УДК 352.075:32 Бондаренко Галина Ивановна
доктор социологических наук, доцент, главный научный сотрудник Южного филиала Российского научно-иссл едовател ьского института культурного и природного наследия им. академика Д.С. Лихачева
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР И НАСЕЛЕНИЯ
Bondarenko Galina Ivanovna
D.Phil. in Social Science, Associate Professor, Chief Research Associate,
Southern branch of Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage
THE MAIN ASPECTS OF INTERACTION BETWEEN LOCAL GOVERNMENT, POWER STRUCTURES AND POPULATION
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы места и роли местного самоуправления в процессе взаимодействия административно-управленческих институтов и населения. Автор, считает, что основным препятствием на пути формирования отлаженных функциональных связей является, с одной стороны, затянувшийся длительный процесс формирования гражданского общества, правовой нигилизм населения, отсутствие социальной и экономической активности; с другой стороны - закрытость бюрократии как институционально-организационной системы.
Ключевые слова:
региональное развитие местного самоуправления, слабость гражданского общества, сопротивление бюрократии, финансовая слабость, межбюджетные отношения, безопасность населения.
Summary:
The article examines the role of the local government in the interaction between the public administration institutions and the population. The main obstacle hindering establishment of the functional linkages is, on the one hand, the long drawn-out process of the civil society formation, the legal nihilism of the population, the lack of social and economic activity, and on the other hand, the bureaucracy as a closed institutional management system.
Keywords:
regional development of local government, weakness of civil society, bureaucracy resistance, financial weakness, inter-budget relations, population safety.
Динамичность социально-экономических стратификационных процессов, политических и административно-управленческих институтов предоставляет возможность населению быть активным участником процессов управления, в частности местного самоуправления.
Цель статьи - выявить наиболее эффективные технологии управления обществом в процессе взаимодействия местного самоуправления и населения.
Российский опыт местного самоуправления прошел свой собственный исторический путь. Необходимость формирования местного самоуправления обусловлена следующими обстоятельствами:
1) ведомственная централизация в СССР привела к усложнению специализации бюрократического аппарата;
2) административно-управленческий аппарат в управлении страной оказался слабым в обеспечении управляемости;
3) законодательные акты в отношении местных советов оказались декларативными в отношении прав и обязанностей; проблема еще и в том, что они не были подкреплены необходимыми экономическими ресурсами;
4) советы и их исполнительные органы существовали в тисках жесткого контроля министерств и ведомств и партийных органов. Партийные органы напрямую осуществляли руководство хозяйственным и социально-культурным строительством, навязывая советам свою социальную и экономическую политику, отрицали их инициативу и самостоятельность, но в случае поражения партийной политики ответственность несли именно советы;
5) оказавшись под влиянием центральных ведомств, местная промышленность не могла учитывать особенности ресурсов своей местности, ее исключительности и возможности; в результате пришла в полнейший упадок. Малые и средние предприятия в данной ситуации не могли выдерживать конкуренции крупных объединений - монополистов.
Экономическая политика административно-управленческого идеологического аппарата образовала разрастающуюся пропасть между государством и гражданами. Бессистемные и импульсивные реформы Конституции СССР и политические изменения не принесли результата, так как экономические отношения оставались прежними.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 12)
Принятый в апреле 1990 г. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» в некоторой мере сбалансировал соотношение прав и обязанностей органов местного самоуправления с их материально-финансовой базой; определил стратегию местного самоуправления; внес новые элементы в формирование финансовой базы, установив в определенной мере соотношение между центральными и местными органами власти [1].
Принятое союзным парламентом новое законодательство о собственности, земле, аренде, кооперации изменило и характер отношений местных органов власти с государственными предприятиями, кооперативами, гражданами. Новое законодательство позволило более масштабно и свободно пользоваться территориальными ресурсами, быть инициативными и самостоятельными в случае ответственности местных советов за положение дел на соответствующей территории. Проводимую политику законодательно подтверждали нормативно-правовые акты, принятые в 1989-1990 годах. Изданные Указы Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» и «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» утвердили Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации [2].
Административная реформа, начатая с 2002 г., более четко разграничила полномочия и ответственность между федеральными и местными властями, привела финансовые ресурсы каждого уровня в соответствие с объемом полномочий. В 2015 г. был принят новый Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [3].
Проблема была в том, что реформирование местного самоуправления по сути своей не являлось стратегией реформы, лишь обозначало основные моменты обязательств федерального уровня государственной власти. Таким образом, становление местного самоуправления осуществлялось государственной властью без какого-либо участия населения.
Являясь необходимым элементом гражданского общества, местное самоуправление формирует самостоятельность и повышение социальной активности населения. В то же время в реальности мы наблюдаем правовой нигилизм, социальную пассивность населения. Таким образом, возрастает необходимость расширения методологических подходов технологии изучения местного самоуправления как социального института, его места и роли в обществе; сочетания комплекса разнообразных концепций и подходов объективизации функционирования местного самоуправления.
В частности, следует учитывать региональные особенности развития местного самоуправления, зависящие, с одной стороны, от ряда объективных факторов (прежде всего социально-экономическая ситуация в регионе), с другой стороны, от совокупности субъективных позиций (уровень социальной активности населения, взаимоотношение государственных структур региона и органов местного самоуправления и т. д.).
Следует заметить, что именно данные особенности определяют как институционально-организационные и структурные элементы местного самоуправления, так и проводимую муниципальной властью социально-экономическую политику и, соответственно, приводят к различным результатам развития местного сообщества.
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить следующее: основными препятствиями полноценного диалога власти и населения являются:
а) противоречивость и слабость социальных институтов, формирующих гражданское общество;
б) низкая правовая культура населения на фоне дефицита знаний о сущности, возможностях самоуправления и правовой нигилизм;
в) активное сопротивление института бюрократии на всех уровнях федеральной власти;
г) финансово-экономическая несостоятельность, выражающаяся в динамике между возлагаемыми на местное самоуправление обязанностями и их ресурсами.
В связи с вышеобозначенным необходимо:
а) более четко обозначить систему межбюджетных отношений федерального и регионального уровней. Данное направление проводимых социально-экономических реформ стимулировало бы развитие регионов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечило бы для всех граждан Российской Федерации конституционные права независимо от места их проживания;
б) более четко обозначить разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и региональными органами местного самоуправления через внесение изменений и дополнений в существующие федеральные законы;
в) более четко обозначить принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
г) определить самостоятельность расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
д) формировать политику диалога эффективного взаимодействия органов федеральной власти, муниципальной власти и местного самоуправления по вопросам инвестиций, развития предпринимательства и малых производств и т. п.;
е) активизировать государственную социальную политику в области ЖКХ и социального жилья;
ж) активизировать государственную национальную политику в области поддержания тех сфер жизнедеятельности общества, которые направлены на воспроизводство человека, а именно: образование, культуру, здравоохранение;
з) сформировать механизмы поддержки социального института семьи через политику культуры здорового образа жизни, социальную политику в области поддержки малообеспеченных и многодетных семей.
Ссылки:
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 28 августа 1995 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 22 апреля 1996 г. № 38-Ф3 и от 26 ноября 1996 г. № 141-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506 ; 1996. № 17. Ст. 1917 ; 1996. № 49. Ст. 5500.
3. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» от 9 апреля 2015 г.