Научная статья на тему 'ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА КАК СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО'

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА КАК СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
260
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ВФСК ГТО / студенты / физическое воспитание / средства легкой атлетики / физические качества

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шуняева Елена Алексеевна

В данной статье рассматривается значение ВФСК ГТО как эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья различных групп населения, в особенности студенческой молодежи. Дается характеристика использования грамотного и рационального подбора легкоатлетических упражнений, а также систематических занятий, способствующих повышению уровня развития физических качеств студентов и влияющих на результат сдачи норм ВФСК ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шуняева Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА КАК СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО»

1 SCIENCE TIME ■

тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА КАК СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО Шуняева Елена Алексеевна, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевъева, г. Саранск Е-mail: eshunyaeva_ 71 @mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается значение ВФСК ГТО как эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья различных групп населения, в особенности студенческой молодежи. Дается характеристика использования грамотного и рационального подбора легкоатлетических упражнений, а также систематических занятий, способствующих повышению уровня развития физических качеств студентов и влияющих на результат сдачи норм ВФСК ГТО.

Ключевые слова: ВФСК ГТО, студенты, физическое воспитание, средства легкой атлетики, физические качества.

В указе Президента РФ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)» от 24 марта 2014 года, № 172 говорится, что с целью дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, с 1 сентября 2014 года вводится в действие Всероссийский физкультурно--спортивный комплекс «Готов к труду и обороне (ГТО)» (далее - ВФСК ГТО) - программно-нормативная основа физического воспитания населения [2].

Значение Комплекса ГТО состоит в нижеследующем.

Во-первых, он призван стать основой разработки стандартов, программ по физическому воспитанию и спорту во всех образовательных организациях, физкультурно--спортивных клубах и их объединениях, в трудовых коллективах и других учреждениях и организациях, где проводится физкультурно-спортивная

| SCIENCE TIME |

работа.

Во-вторых, система нормативных оценок комплекса ГТО устанавливает основные требования государства в области физической подготовленности различных групп населения.

В-третьих, комплекс определяет перечень основных знаний, умений, навыков каждого человека по ведению здорового образа жизни, выполнению физических упражнений, занятий спортом.

В положении о Всероссийском физкультурно--спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [2] указано, что целями ГТО являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

Задачами Комплекса ГТО являются:

- увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

- формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом совершенствовании и ведении здорового образа жизни;

- повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий.

Систематические занятия по подготовке и сдаче норм комплекса ГТО, особенно учащейся молодежи, позволяют постепенно приобщаться к физической культуре и спорту, подниматься по ступенькам спортивного мастерства. Организация работы по подготовке к выполнению нормативов и требований ГТО основывается на принципах добровольности и доступности, оздоровительной и личностно--ориентированной направленности, обязательности медицинского контроля, учета региональных особенностей и национальных традиций.

Следует отметить, что ВФСК ГТО включает ряд тестов, направленных на определение степени развития таких физических качеств, как выносливость, быстрота, сила, гибкость [1]. Поэтому, подготовка к выполнению нормативов ВФСК ГТО должна носить мультидисциплинарный характер: должны использоваться упражнения из разных видов спорта - легкой атлетики, гимнастики, лыжного спорта, плавания, туризма.

В рамках данной статьи мы обратимся к проблеме развития у студентов высших учебных заведений выносливости и скоростно-силовых качеств, уровень развития которых в системе ВФСК ГТО определяется с помощью следующих тестов:

- бег 2000 и 3000 метров;

I

SCIENCE TIME

I

- подтягивание на высокой перекладине;

- сгибание-разгибание рук в упоре лежа;

- поднимание-опускание туловища из положения лежа на спине;

- прыжок в длину с места.

Грамотный и рациональный подбор легкоатлетических упражнений, а также систематические занятия (в частности, рекомендации к недельному двигательному режиму для разных возрастных групп представлены в «Государственных требованиях к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно--спортивного комплекса «Готов к труду и обороне») способствуют повышению уровня развития этих качеств, что, безусловно, повлияет на результат сдачи норм ВФСК ГТО [3].

В этой связи, нами в течение 2015-2016 учебного года со студентами физико-математического факультета Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева была реализована учебно-тренировочная программа с использованием элементов спортивной тренировки по легкой атлетике.

Известно, что разнообразие легкоатлетических упражнений и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках, метаниях позволяют успешно использовать эти упражнения для занятий студентов разного возраста и разной степени физической подготовленности [5].

Программа была составлена в соответствии с принципом индивидуальной подготовки студентов и содержали 104 часа в год. Была использована обязательная форма физического воспитания - учебно-тренировочное занятие, имеющее традиционную структуру и проводимое с учетом требований, предъявляемых к урочной форме [4]. Занятия проводились два раза в неделю по два академических часа.

В подготовительной части занятия систематически применялся равномерный длительный бег (при ЧСС 110-150 уд/мин).

В основной части: бег с ускорением по 50, 60, 80, 100, 200, 300 метров (при ЧСС 150-170 уд/мин), различные прыжковые упражнения, многоскоки, метания, упражнения для мышц стопы, спины, брюшного пресса, приседания с отягощениями, приседания на одной ноге («пистолет»), подтягивания на перекладине.

В заключительной части: акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры.

Данная программа применялась на занятиях со студентами, имеющими средние показатели уровня развития выносливости и скоростно-силовых качеств.

Результаты контрольного тестирования в конце семестра выявили

| SCIENCE TIME |

положительную динамику уровня развития физических качеств, а именно -развитие выносливости и скоростно-силовых качеств. Так как физические качества не могут развиваться изолированно, наблюдалось также повышение уровня развития гибкости, силы, ловкости.

Прирост показателей физической подготовленности студентов представлен в табл.1.

Таблица 1

Показатели физической подготовленности студентов в начале и конце учебного года

№ п/п Тестовые упражнения Пол Начало учебного года М1±т Конец учебного года М2±т Разница М1 -М2 Р

Ед. %

1. Бег 100м, с юн. 13,8±0,1 13,4±0,07 -0,4 +3,1 <0,05

дев. 16,9±0,08 16,4±0,08 -0,5 +3,0 <0,05

2. Прыжок в длину с места, см юн. 229,2±2,3 237,9±1,65 +8,7 +3,8 <0,05

дев. 168,2±3,8 173,6±3,3 +5,5 +3,2 <0,05

3. Бег: а) 3000м, с б) 2000м, с юн. 829,2±4,7 752,1±5,5 -77,1 +9,3 <0,05

дев. 726,0±7,5 666,0±6,6 -60,0 +8,3 <0,05

4. Силовая подготовленность: а) подтягивание на перекладине, кол-во раз; б) поднимание и опускание туловища из положения лежа, кол-во раз юн. 10,7±0,36 12,1±0,2 +1,4 +13, 0 <0,05

дев. 44,4±1,6 48,7±1,2 +4,3 +9,7 <0,05

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности применения средств легкой атлетики, направленных на развитие физических качеств, а также подготовку к сдаче норм ВФСК ГТО. Так как не задействовано большое количество инвентаря и спортивного оборудования, данную методику можно использовать как комплекс для самоподготовки к сдаче норм ВФСК ГТО.

I

SCIENCE TIME

I

Литература:

1. Врублевский Г.В., Ярцева Н.В. Гимнастика в системе подготовки и сдачи норм ВФСК ГТО // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. - С. 26-28.

2. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): постановление от 11 июня 2014 г., № 540 / Правительство Российской Федерации // Администратор образования. -2014. - № 14. - С. 22-26.

3. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): Указ от 24 марта 2014 г., № 172 / Президент Российской Федерации // Сборник официальных документов и материалов. - 2014. - № 3. -

4. Шуняева Е.А. Физическое воспитание студентов с низким уровнем развития скоростно-силовых качеств и выносливости средствами легкой атлетики: автореф. дис. канд. пед. наук / Е.А. Шуняева. - М., 2007. - С. 11-13.

5. Шуняев Д.Б., Масягина О.А., Шуняева Е.А. Легкая атлетика в системе физического воспитания студенческой молодежи // Science Time. 2016. № 7 (31).

С. 3-4.

С. 282-285.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.