Бабабекова Г.Б. кафедра «Экономика» Ташкентский университет прикладных наук (UTAS)
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. В данной статье изложены значение и основные аспекты финансовой грамотности населения, педагогов. Проведена анализ понятия финансовая грамотность ведущих ученых и соискателей. Указаны основные направления развития как благоприятная среда для образования в системе общего среднего образования.; поднятие на новый уровень системы общего среднего образования; повышение статуса педагогических кадров, развитие их знаний и квалификации в соответствии с международными стандартами; широкое привлечение частного сектора для развития общего среднего образования; обучение учащихся современным знаниям и навыкам путем развития системы профессионального образования.; широкое внедрение инновационной деятельности во всех направлениях, поддержка научных исследований и инновационных инициатив. В заключении отражены основные аспекты развития финансовой грамотности.
Ключевые слова: финансовая грамотность, экономика, политика, финансы, налоги, бюджет, банковское дело, экономическое образование, финансовое благополучие, благополучие и жизнь человека, качество ценностей, знания, компетентность, навыки.
Bababekova G.B.
Department of Economics Tashkent University of Applied Sciences (UTAS)
MAIN ASPECTS OF DEVELOPING FINANCIAL LITERACY OF
TEACHERS
Abstract. This article outlines the meaning and main aspects of financial literacy of the population and teachers. The concept of financial literacy of leading scientists and applicants was analyzed. The main directions of development are indicated as a favorable environment for education in the general secondary education system.; raising the general secondary education system to a new level; improving the status of teaching staff, developing their knowledge and qualifications in accordance with international standards; widespread involvement of the private sector for the development of general secondary education; teaching students modern knowledge and skills through the development of a vocational education system; widespread introduction of
innovative activities in all directions, support for scientific research and innovative initiatives. The conclusion reflects the main aspects of the development of financial literacy.
Key words: financial literacy, economics, politics, finance, taxes, budget, banking, economic education, financial well-being, well-being and human life, quality of values, knowledge, competence, skills.
В современном мире финансовая грамотность становится все более важной компетенцией, которая необходима каждому человеку. Но особое значение она имеет для педагогов, ведь они не только передают знания своим ученикам, но и играют ключевую роль в формировании их финансовых навыков и осознанного отношения к финансовым ресурсам, финансовым отношениям. В частности, формировании финансовых, налоговых и соответственно экономических отношений.
В Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы особое место уделено на реформу образования и обучение учащихся современным знаниям и навыкам. В этом направлении намечено «Поднятие на новый уровень системы дошкольного образования и обеспечение полного охвата детей; Реализация программы «Благоприятная среда для образования» в системе общего среднего образования.; Поднятие на новый уровень системы общего среднего образования; Повышение статуса педагогических кадров, развитие их знаний и квалификации в соответствии с международными стандартами; Широкое привлечение частного сектора для развития общего среднего образования; Обучение учащихся современным знаниям и навыкам путем развития системы профессионального образования.; Широкое внедрение инновационной деятельности во всех направлениях, поддержка научных исследований и инновационных инициатив» [1., 6].
Вышеизложенные направления предназначены для повышения и развития знаний и навыков в широком спектре, в частности, развитие экономических и финансовых знаний, которые направлены на повышение финансовой грамотности с одной стороны учащихся и с другой стороны педагогического персонала.
При этом на данной статье мы хотели обратить Ваше внимание на сущность, и основные аспекты финансовой грамотности.
Данное направление проведены научные исследования и настоящее время проводятся научные работы соответственно многими научными работниками, ведущими специалистами во многих сферах отрасли. Но при этом каждое из них отражаются с разной стороны поднятия вопроса, т.к. в дошкольных и образовательных учреждениях со стороны воспитанников и учащихся возникают вопросы касающихся финансов, налогов, государственного бюджета, бухгалтерии и других. В данной ситуации от педагогического персонала соответственном порядке потребутся ответ этим
вопросам. Данная ситуация требует обучение или повышение квалификации в направлении финансовой грамотности.
Авторы статьи ведущих экономистов А.В. Вахабова, О.С. Дусмухамедова «Совершенствование теоретических основ понятия финансовой грамотности» отмечают что, «для правильного и точного анализа уровня финансовой грамотности населения в проведении исследования нужно исходить от масштаба вопроса. Масштаб финансовой грамотности можно сгруппировать как индивидуальный, по хозяйству, региону, бизнесу, по определенной отрасли экономики и в целом по, государству. На основе группировки и анализа возникает вожможность оценить уровень финансовой грамотности населения и влияние его на экономику. [2., 23-24].
Для развития финансовой грамотности педагогов существует множество способов и ресурсов, таких как курсы и тренинги по финансовой грамотности, онлайн-ресурсы и приложения, специализированные книги и журналы. Главное, чтобы педагоги проявляли интерес и заинтересованность в развитии своих финансовых знаний и навыков, и стремились к их постоянному развитию и совершенствованию.
По анализу Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) на определение финансовой грамотности высказывают следующее мнение: «На сегодняшний день всеми признано, что в результате развития финансовых рынков, а также демографических, экономических и политических изменений финансовая грамотность стала жизненно важным навыком» [3, с.44].
Продолжая мнение аналитиков, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под финансовой грамотностью понимает «комбинацию осведомлённости, знаний, навыков, установок и поведения, которые необходимы для принятия правильных финансовых решений и достижения индивидуального финансового благополучия» [4, с. 129].
Всемирный Банк лаконично определяет термин финансовой грамотности как «способность человека принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами» [5, с. 15].
Различные трактовки определения финансовой грамотности представлены в работах зарубежных ученых. А.В. Зеленцова характеризует финансовую грамотность как «способность физических лиц управлять своими финансами и принимать эффективные финансовые решения» [6, с.
7].
О.Е. Кузина пишет: «Финансовую грамотность принято определять, как знание о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, а также умение их использовать при возникновении потребности и понимание последствий своих действий» [7, с. 157].
Развитие финансовой грамотности педагогов играет важную роль в формировании финансовой культуры учеников. Если педагоги сами грамотны в финансовых вопросах и способны передать эти знания и навыки своим ученикам, то это поможет им лучше понять и управлять своими финансами, достичь финансовой независимости и благополучия.
Исходя из вышеизложенных мнений, по нашему мнению для повышения финансовой грамотности у педагогического персонала целесообразно обратить особое внимание обучение основам финансов, налогов, бухгалтерии, банковской системы и вообщем экономическим знаниям. На основе этого по нашему мнению оосновные аспекты развития финансовой грамотности у педагогов должны включают следующие:
1. Обучение основам финансов. Педагогам необходимо овладеть базовыми понятиями и принципами финансовой деятельности, такими как бюджетирование, инвестирование, кредитование, налогообложение и др. Они должны знать, как правильно управлять своими финансами и принимать рациональные финансовые решения.
2. Развитие навыков планирования и бюджетирования. Педагогам необходимо научиться составлять свой личный бюджет, определять свои финансовые цели и планировать свои доходы и расходы. Это поможет им управлять своими финансами эффективно и избегать лишних расходов.
3. Обучение инвестированию. Педагогам необходимо знать основы инвестирования и различные инструменты инвестирования, такие как акции, облигации, паи в инвестиционных фондах и др. Это позволит им эффективно использовать свои финансовые ресурсы и получать доходы от своих инвестиций.
4. Развитие навыков финансового планирования на длительную перспективу. Педагогам необходимо уметь планировать свои финансовые потребности на долгосрочный период, такой как пенсионное обеспечение, создание резервных фондов и др. Это позволит им обеспечить свое финансовое благополучие на будущее.
5. Развитие навыков управления финансовыми рисками. Педагогам необходимо знать, как правильно оценивать и управлять рисками, связанными с финансовыми операциями. Они должны быть готовы к возможным рисковым ситуациям и уметь правильно реагировать на них.
Использованные источники:
1. «Стратегия развития нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы» Указ Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года № УП-60
2. Вахабов А.В., Дусмухамедов О.С. Совершенствование теоретических основ понятия финансовой грамотности И^тисод ва молия /Экономика и финансы 2022, 5(153) https://elibrary.ru/download/elibrary_49278495_51100900.pdf
3. Онушкин В.Г. Проблема грамотности в контексте социальных перемен [Текст]. / В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев. // Человек и общество. - 2006. № 8-9. 44-49 с.
4. Кузина О.Е. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты применения в России [Текст]. / О.Е. Кузина. // Вопросы экономики. - 2015. № 8. 129-148 с.
5. Овчинников М. Обзор международной практики реализации стратегий и программ в области финансовой грамотности [Текст]. / М. Овчинников. -М.: Наука, 2008. 215 с.
6. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика [Текст]. / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. - М., 2012. 112 с
7. Кузина О.Е. Финансовая грамотность молодежи [Текст]. / О.Е. Кузина. // Мониторинг общественного мнения. - 2009. № 4 (92). 157-177 с.