Научная статья на тему 'Основные аспекты организации информационного сопровождения деятельности кластеров предприятий'

Основные аспекты организации информационного сопровождения деятельности кластеров предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИЯ / АРХИТЕКТУРНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ТРАНЗАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильин Игорь Васильевич, Анисифоров Алексей Борисович

В статье представлены основные аспекты организации информационной поддержки и сопровождения деятельности кластеров предприятий, а также концептуальные требования к информационной инфраструктуре кластера на основе архитектурного подхода. Построение единой информационной инфраструктуры кластера является важнейшей задачей, поскольку управление деятельностью входящих в него предприятий и организаций невозможно без мощной информационной поддержки. Эта инфраструктура должна включать в себя набор стандартных элементов, модулей и информационных систем, совместно эксплуатируемых на основе ERPII модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильин Игорь Васильевич, Анисифоров Алексей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты организации информационного сопровождения деятельности кластеров предприятий»

J <

CL

О

С CL

О

m

0

1 О s

I—

ш

CL Ш

m

со <

CL

ш

0

1 I

о

s

J <

m

0

1 i

Основные аспекты организации информационного сопровождения деятельности кластеров предприятий

Basic aspects of information counseling organization of company clusters

*

УДК 658.1-025.27

m

Ильин Игорь Васильевич

заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, доктор экономических наук, профессор

195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29, к. 3

Ilyin Igor Vasilievich

195251, Saint-Petersburg,

ul. Politekhnicheskaya, 29, bldg. 3

В статье представлены основные аспекты организации информационной поддержки и сопровождения деятельности кластеров предприятий, а также концептуальные требования к информационной инфраструктуре кластера на основе архитектурного подхода. Построение единой информационной инфраструктуры кластера является важнейшей задачей, поскольку управление деятельностью входящих в него предприятий и организаций невозможно без мощной информационной поддержки. Эта инфраструктура должна включать в себя набор стандартных элементов, модулей и информационных систем, совместно эксплуатируемых на основе ERPII модели.

The article presents basic aspects of information support and counselling organization of company clusters activity based on the architectural approach. Construction of united information infrastructure of a cluster is the most important task, because management of the participant companies and organizations is impossible without powerful information support. This infrastructure shall include a set of standard elements, modules and informational systems, which a jointly used based on ERPII model.

Ключевые слова: кластерный подход, инновация, архитектурный подход, информационный рынок, синер-гетический эффект, транзакционные издержки, информационное взаимодействие, информационный портал Keywords: cluster approach, innovation, architectural approach, information market, synergetic effect, transaction costs, informational interaction, information portal

Формирование кластера нацелено на достижение определенных стратегических целей и задач, которые возможно решить лишь за счет объединения ресурсов включаемых в него предприятий и организаций [1]. При создании кластера необходимо также провести маркетинговые мероприятия, используя полученные данные для решения целого ряда проблем. Одна из них связана с определением возможностей и источников инвестиций (частный инвестор, лизинг бюджетное финансирование и т. п.), другая — с анализом возможностей производства и сбыта товаров, оценкой конкурентной среды, построением прогнозов, оценкой рисков и т. д.

В соответствии с целями бизнеса и на основе данных анализа в состав кластера привлекаются пред-

Анисифоров Алексей Борисович

доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, кандидат военных наук 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29, к. 3

Anisiforov Alexey Borisovich

195251, Saint-Petersburg, ul. Politekhnicheskaya, 29, bldg. 3

приятия и организации, способные обеспечить решение поставленных задач и готовые к осуществлению целого ряда организационно-технических мероприятий. В состав кластера должны быть включены хозяйствующие структуры (предприятия и организации), обеспечивающие:

• осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР);

• подготовку и переподготовку кадров;

• управление проектами (в том числе связанными с внедрением информационных технологий — ИТ);

• производство и снабжение;

• сбыт и реализацию;

• анализ бизнеса и формирование приоритетов, соответствующих текущему состоянию (т. е. обеспечивающих подвижность, развитие кластера, в том числе включение в него новых субъектов в соответствии с выявленными приоритетами). Формирование кластера должно обеспечить не

только достижение стратегических бизнес-целей, но и решение целого ряда тактических и оперативных задач, связанных с повышением качества продукции (товаров, работ, услуг) и снижением издержек производства. Оно должно также обеспечить реализацию конкретного проекта на всех стадиях жизненного цикла от разработки до модернизации (и утилизации). Поэтому к участию в кластере необходимо привлекать предприятия и организации, имеющие гибкую структуру бизнес-процессов или способные к реинжинирингу. В этом случае объединение ресурсов и компетенции компаний позволяет добиться возникновения синерге-тического эффекта (эффекты перетока инвестиций и знаний, приращения денежных потоков, совместного использования инфраструктуры, снижения транзакци-онных издержек).

В результате любой кластер возникает как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих предприятий и организаций, для которых должны быть четко определены условия объединения:

• долгосрочные партнерские отношения;

• механизмы субконтрактинга;

* Статья подготовлена в процессе работы над государственным контрактом № 14.740.11.0215 Минобр-науки.

• финансово-хозяйственная самостоятельность;

• аутсорсинг;

• наличие головного органа;

• принципы объединения капиталов;

• участие в прибыли, распределении доходов и расходов;

• разделение рисков;

• принципы взаимодействия (снижение транзакци-онных издержек);

• принципы объединения и использования ресурсов;

• разделение прав на интеллектуальную собственность и т. д.

Очевидно, что для успешной деятельности кластера, тем более инновационного, создаваемого для внедрения и продвижения на рынок инновационной продукции (услуг), абсолютно необходимо участие в нем таких организаций и предприятий, которые обеспечат:

• осуществление НИОКР;

• управление проектами;

• образовательные функции (вузы, втузы, колледжи и т. д.);

• производство (производственные предприятия);

• инвестиции, лизинг, кредиты, бюджетное финансирование (финансовые институты);

• хранение, продажу, рекламу и продвижение продукции (рыночные структуры);

• информационно-технологическую поддержку (ИТ-компании: консалтинг, аутсорсинг, системная интеграция, услуги провайдеров, хостинг и связь). Для всех участников кластера должны быть определены принципы участия и сформированы требования к целому ряду организационно-экономических аспектов их деятельности (принципы построения организационной структуры, стандартизация менеджмента, методы управления и т. д.). Также обязательно должна быть определена возможность изменения структуры, состава и принципов взаимодействия участников кластера при изменении стратегических и тактических целей бизнеса. Очевидно, что главным условием создания кластера является принцип объединения ресурсов компаний (трудовых, финансовых, материальных и производственных).

Важнейшим ресурсом, обеспечивающим управляемость кластером, является информационный ресурс. При этом в каждой компании создана уникальная, в том числе и по степени эффективности, информационная инфраструктура. Учитывая это, при создании кластера должны быть четко сформулированы принципы объединения информационных ресурсов компаний, реализация которых позволит либо создать единую информационную инфраструктуру, либо разработать основы и методы взаимодействия локальных инфраструктур.

В любом случае информационная инфраструктура, помимо стандартных элементов, должна включать необходимый набор прикладных решений, обеспечивающих управление кластером (рис. 1). Она должна быть готова к постоянным изменениям условий ведения бизнеса (внешним и внутренним) всех субъектов кластера.

Решить эту проблему позволяет архитектурный подход к созданию ИТ-инфраструктуры кластера, позволяющий сформулировать требования к ИТ и обеспечить ее соответствие целям функционирования кластера. Архитектурный подход включает в себя такие аспекты, как:

• бизнес-архитектура;

• архитектура информации;

• архитектура прикладных систем; >|

• технологическая архитектура. =j Он является способом объединения и синхрониза- g

ции функциональных и бизнес-потребностей с воз- с можностями ИТ в условиях экспоненциально растущей о сложности, что как раз и характерно для кластеров. х Кроме того, именно архитектурный подход позволяет m качественно управлять архитектурными процессами □= в кластере. §

На первом этапе создание информационной инф- ш раструктуры кластера требует серьезной подготови- ^ тельной работы по следующим направлениям: ¡Е

1. Переход всех предприятий кластера к стандартам ^ управления на основе ИСО 9001:2008. «Системы ™ менеджмента качества. Требования». ^

2. Разработка и использование отраслевых стандартов о на основе ИСО 9001 в целях создания развиваю- □= щейся системы менеджмента бизнеса, обеспечи- § вающей эффективное взаимодействие субъектов < кластера и предотвращающей дефекты в управ- g ленческих цепочках.

3. Переход к использованию стандартов взаимодей- х ствия и обмена данными на основе технологии CALS (Continuous Acquisition and Life-Support) — непрерывной информационной поддержки жизненного цикла продукции. Тем самым обеспечиваются единственные способы информационного взаимодействия всех участников кластера посредством электронного обмена данными.

4. Переход к управлению данными об изделии (Product Data Management, PDM), обеспечивающему полноту, целостность и актуальность технической и технологической информации.

5. Реинжиниринг бизнес-процессов, позволяющий реализовать единый принцип управления кластерами. Реинжиниринг ориентирован на коренную перестройку бизнес-процессов предприятий, входящих в кластер. В соответствии с целями и задачами кластера реинжиниринг включает в себя несколько направлений: административный, финансовый, продуктивный (материальный и товарный, информационный и коммуникационный, опирается на методологию IDEF и семейство инструментальных средств CASE — Computer Aided Software Engineering). Условием решения перечисленных выше задач

является использование мощной консалтинговой поддержки, что предполагает привлечение высококвалифицированных специалистов и специфических инструментальных средств и методик.

При формировании кластера невозможно решить вопросы, связанные с управлением такими структурами без привлечения современных ИТ и информационных систем. Именно поэтому требуется создание прикладной системной архитектуры кластера, основные элементы которой представлены на рис. 1. Она должна опираться на корпоративные информационные системы (КИС) не только отдельных предприятий, но и на общую информационную инфраструктуру кластера — информационные системы кластера (ИСК).

В общем виде единая ИСК должна, на наш взгляд, включать следующие компоненты (модули):

1. Система бизнес-моделирования (Business Mode ling Software). Она позволит представить работу кластера в виде связанной бизнес-модели и сформировать подробные инструкции по исполнению бизнес-процессов для сотрудников, а также обеспечит дальнейшую автоматизированную поддержку разработки и изменения целей, процессов и стандартов предприятий кластера, проведение анализа [2].

<

<

Системы инвестиционного анализа

Стратегические цели и задачи

Лизинг, инвестиции, бюджетное финансирование

Инвестиционные -нституты

Кластер предприятий и организаций инновационной направленности

НИОКР, подготовка производства и кадров

I

имс

Маркетинговые исследования (потребности и возможности рынка)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производство и снабжение

я

я «

о

В

Для поддержки этих функций и направлений -

Организационно-эконономическая структура кластера

Условия

Состав предприятий и организаций, принципы объединения капиталов

НИР, ОКР и проектные организации

Образовательные

учреждения, колледжи и вузы

Предприятия и организации

Финансовые институты

Рыночные структуры

Принципы объединения и совместного использования ___ресурсов

X

Финан-

Трудовые

Матери- Производ-альные ственные

Принципы объединения информационных ресурсов

Программные средства, технические средства, БД, математическое обеспечение

и программные решения

♦ Наличие головной организации

♦ Финансово-хозяйственная самостоятельность

♦ Взаимоотношения и распределение расходов и доходов

♦ Разделение рисков и т. д.

Основные ресурсы, объединение которых позволяет создать информационную инфраструктуру

Постоянная адаптация к изменяющимся условиям ведения бизнеса и кластерной организации

ПО, ТС, БД, математическое обеспечение и прикладные решения

Информационная инфраструктура

Архитектурный подход

Основные элементы прикладной архитектуры

Позволяет сформулировать требования к информационной инфраструктуре в соответствии со стратегическими целями кластера, обеспечивая подвижность и соответствие

Средства математического и имитационного моделирования

Системы инвестиционного и финансового анализа

Рис. 1. Принципиальная схема построения информационной структуры кластера

2. Система электронного документооборота и управления взаимодействием (ECM), а также бизнес-решения на ее основе. Главное назначение этой системы состоит в организации безбумажного обмена документами и поручениями между участниками кластера с использованием электронной цифровой подписи [Там же].

3. Системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-системы), позволяющие обеспечить эффективные взаимодействия с клиентами и партнерами кластера, управление продажами и обслуживанием, планирование, проведение и оценку эффективности маркетинговых мероприятий [Там же].

4. PDM-система, используемая для управления всей информацией об изделии. Ее основное назначение — управление большими массивами данных и инженерно-технической информацией, необходимыми на этапах проектирования, производства, эксплуатации и утилизации сложных технических изделий. PDM-система является ключевым компонентом технологии CALS, позволяющей значительно снизить временные затраты в процессе проектирования и сопровождения изделия [2].

5. Управление цепочками поставок (Supply Chain Management). Система предназначена для автоматизации и управления всеми этапами снабжения кластера и для контроля всего товародвижения на предприятиях кластера. Она позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию и значительно снизить затраты на логистику и закупки [Там же].

6. Система мониторинга технологических компетенций (ЭСМТК). Назначение системы — формирование информационной базы технологических возможностей предприятий кластера с высоким уровнем детализации. Кроме того, система позволяет на основе проектной документации технологически разделить любой заказ на составляющие и предложить оптимальные по различным критериям (срокам, качеству, стоимости, географии и т. д.) варианты его выполнения [3].

7. Система управления персоналом — набор инструментов и методов, позволяющих кластеру предприятий всегда иметь персонал в нужном количестве и того качества, которое требуется для осуществления его деятельности. Системы кадрового менеджмента поддерживают выполнение следующих функций: оценка персонала, прогноз потребностей в персонале, общий аудит персонала, мониторинг рабочего времени, ротация персонала, мониторинг рынка труда и заработной платы, анализ эффективности деятельности персонала и др. [Там же].

8. Система контролинга — автоматизированная система оперативного и стратегического менеджмента, включающая учет, планирование, анализ и контроль управленческой деятельности. Система контролинга позволяет на основе целей кластера обеспечить последующее управление процессами их достижения посредством учета, анализа, планирования, выявления и устранения возникающих трудностей [Там же].

9. Система бюджетирования — информационно-программные средства и технологии, предназначенные для составления, согласования, контроля и анализа выполнения бюджетов всех уровней [Там же].

10. Маркетинговая система — информационная система, предназначенная для эффективного функционирования кластера в условиях рынка. Маркетинговая информация собирается в процессе разработки, реализации и пересмотра маркетингового плана или каких-либо его элементов. Достоверная своевременная информация позволяет кластеру предприятий получать конкретные преимущества на рынке, снижать финансовый риск и опасности при выводе новых товаров на рынок, определить отношение потребителей к товарам и производителю, следить за изменениями внешней среды, координировать стратегию кластера и т. д. [Там же].

11. Система инвестиционного и финансового анализа — программные средства, предназначенные для анализа финансово-хозяйственной деятельности, расчета и всестороннего анализа бизнес-плана инвестиционного проекта; подготовки технико-экономического обоснования проекта и документации по инвестиционному проекту; оценки влияния внешних факторов и внутренних параметров на общую эффективность проекта и т. д. [Там же].

12. Система электронного бизнеса — система, ис- >| пользующая интернет-технологии для поддержки внут- =j ренних и внешних деловых связей предприятий класте- ^ ра, объединение локальных сетей взаимодействующих с предприятий в «экстранет». С технической точки зрения о система электронного бизнеса может представлять х собой информационный портал кластера [Там же]. m

13. Система бизнес анализа (Business Intelligence) — □= методы, программные средства и инструменты, пред- § назначенные для хранения, преобразования, анализа ш данных и построения информативных отчетов о текущей ^ ситуации. Эти данные необходимы лицам, принимаю- ¡Е щим решения, т. е. руководству кластера [Там же]. ^

14. Система управления архитектурой предпри- ™ ятия — набор методик и инструментальных средств ^ для описания текущей и целевой структуры кластера о предприятий и процессов, протекающих в кластере, □= для реализации целей, стратегий и политик деятель- § ности кластера. Архитектура предприятия содержит < различные категории объектов и взаимосвязей между § ними. Описание архитектуры предприятия является набором метаданных — информационной моделью х предприятия (кластера) [4].

Все перечисленные системы могут эффективно взаимодействовать лишь при условии их совместной эксплуатации на основе модели ERPII (бизнес-стратегия предприятия, включающая определенный набор приложений, помогающих клиентам и акционерам компании увеличивать стоимость бизнеса за счет эффективной ИТ-поддержки и оптимизации внутренних и внешних операционных и финансовых процессов [5]) и построения корпоративного портала (информационного портала кластера).

Благодаря использованию моделей и систем информационной интеграции может быть создано единое информационное пространство, обеспечена интеграция и оптимизация информационного взаимодействия участников кластера (проектных организаций, производственных предприятий, поставщиков, организаций сервиса) и конечного потребителя.

В процессе построения системы информационного взаимодействия необходимо помнить, что каждый субъект кластера представляет собой специфический «мир» со своими тонкостями, обычаями, знаниями, имеющий разную структуру собственности, размеры, отраслевую принадлежность, со специфическими уровнями развития ИТ, менеджмента и корпоративной культуры. Поэтому реализация проекта информационных коммуникаций в рамках кластера представляет собой сложную многофакторную задачу, намного превосходящую по своей сложности проекты создания EPR систем крупных предприятий и даже отраслей.

Литература

1. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2000.

2. Прикладная информатика: Справочник: Учеб. пособие / Под ред. В. Н. Волковой и В. Н. Юрьева. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008.

3. Зимин К. Будущее — за промышленной кооперацией и внедрением инновационных технологий // Intelligent Enterprise. № 13, 14. http://www.iemag.ru/analitics/detail_ print.php?ID=19540.

4. Батоврин В. К., Зиндер Е. З. Результаты и перспективы «тихой революции» архитектуры предприятия и сервисного подхода // V Международная практическая конференция «Стандарты в проектах современных информационных систем». М., 2008.

5. Юрьев В. Н., Волкова В. Н. Информационные системы в экономике: Учебник. СПб.: Изд-во Политехнич. ун-та, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.