-зарсфельдом и Р. Мертоном, до сих пор остается актуальным. Такое воздействие происходит двумя путями: через присвоение статуса социальным явлениям и через утверждение социальных норм7. Средства массовой коммуникации в силу своей многочисленности и разнообразия стоящих за ними социальных институтов и социальных групп представляют разнообразные интерпретации социальной действительности, обосновывая достаточно вариабельные структуры «объективированных смыслов» общества. Одной из причин этого является то, что с помощью медиа мы воспринимаем действительность и различные явления не пропорционально тому, что имеет место в реальной жизни. Объяснения и обоснования социального мира, исходящие от медиа, часто мистифицируют социальную систему. Давая определенные виды информации в определенном объеме и определенные интерпретации социальных явлений, медиа заставляют нас видеть социальный мир и наше место в нем определенным образом. Это незаметное неуловимое на первый взгляд, воздействие делает медиа ведущим средством легитимации в современном обществе, а реализация социальных функций и

влияния масс-медиа на общество возможна только посредством аудитории.

Рассматривая пару «инструментальное - внутреннее», Парсонс использует название «поддержание латентного образца». То есть эти структуры должны быть доступны на протяжении длительного времени, однако они не актуализируются постоянно. Эти структуры должны быть внутренне присущи системе и быть инструментальными, то есть обеспечивать доступность в будущем. В структуре медиапространства функцию поддержания латентного образца выполняет контент, то есть то содержание, которое фиксируется в форме видео, радио, печатных и других формах фиксации продуктов человеческой интеллектуальной и творческой деятельности. Средства массовой коммуникации в современном мире кодифицируют нормативность, потеснив традиционные институты (семья, школа, армия) в процессе социализации личности. Причем речь идет не о фасадной, а о реальной нормативности. Еще в 1934 г. в статье «Антропология и анормальное» Р. Бенедикт говорил, что критерием нормальности является соответствие взглядам социальной среды, которая окружает ин-дивида8, а М. Херсковиц, основываясь на исследованиях Р. Бенедикт, предлагал термин «инкультурация»9. Под этим термином он понимает вхождение индивида в конкретную культурную среду, которая впоследствии определяет мышление, модели поведения и восприятие реальности. А вход в эту культурную среду в современном мире в значительной мере осуществляется через контент средств массовой коммуникации.

Таким образом, использование четырёх функциональных императивов Т. Пар-сонса позволяет выделить функциональную структуру медиапространства, состоящую из четырех крупных структурных элементов: медианосителей и средств передачи информации, аудитории, контента и общественного мнения.

Но это лишь первый этап анализа ме-диапространства, ибо, как мы уже определили выше, для воссоздания структуры медиапространства должно использо-

ваться специально разработанное для данного объекта специфическое понятие - базовый элемент системного анализа, или конфигуратор, при помощи которого можно получить различные изображения медиапространства, связать различные его части воедино и который создан специально для того, чтобы интегрировать и объяснить уже существующие знания о медиапространстве. Этот базовый элемент должен быть операциональным, то есть количественно или качественно измеряемым. Для этого вернемся к уже рассмотренной нами выше концепции социального взаимодействия.

Поскольку социальное пространство является полем социального взаимодействия, то будет правомерно оставить свойство взаимодействия и за той частью социального пространства, которое мы обозначили как медиапространство, но конкретизировав это для него. Согласно зим-мелевской теории именно в момент взаимодействия происходит содержательное наполнение пространства социальным содержанием. Также и у Э. Гидденса мы находим идею важности анализа взаимодействия при изучении социальной интеграции, которая определяется как взаимодействие в контексте соприсутствия, а изучение взаимодействия невозможно без анализа способов организации физической среды, которая является формой репрезентации социальных отношений. Большая часть работы П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» в рамках разрабатываемой ими социологии знания посвящена анализу влияния взаимодействия на социализацию личности как на межличностном уровне, так и на уровне индивид - культурно-знаковая система. В их теории «социальная структура - это вся сумма типизаций и созданных с их помощью повторяющихся образцов взаимодействия»10. А на «взаимодействие с другими ... оказывает влияние ... причастность к доступному нам социальному запасу знания»11. В концепции Ю. Хабермаса коммуникативное взаимодействие обеспечивает возможность интеграции и «поддержания образца», а само понятие коммуникативного действия

характеризует взаимодействие. Привлечением этого положения теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса мы хотим еще раз подчеркнуть фундаментальность понятия взаимодействия в социо-лого-философском дискурсе.

По Т. Парсонсу, взаимодействие индивидов происходит таким образом, что этот процесс взаимодействия можно рассматривать как систему в научном смысле и подвергать ее теоретическому анализу, успешно примененному к различным типам систем в других науках12.

Расширяя социологическое понятие взаимодействия в рамках системного подхода, мы предполагаем, что этому выделяемому в рамках понятия взаимодействия элементу должна быть присуща внутренняя активность13, поэтому при системном анализе медиапространства мы должны будем говорить об элементе действующем. Хотя с формальной точки зрения в рамках рассматриваемой системы такой элемент должен быть неразложим, но если его активность предполагается то его, в свою очередь, можно рассматривать как сложно организованную структуру. Выше мы уже обсуждали логико-философскую проблемность данного подхода, но идем на этот шаг, потому что любая структура выступает в отношении системы более высокого порядка в качестве элемента14.

Выше нами было проведено предварительное обоснование необходимости выделения конфигуратора для «сплющивания» различных представлений о медиап-ространстве, расположенных на разных уровнях, в единую теорию медиапростран-ства и построения целостной картины функционирования медиапространства. Можно утверждать, что этот элемент должен быть внутренне активным (действие должно быть имманентно ему присуще) и описывать взаимодействие как специфическую характеристику медиапростран-ства. Таким элементом для медиапространства будет являться контакт в различных специфических для медиапространства видах: субъект-субъектный, субъект-объектный, объект-объектный. Операци-ональность понятия контакта в рамках

субъект-объектных взаимодействий, характерных собственно для средств массовой коммуникации, с количественной точки зрения обеспечивается социологическими медиаизмерениями, а с качественной - специальными социолого-пси-хологическими исследованиями проведенного контакта.

Анализ субъектно-субъектных параметров контактов в процессе взаимодействия отдельных субъектов является задачей более психологической, чем социологической, и не относится в большинстве случаев к системам массовой коммуникации. Но и в этом случае мы можем анализировать взаимодействие субъектов, опираясь на понятие контакта и перечисленные выше его свойства, поскольку передача информации от субъекта к субъекту происходит именно в момент физического, в широком понимании, контакта (личное общение, общение по телефону и т.д.).

Анализ объектно-объектных параметров контакта в процессе передачи информации является технической задачей. Но и в этом случае мы можем анализировать взаимодействие объектов, опираясь на понятие контакта с перечисленными выше его свойствами.

Контакт как базовое понятие анализа медиапространства представляет собой пространственно организованный процесс приема и передачи информации в момент физического контакта индивида со средством массовой коммуникации, индивида с индивидом или одного технического средства передачи массовой информации с другим техническим средством. Контакт есть сжатый во времени динамический процесс, характеризующийся, с одной стороны, активностью субъекта, которая может быть развернута при психологическом анализе психических процессов восприятия и переработки информации, и, с другой стороны, предполагающий активное состояние объекта, являющегося источником информации. В медиапростран-стве объектной стороной контакта является средство массовой коммуникации, а субъектной стороной - аудито-

рия средств массовой коммуникации. В процессах массовой коммуникации контакт характеризуется однонаправленностью.

Для обеспечения этого процесса взаимодействия как субъект, так и объект должны быть активны. Для того чтобы новость, передаваемая, например, по ТВ, достигла своего субъекта, ТВ-приемник (телевизор, тюнер и т.д.) должен быть включен, а технические системы, передающие сигнал от студии к спутнику, от спутника к наземной станции, а оттуда на принимающие антенны, исправно передавали сигнал, содержащий данную новость, то есть обеспечивали передачу содержащего информацию сигнала от одного технического объекта к другому. Собственно, когда мы выше говорили об объект-объектном контакте, имелась в виду именно эта техническая сторона. Для передачи печатного сообщения, например, это объект-объектное взаимодействие будет иметь несколько иной вид, но суть его останется прежней. И это относится ко всем средствам массовой коммуникации.

Итак, медиапространство как поле социального взаимодействия структурно состоит из четырех элементов: медиано-сителей, аудитории, контента и общественного мнения. Формирование медиап-ространства происходит в процессе взаимодействия его структурных элементов, и основной единицей этого взаимодействия является контакт. Контакт обеспечивает взаимосвязь выделенных нами в системе AGIL четырех основных составляющих медиапространства: медианоси-телей, аудитории, контента и общественного мнения. Эта взаимосвязь возникает и реализуется в процессе деятельности по созданию, сохранению, передаче, нор-матизации и восприятию контента.

1 Мы здесь не рассматриваем роль семьи, которая формирует принципы отбора средств массовой коммуникации индивидом, формируя ценностно-смысловые структуры личности.

2 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношение // THESIS.1993. Вып. 2. С. 99.

3 http://auto.newsru.com/article/30jun2011/ jenske_zapret (дата обращения 1.07.2011)

4 Бузин В.Н. Неоднородность медиапространства российских регионов на примере Уральского федерального округа // Вестник Тюменского государственного университета. 2010. № 4. С. 89-95.

5 Полуэхтова И.А. Социокультурная динамика российской аудитории телевидения. М.: ООО «НИПКЦ-Восход-А», 2010. C. 288.

6 McQuail D. Towards the sociology of mass communications. Toronto: Collier!Macmillan, Canada Ltd., 1969.

7 Lazarsfeld P.F., Merton R.K. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action // Mass Communications. A Book of Readings / Selected and edited by W. Schramm. Urbana, 1960.

8 Benedict R. Anthropology and abnormal // Journal of General Psychology 1934. Vol. 10. P. 59-80.

9 Herskovits M. Cultural Anthropology. New York, 1955.

10 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. С. 26.

11 Там же. С. 32.

12 Т. Парсонс. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем //Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 462-478.

13 Ланге О. Целое и развитие в свете кибернетики // Исследования по общей теории систем. М.: 1969. С. 181-251.

14 Сетров М.И. Степень и высота организации систем // Системные исследования. М.: Наука, 1969. С. 156-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.