Научная статья на тему 'Основные черты в конструкции и интерьере жилищ родановской культуры, на примере Рождественского и рачевских городищ'

Основные черты в конструкции и интерьере жилищ родановской культуры, на примере Рождественского и рачевских городищ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДАНОВСКАЯ КУЛЬТУРА / RODANOVSKAYA CULTURE / ЖИЛИЩЕ / HOUSING / ОЧАГ / HEARTH / ПЕРМСКОЕ ПРЕДУРАЛЬЕ / PERM CIS-URAL / ГОРОДИЩЕ / FORTIFICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Половников Леонид Вячеславович

Рассматриваются и сравниваются конструктивные особенности двух жилищ, обнаруженных в ходе археологических раскопок в 2013, 2014, 2015 г. Главная цель исследования воссоздать на основе археологических данных вид жилища родановской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN FEATURES OF HOUSING CONSTRUCTION AND INTERIOR RODANOVSKOY CULTURE, AND THE EXAMPLE ROZHDESTVENSKA RACHEVSKY SETTLEMENTS

The article examines and compares the design features of the two dwellings, discovered during archaeological excavations in 2013-2014, 2015. The main objective of the study to recreate on the basis of archaeological data type of housing rodanovskoy culture.

Текст научной работы на тему «Основные черты в конструкции и интерьере жилищ родановской культуры, на примере Рождественского и рачевских городищ»

УДК 904

Половников Леонид Вячеславович

студент IV курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ В КОНСТРУКЦИИ И ИНТЕРЬЕРЕ ЖИЛИЩ РОДАНОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ, НА ПРИМЕРЕ РОЖДЕСТВЕНСКОГО

И РАЧЕВСКИХ ГОРОДИЩ

Leonid V. Polovnikov

student IV year of historical faculty

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

MAIN FEATURES OF HOUSING CONSTRUCTION AND INTERIOR RODANOVSKOY CULTURE, AND THE EXAMPLE ROZHDESTVENSKA

RACHEVSKY SETTLEMENTS

Аннотация. Рассматриваются и сравниваются конструктивные особенности двух жилищ, обнаруженных в ходе археологических раскопок в 2013, 2014, 2015 г. Главная цель исследования - воссоздать на основе археологических данных вид жилища родановской культуры.

Ключевые слова: родановская культура, жилище, очаг, Пермское Предуралье, городище.

Abstract. The article examines and compares the design features of the two dwellings, discovered during archaeological excavations in 2013-2014, 2015. The main objective of the study - to recreate on the basis of archaeological data type of housing rodanovskoy culture.

Key words: rodanovskaya culture, housing, hearth, Perm Cis-Ural, fortification.

Жилище - ключевой фактор человеческой культуры [1, с. 100]. Жилище, тесно связанное с различными сторонами общественной жизни, достаточно отчетливо отражает многие стороны хозяйственной и общественной деятельности человека [7, с. 4]. Жилища в значительной степени зависят от климатических условий и наличия строительного материала [5, с. 11]. Этнографические особенности культуры в применении к жилищу могут проявляться либо в сходстве некоторых элементов конструкции, либо в общей тенденции в их строении [7, с. 4].

Первым этапом в намеченном исследовании является анализ и интерпретация данных, полученных в холе раскопок средневековых жилищ,

© Половников Л.В., 2016

с тем, чтобы выделить основные черты, характерные для жилищ средневековых культур Пермского Предуралья, и проследить их эволюцию. Предлагаемое исследование посвящено изучению конструктивных особенностей жилищ, выявленных при раскопках Раневского и Рождественского городищ в Карагайском районе Пермского края в 2013, 2014 и 2015 г.

Рачевское жилище. Кровля была двухскатной, опирающейся на столбы. На Рачевском городище по осевой линии жилища прослеживался ряд из трех больших столбовых ям, а вдоль западной и восточной границ на расстоянии примерно 1 м от стен - параллельные ряды крупных столбовых ям, расположенных в среднем в 1,35-1,8 м друг от друга. На столбы по осевой линии жилища ставился конек, на него укладывались верхние концы стропил, внизу стропила опирались на столбы, врытые вдоль стен [1, с. 31-36]. В жилище на уровне материка был сооружен деревянный настил на лагах из тонких жердей. Со временем он был перекрыт культурным слоем, очевидно, сгнил, и деревянный настил на лагах был обновлен. В третий раз пол был покрыт слоем глины и обожжен [2, с. 110-111.].

Выявлено три очага разной конструкции и назначения. Один, расположенный в южной части жилища, западнее его осевой линии, имел восьмеркообразную форму. Основная его часть представляла собой четырехугольную подочажную яму с кладкой из камней, над которой был устроен дощатый настил на лагах из жердей, перекрытый толстым слоем глины с известняковой крошкой, верхний слой глиняной подушки был прокален; севернее располагалась округлая яма, над которой также прослеживался прокал. К северу находился второй очаг с прямоугольной подочажной ямой в деревянной опалубке, над которой находилась глинобитная очажная площадка на дощатом настиле. Судя по скоплению в яме и вокруг нее орудий металлообработки, очаг имел производственное назначение. Третий очаг, расположенный ближе к восточной стене, имел более простую конструкцию в виде овальной глинобитной подушки со слоями прокала, перемежающимися слоями золы. Судя по находкам, это был простой бытовой очаг [2, с. 111].

40

На рождественском городище в ходе археологических, раскопок было выявлено 4 жилища. Они представлены как жилища 1, 2, 3, 4. Жилище 2 раскопано не полностью, но выявлены некоторые остатки конструктивных элементов. Так же, как в предыдущем жилище, выявлены остатки столбов по осевой линии жилища, на которые ставился конек. Вдоль южной стены жилища прослежены следы от опор, поддерживающих нижние концы стропил двухскатной кровли. Также выявлены следы от опор нар. Перпендикулярно южной стене и ряду опорных столбов кровли располагался ряд столбовых ям. Ямы в этом ряду в основном располагались попарно, образуя два параллельных ряда. Эта конструкция связана с перегородкой, разделявшей пространство жилища. Пол в восточной и западной частях жилища 2, разделенных перегородкой, был устроен по-разному. В восточной части жилища пол был глинобитный, местами обожженный, возможно, покрывавшийся деревянным настилом. В западной части жилища пол был покрыт тесом. Яма 11 представляла собой очажную конструкцию. Печь с ямой-подпечьем. На дне ямы не наблюдались остатки деревянного настила. Но были прослежены остатки от жердей, на которые укладывался дощатый настил, поверх чего была сооружена глинобитная подушка очага [4, с. 32-49].

Жилище 3. В нем был выявлен параллельный ряд больших столбовых ям, очевидно, связанный с северной стеной жилища. Фиксировались многочисленные столбовые ямки небольшого диаметра, в расположении которых прослеживались нечеткие ряды, перпендикулярные линии стены -вероятно, опоры нар. Также опоры нар фиксировались на стратиграфии в виде конусовидных следов. В пределах жилища была располагалась яма 9. Назначение ямы 9 не очевидно. Она связана с конструкцией нар, судя по характеру находок, использовалась в бытовых целях [4, с. 49-53.].

Жилище 4. В ходе археологических раскопок были обнаружены остатки столбов, которые можно связывать с опорными столбами кровли. Подобные следы от столбов выявлены в северной части жилища и южной.

Была обнаружена группа остатков столбов у основания восточной стены жилища 4. В пределах жилища выявлены ямы 6, 7, 8, 10. Яма 8 - остатки печи на яме-подпечье. Дно ямы было покрыто деревянным настилом, прослеживавшимся в виде следов древесного тлена, выявленных при разборке ямы, и углистой прослойки в придонной части ее заполнения. Стенки ямы были укреплены деревянной рамой, о чем свидетельствуют столбовые ямки, расположенные на дне по периметру ямы. В верхней части ямы, возможно, был установлен низкий сруб. Внутренний объем ямы-подпечья в 1 м от дна был перекрыт деревянным настилом, в котором, очевидно, имелся люк для доступа в яму, расположенный, вероятно, с восточной стороны. Многочисленные находки, обнаруженные в яме, свидетельствуют о ее интенсивном использовании преимущественно в бытовых целях, а также о заполнении ямы мусором после прекращения ее эксплуатации. В поздний период существования жилища 4 над ямой была сооружена столбовая конструкция из тонких кольев, (возможно, опоры нар), что прослеживается на профиле западной стенки. Высокая концентрация разнообразных металлических украшений, преимущественно сломанных, наблюдавшаяся в яме, позволяет предполагать, что они были преднамеренно собраны для последующей переплавки и, возможно, хранились в сундуке, с остатками которого можно связывать фигурную накладку, фрагменты замка и ключей.

Яма 6. Судя по наличию зафиксированной в профиле подушки очага на деревянном помосте, вероятно, может быть интерпретирована как остатки небольшой печи или очага на яме-подпечье, который мог служить для обогрева пространства в районе нар. После прекращения использования по первоначальному назначению яма наполнялась мусором, о чем свидетельствует насыщенный гумусом культурный слой и значительное количество отходов (костей животных, битой посуды) в заполнении ямы.

Яма 7. Пока жилище 4 не разобрано полностью, делать окончательные выводы преждевременно. В таком случае некое сооружение, с которым связана

яма 7 и столбовые конструкции внутри нее, было пристроено к опорному столбу, поддерживающему конек, между двумя столбами, поддерживающими стропила кровли. Характер находок, обнаруженных в заполнении ямы 7, свидетельствует о ее бытовом назначении.

Яма 10. Предположительно, судя по наличию прокала и крупных камней в заполнении, может быть связана с остатками печи на яме-подпечье. Судя по составу находок в верхней части заполнения ямы, она использовалась для хранения охотничьего и рыболовного снаряжения, находки крип и бракованной бронзовой отливки позволяют предполагать производственное назначение сооружения [3, с. 53-89].

Жилище I. Раскапывалось КАЭЭ в течение 2014-2015 гг., и часть материалов уже была опубликована [6, с. 19-21]. Жилище имело четырехугольную форму, двухскатную кровлю, пять очажных конструкций, нары вдоль стен, перегородку, разделяющей жилище на две части. Площадь около 175 м2, трехкратное обновление пола. Стоит заострить внимание на конструкциях, выявленных в 2015 г. В основании южной стены, в промежутке между опорными столбами, вероятно, мог быть устроен выход. Основанием западной стены жилища служили крайние столбы южной и северной стен и расположенные на одной линии с ними столбы из центральных рядов. Параллельно основанию западной стены в 1 м к западу от нее прослеживалось два ряда столбовых ямок небольшого диаметра, расположенных на расстоянии 0,6 м друг от друга, которые могли быть связаны с основанием галереи, устроенной вдоль стены. В 3 м к ЗЮЗ от западной стены выявлены две столбовые ямы диаметром 0,18-0,2 м, соотносимые с рядами опорных столбов кровли - можно предполагать, что кровля выходила за пределы западной стены жилища, закрывая пространство над галереей и тамбуром, или здесь был сооружен отдельный навес. В пользу последнего свидетельствует наличие следов дополнительных опор в одном ряду с этими ямами, параллельном западной стене жилища: в 1,2 м в пределах предполагаемого тамбура располагалось несколько ямок диаметром 0,1 и 0,15 м.

Таким образом, можно предположить, что перед западной стеной жилища мог быть также устроен двускатный навес, но, очевидно, расположенный ниже основной кровли и более легкий, судя по незначительному диаметру опорных столбов. Основной вход в жилище располагался в западной стене. Он представлял тамбур, ограниченный с южной стороны разреженным рядом столбовых ямок, а с северной стороны - рядом столбовых ямок, расположенных довольно плотно друг к другу, иногда попарно [4, с. 18-23].

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что на Рачевском и Рождественском городищах имеют сходные признаки, такие как прямоугольная форма, каркасно-столбовая конструкция, двухскатная кровля, сходные признаки очажных конструкций в жилищах 1 и 4. В жилищах 1 и 2 присутствовала перегородка. Исходя из размеров рождественского жилища, можно сделать вывод о том, что в нем проживала большая патриархальная семья. В предыдущих исследованиях отмечается общее снижение среднего показателя площади жилищ в родановское время. По мнению Е.М.Черных, это происходило за счет количественного увеличения домов малых размеров [7]. Но и жилища большой площади сохраняются, что подтверждается нашим исследованием.

Список литературы

1. Комплексное изучение условий жизни древнего населения Западной Сибири (проблемы социокультурной адаптации в раннем железном веке) / Н.П. Матвеева, Н.С. Ларина, СВ. Берлина, И.Ю. Чикунова; отв. ред. Н.В. Полосьмак; Рос. акад. наук, Сиб отд-ние, Ин-т проблем освоения Севера; М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Тюменский гос. ун-т. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. 228 с.

2. Крыласова Н.Б. Отчет о раскопках Рачевского городища в Карагайском районе Пермского края в 2013 году. Пермь, 2013. 147 с. // Архив МАЭ ПГГПУ

3. Крыласова Н.Б. Отчет о раскопках Рождественского городища в Карагайском районе Пермского края в 2014 году. Пермь, 2015. 159 с. // Архив МАЭ ПГГПУ

4. Крыласова Н.Б. Отчет о раскопках Рождественского городища в Карагайском районе Пермского края в 2014 году. Пермь, 2016. 178 с. // Архив МАЭ ПГГПУ

5. Материальная культура. Свод этнографических понятий и терминов / под ред. С.А. Арутюнова. М.: Наука, 1989.

6. Половников Л.В. Сравнение конструктивных особенностей жилищ родановской культуры (на примере Рачевского и Рождественского городищ) // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Stadia Histórica Jenium. 2015. № 1. С. 19-21.

7. Черных Е. М. Жилища Прикамья (эпоха железа). Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2008. 271 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.