Научная статья на тему 'Информационные технологии в системе управления крупными производственных корпорациями'

Информационные технологии в системе управления крупными производственных корпорациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
962
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАЦИЯМИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ERP / ERP II / MANAGEMENT OF CORPORATIONS / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаева Елена Степановна

Рассмотрены ERP-системы как основа управления ресурсами корпорации на базе современных информационных технологий, их основные достоинства, недостатки и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабаева Елена Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN MANAGEMENT SYSTEM OF LARGE INDUSTRIAL CORPORATIONS

The article deals with the ERP-systems as the basis of management resources of corporation on the basis of modern information technologies, its main advantages, disadvantages and development perspectives.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в системе управления крупными производственных корпорациями»

УДК 004. 942 ББК 30ф

Бабаева Е.С.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КРУПНЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЯМИ

Babaeva E.S.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN MANAGEMENT SYSTEM OF LARGE INDUSTRIAL CORPORATIONS

Ключевые слова: управление корпорациями, информационные технологии, ERP, ERPII.

Keywords: management of corporations, information technologies, ERP, ERP II.

Аннотация

Рассмотрены ERP-системы как основа управления ресурсами корпорации на базе современных информационных технологий, их основные достоинства, недостатки и перспективы развития.

Abstract

The article deals with the ERP-systems as the basis of management resources of corporation on the basis of modern information technologies, its main advantages, disadvantages and development perspectives.

Возрастающая роль производителей наукоемкой продукции в экономике развитых стран повышает значение эффективного управления и привлекает еще большее внимание к интегрированным системам управления предприятием (4).

Необходимо, чтобы эти системы:

• имели финансовые подсистемы с очень большими возможностями;

• отслеживали взаимодействие производства, поставщиков, партнеров и потребителей, работающих автономно предприятий, или в составе корпорации, в виде географически распределенного предприятия, или временного объединения предприятий, работающих над единым проектом и т.п.

Таким образом, потребовалось расширить концепцию MRP, в которой уделяют внимание только производству,до уровня автоматизации всех процессов на предприятии и вне его.

Продолжением эволюции систем планирования потребности в ресурсах стала концепция ERP (Enterprise Resource Planning - «Планирование ресурсов предприятия»), которая была предложена аналитической компанией GartnerGroup в начале 90-х годов и на сегодня успешно используется на многих предприятиях.

ERP обозначает управление всеми внутренними и внешними ресурсами территориально распределенного предприятия (производственными ресурсами, финансовыми ресурсами, заказами и т. д.).

Обычно под аббревиатурой ERP подразумевается “интегрированная” система, выполняющая функции, предусмотренные MPS-MRP/CRP-FRP-SIC.

Термин ERP, согласно APICS, означает «финансово ориентированную информационную систему для определения и планирования ресурсов предприятия, необходимых для получения, изготовления, отгрузки и учета заказов потребителей.

В основу ERP системы заложены следующие принципы:

- корпоративность;

- интегрируемость и модульность;

- универсальность и адаптивность;

- интеллектуальность;

- многокомпонентная архитектура.

На основе этих принципов в ERP системах интегрированы следующие методологии

- MRP II - планирование производственных ресурсов предприятия;

- JIT - точно во время (уменьшение производственного цикла, минимум брака и запасов);

- CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) - планирование ресурсов в зависимости от потребностей клиента.

Методологии интегрированы таким образом, что возможно динамическое изменение плана по всей цепочке планирования, чем достигается возможность определения причин возникновения внештатных ситуаций.

Цель системы - циркуляция информации между всеми структурными подразделениями, как внутри корпорации так и вне ее.

Основные задачи, решаемые ERP- системами :

- добиться оптимизации по времени всех ресурсов корпорации;

- предоставления руководству информации для принятия управленческих решений;

- создание инфраструктуры обмена информацией корпорации с поставщиками и потребителями.

Исторически концепция ERP стала развитием более простых концепций MRP (Material Requirement Planning - планирование материальных потребностей) и MRP II (Manufacturing Resource Planning - планирование производственных ресурсов). ERP является расширением MRP II и представляет собой методологию управления всеми доступными ресурсами корпорации с территориально разнесённой структурой.

Идея ERP-систем состоит в:

- создании единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию;

- обеспечении одновременного доступа к корпоративной бизнес-информации любого необходимого количества сотрудников корпорации , наделённых соответствующими полномочиями;

- изменении данных, которые производятся через функции (функциональные возможности) системы;

- создании программного обеспечения для поддержки разных функций предприятия, которое должно взаимодействовать друг с другом.

- ERP-системы подразделяются на отдельные функциональные модули;

- к базовой ERP-системе через соответствующие интерфейсы подключены компоненты, реализующие дополнительные функции (идеология компонентной архитектуры);

- ERP-система формирует стандартизованное единое информационное пространство предприятия.

Концепция ERP является фактическим стандартом для современных корпоративных информационных систем в мире.

Поскольку концепция ERP не является де-юре стандартом, принято ориентироваться на требования, которые выдвигает к современной системе управления предприятием, соответствующим концепции ERP, ассоциация APICS (Американское общество управления производством и запасами), а именно такая система должна включать [5]:

- управление цепочкой поставок (Supply Chain Management, SCM, ранее - DRP, Distribution Resource Planning);

- усовершенствованное планирование и составление расписаний (Advanced Planning and Scheduling, ASP);

- модуль автоматизации продаж (Sales Force Automation, SFA);

- автономный модуль, отвечающий за конфигурирование (Stand Alone Configuration Engine, SCE);

- окончательное планирование ресурсов (Finite Resource Planning, FRP);

- интеллект бизнеса, OLAP-технологии (Business Intelligence, BI);

- модуль электронной коммерции (Electronic Commerce, EC);

- управление данными об изделии (Product Data Management, PDM).

ERP-система состоит из следующих элементов:

- модель управления бизнес-процессами на предприятии;

- аппаратно-техническая база и средства коммуникаций;

- системное и прикладное программное обеспечение;

- порядок использования и модернизации программного обеспечения;

- IT-департамент и обеспечивающие службы;

- пользователи программных продуктов.

Каждое предприятие при осуществлении своей деятельности имеет множество особенностей. Тем не менее можно выделить группы задач, одинаковые для различных предприятий.

К таким группам задачам относятся:

- управление материальными и финансовыми ресурсами;

- управление закупками;

- сбытом( заказами потребителей и поставками);

- управление кадрами;

- основными фондами;

- складами;

- бизнес-планирование ;

- бухгалтерия и др.

Поэтому построенные на централизованной базе данных, ERP-системы должны иметь модульный принцип. Каждый модуль - это вид деятельности компании.

Поэтому ERP-систему можно рассматривать как интеграцию следующих основных подсистем :

• Управление финансами;

• Управление материальными потоками;

• Управление производством;

• Управление продажами;

• Управление проектами;

• Управление качеством;

• Управление персоналом.

• Средство поддержки принятия решения;

• Средство моделирования и описания бизнес-процессов;

• Управление информационной безопасностью.

Каждая из перечисленных подсистем может включать в себя функциональные блоки, которые также могут быть оформлены в виде отдельных подсистем.

Между этими блоками существуют интерфейсы, которые определяются спецификой бизнес-процессов [5].

В результате в главной книге ERP-системы собираются результаты из всех основных модулей.

Главным же, безусловно, является набор функций ERP-систем, основные из которых следующие:

- планирование потребностей в материалах и комплектующих;

- распределение всех материалов в соответствии с заказами для выполнения плана производства продукции;

- планирование производственных мощностей: от отдельного станка до укрупнённого планирования производства в целом;

- автоматизация составления планов производства;

- формирование и управление планом продаж;

- управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учёта и оптимизации складских и цеховых запасов;

- управления проектами, включая планирование этапов и ресурсов;

- ведение конструкторской и технологической документации, определяющей состав изделий, ресурсы и операции, необходимые для их изготовления;

- управление персоналом;

- управление финансовой деятельностью, включая составление финансового плана его контроль, финансовый и управленческий учёт.

Основными отличиями ERP-систем от MRPII-систем можно считать:

- большего количества типов производств и видов деятельности предприятий, в то время как MRP уделяют внимание только производству;

- планирование ресурсов по различным направлениям деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- возможность управления группой автономно работающих предприятий, корпоративными структурами;

- развитые подсистемы финансового планирования ,контроля и управления;

- наличие функций, необходимых для управления международными корпорациями, такие как несколько систем бухгалтерского учета, различные языки и валюты; соответственно растет и масштабируемость систем;

- большее внимание созданию информационной инфраструктуры предприятия, гибкости, надежности, совместимости с различными программными платформами;

- интегрируемость с приложениями и другими системами, использующимися на различных предприятиях корпорации, такими как системы автоматизированного проектирования, автоматизации управления технологическими процессами, электронного документооборота, электронной коммерции, а также с новыми разработками;

- наличие в системе средств поддержки принятия решений;

- наличие в системе средств интеграции с хранилищами данных;

- наличие развитых средств настройки и конфигурирования аппаратных и программных средств к конкретным условиям;

- возможность организовывать «виртуальные предприятия».

Достоинства ERP-систем:

- одна интегрированная система вместо нескольких разрозненных;

- возможность управления международными корпорациями (несколько языков, валют, систем бухгалтерского учета и отчетности), что определяют их инфраструктуру (Internet/intranet) и масштабируемость - до нескольких тысяч пользователей.

- интеграция систем ERP с приложениями, уже используемыми на предприятии (например, системами CAD/CAM/CAE , биллинга и др.), а также с новыми разработками;

- развитые средства поддержки принятия решений;

- развитые средства настройки (конфигурирования) и адаптации, в том числе применяемые динамически во время работы системы;

- развитые средства информационной безопасности;

- информация вводится в систему только один раз там, где она возникает, хранится в одном месте и может многократно использоваться всеми структурами корпорации в соответствии с регламентом ;

- согласованность в работе различных подразделений корпорации;

- в одной системе охватывается планирование и управление всей деятельностью корпорации;

- снижение издержек и повышение конкурентоспособности;

- стабильность и унификация всех процессов управления корпорации;

- инвестиционная привлекательность, за счет большей прозрачности деятельности корпорации и увеличении капитализации, которое достигается закупкой дорогостоящих нематериальные активов (ERP);

- возможности интеграции в новую Интернет-экономику.

Недостатки ERP-систем:

- высокая стоимость ERP-систем;

- возможности данной методологии существенно зависят от программной реализации;

- внедрить систему бывает очень дорого и тяжело;

- сопротивление подразделений в предоставлении конфиденциальной информации;

- недоработанность политики занесения и поддержки актуальности данных в ERP ;

- проблемы «слабого звена» - эффективность всей системы может быть нарушена одним структурным подразделением корпорации или партнёром.

В последнее десятилетие успешно развивались интернет-технологии. Новые возможности, предоставляемые интернет-технологиями, выходят за традиционные рамки ERP, замкнутой внутри производственного цикла предприятия.

Интеграция традиционной ERP-системы предприятия с интернет-решениями для электронного бизнеса явилась концепция систем нового поколения - ERP II - Enterprise Resource and Relationship Processing - управление ресурсами и внешними отношениями предприятия, имеющих два контура управления: традиционный внутренний,

управляющий внутренними бизнес-процессами предприятия принято называть back-office

- внутренняя система, и внешний - управляющий взаимодействиями с контрагентами и покупателями продукции - front-office - внешняя система.

Таким образом, ERP П-система - это методологии ERP-системы с возможностью более тесного взаимодействия предприятия с клиентами и контрагентами посредством информационных каналов, предоставляемых интернет-технологиями.

Основное отличие ERP II от ERP то, что в них охватывается не только внутренняя система, но и внешняя деятельность компании на основе открытой информационной системы.

Следствием чего является то, что:

- компьютеризируются абсолютно все функции корпоративного бизнеса;

- система охватывает различные профили деятельности корпорации;

- корпоративные данные становятся более прозрачными;

- основой становится веб-ориентированность системы.

Библиографический список

1. Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. В.А. Козловского. - М.: Инфра-М, 2003. - 574 с.

2. Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP II. - 2-е изд. -СПб.: Питер, 2005. - 416 с. : ил.

3. Баронов В.В. Калянов Г.Н. Попов Ю.И. и др. Автоматизация управления предриятием. - М.: Инфра-М, 2000.

4. Краснов С.В., Федосеева О.Ю. Информационные технологии в организации производства наукоемкой продукции: Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия “Информатика”. Вып. 17. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2011.

5. http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=50797.

6. http://big.spb.ru/publications/other/logistics/discr objepr ...

7. http://www.cfin.ru/press/loginfo/2001-07/14-17.shtml

8. http://www.compress.ru/Archive/CP/2001/10/14/

9. http://www.cfin.ru/itm/kis/tops.shtml

10. http://www.connect.ru/%&Ovr1/article.asp?id=5013

11. http://www.cfin.ru/management/practice/supremum2003/08.shtml

12. http://www.iteam.ru/publications/it/section 52/article 1410/

13. http://www.5ka.ru/13/2391/Lhtml

14. http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=64492

15. http://www.lanit.ru/press/articles.wbp?doc-id=0bfe2d2c-5d30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.