Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ УДОБСТВА ПЛЮС И МИНУС'

ОСНОВНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ УДОБСТВА ПЛЮС И МИНУС Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобиль / дизельные двигатели / грузовик / бензин / мотор / система / ремонт / транспортное средство / температура / топливо. / car / diesel engines / truck / gasoline / motor / system / repair / vehicle / temperature / fuel.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Имомназаров Сарвар Ковилжанович

В этой статье описывается широкое использование дизелей, которые обладают рядом преимуществ перед бензиновыми двигателями, а именно экономичностью, возможностью использовать в качестве топлива гораздо более широкие и тяжелые порции масла, низким риском возгорания, более простой, надежной и продолжительной работой двигателя. В сочетании с этим дизельные двигатели также имеют ряд недостатков, включая их установку в основном на тяжелые грузовики и изменение габаритов автомобиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Имомназаров Сарвар Ковилжанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC OPERATING REQUIREMENTS FOR DIESEL FUEL CONVENIENCE PLUS AND MINUS

This article describes the widespread use of diesels, which have a number of advantages over gasoline engines, namely being economical, able to use much wider and heavier parts of oil as fuel, low fire risk, easier, more reliable and longer engine operation. In combination with this, diesel engines also have several disadvantages, including their installation mainly on heavy trucks and the change in car dimensions.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ УДОБСТВА ПЛЮС И МИНУС»

УДК 662.6/.9

ОСНОВНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ УДОБСТВА ПЛЮС И МИНУС

Имомназаров, Сарвар Ковилжанович Наманганский инженерно-строительный институт т.ф.ф.д (PhD), sarvar199108@gmail.com

Аннотация. В этой статье описывается широкое использование дизелей, которые обладают рядом преимуществ перед бензиновыми двигателями, а именно экономичностью, возможностью использовать в качестве топлива гораздо более широкие и тяжелые порции масла, низким риском возгорания, более простой, надежной и продолжительной работой двигателя. В сочетании с этим дизельные двигатели также имеют ряд недостатков, включая их установку в основном на тяжелые грузовики и изменение габаритов автомобиля.

Ключевые слова: автомобиль, дизельные двигатели, грузовик, бензин, мотор, система, ремонт, транспортное средство, температура, топливо.

Abstract. This article describes the widespread use of diesels, which have a number of advantages over gasoline engines, namely being economical, able to use much wider and heavier parts of oil as fuel, low fire risk, easier, more reliable and longer engine operation. In combination with this, diesel engines also have several disadvantages, including their installation mainly on heavy trucks and the change in car dimensions.

Key words: car, diesel engines, truck, gasoline, motor, system, repair, vehicle, temperature, fuel.

Введение. Дизели широко используются, поскольку они обладают рядом преимуществ перед бензиновыми двигателями, а именно более экономичны, могут использовать в качестве топлива гораздо более широкие и тяжелые фракции масла, снижают риск возгорания, облегчают запуск двигателя, повышают надежность и продолжительность эксплуатации. Дизельные двигатели в основном устанавливаются на большегрузные автомобили. В качестве топлива в этих двигателях используется дизельное топливо [1].

Дизельное топливо-это нефтяная фракция, состоящая из углеводородов с температурой кипения 200-3500С. Дизельное топливо представляет собой жидкость от желтого до светло-коричневого цвета (этот цвет придает смола, содержащаяся в топливе), которая представляет собой вязкую жидкость с более высокой вязкостью и труднее испаряется, чем бензин. Они содержат около 87 процентов углерода по массе, 13 процентов водорода, до 0,5 процента серы и очень мало кислорода и азота. Плотность дизельного топлива меньше плотности воды (0,78-0,86 г/см3), чем плотность бензина, и нерастворимо в воде. Дизельное топливо используется в дизельных двигателях, которые на 25-30 процентов экономичнее автомобилей, работающих на бензине. При сгорании дизельного топлива (в процессе сгорания) выделяется в среднем 42,5 мг/кг тепла.

Плюсы и минусы дизельного двигателя

Стоит рассмотреть плюсы и минусы дизеля, чтобы определить, в каких ситуациях он будет более пригоден для использования рис.1.

Рисунок 1. Плюсы и минусы дизельного топлива

К преимуществам этого силового агрегата можно отнести:

- Высокий уровень экономии топлива, что снижает стоимость поездок.

- Низкая стоимость дизельного топлива, по сравнению с бензином.

- В автомобиле отсутствует система зажигания, что упрощает работу, а также делает его более стабильным и надежным.

- Дизельный двигатель более экономичен.

- Отличается долговечностью эксплуатации.

- Высокий крутящий момент.

- Двигатель может соприкасаться с влагой и каплями жидкости без серьезных последствий для работы.

Недостатки дизельного топлива:

- Двигатель имеет довольно большой вес по сравнению с бензиновым.

- Меньшая мощность по сравнению с бензиновым аналогом.

- Он не переносит воздействия низких температур.

- Высокая чувствительность к работе с некачественным топливом.

- Высокая стоимость обслуживания силового агрегата.

- Его сложно отремонтировать.

Надежность двигателя и, в то же время, объем затрат на техническое обслуживание и ремонт напрямую связаны с качеством топлива, подаваемого в двигатель.

Знание свойств топлива и их правильное использование является одним из ключевых факторов, определяющих эффективность дизельных двигателей и рентабельность автомобилей.

Марки дизельного топлива мало отличаются друг от друга по плотности и силе поверхностного натяжения (25-30 мН/м) и могут сильно различаться по вязкости и другим свойствам[2].

Для полного и качественного сгорания топлива в дизельных двигателях они должны соответствовать следующим эксплуатационным требованиям:

• насос высокого давления должен обладать хорошей абсорбцией и перекачкой топлива (оптимальная вязкость, необходимые низкотемпературные свойства, отсутствие воды и механических примесей) для непрерывной и тщательной работы;

• быть мягким и образовывать хорошую смесь, для которой вязкость и фракционный состав должны быть оптимальными;

• двигатель должен работать полностью без дыма (в зависимости от цетанового числа, вязкости и фракционного состава топлива) для легкого запуска и "плавной" работы;

• Клапаны, поршни и поршневые кольца не должны быть сухими, иглы не должны свисать, а форсунки не должны закоксовываться (в зависимости от химического и фракционного состава топлива, метода и уровня очистки).;

• не должно вызывать коррозии баков, топливопроводов, топливной системы и деталей двигателя (соединения серы, органические и минеральные кислоты, в зависимости от количества воды);

• стабильное горение и как можно больше тепла при сгорании (не изменяет свойств при длительном хранении). Вязкость дизельного топлива

Для бензиновых двигателей вязкость бензина не важна, поскольку его вязкость меньше, чем у воды. В дизельном двигателе вязкость топлива имеет большое значение: как ее снижение, так и увеличение приводят к ухудшению работы двигателя.

Качество разложения топлива в камере сгорания зависит от кинематической вязкости. Если вязкость топлива слишком высока, оно не размягчится, на испарение уйдет много времени, в результате топливо будет плохо гореть (не будет подгорать), увеличится его расход, повысится сухость, выхлопные газы потемнеют, произойдет воспламенение. Если вязкость топлива невелика, топливо будет плохо прилипать к деталям топливного насоса, что приведет к быстрому износу плунжерных пар насоса. Кроме того, ухудшаются условия для образования смеси в цилиндрах, поскольку поток топлива не достигает внутренней части камеры сгорания. Топливо может просачиваться через отверстия форсунок, что увеличивает образование сухого вещества. Расход топлива увеличивается из-за протечек и негерметичности[3].

Желательно использовать дизельное топливо средней вязкости. В этом случае топливо растворяется в виде капель очень мелкого и однородного состава, улучшается испарение, образование смеси и процессы ее горения. При отрицательных температурах текучесть такого топлива лучше, оно легко проходит по трубам, фильтрам тонкой очистки, насосам высокого давления, а также потребляет меньше энергии для преодоления внутреннего трения.

Из приведенных выше соображений следует, что дизельное топливо должно обладать определенной (оптимальной) вязкостью. При изменении температуры изменяется и вязкость, поэтому также важно указать, при какой температуре определяется значение вязкости. Согласно требованиям государственного стандарта, вязкость при температуре 200С стандартизирована для дизельного топлива. Согласно требованиям стандарта, вязкость летнего топлива составляет 3,0-6,0 мм2/с; 1,8-3,2 мм2/с для зимних топлив; определяется как 1,5 мм2/с для арктических топлив [4].

V. ММ2 к

25 20 15 10

о

-30 -20 -10 0 10 20 30 С 8

Рис. 2. Плотность дизельного топлива, вязкость температура ^ 1-летнее топливо;

2 зимнее топливо.

\

\ V - 1

\ \

2 - \

V N

Увеличение вязкости оказывает существенное влияние на эксплуатационные свойства топлива. Описание изменения вязкости летнего и зимнего топлива показано на рисунке 2. Как видно из рисунка, чем выше вязкость при 200 С, указанная в паспорте качества, тем сильнее изменяется вязкость при понижении температуры. При низких температурах топливо конденсируется, в результате чего оно становится сильно подвижным. Когда топливо движется по трубам, работающим под высоким давлением, норма работы устройства подачи топлива нарушается из-за резкого увеличения его сопротивления [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Adashboyevich, M. J., Qoviljanovich, I. S., Abduvali o'g'li, I. H., & Xabibullaevich, X. U. (2021). Modern Technology Of Surface Hardening Applied To Parts Of The Car. NVEO-NATURAL VOLATILES & ESSENTIAL OILS Journalj NVEO, 2673-2676.

2. Mannonov.J., Imomnazarov S., Abduganiyev. Sh., Nishonov.F.,(2022). ELECTRONIC ENGINE MANAGEMENT DIAGNOSTIC SYSTEM SELF-PROPELLED NARROW-GAUGE POWER STATIONAND METHOD OF EXPERIMENTAL RESEARCHINTRODUCTION. International Journal of Early Childhood Special Education, (6-14),1929-1930.

3. Sarvar, I. (2021). Application of Intelligent Systems in Cars. International Journal of Innovative Analyses and Emerging Technology, 1(4), 78-80.

4. Sarvar, I., & Zokirxon, M. (2021). ROAD TRANSPORTATION ACCIDENTS WITH PARTICIPATION PEDESTRIANS. Universum: технические науки, (5-6 (86)), 62-65.

5. Sarvar, I., Abdujalil, P., Temurmalik, A., & Jahongir, K. (2021). Operating conditions of trucks and the safety of the transport process. Universum: технические науки, (65 (87)), 42-45.

6. Бойбобоев Н. Г., Хамракулов А. К., Хамзаев А. А. Анализ нового направления совершенствования конструкции элеваторов корнеклубнеуборочных комбайнов //Science Time. - 2016. - №. 2 (26). - С. 63-69.

7. Bayboboyen N. G., Khamzayev A. A., Rahmonov Kh T. Calculation of kinetic energy of a bar elevator with centrifugal separation //Herald of Ryzan State Agrotechnological University. - 2015. - Т. 2. - С. 19-21.

8. Байбобоев Н. Г., Хамзаев А. А., Абдуллаев К. Совершенствование технологии и средств машинной уборки топинамбура с помощью применения картофелекопателей //Научное знание современности. - 2017. - №. 6. - С. 43-47.

9. Arslanovich E. A., Akmalkhonovich K. A. Ensuring The Safe Movement of Vehicles on Mountain Roads //Genius Repository. - 2023. - Т. 26. - С. 65-69.

10. Bayboboyev N. G., Hamzayev A. A. The results of the laboratory types of the topinambar worker in the new construction //Scientific-technical journal. - 2018. - Т. 22. - №. 2. - С. 51-56.

11. Akmalkhonovich H. A. THEORETICAL ANALYSIS OF SEPARATION OF POTATO TUBERS FROM SOIL IN A BELT-ROD ELEVATOR //International Journal of Engineering Research. - 2024. - Т. 3. - №. 1. - С. 1-6.

12. Xamzaev, A., Baiboboev, U., Eshmatova, M., & Vakhobova, M. (2022). Calculation of the technological process of soil separation with a loosening drum.

13. Bayboboyev, N. G., Rakhmonov, H. T., Khamzayev, A. A., & Akbarov, S. B. (2018). Justification of parameters of the running wheels of the preseeding soil tillage assembly. European Science Review, (5-6), 279-282.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.