Научная статья на тему 'Основные аспекты оккупационного периода в станице Кабардинской Апшеронского района (август 1942-1943 гг. )'

Основные аспекты оккупационного периода в станице Кабардинской Апшеронского района (август 1942-1943 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
333
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ТУАПСИНСКАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ / ОККУПАЦИЯ / КАВКАЗ / СТАНИЦА КАБАРДИНСКАЯ / ДЕТИ ВОЙНЫ / ИНТЕРВЬЮ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жукова Ю.А.

В статье рассматриваются и анализируются особенности оккупационного периода в станице Кабардинской Апшеронского района Краснодарского края в августе 1942 январе 1943 гг. Анализ проводился преимущественно на основе данных, собранных из выборок анкет, полученных в результате опросов очевидцев оккупации, станицы Кабардинской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Жукова Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты оккупационного периода в станице Кабардинской Апшеронского района (август 1942-1943 гг. )»

ный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rusmission.org/2/1/1/1201 (дата обращения: 17.01.16).

7. Подробнее о перспективах сотрудничества закавказских республик со странами Евразийского союза см.: Дудайти А.К. Евразийский вопрос и будущее Южного Кавказа // Известия СОИГСИ. - 2014. - № 14 (53). - С. 79-86.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОККУПАЦИОННОГО ПЕРИОДА В СТАНИЦЕ КАБАРДИНСКОЙ АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА (АВГУСТ 1942-1943 ГГ.)

© Жукова Ю.А.*

Кубанский государственный университет, г. Славянск-на-Кубани

В статье рассматриваются и анализируются особенности оккупационного периода в станице Кабардинской Апшеронского района Краснодарского края в августе 1942 - январе 1943 гг. Анализ проводился преимущественно на основе данных, собранных из выборок анкет, полученных в результате опросов очевидцев оккупации, станицы Кабардинской.

Ключевые слова Великая Отечественная война, Туапсинская оборонительная операция, оккупация, Кавказ, станица Кабардинская, дети войны, интервью.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. окончившаяся 70 лет назад, оставила неизгладимый след в экономической и социальной жизни нашей страны. В обществе и по сей день сохраняется устойчивый интерес и внимание к событиям военных лет. Трагические события военных лет затронули практически каждый населенный пункт России. В этом аспекте в сферу научной проблематики статьи вошли населенные пункты, расположенные в районах проведения Туапсинской оборонительной операции (август 1942 г. -январь 1943 г.).

Поколение людей переживших войну, в том числе: фронтовики, труженики тыла, дети войны, воевавшие и находившиеся в тех районах боевых действий, сохранили в своей памяти этот непростой период жизни нашего государства в мельчайших подробностях. Возможность сбора, анализа и сохранения столь ценной и достоверной информации особенно важна сегодня. Возможность сбора, сохранения и анализа столь ценной информации особенно важна сегодня, когда возможности опросить живых свидетелей остается все меньше.

Поэтому каждая анкета разрабатывается отдельно для каждого района и населенного пункта в частности. Вопросы интервью составляются сообраз-

* Студент 4 курса кафедры Истории и методики ее преподавания.

но тому документальному и фактическому материалу, который получен о военных действиях в поселках и станицах Апшеронского, Белореченского, Туапсинского районов на сегодняшний день.

Одной из таких станиц, переживших немецкую оккупацию на Туапсин-ском направлении, стала станица Кабардинская. По опросам местных жителей, детей войны, население станицы было больше тысячи человек, более чем триста домов. В ней было хорошо развито сельское хозяйство, в военные годы колхоз, а после войны довольно крупный совхоз. Кроме того, Кабардинская была выгодной стратегической точкой для немецкого командования, так как имела удобную географию, располагаясь на важных транспортных путях. Станица находилась в пяти километрах от станицы Хады-женской (сегодня город Хадыженск), станицы Куринской за которую шли наиболее жестокие и кровопролитные бои. Так же Кабардинская являлась железнодорожной станцией. Согласно имеющимся источникам, станица была занята нацистскими войсками между 14 августа 1942 г. [1, с. 140]. 15 августа они начали атаку по советским соединениям в сторону станиц Линейная и Куринская. Кабардинскую оккупировали утром. Первые группы немецких солдат, как утверждают очевидцы, появилась со стороны станицы Николен-ской, в ночное время суток, в том месте, где пролегало железнодорожное полотно [10, с. 1]. Так как мост через реку Пшиш был взорван отступившими советскими войсками, и подступы к станице со стороны дороги все еще прикрывались заградительным артиллерийским огнем «Катюш», немцы по шоссейной дороге смогли зайти в населенный пункт только по прошествии суток - 15 августа [8, с. 1]. Когда, немецкие солдаты соорудили новый мост через реку, тогда в станицу смогли зайти танки и вся остальная авто и мототехника имевшаяся у них в большом количестве [4, с. 1].

С этого момента и до середины января станица Кабардинская была оккупирована немцами. Бытовая жизнь населения и без того не простая, серьезно ухудшилась. В каждой анкете прошеных респондентов указано, что оккупанты с первого дня своего пребывания в станице варварски грабили колхозное хозяйство и подсобные хозяйства местных жителей. Все продукты и весь скот изымались для питания немецких солдат. Жителям станицы Кабардинской удалось полностью уберечь только колхозное стадо скота. Внук станичного пастуха Куликов Георгий Савельевич указал в своей анкете то, что скотину угнали заблаговременно, далеко в горы Майкопского района, на плато Лаго-Наки [7, с. 2]. Однако жители сами уйти из станицы никуда не смогли и многие не захотели оставлять свои дома. Поэтому им приходилось жить в тесном соседстве с немецкими солдатами, которые заняли для своих квартир лучшие дома, оставив хозяевам домов право расположиться в подвалах домов, а за неимением таковых вырыть себе окопы и землянки поблизости от домов [10, с. 2].

Как только все оккупанты расселились по квартирам, в станице Кабардинской в кратчайшие сроки, было налажено новое немецкое самоуправление. С первых дней, их пребывания новой властью было выбрано здание для немецкой комендатуры - оно располагалась на «хуторе» станицы за рекой в здании, полицию устроили в здании КБО [4, с. 2]. В анкетах Донцова Михаила Николаевича и Ковалева Никлая Алексеевича кроме того указано, что в станице на протяжении всего периода оккупации действовало несколько госпиталей располагавшихся в школе, клубе и в просторных домах семей офицеров ушедших на войну и казаков [4, с. 2]. Из станицы регулярно выезжала машина скорой помощи, направляясь обычно в сторону станицы Ни-коленской и Лесогорской [6, с. 1].

Старосту и полицаев выбрали из местных жителей. В рядах полицаев оказались, как утверждают опрошенные респонденты, люди различного материального и социального статуса. Тут были зажиточные, и даже богатые жители, в том числе большое количество недовольных существующей властью казаков, которые радостно встречали немцев в станице, были и бедняки, пришедшие с фронта по ранению или вовсе не годные к военной службе люди [2, с. 1]. Старостой был выбран Жученко Александр Иванович [4, с. 1], человек ненавидевший новую власть, и при всяком удобном случае старавшийся оградить жителей станицы от несправедливых расправ и казней. Так, опрошенный нами житель Кабардинской Донцов Михаил Николаевич рассказал о делах старосты так: «... Наш староста ничего плохо нам не делал, многих даже спас от преследований, спас много семей офицеров ушедших на фронт, спас так же мост и мельницу. Когда в станицу вошли наши войска, его арестовали, и вся станица пришла ему на помощь. Пошли в Хадыженск, в здание милиции и там просили за него. Через неделю поверив нам, его отпустили.» [4, с. 3].

Жители станицы были благодарны каждому, кто имел смелость вступиться за них перед немцами, не смотря на показательные казни в центральном парке станицы. Поэтому многие опрошенные нами респонденты не только имели сведения, но так же активно контактировали с очагами партизанского сопротивления. В районе станицы Кабардинской и окрестных поселках, таких как хутор Тицин, Безымянный, село Садовое вел борьбу с новой властью партизанский отряд № 3 имени Железняка относящийся к Неф-тегорскому партизанскому кусту. Куликов Георгий Савельевич много рассказал в своей анкете о деятельности партизан, с которыми активно сотрудничали его бабка и дед. По просьбе партизан, он с сестрой воровали у немцев оружие и закапывали его в балке, которую он нам указал. Его бабка укрывала в своем доме партизанских связных, и одну шпионку, которая по вечерам прогуливаясь по станице, заманивала немецких часовых в приготовленную для них засаду, неподалеку от реки Пшиш. Кроме того Георгий Савельевич сообщил, что хутор Безымянный насчитывавший чуть более 15 до-

мов был полностью сожжен полицаями при облаве на партизан [7, с. 2]. Однако не смотря на все предпринятые меры против народного сопротивления новая власть станицы не смогла справиться с ним, и более того пребывала в постоянном страхе и подозрительности. Они подозревали в связи с партизанами даже детей и слабоумных людей. Так опрошенный нами Стояновский Владимир Павлович, будучи мальчиком во время оккупации рассказал, что на его глазах немец застрелил слабоумного пастуха, когда тот на вопрос, знает ли он что-то о партизанах, просто кивнул головой, радуясь тому, что с ним заговорили [9, с. 2]. В анкетах респондентов, приведено достаточно много примеров такой неоправданной жестокости по отношению к местному населению. Однако каждый второй из опрошенных указал в анкете, что особенной жестокости по отношению ко всему населению станицы не проявляли, нередки даже были случаи сочувственного и доброго отношения к старикам и детям, особенно среди офицерского состава [3, с. 1].

Оккупация станицы окончилась, как указывает Э.И. Пятигорский в книге «История это то, что было», между 18-19 января 1943 г. [1]. В анкетах респондентов согласно составленной выборке установлено, что немцы уходили из станицы в основном в ночное время суток, быстро, никого из местных жителей об уходе не оповещали. Для быстрого и мобильного отступления использовали железную дорогу. Когда последние группы немецких солдат покидали поселок, они прицепили железный крюк к паровозу и разорвали железнодорожное полотно, сделав его непригодным для передвижения [5, с. 1].

С того момента как немецкие военные подразделения покинули станицу Кабардинскую, опасность атаки и захвата в конечном итоге Туапсинского и Горячеключевского районов очень быстро перестала существовать. Впоследствии советские войска до 26 января 1943 г. смогли серией стремительных атак переходящих в наступление, освободить от нацистской оккупации сначала Нефтегорский, Апшеронский, а затем и Белореченский районы, завершив Туапсинскую оборонительную операцию победой советского оружия.

Описание оккупационного периода станицы Кабардинской Апшерон-ского района, изложенное в данной статье на основе воспоминаний очевидцев, очень ценно для дальнейшего исследования Туапсинской оборонительной операции. Подобный опыт описания бытовой жизни в оккупации весьма ценен. Так как, может быть применен для написания цикла статей посвященных оккупационному быту в районах проведения Туапсинской оборонительной операции, что в свою очередь позволит создать единое представление об оккупации Северо-Восточной части Кавказа.

Список литературы:

1. Воспоминания жителя станицы Кабардинская Апшеронского района, Антипова Владимира Сергеевича, материал из личного архива.

2. Воспоминания жительницы станицы Кабардинской Апшеронского района, Беликовой Веры Николаевны, материал из личного архива.

3. Воспоминания жителя станицы Кабардинская Апшеронского района, Донцова Михаила Николаевича, материал из личного архива.

4. Воспоминания жителя станицы Кабардинская Апшеронского района, Камошина Павла Ивановича, материал из личного архива.

5. Воспоминания жителя станицы Кабардинская Апшеронского района, Ковалева Николая Алексеевича, материал из личного архива.

6. Воспоминания жителя станицы Кабардинская Апшеронского района, Куликова Георгия Савельевича, материал из личного архива.

7. Воспоминания жительницы станицы Кабардинской Апшеронского района, Шевченко Раисы Павловны, материал из личного архива.

8. Воспоминания жителя станицы Кабардинской Апшеронского района, Стояновского Владимира Павловича, материал из личного архива.

9. Воспоминания жительницы станицы Кабардинской Апшеронского района, Тоцкой Таисии Васильевны, материал из личного архива.

10. Пятигорский Э.И. История это то, что было / Э.И. Пятигорский. -Туапсе, 1992. - С. 140.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ НА КАВКАЗСКОМ ФРОНТЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1914-1916 ГГ.)

© Таучелов Б.Г.

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова,

г. Владикавказ

В статье рассматривается российско-турецкое противостояние на Кавказском фронте на начальном этапе Первой мировой войны, показано значение Сарыкамышской и Эрзерумской операций в деле достижения общего успеха русских сил в Восточной и Западной Анатолии; вскрываются причины, из-за которых Кавказская армия не воспользовалась выгодами, полученными в результате блестяще проведенных операций против турок.

Ключевые слова Первая мировая война, русско-турецкое противостояние, Сарыкамышская операция, Эрзерумская операция, разгром турецких войск.

В Отечественной исторической литературе имеется достаточно много суждений о том, в чем заключалась причина Первой Мировой войны, и какую роль играла в ходе нее Российская империя. Такой интерес к событиям начала ХХ столетия вызван функционированием порочной в своей основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.