ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Яковлев Илья Александрович, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсеева, г. Саранск
E-mail: ginetik1337@list.ru
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам развития специальных физических качеств у детей подросткового возраста на занятиях физической культурой средствами легкоатлетических упражнений. Рассмотрены основные принципы развития, специальных физических качеств у детей подросткового возраста на занятиях и какие легкоатлетические упражнения являются прекрасным средством для развития специальных физических качеств у детей подросткового возраста.
Ключевые слова: специальные физические качества, подростковый возраст, физическая культура, легкоатлетические упражнения, здоровый образ жизни
В настоящее время перед системой образования остро стоит вопрос развития специальных физических качеств у детей подросткового возраста на занятиях физической культурой средствами легкоатлетических упражнений [1, с. 53].
Наибольшее внимание уделяется подростковому школьному возрасту, поскольку именно в этот период у ребенка формируется ценностное отношение к своему здоровью, он становится наиболее чувствителен к воздействию физических, когнитивных и психосоциальных факторов.
Подростковый возраст - важный период формирования физических качеств и двигательных навыков, которые имеют большое значение для гармоничного физического развития и успешного освоения различных видов спорта в будущем.
Легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания) являются универсальным средством развития таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, которые необходимы не только для занятий легкой атлетикой, но и для других видов спорта и повседневной жизни.
Занятия физической культурой с использованием легкоатлетических упражнений способствуют укреплению здоровья, повышению физической
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
подготовленности и работоспособности подростков, что особенно важно в период активного роста и развития организма.
Правильно организованные занятия легкой атлетикой помогают формированию интереса к занятиям спортом, прививают навыки здорового образа жизни, способствуют воспитанию ценностных жизненных ориентиров.
Развитие специальных физических качеств средствами легкой атлетики позволяет подросткам лучше подготовиться к выполнению нормативов комплекса ГТО, что является важным стимулом для физического совершенствования.
Развитие специальных физических качеств у детей подросткового возраста на занятиях физической культурой основывается на следующих принципах:
1. Принцип возрастных особенностей. Учитывать анатомофизиологические и психологические особенности подросткового возраста, такие как интенсивный рост, гормональные изменения, психологическая нестабильность и т.д.
2. Принцип постепенности и систематичности. Физические нагрузки должны увеличиваться постепенно и регулярно, без резких скачков интенсивности и объема.
3. Принцип индивидуализации. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, такие как уровень физической подготовленности, темпы развития, интересы и предпочтения.
4. Принцип разносторонности. Развивать различные физические качества (сила, выносливость, гибкость, координация и др.) в их взаимосвязи для гармоничного развития.
5. Принцип сознательности и активности. Привлекать детей к осознанному пониманию важности физической активности и развития физических качеств, стимулировать их активность и интерес.
6. Принцип оздоровительной направленности. Обеспечивать профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, укрепление здоровья и повышение общей работоспособности.
7. Принцип игрового метода. Использовать игровые формы и элементы соревнования для повышения мотивации и создания положительного эмоционального фона на занятиях.
8. Принцип безопасности. Соблюдать правила техники безопасности, адекватно дозировать нагрузки и избегать чрезмерного перенапряжения организма.
Таким образом, следование этим принципам позволяет эффективно и безопасно развивать специальные физические качества у детей подросткового возраста на занятиях физической культурой.
«Легкоатлетические упражнения являются прекрасным средством для развития специальных физических качеств у детей подросткового возраста:
1. Для развития быстроты: спринтерские упражнения (бег на короткие дистанции), эстафеты, старты из различных положений, челночный бег.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
2. Для развития силы: упражнения с отягощениями (штанга, гири, набивные мячи), прыжковые упражнения (прыжки в длину, высоту, тройной прыжок), метания (ядро, копье, диск).
3. Для развития выносливости: бег на длинные дистанции, кроссы, фартлек, круговая тренировка.
4. Для развития гибкости: упражнения на растягивание, махи ногами, наклоны, вращения.
5. Для развития ловкости: эстафеты с препятствиями, полосы препятствий, акробатические упражнения, подвижные игры с мячами» [2, с. 568].
Исследования показывают, что в подростковом возрасте здоровье не является значимой ценностью, в связи с чем возрастает необходимость формирования навыков развития специальных физических качеств у детей подросткового возраста на занятиях физической культурой средствами легкоатлетических упражнений. Важно подчеркнуть, что развитие специальных физических качеств у детей подросткового возраста на занятиях физической культурой средствами легкоатлетических упражнений не формируется само собой, очень важно участие квалифицированных специалистов и сопровождение этого процесса, и чем раньше у ребенка будут сформированы эти навыки, чем бережнее он будет относиться к своему здоровью, тем безопаснее и качественнее будет его дальнейшая жизнь. Одним из компонентов развития специальных физических качеств у детей подросткового возраста на занятиях физической культурой средствами легкоатлетических упражнений является отношение личности к собственному здоровью, под которым понимается система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями действительности, а также сложившаяся на основе имеющихся у индивида знаний оценка своего физического и психического состояния, осознание его значения, а также действия, направленные на изменение состояния здоровья.
Важным условием развития специальных физических качеств у детей подросткового возраста на занятиях физической культурой средствами легкоатлетических упражнений служит наличие социальных ценностей здоровья и здорового образа жизни. Сензитивным периодом для закладывания ценностного отношения к своему здоровью является подростковый школьный возраст, поскольку в этот период ребенок наиболее чувствителен к воздействию физических, когнитивных и психосоциальных факторов. «Ценностное отношение к развитию специальных физических качеств у детей подросткового возраста на занятиях физической культурой средствами легкоатлетических упражнений в рамках изучаемого нами возраста рассматривается как интегрированное личностное образование, представляющее собой совокупность осознанных на личностно-смысловом уровне представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни, проявление ответственного и бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, умение выбрать и придерживаться собственной, ориентированной на здоровье, линии поведения и
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
деятельности, способность адекватно оценивать свои достижения по сохранению и укреплению здоровья» [3, с. 8].
Для формирования развития специальных физических качеств у детей подросткового возраста на занятиях физической культурой средствами легкоатлетических упражнений поведения педагогам и родителям необходимо отдавать приоритет ценностным установкам детей к ведению здорового и безопасного образа жизни, организовывать активную коллективную деятельность (познавательную, проектную, творческую, исследовательскую), в рамках которой учащиеся будут усваивать ценность своей жизни, но главным является демонстрация детям значимыми взрослыми социально одобряемых образцов развития специальных физических качеств у детей подросткового возраста на занятиях физической культурой средствами легкоатлетических упражнений.
Таким образом, важно соблюдать принцип постепенности и индивидуального подхода, учитывать возрастные особенности и уровень подготовленности подростков. Необходимо правильно дозировать нагрузку, чередовать работу и отдых, использовать разнообразные формы организации занятий, привлекать игровые элементы и создавать положительный эмоциональный фон.
Литература:
1. Бурдастых А.И. Физическое воспитание в школе: проблемы и перспективы // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования: сборник материалов III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, г. Волгоград, 1516 апреля 2021 г. / под редакцией Н.В. Финогеновой. - Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2021. - С. 53-54.
2. Галкин А.А. Роль спорта и физической культуры в современном социуме // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма материалы XII Международной научно-практической конференции. -2018. - С. 566-570.
3. Зотин В.В. Важность физической культуры в школьном возрасте // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, 13 апреля 2017 г., Оренбург. - Оренбург: Аэтерна, 2017. - С. 7-9.