УДК 004. 942 ББК 30ф
Бабаева Е.С.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КРУПНЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЯМИ
Babaeva E.S.
INFORMATION TECHNOLOGIES IN MANAGEMENT SYSTEM OF LARGE INDUSTRIAL CORPORATIONS
Ключевые слова: управление корпорациями, информационные технологии, ERP, ERPII.
Keywords: management of corporations, information technologies, ERP, ERP II.
Аннотация
Рассмотрены ERP-системы как основа управления ресурсами корпорации на базе современных информационных технологий, их основные достоинства, недостатки и перспективы развития.
Abstract
The article deals with the ERP-systems as the basis of management resources of corporation on the basis of modern information technologies, its main advantages, disadvantages and development perspectives.
Возрастающая роль производителей наукоемкой продукции в экономике развитых стран повышает значение эффективного управления и привлекает еще большее внимание к интегрированным системам управления предприятием (4).
Необходимо, чтобы эти системы:
• имели финансовые подсистемы с очень большими возможностями;
• отслеживали взаимодействие производства, поставщиков, партнеров и потребителей, работающих автономно предприятий, или в составе корпорации, в виде географически распределенного предприятия, или временного объединения предприятий, работающих над единым проектом и т.п.
Таким образом, потребовалось расширить концепцию MRP, в которой уделяют внимание только производству,до уровня автоматизации всех процессов на предприятии и вне его.
Продолжением эволюции систем планирования потребности в ресурсах стала концепция ERP (Enterprise Resource Planning - «Планирование ресурсов предприятия»), которая была предложена аналитической компанией GartnerGroup в начале 90-х годов и на сегодня успешно используется на многих предприятиях.
ERP обозначает управление всеми внутренними и внешними ресурсами территориально распределенного предприятия (производственными ресурсами, финансовыми ресурсами, заказами и т. д.).
Обычно под аббревиатурой ERP подразумевается “интегрированная” система, выполняющая функции, предусмотренные MPS-MRP/CRP-FRP-SIC.
Термин ERP, согласно APICS, означает «финансово ориентированную информационную систему для определения и планирования ресурсов предприятия, необходимых для получения, изготовления, отгрузки и учета заказов потребителей.
В основу ERP системы заложены следующие принципы:
- корпоративность;
- интегрируемость и модульность;
- универсальность и адаптивность;
- интеллектуальность;
- многокомпонентная архитектура.
На основе этих принципов в ERP системах интегрированы следующие методологии
- MRP II - планирование производственных ресурсов предприятия;
- JIT - точно во время (уменьшение производственного цикла, минимум брака и запасов);
- CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) - планирование ресурсов в зависимости от потребностей клиента.
Методологии интегрированы таким образом, что возможно динамическое изменение плана по всей цепочке планирования, чем достигается возможность определения причин возникновения внештатных ситуаций.
Цель системы - циркуляция информации между всеми структурными подразделениями, как внутри корпорации так и вне ее.
Основные задачи, решаемые ERP- системами :
- добиться оптимизации по времени всех ресурсов корпорации;
- предоставления руководству информации для принятия управленческих решений;
- создание инфраструктуры обмена информацией корпорации с поставщиками и потребителями.
Исторически концепция ERP стала развитием более простых концепций MRP (Material Requirement Planning - планирование материальных потребностей) и MRP II (Manufacturing Resource Planning - планирование производственных ресурсов). ERP является расширением MRP II и представляет собой методологию управления всеми доступными ресурсами корпорации с территориально разнесённой структурой.
Идея ERP-систем состоит в:
- создании единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию;
- обеспечении одновременного доступа к корпоративной бизнес-информации любого необходимого количества сотрудников корпорации , наделённых соответствующими полномочиями;
- изменении данных, которые производятся через функции (функциональные возможности) системы;
- создании программного обеспечения для поддержки разных функций предприятия, которое должно взаимодействовать друг с другом.
- ERP-системы подразделяются на отдельные функциональные модули;
- к базовой ERP-системе через соответствующие интерфейсы подключены компоненты, реализующие дополнительные функции (идеология компонентной архитектуры);
- ERP-система формирует стандартизованное единое информационное пространство предприятия.
Концепция ERP является фактическим стандартом для современных корпоративных информационных систем в мире.
Поскольку концепция ERP не является де-юре стандартом, принято ориентироваться на требования, которые выдвигает к современной системе управления предприятием, соответствующим концепции ERP, ассоциация APICS (Американское общество управления производством и запасами), а именно такая система должна включать [5]:
- управление цепочкой поставок (Supply Chain Management, SCM, ранее - DRP, Distribution Resource Planning);
- усовершенствованное планирование и составление расписаний (Advanced Planning and Scheduling, ASP);
- модуль автоматизации продаж (Sales Force Automation, SFA);
- автономный модуль, отвечающий за конфигурирование (Stand Alone Configuration Engine, SCE);
- окончательное планирование ресурсов (Finite Resource Planning, FRP);
- интеллект бизнеса, OLAP-технологии (Business Intelligence, BI);
- модуль электронной коммерции (Electronic Commerce, EC);
- управление данными об изделии (Product Data Management, PDM).
ERP-система состоит из следующих элементов:
- модель управления бизнес-процессами на предприятии;
- аппаратно-техническая база и средства коммуникаций;
- системное и прикладное программное обеспечение;
- порядок использования и модернизации программного обеспечения;
- IT-департамент и обеспечивающие службы;
- пользователи программных продуктов.
Каждое предприятие при осуществлении своей деятельности имеет множество особенностей. Тем не менее можно выделить группы задач, одинаковые для различных предприятий.
К таким группам задачам относятся:
- управление материальными и финансовыми ресурсами;
- управление закупками;
- сбытом( заказами потребителей и поставками);
- управление кадрами;
- основными фондами;
- складами;
- бизнес-планирование ;
- бухгалтерия и др.
Поэтому построенные на централизованной базе данных, ERP-системы должны иметь модульный принцип. Каждый модуль - это вид деятельности компании.
Поэтому ERP-систему можно рассматривать как интеграцию следующих основных подсистем :
• Управление финансами;
• Управление материальными потоками;
• Управление производством;
• Управление продажами;
• Управление проектами;
• Управление качеством;
• Управление персоналом.
• Средство поддержки принятия решения;
• Средство моделирования и описания бизнес-процессов;
• Управление информационной безопасностью.
Каждая из перечисленных подсистем может включать в себя функциональные блоки, которые также могут быть оформлены в виде отдельных подсистем.
Между этими блоками существуют интерфейсы, которые определяются спецификой бизнес-процессов [5].
В результате в главной книге ERP-системы собираются результаты из всех основных модулей.
Главным же, безусловно, является набор функций ERP-систем, основные из которых следующие:
- планирование потребностей в материалах и комплектующих;
- распределение всех материалов в соответствии с заказами для выполнения плана производства продукции;
- планирование производственных мощностей: от отдельного станка до укрупнённого планирования производства в целом;
- автоматизация составления планов производства;
- формирование и управление планом продаж;
- управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учёта и оптимизации складских и цеховых запасов;
- управления проектами, включая планирование этапов и ресурсов;
- ведение конструкторской и технологической документации, определяющей состав изделий, ресурсы и операции, необходимые для их изготовления;
- управление персоналом;
- управление финансовой деятельностью, включая составление финансового плана его контроль, финансовый и управленческий учёт.
Основными отличиями ERP-систем от MRPII-систем можно считать:
- большего количества типов производств и видов деятельности предприятий, в то время как MRP уделяют внимание только производству;
- планирование ресурсов по различным направлениям деятельности;
- возможность управления группой автономно работающих предприятий, корпоративными структурами;
- развитые подсистемы финансового планирования ,контроля и управления;
- наличие функций, необходимых для управления международными корпорациями, такие как несколько систем бухгалтерского учета, различные языки и валюты; соответственно растет и масштабируемость систем;
- большее внимание созданию информационной инфраструктуры предприятия, гибкости, надежности, совместимости с различными программными платформами;
- интегрируемость с приложениями и другими системами, использующимися на различных предприятиях корпорации, такими как системы автоматизированного проектирования, автоматизации управления технологическими процессами, электронного документооборота, электронной коммерции, а также с новыми разработками;
- наличие в системе средств поддержки принятия решений;
- наличие в системе средств интеграции с хранилищами данных;
- наличие развитых средств настройки и конфигурирования аппаратных и программных средств к конкретным условиям;
- возможность организовывать «виртуальные предприятия».
Достоинства ERP-систем:
- одна интегрированная система вместо нескольких разрозненных;
- возможность управления международными корпорациями (несколько языков, валют, систем бухгалтерского учета и отчетности), что определяют их инфраструктуру (Internet/intranet) и масштабируемость - до нескольких тысяч пользователей.
- интеграция систем ERP с приложениями, уже используемыми на предприятии (например, системами CAD/CAM/CAE , биллинга и др.), а также с новыми разработками;
- развитые средства поддержки принятия решений;
- развитые средства настройки (конфигурирования) и адаптации, в том числе применяемые динамически во время работы системы;
- развитые средства информационной безопасности;
- информация вводится в систему только один раз там, где она возникает, хранится в одном месте и может многократно использоваться всеми структурами корпорации в соответствии с регламентом ;
- согласованность в работе различных подразделений корпорации;
- в одной системе охватывается планирование и управление всей деятельностью корпорации;
- снижение издержек и повышение конкурентоспособности;
- стабильность и унификация всех процессов управления корпорации;
- инвестиционная привлекательность, за счет большей прозрачности деятельности корпорации и увеличении капитализации, которое достигается закупкой дорогостоящих нематериальные активов (ERP);
- возможности интеграции в новую Интернет-экономику.
Недостатки ERP-систем:
- высокая стоимость ERP-систем;
- возможности данной методологии существенно зависят от программной реализации;
- внедрить систему бывает очень дорого и тяжело;
- сопротивление подразделений в предоставлении конфиденциальной информации;
- недоработанность политики занесения и поддержки актуальности данных в ERP ;
- проблемы «слабого звена» - эффективность всей системы может быть нарушена одним структурным подразделением корпорации или партнёром.
В последнее десятилетие успешно развивались интернет-технологии. Новые возможности, предоставляемые интернет-технологиями, выходят за традиционные рамки ERP, замкнутой внутри производственного цикла предприятия.
Интеграция традиционной ERP-системы предприятия с интернет-решениями для электронного бизнеса явилась концепция систем нового поколения - ERP II - Enterprise Resource and Relationship Processing - управление ресурсами и внешними отношениями предприятия, имеющих два контура управления: традиционный внутренний,
управляющий внутренними бизнес-процессами предприятия принято называть back-office
- внутренняя система, и внешний - управляющий взаимодействиями с контрагентами и покупателями продукции - front-office - внешняя система.
Таким образом, ERP П-система - это методологии ERP-системы с возможностью более тесного взаимодействия предприятия с клиентами и контрагентами посредством информационных каналов, предоставляемых интернет-технологиями.
Основное отличие ERP II от ERP то, что в них охватывается не только внутренняя система, но и внешняя деятельность компании на основе открытой информационной системы.
Следствием чего является то, что:
- компьютеризируются абсолютно все функции корпоративного бизнеса;
- система охватывает различные профили деятельности корпорации;
- корпоративные данные становятся более прозрачными;
- основой становится веб-ориентированность системы.
Библиографический список
1. Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. В.А. Козловского. - М.: Инфра-М, 2003. - 574 с.
2. Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP II. - 2-е изд. -СПб.: Питер, 2005. - 416 с. : ил.
3. Баронов В.В. Калянов Г.Н. Попов Ю.И. и др. Автоматизация управления предриятием. - М.: Инфра-М, 2000.
4. Краснов С.В., Федосеева О.Ю. Информационные технологии в организации производства наукоемкой продукции: Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия “Информатика”. Вып. 17. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2011.
5. http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=50797.
6. http://big.spb.ru/publications/other/logistics/discr objepr ...
7. http://www.cfin.ru/press/loginfo/2001-07/14-17.shtml
8. http://www.compress.ru/Archive/CP/2001/10/14/
9. http://www.cfin.ru/itm/kis/tops.shtml
10. http://www.connect.ru/%&Ovr1/article.asp?id=5013
11. http://www.cfin.ru/management/practice/supremum2003/08.shtml
12. http://www.iteam.ru/publications/it/section 52/article 1410/
13. http://www.5ka.ru/13/2391/Lhtml
14. http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=64492
15. http://www.lanit.ru/press/articles.wbp?doc-id=0bfe2d2c-5d30