Научная статья / Research article
Основные аспекты российско-украинских отношений в 2021 г.:
состояние и перспективы
Д. В. Малышев
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук», Москва, Россия 0RCID:0000-0002-0304-8785, [email protected]
Аннотация. В работе выделены основные исторические этапы становления российско-украинских отношений после распада СССР. Показан системный перелом в этих отношениях после «оранжевой революции» 2004 г. Дана характеристика основным аспектам существенного изменения российско-украинских отношений после «революции достоинства» 2013-2014 гг. Важное место заняли проблемы воссоединения с Россией Крыма в 2014 г. и его влияния на российско-украинские отношения. Уделено внимание участия Украины в Содружестве Независимых Государств (СНГ) как факторе, оказывающим существенное влияние на российско-украинские отношения. Особое внимание уделено современному периоду развития российско-украинских отношений в 2020-2021 гг. Показаны основные направления взаимодействия Украины с США, НАТО, МВФ и другими государствами и международными структурами в плане их влияния на российско-украинские отношения. Показана ситуация вокруг заключения и реализации Минских соглашений, закрытия российских СМИ и тех СМИ, которые на Украине считаются «пророссийскими». В заключении дан прогноз основным направлениям развития российско-украинских отношений в обозримом будущем.
Ключевые слова: российско-украинские отношения, «оранжевая революция», «революция достоинства», воссоединение с Россией Крыма, СНГ, РФ, США, НАТО, ЕС, МВФ, Минские соглашения, В. Путин, В. Зеленский, Д. Кулеба, Д. Байден.
Для цитирования: Малышев Д. В. Основные аспекты российско-украинских отношений в 2021 г.: состояние и перспективы. Постсоветские исследования. 2021;4(3):202-207.
The main aspects of Russian-Ukrainian relations in 2021: current state and prospects
Dmitry V. Malyshev
Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations (IMEMO),
Moscow, Russian Federation 0RCID:0000-0002-0304-8785, [email protected]
Abstract. The paper focuses on the main historical stages of the formation of Russian-Ukrainian relations after the collapse of the USSR. A system crisis of these relations in the period following the 2004 Orange Revolution is shown. The main aspects of the significant change in Russian-Ukrainian relations after the "Revolution of Dignity" (2013-2014) are characterized. An important place is taken by the problems of Crimea's reunification with Russia in 2014 and its impact on Russian-Ukrainian relations. Special attention is paid to Ukraine's participation in the Commonwealth of Independent States (CIS) which is seen as a factor that has a significant impact on Russian-Ukrainian relations. Their modern period falling on 2020-2021 is in the center of the analysis. In the context of the influence on Russian-Ukrainian relations, the paper examines the main trends in Ukraine's interaction with the United States, the NATO, the IMF, other states and international structures. The situation related to the conclusion of the Minsk Agreements and its implementation is revealed in conjunction
with closure of some Russian media together with those media outlets that are considered to be "pro-Russian ones" in Ukraine. In conclusion, a forecast is given to the main directions for the development of Russian-Ukrainian relations in the near future.
Keywords Russian-Ukrainian relations, the "Orange Revolution", the "revolution of dignity", the reunification of Crimea with Russia, the CIS, the Russian Federation, the United States, NATO, the EU, the IMF, the Minsk Agreements, V. Putin, V. Zelensky, D. Kuleba, D. Biden.
For citation: Malyshev D. V. The main aspects of Russian-Ukrainian relations in 2021: current state and prospects. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2021;4(3):202-207. (In Russ.)
Отношения России и Украины после распада СССР и образования СНГ трудно назвать ровными и добрососедскими на всех этапах развития этих государств. Распад СССР начался, как известно 8 декабря 1991 г., когда было подписано «Беловежское соглашение» главами Белоруссии, России и Украины, которое положило конец существованию некогда мощного и единого государства. В этом году этой негативной дате исполняется 30 лет. И все тридцать лет отношения РФ и Украины оставались сложными и напряженными.
Нынешнюю Украину некоторые исследователи определяют как Третью республику. Первая была в 1918 г. и называлась Украинская Народная Республика (УНР), вторая - Украинская Советская Социалистическая Республика в 1919-1991 гг., а третья начала суверенное развитие с декабря 1991 г.
Российско-украинские отношения никогда не отличались стабильностью, не было этого и в 1990-е гг., но особенно они начинают ухудшаться после так называемой «оранжевой» («помаранчевой») революции 2004 г. и прихода к власти на Украине В. Ющенко. Украина уже тогда сводит к минимуму все контакты с Россией и занимает по отношению к ней враждебную позицию.
Не оправдались и иллюзии на улучшение этих отношений после прихода к власти на Украине в феврале 2010 г. В. Януковича, которого почему-то некоторые российские СМИ называли «пророссийским». Некоторый отход от крайне антироссийской политики В. Ющенко имел место, но не более того. Реванш антироссийские и, как следствие, проатлантические силы взяли на Украине в ноябре 2013 г., когда начинается Евро-майдан или «революция гидности» («достоинства»). Итогом её стали многочисленные
человеческие жертвы и свержение В. Януко-вича в феврале 2014 г., которое в России было расценено как государственный переворот. А после воссоединения с Россией Крыма в марте 2014 г. отношения между странами практически оказались прерваны.
Украина фактически завершила и выход из СНГ, хотя здесь имеют место определенные коллизии. Формально Украина никогда не являлась и не является членом СНГ, так как Верховная Рада не ратифицировала Устав Содружества. Но формально (и на официальном сайте СНГ это отражено) её участие обозначено в ключевых органах СНГ - Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел. Но это формально. Фактически же Украина свернула свое участие во всех координирующих органах СНГ, а Кабинет министров Украины продолжает работу по денонсации со стороны этой республики всех заключенных ею в рамках СНГ договоров.
В докладе я бы хотел более подробно остановиться на основных аспектах российско-украинских отношений на современном этапе, в начале 2021 года, показать их основные направления и попробовать выделить основные перспективы их развития.
Одной из характерных черт развития современной Украины, которая безусловно влияет на развитие её отношений с Россией, является абсолютная несамостоятельность властей в Киеве. И речь здесь идет не только о том, что в последние годы американская администрация диктует «незалежной» повестку дня, а при новой администрации Д. Байдена эта тенденция, судя по всему, только усилится. И даже не о давлении на украинское руководство со стороны ЕС, которое, в принципе, никогда и не прекращалось. В
последнее время в этом процессе принял участие и МВФ.
Так, в 2020 г. между Украиной и МВФ был заключен Меморандум, согласно которому Украина взяла на себя ряд серьезных обязательств в обмен на призрачные обещания со стороны МВФ о предоставлении ей кредитов для погашения старых долгов. В соответствии с ними «самостийная держава» уже приняла ряд нормативных актов о распродаже сельскохозяйственных земель, об изъятии банков и т. д. Не стоит забывать и тот факт, что, фактически, хозяевами МВФ являются США, и здесь их влияние на Украину опять же четко просматривается. Сам текст Меморандума был подписан президентом Украины В. Зеленским, премьер-министром Д. Шмыгалем (который, кстати, недавно в одном из интервью полностью согласился с президентом США Дж. Байденом, который назвал Путина «убийцей»), министром финансов С. Марченко и главой Национального Банка Украины (НБУ) Я. Смо-лием.
Украина в соответствии с этим документом будет повышать налоги и ужесточит налогово-бюджетную политику. Предполагается более быстрыми темпами осуществлять и печально известную земельную реформу на Украине, в ходе которой предполагается активно продавать землю на Украине частным лицам и иностранцам. Таким образом, возвращаясь к теме российско-украинских отношений, надо четко понимать, что страна не самостоятельна, она будет делать все, чтобы угодить внешним кураторам, которые, в свою очередь, всеми силами хотят оторвать её от России.
А в июне 2020 г. министр иностранных дел Украины Д. Кулеба констатировал тот факт, что Украина получила статус партнера по расширенным возможностям Североатлантического альянса. Напомним, что подобный статус партнера расширенных возможностей НАТО имеют Швеция, Австралия, Финляндия, Грузия и Иордания. В чем же здесь основная суть по мысли Кулебы? А кроется она в том, что некоторые учения НАТО, в том числе, и вблизи границ России, проводятся именно силами членов Альянса и партнеров расширенных возможностей.
Камнем преткновения в отношениях между Россией и Украиной были и остаются Минские соглашения. Напомним, что они включают в себя «Минский протокол» от 5 сентября 2014 г. и «Комплекс мер по выполнению минских соглашений» от 12 февраля 2015 г. Подписаны они были от имени России и ОБСЕ соответственно послами М. Зурабовым и Х. Тальявини, от Украины - её вторым президентом Л. Кучмой, от непризнанных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР/ЛНР) их на тот момент главами А. Захарченко и В. Плотницким. А сам текст был согласован президентами РФ, Франции и Украины В. Путиным, Ф. Оллан-дом и П. Порошенко и канцлером ФРГ А. Меркель.
И возникает закономерный вопрос - почему документы, согласованные на таком высоком уровне, не выполняются? И это так же имеет связь с современными российско-украинскими отношениями. Основных проблем здесь, как представляется, две: граница и выборы. Позиция Украины, озвученная еще в период президентства Порошенко и от которой не отказался Зеленский, сводится к получению контроля над всем периметром границы, и только потом под контролем украинских властей будут проведены выборы на Донбассе, с чем не согласны в ДНР/ЛНР. Хотя в отдельных публикациях, в частности, в газете «Ведомости», не раз появлялась информация, что проукраинские настроения на Донбассе гораздо сильнее, чем пророссийские.
Украина пытается всеми силами противостоять России и в информационном поле. Помимо закрытия практически всех российских теле- и радиоканалов в стране по указу президента Зеленского начали закрывать и оппозиционные украинские каналы. В частности, советник министра внутренних дел Украины В. Поцелуйко назвал «сильным ударом по России» закрытие ряда таких каналов, и, в частности, «112 Украина», New-sOne и других, которые на Украине ассоциируются с лидером партии «Оппозиционная платформа - За жизнь» В. Медведчуком.
Да и при нынешней администрации Дж. Байдена США/НАТО будут уделять Украине гораздо больше внимания. Такое мнение, в частности, высказала руководитель Центра
североамериканских исследований ИМЭМО РАНВ. Журавлева: «Украина будет активным образом использоваться и все чаще появляться в политической риторике, в частности, руководства НАТО».
В марте 2021 г. Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины принял «Стратегию деоккупации и реинтеграции временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополь», которую презентовал глава украинского МИДа Д. Кулеба. В ней он, в частности, выделил три направления, или, по словам министра, «три кита», на которых, собственно, и будет базироваться возвращение Крыма в состав Украины: стратегия (которая была принята), консолидация (объединение всех партнеров) и синергия - сотрудничество (восстановление международного права, т.е. восстановление полного суверенитета Украины над территорией Крымского полуострова). Правда, как конкретно все это будет осуществляться, Д. Кулеба не пояснил.
А украинские радикалы пошли дальше, расклеив в годовщину воссоединения Крыма с Россией в местах проживания и работы российских дипломатов в Киеве оскорбительные плакаты, в которых гражданам России предписывалось признать Крым украинским. По поводу этого инцидента в МИД РФ был вызван временный поверенный в делах Украины в РФ Василий Покотило, которому был выражен протест по поводу данных событий. А посольство России в Киеве направило ноту протеста в МИД Украины.
Безусловно, негативно на российско-украинских отношениях скажутся и недавние мерзкие высказывания американского президента в адрес президента России, которые некоторые горячие головы в Киеве могут воспринять (и, судя по всему, уже воспринимают) как некое руководство к действию, как явное одобрение радикального решения «проблемы Донбасса» военным путем. На это Россия может отреагировать либо отказом от вмешательства в подобные военные действия, дабы еще более не ухудшать отношения с Западом, что само по себе выглядело бы крайне странно - они уже и так достигли политического дна и точки невозврата. Второй вариант развития событий - Россия вмешается в конфликт по «осетинскому»
сценарию августа 2008 г., и тогда будет, например, проведена операция по «принуждению Украины к миру». И о её последствиях можно только догадываться.
Кроме того, в конце марта 2021 г. В. Зеленский, вероятно, подражая своим кураторам на Западе, подписал указ о продлении санкций против России, под которые, в частности, попали МИА «Россия сегодня», Лента.ру, Газета.ру, ТАСС, компания «Рос-страх» и ряд других.
Маловероятно, что российско-украинские отношения будут улучшаться в ближайшее время, учитывая всю негативную историю их развития в последние три десятилетия. Да и сами эти отношения можно представить в виде пирамиды, поставленной в некотором смысле с ног на голову. Хотя некоторая надежда на их стабилизацию остаётся в связи с общей исторической памятью, языковой и культурной средой, но с каждым днем эти надежды становятся все более призрачными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Малышев Д.В. Современная Украина: основные тренды развития // Россия и новые государства Евразии. IV (XXXVII) / НИИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова, 2017. С. 2436.
2. Князев С. МВФ - рабочий механизм внешнего управления Украиной // https://www.fondsk.rn/news/2020/06/12/mvf-rabochij-mehanizm-vneshnego-upravlenija-ukrainoj-5ni0.html?print.
3. Кулеба: Киев для возвращения Крыма сконцентрируется на объединении усилий партнеров // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10886579.
4. Логинова К. НАТО как предчувствие: альянс ждет реформ от ждущей членства Украины // https://iz.ru/1133270/kseniia-loginova/nato-kak-predchuvstvie-alians-zhdet-reform-ot-zhdushchei-chlenstva-ukrainy.
5. Малышев Д. В. Украинский разлом: до и после майдана // Постсоветские государства: 25 лет независимого развития. Сборник статей в 2-х тт. / Отв. ред. - А.Б. Крылов. Том 1. Западный фланг СНГ. Центральная Азия. М.: ИМЭМО РАН, 2017. 197 с. С. 47-65.
6. МИД РФ выразил протест в связи с инцидентом в Киеве // https://rg.ru/2021/03/17/mid-rf-vyrazil-protest-v-sviazi-s-incidentom-v-kieve.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop.
7. Мироненко В. Украина, quovadis? Миражи третьей республики. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, № 1, 2021. С. 38-45.
8. Советник главы МВД Украины Поцелуйко заявил о "сильном ударе" по России // https://ria.ru/20210308/udar- 1600318877.html.
9. Токарев А. Донбасс ближе к Украине, чем принято считать // https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2021/02/15/858071-donbass-blizhe.
10. Украину приняли в партнерство расширенных возможностей НАТО // https://russian.rt.com/ussr/news/754679-ukraina-partnyorstvo-nato.
REFERENCES
1. Adviser to the Head of the Ministry of Internal Affairs of Ukraine Potseluiko declared a "strong blow" to Russia. https://ria.ru/20210308/udar-1600318877.html.
2. D. Malyshev. Modern Ukraine: main development trends // Russia and the new States of Eurasia. IV (XXXVII ) / NIIMEMO RAS named after E. M. Primakov, 2017. pp. 24-36.
3. Knyazev S. IMF-working mechanism of external management of Ukraine // https://www.fondsk.ru/news/2020/06/12/mvf-rabochij-mehanizm-vneshnego-upravlenija-ukrainoj-51110.html?print.
4. Kuleba: Kiev will concentrate on uniting the efforts of its partners for the return of Crimea. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10886579.
5. Loginova K. NATO as a premonition: the alliance is waiting for reforms from Ukraine, which is waiting for membership // https://iz.ru/1133270/kseniia-loginova/nato-kak-predchuvstvie-alians-zhdet-reform-ot-zhdushchei-chlenstva-ukrainy.
6. Malyshev D. V. The Ukrainian rift: before and after the Maidan // Post-Soviet States: 25 years of independent development. Collection of articles in 2 volumes / Ed. - A. B. Krylov. Volume 1. The Western flank of the CIS. Central Asia, Moscow: IMEMO RAS, 2017. 197 p. 47-65.
7. Mironenko V. Ukraine, quo vadis? Mirages of the Third Republic. Scientific and Analytical Bulletin of the IE RAS, No. 1, 2021. pp. 38-45.
8. The Russian Foreign Ministry protested in connection with the incident in Kiev // https://rg.ru/2021/03/17/mid-rf-vyrazil-protest-v-sviazi-s-incidentom-v-kieve.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop.
9. Tokarev A. Donbass is closer to Ukraine than is commonly believed. https://www.ve-domosti.ru/opinion/articles/2021/02/15/858071-donbass-blizhe.
10. Ukraine was accepted into the NATO Enhanced Capabilities Partnership // https://rus-sian.rt.com/ussr/news/754679-ukraina-partnyorstvo-nato.
ИНФОРМАЦИЯОБАВТОРЕ / Щ] Малышев Дмитрий Валерьевич, Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудникСектора Белоруссии, Молдовы и УкраиныЦентра постсоветских исследований ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, доцент факультета мировой политикиМГУ им. М.В. Ломоносова.
IMATION ABOUT THE AUTHOR
Dmitry V. Malyshev, PhD in Political Science, Senior researcher at the Center for postSoviet studies of Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations (IMEMO), Associate Professor, Faculty of World Politics, Lomonosov Moscow State University.